Научная статья на тему 'МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЯПОНСКИХ КЛИНКОВ В БОРЬБЕ С ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ'

МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЯПОНСКИХ КЛИНКОВ В БОРЬБЕ С ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японский меч / легенды / мифы / демоны / истребители духов / японский фольклор. / Japanese sword / legends / myths / demons / spirit slayers / Japanese folklore.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т.А. Бабаян

Японские мечи издавна почитались не только за высочайший технологический уровень исполнения, но и за приписываемые им сверхъестественные свойства. Многие японские феодалы верили, что их мечи обладают силой, способной сразить не только противника из плоти и крови, но и победить существ из других пространственно-временных измерений: мифических и легендарных персонажей. Японцы слагали легенды не только о процессе создания мечей, в японской мифологии много историй о потере магических самурайских клинков. В этой статье рассматриваются истории и легенды, в которых конкретные самурайские мечи наделены сверхъестественной силой в борьбе с потусторонними силами. В работе делается попытка связать японское искусство владения мечом с борьбой над духами и демонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYSTICAL POWER OF JAPANESE SWORDS IN THE DEFENCE AGAINST SUPERNATURAL POWERS

Japanese swords have been revered not only for their high technological craftsmanship but also for the extraordinary qualities attributed to them. Many Japanese feudal lords believed their swords could conquer not only flesh-and-bone enemies but also beings from other dimensions, including mythical and legendary characters. Beyond creating legends surrounding the sword-making process, Japanese mythology is rich with tales of magical samurai blades being lost. This paper delves into the stories and legends in which specific samurai swords are gifted with supernatural powers to combat otherworldly creatures. It aims to connect the Japanese art of mastering the sword and the battle against spirits and demons.

Текст научной работы на тему «МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЯПОНСКИХ КЛИНКОВ В БОРЬБЕ С ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-338-346

МИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЯПОНСКИХ КЛИНКОВ В БОРЬБЕ С ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ

Т.А. Бабаян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООПН)

tatevЪaЪayan996@gmail. сот АННОТАЦИЯ

Японские мечи издавна почитались не только за высочайший технологический уровень исполнения, но и за приписываемые им сверхъестественные свойства. Многие японские феодалы верили, что их мечи обладают силой, способной сразить не только противника из плоти и крови, но и победить существ из других пространственно-временных измерений: мифических и легендарных персонажей. Японцы слагали легенды не только о процессе создания мечей, в японской мифологии много историй о потере магических самурайских клинков. В этой статье рассматриваются истории и легенды, в которых конкретные самурайские мечи наделены сверхъестественной силой в борьбе с потусторонними силами. В работе делается попытка связать японское искусство владения мечом с борьбой над духами и демонами.

Ключевые слова: японский меч, легенды, мифы, демоны, истребители духов, японский фольклор.

Введение

«Знаете, этот меч убил страшного демона!» - с гордостью сказал мне работник сокровищницы храма Китано Тэнмангу (г. Киото), когда я посетила выставку мечей храма. Присмотревшись, я заметила надпись: «Они-киримару» - «Убийца демонов». Эти слова я рассмотрела, как часть традиционного поверья, вкладывающих в оружие сверхъестественные качества.

Неужели меч, созданный человеком, а не богами, способен на такое? Меч в японской культуре является одним из важнейших символов страны, выполняя не только функцию оружия, но также служа как священный амулет и произведение искусства. Согласно синтоистской мифологии, японский меч существует столько же, сколько и сама Япония [1, 38], обладая особым статусом в ее истории и культурном наследии. Японские мечи издавна почитались не только за высочайший технологический уровень исполнения, но и за приписываемые им сверхъестественные свойства.

