Научная статья на тему 'MIXED METHODS RESEARCH: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ'

MIXED METHODS RESEARCH: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
гражданственность молодежи / mixed methods research / дизайны смешения количественных и качественных исследований / youth citizenship / mixed methods research / mixing designs of quantitative and qualitative research

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пустошинская Ольга Сергеевна

В исследовании обращается внимание на растущее признание нового методологического подхода в разных отраслях научного знания, в том числе политологии, социологии и психологии. Приводятся позиции ученых по вопросам его преимуществ и недостатков. Упоминается Международная ассоциация по смешанным методам, а также издания Journal of Mixed Methods Research и International Journal of Multiple Research Approaches, играющие ключевую роль в распространении mixed methods research и оказании содействия практикующим специалистам в овладении сложным понятийно-категориальным и техническим аппаратом. Приводятся фундаментальные принципы и рекомендуемые правила, следование которым позволяет корректно решать аналитические задачи посредством комбинирования количественных и качественных методов. После сжатого описания mixed methods research как методологического движения автор углубляется в конкретные примеры, иллюстрирующие растущий к ним интерес в области изысканий по теме гражданственности молодежи. Обнаруживается их бóльшая востребованность в зарубежном научном сообществе, чем российском. Вскрывается успешная апробация и внедрение в эмпирический анализ всех наиболее известных типов дизайна. Делается вывод, что эффективность миксметодного подхода усиливается за счет обращения к математико-статистическому инструментарию и digital-технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED METHODS RESEARCH: USE IN THE FIELD OF YOUTH CITIZENSHIP STUDIES

The purpose of this article is to get an idea of the popularity of mixed methods research among researchers focusing on the problems of youth citizenship. Attention is drawn to the growing recognition of a new methodological approach in various branches of scientific knowledge, including political science, sociology and psychology. The positions of scientists on the issues of its advantages and disadvantages are given. The International Association for Mixed Methods is mentioned, as well as the Journal of Mixed Methods Research and the International Journal of Multiple Research Approaches, which play a key role in spreading mixed methods research and assisting practitioners in mastering complex conceptual, categorical and technical apparatus. The fundamental principles and recommended rules are given, following which makes it possible to correctly solve analytical problems by combining quantitative and qualitative methods. After a concise description of mixed methods research as a methodological movement, the author delves into concrete examples illustrating the growing interest in them in the field of research on the topic of youth citizenship. There is a greater demand for them in the foreign scientific community than in the Russian one. The successful approbation and introduction into empirical analysis of all the most well-known types of design is revealed. It is concluded that the effectiveness of the mix-method approach is enhanced by turning to mathematical and statistical tools and digital technologies.

Текст научной работы на тему «MIXED METHODS RESEARCH: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ»

О.С. Пустошинская

MIXED METHODS RESEARCH: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В исследовании обращается внимание на растущее признание нового методологического подхода в разных отраслях научного знания, в том числе политологии, социологии и психологии. Приводятся позиции ученых по вопросам его преимуществ и недостатков. Упоминается Международная ассоциация по смешанным методам, а также издания Journal of Mixed Methods Research и International Journal of Multiple Research Approaches, играющие ключевую роль в распространении mixed methods research и оказании содействия практикующим специалистам в овладении сложным понятийно-категориальным и техническим аппаратом. Приводятся фундаментальные принципы и рекомендуемые правила, следование которым позволяет корректно решать аналитические задачи посредством комбинирования количественных и качественных методов. После сжатого описания mixed methods research как методологического движения автор углубляется в конкретные примеры, иллюстрирующие растущий к ним интерес в области изысканий по теме гражданственности молодежи. Обнаруживается их большая востребованность в зарубежном научном сообществе, чем российском. Вскрывается успешная апробация и внедрение в эмпирический анализ всех наиболее известных типов дизайна. Делается вывод, что эффективность миксметод-ного подхода усиливается за счет обращения к математико-статистическому инструментарию и digital-технологиям.

O. Pustoshinskaya

MIXED METHODS RESEARCH: USE IN THE FIELD OF YOUTH CITIZENSHIP STUDIES

Abstract

The purpose of this article is to get an idea of the popularity of mixed methods research among researchers focusing on the problems of youth citizenship. Attention is drawn to the growing recognition of a new methodological approach in various branches of scientific knowledge, including political science, sociology and psychology. The positions of scientists on the issues of its advantages and disadvantages are given. The International Association for Mixed Methods is mentioned, as well as the Journal of Mixed Methods Research and the International Journal of Multiple Research Approaches, which play a key role in spreading mixed methods research and assisting practitioners in mastering complex conceptual, categorical and technical apparatus. The fundamental principles and recommended rules are given, following which makes it possible to correctly solve analytical problems by combining quantitative and qualitative methods. After a concise description of mixed methods research as a methodological movement, the author delves into concrete examples illustrating the growing interest in them in the field of research on the topic of youth citizenship. There is a greater demand for them in the foreign scientific community than in the Russian one. The successful approbation and introduction into empirical analysis of all the most well-known types of design is revealed. It is concluded that the effectiveness of the mix-method approach is enhanced by turning to mathematical and statistical tools and digital technologies.

Ключевые слова:

гражданственность молодежи, mixed methods research, дизайны смешения количественных и качественных исследований.

