Научная статья на тему 'Младоконсерватизм как политическая идеология'

Младоконсерватизм как политическая идеология Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / CONSERVATIVE IDEOLOGY / ПОЛИТИКА / МЛАДОКОНСЕРВАТИЗМ / POLITICAL SCIENCE / MLADOCONSERVATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андросенко Наталья Петровна

В статье рассматриваются этапы формирования политической идеологии младоконсерватизма, а также ее влияние на российское общество начала 2000-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mladoconservatism as a political ideology

This article discusses the steps of forming the mladoconservatism as a political ideology and its impact on the Russian society of the beginning of 2000 years.

Текст научной работы на тему «Младоконсерватизм как политическая идеология»

Н.П. АНДРОСЕНКО шеф-редактор сайта Русский Обозреватель*

Младоконсерватизм как политическая идеология

Консерватизм в постсоветской России представляет собой весьма интересное и при этом малоизученное явление. Попытаемся понять, с чем связан «консервативный ренессанс» 2000-х гг., приведший к тому, что консерватизм из маргинальных оппозиционных течений или попыток «партии власти» закрепить свой статус стал значимой политической идеологией.

Согласно концепции А.Ю. Мельвиля, консерватизм представлен тремя основными типами: реакционным, или континентальным (основатель - Ж. де Местр), умеренным, или англосаксонским (основатель - Э.Берк) и либертарианским (основатели - Ф. Хайек и Л. фон Мизес)1. В России 90-х гг. был представлен исключительно либертарианский консерватизм, причем в весьма усеченном виде, когда единственным объектом «консервативного отношения» становились вопросы собственности и экономических свобод.

В свою очередь Л.В. Поляков, анализируя статью Б.А. Мантикова , отмечавшего, что в России сложилось два «спонтанных» варианта консерватизма и один «номенклатурный», или «бюрократический»3, писал: «...что означает доминирование «номенклатурного консерватизма», если в самой «партии власти» существуют как минимум три идеологические платформы: социал-консервативная, государственно-патриотическая и либеральная? Почему «низовой» консерватизм в обеих версиях - «национал-консервативной» («белой») и «социал-консервативной» («красной») -оказался вытеснен «на обочину политической жизни»?4.

Это замечание надо признать справедливым. Действительно, консерватизм в России 1990-2000-х гг. сложно описать в рамках простой схемы. Но при этом надо отметить, что все исследователи сходятся на типизации консерватизма «официального» и, если можно так выразиться, «неофициального». Именно второй тип консерватизма, не связанный с партией власти, но опирающийся на базовые консервативные идеи и в итоге повлиявший на идеологию партии власти, и будет нами рассмотрен.

Маргинальность консервативной идеологии 90-х исчезла на рубеже 2000-х. Перемены, связанные со сменой политического курса при новом президенте, сплотили общество и заставили задуматься о национальных интересах русского народа и его государства. Это привело к формированию современной консервативной идеологии, первым представителем которой стало течение «младоконсерватизм».

Популярность консервативной идеологии в 2000-е гг. связана с тем, что экономический подъем, начавшийся при Президенте В.В. Путине, породил запрос на консерватизм как идеологию, отражающую интересы русского среднего класса, начавшего восстанавливаться после кризиса 1998 г. В результате постепенно выявились общественные слои, которые создали общественный запрос на консерватизм. Это - образованные жители крупных городов, бизнесмены, журналисты, пользователи Интернета и др.

И этот запрос был удовлетворен с появлением движения младоконсерваторов5. Данный термин стал обозначением группы молодых философов, историков, политологов, которые утверждали, что в России может существовать интеллектуальная среда, отличающаяся от двух основных трендов 90-х: либерального, востребованного властью, и лево-патриотического, ставшего основой для оппозиции. Приставка младо- указывает на то, что основной возраст участников группы не превышал 30 лет. И это еще одна примечательная особенность данного движения, ведь обычно консервативная повестка привлекает людей более солидного возраста, здесь же консервативные ценности заинтересовали именно молодых людей.

Младоконсерваторы первыми в России начали говорить о консерватизме в его классическом понимании, решительно отмежевываясь от «прагматического и центристского» «консерватизма» партии власти 90-х гг. Младоконсерватизм выбрал для себя две основных, выигрышных в это время идеи -национализм и имперство. В сочетании этих двух постулатов содержится квинтэссенция младоконсерватизма, который провозглашал, во-первых, исключительную ценность русской нации, а

*Андросенко Наталья Петровна, e-mail: NataPA@yandex.ru

1 См.: Мельвиль А.Ю. Политология. М., 2008, с. 479-483.

2 Мантиков Б.А. Консерватизм в постсоветской России: между ностальгией и утопией // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 2012, № 1.

3

Там же, с. 52.

4 Поляков Л.В. К изучению российского консерватизма: история и метод // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 2012, № 4, с. 30.

