Научная статья на тему 'МККК в Африке: общая ситуация и проблемы'

МККК в Африке: общая ситуация и проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1342
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МККК в Африке: общая ситуация и проблемы»

МККК в Африке: общая ситуация и проблемы

Кристоф Харниш*

В Африке к югу от Сахары сегодня живет приблизительно 675 млн человек, т.е. немногим более 10% жителей планеты. Вот уже 40 лет здесь сохраняются самые высокие в мире показатели естественного прироста населения. Однако этот регион долгие годы остается на обочине международной политики. Кроме того, при неэффективном управлении и неразвитости политических структур во многих странах, он находится в значительной экономической зависимости, обусловленной целым рядом факторов: низкими ценами на сырье, неблагоприятными климатическими условиями, массовым распространением ВИЧ, политической нестабильностью, недостаточной помощью в случае чрезвычайных ситуаций и в области социально-экономического развития. Сами африканцы прилагали усилия к тому, чтобы вывести континент из его экономической, политической и дипломатической изоляции; к сожалению, эти усилия дали очень мало результатов, ощутимых для населения Африки, что объясняется низкой эффективностью деятельности таких организаций, как НЕПАД (Новое партнерство для развития Африки) и Африканский Союз. В связи с событиями последних лет — глобальная борьба с терроризмом, ставшая ответом на террористические акты 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах, война в Ираке, а также благодаря тому, что Африка обладает большими запасами нефти, великие державы снова стали проявлять к ней интерес.

В Африке происходит больше открытых конфликтов, чем на каком-либо другом континенте планеты. Это, прежде всего, внутренние и трансграничные конфликты, приводящие к трагическим последствиям для гражданского населения, которое уже и так испытывает значительные трудности из-за сложившейся на континенте ситуации. За исключением Западной Аф-

* Автор (Christoph Harnisch) - генеральный делегат по странам Африки в Управлении оперативной деятельности Международного Комитета Красного Креста.

348

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

рики, эти конфликты в последние годы стабилизировались или стали менее интенсивными, но для проблем, лежащих в их основе, так и не было найдено долгосрочных решений. МККК продолжает активно действовать в 29 африканских странах. В 2003 г. проводились крупномасштабные операции, в частности в Эфиопии, Кот-д’Ивуаре и в Либерии.

В настоящей статье прежде всего характеризуется та политическая и экономическая обстановка, в которой МККК работает сегодня в Африке. Затем дается общая оценка природы конфликтов, свирепствующих на континенте, а в конце рассматривается позиция МККК в Африке и дается анализ проблем, встающих перед МККК при проведении операций на Африканском континенте.

Общий обзор обстановки, в которой протекают конфликты в Африке

Африка и мир: маргинализация и периферийное существование

Африка остается на обочине международной политики. События, происходившие там в последнее время, показали, что на сцене международной политики Африка является скорее зрителем, нежели действующим лицом. Встреча стран «большой восьмерки» на высшем уровне, состоявшаяся в 2003 г. в Эвиане, и непростой диалог, который велся между представителями промышленно развитых стран и некоторыми африканскими лидерами, приехавшими для того, чтобы заручиться поддержкой своего плана оживления экономики (НЕПАД), шаткое положение африканских государств в международной торговле, которое стало очевидным на встрече министров стран — членов Всемирной торговой организации в Канкуне, состоявшейся в 2003 г., а также поездка американского президента в Африку — все это говорит о том, что Африка не оказывает решающего влияния на повестку дня международной политики, а представляет собой ее объект.

Отсюда не следует, что про Африку совершенно забыли. Борьба с терроризмом, война в Ираке, а также наличие на континенте месторождений нефти — все это привело к оживлению интереса великих держав к Африке, потерявшей по окончании холодной войны свое стратегическое значение. США, например, расширили свое присутствие на континенте, особенно в районе Африканского Рога, включающего Сомали, Джибути и часть Эфиопии. Однако обещания американского президента выделить 100 млн долларов (на пятнадцать месяцев) для борьбы с терроризмом в Кении, Эфиопии,

КРИСТОФ ХАРНИШ

349

Джибути, Уганде и Танзании и 15 млрд долларов на борьбу со СПИДом в ближайшие пять лет были восприняты в Африке сдержанно. Заметным было и возвращение Франции на африканскую сцену, идет ли речь о Кот-д’Ивуаре, о Центральноафриканской республике или о провинции Итури в Демократической Республике Конго (ДРК).

