Научная статья на тему 'Миссурийские дебаты 1819-1820 гг. Как начало разделения США по секционному признаку'

Миссурийские дебаты 1819-1820 гг. Как начало разделения США по секционному признаку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Немерова Т. Н.

Дебаты о принятии Миссури в состав США 1819-1820 гг. вскрыли противоречия между северными и южными штатами в связи с существованием рабства. Впервые разделение по секционному признаку, поставившее страну на грань раскола, удалось решить политическими методами, не прибегая к вооруженному столкновению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссурийские дебаты 1819-1820 гг. Как начало разделения США по секционному признаку»

МИССУРИЙСКИЕ ДЕБАТЫ 1819-1820 ГГ. КАК НАЧАЛО РАЗДЕЛЕНИЯ США ПО СЕКЦИОННОМУ ПРИЗНАКУ

© Немерова Т.Н.*

Курский государственный университет, г. Курск

Дебаты о принятии Миссури в состав США 1819-1820 гг. вскрыли противоречия между северными и южными штатами в связи с существованием рабства. Впервые разделение по секционному признаку, поставившее страну на грань раскола, удалось решить политическими методами, не прибегая к вооруженному столкновению.

Гражданская война в США разделила единую страну на Север и Юг по ряду принципиальных вопросов, основным из которых была проблема рабства. В истории Соединенных Штатов существовали примеры образования противоборствующих групп по партийному признаку, но впервые разделение американской общественности по географическому принципу произошло во время дебатов в Конгрессе по вопросу о принятии в Союз нового штата - Миссури.

После победы над Великобританией в войне за независимость 17751783 гг. стало ясно, что бывшие английские колонии имеют разные взгляды по поводу устройства и дальнейшего развития нового государства, что проявилось во время работы филадельфийского конституционного конвента. Уже тогда одним из спорных вопросов стала проблема рабства. Но она еще не стояла так остро, как в последующий период, и сторонам удалось достичь согласия. Конституция США фактически узаконивала рабство, хотя в ее тексте о нем вообще не было упомянуто. К тому же, при расчете представительства в Конгрессе США от рабовладельческих штатов следовало учитывать три пятых количества рабов, проживающих на территории штата. Это положение вызывало ряд протестов. Например, Джеймс Уилсон из Пенсильвании указывал, что если учитывать численность рабов, то их стоит рассматривать в качестве граждан государства; но рабы не обладают одинаковыми правами со свободным населением. Если же рассматривать рабов в качестве собственности, следовательно, можно было учитывать другие формы собственности при исчислении представительства штата [1]. Но внесение такого положения в Конституцию не позволяло сделать число представителей северных штатов подавляющим, что могло ущемить политические интересы рабовладельцев.

* Аспирант кафедры Всеобщей истории. Научный руководитель: Алентьева Т.В., профессор кафедры Всеобщей истории, доктор исторических наук.

В качестве компромисса между рабовладельческими и свободными от рабства штатами в разделе 9 первой статьи говорилось о запрете ввоза невольников на территорию страны после 1808 года [2]. Принимая Конституцию в таком виде, отцы-основатели предполагали, что после указанного срока рабство через какое-то время отомрет естественным образом, а вместе с его исчезновением не станет противоречий между северными и южными штатами. Как оказалось, их расчеты не оправдались. Проблема заключалась в том, что после 1808 года рабство не пошло на убыль, а наоборот, количество рабов начало увеличиваться. Если в 1790 году в Соединенных Штатах было около 790 тыс. рабов, то в 1820 году их насчитывалось уже 1,5 млн. [3].

Территория Соединенных Штатов увеличивалась за счет приобретения новых земель у коренного населения и других государств, а также в результате войн. Самым крупным приобретение США в первой половине XIX века стала покупка Луизианы у Франции за 15 млн. долларов в 1803 году. Площадь этой территории была практически равна площади самих Соединенных Штатов [4]. Эти территории начали достаточно быстро заселяться, в том числе и рабовладельцами, заинтересованными в устройстве крупных хозяйств на плодородных землях. Изобретение Э. Уитни в конце XVIII века хлопкоочистительной машины облегчало процесс производства хлопка, а использование труда рабов удешевляло его.