5 См.: Диунов М.Ю. Младоконсерватизм. Его история, его значение // Русский журнал, 12.05.2009. URL:

http://russ.ru/pole/Mladokonservatizm.-Ego-istoriya-ego-znachenie

во-вторых, определял для русских главную цель - создание русского национального государства, имперской общности, где русский народ играл бы роль гегемона.

Был ли младоконсерватизм обычным национализмом? Конечно, нет, хотя именно младоконсерваторы вывели национальную идею из маргинального положения, сделав ее вначале обсуждаемой, а потом и общепринятой. Он превратил национализм из идеологии, которая была присуща радикальным, зачастую сектантским группировкам, в достаточно респектабельное течение общественной мысли. Национализм в интерпретации младоконсерваторов стал не примитивной борьбой с «инородцами», а основой, на которой возможно и необходимо создание русского государства. Младоконсерваторы первыми подняли тему русского национального государства и смогли обосновать, почему до тех пор, пока Россия не станет национальным государством, множество существующих проблем останутся принципиально не решаемыми.

При этом младоконсерватизм был и типично консервативной идеологией. В его основе лежали традиционные ценности русского народа, отказ от радикальных перемен, ориентация на постепенные реформы, зачастую инициируемые «сверху». Младоконсерватизм отрицал 90-е гг. как время либеральной революции и видел свой общественный и политический идеал в национальном русском государстве.

Исследователь русского консерватизма XIX в. А. Репников выделил следующие базовые концептуальные постулаты русского консерватизма:6

- концепция «особого пути» России, «особости» российской цивилизации;

- важная роль религии в мировоззрении;

- стремление к сохранению общественной иерархии, традиционного сословного строя;

- настороженное отношение к бурному развитию капитализма в России, требование учитывать специфику отечественной экономики, в частности общинный уклад российской деревни;

- последовательная и острая критика либерализма, социализма, парламентаризма.

Безусловная заслуга Репникова как исследователя состоит в том, что он убедительно показал, что

русский консерватизм - это не уваровская триада «Православие - Самодержавие - Народность», а вполне определенный набор идей и ценностей, которые востребованы и сегодня. Как видно, младоконсерватизм методологически очень близок к основным идеям русских консерваторов XIX в. Он является наследником именно этой консервативной традиции.

Младоконсерватизм начал идейно и организационно оформляться в 1998 г. когда был организован сайт «Русская доктрина»7, на котором были размещены работы К.А. Крылова и Е.С. Холмогорова -первых теоретиков и идеологов младоконсерватизма. С начала 2000-х гг. происходит объединение идеологического младоконсерватизма с консервативными литературными кругами - литературно-философской группой «Бастион» (Д.М. Володихин), а также литературно-публицистическим кружком «Русский удод» (С.В. Кизюков).

В 2004-2005 гг. на фоне «оранжевой революции» на Украине начинает работу младоконсервативный «think tank» - «Консервативное совещание», подготовившее к маю 2005 г. доклад «Контрреформация», который будет рассмотрен ниже.

В этот же период формулируется и один из наиболее характерных идеологических девизов младоконсерваторов - «Реставрация будущего»8. В представлении его автора Е.С. Холмогорова, это парадоксальное понятие характеризует «футуристическую» ориентацию консервативного движения. Оно представляет собой способ построения будущего, но таким образом, чтобы это будущее было бы восстановлением тех футуристических координат, которыми было богато прошлое России. Задача консерваторов - «реставрация» идеального будущего, заданного традицией.

Более резко обозначают свою позицию младоконсерваторы и по национальному вопросу - от имперства ранней поры они переходят к достаточно жесткому национализму, включая принятие лозунга «Россия для русских», трактуемого ими, однако, в ключе гражданского, а не этнического национализма. Русские - это те, кто связывает свое будущее с Россией, а «для» означает не национальную исключительность, а стратегические цели государственной политики. Вопрос о том, насколько идеи младоконсерваторов оказали реальное влияние на идеологию блока «Родина», является спорным, но, несомненно, политический успех блока был воспринят политическим сообществом и как успех младоконсерваторов, хотя никаких реальных связей с партией они установить не смогли.

Начиная с 2006 г. младоконсерватизм утрачивает свое идейное единство и его политическое ядро распадается на несколько групп, которые будут дробиться и далее на протяжении 2006-2010 гг. Раскол фактически обозначился по направлению «оппозиционность-лояльность». Консервативная группа положительно относится к сотрудничеству с властью, радикальная группа ориентируется на революционные изменения в обществе и смену власти, а ведущей идеологией части ее наследников становится национальная демократия.

6 См.: Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.

