Научная статья на тему 'Мнение персонала медицинских организаций об эффективности систем менеджмента качества и международной сертификации'

Мнение персонала медицинских организаций об эффективности систем менеджмента качества и международной сертификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИСО / SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT / OPINION / MEDICAL PERSONNEL / INTERNATIONAL CERTIFICATION OF MEDICAL ORGANIZATIONS / ISO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Линденбратен А.Л., Дубинин Николай Дмитриевич, Лудупова Е.Ю., Крючков Д.В., Николаев Н.С.

Проведено социологическое исследование мнения персонала об эффективности систем менеджмента качества методом анкетирования в медицинских организациях с функционирующими системами менеджмента качества и прошедшими международную сертификацию системами. Объектом исследования была оценка медицинскими работниками влияния системы менеджмента качества на их деятельность по результатам работы с данной управленческой подсистемой. При этом предметом исследования служило мнение персонала о динамике показателей деятельности во времени. Рассматривалась вовлеченность персонала, изменения в организации деятельности, размере оплаты труда, результативности лечебной деятельности с точки зрения сотрудников организаций. Авторы пришли к выводу, что персонал в рассматриваемых медицинских организациях имеет высокое мнение об эффективности данных систем. Среди частных характеристик медицинской помощи 67% респондентов отмечают улучшение организации деятельности, из них значительное улучшение отметили 36%. Большая часть (69%) респондентов ощутила положительную динамику в деятельности. При этом персонал организаций не отмечает увеличения дохода в 68% случаев и лишь 24°% опрошенных указали на рост заработной платы. Среди негативных итогов внедрения системы менеджмента качества выделено увеличение рабочей нагрузки. Данную тенденцию отметили 53% персонала, среди них 30% указали на значительное увеличение нагрузки. На отсутствие изменений указали 38% респондентов, снижение нагрузки подтвердили только 9% респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Линденбратен А.Л., Дубинин Николай Дмитриевич, Лудупова Е.Ю., Крючков Д.В., Николаев Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The opinion of personnel of medical organizations concerning effectiveness of systems of quality management and international certification

The sociological study was carried out concerning effectiveness of systems of quality management. The technique of questionnaire survey was implemented in medical organizations with functioning systems of quality management and internationally certified systems. The evaluation by medical personnel impact of system of quality management on their activities based on results of using the given management sub-system was selected as a study object. At that, opinion ofpersonnel concerning time dynamics of indices of activity was served as a study subject. The involvement of personnel, alterations in activities of organization, remuneration of labor, effectiveness of treatment from point of view of organizations' staff members were considered. The conclusion was made that personnel of considered organizations has favorable opinion concerning effectiveness of the given systems. Among particular characteristics ofmedical care, 67% of respondents marked improvement of organization of functioning and 36% out of them marked significant improvement. The most of respondents (69%) felt positive dynamics of activities. At that, personnel of organizations mark no increasing of income in 68% of all cases and only 24% of respondents indicated salary increasing. Among negative outcomes of implementation of system of quality management, the respondents focused on increasing of workload. This trend was marked by 53% of personnel and 30% out of them indicated significant increasing of workload. The absence of alterations was marked by 38% of respondents and decreasing of workload was confirmed only by 9% of respondents.

Текст научной работы на тему «Мнение персонала медицинских организаций об эффективности систем менеджмента качества и международной сертификации»

Здоровье и общество

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2:616-082:351

Линденбратен А.Л.1, Дубинин Н.Д.1, Лудупова Е.Ю.2, Крючков Д.В.3, Николаев Н.С.4, Дубограй Е.В.5

МНЕНИЕ ПЕРСОНАЛА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

1ФГБНУ Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва;

2ГАУЗ Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко, 670031, Улан-Удэ; 3ГБНУ "НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" 650002, Кемерово; 4ФГБУ Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования", 428020, Чебоксары; 5НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 119021, Москва

Проведено социологическое исследование мнения персонала об эффективности систем менеджмента качества методом анкетирования в медицинских организациях с функционирующими системами менеджмента качества и прошедшими международную сертификацию системами.

