Научная статья на тему 'Мистический эмпиризм Н. О. Лосского в смысле и вне смысла мистики'

Мистический эмпиризм Н. О. Лосского в смысле и вне смысла мистики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
482
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИСТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ / MYSTICAL EMPIRICISM / МИСТИКА / MYSTIC / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ / IDEAL-REALISM / ИНТУИЦИЯ БОГА / INTUITION OF THE GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хоу Цзинна

Статья посвящена анализу интуитивизма (мистического эмпиризма) Н.О.Лосского в связи с мистикой. Показано, что вначале термин «мистический» используется для метафорического сравнения: внешний мир познается так же, как Бог. Затем «мистическая» гносеология неизменно пополняется у Лосского учением о строении мира, т. е. идеал-реализмом. А в конце концов интуиция Бога слилась с мистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mystical Empiricism of N.O.Lossky in Sense and Sense out of Mystic

The article is devoted to intuitionism (mystical empiricism) of N.O.Lossky in connection with the mystic. The author shows that initially the term «mystical» used as metaphor: external world is known as the God. Then the «mystical» gnoseology invariably was updated with teaching about the structure of the world: ideal-realism. At the last intuition of the God merged with the mystic.

Текст научной работы на тему «Мистический эмпиризм Н. О. Лосского в смысле и вне смысла мистики»

Хоу Цзинна

Мистический эмпиризм Н.О.Лосского в смысле и вне смысла мистики*

Главная гносеологическая работа Николая Онуфриевича Лос-ского «Обоснование интуитивизма» была впервые напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» за 1904-1905 гг. под названием «Обоснование мистического эмпиризма». В первом отдельном издании 1906 г. она получила теперешнее название. При втором издании 1908 г. добавляется подзаголовок «Пропедевтическая теория знания». Следует отметить, что хотя термин «мистический эмпиризм» устраняется из заглавия, но в тексте сохраняется. По словам автора, «поскольку мы оперируем с этим понятием, в нашей теории знания, имеющей пропедевтический характер, нет речи ни о чем таинственном, неопределимом, принадлежащем к мирам иным», т. е. ни о чем таком, что обычно подразумевается под этим понятием1.

Н.О.Лосский также называл свою теорию знания «универса-листический эмпиризм», в отличие от эмпиризма Локка, Беркли и Юма, который он обозначал термином «индивидуалистический эмпиризм». Последний, исходя из предпосылки обособления Я от не-Я, признает за опыт чувственные образы, как действия объекта на субъект, из которых образуются символы внешнего мира. Уни-версалистический эмпиризм вопреки размежеванию Я и не-Я подчеркивает, что объект может быть трансцендентным в отношении к субъекту и одновременно имманентным в отношении к процессу знания; таким образом опыт относительно внешнего мира пред-

Работа выполнена при поддержке Стипендиального фонда Китая.

стает «испытыванием, переживанием наличности самого внешнего мира, а не одних только действий его на Я»2. Опыт перестает быть индивидуальным. Лосский характеризовал такой опыт как непосредственное сознание внешнего мира, т. е. интуицию, как мистическое восприятие, а в дальнейшем еще и координацию субъекта с объектом.

Таким образом, в связи с использованием термина «интуиция» также произошла демистификация. Под словом «интуиция» разумеют «нормальные обычные способы восприятия и умозрения», а не «особую загадочную способность, присущую лишь некоторым высокоодаренным лицам». Вместе с тем Лосский пытался показать, что все они (эти способы) «имеют характер непосредственного созерцания бытия в подлиннике»3.

Философ характеризовал эти способы как мистические, исходя из мистического соображения о том, что «Бог и человеческое сознание не отделены друг от друга непроходимою пропастью», во всяком случае, бывают моменты «полного слияния человеческого существа с Богом», когда «человек чувствует и переживает Бога так же непосредственно, как свое Я»4. В этом же суть мистического восприятия: транссубъективный мир познается так же непосредственно (интуитивно), как мир субъективный. Лосский в скобках отмечал, что транссубъективный мир включает Бога, если Он есть. Мыслитель в данной работе не выходил за границы констатации того, что Бог познается, в то время как в книге «Мир как органическое целое» (1915 г.) Бог упоминается так же часто, как в «Обосновании интуитивизма» - интуиция5.