7 URL: http://doktrina.ru

8 См.: Холмогоров Е.С. Реставрация будущего // Правая.ру. 16.06.2005. URL: http://pravaya.ru/leftright/472/3646

Как бы резюмируя это, один из участников младоконсервативного процесса Д.М. Володихин писал: «Вкратце: ждали, что государство совершит серьезный поворот. Оно не сделало. Значит, правящая политэлита не способна его провести. Различные группы младоконсерваторов сделали из этого принципиально разные выводы. Одни определились раз навсегда: не нужна эта элита, надо ее менять, и если ради ее демонтажа и реконструкции высших эшелонов власти надо пойти на социальную смуту, значит, пусть будет смута! Чем раньше она начнется, тем легче и бескровнее пройдет. Другие полагают, что в случае смуты ни о каком «бескровии» или «малокровии» речь быть не может... [нас ждет] ...распад государства Россия»9.

Почему же младоконсерватизм - это одна из версий консервативной идеологии - кроме самоназвания, разумеется, и уже показанной выше преемственности с русской консервативной идеей?

Для понимания этого необходимо обратиться к методологии консерватизма и, прежде всего, к теоретическим построениям С. Хантингтона, который выделил три подхода к идентификации консерватизма:

• «автономный» - когда консерватизм предстает психологической установкой, независимой от конкретных обстоятельств;

• «ситуационный» - когда консерватизм рассматривается в качестве идеологии, противодействующей опасности свержения любого существующего строя;

• «аристократический» - когда речь идет о реакции на буржуазную революцию10.

Понятно, что применительно к российской действительности 1990-х - начала 2000-х гг. можно говорить обо всех трех аспектах, хотя и несколько трансформировавшихся в связи со спецификой постсоветской России. Так, например, «аристократический» консерватизм в постсоветской версии может быть трактован как «красный консерватизм» сторонников СССР, желающих реставрации советского прошлого. «Ситуационный» консерватизм - это консерватизм партии власти, которая опирается на консервативную риторику, чтобы сохранить текущую расстановку политических сил и не потерять власть.

В свою очередь, младоконсерватизм дал в России первый практический пример «автономного» типа консерватизма, когда консерватизм апеллирует не к реставрации прошлого (не случайно его девиз - «Реставрация будущего») и не к сохранению status quo, но к реализации консервативной идеи в политической практике современности.

Теперь обратимся к документу - докладу «Контрреформация» (получившему неофициальное название «Младоконсервативный манифест»). Его авторы, как и положено настоящим консерваторам, подвергают жесткой критике не просто политику реформ, осуществляемых властью, а саму концепцию реформ. По мнению авторов доклада, реформы в России - это не только проводимые «сверху» социальные изменения, но «повторяющиеся акты самолегитимации российской власти»11. Отсюда адекватная политика власти должна состоять не в реформах, а в имеющих позитивное содержание «консервативных проектах национального развития». Реформы «сверху» должны не предшествовать изменениям «снизу», а следовать за ними. Основным агентом изменений должно быть гражданское общество, в то время как власть, напротив, должна быть не революционером, а консерватором.

Таким образом, младоконсерваторами создается альтернативная концепция социальных изменений, основанная не на «революции сверху», а на постепенном изменении и движении снизу. Конечно, ориентация на общество и на изменения снизу - весьма революционная идея для русских консерваторов, традиционно ориентированных на государство, но именно в этом состоит одна из особенностей младоконсерватизма.

Среди основных задач государства указаны преодоление кризиса национальной идентичности, превращение России в центр «самостоятельной системы координат в мировой политике» (вместо привязывания ее к другим системам), сохранение и укрепление русской духовной традиции (прежде всего православия) и преодоление депопуляции населения России. «Контрреформация» обладает всеми «родовыми признаками» консервативного программного документа - обращение к категориям Нации и Истории, важная роль традиционных духовных ценностей, проблематика национального единства, осмысление роли и места страны в мировой экономике.

В заключение подчеркнем, что в начале 2000-х гг. младоконсерватизм был, наверное, единственной идеологией, за которой в действительности стояли идеи, а не политический прагматизм.

Исчезновение младоконсерватизма с политического поля привело к тому, что в период 2007-2010 гг. консервативные силы оказались раздроблены. Однако уже к рубежу «десятых» оформляется новая консервативная идеология - национальная демократия, во многом идейно наследующая младоконсерватизму.

9 Володихин Д.М. Раскол младоконсерваторов // Русский журнал. URL: http://russ.ru/pole/Raskol-mladokonservatorov

10 См.: Huntington S.P. Conservatism as an Ideology // The American Political Science Review, 1957, vol. LI, p. 454-473.

11 Здесь и далее цит. по: Контрреформация // Русский Обозреватель 11.09.2009 http://www.rus-obr.ru/ru-club/4066

Андросенко Н.П. Младоконсерватизм как политическая идеология. В статье рассматриваются этапы формирования политической идеологии младоконсерватизма, а также ее влияние на российское общество начала 2000-х гг.

Ключевые слова: консервативная идеология, политика, младоконсерватизм.

Androsenko N.P. Mladoconservatism as a political ideology. This article discusses the steps of forming the mladoconservatism as a political ideology and its impact on the Russian society of the beginning of 2000 years.

Key words: conservative ideology, political science, mladoconservatism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.