Самые пессимистические прогнозы относительно экономического положения Африки, в большой мере зависящей от мировой экономики, не оправдались

По данным Международного валютного фонда (МВФ), страны Африки, расположенные к югу от Сахары, на удивление благополучно перенесли снижение темпов экономического роста в богатых странах, в частности, благодаря улучшению экономической политики и стабильно высоким котировкам на сырье, которое они экспортируют. Экономический рост в Африке южнее Сахары (за исключением ЮАР) составил 3,1% в 2002 г. и должен был заметно ускориться — до 3,6% в 2003 г. В результате, несмотря на засуху на юге Африки и на Африканском Роге, а также кризисы в Зимбабве и Кот-д’Ивуаре, повлекшие за собой серьезные последствия для соседних стран, в этом году она испытает на себе благоприятное влияние того неустойчивого оживления, которое намечается в промышленно развитых странах.

Эта достаточно положительная оценка очень удивляет тех, кто работает в зонах африканских конфликтов. Там обсуждаются такие темы, как теневая экономика, коррупция, отсутствие или плачевное состояние инфраструктуры, особенно в том, что касается здравоохранения и образования, разграбление ресурсов политическими элитами, превращение войны в привычный образ жизни — в способ накопления материальных благ или экономического выживания. Это — реальность, неопровержимая и бросающаяся в глаза, однако с ней сосуществует и макроэкономическая реальность, описанная МВФ. Именно поэтому МВФ рекомендует африканским странам более рационально распоряжаться природными ресурсами, а тем из них, кто добывает нефть, — пользоваться благоприятными периодами, откладывая часть своих доходов, чтобы компенсировать снижение котировок, когда это понадобится. Никого не удивляет высказываемое МВФ суждение, с которым согласны и политические обозреватели, пишущие об Африке, что совершенствование управления и повышение уровня открытости облегчили бы управление большей частью природных ресурсов.

350

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Но говорим ли мы о странах, переживающих конфликт, или о тех, положение которых стабильно, все же главная задача, как и прежде, состоит в том, чтобы добиться устойчивых результатов в борьбе с бедностью. В этом отношении за последние годы мало что изменилось. Несмотря на декларации о намерениях, принятые в ходе встречи на высшем уровне между делегациями Франции и государствами Африки или последней встрече ««большой восьмерки» в Эвиане можно лишь с трудом различить признаки перемен к лучшему, которые могли бы указывать на заметное улучшение инвестиционного климата — а это необходимое условие для ускорения экономического роста. Кроме того, пока не будет осуществлен на практике НЕПАД — африканская инициатива, основанная на таких принципах, как эффективное управление, уважение прав человека и прозрачность в руководстве экономикой, ставших предварительными условиями многосторонней и двусторонней помощи, — африканцы не увидят его положительного воздействия на их повседневную жизнь.

Конфликты в Африке: шаткое перемирие

В масштабах всего континента число конфликтов за этот год не увеличилось, и даже отмечается тенденция снижения интенсивности конфликтов, происходящих в настоящее время. Немногочисленные международные конфликты закончились, а внутренние вооруженные конфликты с иностранным вмешательством стали теперь — юридически — внутренними, поскольку были выведены все иностранные войска (так, в частности, обстоит дело в ДРК). Основную массу жертв составляет гражданское население. Следует отметить, что зоны конфликтов являются также территориями, охваченными голодом. Здесь сосредоточено большое количество перемещенных лиц и беженцев, но и местное население страдает от недоедания и нехватки продовольствия. Одной из глубинных причин конфликтов в Африке остается бедность.

