Научная статья на тему 'Мнение медицинских сестер-экспертов о коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи'

Мнение медицинских сестер-экспертов о коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
500
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / SENIOR NURSES / ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / PALLIATIVE CARE / КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА / COMMUNICATIVE PRACTICE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / МЕДИЦИНСКИЕ ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / HIGH-TECH MEDICAL HELP / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПОМОЩЬ / NURSING PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трофимова Элина Вячеславовна

Цель исследования: оценка коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи, по мнению медицинских-сестер-экспертов. Материалы и методы: мнения экспертов-практиков были получены в результате «дубль-рефлексивных» интервью старших медицинских сестер N = 15. Результаты: по мнению медицинских сестер-экспертов, внедрение паллиативной помощи в сестринскую практику осложнено отсутствием специализированных образовательных программ; современные коммуникативные практики медицинской сестры с пациентом, его родственниками и представителями, направленные на укрепление общественного здоровья модернизируются благодаря информатизации сестринского дела, однако Интернет-технологии остаются невостребованными; внедрение высокотехнологичной помощи слабо затрагивает сестринский процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трофимова Элина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF NURSING EXPERTS ON THE COMMUNICATIONAL MODERNIZATION OF NURSING PROFESSIONS IN TERMS OF THE DEVELOPMENT OF NEW MEDICAL CARE FORMS

Objective: to evaluate communicational modernization of nursing professions in terms of the development of new medical care forms, according to the nursing experts. Materials and methods: we collected the opinions of expert practitioners through the double-reflexive interviewing of senior nurses (N = 15). Results: in the opinion of nursing experts, the implementation of palliative care into nursing practice is complicated by the lack of specialized educational programs. Modern communicational practices between the nurse and the patient, his/her relatives or representatives, focused on the improvement of public health, are modernized through the informatization of nursing. However, the Internet technologies remained unused; implementation of high-tech medical care affects nursing very little.

Текст научной работы на тему «Мнение медицинских сестер-экспертов о коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи»

УДК 614.2:613.6.01

МНЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР-ЭКСПЕРТОВ О КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ФОРМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

© 2017 Э.В. Трофимова

ФБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Саратов

Цель исследования: оценка коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи, по мнению медицинских-сестер-экспертов. Материалы и методы: мнения экспертов-практиков были получены в результате «дубль-рефлексивных» интервью старших медицинских сестер N = 15. Результаты: по мнению медицинских сестер-экспертов, внедрение паллиативной помощи в сестринскую практику осложнено отсутствием специализированных образовательных программ; современные коммуникативные практики медицинской сестры с пациентом, его родственниками и представителями, направленные на укрепление общественного здоровья модернизируются благодаря информатизации сестринского дела, однако Интернет-технологии остаются невостребованными; внедрение высокотехнологичной помощи слабо затрагивает сестринский процесс.

Ключевые слова: старшие медицинские сестры, паллиативная помощь, коммуникативная практика, информатизация, медицинские профессии среднего звена, высокотехнологичная помощь.

Введение. Современный этап развития медицинских профессий среднего звена связан с активным проникновением в практику и образование, формированием новых форм медицинской помощи, развивающихся с разной скоростью и различной эффективностью, но, тем не менее, прямо влияющими на концепцию медицинских профессий среднего звена. Речь идет о ранней диагностике заболеваний, новых подходах к профилактике, реабилитации и паллиативной помощи. Все они требуют новых коммуникативных навыков от будущих медицинских сестер, готовности взаимодействовать не только с классическими контрагентами медицинской сестры - врачами и пациентам, но и не специалистами-немедиками, входящими в состав паллиативных бригад, специализированных структур по медицинскому просвещению и пропаганде здорового образа жизни. Современная медицинская сестра должна быть готова к росту междисциплинарной и внедисциплинарной коммуникации в своей профессиональной деятельности, т.е. обладать соответствующими компетенциями.

Создание устойчивых коммуникаций, основанных на минимизации рисков непонимания, является основой социальных практик [7]. Медицинские практики, структурированные в особое социальное (профессиональное) пространство медицины [1], с одной стороны, поддерживаются инерционными, стабилизирирующими функциями социального института медицины, с другой стороны, детерминированы общими векторами социального развития: «современная медицина представляет собой единство непрерывно взаимодействующих институтов традиционной профессиональной практики, образования и науки, векторы развития которых, детерминированные комплексом сложных социальных, экономических и технологических процессов, далеко не всегда однонаправлены» [2]. Конфликтность и противоречивость коммуникативных практик в профессиональном пространстве медицинских профессий среднего звена становится барьером на пути внедрения новых форм медицинской помощи.

