Научная статья на тему 'Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист'

Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / NATIONAL HISTORIOGRAPHY / ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ / HISTORY OF BYZANTIUM / МИТРОПОЛИТ ГЕРАСИМ (ЯРЕД) / METROPOLITE GERASIM (YARED)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блиев Владимир Русланович

На основе малоизвестных для отечественной историографии источников характеризуется вклад в отечественное византиноведение церковного деятеля и историка, митрополита Герасима (Яреда) (1840-1899).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Блиев Владимир Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROPOLITE GERASIM (YARED) AS A RUSSIAN BYZANTIST

The article reveals the contribution of metropolite Gerasim (Yared) (18401899), a minister and a historian, in the Russian Byzantine studies based on the sources little known for the national historiography.

Текст научной работы на тему «Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист»

F*7

УРОКИ ИСТОРИИ

УДК 930.1 ГРНТИ 03.23.31

МИТРОПОЛИТ ГЕРАСИМ (ЯРЕД) КАК ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВИЗАНТИНИСТ

В.Р. Блиев

Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева в г. Омске Россия, 644098, г. Омск, 14-й военный городок; omsktii@mail.ru

На основе малоизвестных для отечественной историографии источников характеризуется вклад в отечественное византиноведение церковного деятеля и историка, митрополита Герасима (Яреда) (1840-1899).

Ключевые слова: отечественная историография, история Византии, митрополит Герасим (Яред).

METROPOLITE GERASIM (YARED) AS A RUSSIAN BYZANTIST

V.R. Bliev

Omsk branch of Khrulev Military Academy of Logistics and Transport Russia, 644098, Omsk, 14 Voenny gorodok, omsktii@mail.ru

The article reveals the contribution of metropolite Gerasim (Yared) (1840-1899), a minister and a historian, in the Russian Byzantine studies based on the sources little - known for the national historiography.

Keywords: national historiography, the history of Byzantium, metropolite Gerasim (Yared).

Традиционно в отечественной историографии принято считать, что период расцвета петербургской школы византиноведения наступает с 70-х гг. XIX в., когда начинается активная научная деятельность В.Г. Васильевского и И.Е. Троицкого [1, с. 107-108]. Эти корифеи отечественной историографии и созданные ими на базе Петербургского университета и Петербургской духовной академии научные школы формируют костяк совершенно уникальной ученой среды, в которой бурно развиваются византиноведческие исследования. Признавая значение этих научных школ в наступлении «золотого века» отечественного византиноведения последней четверти XIX в.,

следует указать на важность факта учебно-дисциплинарного оформления византинисти-ки как стимулирующего фактора в подготовке новых исследовательских кадров.

В тот же месяц (октябрь) 1870 г., когда В.Г. Васильевский прочел в университете первую лекцию по истории средних веков, в Совет Санкт-Петербургской духовной академии с прошением допустить его в звании приват-доцента к чтению лекций по истории Византии обратился иеромонах Герасим (Яред) (1840-1899). Церковно-историческое отделение академии поддержало эту идею, так как «признало вполне желательным и полезным для академического образования

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)

учреждение новой кафедры» [2, с. 151]. Таким образом, в 1871 г. (задолго до 1910-х гг., когда преподавание церковной истории Византии в Императорских Православных духовных академиях, благодаря стараниям профессора И.И. Соколова, стало носить специализированный характер) в Санкт-Петербургской духовной академии учреждается учебный курс по византийской истории. Однако имя человека, с которым было связано преподавание данной дисциплины, остается малоизвестным современной отечественной историографии.

Православный сирийский араб незнатного происхождения, «очень даровитый, с горячей головой и легко воспламеняющимся характером» [3, с. 277], он сначала учился в богословской школе в Дамаске, а потом в патриаршей школе в Фанаре, в Константинополе, где принял монашество. С 1862 г. Яред учился в России — в Московской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, которую закончил в 1869 г., и стал преподавать греческий язык в петербургской семинарии.

Курс византийской истории в академии Герасим Яред вел только шесть лет. В 1876 г. он был удостоен сана архимандрита и назначен ректором сначала Псковской, а затем Рижской духовной семинарии. В 1883 г. он оставил службу в России и переехал в Иерусалим, приглашенный туда новоизбранным Патриархом Иерусалимским митрополитом Никодимом (Цинцонисом), у которого он стал секретарем. В этот период он перевёл с греческого языка на арабский «Историю христианской церкви».

В 1885 году иеромонах Герасим сопровождает в Дамаск новоизбранного Патриарха Антиохийского Герасима (Протопапаса) и остается в Сирии. В 1889 г. занял селевкий-скую митрополичью кафедру (город Захла) в Антиохийском патриархате. Церковно-поли-тическая деятельность митрополита Герасима на Ближнем Востоке заслуживает отдельного рассмотрения, т. к. он был первым из православных арабов, кто получил столь серьёзное образование в России и играл заметную роль в церковно-общественной жизни России и Ближнего Востока. Сейчас же будет затронута только его научная деятельность как ученого-византиниста.

К сожалению, пока судить (разумеется, косвенно) об учебном курсе отца Герасима можно только по сохранившейся его магистерской диссертации «Отзывы о святом Фотии, патриархе Константинопольском, его современников, в связи с историей политических партий Византийской империи»1. Данную работу можно рассматривать как попытку «секуляризовать» классический сюжет церковно-исторической проблематики, рассмотрев его с точки зрения гражданской (светской) политической истории.

