Научная статья на тему 'Митрополит тобольский Павел и Сибирское летописание конца XVII века'

Митрополит тобольский Павел и Сибирское летописание конца XVII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ I / СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД / КНИГА ЗАПИСНАЯ / ГОЛОВИНСКАЯ И НАРЫШКИНСКАЯ РЕДАКЦИИ СИБИРСКОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА / ЛЕТОПИСНЫЕ СООБЩЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИТРОПОЛИТА ПАВЛА / ИЗВЕСТИЯ ЛЕТОПИСНОГО СВОДА О ЦЕРКОВНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И САМОСОЖЖЕНИЯХ РАСКОЛЬНИКОВ / METROPOLITAN PAUL I OF TOBOLSK / SIBERIAN CHRONICLES / KNIGA ZAPISNAYA / GOLOVINSKAYA AND NARYSHKINSKAYA EDITIONS OF SIBERIAN CHRONICLES / ANNALISTIC REPORTS ON THE ACTIVITIES OF METROPOLITAN PAUL / CHRONICLE REPORTS ON THE CHURCH CONSTRUCTION AND SELFIMMOLATIONS OF OLD BELIEVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

Целью исследования является раскрытие роли тобольского митрополита Павла I (ранее о ней говорилось лишь предположительно) в развитии сибирского летописания, которое велось при предшественнике этого владыки Корнилии, а скорее всего, и прежде. В задачи статьи входит определение редакций Сибирского летописного свода, возможно, сложившихся в бытность Павла I главой Тобольского архиерейского дома (1678-1692 годы), и круга повременных записей, отражающих судьбы владычной кафедры той поры, записей, не исключено, появившихся при участии этого «святителя». Методами исследования служат выявление летописных известий, обнаруживающих интерес к деятельности митрополита Павла, их атрибуция книжникам, входившим в окружение этого владыки, и установление редакций Сибирского летописного свода, которые содержат наиболее значительные пласты соответствующих известий. В результате исследования определено, что внимание к деятельности Павла ощутимо в Книге записной и двух последующих редакциях этого свода Головинской и Нарышкинской. Летописцы, в частности, сообщали о поездках этого владыки в Москву, наказаниях им воевод М. В. и И. В. Приклонских, перенесении «святителем» в Успенский Софийский собор останков архиепископов Макария и Герасима, митрополита Корнилия, «поставле-нии» Павлом (с наделением белой шапкой) архимандрита енисейского Спасского монастыря Матфея, освящении архиереем храмов, его предсмертной болезни и кончине. Десятки записей отведены в Головинской и Нарышкинской редакциях свода церковному строительству и доставке из Москвы колоколов; он запечатлел и немало случаев старообрядческих «гарей». Соответствующие известия, появлявшиеся иногда по горячим следам событий, есть основания возвести к двум летописным сочинениям, одно из которых стало источником Книги записной, а второе, подчас менее обстоятельное, Головинской и Нарышкинской редакций свода. Оба эти произведения заметно отличаются по составу статей. Сообщения Книги записной о длительной болезни митрополита (после перенесения им в освященную накануне Успенскую соборную церковь останков прежних сибирских владык и перед смертью), его возвращении из Москвы в Тобольск 2 января 1683 и 20 марта 1687 годов можно приписать очевидцам, скорее всего лицам, близким к Павлу I, как и запись из Головинской редакции свода о перипетиях строительства каменного Успенского собора. В конце XVII века Тобольский архиерейский дом оставался центром летописания, которое одновременно велось и в воеводской «избе» «царствующего града» «Сибирской страны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROPOLITAN PAUL I OF TOBOLSK AND SIBERIAN CHRONICLE WRITING OF THE LATE 17th CENTURY

This paper is concerned with the role of Metropolitan Paul I of Tobolsk (previously discussed on assumptions only) in the development of the Siberian chronicle writing, which was conducted under the predecessor of this bishop, Cornelius, and most likely before. The objectives of the paper include the definition of the editions of the Siberian Chronicle, probably formed during the stay of Paul I as a head of the Tobolsk Bishop’s House (1678-1692), and of the range of the year-by-year records revealing an interest in the fate of the metropolitan department of that time records that may have appeared with the participation of this prelate. The methods of study employed in this paper are the identification of chronicle reports, in which the interest in Metropolitan Paul’s activities is revealed, and which are attributed to the scribes of the Sophia Bishop’s House, who served under Metropolitan Paul. The research is also aimed at the establishment of Siberian Chronicle editions that contain the most significant layers of such reports. In the course of the study it was determined that the interest in Paul’s activities is felt in Kniga Zapisnaya (the Book of Records) and in two subsequent editions of this collection Golovinskaya and Naryshkinskaya. The chroniclers, in particular, reported on the trips of this lord to Moscow; the punishments of voivodes M. V and I. V Priklonsky; the transfer of the remains of the archbishops Makary and Gerasimus, Metropolitan Kornilius to the Assumption Cathedral of St. Sophia; Paul’s “consecration”(with the granting of the white cap) of Archimandrite of the Yenisei Spassky Monastery of St. Matthew; the bishop’s consecration of temples, his illness and further death. Dozens of entries in the Golovinskaya and Naryshkinskaya editions of Siberian Chronicles are devoted to the church construction and the process of church bells’ delivery from Moscow; multiple cases of Old Believers “fires” were also registered. Relevant reports that appeared in the hot pursuit of events provide grounds to connect them with two annalistic works. One of them became the source for Kniga Zapisnaya, and the second, sometimes less detailed, for Golovinskaya and Naryshkinskaya editions of Siberian Chronicles. Both of these works differ significantly in the composition of entries. Messages from Kniga Zapisnaya on the prolonged illness of the metropolitan (after the transfer of the remains of former Siberian lords conducted by him before his death), on his return from Moscow to Tobolsk on January 2, 1683 and March 20, 1687 can be attributed to eyewitnesses, most likely to persons close to Paul I. The same conclusions can be made about the records from the Golovinskaya edition of the Siberian Chronicles about the ups and downs of the construction of the stone Assumption Cathedral. At the end of the 17th century, the Tobolsk Bishop’s House remained the center of chronicle writings with the latter being simultaneously conducted in the voivode administration of the “reigning city” of Siberian land.