Key words:

youth citizenship, mixed methods research, mixing designs of quantitative and qualitative research.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-1-15-29

В современной мировой науке происходит заметное смещение фокуса активности на проведение исследований, идентифицируемых как mixed methods research. В их основу заложен принцип интеграции компонентов количественного и качественного анализа на всех уровнях и стадиях познавательного процесса [33, p. 21]. Ценность смешения парадигм, числовых и квалитативных данных, разного рода аналитического инструментария в ходе одного комплексного проекта усматривается в возможности измерения и описания полиаспектных явлений, обнаружении и адекватной интерпретации неявных, трудно поддающихся объяснению тенденций и зависимостей, а также повышении корректности обобщения полученных результатов.

Настоящая статья содержит намерение прояснить, отражает ли сфера изысканий, посвященных гражданственности молодежи, повышательный тренд, свидетельствующий о легитимации и прогрессировании миксметодных исследований, и какие предполагаемые преимущества в плане обеспечения более глубокого понимания интересуемого в данном случае объекта это несет.

Обоснованность актуализации поставленных вопросов вытекает из ряда обстоятельств. Во-первых, гражданственность молодежи - сложноструктурированный феномен, представляющий собой «...единство субъектных и деятельностных характеристик», включая ценностные, когнитивные, идентификационные компоненты [1, с. 98]. Следовательно, применение к его анализу дуального базисного регулятива логически оправданно. Во-вторых, будучи определяемым множеством внешних и внутренних взаимосвязей, обновляющихся в корреляции с объективными трансформациями, данный феномен является эволюционирующим. Это означает, что знание о нем открыто для корректировки и обогащения, в том числе путем апелляции к последним достижениям в методологии.

В настоящее время расширение предметной области корреспондирует изменениям, вызванным переформатированием глобального порядка. В ситуации межгосударственных размежеваний, ценностных разрывов, поляризации обществ проблема привития молодежи желательной гражданственности перемещается в центр национальных политических повесток и кратоло-гического дискурса, а собственно категория приобретает идеологически нагруженные смыслы. В текущих условиях вполне реальными видятся перспективы усиления внимания академического и университетского сообществ

к mixed methods research как способу развития свежих представлений об обозначенном срезе действительности.

В этой связи возникает дополнительный повод для интеллектуальной рефлексии в заявленном выше проясняюще-оценочном направлении. В попытке решения поставленной задачи осуществлен поиск в научно-информационных социальных сетях (Academia.edu, ResearchGate), а также базах данных электронных библиотек (Elibrary, Google Books) публикаций с нужным контентом. В качестве критерия их опознавания использована комбинация терминов «гражданственность молодежи» и «mixed methods research» / «смешанные методы». На следующем шаге проведен анализ отобранных текстов на предмет установления факта и особенностей использования миксметодного подхода к изучению гражданственности молодежи.

Mixed methods research как методологическое движение

Интенсивное развитие mixed methods research приходится на 1980-е гг., что связано с их исключительной востребованностью в социологии. В 1990-х гг. данный подход получает распространение в политологии, психологии, экономике, лингвистике и иных науках. В 2000-е гг. происходит его перевод на новый уровень значимости: вследствие эволюционирования познавательной деятельности возникает потребность в переориентации ученых, прежде всего занимающихся анализом социально-политических объектов действительности, на реализацию принципа междисциплинарного синтеза, использование мате-матико-статистических, цифровых, технологических, естественнонаучных инструментов в гуманитаристике [4, с. 22; 7, р. 103-105].

Постепенно разработчиками и приверженцами биполярная парадигма возводится в ранг приоритетности. Убедительной такую позицию делает аргументация о продуцировании предельно достоверного, сбалансированного, содержательно насыщенного знания за счет извлечения выгод от интеграции конструктивного потенциала каждой монометодной альтернативы, а также усиления процедурной строгости изысканий и взаимодополняющей перекрестной валидизации. В качестве другого положительного момента называется нивелирование проблем, актуализирующихся при реализации чисто количественного или качественного исследования. Имеется в виду, к примеру, исключение свободных обобщений, деконтекстуализации, субъективности. Отсюда вывод об инновационной эффективности проектов, способных комплексно решать как мультимодальные научные, так и серьезные общественно значимые задачи [6, p. 327; 8, p. 15-17; 27, р. 275, 280-281; 32, p. 39].

Параллельно в академической среде формируется критический взгляд, выразители которого скептически рефлексируют в отношении mixed methods research. Ими отмечаются трудности ресурсного, временного, профессионального, понятийного свойства, возникающие в условиях кратно усложненного исследовательского цикла [4, с. 27; 14, p. 500; 16, р. 62].

Ряд ученых, категоричных в отвержении универсалистской логики, находят в ней выраженную предвзятость. В связи с этим артикулируются опасения по поводу перспектив девальвации ценности устоявшихся методологий и ограничения точек роста для появления принципиально иного методологического продукта. Другой из дезавуирующих тезисов акцентирует внимание на рекомендуемых стандартах смешения. Они воспринимаются в качестве инвариатива, не оставляющего автору простора в поиске конструкций, отличных от предписанного набора, но оптимальных в плане подчиненности исследовательской цели. Под сомнение ставится и довод о разрешении длящегося количественно-качественного противоборства через совмещение в едином контексте конкурирующих точек зрения. Напротив, полагается углубление прежних расколов [10; 12, p. 7; 31].

На фоне обнажившегося конфликта контрпозиций mixed methods research демонстрируют устойчивость к маргинализации. Более того, они получают развитие при непрерывном устранении несовершенств, накоплении фактуры, повышении методологической грамотности и мастерства заинтересованных представителей научного сообщества.