По верованиям японцев, помимо кузнеца, соблюдающего особый ритуал очищения и пост в изготовлении меча, участвовали так же синтоистские божества [2, 13]. Часто меч называют не просто оружием, а «душой» самурая [2, 209]. Жестокие бои, каждодневный уход за оружием и другие факторы создали особую связь между хозяином и его оружием, делая его фамильной ценностью и гордостью рода самураев. Японский меч предстает не только как тщательно изготовленное оружие, которое сочетает в себе многовековое мастерство кузнецов и уникальную технологию ковки, но и как символ мужества, благородства и вечной борьбы со злом. Многие японские феодалы верили, что их мечи обладают силой, способной сразить не только противника из плоти и крови, но и победить мифических существ: демонов и злых духов, которыми богата японская мифология. В этой статье представлены те знаменитые мечи, долгие годы верой и правдой служившие своим хозяевам, и которые в соответствии с легендами, получили название «мечей, убивающих демонов». Веками сложенные предания об истреблении духов и демонов дошли до наших дней, создавая почву для детального и глубокого исследования этих артефактов. Современный исследователь Маркус Сэско опубликовал "Legends and Stories around the Japanese Sword" (2011 и 2012гг.), в которых подробно описываются особенности и исторические факты о тех мечах, вокруг которых сплетены немыслимые легенды. Также в японских сборниках и книгах о мечах - таких, как «Введение в изучение японских мечей» от редакции Рэкиси-гундзо-хэнсюбу, «Визуальный каталог японских мечей» от редакции Камию-рэкиси-хэнсюбу - при описании мечей обязательно упоминаются и легенды, связанные с ними, что, несомненно, повышает интерес и прививает уважение к своей древней культуре также и молодого поколения. Нужно отметить, что работы Маркуса Сэско наиболее детально обращаются к вопросу о легендах, и при

изучении темы становятся ценным источником информации, на которых и стоит опираться. Так, что за «убийцы демонов» эти мечи? И как так случилось, что эти сказания, пройдя долгий исторический путь, дошли и до наших дней? И какова их роль в современной Японии? Для того, чтобы понять это, познакомимся с мечами и их легендами.

Никкари Аоэ Считается, что меч был изготов-

лен Аоэ Садацугу Г^ХЙЖ] , известным в середине периода Камакура, мастером-мечником школы Биттю Аоэ Г^ф^Х] [3, 66]. Является «Дзюё-бидзюцухин» - «Важным произведением искус-

ства» Японии [3, 66]. Никкари Аоэ стал узнаваемым мечом не только за свои «боевые» заслуги, а, в частности, за необычную легенду, которая и подарила мечу имя «Никкари». Слово «никкари» происходит от японского слова «никкори варау» , что можно перевести на русский

язык как - «широко улыбаться». Легенда о мече была записана в «Кёхомэ-ибуцутё» [4, 33] - сборнике знаменитых мечей, составлен-

ном при сёгуне Токугаве Ёсимунэ (ХУШв.). Согласно легенде, в начале эпохи Адзути-Момояма ходили слухи о демоническом терроре вокруг горы Хатиман. Лорд этих земель Накадзима Сюридаю решил предпринять меры по установлению порядка. Вооружившись своим самым острым мечом школы Аоэ, он отправился в глушь леса. Лес становился все более густым, наступала ночь. Внезапно лорд встретил женщину с ребенком на руках. Вдруг женщина положила ребенка на землю и с ухмылкой на лице предложила Накадзиме взять младенца на руки. Но лорд быстро понял, что женщина и ребенок и есть демоны. Выхватив меч, он убил младенца, но тут женщина засмеялась еще более зловеще и подойдя к нему, сказала: «Тогда тебе лучше взять меня на руки!». Но Накадзима отмахнулся от нее и нанес удар, после чего они оба, женщина и младенец, внезапно исчезли. И на следующий день на месте происшествия появились два каменных фонаря, покрытые мхом, верхние части которых аккуратно отрубленные лежали на земле. Вернувшись домой, лорд дал мечу прозвище Никкари-Аоэ или «смеющийся Аоэ» [4, 33]. Слава о сверхъестественных способностях меча Аоэ дошли и до клана Кёгоку, последних обладателей клинка. Когда в середине ХУ11в. клан Кёгоку переехал в замок Маругамэ, по преданию кишащим злыми духами, убивавшими всех его жильцов, в качестве меча-оберега они

взяли Никкари Аоэ, который и стал их защитником от злых духов на протяжении многих поколений, он стал сокровищем клана Кёгоку из провинции Маругамэ [4, 33]. Данный факт наталкивает на мысль, что легенда так сильно была сплетена с самим мечом, что представители клана Кёгоку нашли в нем свое спасение. Этот факт еще одно доказательство того, что мечи не только глубоко почитаемы японцами, но их сила стирает грань между мифом и реальностью настолько, что легенду начали считать исторической истиной. На данный момент Никкари Аоэ является собственностью города Маругамэ (приобретен в 1997г. у частного лица) [5, 95] и хранится в Городском музее [1,184].