Надо отметить, что не всякая теория знания предполагает «непроходимую пропасть» между Я и не-Я. Ее не предполагают, по крайней мере, наивный реализм и родственные ему учения. Согласно этой теории, когда на предмет направляют внимание, данный предмет как бы находится сам в сознании познающего. Такое учение называется реализмом потому, что «считает содержание чувственного восприятия не субъективными переживаниями, а самою действительностью, реальностью». Оно называется наивным потому, что «владеет не философствующим умом инстинктивно, безотчетно»6. Лосский полагал, что его теория по существу сходна с наивным реализмом. Критикам, утверждавшим, что интуитивизм представляет собой возрождение наивного реализма, он отвечал,

ссылаясь на замечание немецкого философа В.Шуппе о том, что современные учения этого типа возрождают в наивном реализме «его реализм, но освобождаются от его наивности, так как признают транссубъективную реальность объекта не безотчетно, а на основании разработанного учения о строении сознания»7.

Сам Лосский разрабатывал учение о строении сознания так, чтобы различить два типа содержаний сознания. Одни содержания «непосредственно испытываются, как проявления моего Я», а другие - «непосредственно испытываются, как что-то чуждое моему Я». При этом первые содержания всегда считаются «психическими и принадлежащими к внутреннему миру субъекта», между тем как вторые сначала рассматриваются как внешний (транссубъективный) мир (наивный реализм), а потом оказываются столь же субъективными и психическими, как первые (индивидуалистический эмпиризм)8.

Лосский не просто стоял на чьей-то стороне (хотя известно его одобрение реализма), он был против смешивания содержаний сознания с психическими состояниями. По его мнению, далеко не все психические состояния сознаются (большинство из них существуют вне сознания), и соответственно, далеко не все содержания сознания являются психическими (транссубъективный мир также является содержанием сознания). Все дело в том, что когда внимание направляется на внутренний мир, то он переходит в сферу сознания как собственное свое, а когда внимание направляется на внешний мир, то он вступает в кругозор сознания, оставаясь вне субъекта.

Таким образом, сознание носит, по словам С.А.Левицкого, «по своей исконной природе, открытый, а не закрытый характер... оно подобно не психическому вместилищу, в которое предмет должен попасть, неизбежно субъективно преломившись в нем, а, скорее, средоточию лучей, освещающих своим вниманием те или иные отрезки бытия»9.

Внешний мир находится в сознании самолично, в подлиннике, а не воспринимается так, как он дан в опыте (в смысле индивидуалистического эмпиризма). Немалые противоречия и затруднения исходят из насильственного субъективирования внешнего мира, к тому же ничем не оправданного, не обогащающего ни внутренний, ни внешний мир.

Лосский не вычеркнул субъекта из царства знания, а реконструировал состав знания. Он обозначал содержания сознания (психические состояния и внешний мир) как объективную сторону знания, а к субъективной стороне относил внимание и сравнение (акт знания). Впрочем, он говорил, что «объективная сторона знания не может явиться в человеческом сознании без посредства субъективной стороны, т. е. акта знания»10. Логично возник вопрос о том, что является в процессе сознания (и знания), сам объект или его образ, обработанный актом знания? Если справедливо то, что происходит в последнем случае, то это не противоречит ли тому, что называлось «непосредственным созерцанием»? Лосский отвечал, что «если в результате этого процесса в самом деле получается образ познаваемого объекта (под образом мы разумеем не копию объекта, а самый объект в дифференцированном виде), а не какого-либо иного явления, то цель достигнута, мы обладаем истиною»11.

