Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / МНЕМОТЕХНИКА / МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытник Наталья Александровна

В современном мире растет число детей с недостатками в развитии речи, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи дошкольников и отсутствием интересных нетрадиционных методов и технологий, отвечающих потребностям современных дошкольников. Одна из таких технологий - рассмотренная в статье мнемотехника, которая позволяет нетрадиционным способом развивать связную речь дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 37 Сытник Н.А.

Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников

Аннотация

В современном мире растет число детей с недостатками в развитии речи, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи дошкольников и отсутствием интересных нетрадиционных методов и технологий, отвечающих потребностям современных дошкольников. Одна из таких технологий - рассмотренная в статье мнемотехника, которая позволяет нетрадиционным способом развивать связную речь дошкольников.

Ключевые слова: старшие дошкольники, развитие связной речи, мнемотехника, мнемотехнические игры.

В современном обществе проблема развития связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютеров, «смс-очное» общение, минимальное общение взрослых с детьми, что увеличивает число детей с недостатками в речи. На данный момент образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - очень редкое явление.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (образовательная область «Речевое развитие») детей дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок способен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, выстраивать речевые высказывания в различных ситуациях общения.

В связи с этим может возникнуть противоречие между необходимостью развития связной речи дошкольников и недостатком современных, нетрадиционных технологий и методов, которые отвечают потребностям современных детей.

В.А. Козаренко наиболее точно дает определение, которое отражает современную мнемотехнику. Мнемотехника - «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти»

В мнемотехнике информация, которая запоминается, условно может делиться на три вида:

- образную (человек воспринимает зрительные образы);

- речевую (человек воспринимает устную речь и читаемые тексты);

- точную (информация, которую не стоит запоминать приблизительно, которая должна запоминаться со конкретной точностью: номера телефонов, даты исторических событий, адреса и другие уточненные сведения).

Еще совсем недавно мнемотехника рассматривалась только в рамках психологии как технология повышения эффективности памяти. В настоящее время смысловая, логическая обработка запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания.

В дошкольном образовательном учреждении возникает трудность в обучении детей рациональным приемам запоминания. Перед педагогом стоит задача организовать образовательный процесс, реализуя главные правила мнемотехники в своем педагогическом потенциале:

1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.

2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.

3. Запоминание лучше происходит в перекодированном виде, а не в том, в котором представлено.

Еще одним важным элементом технологии мнемотехники выступают мнемотехнические игры, их содержание может усложняться и варьироваться исходя из цели, поставленной педагогом: 1. Мнемотехническая игра «Копилка слов». Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дошкольники «собирают» слова, с которыми недавно познакомились в копилку, т.е. зарисовывают или обозначают их при помощи символов, это выполняется сразу после знакомства и с небольшой отсрочкой для закрепления (например, чередуя с другими упражнениями, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» стоит регулярно возвращаться: через день, через неделю, через месяц. Ребятам можно предложить вспомнить слова, которые они «складывали» в копилку слов и можно составить с ними предложение или небольшой рассказ.

Педагогика

2. Мнемотехническая игра «Волшебники».

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления. Содержание. Перед детьми выкладывается несколько карточек со схематичным изображением единичных предметов (например, дом, елка, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Затем ребенок воспроизводит необходимые слова. С этой целью он берет по очереди картинки, которые отложены в сторону, и с их помощью воспроизводит слова, которые ему были названы.

Литература

1. Зиганов М.А. Мнемотехника, запоминание на основе визуального мышления / М.А. Зиганов, В.А. Козарен-ко. - М.: Школа рационального чтения, 2000. - 304 с.

2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. - М.: Самиздат, 2007. - 350 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnemonikon.ru/uchebnik.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.