Наблюдения, сделанные нами в последнее время, очень схематично можно изложить следующим образом. В некоторых случаях благодаря дипломатическим усилиям международного сообщества в военных действиях наступило затишье, однако развитие событий в среднесрочной перспективе остается непредсказуемым. Такая ситуация сложилась в Судане, ДРК и Кот-д’Ивуаре, а также в Эфиопии и Эритрее после завершения конфликта между ними. В Сомали, Уганде, Бурунди, Либерии, Республике Конго продолжаются хронические, давно начавшиеся конфликты. Третья категория — это

КРИСТОФ ХАРНИШ

351

страны и регионы, положение в которых может измениться в худшую сторону, в частности, Зимбабве, Эритрея, Гвинея, Эфиопия (в том, что касается обстановки внутри страны), Нигерия, Того, Центральноафриканская республика и Чад. Наконец, в ряде случаев урегулирование конфликта идет полным ходом и есть надежда на возвращение к политической стабильности — так обстоит дело в Сьерра-Леоне, Руанде, Анголе и на Мадагаскаре.

Хотя и число, и интенсивность конфликтов на африканском континенте уменьшилось, это затишье остается очень непрочным.

Общие черты конфликтов в Африке

При том что у каждого конфликта в Африке есть свои особенности, у них есть и общие черты. Ниже мы постараемся выделить некоторые общие характеристики конфликтов на Африканском континенте.

• Во многих странах Африки оспаривание законности государственной власти продолжает принимать насильственные формы. Примером тому могут послужить восстания в Либерии, Кот-д’Ивуаре и ДРК, волнения в Нигерии, мятежи в Нигере, государственные перевороты и попытки государственных переворотов в Сан-Томе и Принсипи, Центральноафриканской Республике, Гвинее-Бисау или же сепаратистские движения в Касаманке (Сенегал), Дарфуре (Судан и Чад) и в Кабинде (Ангола).

• Движения вооруженной оппозиции во многих случаях утратили поддержку извне, т.е. со стороны третьих государств, которой они пользовались в прошлом. Теперь этим движениям приходится существовать за счет ресурсов своих стран, что приводит к эксплуатации крестьян и ограблению гражданского населения. Зачастую такие движения играют ведущую роль в незаконной торговле оружием, наркотиками, золотом, алмазами, ценными породами дерева. Кроме того, в современных конфликтах комбатантов больше интересует возможность нажиться, чем идеологические соображения. Таким образом, войны превратились и для власть имущих, и для тех, кто им противостоит, в способ регулирования властных отношений, накопления богатств и экономического выживания.

• Религиозный экстремизм, причем не только мусульманский, становится все более заметным явлением в африканских конфликтах. Религия нередко используется как орудие политической мобилизации, а также как средство определить свое место в масштабах всего мира (стать частью международного сообщества) в обществах, находящихся в крайне нестабильном

352

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

положении, где трудно отождествить себя с каким-либо государством. Возвращение религиозного фактора в политическую сферу — неоспоримое явление, идет ли речь о выступлениях Лорана Гбагбо в Кот-д’Ивуаре, Чарльза Тейлора в Либерии или же Равалумананы на Мадагаскаре.

• Заметным стало участие в конфликтах традиционных тайных союзов, особенно в Западной и Центральной Африке. В конфликтах задействованы такие группы, как племя камаджор в Сьерра-Леоне, религиозное общество поро в Либерии, дозо в Кот-д’Ивуаре, племя маи-маи в Конго, племя кара-маджонгов в Уганде. В Конго (Браззавиль) действует мистический союз нсилулу (или «ниндзя пастора Нтуми») под предводительством Фредерика Битсана.

• Наиболее заметными отличительными чертами новых африканских кризисов являются их региональный характер и интернациональный характер управления ими. Это относится ко всем регионам, но особенно к Западной Африке, где кризис в Кот-д’Ивуаре обнаружил, до какой степени переплетаются между собой либерийский кризис и восстания Севера и Великого Запада в Кот-д’Ивуаре. Однако следует отметить, что предпринятые Африкой попытки организовать систему коллективной безопасности на континенте — которым США, Франция и Великобритания оказывали поддержку с помощью двусторонних программ военной подготовки, через новый Совет мира и безопасности Африканского союза, Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (ЭВСЦА) — столкнулись с трудностями, вызванными как нехваткой финансов, так и нежеланием государств пожертвовать частицей своего суверенитета.