Объектом исследования была оценка медицинскими работниками влияния системы менеджмента качества на их деятельность по результатам работы с данной управленческой подсистемой. При этом предметом исследования служило мнение персонала о динамике показателей деятельности во времени. Рассматривалась вовлеченность персонала, изменения в организации деятельности, размере оплаты труда, результативности лечебной деятельности с точки зрения сотрудников организаций.

Авторы пришли к выводу, что персонал в рассматриваемых медицинских организациях имеет высокое мнение об эффективности данных систем. Среди частных характеристик медицинской помощи 67% респондентов отмечают улучшение организации деятельности, из них значительное улучшение отметили 36%. Большая часть (69%) респондентов ощутила положительную динамику в деятельности. При этом персонал организаций не отмечает увеличения дохода в 68% случаев и лишь 24%% опрошенных указали на рост заработной платы.

Среди негативных итогов внедрения системы менеджмента качества выделено увеличение рабочей нагрузки. Данную тенденцию отметили 53% персонала, среди них 30% указали на значительное увеличение нагрузки. На отсутствие изменений указали 38% респондентов, снижение нагрузки подтвердили только 9% респондентов.

Ключевые слова: система менеджмента качества; мнение медицинского персонала; международная сертификация медицинских организаций; ИСО.

Для цитирования: Линденбратен А.Л., Дубинин Н.Д., Лудупова Е.Ю., Крючков Д.В., Николаев Н.С., Дубограй Е.В. Мнение персонала медицинских организаций об эффективности систем менеджмента качества и международной сертификации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5): 260—265. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2016-24-5-260-265

Для корреспонденции: Дубинин Николай Дмитриевич, аспирант ФГБНУ ННИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва, 9161375100@mail.ru

Lindenbraten A.L.1, Dubinin N.D.1, Ludupova E. Yu.2, Kriutchkov D. V3, Nikolaev N.S.4, Dubograii E. V5 THE OPINION OF PERSONNEL OF MEDICAL ORGANIzATIONS CONCERNING EFFECTIvENESS

of systems of quality management and international CERTIFICATION

'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064, Moscow, Russia

2The N.A. Semashko Republican clinical hospital, 670031, Ulan-Ude, Russia

3The research institute of complex problems of cardio-vascular diseases, 650002, Kemerovo, Russia

4The Federal center of traumatology, orthopedics and endoprosthesis replacement, 428020, Cheboksary, Russia

5The research institute of sociology of medicine, health economics and medical insurance of the I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119992, Moscow, Russia

The sociological study was carried out concerning effectiveness of systems of quality management. The technique of questionnaire survey was implemented in medical organizations with functioning systems of quality management and internationally certified systems. The evaluation by medical personnel impact of system of quality management on their activities based on results of using the given management sub-system was selected as a study object. At that, opinion ofpersonnel concerning time dynamics of indices of activity was served as a study .subject. The involvement of personnel, alterations in activities of organization, remuneration of labor, effectiveness of treatment from point of view of organizations' staff members were considered. The conclusion was made that personnel of considered organizations has favorable opinion concerning effectiveness of the given systems. Among particular characteristics ofmedical care, 67%% of respondents marked improvement of organization of functioning and 36% out of them marked significant improvement. The most of respondents (69%) felt positive dynamics of activities. At that, personnel of organizations mark no increasing of income in 68% of all cases and only 24% of respondents indicated salary increasing. Among negative outcomes of implementation of system of quality management, the respondents focused on increasing of workload. This trend was marked by 53% of personnel and 30% out of them indicated significant increasing of workload. The absence of alterations was marked by 38% of respondents and decreasing of workload was confirmed only by 9% of respondents.