Консолидировать сторонников, снять напряжение в теоретических расхождениях и эмпирическом приложении призвана деятельность Международной ассоциации по смешанным методам. Регулярно проводимые членами объединения общемировые и региональные конференции, web-семинары служат платформой для актуальных дискуссий, обмена идеями и опытом, налаживания диалога [26].

Важнейшую роль в продвижении миксметодного подхода выполняют издания Journal of Mixed Methods Research (номера выходят с 2007 года) и International Journal of Multiple Research Approaches (номера выходят с 2009 года). Усилия редакторов журналов сосредотачиваются не только на его популяризации, но и вопросах содействия практикующим ученым в овладении оригинальным языком и техническим аппаратом. Этому способствуют редакционные статьи и образцовые авторские тексты, получающие статус методологических документов [11; 22].

Обнаруженные несовершенства становятся причиной разработки правил, которых должны придерживаться исследователи, апеллирующие к комбинированным методикам.

Во-первых, акценты расставляются на требовании высокого уровня квалификации при обращении к mixed methods research. Если процедуры реализует отдельный профессионал от научного сообщества, он должен быть подготовленным в области проведения и количественного, и качественного анализа. В ситуации с командным исполнительством к членам группы предъявляется расширенный список предписанных качеств, поскольку коллективная деятельность, как правило, рассчитана на долгосрочные проекты с практическим запросом. В их числе не только владение меж-

дисциплинарными знаниями и техническими навыками, их демонстрация на прикладном уровне, наличие опыта в проведении подобных изысканий, но и способность устанавливать контакты внутри сложившегося исследовательского объединения, коммуницировать с заказчиком [2, с. 51; 28, р. 6].

Во-вторых, настоятельно рекомендуется составлять рабочий план, который бы учитывал ресурсные ограничения - финансовые, временные, организационные, интеллектуальные, управленческие. Это объясняется неизбежным увеличением расходов и усилий при апелляции к смешанным методикам, усложнением получаемого набора данных в ходе научного процесса, появлением множества деталей и альтернатив на разных этапах анализа [25, р. 395-396].

В-третьих, разработчики ориентируют на следование принципу предварительной определенности с парадигмальной основой исследования. Такая логика принуждает к тщательной проработке фундаментальных теоретических постулатов из разных дисциплинарных областей, осознанию степени их применимости в конкретных кейсах, поднимает вопрос об умении сочетать отдельные положения в соответствии с поставленными задачами. Предполагается, что ученый обозначает для себя круг вопросов, на которые он намерен ответить по ходу или в итоге своих изысканий, развивая более глубокие уровни понимания проблематики [9, р. 73; 15, р. 74; 33, р. 23].

В-четвертых, утверждается важность обоснования преследуемых целей, получивших обозначение в теории смешанных методов как «триангуляция», «взаимодополняемость», «развитие», «инициирование», «экспансия» [13, с. 255-256, 268].

Необходимо четко осознавать, что триангуляция предназначена для усиления надежности измерений. Она позволяет проверять сведения, извлеченные из первичного источника, их сопоставлением с информацией из контрольного пакета, а также подтверждать заключения о сущности и поведении объекта, сделанного в ходе апробирования определенной процедуры, доказательствами от иной аналитической схемы. Взаимодополняемость применяется в случае необходимости расширить, проиллюстрировать или детализировать результаты количественного/качественного исследования показателями, обнаруженными при оперировании альтернативным инструментарием. Развитие направлено на коррекцию механизма измерений посредством использования результатов, полученных в ходе задействования одного метода, для повышения репрезентативности выборки и разработки дополнительных инструментов, востребованных в дальнейшем когнитивном поиске. Инициация способствует открытию новых исследовательских перспектив, а также устранению пробелов, противоречий или неожиданностей, проявившихся при использовании предыдущей техники. Экспансия, рассчитанная на получение углубленного и объемного научного видения, предполагает за-

действование множества методов, каждый из которых охватывает конкретный фрагмент проблематики.

В-пятых, в качестве одной из отправных точек указывается на допустимость комбинирования методов на любой из стадий познавательного процесса: во время сбора, анализа, интерпретации данных. Причем внимание фокусируется на неукоснительном соблюдении нескольких условий. Ученому следует уяснить: в какой пропорции количественные и качественные данные будут коррелировать друг с другом?; какова схема реализации тех или иных операций?; будет ли осуществляться интеграция в начале эмпирического поиска или она произойдет на мезоуровне исследования?; необходимо ли обобщать результаты, полученные от разных инструментов, в практическом итоге?

Ответы на данные вопросы содержатся в дизайнах когерентных методических процедур, каждый и которых имеет свое обозначение (табл. 1).

Таблица 1. Миксметодные конфигурации (по классификации У.Э. Хэнсона, В.Л. Плано Кларк, К.С. Петски, Дж.В. Кресвелла и Дж.Д. Кресвелла) [18, р. 228-229]

Дизайн Характери- Соотноше- Анализ Интегра- Приложи-

стика упо- ние значи- данных ция дан- мость

рядоченно- мости ко- ных

сти количе- личествен-

ственных и ных и ка-

качествен- чествен-

ных иссле- ных дан-

дований ных

после- последова- приоритет проводится в ходе об- для объясне-

дова- тельность: отдается ко- связанно суждения, ния взаимо-

тельный Кол^кач личествен- на этапе связей и

поясни- ным данным, интерпре- неожиданных

тельный качественные данные играют вспомогательную роль тации результатов исследования