Разумеется, по Лосскому, такой образ по существу является самим объектом. Этот дифференцированный образ объекта - не психический образ, полученный в опыте (эмпиризм), не образ-копия, созданный врожденными идеями (рационализм), как и не «явление» в кантовском смысле этого слова. Если эмпиризм и рационализм более или менее считаются с тем, насколько их образ сходен с предметом, а критицизм вообще не учитывает связанности явления с вещью-в-себе, которая никак не доступна познанию, то интуитивизм четко заявляет, что образ познаваемого объекта тождествен самому объекту, хотя это тождество предстает не иначе как частичное и неизменно сквозь призму акта знания.

Таким образом, напрасно кто-нибудь воскликнул бы: «...как счастлив интуитивист! ... все ему дано непосредственно и, стоит ему только захотеть, он может сразу оказаться обладателем совершенного знания о всех предметах»12. На самом деле, от данности предмета сознанию до осознания и опознания всех его элементов лежит далекий путь, не пройденный до конца усилиями актов внимания, сравнения и дифференцирования.

Однако интуитивизм имеет превосходство над эмпиризмом в том, что непосредственное сознание внешнего мира расширяет сферу опыта. Под опытом кроме чувственных качеств разумеются еще и следующие: пространственно-временная форма, субстанци-

альная основа качеств и форм, благодаря которой они воспринимаются как единство, нечувственные процессы - движение, активность и т. п., различные отношения вещи в ней самой и к другим вещам, вспоминаемые субъектом элементы прошлого опыта13.

Несмотря на столь универсалистический опыт, до сих пор мы не обнаруживали за ним ничего мистического, кроме метафорического сравнения с философским мистицизмом. Но откуда утверждение, к тому же самого автора, что «наша теория знания опирается на принцип, широко распространенный в мистических философских учениях, и в онтологии открывается простор для некоторых типично мистических построений»14? Оказалось, для того чтобы разрешить ряд метафизических загадок, вызванных пропедевтической теорией знания о непосредственном созерцании бытия, нужно еще дополнить «метафизические учения о строении мира и его онтологической связи с познающим индивидуумом»15. Иными словами, необходимо сочетать гносеологию с онтологией, что превращает пропедевтическую гносеологию в онтологическую. Лос-ский проделал это в книгах «Мир как органическое целое» и «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938 г.).

В этой связи нельзя обойтись без упоминания концепции «всеединства» Вл.Соловьева. Лосского иногда рассматривали как одного из преемников этой концепции. Но в отличие от таких прямых продолжателей, как С.Л.Франк, он считался в лучшем случае косвенным преемником. По его словам, он прочитал большую часть произведений Соловьева и других русских религиозных философов лишь после высылки из России в 1922 г. Зато, «занявшись Соловьевым, я открыл, что русские философы, начинавшие свою деятельность с увлечения идеями Соловьева, кончали тем, что далеко отошли от него, а я, мало знакомый с Соловьевым и исходивший из новопла-тонизма, лейбницианства и шеллингианства, в действительности оказался в своей метафизике близким к Соловьеву»16. Тем не менее он успел разработать собственную оригинальную концепцию, исходящую из положения «все имманентно всему».

Лосский был убежден, как и Франк, в необходимости существования Сверхсистемного начала. Он особенно восхищался утверждениями Франка о том, что определенность подчиняется так называемым логическим законам, а именно закону тожества («всякое А есть А»), закону противоречия («ни одно А не есть не-А») и

закону исключенного третьего («всякая определенность есть или А или не-А»). Причем не-А суть все другие определенности за вычетом А. Всякая определенность мыслима только в комплексе «А+ не-А», т. е. в системе всех определенностей. Таким образом, должно быть начало, которое устанавливает отношение А к не-А, само не являясь определенностью, существуя вне системы и относясь к сфере металогического (сверхлогического).

Лосский развивал мысли о логических законах дальше, утверждая, что эти законы «не только логические, т. е. такие, которым подчиняется наше мышление об определенностях, но и онтологические (бытийственные), т. е. законы о свойствах самого бытия определенностей»17. Но потом они с Франком разошлись во мнениях, ибо Франк видит основу единения мира в Абсолюте, т. е. во «всеединстве», а по Лосскому, это единение основывается на творчестве субстанциальных деятелей, творящих психические и материальные события по логическим (бытийственным) законам. Нельзя отождествлять мир с Абсолютом, пребывающим выше него, начало мира должно быть вне мира (системы).