• Сегодня Западная Африка вызывает тревогу больше, чем какой бы то ни было другой регион континента, а ее перспективы остаются во многом неопределенными. Этот регион всегда был неспокойным. В частности, остается сложной обстановка в Либерии. Кроме того, начиная с сентября 2002 г, Кот-д’Ивуар, долгое время остававшийся зоной стабильности в Западной Африке на фоне кровавого конфликта в Сьерра-Леоне, распространившегося на Либерию и Гвинею, раздирают вооруженные столкновения. Эта ситуация может причинить ущерб экономике не только самого Кот-д’Ивуара, но и соседних стран, особенно Буркина-Фасо и Мали.

КРИСТОФ ХАРНИШ

353

Запасы нефти и война против терроризма: оживление интереса к Африке

Оказавшаяся на обочине международных отношений, Африка, тем не менее, имеет определенное геополитическое значение. Это объясняется, в частности, такими факторами, как нефтяные месторождения Гвинейского залива, с одной стороны, и возросшее значение некоторых регионов континента в плане борьбы против терроризма. Оба этих обстоятельства имеют стратегическое значение для международных отношений. Так, Гвинейский залив поставляет сегодня 15% нефти, потребляемой США, т.е. столько же, сколько они ввезут в этом году из Саудовской Аравии. По оценкам специалистов, в 2015 г. Гвинейский залив обеспечит 25% потребности Соединенных Штатов в «черном золоте». Однако пока еще рано судить о том, станет ли нефть Гвинейского залива серьезной альтернативой ближневосточной, в частности потому, что общие объемы нефтедобычи в Африке на сегодняшний день менее значительны, чем на Ближнем Востоке.

В 2003 году были отмечены признаки того, что в Африку в целом и на территорию Африканского Рога в частности (особенно в Сомали) проникают исламские экстремисты, скрывающиеся среди мусульманского населения региона. Вообще, Африка после 11 сентября 2001 года воспринимается как зона нестабильности, которая может стать убежищем для террористов, местом их подготовки и источником тайного финансирования сети Аль-Каида.

МККК в Африке: проблемы и препятствия

В настоящее время Международный Комитет Красного Креста (МККК) осуществляет свою деятельность в Африке через тринадцать оперативных делегаций (в Анголе, Бурунди, Гвинее, ДРК, Камеруне, Либерии, Республике Конго, Руанде, Сомали, Судане, Уганде, Эритрее, Эфиопии), три представительства (в Гоме, на Мадагаскаре и в Аддис-Абебе) при Африканском Союзе, а также семь региональных делегаций (в Абиджане, Абудже, Дакаре, Найроби, Претории, Фритауне и Хараре). В них работают около 500 де-легатов-иностранцев и приблизительно 3500 местных сотрудников. Вот уже несколько лет значительная часть расходов МККК на оперативную деятельность приходится на Африку (40% — 48% от общего объема расходов), где оперативный бюджет организации составляет в среднем около 300 млн швейцарских франков.

354

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

Деятельность МККК осуществляется по двум основным направлениям согласно его мандату — помощь жертвам вооруженных конфликтов и предоставление им защиты. Если говорить более конкретно, она включает в себя распределение продовольствия; программы в области ассенизации и водоснабжения; медицинскую помощь; помощь лицам, перемещенным внутри страны; посещение лиц, взятых под стражу по причинам, связанным с конфликтом; защиту беспризорных детей; восстановление связи между членами семей, разлученных конфликтом; информирование населения об опасности противопехотных мин и неразорвавшихся боеприпасов; распространение знаний о международном гуманитарном праве в вооруженных силах и силах безопасности, во властных структурах, в средствах массовой информации и среди населения в целом; поддержку национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, помощь в их развитии и сотрудничество с ними; а также гуманитарную дипломатию в отношениях с правительствами и региональными организациями Африки1.