после- последова- приоритет проводится в ходе об- для уточнения

дова- тельность: отдается связанно суждения, и проверки

тельный Кач^кол качествен- на этапе новых теоре-

исследо- ным дан- интерпре- тических

ватель- ным, коли- тации конструкций,

ский чественные данные играют вспомогательную роль разработки и тестирования инструментов, создания таксономии

последовательный трансформирующий последовательность: Кач^кол или Кол^кач / Кач^Кол или Кол^Кач в зависимости от предпочтений исследователя приоритет отдается любому классу данных либо их статус может быть равнозначным проводится связанно в ходе обсуждения, на этапе интерпретации для углубленного понимания объекта в динамике, озвучивания альтернативных точек зрения

параллельный триангу-ляцион-ный синхронизация: Кач = Кол данные имеют равнозначный статус проводится отдельно в ходе анализа и на этапе интерпретации для подтверждения итоговых значений, перекрестной проверки их устойчивости

параллельный транс-формирующий синхронизация: Кач=кол или Кол = кач / Кач = Кол или Кол = Кач приоритет отдается любому классу данных либо их статус может быть равнозначным проводится отдельно на этапе интерпретации, в случае преобразований - во время анализа для углубленного понимания объекта в динамике, озвучивания альтернативных точек зрения

параллельный вложен ный синхронизация: колсКач или качсКол приоритет может быть отдан тому или иному типу данных менее приоритетные данные включаются в приоритетную группу для ответа на другой вопрос на этапе анализа данных для получения более широкого представления о рассматриваемой теме, изучения различных групп и уровней в рамках одного проекта

Исследования гражданственности молодежи с использованием миксметодного подхода

Традиционным при изучении гражданственности молодежи является обращение к вариациям конкретного качественного либо количественного инструментария. Среди них наиболее популярными оказываются опросы массового типа с последующим авторским пояснением предпочтений респондентов, а также экспертные оценки или интервью с дескриптивным обоснованием позиций специалистов по анализируемой тематике. Не уступает им по интенсивности использования формально-логическая, информационно-целевая техники, а также исследование текстов в виде контент- и дискурс-анализов. Меньшее распространение получили ивент-анализ и способы диагностики ситуаций - case study, кросс-региональное сравнение, включенное наблюдение. Изредка задействуются фокус-групповая методика, изучение образов и проблемно-ориентированные методы по типу SWOT-или пат-анализа.

Надежность и точность данных проверяется с помощью множества коэффициентов - хи-квадрата с модификациями, критериев Мак Нимара, Фишера, t-Пирсона, t-Стьюдента, t-Кендала, r-Спирмена и др. Для подтверждения прежних выводов, обнаружения новых, а также скрытых связей и зависимостей, конструирования прогнозных моделей применяются процедуры обработки информации. В их числе - корреляционный, регрессионный, кластерный, дисперсионный анализы.

Вместе с тем обретает выраженность тренд на активизацию научной деятельности по миксметодному сценарию, при котором обычной практикой становится оперирование математико-статистическим аппаратом.

Успешный опыт такого совмещения демонстрирует работа А. Харрис, Дж. Вин, С. Юнеса. В ней раскрывается существо проблемы участия австралийской молодежи в демократическом управлении и социально значимой деятельности. Руководствуясь алгоритмом последовательного пояснительного дизайна, авторы смогли реализовать две цели, отвечающие паттернам «развития» и «взаимодополняемости». Во-первых, преобразованные с применением пакета программ SPSS результаты массового опроса послужили основанием разработки вопросов для глубинных интервью, проведенных в форме непосредственного собеседования, а также общения через электронную почту, и впоследствии проанализированных тематически. Во-вторых, благодаря выбранной комбинации методов удалось устранить эклектику и неясности, вызванные противоречивостью мнений и закрытостью позиций респондентов. В итоге были вскрыты закономерности, указывающие на слом традиции и складывание гражданственности, конфликтующей с образцом, присущим предыдущей. Сделан вывод о том, что в своем новом качестве она самодостаточна, базируется на принципе дистанцирования от формальных институтов, но с опорой на личный капитал и микромир родственного/близкого окружения. В ней доминируют жизненно важные ценности, вытесняющие интерес к политической и общественной повестке [19].

Планка, задаваемая последовательным трансформирующим дизайном, является более высокой, что подразумевает не только кратное увеличение затрат, но и колоссальную интеллектуальную работу. Это связано с накоплением материала, закрепляемого на уровне консолидации идей, закладывающих фундамент для концептуализирования.

Наглядное тому доказательство - лонгитюдные разработки Х. Хельве. Чтобы лучше понять процесс изменения форм гражданственности финской молодежи, начиная с 1989 года и по настоящее время, автором проведены поэтапные исследования с использованием разных видов опросов (анкетирования, индивидуальных и групповых интервью), которые комплементиру-ются методом словесных ассоциаций, проективным и прогнозным тестированием, анализом национального законодательства и программ Европейского союза в области молодежной политики. Результаты обрабатываются с при-

влечением контент-анализа, описательных статистик, факторного и дисперсионного анализов. Ставка, сделанная на «взаимодополняемость», определенной в качестве одной из целей mixed methods research, дает возможность повысить полезность количественных методов результатами качественных процедур, а «инициация» - выдвигать новые гипотезы и осуществлять их верификацию. Приверженность подходу конструктивно отражается на процессе научного совершенствования. Автором введена в исследовательский оборот универсальная конструкция типов молодежной гражданственности, преломляемой в призме социальной политики, а также предложена формула меняющегося мировоззрения молодых людей в волатильных условиях современности, расширившая теоретическую рамку [20; 21].