Цель исследования: оценка коммуникационной модернизации медицинских профессий среднего звена в условиях развития новых форм медицинской помощи, по мнению медицин-ских-сестер-экспертов.

Материалы и методы. Для комплексного анализа проблемы роста междисциплинарной и внедисциплинарной коммуникации в профессиональной деятельности медицинской сестры, приводящего к междисциплинарной интеграции медицинских профессий среднего звена было применено экспертное интервьюирование. Мнения экспертов-практиков были получены в результате «дубль-рефлексивных» интервью старших медицинских сестер N = 15. Вопросы формулировались таким образом, чтобы позволить экспертам свободно высказать свою оценку обсуждаемых процессов в режиме открытого диалога. Экспертный статус респондентов, с одной стороны, обеспечивал высокую степень информированности в различных аспектах профессиональной жизни, а, с другой - обеспечивал их способность фиксировать актуальные и злободневные моменты профессиональной практики.

Структура проводившихся интервью комплексно затрагивали ключевые инновации сестринского дела, детерминировавшие междисциплинарную интеграцию профессий, а вопросы формулировались таким образом, чтобы не оказывать влияние на респондента.

Респондентами интервью выступали старшие медицинские сестры с высшим медицинским образованием. Отбирались опытные высококвалифицированные специалисты, имеющие медицинский стаж от 10 до 27 лет. Основу интервью составили следующие исследовательские вопросы:

• проблемы внедрения паллиативной помощи в сестринскую практику;

• современные коммуникативные практики медицинской сестры с пациентом, его родственниками и представителями;

• проблемы внедрения высокотехнологичной помощи.

Результаты. Первый исследовательский блок был посвящен проблемам паллиативной помощи. В регионе ее оказание предусмотрено «Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год», утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2015 г. № 654-П. В соответствии с Программой паллиативная помощь оказывается населению Саратовской области бесплатно в формах экстренной, неотложной и плановой помощи, амбулаторно (в том числе и выездными патронажными службами) и стационарно (в том числе на койках сестринского ухода); при этом для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета на 2016 год -0,075 койко-дня на 1 жителя. В Саратове функционирует отделение паллиативной помощи с круглосуточными койками филиала ГУЗ «Областной онкологический диспансер № 1». В соответствии с приказом Минздрава Саратовской области «Об открытии выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи детям, жителям города Саратова» от 3 марта 2016 года № 295 на базе детской поликлиники ГУЗ «СГДБ № 7» действует выездная патронажная служба паллиативной медицинской помощи детям, жителям города Саратова. Данная выездная патронажная служба оказывает паллиативную медицинскую помощь детям во взаимодействии с врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами по паллиативной медицинской помощи иных медицинских организаций. Специфика деятельности сестринского персонала указанной службы ведомственными и локальными нормативно-правовыми актами не отражена. Таким образом, очевидно, что саратовская паллиативная служба находится в самом начале своего

становления. Это обстоятельство однозначно фиксируется в ответах экспертов. По их единодушному мнению, на сегодняшний день можно констатировать крайне низкую эффективность внедрения паллиативной помощи в практическое здравоохранение:

«... Конечно, на бумаге паллиативная помощь существует. Но реальная работа такой службы долгие годы, если не десятилетия, будет оставаться мечтой. В нынешних условиях работы нашего здравоохранения это просто не рентабельно» (старшая медсестра, 38 лет, стаж 11 лет).

«Эффективность внедрения паллиативной помощи? Что вы... Многие даже не знают, что это такое - паллиативная медицина» (старшая медсестра, 51 год, стаж 20 лет).

«Для эффективного внедрения паллиативной помощи сегодня у нас нет ни денег, ни кадров. Далеко не каждый сможет работать с такими больными. А тех, кто сможет, для этого вида работы надо ведь специально учить. А где учить? Я про такие курсы даже не слышала, хотя за повышением квалификации слежу много лет» (старшая медсестра, 51 год, стаж 23 года).