Текст научной работы на тему «Митрополит тобольский Павел и Сибирское летописание конца XVII века»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 5 (174). С. 45-50

УДК 93/99

DOI: 10.15393/и^.аИ.2018.167

Отечественная история

2018

ЯНКЕЛЬ ГУТМАНОВИЧ СОЛОДКИН

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России гуманитарного факультета, Нижневартовский государственный университет (Нижневартовск, Российская Федерация) hist2@yandex. ги

МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ И СИБИРСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ

КОНЦА XVII ВЕКА*

Целью исследования является раскрытие роли тобольского митрополита Павла I (ранее о ней говорилось лишь предположительно) в развитии сибирского летописания, которое велось при предшественнике этого владыки Корнилии, а скорее всего, и прежде. В задачи статьи входит определение редакций Сибирского летописного свода, возможно, сложившихся в бытность Павла I главой Тобольского архиерейского дома (1678-1692 годы), и круга повременных записей, отражающих судьбы владычной кафедры той поры, - записей, не исключено, появившихся при участии этого «святителя». Методами исследования служат выявление летописных известий, обнаруживающих интерес к деятельности митрополита Павла, их атрибуция книжникам, входившим в окружение этого владыки, и установление редакций Сибирского летописного свода, которые содержат наиболее значительные пласты соответствующих известий. В результате исследования определено, что внимание к деятельности Павла ощутимо в Книге записной и двух последующих редакциях этого свода - Головинской и Нарышкинской. Летописцы, в частности, сообщали о поездках этого владыки в Москву, наказаниях им воевод М. В. и И. В. Приклонских, перенесении «святителем» в Успенский Софийский собор останков архиепископов Макария и Герасима, митрополита Корнилия, «поставле-нии» Павлом (с наделением белой шапкой) архимандрита енисейского Спасского монастыря Матфея, освящении архиереем храмов, его предсмертной болезни и кончине. Десятки записей отведены в Головинской и Нарышкинской редакциях свода церковному строительству и доставке из Москвы колоколов; он запечатлел и немало случаев старообрядческих «гарей». Соответствующие известия, появлявшиеся иногда по горячим следам событий, есть основания возвести к двум летописным сочинениям, одно из которых стало источником Книги записной, а второе, подчас менее обстоятельное, - Головинской и Нарышкинской редакций свода. Оба эти произведения заметно отличаются по составу статей. Сообщения Книги записной о длительной болезни митрополита (после перенесения им в освященную накануне Успенскую соборную церковь останков прежних сибирских владык и перед смертью), его возвращении из Москвы в Тобольск 2 января 1683 и 20 марта 1687 годов можно приписать очевидцам, скорее всего лицам, близким к Павлу I, как и запись из Головинской редакции свода о перипетиях строительства каменного Успенского собора. В конце XVII века Тобольский архиерейский дом оставался центром летописания, которое одновременно велось и в воеводской «избе» «царствующего града» «Сибирской страны».

Ключевые слова: митрополит Тобольский Павел I, Сибирский летописный свод, Книга записная, Головинская и Нарышкинская редакции Сибирского летописного свода, летописные сообщения о деятельности митрополита Павла, известия летописного свода о церковном строительстве и самосожжениях раскольников

В последние годы XVII века в Тобольске возникло несколько редакций Сибирского летописного свода (далее - СЛС). К созданию одной из них - Головинской (далее - ГР), по допущению Н. А. Дворецкой, оказался причастным митрополит Павел I, ибо она содержит известие о приезде этого владыки из Москвы в Тобольск в 1678 году [2: 59, 115, ср. 71]. (Точнее, новый митрополит прибыл в «столнейший град» Сибири год спустя.)