Онимару Куницуна Меч изготовлен известным мас-

тером-мечником Аватагути Куницуна Г^Щ РШШ] , в начале периода Камакура [1, 27]. Является одним из «Тэнка Гокэн» Г^^^^Ц] - «Пять величайших мечей под небом» и собственностью Императорской семьи Японии [4,104]. Первый иероглиф в имени меча «Они» ГЩ] означает «демон», и в «Тайхэйки» Г^^^й] «Повесть о великом мире» (Х1Ув.) описывается происхождение имени «Онимару» [1, 26]. Согласно легенде, Ход-зё Токиёри, военный и государственный деятель периода Камакура и глава клана Ходзё, долгое время мучился от появляющегося в его снах демона. Неоднократные попытки изгнать нечисть не увенчивались успехом, и Ход-зё с каждым днем становился все слабее и слабее. Однажды к нему во сне явился старец, назвавшийся мечом Куницуна, и сказал: «Если ты очистишь ржавчину со своего меча, то твои кошмары исчезнут». Проснувшись, Ходзё поступил так, как велел ему старик из сна, очистил от ржавчины меч, который ему выковал кузнец по имени Куницуна, и повесил у себя в спальне. В мгновение ока меч упал и рассек ножку рядом стоящего светильника. Когда Ходзё поднял ножку, то заметил, что она поразительно похожа на лицо демона, являвшегося ему во снах. Ходзё понял, что демон был существом, обитавшим в светильнике [4, 105]. С этого момента Ходзё Токиёри освободился от кошмаров и выздоровел. Меч, которым был побежден демон, получил от Ходзё имя Онимару и стал сокровенным мечом семьи Ходзё [1, 26]. После реставрации Мэйдзи меч был передан в императорский дом, где и находится по сей день [3, 64].

Додзигири Ясуцуна Додзикири Ясуцуна был из-

готовлен мастером-мечником Охара Ясуцуна, в эпоху Хэйан [1, 25].

Является «Национальным сокровищем» и одним из «Тэнка Гокэн» Г^^ ^^ ] «Пять [величайших] мечей под небом» [3, 40]. Название меча «Дод-зикири» происходит от легенды, согласно которой Минамото-но Ёримицу, вассал клана Фудзивара, убил демона. В середине эпохи Хэйан в городе Киото произошла целая серия похищений, в ходе которых одна за другой исчезали прекрасные девушки. Ведущий представитель традиционного обрядового учения Оммёдо императорского двора выяснил, что это дело рук демона по имени Сютэн Додзи с горы Оэ [3, 40]. Император Итидзё попросил Ёримицу уничтожить демона и обеспечить безопасность населения Киото. После победы над демоном клинок Ёримицу получил название «Дод-зигири», которое в буквальном смысле означает «Убийца Додзи» [5,10]. Нужно отметить, что во времена возникновения этой легенды в XI веке многие разбойники занимались разбоем на дорогах, ведущих в город Киото [5, 9]. Возможно, легенда была создана на основе реальных событий, но приукрашена для истории в веках. Событие было записано в «Кёхомэибу-цутё» [6, 6], однако первое письменное подтверждение самого названия «-Додзигири-ясуцуна» встречается уже в одной из старейших сохранившихся книг о мечах - «Ноами хон мэй дзукуси» [5, 11]. Соглас-

но данной книге, меч был подарен храму Исэ полководцем Саканоуэ-но Та-мурамаро ГЩ^Щ^^^] [5,11]. В дальнейшем, когда Минамото-но Ёримицу приснился сон, в котором ему было позволено использовать клинок специально для того, чтобы убить демона, он забрал меч из храма и выполнил поручение императора [5, 11]. В настоящее время меч хранится в Токийском национальном музее [3, 40] и является одним из самых узнаваемых и почитаемых мечей Японии.