Особенность МККК как организации и ее деятельность в Африке

Чем отличается МККК от других гуманитарных организаций, работающих в зонах одних и тех же конфликтов? Есть ли какие-то серьезные различия? Или же он, как написано в одном внутреннем документе, просто «еще одна гуманитарная организация»? Эти вопросы заставляют вспомнить об одной из проблем МККК, возникающей в ситуациях, в которых продолжает процветать самая настоящая гуманитарная индустрия, в которых гуманитарные организации дублируют друг друга, стандартизируют свои подходы и борются между собой за внимание СМИ, не добиваясь при этом особых успехов в конкретных действиях по оказанию помощи жертвам, как это недавно можно было наблюдать в Либерии.

МККК работает на африканском континенте с начала периода деколонизации (деятельность МККК в Эфиопии в 1935—1936 гг. представляет собой исключение). Начиная с 80-гг. XX века он создает сеть оперативных и региональных делегаций сначала в Восточной Африке (где проводились масштабные операции помощи в Судане, Эфиопии и Сомали) и в португалоязычных странах (операции в Анголе и Мозамбике), затем, несколько позже, в 90-х го-

1 Более подробные сведения об МККК и его деятельности в Африке см. на сайте: <http://www.icrc.Org/web/fre/sitefre0.nsf/iwpList2/The_ICRC_worldwide:Africa>

КРИСТОФ ХАРНИШ

355

дах XX века, в Западной Африке. Сегодня МККК располагает в Африке широкими оперативными возможностями, что позволяет ему действовать в ситуациях всех происходящих на континенте конфликтов — как старых, так и новых. Благодаря наличию такой базы он может, через свои региональные делегации, следить за развитием всех ситуаций, характеризующихся политической нестабильностью, и в короткий срок адаптировать свою структуру и ресурсы на основании своего собственного анализа обстановки. В качестве примера можно привести его действия в Кот-д’Ивуаре в 2002—2003 гг, Центральноафриканской республике и суданской провинции Дарфур.

При поверхностном рассмотрении вопроса мы можем прийти к выводу о том, что МККК на континенте воспринимается как западная организация с четко определенным мандатом, эффективно работающая, располагающая квалифицированным персоналом и материально-технической базой, немного скрытная, богатая и независимая. Очевидно, что такое представление об организации необходимо серьезно подкорректировать. Прежде всего, надо в целом рассмотреть вопрос о том, как в Африке воспринимаются гуманитарные организации.

За последние 20 лет гуманитарная деятельность в Африке претерпела глубокие изменения. От крупномасштабных операций по распределению продовольственной помощи в Эфиопии 1986 г. до либерийского кризиса нынешнего года пройден большой путь. Изменились и те, кто оказывает гуманитарную помощь — если вначале этим занимались в основном добровольцы, имевшие четко выраженные политические симпатии (они сочувствовали движениям вооруженной оппозиции), теперь их место заняли технократы, заботящиеся только об эффективности работы.

Сегодня мы вынуждены отметить ряд внушающих тревогу обстоятельств, касающихся гуманитарной деятельности в Африке. Гуманитарные организации способны удовлетворить далеко не все потребности. Хуже того, слишком часто эти потребности определяются самими же гуманитарными организациями. Далее, гуманитарная деятельность все больше и больше интегрируется в тактику и стратегию сторон в конфликте, которые привыкли видеть представителей этих организаций на своей территории и извлекать из этого выгоду. Гуманитарное сообщество (система ООН, неправительственные организации и различные составные части Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца) воспринимается в Африке, правильно или нет, как богатое и политизированное, т.е. в качестве политическо-

356

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

го инструмента, с помощью которого государства добиваются своих тайных целей. Кроме того, методы, которыми пользуются гуманитарные организации при предоставлении помощи, все чаще подвергаются критике — в том, что касается оценки потребностей, способов и характера распределения. Африканцы все более критически относятся к тем последствиям, порой отрицательным, которые гуманитарная помощь имеет для их обществ, и начинают ставить под вопрос условия, выдвигаемые государствами-донорами при предоставлении помощи, а также непомерные расходы на деятельность по ее организации.