Насколько оправданно такое предположение и мог ли «святитель», без малого 13 лет находившийся во главе Тобольского архиерейского дома, сыграть какую-то роль в появлении и указанной - Головинской, - или более ранней - Книги записной (далее - КЗ), либо сложившейся впо-

следствии Нарышкинской редакции (далее - НР) обширного летописного свода, запечатлевшего перипетии истории «русской» Сибири со времен похода Ермака до кануна Петровской эпохи?

В КЗ подобно ряду предшествующих сообщений о тобольских архиереях1 говорится о приезде из Москвы в сибирский «царствующий град» 25 марта 1679 года митрополита Павла, хиротонисанного из чудовских архимандритов «в неделю» 21 июля предыдущего года2. Как повествуется в КЗ, в 1680/81 году в соответствии с государевой грамотой «привожен был и головою отдан» Павлу младший тобольский воевода стольник М. В. Приклонский. Его 6 января того же года отлучили от церкви «за презорство

© Солодкин Я. Г., 2018

и гордость, и за неистовое ево житие, и блудо-деяние, и за непристойные и поносные речи», и 8 марта 1692 года М. В. Приклонский выехал в Москву «во отлучении под анафемою» от митрополита, и там не получил аудиенции у «великих государей» и патриаршего благословения, и хотя «последи постригся и посхимился», скончался, так и не дождавшись «прощения и разрешения, во отлучении от архиерея». Согласно КЗ, в 1684/85 году возвращавшийся из Якутска воевода стольник И. В. Приклонский в Тобольске на основании царской грамоты «за архиерейский понос сажен в тюрму на тюремном дворе и ко архиерею из приказныя полаты посылан был головою». По словам летописца, тогда же тюменский воевода стольник Т. Г. Ртищев «отсылан головою же ко архиерею (митрополиту Павлу. - Я. С.), и велено его (очевидно, государевой грамотой. -Я. С.) в тюрму садить. И он архиерея умолил, и простил его архиерей, а в тюрму не сажен по умолению боярскому (тобольского воеводы князя П. С. Прозоровского. - Я. С.)»3. 1 февраля 1682 года, вслед за получением грамоты царя Федора Алексеевича, - констатируется в КЗ, -сибирский митрополит выехал в Москву, откуда вернулся 2 января 1683 года4 , «того же дни и на гору, в соборную церковь, пришел из монастыря (Знаменского. - Я. С) со кресты и служил, и стол у него был». (Ранее в старшей редакции свода говорится о поездках в столицу архиепископов Симеона и Корнилия5). В 1685/86 году по поручению тобольского владыки с его отписками царям Ивану и Петру, а также патриарху, как мы узнаем из КЗ, в Москву ездил «собору большаго» протопоп Константин Кубасов, и привезенными им в январе грамотами митрополит вызывался в «царствующий град». 4 февраля, в четверг мясопустной недели, Павел, «отслужа божественную литургию в соборной церкви и молебствовал», «не входя в полаты», отправился в Москву, куда прибыл в марте. Как поясняет летописец, владыка находился со второго приезда в сибирскую столицу «по второй же поезд к Москве из Тобольска 3 года и месяц един», а первая поездка продолжалась (о чем уже было сказано) 11 месяцев - с 1 февраля 1682 до 2 января 1683 года. В 1686/87 году Павел в третий раз отправился из Москвы в Тобольск; в «первоимянитый град» Сибири владыка прибыл 20 марта, в вербное воскресенье, к обедне, тогда он «шел на гору в соборную церковь из Знаменского монастыря со кресты и литургию служил»; после разрывающего повествование сообщения о «сидении» в Тобольске боярина князя П. С. Прозоровского «с товарыщи» с 11 апреля 1684 до 19 января 1686 года сказано, что очередное архиерейское «путешествие» продолжалось год и 10 дней6.

Обращает на себя внимание и летописное известие о том, что 27 октября 1685 года, во вторник, Павел освятил в Тобольске соборную

церковь «своего строения каменную Успения Пресвятыя Богородицы»7, а следом в течение трех дней перенес останки прежних сибирских архиереев Макария, Герасима и Корнилия из деревянной Сергиевской церкви8 в соборную и положил их на правой стороне, подле стены, в трех гробницах. После освящения Успенского (Софийского) собора, как счел нужным сообщить анонимный книжник, «великий архиерей Павел скорбел близ четырех недель, и в той скорби маслом святым посвятился и споведался, и святых тайн Христовых причастился, и... подаде ему Господь Бог облегчение». По свидетельству летописца, в 1686 году «охочие» отправились на одном из 39 дощаников («митропольим») за солью на Ямышевское озеро (как и двумя годами прежде); при этом «войсковом караване» письменного головы стольника Г. Ф. Синявина находился соборный поп Афанасий. КЗ, работа над которой прервалась в 1688 году, завершается известиями о старообрядческих «гарях» в Каменке и на Юрмыче, пожаре в Тюмени, как «говорят. от раскольнаго ж вымыслу», новой попытке самосожжения в пустыни на Юрмыче («в ином месте»), куда были посланы «на разговор от архиерея собору большаго ключарь Иван Васильев», сын боярский «из приказной палаты» Афанасий Ушаков, подьячий Стефан; «и их (староверов. -Я. С) де они разговорили»9.