Другой пример свидетельствует об обращении ученых к вложенному дизайну, приспосабливаемому к микроанализу гражданственности молодежи. Так, при проведении С. Абдуллахи и А. Фаруком исследования в школах Майами ограниченный потенциал неформализованного интервью с членами преподавательского состава был усилен возможностями встроенного в него наблюдения за процессом обучения в классах, а также описательной статистики и многофакторного дисперсионного анализа. Целесообразность подобного оформления дизайна определялась логикой задания, отсылающего к уточнению каузальности. Ученые обозначили для себя обязательство обнаружить предикторы, благоприятствующие развитию у обучающихся глобального сознания. В результате анализа из всей совокупности факторов высветились два, оказавшие достоверное влияние на распределение независимой переменной: космополитичность взглядов учителя и его компетенции в области глобального образования [5].

В поле деятельности крупных научных коллективов широкое распространение получает параллельная стратегия, независимо от того, отдается примат триангуляционной или трансформирующей модификациям. В данном случае одновременное использование множества методов в обеспечение достижения с теоретико-преобразовательным потенциалом либо оперативной выработки клиент-ориентированного продукта, удовлетворяющего потребностям заказчика в оптимизации политического менеджмента, эквивалентно ресурсам, которыми располагают исполнители.

Демонстрирует эту регулярность проект, осуществленный сотрудниками Института А. Дикина по вопросам гражданства и глобализации под руководством С. Мансури и З. Скрбиса. Исследовательские ожидания оправдало решение подчинить эмпирику гибридной матрице, объединившей параллельный триангуляционный и вложенный дизайны. Были реализованы несколько целей: расширена тематика начального исследования, повышена надежность количественных и качественных данных кросс-аналитическим способом, получены несколько оценочных и объяснительных уровней. С привлечением анкетирования заполнены пробелы в знании о гражданственности молодых

мигрантов, прибывших в Австралию, специфике их идентификации с формальными / неформальными сетями диаспор, участии в делах общин. Информация извлекалась в разрезе по группам, дифференцируемым согласно критериям пола, возраста, национальности, религиозного и культурного самоотнесения, принадлежности к государству происхождения, времени пребывания в стране приема. Затем посредством фокус-группового изыскания с интегрированным в него полуструктурированным интервью детализированы такие аспекты, как детерминация, масштабы, формы вовлеченности в сети, степень ассимиляции с австралийским социумом, развитие способности к межкультурной коммуникации и социально-ответственному поведению [24].

Достаточным весом в научном анализе, посвященном гражданственности молодежи, обладает параллельная трансформирующая стратегия.

Для наглядности можно привести проект, выполненный в Центре молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Работа курировалась Е. Омельченко и имела собственное теоретическое обоснование, возведенное в базовый принцип методологического действия, что соответствует цели «развитие» в рамках парадигмы mixed methods research. Ученые были ориентированы на продвижение новой концепции к изучению гражданственности, суть которой заключалась в уходе от классической формулы понимания гражданства и переориентации внимания на контекстуальность, задаваемую молодежными повседневными практиками. В связи с этим ставка сделана на качественные методы: изучение текстов популярных песен и музыкальных видеороликов, биографическое интервью с молодыми специалистами, имеющими высшее образование и трехлетний опыт работы, включенное наблюдение и интервью с членами формальных / неформальных молодежных сообществ. Качественные данные сопоставлялись с материалом, почерпнутым из массового опроса студентов высшей школы и профессионально-технических училищ Санкт-Петербурга и Ульяновска. Для декодирования, отбраковки, визуализации информации, сведения ее в систему в процедурный механизм были включены обладающие наибольшей операциональной способностью пакеты программ NVivo, SPSS, Statistica [3; 29].

Принципиальным изменением в генезисе исследований по рассматриваемой тематике является подкрепление mixed methods research digital-технологиями. Обозначившийся процесс отражает тенденцию на индивидуализацию научных подходов к сбору и анализу сведений в цифровом формате, в том числе представляющих собой структурированные и неструктурированные данные большого объема (Big Data).

Как правило, в качестве исходных техник используется наращивающий научный потенциал CAWI-метод. Для проведения первичного анализа задей-ствуются online-панели, позволяющие самостоятельно или при помощи IT-специалистов программировать электронные анкеты, а также тестировать их

на таргетируемость, время заполнения бланков, правильность отображения вопросов и вариантов ответов, устанавливать условия отбора респондентов, проверять наличие аналогичных продуктов в интернет-пространстве.

Несомненный интерес в этом отношении вызывает одна из последних разработок под авторством Н. Кары, отражающая состояние приобщения турецких студентов к цифровой гражданственности. Придерживаясь императивов последовательного пояснительного дизайна, ученый придала ей иной статус, миксуя интернет-опрос, базирующийся на шкале Лайкерта и шкале Чой-Глассмана-Кристола, с полуструктурированным интервью. Процесс количественного измерения сопровождался использованием факторного анализа и метода статистического вывода ANOVA. Это позволило выйти за пределы содержания формальных ответов, удержать информацию, ускользающую от невооруженного взгляда, распознать скрытую обусловленность психологических и поведенческих проявлений. Вспомогательным средством экспертизы качественных данных выступил контент-анализ. С его помощью удалось также вскрыть неартикулированные студентами мотивы и страхи. Опрос показал отсутствие у обучающихся предрасположенности к политической активности в Сети. На основании результатов качественного исследования установлены причины отстраненной позиции: опасение наступления негативных последствий за акты политического опИпе-выражения и сопряженное с ним чувство тревожного дискомфорта [23].