На вопрос о том, знаком ли респондент с реальным опытом внедрения бригад паллиативной помощи онкологическим больным, не было получено ни одного положительного (даже частично) ответа. Обмен опытом в этой сфере идет крайне медленно, никакие современные технологии телемедицины не используются, хотя дистантная коммуникация стала нормой для профессиональной подготовки и переподготовки врачей.

Важно подчеркнуть, что экспертам незнакомы только новые формы организации помощи неизлечимым больным. Опыт работы с инкурабельными больными имеется у всех респондентов. Каждый из них работает с такими пациентами и их родственниками, имеет представления об этических, правовых и психологических аспектах такого рода взаимодействий. Тем не менее, именно психологические аспекты работы с инкурабельными больными вызывают у респондентов максимальные трудности. Они прекрасно отдают себе отсчет в этиологии проблемы, но могут ее решать, поскольку клиническая психология - вне пределов их компетенции.

«Чаще всего взаимопонимание достигается, но есть группы больных, которые смирились со своей участью, опустили руки и ничего не хотят, ожидая своей смерти. Они против каких-либо вмешательств» (старшая медсестра, 54 года, стаж 27 лет).

«Работаю, но взаимопонимания достигаю не так часто, как хотелось бы. Причины разные - низкая приверженность к лечению, обусловленная высокой стоимостью препаратов, режимом дозирования, длительностью лечения и отсутствием доверительных отношений с врачом» (старшая медсестра, 35 лет, стаж 10 лет).

В целом показательно, что ответы экспертов о барьерах взаимопонимания с инкурабель-ными пациентами по вопросам контроля заболевания демонстрируют именно те проблемы, на минимизацию которых и направлено внедрение паллиативной медицины:

Экспертам был задан вопрос о том, как они сформулировали бы требования к профессиональным компетенциям медицинской сестры с позиций бригадного междисциплинарного подхода (бригады паллиативной помощи). Большинство респондентов отказалось от ответа в связи с отсутствием собственного практического опыта. Остальные предложили свою интерпретацию таких требований, исходя из общих представлений о функциях медицинской сестры:

«Думаю, в бригадных условиях особенно важно соблюдение субординации и всех врачебных назначений» (старшая медсестра, 42 года, стаж 15 лет);

«В любой инновационной работе медсестрам необходимо расширять кругозор и повышать профессиональный уровень» (старшая медсестра, 46 лет, стаж 18 лет);

«Соблюдать врачебные указания и уметь работать с больными и их родственниками» (старшая медсестра, 37 лет, стаж 10 лет).

Ответы наглядно показывают, что эксперты исходят из традиционных консервативных представлений о сестринском процессе, не учитывая командный характер работы бригады, значимость для нее горизонтальных коммуникаций и умения видеть ситуацию с позиций коллеги - не медицинского работника.

Далее, эксперты низко оценили уровень профессиональной подготовленности среднего медицинского персонала к реализации бригадного междисциплинарного подхода на сегодняшний день:

«Низко оцениваю. Такую подготовку нельзя получить за партой. Думаю, что многие моменты в такой работе познать можно лишь, столкнувшись с ними непосредственно на рабочем месте» (старшая медсестра, 40 лет, стаж 12 лет).

Потребность в специализированной программе подготовки медицинских сестер по направлению «паллиативная помощь» эксперты оценили высоко:

«Такие программы очень нужны. По паллиативной помощи мало информации, которая даётся среднему медперсоналу» (старшая медсестра, 45 лет, стаж 15 лет).

Следующий исследовательский блок был связан с современными коммуникативными практиками сестринского дела. Укрепление общественного здоровья требует выполнения медицинской сестрой разнообразных функций в сфере профилактики: участие в формировании групп диспансерных больных, проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию, консультирование по вопросам здорового образа жизни, работа по осуществлению диспансерного наблюдения за больными, участие в мероприятиях по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм социально значимых болезней и факторов риска медсестер; участие в работе Школ для пациентов с хроническими заболеваниями [5]. Их выполнение осложнено ситуацией переходного периода, связанного с развитием электронного здравоохранения и электронного документооборота. Частичная информатизация предполагает дублирование многих документов электронной и бумажной формой, предъявляет повышенные требования к компьютерной грамотности и общей культуре документооборота. Ответы респондентов на вопрос об изменении функций медицинской сестры в современном здравоохранении в области информирования пациентов, обучения пациентов и их родственников показывают противоречивость сложившейся практики. Все респонденты отметили важную роль информационно-коммуникационных технологий в своей работе:

«Компьютер - мой главный помощник. Если с ним что-нибудь случается, это катастрофа. В сложных ситуациях приходиться самой разбираться, бороться с вирусами, переустанавливать и обновлять программы... Самое страшное - данные потерять. У меня 8 флешек с рабочими документами» (старшая медсестра, 39 лет, стаж 13 лет).