Субстанциальные деятели в метафизике Лосского обладают сверхвременным и сверхпространственным бытием (конкретно-идеальным бытием), они творят реальное бытие (временные и пространственно-временные события) по логическим законам, а кроме того, еще сообразно невременным и непространственным идеям (отвлеченно-идеальному бытию). Отвлеченно-идеальное бытие разделяется на два типа: одни идеи, которые называются формальными, суть идеи разных отношений, образующие форму мира (временные, пространственные, количественные и качественные отношения и т. п.). Другие в отличие от первых называются материальными: здесь имеются в виду идеи содержания мира (природность и вещественность), мыслимые в общих понятиях. Таким образом, субстанциальные деятели являются носителями отвлеченных идей, с одной стороны, и творцами реальных событий, с другой стороны. Реальное бытие существует не иначе как на основе идеального бытия, таково метафизическое учение «идеал-реализм». Что касается терминов «конкретный идеал-реализм» и «иерархический персонализм», то имеется в виду органическое миропонимание Лосского, в видении которого мир представляет собой систему личностей, подчиняющихся более высшим по иерархическому порядку.

Тут возникает важное понятие онтологической гносеологии Лосского: «единосущие». Субстанциальные деятели единосущны, как носители общих, сходных и даже тожественных идей, сращи-ваясь в одно целое. Таким образом, они способны «жить общею жизнью», не похожи на монады Лейбница, которые не имеют «ни окон, ни дверей». «Они так сращены друг с другом, что жизнь каждого деятеля существует непосредственно не только для него, но и для всех остальных: все имманентно всему»18. В другом месте философ истолковал смысл этой концепции так, что «все существа бессознательно или сознательно имеют при себе жизнь друга друга»19. Собственно это и есть «онтологическая спайка», которую Лосский объявил предпосылкой координации познающего субъекта с объектами. Элементы мира бытийственно единосущны, а значит, они более чем естественно находятся в сознании друг друга.

Онтологическая гносеология не может быть не мистической, переставая быть пропедевтической. Мало того, Лосский пришел к мысли о единосущии субстанциальных деятелей, вдохновляясь догматом Святой Троицы. Единосущие лиц Святой Троицы он называет конкретным, в то время как единосущие субстанциальных деятелей имеет отвлеченный характер, поскольку они спаяны онтологически отвлеченными идеями.

Следует отметить, что у Лосского металогическое начало разделяется на два вида: Бог и субстанциальные деятели. Если у последних созерцание осуществляется на основе и посредством «отвлеченного логического мышления», то созерцание Бога - «не умом одним, а и чувством или, вернее, любовью»20. Или, еще точнее, верой. Здесь философствование влилось в русло мистики, что является одной из устойчивых традиций русской философии.

Примечания

1 Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. С. 13.

2 Там же. С. 102.

3 Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994. С. 134.

4 Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. С. 100.

5 Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О.Лосского. М., 1991. С. 18.

6 Лосский Н.О. Идеал-реализм // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 332.

7 Лосский Н.О. Введение в философию. Ч. 1: Введение в теорию знания. СПб., 1911. С. 241.

8 Там же. С. 233-234. Левицкий С.А. Н.О.Лосский // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 391.

Лосский Н.О. Введение в теорию знания. С. 249. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. С. 195.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. С. 159.

13 Там же. С. 186.

14 Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. С. 13.

15 Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. С. 133.

16 Там же. С. 246.

17 Лосский Н.О. Идеал-реализм. С. 309-310. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. С. 203.

Лосский Н.О. Идеал-реализм. С. 309.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. С. 261.

18

Библиография

Левицкий С.А. Н.О.Лосский // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. Лосский Н.О. Введение в философию. Ч. 1: Введение в теорию знания. СПб., 1911.

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О.Лосского. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.