Keywords: system; quality management; opinion; medical personnel; international certification of medical organizations; ISO

For citation: Lindenbraten A.L., Dubinin N.D., Ludupova E.Yu., Kriutchkov D.V., Nikolaev N.S., Dubograii E.V. The opinion of personnel of medical organizations concerning effectiveness of systems of quality management and international certification. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (5): 260—265. (In Russ.) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-260-265

For correspondence: Dubinin N.D., post-graduate student e-mail: 9161375100@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support

Received 16.03.2016 Accepted 31.03.2016

В Российской Федерации существует опыт внедрения системы менеджмента качества (СМК) и связанной с ним международной сертификации (МС) медицинских организаций (МО). Все большее число МО различных организационно-правовых форм выбирают данный механизм повышения качества медицинской помощи [1, 2].

Постулируется, что применение данных систем приводит к повышению качества медицинской помощи. При этом не существует достоверных научных сведений, в какой степени применение перечисленных выше механизмов повышения качества в действительности взаимосвязано с качеством и безопасностью медицинской помощи, а также с результатами лечения. Улучшавшиеся показатели деятельности, которые нам удалось выделить на основании данных литературы, относятся скорее к категории качества организации медицинской помощи.

При этом на первый план выходят вопросы выбора адекватного подхода к построению СМК, правильного ее внедрения, а также выбора моделей международной сертификации. Рассмотрение данных вопросов в российских условиях и разработка практических рекомендаций должны обеспечить максимальный эффект от данных систем для отечественного здравоохранения.

Говоря об актуальности рассматриваемой темы необходимо отметить, что Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015—2016 гг. в 90%, а в последующие годы — в 95% МО [3].

Данная программа адресована в первую очередь органам управления здравоохранением, а не медицинским организациям. При этом груз построения данных систем всецело ляжет на последние. Как положительный момент выделяется изначальная добровольность данных систем и остающийся свободный выбор моделей и подходов к их созданию.

Опыт зарубежных стран показывает, что на территориях, где применение подобных систем становится обязательным, а контролирующие органы рекомендуют или обязывают внедрять определенные модели, происходит нарушение баланса среди систем. В других странах, в условиях отсутствия значимых данных о преимуществах одних систем над другими, происходит равномерное их распределение [4].

Описанный выше дисбаланс ведет к неэффективному использованию систем, что способно дискредитировать подобные инновационные механизмы

повышения качества медицинской помощи. Одной из главных угроз широкому и продуктивному применению систем является формальный подход к внедрению СМК и стремление к получению сертификата без реальных изменений в деятельности организации [2]. Это особенно актуально в российских условиях, когда реальна выдача фиктивных документов, удостоверяющих высокий уровень качества недобросовестными сертифицирующими органами.

При внедрении СМК необходимо прежде всего ориентироваться на сильные и слабые стороны МО. Реализации данной рациональной стратегии выбора механизма повышения качества должен предшествовать анализ деятельности организации по типу диагностического аудита. Целью данного анализа является оценка состояния МО, выявление критических зон, а также определение векторов улучшения [2]. Впоследствии на основе анализа проводится выбор конкретной системы, наиболее соответствующей потребностям организации.

Формальное внедрение СМК является угрозой для эффективного функционирования данных систем. Подобная интегрированная управленческая подсистема, не принося пользы, способна привести к значительному увеличению документооборота, повышению нагрузки на весь персонал и снижению мотивации. Изучая данные аспекты, помимо динамики показателей качества медицинской помощи, мы ориентировались на мнение персонала об эффективности СМК, как главных участников процесса управления качеством.

В качестве баз исследования были выбраны два федеральных центра (Кемерово и Чебоксары), оказывающих главным образом высокотехнологичную медицинскую помощь, и одна многопрофильная больница республиканского уровня (Улан-Удэ). Результаты исследования на примере данных организаций могут быть использованы в будущем для работы по внедрению СМК на других территориях. Подобные передовые организации в собственных регионах способны стать локомотивом внедрения инновационных механизмов. Этому должно способствовать соответствующее научно-методическое обеспечение данных процессов, ключевой частью которого является оценка их эффективности.