МККК в своей эволюции шел особым путем, и его образ был сформирован во время двух серьезных гуманитарных кризисов XX века — в 80-х и 90-х годах: крупных операций по распределению продовольственной помощи в Эфиопии, Судане, Анголе, Мозамбике и Сомали и беспрецедентной операции по предоставлению помощи и защиты в Руанде, за которой последовала деятельность, связанная с кризисом в районе Великих Озер. В конце 90-х гг. пришлось отказаться от мнения о том, что гуманитарная помощь всесильна, и перестать делать акцент на количестве распределенной помощи. После ряда серьезных инцидентов, связанных с отсутствием безопасности, повышение профессионального уровня сотрудников и обучение персонала навыкам обеспечения безопасности при осуществлении операций МККК способствовало осмыслению самой природы гуманитарной деятельности и попыткам разработки планов более сбалансированных гуманитарных акций по предоставлению помощи и защиты. Сегодня МККК становится организацией, которая осуществляет масштабные операции продовольственной помощи, но при этом способна должным образом удовлетворить потребности конкретных групп населения как путем предоставления защиты, так и путем оказания помощи.

Проблемы и препятствия при проведении операций

• Соответствие между потребностями в гуманитарной помощи и деятельностью МККК

Какая помощь и каким жертвам должна быть оказана? Вот вопрос, который неизменно возникает перед делегатами МККК в Африке. Очевидно, что потребность в гуманитарной помощи населения, пострадавшего в результате конфликтов, происходящих в странах с низким уровнем экономического развития, огромна. Деятельность МККК не может удовлетворить их в пол-

КРИСТОФ ХАРНИШ

357

ном объеме. Поэтому существует большой разрыв между потребностями жертв и тем, что МККК реально может им предложить. В результате изменений в природе конфликтов в последнее время уменьшилось число людей, пострадавших непосредственно в результате военных действий; в целом, стало меньше раненых в ходе вооруженных столкновений, но выросло число перемещенных лиц и местного населения, нуждающегося как в срочной помощи, так и в содействии восстановлению инфраструктуры. МККК должен сосредоточить свою деятельность на наиболее важных направлениях, принимая в расчет политическую и экономическую обстановку, а также деятельность других организаций. Это одна из важнейших проблем политики Комитета в области помощи и защиты. Кроме того, эту политику необходимо разъяснять жертвам, органам власти и другим заинтересованным лицам и организациям, ставя их в известность о том, что МККК может и что не может сделать, и почему. Операция, которую МККК последние два года проводил в Эфиопии, была в этом смысле исключительно важной: она не только еще раз показала, что может сделать МККК в плане распределения продовольственной помощи в ситуации конфликта, но и, что особенно важно, продемонстрировала способность МККК осуществлять независимую оценку и применять подход, отличающийся от традиционного (а именно, распределение семян и продуктов питания), когда большинство других гуманитарных организаций занимаются, в основном, только раздачей продовольствия. Эта операция также выявила необходимость выяснения государственной политики в области сельского хозяйства, ее отрицательных последствий. В ходе проведения этой операции возникло много вопросов, связанных с формированием инфраструктуры и с определением лиц, ответственных за принятие необходимых решений.

• Близость к жертвам и необходимость обеспечить

безопасность персонала

В Либерии МККК пришлось выдержать суровое испытание — в экстремальной обстановке его сотрудники остались в Монровии с жертвами конфликта и проводили операцию, которая спасла жизнь многим людям. С подобными испытаниями приходится сталкиваться и в других местах, хотя и не в столь радикальных формах. В 2003 г. в экстремальных ситуациях МККК продолжал работу до тех пор, пока это было возможно. Сам характер деятельности МККК предполагает готовность идти на риск, при этом ведется постоянное совершенствование мер безопасности в делегациях. Любой гуманитарной организации необходимо выработать такие методы проведения операций, кото-

358

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ КРАСНОГО КРЕСТА СБОРНИК СТАТЕЙ 2003

рые обеспечивают и возможность предпринимать решительные действия по оказанию помощи жертвам, и приемлемый уровень безопасности для сотрудников.