Таким образом, самая ранняя из дошедших до нас редакций СЛС сохранила ряд более или менее подробных записей, которые, вероятно, появились в стенах Тобольского архиерейского дома, даже в окружении митрополита Павла: об отлучении им воеводы М. В. Приклонско-го, «посылке» к владыке «головою» И. В. При-клонского, прощении святителем Т. Г. Ртищева, поездках митрополита в Москву, перенесении Павлом останков прежних архиереев из Сергиевской церкви в соборную «своего строения», постигшей затем владыку болезни. Таким образом, в 1680-х годах его резиденция оставалась центром официального сибирского летописания наряду с воеводской «палатой».

ГР содержит десятки отсутствующих в КЗ преимущественно лаконичных записей, которые, скорее всего, сделаны в Софийском доме, учрежденном в 1620 году на востоке России. Таковы, в частности, известия о выезде хиротонисанного митрополита из Москвы в Тобольск 9 февраля 1679 года10, погребении Павлом своего предшественника на святительском престоле Корнилия 17 июля того же года11, «поставлении» архимандрита Матфея (с наделением его белой шапкой12) в енисейский Спасский монастырь «рукоположением» Павла 13 мая 1679 года, о доставке из Москвы в Тобольск к соборной церкви больших колоколов 18 марта 1680 и 17 мая 1684 годов (эти колокола повезли в Сибирь в январе 1679 и 1681/82 годов соответственно)13, пространный

рассказ о возвращении митрополита из Москвы в Тобольск в «нынешнем» 1686/87 году (оказывается, 19 марта Павла, вступившего в 3-м часу дня в 1-й четверти в Знаменский монастырь, встречали в деревне Шишкиной, затем в Медянских юртах, а 20 марта, в цветоносное воскресенье, в 1-м часу дня к владыке на Софийский звоз прибыли разрядный воевода боярин А. П. Головин, многие протопопы и священники; митрополит из Знаменского монастыря «на гору взошел в 4-м часе дни и. служил обедню»)14. Если в КЗ лишь упоминается об освящении Павлом каменного Успенского собора 27 октября 1686 года, то благодаря ГР известно, что «почали ров копать» под эту церковь 3 июля 1681 года, ее стали «созидать» 22 апреля 1683 года, но, когда «склали церковный верх шеи немного не до главы», 17 июня

1684 года «паде у церкви столбы и обломилися своды, и верх весь паде внутрь церкви», строительство которой возобновилось в 1684/85 году; она была «совершена» и освящена в октябре

1685 года. В ГР налицо еще почти два десятка записей, где с точностью до дня определено время закладки, окончания строительства и освящения церквей, главным образом в Тобольске15. По сведениям летописца, 28 апреля 1679 года, «в неделю Фомину», была заложена Троицкая церковь на святительском дворе, освященная 30 августа того же года; 4 апреля 1679 года в Тобольске стали сооружать Никольскую церковь с приделом Димитрия Солунского, освященную спустя восемь месяцев (3 декабря); 21 марта 1680 года освятили Троицкую церковь, заложенную «на прежнем месте. у прежнего гостина двора», 1 июня 1679 года; через 12 дней была заложена церковь «во имя Вход во Иерусалим. на прежнем месте, что на торговой площади» (освящение состоялось 5 июня 1681 года); к 23 сентября 1679 года относится «совершение и освящение» церкви во имя Сергия Радонежского, заложенной 6 июля того же года «на святительском дворе над телесы прежних архиереев», на месте бывшей «преукрашенной» Троицкой церкви; в мае и июне 1681 года были заложены Вознесенская церковь в городовой стене и Троицкая возле этой стены, «гостина двора» (на старом месте); их освящение произошло в 1681/82 и 1682/83 годах соответственно (все эти храмы возвели взамен сгоревших в страшном пожаре 29 мая 1677 года)16. В течение 1679/80-1680/81 годов, если следовать ГР свода, велось строительство каменных палат на Софийском дворе. К маю 1679 года в этой летописи «о Сибирсьтей стране и о начале, где царие царствоваху и князи князяху... и о бывших временах в Сибири по взятии. и о поставле-нии. града Тоболска и протчих сибирских гра-дов»17 отнесена закладка церкви во имя Евфимия Суздальского в софийском селе Преображенском, что в Тобольском уезде (ее освятили в августе того же года). По данным ГР, 17 мая 1680 года

«в вечеру» на Абалаке до основания сгорели Бо-городицкая и Преображенская церкви с колокольней, но иконы удалось спасти, их поставили в сооруженную на следующий день часовню, а образ Знамения 8 июля отнесли в тобольскую Троицкую церковь; уже в мае 1680 года на Аба-лаке заложили Преображенский храм, освященный в августе, и туда перенесли иконы, в том числе образ Знамения Богородицы, из сгоревших церквей. После случившегося в Тобольске 7 августа 1680 года пожара, в октябре того же года, под горой, где размещалась колокольня, была заложена и освящена в том же году Богоявленская церковь. В ГР СЛС упоминается о том, что 22 июля 1683 года около церкви Сергия Радонежского начали копать ров для каменной соборной колокольни; ее «совершение» летописец приурочил к 1684/85 году, когда на Софийском дворе были заложены и святые каменные ворота с церковью Сергия Радонежского (деревянную церковь Сергия перевезли в софийское село Пре-ображенское)18.