Материалы и методы

Для изучения мнения персонала был выбран метод анонимного анкетирования. Социологическое исследование персонала проводилось на протяжении 2015 г. Обработку эмпирических данных осуществляли методами математической статистики.

Здоровье и общество

Проводился корреляционный анализ по Пирсону. Для анализа данных использовался пакет Excel, программный комплекс многомерной статистики SPSS. Критический уровень значимости был принят как p = 0,05.

При наборе респондентов для исследования в МО (n = 531) учитывались основные требования к выборке относительно репрезентативности и адекватности. Базами исследования стали:

♦ ФГБНУ НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний г. Кемерово — научно-исследовательское медицинское учреждение, в составе которого есть кардиохирургический стационар на 165 коек. Сертифицирован в 2011 г;

♦ ФГБУ Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования МЗ РФ — функционирует с 2009 г. и строился по типовому проекту для подобных центров. Внедрение СМК началось вскоре после создания центра в 2010 г., который был сертифицирован в 2011 г.;

♦ Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко г. Улан-Удэ — крупная многопрофильная медицинская организация регионального уровня. Состоит из 22 стационарных отделений и поликлиники, сертифицирована в 2013 г.

В Улан-Удэ в общей сложности проанкетировано 207 сотрудников, что составило 39% всех опрошенных, в Кемерово — 134 (25%), в Чебоксарах — 190 (36%).

Все базы исследования прошли международную сертификацию в соответствии со стандартом ISO 9001—2008. Необходимо отметить, что во всех МО органы, проводившие сертификацию, были разными.

В соответствии с задачей получить в полном объеме мнения сотрудников были выбраны указанные ниже категории персонала. Выборочная совокупность включала все основные группы работающих. По результатам опроса персонал распределился по должностям: санитары (17%), медицинские сестры (35%), врачи (25%), заведующие отделениями (6%) заместители главного врача и главные врачи (4%), немедицинский персонал (13%).

Соотношение линейного (санитары, медицинские сестры, врачи, немедицинский персонал) и руководящего персонала составило 10:1. Необходимо отметить, что руководящий состав (заведующие отделениями и заместители главного врача) анкетировался сплошным методом. К заведующим отделениями были условно отнесены заведующие отделами, лабораториями и старшие медицинские сестры в силу управленческой специфики деятельности.

Исследование проводилось на методологической платформе социологии медицины. В соответствии с этим респондентам вначале задавались вопросы, ориентирующие их в предмете исследования, а затем основные и уточняющие.

Результаты исследования

На первые 3 вопроса, связанные с информированностью о СМК, опрашиваемые всех МО показали высокий уровень осведомленности. При этом информированность (осведомленность) мы рассматриваем как предиктор и составляющую часть вовлеченности персонала.

Вовлеченность в процессы СМК исследовалась посредством ответа респондентов на 3 вопроса (табл. 1): общая информированность о СМК, наличие СМК в МО, ежедневная работа в соответствии с требованиями СМК.

Удалось выявить статистически достоверные различия в осведомленности персонала в РКБ г. Улан-Удэ и ФЦТОЭ г. Чебоксары (7 = 2,2), а также НИИ КПССЗ г. Кемерово и ФЦТОЭ г. Чебоксары (7 = 2,5). В других случаях различия были недостоверными (7 < 2). Это позволяет утверждать, что уровень вовлеченности персонала на базе исследования ФЦТОЭ г. Чебоксары достоверно выше, чем на других базах исследования.

Полученные результаты показывают, что в организациях действительно проводится обучающая работа с персоналом. Данное обучение всегда должно проводиться на этапе внедрения систем. Затем прошедшие подготовку руководители, чаще всего совмещающие обязанности внутренних аудиторов, организуют работу с собственными подчиненными по подразделениям. Однако в среднем 6% опрошенных затруднились с ответом на вопросы о функционировании СМК в их организации и о ежедневном применении требований СМК.