Оникиримару ^Ш'ШЛ]''У данного меча очень много имён: Томо-кири, Хигэкири, Шиши-но-ко и т.д., и у каждого имени есть своя легенда, от которой и произошло новое название. В данной статье будет рассматриваться легенда, благодаря которой меч был назван Оникиримару -«Убийца демона». Оникиримару является «Важной Культурной Ценностью» ГЯпонии [3, 41]. Меч был изготовлен в период Хэйан [3, 41]. Согласно информации, которая представлена в храме Китано Тэн-мангу (г. Киото), в котором с 1880г. хранится меч, однажды Минамото-но Ёримицу дал меч своему помощнику Ватанабэ Но Цуне, когда тот ночью

нес службу. Возвращаясь домой после дозора, Ватанабэ проходил по мосту Итидзё Модорибаси (ныне мост через реку Хорикава в Киото) и увидел прекрасную женщину. Вдруг женщина превратилась в страшного демона, которая схватила Ватанабэ и попыталась унести его на гору Атаго. Однако, когда они достигли неба над храмом Китано Тэнмангу, Цуна отрубил демону одну из её рук, чем смог спасти себе жизнь [7]. Он поблагодарил за это богов и позже подарил святилищу каменный фонарь. Меч же был переименован в «Оникиримару» - «Убийца демона», а каменный фонарь, по преданию, до сих пор можно увидеть во дворе перед главной святыней храма Китано Тэнмангу [7]. Хотя и у данного меча было много имен, но именно Оникиримару является самым узнаваемым из них и имеет славу меча, отгоняющего злых духов. Меч часто выставляется в сокровищнице храма Китано Тэнмангу именно под именем Оникиримару.

Нэнэкиримару : Этот меч - один из крупнейших японс-

ких мечей, длиной в 216 см, был изготовлен в период Камакура [3, 68]. Является «Важной Культурной Ценностью» [1, 65] Японии и одним из священных мечей храма Никко Футарасан . Согласно легенде, в горах Никко обитало чудище под названием «Нэнэ», которое досаждало местному населению и вселяло страх в сердца людей. И в один день меч самопроизвольно выскользнул из ножен и убил чудовище [3, 69]. После этого меч получил название «Нэнэкиримару» - «Убивающий Нэнэ». Будучи неотъемлемой частью храма, часто выставляется в сокровищнице храма Никко Футарасан [1, 68].

Заключение

Были представлены 5 разных мечей, созданных в разные эпохи и разными оружейными школами. Но у них есть одна общая черта: это - легенды, которые приписали им способность «убивать демонов». В сохранении легенд большую роль играли такие исторические документы, как «Тайхэй-ки», «Кёхомэибуцутё», «Ноами хон мэй дзукуси». К тому же все вышеупомянутые мечи имеют титулы: «Важная Культурная Ценность», «Национальное сокровище» или «Собственность Императорской семьи Японии». Все эти факторы приводят к тому, что при представлении мечей, легенда,

даже мельком упоминаясь, сохраняется и передается следующим поколениям. Этому способствуют также информационные вывески, буклеты и статьи, опубликованные храмами и музеями, где хранятся эти шедевры японского ремесла.

А существовали ли эти демоны или духи, узнать, конечно, невозможно. Вероятно, многие легенды возникли после уничтожения разбойничьих банд, что, пожалуй, и случилось в истории о мече Додзигири Ясуцуна, либо после разгрома врагов феодалов или других физических «монстров», впоследствии получивших образ «демонов». Нужно также отметить, что в феодальной Японии мечи всегда были ценным подношением в знак почтения, покорности и символом преданности. Именно таким образом многие именитые мечи попали в руки Оде Нобунаге, Тоётоми Хидэёси и других. И чем ценнее меч, тем глубже было почтение дарящего. И вполне возможно, что для поднятия ценности меча, его наделяли мистическими способностями, сплетая вокруг них немыслимые легенды.