В ГР мы находим и заметки о строительстве в Тобольске деревянной церкви во имя Владимирской Богоматери (на прежнем месте, под горой) в 1686 году и (по митрополичью благословению) каменной Троицкой церкви три года спустя. Подробно рассказывая о сооружении в 1688 году в «начальном граде» Сибири земляного вала и рва, летописец отметил, что около Софийского двора был «поставлен» острог, а владыка «построил ныне башни и меж башнями стены каменные». По его «челобитью», как сообщается в ГР, с 20 пудов слюды, обнаруженной в Тобольском уезде, за Чумляцкой слободой, отдали «на строение окончин к соборной церкви». В той же редакции СЛС имеется указание на освящение митрополитом 27 июня 1689 года церкви Петра и Павла, воздвигнутой на средства боярина А. П. Головина, и упоминается (в двух списках летописи) о дарах этого тобольского воеводы архиерею и причту вслед за освящением храма.

В ГР обстоятельно рассказывается о возникновении Утяцкой слободы и состоявшейся там (после неудачной попытки игумена Далмато-вой пустыни Исакия уговорить раскольников) массовой «гари», причем отмечено, что бежавшие из слободы старцы умерли в Тобольске в 1682/83 году, а некоторых из них сожгли в следующем; под 1686/87 годом (как и в КЗ) говорится о старообрядческих самосожжениях в Каменке и на Юрмыче. Но если в КЗ утверждается, что в Каменке 27 марта сгорели Покровская и старая церкви «с людми от пороху», были убиты бревнами и раскольники, как говорят, сожгли с собой «человек с полтретьяста», то в ГР сообщается о загоревшейся «с ысподи» одной церкви, куда собралось с 300 «всяких чинов» местных жителей, некоторые из которых «выкидывались в окна». По свидетельству создателя КЗ, в «раскольной

пустыни», «на Юрмыче близ Киргинские слободы, что в Верхотурских уездах», сгорело «близ» ста человек. В ГР же сказано о погибших на Юр-мыче, но в Тобольском уезде - 30 «и болши» крестьян с женами и детьми. В той же редакции СЛС говорится (о чем в КЗ мы не прочтем) о старообрядческой «гари» на Тегени (в Тюменском уезде) и в Куярской слободе на Пышме.

«Слогатель» ГР, наконец, сообщил о том, что 26 июня 1691 года «в 9 часу дни» тобольский митрополит «заскорбел скоропостижною болез-нию»: «язык и правая рука и нога заболели и памяти не стало, и бысть от того языком гугнив августа до последних чисел»; в 1691/92 году по царскому указу Павел выехал в Москву, но в дороге «болезнь паки усугубися», и, не доехав до Соли Камской, на Верхотурском волоке, «зовомо на Чикмане», в январе владыка скончался19.

Как нетрудно заметить, в ГР свода отсутствуют многие известия КЗ, которые можно возвести к владычному летописцу того времени, когда митрополитом Тобольским являлся Павел I: о наказаниях М. В. и И. В. Приклонских, прощении архиереем Т. Г. Ртищева, перенесении в Успенский собор останков прежних сибирских святителей, последующей болезни митрополита, его отъезде в Москву в 1686 году, продолжительности второго «путешествия... архиерейского» в столицу20 и пребывания в Тобольске до начала этой поездки, первых старообрядческих самосожжениях и предотвращении повторной «гари» на Юрмыче. Зато в ГР насчитывается три десятка сообщений такого рода, которые мы не найдем в КЗ (о церковном строительстве в Тобольске и поблизости от него21, о времени отъезда Павла из Москвы на свой «богопорученный престол», погребения этим владыкой митрополита Корнилия, «постав-ления» Павлом архимандрита енисейского Спасского монастыря Матфея, доставке из столицы колоколов, старообрядческих «гарях» в Утяц-кой слободе и на Тегени, освящении митрополитом Петропавловской церкви, его предсмертной болезни и кончине). Кроме того, в ГР гораздо подробнее, нежели в КЗ, сообщается о встрече вернувшегося из Москвы владыки 19 и 20 марта 1687 года, названного «нынешним», то есть рассказ написан по горячим следам. Думается, источником ГР послужил созданный в окружении Павла I (прежде всего об этом выразительно свидетельствуют строки, отведенные его болезни накануне смерти и кончине) летописец, отличающийся от использованного в КЗ, - летописец, фиксировавший главным образом факты церковного строительства в Тобольске, на Абалаке и в селе Преображенском.

В НР - следующей по времени создания за ГР - сказано про обрушение «верха» строившегося Успенского Софийского собора 26 (а не 27) июня 1684 года; при этом объясняется, что «столпы тонкости ради не удержаша великия тягости.