На основании данных литературы одной из гипотез исследования стало то, что младший медицинский и немедицинский персонал окажутся менее вовлечены в процессы СМК [5]. Данный персонал показал следующие результаты по ответам на указанные 3 вопроса:

♦ 90, 89 и 83% немедицинского персонала (п = 70) дали утвердительный ответ;

♦ 88, 89 и 87% младшего медицинского персонала (п = 89) дали утвердительный ответ.

Эти показатели ниже, чем в среднем по организациям, однако различаются недостоверно (7 < 2). Таким образом, гипотеза подтвердилась лишь частично.

Таблица 1

Вовлеченность персонала МО в процессы СМК (в %)

Доля давших утвердительный ответ

Вопрос РКБ г. Улан-Удэ (n = 207) НИИ КПССЗ г. Кемерово (n = 134) ФЦТОЭ г. Чебоксары (n = 190) в среднем по всем МО (n = 531)

Слышали ли Вы о существовании СМК в МО? 94 93 97 93

Функционирует ли подобная система в Вашей МО? 92 90 97 93

Приходится ли Вам в своей повседневной деятельности сталкиваться с требованиями СМК? 90 88 93 89

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (5) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-260-265

Health and society

Таблица 2

Мнение персонала об изменениях в работе при внедрении СМК в сопоставлении

с мнением коллег (%)

Доля давших утвердительный ответ, %

Вопрос очень отри- отрица- нейт- положи- очень поло-

цательно тельно рально тельно жительно

РКБ г. Улан-Удэ (п = 207)

Как Вы оцените изменения в собственной 2 4 24 40 30

работе после внедрения СМК?

Как, по Вашему мнению, оценивают эффект от внедрения СМК Ваши ближайшие коллеги? 1 8 33 37 21

НИИ КПССЗ г. Кемерово (п = 134)

Как Вы оцените изменения в собственной 5,0 5,0 19,0 39,0 32,0

работе после внедрения СМК?

Как, по Вашему мнению, оценивают эффект 6 6 34 36 18

от внедрения СМК Ваши ближайшие коллеги?

ФЦТОЭ г. Чебоксары (п = 190)

Как Вы оцените изменения в собственной 0 1 5* 29 65*

работе после внедрения СМК?

Как, по Вашему мнению, оценивают эффект 1 0 10* 35 54*

от внедрения СМК Ваши ближайшие коллеги?

Примечание.

t > 2.

Далее рассматривалось непосредственно мнение персонала об эффективности СМК. В целом по персоналу 72% респондентов оценили содержание и качество функционирования СМК как хорошее и очень хорошее в совокупности по МО, как среднее — 18%, как плохое — 4%.

Затем следовал подобный предыдущему вопрос об СМК, однако вектор был смещен в сторону личного отношения респондента и изменений в его собственной деятельности.

Для получения более представительной информации респондентов спрашивали также о мнении их коллег. Интересно сопоставить результаты ответов на 2 вопроса (табл. 2). Предполагалось, что опрашиваемые будут более откровенны при формулировании мнения коллектива и смогут дать более негативные ответы.

Большее число респондентов указали на более негативное отношение коллег, чем их собственное. Большинство опрашиваемых указали на нейтральное отношение к изменениям и реже характеризовали их как очень хорошие с точки зрения коллег.

С целью изучения мнения персонала об СМК в отдельных МО мы разделили ответы респондентов по базам исследования. При этом достоверно лучшие результаты ^ > 2) показал ФЦТОЭ г. Чебоксары с низким уровнем отрицательных изменений в работе, по мнению опрашиваемых, а также с очень высокой долей изменений положительных и очень положительных (см. табл. 2).

В целом на всех базах исследования персонал проявил положительное отношение к СМК, а при ответе на уточняющий вопрос о мнении других членов коллектива о СМК ответы были хуже.

