Научная статья на тему 'Мнение пациентов первичного звена здравоохранения - источник улучшения медицинской помощи'

Мнение пациентов первичного звена здравоохранения - источник улучшения медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна, Халмирзаева Сохиба Сулеймановна, Азизов Юрий Далиевич, Кличова Фируза Каримовна

Путём анкетирования дан анализ мнения пациентов первичного звена сельского здравоохранения (ПЗСЗ). Изучены пути улучшения медицинской помощи (МП) сельскому населению, а также медицинская активность пациентов. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно-поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию ПЗСЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна, Халмирзаева Сохиба Сулеймановна, Азизов Юрий Далиевич, Кличова Фируза Каримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнение пациентов первичного звена здравоохранения - источник улучшения медицинской помощи»

Список литературы

1. Асадов К.А., Ибрагимов А.Ю., Менликулов П.Р. Структурное изменение медицинской помощи населению по мнению врачей Узбекистана // Мед. журн. Узб., 2011. № 1. С. 35-38.

2. Волобуев Е.В. Отношения врачей и родственников пациентов в системе качества медицинской помощи: автореф. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук, Волгоград, 2011.

3. Ермолина Т.А., Мартынова И.А., Калинин А.Г., Красильников С.В. Состояние здоровья медицинских работников. Обзор литературы // Вестн. нов. мед. технол., 2012. Т. XIX. № 3. С. 197-200.

4. Иванов А.В., Петучук О.Е. Влияние социально-гигиенических условий на здоровье врачей // Бюлл. нац. науч.-исслед. инст. общественного здоровья, 2005. Вып. 2. С.14-17.

5. Микиртичан Г.Л., Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З., Бугреева Е.А. Врачи-педиатры: состояние здоровья и образ жизни. // Педиатрия, 2012. Т. 90. № 6. С. 143-147.

МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ИСТОЧНИК УЛУЧШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Салиева М.Х.1, Халмирзаева С.С.2, Азизов Ю.Д.3, Климова Ф.К.4

1Салиева Манзура Хабибовна - кандидат медицинских наук, доцент;

2Халмирзаева Сохиба Сулеймановна - старший преподаватель;

3Азизов Юрий Далиевич - доктор медицинских наук, профессор, кафедра общественного здоровья и микробиологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан; 4Кличова Фируза Каримовна - ассистент, кафедра фармакологии и клинической фармакологии, 'Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али Ибн Сино, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: путём анкетирования дан анализ мнения пациентов первичного звена сельского здравоохранения (ПЗСЗ). Изучены пути улучшения медицинской помощи (МП) сельскому населению, а также медицинская активность пациентов. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно-поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию ПЗСЗ.

Ключевые слова: анкетирование, первичное звено, сельское здравоохранение, медицинский персонал, медико-санитарная помощь, медицинская помощь.

Стратегической целью для страны в настоящее время является улучшение состояния здоровья населения путем повышения реальной доступности МП. Для определения конкретных задач и разработки основных направлений по совершенствованию качества МП (КМП) целесообразно сначала обратиться к четырем критериям содержания деятельности по обеспечению КМП, рекомендуемым ВОЗ: выполнение профессиональных функций (техническое качество); использование ресурсов (эффективность); контроль степени риска (опасность травм или заболеваний в результате медицинских вмешательств); удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием [1, 2].

Одним из показателей оценки КМП служит удовлетворенность ею пациентов. Однако до сих пор изучению потребности и удовлетворенности МП, оказываемой в ПЗСЗ, уделяется мало внимания. Мнение пациентов о медицинском обслуживании -важный критерий при оценке деятельности медицинских учреждений. Этот субъективный критерий отражает конкретные достоинства и недостаткив организации лечебно-диагностического процесса и способствуетпри соответствующей оценке принятию адекватных действий руководством учреждения[3, 4].

Цель работы: проведение анкетирования по изучению медицинского обслуживания пациентов в системе ПЗСЗ.

Материал и методы

Для определения удовлетворенности пациентов качеством ПМ сельских врачебных пунктах (СВП), нами была составлена анкета, включавщая 41 вопрос, касающийся как профессиональных, так и личностных качеств врачей общей практики (ВОП) и проведён опрос пациентов, которым оказана МП в СВП районов Андижанской области.

Результаты и их обсуждение. В анонимном анкетировании приняли участие 70 пациентов. Среди опрошенных женщины составили 58,6%, мужчины - 41,4% (рис. 1).