А паде в нощное время, а людей Бог милостию своею сохранил»22.

В НР свода сообщается, что 300-пудовый колокол для Успенского собора, привезенный из Москвы 17 мая 1684 года, отлили по благословению митрополита Павла «на домовые казенные денги». Если из ГР нам известно о закладке в июле 1685 года каменной Знаменской церкви в тобольском Знаменском монастыре, то в НР (а также ТР) речь идет о Преображенской церкви этой обители, заложенной в 1684/85 году и освященной 6 сентября 1690 года23. В ГР упоминается о том, что каменную Троицкую церковь «подле малой город» «обложили» по митрополичьему благословению в октябре 1689 года. В НР и двух более поздних разновидностях СЛС сказано, что эта церковь, «совершенная и освященная» 3 сентября 1690 года, «строена на софейские казенные денги и на ево (Павла. - Я. С.) архиерейские, ке-леные (келейные. - Я. С) денги ж по ево обещанию». В НР сравнительно с ГР есть еще четыре записи о церковном строительстве в Тобольске и его окрестностях. Таковы сообщения о закладке 17 сентября 1690 года на Софийском дворе у палат сенной церкви во имя сорока мучеников, «иже в Севастийском езере» (ее освящение состоялось уже 13 октября того же года), закладке каменной Владимирской церкви «под горою у торга» 23 июля 1691 года, каменной Знаменской церкви на Абалаке 8 июля 1683 года (митрополит освятил ее 8 октября 1690 года), каменного Преображенского храма в софийском селе Преображенском 5 октября 1690 года (освящение состоялось 30 сентября 1691 года)24. Создатель НР дополнил сообщения своего предшественника о «гари» в Каменке, вдобавок поведал о самосожжении староверов на реке Березовке и указал, что «гарь» в Куяровской слободе произошла в деревне Боровикове. Кроме того, в НР в отличие от предыдущих повествуется о том, что в Каменке (в 20 верстах от Тюмени) собралось с 400 прихожан, а многие прыгавшие из окон загоревшейся церкви «высоты ради убивалися до смерти, а иные ломали руки и ноги». «Гарь» на Юрмыче, унесшая жизни 50 с лишним человек (а не сотни или 30 «и болши»), как следует из НР, состоялась в 1687/88 году, то есть на год позднее, чем утверждалось в КЗ и ГР. На Тегени, что в 50 верстах от Тюмени, по данным «списателя» НР, погибли как минимум 300 человек (в ГР же утверждалось, что около 60). Наконец, вслед за известием о смерти митрополита Павла в НР сказано, что он в Тобольске «пас церков Божию лет» (для их обозначения оставлено место)25. Скорее всего, интересующие нас сведения НР почерпнуты из того же митрополичьего летописца, к которому часто обращался «слогатель» ГР СЛС.

Насколько известно, в конце XVII века местные иерархи были причастны к летописанию в Новгороде Великом, Вологде, Ростове, так что

появление в стенах Тобольского архиерейского дома повременных записей, отражающих события святительства Павла I, является для того периода в значительной мере типичным.

Оказавшись во главе Сибирской епархии, этот владыка мог санкционировать ведение летописания в Тобольске, поскольку оно становилось там уже традиционным, существовало при «первопрестольном» митрополите Корнилии, а не исключено, и ранее - в годы, когда «архиепископство» в «русской» Сибири занимал Симеон (1651-1664). Учтем также, что до «поставления» в тобольские митрополиты Павел являлся архимандритом Чудова монастыря - давнего центра летописания. Возможно, новый святитель привез с собой за Урал созданную в этой обители летопись, послужившую источником «общерусских» известий СЛС [7: 147]. Этот свод, между прочим, должен был запечатлеть деятельное участие Павла в церковном строительстве и борьбе с нарушениями религиозных и бытовых норм местными администраторами, так что митрополит мог заниматься «летописным делом» и по личным

мотивам, и стремясь укрепить авторитет самой обширной российской епархии.

Рассмотрение «церковных» известий ГР и НР СЛС, а также КЗ склоняет к мысли о том, что в 1678-1692 годах, когда митрополитом Тобольским являлся Павел, видимо, не без его участия в архиерейском доме возникли два летописных сочинения, запечатлевшие, причем с разной степенью полноты, многочисленные факты строительства храмов, поездок владыки в Москву, доставки оттуда колоколов для Успенского Софийского собора, а также перенесения в этот собор останков архиепископов Макария и Герасима, митрополита Корнилия, наказаний воевод, самосожжений раскольников. Стало быть (вопреки мнению Е. К. Ромодановской [4: 88], [5: 48], [6: 421]26), в конце XVII века Тобольский архиерейский дом оставался центром летописания наряду с воеводской «избой». Сложившиеся там произведения (в форме повременных записей) явились источниками нескольких редакций СЛС, в которых изложение иногда доводилось до событий последних месяцев.

* Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ и Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 18-49-86002.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М.: Наука, 1987. Т. 36. С. 146, 148, 151, 153, 157, 161.