«Без компьютера сегодня - никуда. Конечно, старшему поколению тяжеловато, но и они потихоньку привыкают. Включить компьютер, найти нужный документ, изменить его, сохранить и распечатать сегодня у меня каждая сестра в отделении может. А 10 лет назад таких было две и одна из них - я» (старшая медсестра, 52 года, стаж 25 лет).

«Буквально заваливают бумажной работой. От медсестры сегодня требуется большее количество знаний приказов, компьютерных программ, стандартов оказания медпомощи.

Компьютерная грамотность для медсестры сегодня - нечто само собой разумеющееся. А уж когда амбулаторные карты станут электронными... Если доживем до этого» (старшая медсестра, 44 года, стаж 14 лет).

Усиление бюрократических элементов в профессиональной практике имеет и неожиданные положительные моменты. Стандартизация требований привела к ужесточению оценки качества оказываемой помощи. Нагрузки на медсестер продолжают оставаться слишком высокими для того, чтобы медсестра полностью обеспечивала уход за каждым пациентом. Поэтому обучение пациентов и их родственников методам контроля заболевания и соответствующего образа жизни становится все более злободневной проблемой. То же можно сказать о профилактике и ранней диагностике. Все эти виды весьма разнообразных коммуникативных практик мы обозначили как «информирование».

Во всем мире информирующие коммуникации быстро и неуклонно растут в общем объеме профессиональной коммуникации, поскольку в общей структуре заболеваемости увеличивается доля хронических заболевания. В настоящее время сформированы две основных модели ведения пациентов с хроническими заболеваниями. Во-первых, это так называемая «модель ухода за людьми, страдающими хроническими заболеваниями» (The chronic care model - CCM), которая основана на организации взаимодействия между информированным активным пациентом и подготовленной проактивной командой практиков». В этом случае замотивированный пациент, имеющий необходимую информацию, обладающий определенными умениями, доверяющий команде, принимает эффективные решения относительно своего состояния и управления им». Во-вторых, это модель ВОЗ «Инновационный подход к хроническим состояниям (The WHO Innovative Care for Chronic Conditions - ICCC), в соответствии с которой позитивные результаты в управлении хроническими состояниями определяются совместной работой подготовленных, информированных, замотивированных пациентов, их семей, медицинских работников и организаций, осуществляющейся на принципах качества и гибкости системы профилактики, принятии решений на основе доказательной медицины [6].

В обеих этих моделях медсестры играют важнейшую роль (а по мнению отдельных специалистов - ключевую) в предоставлении пациенту информации и его обучении, выстраивании отношений между пациентами и его окружением, обеспечении непрерывности ухода, использовании передовых технологий ухода. Ответы экспертов акцентируют трудности, связанные с обучением пациентов:

«Сегодня просто необходимо обучать родственников уходу за больными, тем более что сохраняется нехватка сестринских кадров. А обучение - дело тонкое. Взрослые люди не любят выступать в роли учеников, если нет прямой острой угрозы жизни, их собственной или близких. Нервничают, обижаются. Или еще хуже - понимают неправильно, а переспросить, уточнить бояться. Это я ведь не затрагиваю правовых вопросов и этикета! Ну и сами медсестры по-разному с обучением справляются. Одна так прямо и сказала - если бы мне нравилось учить, я б в учителя младших классов пошла. Конечно, мы ей разъясняли, что она не права, надеюсь, убедили. Но лучше бы этому в училищах на практических занятиях обучали, или психологов приглашали на повышение квалификации» (старшая медсестра, 50 лет, стаж 22 года).

«На сестрах лежит огромная ответственность за пациента. Они должны не только соответствовать всем стандартам оказания помощи, но и многому обучить родственников пациентов для дальнейшего ухода. Особенно актуально это при работе с инкурабель-ными больными» (старшая медсестра, 52 года, стаж 25 лет).