Другой вариант - электронное шкалирование, применяемое для вычленения качественных признаков явления, выраженных в абстрактных понятиях или субъективных оценках, с предварительным определением весовых коэффициентов каждого наблюдения. К примеру, чтобы разобраться в социализирующем эффекте читаемого в вузах специализированного курса, направленного на воспитание субъектов с установкой на ответственную инкорпорацию в общепланетарные общественные отношения, члены группы нидерландских ученых, возглавляемой И. Шутте, использовали подвергнутые оцифровке шкалу Лайкерта и шкалу измерения глобального гражданства Мораиса-Огдена. На этой основе были созданы компьютерные программы для проведения контент-анализа текстов студенческих интернет-дневников. В целом проект, выдержанный в стиле последовательного пояснительного дизайна, включал несколько этапов с чередованием анкетирования, интервью, анализа блогов. Количественные результаты зафиксировали высокий уровень развития этики глобальной гражданственности, знания о ней, социальную активность, соответствующую предъявляемым критериям. Качественные данные внесли ряд важных штрихов в понимание того, как дисциплины с узконаправленным влиянием моделируют аттитюдную и поведенческую реакцию молодежи [30].

Итак, внедрение в исследовательский процесс подхода, основывающегося на комбинировании элементов количественного и качественного анализа,

необратимо трансформирует природу методологического поля, вызывая отдаление от сложившейся нормы и стимулируя нестандартные ходы в сложных познавательных ситуациях. В настоящее время овладение новым инструментарием при рассмотрении проблематики, связанной с гражданственностью молодежи, следует обозначить как область постепенного освоения. Основной вклад в соответствующую эволюцию вносят западные ученые, которым принадлежит первенство в разработке базовых решений и продвижении mixed methods research. Среди представителей отечественного научного сообщества интерес к ним не является столь выраженным. Однако появляющиеся работы с прогрессивной эвристикой дают основание для оптимизма.

Примечательным трендом становится успешная адаптация к изысканиям по обозначенной тематике известного минимума дизайнов смешения. При этом эффективность достижения аналитических целей усиливается благодаря повсеместному применению математико-статистического аппарата. Наблюдается также возрастающий спрос на digital-технологии. Все это в совокупности расширяет возможности для глубинного анализа природы и практик гражданственности молодежи, облегчает процесс трудноизмеряемых аспектов мировоззрения, когнитивного развития, ценностно-идентификационного самоопределения, нравственного выбора, поведенческой логики. С другой стороны, полученная методология, позволяя сводить воедино количественные и качественные характеристики исследуемых объектов и процессов, ведет к открытию новых фактов, касающихся среды, которая обучает индивида гражданственности, причин, влияющих на мысли, чувства и действия молодых людей, конструирование ими жизненной траектории, формирование гражданской позиции. Более того, mixed methods research - это способ удовлетворения запроса на разработку новых теоретических представлений о гражданственности молодежи, подвергающейся радикальным изменениям в условиях крайне динамичного объективного контекста.

Литература

1. Гаврилюк В.В., Маленков В.В., Гаврилюк Т.В. Современные модели российской гражданственности // Социологические исследования. 2016. №11. С. 97-106.

2. Полухина Е.В., Просянюк Д.В. Исследования со смешанными методами (Mixed Methods Research): интеграция количественного и качественного подходов // Политическая концептология. 2017. №1. С. 49-56.

3. Проекты-2020: Взросление российской молодежи в 21 веке (поколенческий анализ) // Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ. 2020. URL: https://spb.hse.ru/soc/youth/proekty (дата обращения 14.09.2023).

4. Савинская О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К.Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. №8. С. 21-29.

5. Abdullahi S.A., Farouk M.K. Mixed methods research in global education: Towards a new paradigm for global citizenship education // International Journal of Secondary Education. 2014. Vol. 2. №3. P. 52-60.

6. Adu J., Owusu M.F., Martin-Yeboah E., Gavidia L.A.P., Gyamfi S. A discussion of some controversies in mixed methods research for emerging researchers // Methodological Innovations. 2022. Vol. 15. №3. P. 321-330.

7. Alise M.A., Teddlie C. A Continuation of the paradigm wars? Prevalence rates of methodological approaches across the social / behavioral sciences // Journal of Mixed Methods Research. 2010. Vol. 4. №2. P. 103-126.

8. Burke Johnson R., Onwuegbuzie A.J. Mixed methods research: A research paradigm whose time has come // Educational Researcher. 2017. Vol. 33. №7. P. 14-26.

9. Chatterjee A. Ontology, Epistemology, and Multimethod Research in Political Science // Philosophy of the Social Sciences. 2013. Vol. 43. №1. P. 73-99.

10. Creswell J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative and Mixed Methods Approaches (4th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage. 2014. 457 p.

11. Description // International Journal of Multiple Research Approaches. 2023. URL: https://ijmra.org/description (дата обращения 17.09.2023).

12. Fabregues S., Sáinz M., Romano M.J., Escalante-Barrios E.L., Younas A., López-Pérez B.-S. Use of mixed methods research in intervention studies to increase young people's interest in STEM: A systematic methodological review // Frontiers in Psyhology. 2023. Vol. 13. P. 1-14.

13. Greene J.C., Caracelli V.J., Graham W.F. Toward a Conceptual Framework for Mixed-Method Evaluation Designs // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1989. Vol. 11. №3. P. 255-274.

14. Halcomb E.J. Mixed methods research: The issues beyond combining methods // Journal of Advancing Nurcing. 2019. Vol. 75. №3. P. 499-501.