2 Там же. С. 171. Последняя из этих дат повторена в других редакциях СЛС. В. К. Зиборов почему-то писал о «поставле-нии» Павла в митрополиты Тобольские 21 июня 1678 года [3: 3].

3 ПСРЛ. Т. 36. С. 172, 175.

4 В ГР, НР и Томской редакции (далее - ТР) свода возвращение митрополита из столицы приурочено к следующему дню (ПСРЛ. Т. 36. С. 217, 277, 333).

5 См.: ПСРЛ. Т. 36. С. 158, 160, 161, 163.

6 Там же. С. 172, 173, 175-176.

7 Утверждать, что строительство собора было закончено годом прежде [1: 114-115], не приходится.

8 В ГР она названа Троицкой. В той же редакции СЛС рассказывается о перенесении митрополитом Корнилием 19 сентября 1675 года «ис-под соборные церкви» «телес» прежних тобольских архиереев Макария и Герасима в новую Троицкую церковь на святительском дворе. См.: ПСРЛ. Т. 36. С. 209-210, 212.

9 ПСРЛ. Т. 36. С. 169, 175-177.

10 В других редакциях СЛС этого известия нет. См.: ПСРЛ. Т. 36. С. 171, 275, 331, 351, 375. Ср.: С. 101.

11 В КЗ сказано о смерти Корнилия в схиме в Знаменском монастыре в 1677 года «декабря против 24 числа, нощи в 8-м часу». В ГР последнего замечания нет, как и указания на кончину митрополита в Знаменской обители, но отмечено, что до погребения Корнилий лежал там в церкви. Создатель НР посчитал данное сообщение излишним, но добавил, что Корнилий являлся архиепископом Тобольским 4 года, а митрополитом «лет 10» (ПСРЛ. Т. 36. С. 170, 213, 274. Ср.: С. 351, 375).

12 В ГР упоминается о пожаловании архиепископом Симеоном белой шапки архимандриту тобольского Знаменского монастыря Иосифу 17 апреля 1652 года (ПСРЛ. Т. 36. С. 202).

13 В ГР упоминается о доставке колокола из Москвы «к соборной церкви» Тобольска в 1650/51 году и «колокола-благо-вестника», присланного государем «первопрестолнику Киприяну архиепископу» (ПСРЛ. Т. 36. С. 203, 212).

14 ПСРЛ. Т. 36. С. 213-215, 220, 223-224. Примеч. 16.

15 В ГР есть всего несколько таких известий за 1646, 1668/69, 1670/71, 1673/74, 1676 и 1677 годы (ПСРЛ. Т. 36. С. 201, 208, 209, 212. Ср.: С. 155-157).

16 ПСРЛ. Т. 36. С. 212, 215-217.

17 Там же. С. 177.

18 В двух списках ГР говорится о закладке этих ворот, а также ограды между соборной церковью и святыми воротами в сентябре 1685 года. В тех же рукописях сказано о закладке в июле того же года в Знаменском монастыре по благословению митрополита Павла, «челобитью и тщательством» архимандрита этой обители Матфея с братией каменной Знаменской церкви (ПСРЛ. Т. 36. С. 220. Примеч. 65-67).

19 ПСРЛ. Т. 36. С. 177, 215-219, 222, 225-230. В НР и Академической редакции СЛС говорится о смерти Павла 4 января (Там же. С. 285, 376). В. К. Зиборов в данной связи безосновательно писал про 4 февраля [3: 3].

20 По подсчету летописца, оно длилось год 10 дней. Точнее, это «путешествие» продолжалось с 4 февраля 1686 до 20 марта 1687 года, то есть год и полтора месяца.

21 В КЗ, напомним, идет речь лишь об освящении Павлом Успенского Софийского собора.

22 Об этом мы читаем также в ТР и Шлецеровской редакции (далее - ШР) свода. См.: ПСРЛ. Т. 36. С. 332, 351.

23 ПСРЛ. Т. 36. С. 279, 335. В ШР СЛС при этом сказано про 6 сентября, в продолжении Абрамовского летописца - 5 сентября 1685 года (Там же. С. 102, 352).

24 ПСРЛ. Т. 36. С. 104, 283, 284, 338, 353.

25 Там же. С. 275, 282, 285. Ср.: С. 103, 331, 337, 351.

26 См. также: Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / Изд. подг. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 8, 362 (История Сибири: Первоисточники. Вып. X).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В. Н. Новонайденная икона С. У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семен Ремезов и русская культура второй половины ХУП-ХК веков / Отв. ред. Е. И. Дергачева-Скоп и В. Н. Алексеев. Тобольск: РИО ГПНТБ СО РАН, 2005. С. 103-119.

2. Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1984. 136 с.

3. Зиборов В. К. Павел // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П-С. С. 3-4.

4. Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1982. Т. 1. 606 с.

5. Ромодановская Е. Тобольские летописцы // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск - живая былина. С. 45-49.

6. Р о м о д а н о в с к а я Е . К . «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2: И-О. С. 420-423.