Отмечены достоверные различия в отношении к СМК в описываемых МО. Мнение персонала ФЦТОЭ г. Чебоксары об измене-

ниях в работе при внедрении СМК оказалось значительно лучше, чем в двух других базах исследования. Мы связываем это с объективными факторами качества функционирования и результативности СМК.

В соответствии с гипотезой исследования внедрение СМК должно приводить к повышению качества медицинской деятельности. При этом наибольших достижений мы ожидали с точки зрения качества организации медицинской помощи [6]. Так на вопрос об эффекте с точки зрения организации деятельности улучшения отметили 67%, из них значительное — 36%. По мнению 27%, организационные аспекты деятельности остались без изменений, на отрицательные изменения указали 6%.

Руководствуясь гипотезой, что СМК, внедренные недолжным образом, отягощают деятельность МО, мы задавали вопрос о динамике рабочей нагрузки. При этом 53% респондентов действительно отметили повышение рабочей нагрузки после внедрения СМК, из них 30% — значительное ее увеличение. На отсутствие изменений указали 38% респондентов, снижение нагрузки подтвердили 9% респондентов (табл. 3).

Данная тенденция к увеличению рабочей нагрузки при внедрении СМК и проведении сертификации/ аккредитации также подтверждается данными зарубежных исследователей. Один из немногих литературных обзоров, созданных именно официальными органами здравоохранения — HAS (Haute Autorité de santé) — французское агентство по оценке технологий здравоохранения приводит данные исследований, в которых именно увеличение рабочей нагрузки рассматривается, как единственный выделяемый негативный результат МС. Так, авторы из Франции связывают проведение процедуры сертификации с рабочими перегрузками и ухудшением условий работы [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем исследовании мы допускаем, что ответы респондентов об увеличении нагрузки могут быть следствием субъективной оценки персоналом величины собственного труда. Могло повлиять и то, что

Таблица 3

Мнение двух категорий персонала об эффективности СМК (в %)

Категория персонала Изменение рабочей нагрузки Динамика дохода Результат работы

снизилась без изменений увеличилась снизилась без изменений увеличилась снизилась без изменений увеличилась

Врачи

Весь персонал

38 38

53 53

63 67

28 25

31 26

61

69

Примечание. t < 2.

Здоровье и общество

Таблица 4

Мнение врачей и всего персонала в целом об эффективности СМК (в %)

Категория персонала Оценка СМК* Положительные/отрицательные изменения** Оценка коллег***

отрица- без положи- отрица- без положи- отрица- без положи-

тельная изменений тельная тельные изменений тельные тельная изменений тельная

Врачи (п = 131) 8 26 66 10 17 73 10 30 60

Весь персонал (п = 531), % 7 19 74 7 16 77 7 25 68

Примечание. * — Как Вы оцениваете содержание и качество функционирования СМК в Вашей организации? ** — Если Вы почувствовали изменения в собственной работе после внедрения СМК, то Вы охарактеризовали бы их как положительные или отрицательные? *** — Как, по Вашему мнению, оценивают эффект от внедрения системы Ваши ближайшие коллеги?

оценка проводилась за длительный период времени (более 5 лет).

Мы считаем логичным, что внедрение подобной управленческой подсистемы вызывает изменение уровня рабочей нагрузки. Она может либо облегчать работу, либо утяжелять ее. В нашем случае большинство персонала отмечает второе, однако это также может служить критерием полноценного, а не формального или фиктивного внедрения СМК и вовлеченности персонала.

Вопрос о динамике личного дохода связан с проблемой оценки экономической эффективности СМК. При анализе ответов на вопрос о динамике дохода после внедрения СМК 68% сотрудников МО указали, что их доход не изменился, 7% отметили снижение доходов, 24% указали на их увеличение, но большая часть из них (18% от общего числа опрошенных) отметили увеличение лишь на величину инфляции. При этом 11% опрошенных уклонились от ответа на данный вопрос.