Возраст респондентов колебался от 29 до 77 лет, из них 24,3% представляют воз -растную категорию 29-39 лет, 32,9% - 40-49 лет, 27,1% - 50-59 лет, 60 лет и старше -15,7%. 81,4% пациентов имеют среднее и высшее образование и лишь 18,6% -начальное. По социальному положению респонденты распределены следующим образом: 48,6% составляют рабочие, служащие, фермеры, бизнесмены и 51,4% -пенсионеры, домохозяйки, безработные и учащиеся.

Рис. 1. Гендерный состав пациентов

На вопрос: «Ваша оценка своего здоровья?» пациенты ответили следующим образом: отличное и хорошее у 65,7%, одинаково часто удовлетворительное и плохое (по 17,1%). 75,7% пациентов болели острыми и хроническими заболеваниями.

Свои заболевания в 55,7% случаев связывают с высокой стоимостью МП, отсутствием нужных лекарств, недостаточной компетенцией медперсонала, в 44,3% случаев - с материальными трудностями семьи, плохими условиями быта, неблагоприятными условиями труда (рис. 2).

44,30%

I

55,70%%

Рис. 2. Причины заболеваний пациентов

Основная масса пациентов (45,7%) обращалась за МП вначале заболевания, 18,6% - по вопросам профилактики и здорового образа жизни, такое же количество - после самолечения, 17,1% - в тяжёлых случаях.

В течение последнего года 74,3% пациентов посетили ВОП от 1 до 5 раз и более и лишь 25,7% - не посетили, разница существенна (Р<0,05). Основная масса пациентов (65,7%) затрачивает на посещение врача от 1до 2 часов, 34,7% - 3 часа и более. Необходимо отметить, что лишь 27,1% пациентов полностью удовлетворены работой ВОП, 42,8% - не в полной мере, 20,1% - не удовлетворены работой ВОП.

Пациенты считают, что на качество работы ВОП в первую очередь влияет неудовлетворительная организация рабочего места, недостаточная оснащённость необходимым оборудованием (45,7%), низкая квалификация врача (32,9%), очередь на приём (17,1%) и др. (4,3%). Атмосферу и микроклимат в лечебном учреждении пациенты оценивают так: доброжелательность и терпимость в 67,2%, безразличие к пациенту, атмосфера напряжённости и недовольства - в 32,8%. 87,3% пациентов дают положительную оценку деятельности медицинских учреждений села.

Необходимо отметить, что свою медицинскую активность пациенты связывают в 41,4% с доступностью МП, в 40% - с медицинской культурой, знанием вопросов профилактики и здорового образа жизни, в 18,6% - с традицией семьи.

1. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно-поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию ПЗСЗ.

2. При планировании лечебно-оздоровительных мероприятий среди сельского населения следует учитывать его низкую медицинскую активность, вследствие чего необходимо максимально приблизить им МП.

3. Непрерывное изучение мнения основных потребителей медицинских услуг даёт возможность определить основные направления, реализация которых будет способствовать улучшению КМП и повышения эффективности деятельности медицинских учреждений в целом.

1. Ибрагимов А.Ю. Подходы к реструктуризации системы медицинской помощи сельскому населению Республики Узбекистан // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана, 2012. № 3. С. 97-100.

Выводы:

Список литературы

2. Маматкулов Б., Уразалиева И.Р. Удовлетворённость пациентов качеством работы медицинских сестер первичного звена здравоохранения // Медиц. журн.Узб., 2012. № 4. С. 49-51.

3. Менликулов П.Р., Жуманов А.А., Мухамедиярова Р.Г. Структурные изменения здравоохранения села в Республике // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана, 2012. № 2. С. 79-82.

4. Шикина И.Б., Сорокина Н.В., Вардосанидзе С.Л, Лихота А.И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением, 2006. № 5. С. 22-26.

ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ

СПОСОБЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

1 2 3

Доценко Е.Н. , Заболотных М.В. , Таганова Т.В.

1Доценко Елена Николаевна - магистрант, направление: ветеринарно-санитарная экспертиза;

2Заболотных Михаил Васильевич - доктор биологических наук, профессор;

3Таганова Татьяна Валерьевна - ассистент, кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных, факультет ветеринарной медицины,

Институт ветеринарной медицины и биотехнологии Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина,

г. Омск

Аннотация: борьба с фальсификатом на российском рынке молочной продукции вышла на уровень государственной значимости. По данным Россельхознадзора, четверть всей пищевой продукции, находящейся в обороте на территории Российской Федерации, фальсифицирована. Целью фальсификации является получение прибыли за счет снижения себестоимости продуктов в результате несанкционированной замены качественного биологически ценного сырья менее ценным.