Не менее значима роль медсестер в санитарном просвещении, под которым понимают совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни [4]. Анализ медицинской литературы показывает, что в организации своей санитарно-просветительской работы медицинская сестра использует традиционные методы обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как: устные; журналы; публикации в прессе; конференции; стенгазеты; санбюллетени; выставки и уголки здоровья; книжные выставки [8]. Очевидно, что моральное устаревание используемых печатных каналов коммуникации при дефиците времени, делающем устные коммуникации краткими, поверхностными и формальными, катастрофически снижает эффективность санитарного просвещения. При этом просвещение должно быть, по возможности, индивидуализированным, т.е. учитывать пол, возраст, регион проживания, профессию и образование пациентов.

«Конечно, медицинская сестра обязана терпеливо разъяснять пациенту, насколько важно соблюдать здоровый образ жизни и правильно выполнять назначения врача; рассказывать, как можно избежать обострения заболевания или каких-либо осложнений. Но ни терпения, ни времени на беседы в индивидуальном порядке у нас чаще всего нет. Разговаривает с пациентом в основном врач, мы больше направляем действия пациента - объясняем, куда идти, как ложиться, где поставить подпись» (старшая медсестра, 48 лет, стаж 21 год).

«Мы всегда раскладываем перед кабинетом санбюллетени, буклеты. Стенды оформили, раньше больше стенгазеты делали, это было очень трудно, между прочим. А сейчас распечатываем с картинками листовки и в кармашки вкладываем. Пациенты читают, когда вынуждены ждать. Но это старшее поколение, в основном. Молодежь сидит, уткнувшись в планшеты-телефоны. Нам бы в Интернете их научиться просвещать» (старшая медсестра, 51 год, стаж 20 лет).

Впрочем, встречаются и крайне негативные оценки Интернета как фактора санитарного просвещения:

«Мне кажется, что толк от наших плакатов минимальный. В массе пациенты обладают очень низкими знаниями о своем заболевании, и не потому, что они о нем не читают. Читают, но ведь какой бред читают! Страшно становится, когда выясняется, чего они набираются в Интернете. Очень многие занимаются самолечением. Это ведь даже хуже халатного отношения к лечению. Один курит, не соблюдает диету, словом «зарядка» только для телефона пользуется. Но шансы выздороветь у него куда выше, чем у дисциплинированных и пунктуальных жертв народной медицины, которые по часам пепел крысиных хвостов строго натощак пьют или до миллиграмма дозировку какой-нибудь уринотерапии соблюдают. Обидно за людей, за врачей и за нас, медсестер, обидно. Я бы к уголовной ответственности привлекала Интернет-шарлатанов» (старшая медсестра, 35 лет, стаж 10 лет).

Последний исследовательский блок был направлен на проблемы внедрения высоких технологий в деятельность медицинских сестер, т. е. на практику оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Во всем мире именно этот вид помощи все активнее детерминирует качество медицинских услуг, формирует облик современной медицины. Ответы респондентов сформулированы вокруг отсутствия в отделении высокотехнологичного оборудования:

«Непосредственно сами медсестры высокотехнологичную помощь не оказывают. Но они входят в состав бригад, которые оказывают такой вид помощи» (старшая медсестра, 54 года, стаж 27 лет).

При наличии же такого оборудования для работы с ним требуется прохождение специального обучения и высшее медицинское образование, поэтому медсестры могут выступать только в качестве ассистента. Соответственно, полученные нами результаты не позволяют прийти к выводам о влиянии высоких технологий на процессы профессионализации.

Обсуждение. Компетенции в области коммуникативных практик паллиативной медицины остаются несформированными. Главной проблемой остаются пробелы современных образовательных программ среднего профессионального образования. Проблемы преподавания основ паллиативной помощи довольно активно обсуждаются в литературе последнего десятилетия. ВОЗ рекомендовала освещать вопросы паллиативной помощи в программах медицинского образования еще в 1989 г: в ряде западных стран паллиативная медицина еще в конце прошлого века сформировалась в самостоятельную специальность, основанную на соответствующем образовании. Однако сферой специализации паллиативной помощи в нашей стране является высшее медицинское образование. Минздрав РФ в 2000 году утвердил «Программу послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по паллиативной помощи в онкологии» (совместно с Учебно-методическим объединением медицинских и фармацевтических вузов), в ряде российских вузов студентов и врачей знакомят с основами паллиативной помощи [3]. К сожалению, о проникновении технологий и культуры паллиативной помощи на «средний» уровень профессионального пространства медицины пока говорить преждевременно.