Ключевым и завершающим был вопрос о динамике результативности деятельности. Здесь мы, ожидая найти взаимосвязь внедрения СМК и улучшения качества лечения, прямо спросили, улучшились ли результаты работы после внедрения СМК. Распределение ответов было схожим с предшествующими общими вопросами о СМК. Так, 69% респондентов отметили улучшение, 27% не увидели изменений, 5% указали на ухудшение результатов деятельности.

Далее мы рассматривали мнение отдельных категорий персонала. Особенно важным мы посчитали

Таблица 5

Распределение основных семантических векторов ответов респондентов на открытые вопросы об эффективности СМК

(в % от числа ответивших)

мнение врачей о данных системах. Это обусловлено тем, что уровень КМП в итоге часто определяется уровнем взаимодействия врач—пациент. При этом СМК по ИСО 9001 нельзя признать системой, специализированной для медицинской деятельности и напрямую влияющей на медицинскую помощь

Для изучения данных аспектов при анализе мы отдельно выделили категорию персонала "врачи" (п = 131). Приводим их ответы в сравнении со средними по всем категориям персонала (табл. 4).

В анкете присутствовал раздел открытых вопросов. От респондентов требовалось в свободной форме написать собственное мнение о нужности, целесообразности и пользе применения СМК.

Далее задавался дополнительный вопрос: "Что бы Вы сказали о данных системах в целом?". Он должен был помочь опрашиваемым более открыто сформулировать собственное мнение.

Ответы на открытые вопросы объединялись и интерпретировались авторами исследования. Определялся главный семантический вектор ответа. Были выделены 11 основных векторов ответов, в которые укладывались все реакции респондентов. Проводилось ранжирование ответов по частоте от наиболее к наименее распространенному (табл. 5).

Ранжированные векторы ответов можно отнести в 3 полярные группы:

♦ А. Положительное отношение и поддержка, ответы № 1—5 (86%).

♦ Б. Нейтральное отношение либо указание на незнание ответа, ответы № 6, 7

Группа ответов

Среднее по всем МО

Улан-Удэ

Кемерово

Чебоксары

Нужная, важная, полезная, целесообразная, необходимая система Повышает качество (МП и качество жизни пациентов) и эффективность работы

Нейтрально-положительное отношение, сдержанное Систематизирует, дисциплинирует, упорядочивает Важно распространять, развивать, направленность в будущее Без комментариев

Советы по теме, размышления респондентов, предложения по улучшению, просьбы увеличить заработную плату Сдержанно-отрицательное отношение

Отягощает деятельность, мешает работать, увеличение нагрузки снижает качество

Резко отрицательное отношение

Не относится к медицинской деятельности, с отрицательным оттенком

41 17

12 10 6 4 3

3 2

1 1

53 9

9

10 4 6 3

3 1

0 2

37 15

0 21 8

3 5

1

5

4 1

30 25

21 4 8 3 3

3 3

0 0

Health and society

♦ В. Отрицательное отношение и критика системы,

ответы № 8—11 (7%).

Ответы наибольшей части респондентов на открытые вопросы выражают положительное отношение, поддержку данных систем, указание на то, что данные системы упорядочивают работу. Среди ответивших на открытые вопросы 17% прямо указали, что функционирующая СМК повышает качество медицинской помощи или качество жизни пациентов и эффективность работы.

Проведенный анализ показал, что результаты схожих между собой вопросов анкеты об эффективности СМК имеют сильную положительную корреляционную связь.

Коррелируют между собой ответы на вопрос о функционировании и содержании СМК в сопоставлении с ответами о положительных изменениях в работе персонала после внедрения СМК по мнению опрашиваемых (г = 0,744), о мнении коллег в отношении данных изменений (г = 0,708), о выраженности эффекта с точки зрения организации деятельности (г = 0,63), а также о динамике результатов работы (г = 0,584). Корреляция полученных результатов подтверждает достоверность данных, полученных в исследовании, т. е. мы спрашивали респондентов о различных аспектах одного и того же предмета исследования и получали статистически достоверно схожие ответы.