7. Солодкин Я. Г. Вослед Савве Есипову: Очерки по истории сибирского летописания середины - второй половины XVII века. Нижневартовск: Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2011. 211 с.

Solodkin Ya. G., Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russian Federation)

METROPOLITAN PAUL I OF TOBOLSK AND SIBERIAN CHRONICLE WRITING

OF THE LATE 17th CENTURY

This paper is concerned with the role of Metropolitan Paul I of Tobolsk (previously discussed on assumptions only) in the development of the Siberian chronicle writing, which was conducted under the predecessor of this bishop, Cornelius, and most likely before. The objectives of the paper include the definition of the editions of the Siberian Chronicle, probably formed during the stay of Paul I as a head of the Tobolsk Bishop's House (1678-1692), and of the range of the year-by-year records revealing an interest in the fate of the metropolitan department of that time - records that may have appeared with the participation of this prelate. The methods of study employed in this paper are the identification of chronicle reports, in which the interest in Metropolitan Paul's activities is revealed, and which are attributed to the scribes of the Sophia Bishop's House, who served under Metropolitan Paul. The research is also aimed at the establishment of Siberian Chronicle editions that contain the most significant layers of such reports. In the course of the study it was determined that the interest in Paul's activities is felt in Kniga Zapisnaya (the Book of Records) and in two subsequent editions of this collection - Golovinskaya and Naryshkinskaya. The chroniclers, in particular, reported on the trips of this lord to Moscow; the punishments of voivodes M. V. and I. V. Priklonsky; the transfer of the remains of the archbishops Makary and Gerasimus, Metropolitan Kornilius to the Assumption Cathedral of St. Sophia; Paul's "consecration"(with the granting of the white cap) of Archimandrite of the Yenisei Spassky Monastery of St. Matthew; the bishop's consecration of temples, his illness and further death. Dozens of entries in the Golovinskaya and Naryshkinskaya editions of Siberian Chronicles are devoted to the church construction and the process of church bells' delivery from Moscow; multiple cases of Old Believers "fires" were also registered. Relevant reports that appeared in the hot pursuit of events provide grounds to connect them with two annalistic works. One of them became the source for Kniga Zapisnaya, and the second, sometimes less detailed, for Golovinskaya and Naryshkinskaya editions of Siberian Chronicles. Both of these works differ significantly in the composition of entries. Messages from Kniga Zapisnaya on the prolonged illness of the metropolitan (after the transfer of the remains of former Siberian lords conducted by him before his death), on his return from Moscow to Tobolsk on January 2, 1683 and March 20, 1687 can be attributed to eyewitnesses, most likely to persons close to Paul I. The same conclusions can be made about the records from the Golovinskaya edition of the Siberian Chronicles about the ups and downs of the construction of the stone Assumption Cathedral. At the end of the 17th century, the Tobolsk Bishop's House remained the center of chronicle writings with the latter being simultaneously conducted in the voivode administration of the "reigning city" of Siberian land. Key words: Metropolitan Paul I of Tobolsk, Siberian Chronicles, Kniga Zapisnaya, Golovinskaya and Naryshkinskaya editions of Siberian Chronicles, annalistic reports on the activities of Metropolitan Paul, chronicle reports on the church construction and self-immolations of Old Believers

* This study was conducted with the support of the Russian Foundation for Basic Research and the Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra № 18-49-86002.

REFERENCES

1. Alekseev V. N. The newly-found icon of S. U. Remezov "Sophia the God's Wisdom" from Tobolsk Uspensky Sophia Cathedral. Semyon Remezov and the Russian culture of the second half of the 17th-19th centuries. Ed. by Ye. I. Dergache-va-Skop and V. N. Alekseev. Tobolsk, RIO GPNTB SO RAN Publ., 2005. P. 103-119. (In Russ.)

2. D v o r e t s k a y a N . A . The Siberian Chronicles (the second half of the 17th century). Novosibirsk, Nauka, Sibirskoe otdelenie Publ., 1984. 136 p. (In Russ.)

3. Ziborov V. K. Pavel. Dictionary of chroniclers and chronicles of Ancient Russia. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 1998. Issue 3 (17th century). Part 3: P-S. P. 3-4. (In Russ.)

4. Essays on the Russian literature in Siberia: In two vol. Novosibirsk, Nauka, Sibirskoe otdelenie Publ., 1982. Vol. 1. 606 p. (In Russ.)

5. Romodanovskaja E. Tobolsk chroniclers. Rodina. 2004. Special issue: Tobolsk: A Living Epic. P. 45-49. (In Russ.)

6. Romodanovskaja E. K. Description of the establishment of towns and stockade settlements in Siberia upon its acquisition. Dictionary of chroniclers and chronicles of Ancient Russia. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin Publ., 1993. Issue 3 (17th century). Part 2: I-O. P. 420-423. (In Russ.)

7. Solodkin Ya. G. In the footsteps of Savva Yesipov: Essays on the history of Siberian chronicle writing of the middle -second half of the 17th century. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk University of Humanities Publ., 2011. 211 p. (In Russ.)

Поступила в редакцию 10.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.