Научным руководителем иеромонаха Герасима при написании данной работы был профессор И.В. Чельцов, но можно говорить, что отец Герасим оказался под влиянием идеи И.Е. Троицкого. Так, он воспринял подход профессора И.Е. Троицкого к изучению церковно-общественной жизни в Византии через анализ церковно-политической борьбы двух течений в византийской церкви: строго-консервативного, опиравшегося на слои монашества, и умеренного, которое поддерживала высшая церковная иерархия и белое духовенство. Иеромонах Герасим распространил эту борьбу двух соперничавших церковных фракций на всю византийскую историю, представив ее частным эпизодом в социально-политическом противоборстве двух традиционных политических и династических партий, выступавших с первых веков существования Византийской империи: цирковые партии зеленых и голубых V—VII вв., иконоборцы и иконопочитатели VIII в., прогрессисты и клерикалы времен императрицы Ирины и патриарха Никифо-ра. Таким образом, «партийная борьба» провозглашалась одной «из самых характерных особенностей политической жизни в Византии» [4, с. 87]. Также можно предположить, что и в учебном курсе иеромонаха Герасима данному аспекту социально-политической жизни Ромейского государства уделялось повышенное внимание.

Говоря о научном влиянии идей Герасима (Яреда), следует признать, что его подход не получил признания в отечественной историографии того периода. С резкой критикой данной концепции выступили такие крупные корифеи отечественной византи-нистики, как Ф.А. Курганов и А.П. Лебедев2.

Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. Фотии, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей политических партий византийской империи // Христианское чтение. - 1872. Январь. - С. 76-120; Июнь. - С. 273-299; Декабрь. - С. 664-691; 1873.- Апрель. - С. 738—761; Июнь. -С. 314-337; Октябрь. - С 294—311; Декабрь. - С. 644—666.

2 См. подробнее: Курганов Ф.А. Отношения между церковью и гражданской властью в Византии в эпоху образования и окончательного установления характера этих взаимоотношений (353-566 гг.). - Казань, - 1880. С. 154-160; Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X, XI вв. -М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1900. С. 355-366.

Уроки истории

Обоснованное отторжение вызвала базовая теория о неизменности двух противоборствующих на византийской политической арене сил, меняющих только свои названия, однако важность учета партийно-политических и социальных интересов различных групп общества не оспаривалась. В то же время подчеркивалась хорошая источниковедческая подготовка автора «Отзывов...», и именно умелая обработка источников по эпохе Фо-тия о. Герасимом ставилась современниками ему в заслугу. Только много позже, в духовно-академической историографии советского периода, историки обнаружили параллели между идеями иеромонаха Герасима и взглядами таких крупных западных византинистов, как Ф. Дворник, Дж. Бьюри и А. Грегуар [5, с. 34].

Необходимо признать, научный подход иеромонаха Герасима (Яреда) к византийской истории не получил развития, и в настоящее время его концепция имеет сугубо историографическое значение. Но

представляется показательным сам пример появления в духовно-академической историографии 70-х гг. XIX в. светски-ориентированного исследования, в котором была сделана попытка отразить концептуальное осмысление всей византийской истории. Это обстоятельство возвращает нас к необходимости более детального изучения и концептуального обобщения проблемы взаимодействия и взаимовлияния духовно-академической и университетской ветвей дореволюционного византиноведения. В этой связи не менее значимым представляется рассмотрение «Отзывов.» с точки зрения общего историографического контекста ви-зантиноведческих исследований данного времени. В любом случае, автор одного из первых учебных курсов по истории Византии в отечественной историографии митр. Герасим (Яред) заслуживает внимания потомков не только как церковно-обществен-ный деятель, но и как представитель отечественной византинистики 70-х гг. XIX в.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведев И.П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. - СПб.: Алетейя, 2006. - 334 с.

2. Соколов И.И. Византологическая традиция в СПбДА. Историческая справка // Христианское чтение. 1904. Январь. - С. 143-156.

3. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 г. - Нижний Новгород: Ридо, 2010. - 430 с.

4. Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. Фотии, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей политических партий византийской империи // Христианское чтение. - 1872. - Январь. - С. 76-120.

5. Иванов А.И. История Византийской Церкви. Ч. 1. От Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской. - Л.: ЛДА, 1960. - 227 с.

1. Medvedev I.P. Peterburgskoe vizantino-vedenie. Stranitsy istorii. — SPb.: Aleteyya, 2006. — 334 s.

2. Sokolov I.I. Vizantologicheskaya traditsiya v SPbDA. Istoricheskaya spravka // Hristianskoe chtenie. 1904. Yanvar'. - S. 143-156.

3. Katanskiy A.L. Vospominaniya starogo professora. S 1847 po 1913 g. — Nizhniy Novgorod: Rido, 2010. — 430 s.

4. Gerasim (Yared). ieromonah. Otzyv o sv. Fotii, patriarhe Konstantinopol'skom, ego sovre-mennikov v svyazi s istoriey politicheskih partiy vi-zantiyskoy imperii // Hristianskoe chtenie. — 1872. — Yanvar'. — S. 76-120.

5. Ivanov A.I. Istoriya Vizantiyskoy Tserkvi. Ch. 1. Ot Konstantina Velikogo do otpadeniya Za-padnoy Tserkvi ot Vselenskoy. — L.: LDA, 1960. -227 s.

Блиев Владимир Русланович - кандидат исторических наук, доцент Статья поступила

кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского в редакцию

автобронетанкового инженерного института. 24 июня 2015 г. Научная специальность 07.00.09 - «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» © В.Р. Блиев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.