Однонаправленная связь средней силы также наблюдалась между показателями осведомленности о СМК (г = 0,543). Других значимых для исследования связей выявлено не было.

Заключение

В соответствии с целью исследования выбранными объектом и предметом исследования, а также сформированными гипотезами по итогам исследования были выделены следующие социально-статистические факты.

Персонал высокого мнения об эффективности СМК, которая исследовалась во многих аспектах. Анкета включала вопросы о динамике доходов, рабочей нагрузки, результативности, качества организации медицинской помощи, а также прямые вопросы об эффективности СМК.

Показательно высокое мнение персонала о влиянии СМК на результативность медицинской деятельности и качество медицинской помощи, которое удалось выявить и в ответах основного блока анкеты, и в открытых вопросах.

СМК в рассматриваемых МО внедрены на высоком уровне и функционируют эффективно. Об этом можно судить по высоким показателям информиро-

ванности-осведомленности, что мы связываем с его вовлеченностью в процессы СМК, а также по оценке респондентами эффективности СМК.

При изучении мнения персонала удалось выделить и негативные аспекты внедрения СМК: значительная часть персонала отмечает увеличение рабочей нагрузки.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубинин Н.Д. Международная сертификация медицинских организаций. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2015; (2): 68—73.

2. Ушаков И.В. Опыт внедрения в практическую деятельность частных и государственных медицинских организаций России стандартов ИСО 9001:2008. Заместитель главного врача. 2011; (12): 55—65.

3. Линденбратен А.Л., Дубинин Н.Д., Фаррахова Г.Р., Ягудин Р.Х. Некоторые аспекты внедрения систем управления качеством медицинской помощи. Практическая медицина. 2015; 4 (2): 68—71.

4. Impact and Results of Health Care Quality Improvement and Patient Safety Programmes in Hospitals. What is the Impact of Hospital Accreditation ? International Literature Review. 2011.

5. Артамонова Г.В., Крючков Д.В., Данильченко Я.В., Костомарова Т.С., Шаповалов Д.Г. Мнение персонала научно-исследовательского медицинского учреждения о системе менеджмента качества. Социол. мед. 2015; 14 (2): 25—9.

6. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии его оценки. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2013; (2): 20—3.

7. Douguet F. Les effets de l'accréditation et des mesures d'amélioration sur la qualité des soins sur l'activité des personnels soignants : Postenquête conditions et organisation du travail dans les établissements de .santé. Paris; 2005.

Поступила 16.03.2016 Принята в печать 31.03.2016

REFERENCES

1. Dubinin N. D. International certification of hospitals. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2015; (2): 68—73. (in Russian)

2. Ushakov I.V. The application of ISO 9001:2008 in clinical practice. The Russian expirience. Zamestitel' glavnogo vracha. 2011; (12): 55—65. (in Russian)

3. Lindenbraten A.L., Dubinin N.D., Farrakhova G.R., Yagudin R.Kh. Some some difficulties in implementing quality management systems in hospitals. Prakticheskaya meditsina. 2015; 4 (2): 68—71. (in Russian)

4. Impact and Results of Health Care Quality Improvement and Patient Safety Programmes in Hospitals. What is the Impact of Hospital Accreditation ? International Literature Review. 2011.

5. Artamonova G.V., Kryuchkov D.V., Danil'chenko Ya.V., Kostoma-rova T.S., Shapovalov D.G. The clinical research institute staff perception of quality management system. Sotsiologiyameditsiny. 2015; 14 (2): 25—9. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lindenbraten A.L. Quality of management in health care and its evaluation criteria. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2013; (2): 20—3. (in Russian)

7. Douguet F. Les effets de l'accréditation et des mesures d'amélioration sur la qualité des soins sur l'activité des personnels soignants : Postenquête conditions et organisation du travail dans les établissements de santé. Paris; 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.