Педагогика
УДК 37 Сытник Н.А.
Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников
Аннотация
В современном мире растет число детей с недостатками в развитии речи, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи дошкольников и отсутствием интересных нетрадиционных методов и технологий, отвечающих потребностям современных дошкольников. Одна из таких технологий - рассмотренная в статье мнемотехника, которая позволяет нетрадиционным способом развивать связную речь дошкольников.
Ключевые слова: старшие дошкольники, развитие связной речи, мнемотехника, мнемотехнические игры.
В современном обществе проблема развития связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютеров, «смс-очное» общение, минимальное общение взрослых с детьми, что увеличивает число детей с недостатками в речи. На данный момент образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - очень редкое явление.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (образовательная область «Речевое развитие») детей дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок способен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, выстраивать речевые высказывания в различных ситуациях общения.
В связи с этим может возникнуть противоречие между необходимостью развития связной речи дошкольников и недостатком современных, нетрадиционных технологий и методов, которые отвечают потребностям современных детей.
В.А. Козаренко наиболее точно дает определение, которое отражает современную мнемотехнику. Мнемотехника - «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти»
В мнемотехнике информация, которая запоминается, условно может делиться на три вида:
- образную (человек воспринимает зрительные образы);
- речевую (человек воспринимает устную речь и читаемые тексты);
- точную (информация, которую не стоит запоминать приблизительно, которая должна запоминаться со конкретной точностью: номера телефонов, даты исторических событий, адреса и другие уточненные сведения).
Еще совсем недавно мнемотехника рассматривалась только в рамках психологии как технология повышения эффективности памяти. В настоящее время смысловая, логическая обработка запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания.
В дошкольном образовательном учреждении возникает трудность в обучении детей рациональным приемам запоминания. Перед педагогом стоит задача организовать образовательный процесс, реализуя главные правила мнемотехники в своем педагогическом потенциале:
1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.
2. Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.
3. Запоминание лучше происходит в перекодированном виде, а не в том, в котором представлено.
Еще одним важным элементом технологии мнемотехники выступают мнемотехнические игры, их содержание может усложняться и варьироваться исходя из цели, поставленной педагогом: 1. Мнемотехническая игра «Копилка слов». Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дошкольники «собирают» слова, с которыми недавно познакомились в копилку, т.е. зарисовывают или обозначают их при помощи символов, это выполняется сразу после знакомства и с небольшой отсрочкой для закрепления (например, чередуя с другими упражнениями, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» стоит регулярно возвращаться: через день, через неделю, через месяц. Ребятам можно предложить вспомнить слова, которые они «складывали» в копилку слов и можно составить с ними предложение или небольшой рассказ.
Педагогика
2. Мнемотехническая игра «Волшебники».
Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления. Содержание. Перед детьми выкладывается несколько карточек со схематичным изображением единичных предметов (например, дом, елка, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Затем ребенок воспроизводит необходимые слова. С этой целью он берет по очереди картинки, которые отложены в сторону, и с их помощью воспроизводит слова, которые ему были названы.
Литература
1. Зиганов М.А. Мнемотехника, запоминание на основе визуального мышления / М.А. Зиганов, В.А. Козарен-ко. - М.: Школа рационального чтения, 2000. - 304 с.
2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. - М.: Самиздат, 2007. - 350 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnemonikon.ru/uchebnik.htm