15. Hall R.F. Mixed methods: In search of a paradigm. Chapter: 7 // Conducting research in a changing and challenging world; eds.: T. Le, Q. Le. Tasmania: Nova Science Publishers, 2013. P. 71-78.

16. Hamed A., Habek H. Addressing Research Design Problem in Mixed Methods Research // Management Systems in Production Engineering. 2016. Vol. 21. №1. P. 62-66.

17. Han C. Mixed-methods research in interpreting studies: A methodological review (2004-2014) // Interpreting. 2018. Vol. 20. №2. P. 155-187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Hanson W.E., Plano Clark V.L., Petska K.S., Creswell J.W., Creswell J.D. Mixed methods research designs in counseling psychology // Journal of Counseling Psychology. 2005. Vol. 52. №2. P. 224-235.

19. Harris A., Wyn J., Younes S. Rethinking youth citizenship: identity and connection: Report / Australian Youth Research Center, University of Melbourne, 2008. 28 p.

20. Helve H. Borders and possibilities in youth research - A longitudinal study of the world views of young people // Mixed methods in youth research. Tampere: Nuorisotutkimusseura, 2005. P. 57-81.

21. Helve H. Re-thinking youth and citizenship. Value groups and citizenship types of young Finns // Italian Journal of Sociology of Education. 2015. Vol. 7. №1. P. 32-66.

22. Journal Description // Journal of Mixed Methods Research. 2023. URL: https://journals.sagepub.com/description/MMR (дата обращения 17.09.2023).

23. Kara N. Understanding university students' thoughts and practices about digital citizenship: A mixed methods study // Educational Technology & Society. 2018. Vol. 21. №1. P. 172-185.

24. Mansouri F., Skrbis Z., Chiment M., Karimshan A., Druzenko L., Micola M., Effeney L. Migrant youth in Australia: social networks, belonging and active citizenship // An Australian Research Council Linkage Project. 2013. 92 p.

25. Marland A., Giasson T. Investigating political marketing using mixed method: the case for campaign spending data // Journal of Public Affairs. 2013. Vol. 13. №4. P. 391-402.

26. Mixed Methods International Research Association. URL: https://mmira.wildapricot.org/ (дата обращения 17.09.2023).

27. Molina-Azorin J.F., Fetters M.D. Building a better world through mixed methods research // Journal of Mixed Methods Research. 2019. Vol. 13. №3. P. 275-281.

28. Nowell L., Paolucci A., Dhingra S., Jacobsen M., Lorenzetti D.L., Lorenzetti L., Oddone-Paolucci E. Interdisciplinary mixed methods systematic reviews: Reflections on

methodological best practices, theoretical considerations, and practical implications across disciplines // Social Sciences & Humanities Open. 2022. Vol. 6. №1. P. 1-8.

29. Omelchenko E.L., Krupets Y., Zhenina A. Citizenship in Russian Youth: The Search for an Effective Methodology // "In Search of..." New Methodological Approaches to Youth Research; eds. A. Allaste, K. Tidenberg. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2015. P. 295-317.

30. Shutte I.W., Kamans E., Wolfensberger M.V.C., Veugelers W. Preparing students for global citizenship: The effects of a Dutch undergraduate honors course // Education Research International. 2017. №1. P. 1-12.

31. Symonds J.E., Gorard S. The death of mixed methods: Research labels and their casualties // The British Educational Research Association. Annual Conference (Heriot Watt University, Edinburgh, September 3-6), 2010. URL: https://clck.ru/37vwpH (дата обращения 17.09.2023).

32. Tzagkarakis S.I., Kritas D. Mixed research methods in political science and governance: approaches and applications // Quality & Quantity. 2023. Vol. 57. Sup. 1. P. 39-53.

33. Venkatesh V., Brown S., Bala H. Bridging the Qualitative-quantitative divide: Guidelins for conducting mixed methods research in information systems // MIS Quarterly. 2003. Vol. 37. №1. P. 21-54.

References

1. Gavrilyuk V.V., Malenkov V.V., Gavrilyuk T.V. Sovremennye modeli rossiiskoi gra-zhdanstvennosti. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. №11. S. 97-106.

2. Polukhina E.V., Prosyanyuk D.V. Issledovaniya so smeshannymi metodami (Mixed Methods Research): integratsiya kolichestvennogo i kachestvennogo podkhodov. Politiche-skaya kontseptologiya. 2017. №1. S. 49-56.

3. Proekty-2020: Vzroslenie rossiiskoi molodezhi v 21 veke (pokolencheskii analiz). Tsentr molodezhnykh issledovanii NIU VShE. 2020. URL: https://spb.hse.ru/soc/youth/proekty (data obrashcheniya 14.09.2023).

4. Savinskaya O.B., Istomina A.G., Larkina T.Yu., Kruglova K.D. Kontseptual'nye predstavleniya o strategiyakh «smeshivaniya metodov» (mixed methods research): etapy razvitiya i sovremennye diskussii. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. №8. S. 21-29.

5. Abdullahi S.A., Farouk M.K. Mixed methods research in global education: Towards a new paradigm for global citizenship education. International Journal of Secondary Education. 2014. Vol. 2. №3. P. 52-60.

6. Adu J., Owusu M.F., Martin-Yeboah E., Gavidia L.A.P., Gyamfi S. A discussion of some controversies in mixed methods research for emerging researchers. Methodological Innovations. 2022. Vol. 15. №3. P. 321-330.