Ключевые слова: фальсификация, молочная продукция, растительные жиры, Россельхознадзор.

На сегодняшний день в молочной промышленности существуют проблемы, связанные с ограниченными ресурсами и сезонностью производства молока-сырья. Предприятия вынуждены наряду с молочными продуктами изготавливать так называемые молокосодержащие продукты с заменителями молочного жира. Их изготовление выгодно из-за низкой себестоимости, и потому недобросовестные производители зачастую предлагают их потребителю под видом и по цене молочных продуктов. Такие продукты считаются фальсификатом [4].

Фальсифицированной является молочная продукция, умышленно измененная (поддельная) и (или) имеющая скрытые свойства и качество, информация о которой является заведомо неполной или недостоверной [5].

Фальсифицированные продукты имеют пониженную пищевую и биологическую ценность и не отвечают потребности организма в основных веществах и энергии и согласно Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 02.01.2000 г. считаются некачественными и опасными, изымаются из оборота и подлежат утилизации или уничтожению [1].

По оценке Минпромторга на молочном рынке объем фальсификата варьируется от 20% до 30%, а по данным Россельхознадзора, в некоторых категориях молочной продукции доля фальсификата может достигать 50%. По данным экспертизы в фальсифицированных молочных продуктах в 32% случаев молочный жир заменен растительным [2].

Наиболее часто для фальсификации продуктов из коровьего молока используют добавки дешевых растительных жиров: пальмового, пальмоядрового, кокосового и соевого. Широкое применение нашли и так называемые заменители молочного жира [3].

По информации Россельхознадзора сотни тысяч тонн пальмового масла идет на фальсификацию молочной продукции, это подтверждается ростом его импорта. Часть пальмового масла используется легально, вредным продукт становится, когда для

фальсификации будет использовано техническое пальмовое масло, которое не пригодно для пищевой промышленности [2].

Также в молочных продуктах появляются и новые фальсификаты, в числе которых говяжий жир. Основными способами фальсификации молочной продукции являются следующие: вместо цельного натурального молока чаще всего представляют восстановленное молоко с добавлением растительных жиров. Подмена одного молока другим. Происходит и подмена натурального (цельного) молока нормализованным. Кроме воды в молоко подмешивают крахмал, мел, мыло, соду, известь, борную или салициловую кислоты и даже гипс. Сметану разбавляют водой, кефиром, обезжиренным творогом, вводят в состав растительное масло, соевый белок, низкокачественные молочные компоненты, крахмал, стабилизаторы, вкусовые добавки, в последнее время часто используется пищевая добавка Е-407 - каррагинан, изготовленная из красных морских водорослей. Такой важный продукт, как сливочное масло, должен содержать в себе только молочный жир. Однако, недобросовестные производители для увеличения массовой доли жира вводят в него растительные жиры. Сыры фальсифицируют путем повышения содержания воды, замены молочного жира растительным, введения соевого белка, уменьшения жирности, нарушения режима созревания. Наиболее часто используют гидрированные жиры или смеси с другими маслами, применение которых должно быть ограничено из-за высокого содержания в них транс-изомеров жирных кислот (ТИЖК). Транс-жиры обладают усвояемостью, одинаковой с обычными жирами. Входя во все липидные структуры организма, например, в клеточные мембраны, транс-жиры нарушают транспорт веществ через них, передачу сигналов, работу рецепторов на мембранах [3].

Улучшить ситуацию в молочной отрасли может только стабильный рост производства молока, а также и падение его стоимости. Постоянный мониторинг молочных продуктов и регулярный контроль производителей станет залогом качества и безопасности нашей жизни.

Список литературы

1. Заболотных М.В. Качество и безопасность сырья и пищевых продуктов в современных условиях // Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та, 2014. № 3 (15). С. 29-32.

2. В Россельхознадзоре сообщили о фальсификации молочной продукции с помощью пальмового масла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5559147/ (дата обращения: 17.09.2018).

3. О способах фальсификации молочной продукции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/17481.html/ (дата обращения: 17.09.2018).

4. Фальсификация молочных продуктов растительными жирами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sfera.fm/artides/falsifikatsiya-molochnykh-produktov-rastitelnymi-zhirami_1759/ (дата обращения: 17.09.2018).

5. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. М.: Дашков и К0, 2008. 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.