Современные модели коммуникативных практик медицинской сестры с пациентом, его родственниками и представителями, направленными на укрепление общественного здоровья, далеки от реалий отечественного здравоохранения. Ответы экспертов демонстрируют скорее степень информатизации сестринского дела, чем уровень проникновения информационно-коммуникационных технологий в профессиональное пространство. Речь идет о компьютеризации. Интернет и сети в профессиональном отношении пока остаются для медицинских работников среднего звена terra incognita, хотя они могли бы быть вполне эффективны для решения разных задач, от санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни до сопровождения патронажа.

Проблемы внедрения высокотехнологичной помощи связаны со специализированностью высокотехнологичного оборудования: высокие технологии затрагивают практику только тех профессионалов, которые прошли дополнительную профессиональную подготовку для работы с инновационным оборудованием. Рядовые медсестры действуют в довольно архаичном технологичном пространстве.

Выводы. Неготовность сестринского персонала к применению современных средств коммуникации в профессиональной деятельности осложняет процессы интеграции профессионального пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: дис. ... д-ра социол. наук. - Волгоград, 2006. - 369 с.

2 Андриянова Е.А., Тихонова С.В., Иорина И.Г. Институциональный PR медицины в современной России // Социология медицины. - 2008. - № 1. - С. 14-16.

3 Введенская Е.С. О необходимости преподавания вопросов паллиативной помощи в системе высшего медицинского образования // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - № 3 (31). - С. 9.

4 Заридзе Д.Г. Профилактика рака: Руководство для врачей. - М., 2009. - С. 70-77.

5 Коннова Т.В., Баринова Ж.В., Лазарева Л.А. Роль средних медицинских работников в укреплении общественного здоровья // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. -№ 5-3. - С. 1038-1043.

6 Островская И.В. Роль медсестер в профилактике хронических заболеваний и ведении таких пациентов // Медицинская сестра. - 2010. - № 3. - С. 4-9.

7 Тихонова С.В., Афанасьев И.А. Общество риска: мифологизация одной парадигмы // Человек. - 2009. - № 3. -С. 57-63.

8 Хабибисламова С.В., Недобойко А.В. Санитарно-просветительская работа медицинской сестры по профилактике рака молочной железы // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 2-2. -С. 88-91.

Рукопись получена: 6 июля 2017 г. Принята к публикации: 15 июля 2017 г.

УДК 614

ТАРИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ

© 2017 П.Н. Золотарев

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Самара

В работе представлена информация, отражающая роль лабораторных исследований в постановке достоверных диагнозов. Определено, что практически каждый Стандарт оказания медицинской помощи содержит лабораторные услуги. Установлено, что тарифы на лабораторные исследования и себестоимость исследований на ряде автоматических анализаторов не равны. При расчете затрат, связанных с проведением лабораторных исследований, предлагается учитывать расходы на приобретение материальных запасов, затраты на оплату труда, затраты на амортизацию оборудования, а также затраты на обучение персонала и доставку биологического материала до лаборатории.

Ключевые слова: тарифы, затраты, себестоимость, лабораторная услуга.

Согласно данным ВОЗ, удельный вес лабораторных исследований составляет 75-90 % от общего числа различных видов исследований, проводимых больному в лечебных учреждениях; в 60-70 % клинических случаев правильный диагноз пациенту врачи устанавливают на основании результатов лабораторных исследований; более 70 % врачебных решений принимается на основании полученных результатов лабораторных исследований; в 65 % случаев результаты лабораторных исследований, выполненных по неотложным показаниям, приводят к коренному изменению терапии, что позволяет спасти жизни пациентов; при этом затраты на КДЛ составляют только около 5 % от всего бюджета лечебного учреждения. Лабораторные исследования входят практически в каждый Стандарт оказания медицинской помощи. И перед лабораторной службой стоит актуальная задача по обеспечению выполнения лабораторных исследований для эффективного оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению, исходя из утвержденных тарифов на лабораторные услуги.

В Самарском регионе, так же как и в других регионах РФ, тарифы обязательного медицинского страхования (ОМС) на лабораторные исследования и себестоимость исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.