7. Alise M.A., Teddlie C. A Continuation of the paradigm wars? Prevalence rates of methodological approaches across the social / behavioral sciences. Journal of Mixed Methods Research. 2010. Vol. 4. №2. P. 103-126.

8. Burke Johnson R., Onwuegbuzie A.J. Mixed methods research: A research paradigm whose time has come. Educational Researcher. 2017. Vol. 33. №7. P. 14-26.

9. Chatterjee A. Ontology, Epistemology, and Multimethod Research in Political Science. Philosophy of the Social Sciences. 2013. Vol. 43. №1. P. 73-99.

10. Creswell J.W. Controversies in Mixed Methods Research. URL: https://www.sagepub.com/sites/default/files/upm-binaries/40426_Chapter15.pdf (data obrashcheniya 17.09.2023).

11. Description. International Journal of Multiple Research Approaches. 2023. URL: https://ijmra.org/description (data obrashcheniya 17.09.2023).

12. Fàbregues S., Sáinz M., Romano M.J., Escalante-Barrios E.L., Younas A., López-Pérez B.-S. Use of mixed methods research in intervention studies to increase young people's interest in STEM: A systematic methodological review. Frontiers in Psyhology. 2023. Vol. 13. P. 1-14.

13. Greene J.C., Caracelli V.J., Graham W.F. Toward a Conceptual Framework for Mixed-Method Evaluation Designs. Educational Evaluation and Policy Analysis. 1989. Vol. 11. №3. P. 255-274.

14. Halcomb E.J. Mixed methods research: The issues beyond combining methods. Journal of Advancing Nurcing. 2019. Vol. 75. №3. P. 499-501.

15. Hall R.F. Mixed methods: In search of a paradigm. Chapter: 7. Conducting research in a changing and challenging world; eds.: T. Le, Q. Le. Tasmania: Nova Science Publishers, 2013. P. 71-78.

16. Hamed A., Habek H. Addressing Research Design Problem in Mixed Methods Research. Management Systems in Production Engineering. 2016. Vol. 21. №1. P. 62-66.

17. Han C. Mixed-methods research in interpreting studies: A methodological review (2004-2014). Interpreting. 2018. Vol. 20. №2. P. 155-187.

18. Hanson W.E., Plano Clark V.L., Petska K.S., Creswell J.W., Creswell J.D. Mixed methods research designs in counseling psychology. Journal of Counseling Psychology. 2005. Vol. 52. №2. P. 224-235.

19. Harris A., Wyn J., Younes S. Rethinking youth citizenship: identity and connection: Report / Australian Youth Research Center, University of Melbourne, 2008. 28 p.

20. Helve H. Borders and possibilities in youth research - A longitudinal study of the world views of young people. Mixed methods in youth research. Tampere: Nuorisotutki-musseura, 2005. P. 57-81.

21. Helve H. Re-thinking youth and citizenship. Value groups and citizenship types of young Finns. Italian Journal of Sociology of Education. 2015. Vol. 7. №1. P. 32-66.

22. Journal Description. Journal of Mixed Methods Research. 2023. URL: https://journals.sagepub.com/description/MMR (data obrashcheniya 17.09.2023).

23. Kara N. Understanding university students' thoughts and practices about digital citizenship: A mixed methods study. Educational Technology & Society. 2018. Vol. 21. №1. P. 172-185.

24. Mansouri F., Skrbis Z., Chiment M., Karimshan A., Druzenko L., Micola M., Effen-ey L. Migrant youth in Australia: social networks, belonging and active citizenship. An Australian Research Council Linkage Project. 2013. 92 p.

25. Marland A., Giasson T. Investigating political marketing using mixed method: the case for campaign spending data. Journal of Public Affairs. 2013. Vol. 13. №4. P. 391-402.

26. Mixed Methods International Research Association. URL: https://mmira.wildapricot.org/ (data obrashcheniya 17.09.2023).

27. Molina-Azorin J.F., Fetters M.D. Building a better world through mixed methods research. Journal of Mixed Methods Research. 2019. Vol. 13. №3. P. 275-281.

28. Nowell L., Paolucci A., Dhingra S., Jacobsen M., Lorenzetti D.L., Lorenzetti L., Oddone-Paolucci E. Interdisciplinary mixed methods systematic reviews: Reflections on methodological best practices, theoretical considerations, and practical implications across disciplines. Social Sciences & Humanities Open. 2022. Vol. 6. №1. P. 1-8.

29. Omelchenko E.L., Krupets Y., Zhenina A. Citizenship in Russian Youth: The Search for an Effective Methodology. "In Search of..." New Methodological Approaches to Youth Research; eds. A. Allaste, K. Tidenberg. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2015. P. 295-317.

30. Shutte I.W., Kamans E., Wolfensberger M.V.C., Veugelers W. Preparing students for global citizenship: The effects of a Dutch undergraduate honors course. Education Research International. 2017. №1. P. 1-12.

31. Symonds J.E., Gorard S. The death of mixed methods: Research labels and their casualties. The British Educational Research Association. Annual Conference (Heriot Watt University, Edinburgh, September 3-6), 2010. URL: https://clck.ru/37vwpH (дата обращения 17.09.2023).

32. Tzagkarakis S.I., Kritas D. Mixed research methods in political science and governance: approaches and applications. Quality & Quantity. 2023. Vol. 57. Sup. 1. P. 39-53.

33. Venkatesh V., Brown S., Bala H. Bridging the Qualitative-quantitative divide: Guidelins for conducting mixed methods research in information systems. MIS Quarterly. 2003. Vol. 37. №1. P. 21-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.