Хотя МККК и стремится оставаться в зонах конфликтов как можно дольше, по соображениям безопасности он не может, к сожалению, присутствовать в некоторых местах. Сказанное относится, например, к северо-востоку ДРК и северу Уганды. Убийство шести сотрудников МККК в 2002 г. имело серьезные последствия для деятельности организации: МККК не работает на северо-востоке ДРК; в Уганде до сих пор не возобновлена деятельность на севере и юго-западе страны.

Умение предвидеть опасность имеет первостепенное значение в условиях подавляющего большинства операций. Необходимо решить следующие задачи: проведение независимого анализа обстановки, в которой работает МККК; установление и поддержание надежных и регулярных контактов со всеми сторонами конфликта; постоянная оценка приемлемости деятельности МККК. Методы оперативной деятельности должны определяться таким образом, чтобы эффективно удовлетворять потребности жертв. При анализе обстановки в плане обеспечения безопасности и при принятии мер безопасности только еще начинают приниматься во внимание новые опасности.

• Первостепенная важность независимого политического анализа

Разумеется, что для проведения политического анализа, который позволил бы МККК принимать правильные оперативные решения, необходимы прямые контакты с воюющими, диалог со сторонами в конфликте и установление неофициальных контактов с людьми, внушающими доверие. В этой области в 2003 году наблюдалась усиливающаяся тенденция использовать, как это делалось в прошлом, анализ, проведенный журналистами и учеными и зачастую далекий от реальной обстановки на местах. МККК необходимо научиться проводить политический анализ таким образом, чтобы он был приближен к реальности на местах и принимал в расчет внешние влияния.

• Важность информационной политики

При анализе оперативной деятельности необходимо в большей мере, чем в прошлом, учитывать и информационную политику. В 2003 г. была выявлена важность анализа обстановки для планирования работы делегаций в области информационной политики и связей с общественностью. Мероприятия, проведенные в Судане и Гвинее, в ходе которых рассматривались конкретные примеры и различные подходы к решению задач в этой области,

КРИСТОФ ХАРНИШ

359

подтвердили полезность этой работы и показали делегатам необходимость изучения ее содержания и форм в рамках деятельности МККК. Эту практику необходимо развивать, чтобы укрепить позиции МККК в Африке посредством работы делегаций, направленной на более активное установление необходимых связей, что имеет жизненно важное значение для углубления понимания общего контекста и проблематики.

Перспективы

Основные проблемы международной политики, такие как борьба против терроризма, экономические вопросы, связанные, в частности с наличием запасов нефти на континенте и, в меньшей степени, с борьбой против бедности и распространения ВИЧ будут, по всей вероятности, определять политическое и социальное развитие Африки в течение многих лет. Число конфликтов в Африке будет, наверное, постепенно уменьшаться, хотя здесь надо отметить важное исключение: в Западной и Центральной Африке возможные кризисы при передаче власти, поскольку чрезвычайная слабость государственных учреждений стран этих регионов и отсутствие у них стратегических интересов создают дополнительную опасность дестабилизации.

Для МККК важно внимательно следить за развитием событий в области политики, экономики и других сферах, чтобы при возникновении ситуации конфликта быть готовым немедленно действовать. Такой подход создаст предпосылки для проведения углубленного анализа потребностей жертв, а также препятствий для проведения операций. Только на основе всестороннего анализа в конечном итоге можно будет выработать эффективную и адекватную оперативную политику. Необходимо прилагать больше усилий для разъяснения характера деятельности МККК и его места среди гуманитарных организаций, что, в свою очередь, позволит более эффективно действовать для удовлетворения потребностей жертв вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.