Что касается роли этих мечей в современной культуре, можно сказать следующее. Хотя в современном мире японские мечи не выполняют свою первоначальную функцию, а являются ценными культурными объектами, они неоднократно появляются в мире японской поп-культуры, как часть персонажей манги/аниме или игр. Данная популяризация японских мечей и их интеграция в молодежную поп-культуру является ценным фактором, который не допускает исчезновения японских мечей, как культурного феномена. Что касается вышеупомянутых мечей, часто именно их способность «убивать демонов» дает определенные уникальные характеристики персонажам в манге и аниме. Среди таких произведений можно отметить мангу «Душа Катаны», игры "Final Fantasy XI" и «Танец мечей» (по мотивам последней были созданы анимации, манги и мюзиклы) и многие другие. Также считается, что концепт «мечей, убивающих демонов» стал одним из вдохновений для создателей всемирно известной манги «Клинок, рассекающий демонов». Можно предположить, что благодаря этим факторам и повысился интерес молодых людей к вышеупомянутым мечам, и поток посетителей в храмы и музеи, где хранятся «демоноубийцы», увеличился в несколько раз.

Отметим также, что в храмах нередко можно увидеть постеры или обереги с изображениями персонажей из поп-культуры, в частности, из игры «Танец мечей», что способствует большему потоку посетителей.

Поклонники не только знакомятся и любуются мечами, молятся местным богам, а также имеют шанс приобрести товары с любимыми персонажами. Предположим, что этим администрация храмов стремится стимулировать приток молодежи в свои сооружения и культурные учреждения, где экспонируются исторические и художественные артефакты. Этот подход, вероятно, нацелен на активацию интереса и участия молодых японцев в культурных мероприятиях и сохранении национального культурного наследия.

Изучая японские мечи, мы часто сталкиваемся не только с их физической мощью и функциональностью, а также с мистическими способностями, выходящими за грань человеческого понимания. Японский меч стал символом таланта человека, умением превращать обычные предметы в уникальное произведение искусства, наделять его способностью, выходящей за рамки его первоначального назначения. А рассказы не только предоставляют исторический контекст, но и подчеркивают влияние мифологии и религиозных убеждений на восприятие оружия в культуре, где каждый меч может стать не просто инструментом в руках самурая, но и символом борьбы против сверхъестественных сил. Легенды стерли грань между мифом и реальностью настолько, что дошедшие до нас многовековые реликвии известны как «мечи убивающие демонов».

ЛИТЕРАТУРА

1. ШШ^МШМ^ - 2017, 223 p.

2. Хорев В.Н. Японский меч: Десять веков совершенства. Ростов-н/Д: «Феникс, 2011».248с.

3. ¿¡^ШШМШ ШШШШ, 2015, 127p.

4. ЖШЛШМШ , 2016, 255p.

5. Sesko M. Legends and Stories around the Japanese Sword. Books on Demand, 2011, 186p.

6. f^ffüff 2015.103p.

7. Информационная панель, предоставленная во время выставки меча «Оникиримару» в храме Китано Тэнмангу (г. Киото). Дата посещения 14.07.2023.

MYSTICAL POWER OF JAPANESE SWORDS IN THE DEFENCE AGAINST SUPERNATURAL POWERS

T. Babayan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

Japanese swords have been revered not only for their high technological craftsmanship but also for the extraordinary qualities attributed to them. Many Japanese feudal lords believed their swords could conquer not only flesh-and-bone enemies but also beings from other dimensions, including mythical and legendary characters. Beyond creating legends surrounding the sword-making process, Japanese mythology is rich with tales of magical samurai blades being lost. This paper delves into the stories and legends in which specific samurai swords are gifted with supernatural powers to combat otherworldly creatures. It aims to connect the Japanese art of mastering the sword and the battle against spirits and demons.

Keywords: Japanese sword, legends, myths, demons, spirit slayers, Japanese folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.