Начиная с 1796 года в состав США рабовладельческие и свободные от рабства штаты принимались по очереди, что зависело от того, какой тип хозяйства велся на их территории. Это положение не было закрепленной в законодательстве нормой, а скорее являлось исторически сложившейся традицией. В 1819 году рабовладельческая территория Алабама получила статус штата, поэтому представители Севера полагали, что следующий принимаемый штат должен быть свободным от рабства. Но 13 февраля 1819 года в Палату представителей поступила петиция населения рабовладельческой территории Миссури о получении статуса штата и вхождении в Союз.

В Палате представителей на тот момент большинство было на стороне северных штатов. Увеличив свое преимущество до двух третей от общей численности представителей они могли добиться отмены рабства, а также определять направление политики страны. В случае принятия Миссури в качестве рабовладельческого штата южане получали возможность сократить преимущество северян в сенате. Следующей рабовладельческой территорией, которая могла вскоре войти в состав США, была территория Арканзас, и южане рассчитывали в скором времени получить преимущество. Поэтому дебаты о Миссури стали примером первого серьезного противостояния северных и южных штатов.

До этого момента нередки были случаи, когда политики, следуя букве закона, высказывались в защиту интересов противоположной стороны.

56 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Например, в январе 1804 года при обсуждении вопроса о рабстве в приобретенной территории Луизиана сенатор Джонатан Дейтон из Нью Джерси говорил о том, что США обязаны уважать права населения Луизианы, в том числе и их право на такую форму собственности, как рабы [5]. Кроме того, политики-южане активно участвовали в разработке законодательства, направленного против нелегального ввоза новых рабов в Соединенные Штаты, добиваясь применения санкций применительно к лицам, которые были замешаны в нелегальной работорговле [6].

Неоднозначность трактовок основного законодательства США только затягивала дебаты о Миссури. Одно и то же положение Конституции могло восприниматься представителями северных и южных штатов абсолютно противоположно. Политики не могли сойтись в едином решении о разграничении прав штатов и федеральной власти. Представители северных штатов требовали соблюдения Конституции, установившей верховенство федерального правительства. Но представители южных штатов считали, что в случае расхождения конституции штата и федеральной по внутреннему устройству штата, за исключением республиканской формы правления, федеральные власти не имеют права вмешаться и требовать внесения изменений в конституцию штата [7]. Таким образом, по мнению южан нельзя было заставить Миссури отказаться от рабства.

Споры в Конгрессе могли зайти в тупик, так как ни одна из сторон не хотела уступать. Вся ситуация осложнялась тем, что 30 декабря 1819 года Мэн, бывший частью Массачусетса, подал петицию о вхождении в Союз в качестве отдельного штата. В то время, когда вопрос о Миссури еще не был решен, статус Мэна не вызывал столь ожесточенных споров, но принятие его в состав США раньше Миссури было бы нарушением законодательства. К тому же, южные штаты не потерпели бы численного превосходства северных штатов при решении миссурийской проблемы.

Впервые проблема рабства стала определяющей при принятии нового штата в состав США. За все время дебатов политики из северных штатов внесли на рассмотрение Палаты представителей несколько поправок к биллю о Миссури, в разной степени ограничивающие распространение рабства на новые территории. Одна из первых таких поправок была предложена Джеймсом Толмеджем из Нью-Йорка, который предложил идею о постепенном освобождении рабов на территории нового штата. Палата представителей, в которой на первом этапе дебатов преимущество было за представителями свободных от рабства штатов, эту поправку приняла, но Сенат ее отверг. Последующие поправки, прямо требовавшие запрета рабства в Миссури или запрещавшие его распространение на новые территории, также были отвергнуты. Обстановка накалилась до такой степени, что начали раздаваться угрозы раскола страны [8].

Разрешить такую сложную политическую ситуацию оказалось возможным только путем принятия компромисса, для разработки которого была

созвана согласительная комиссия обеих палат Конгресса США. В соответствии с разработанным ей решением Миссури становился рабовладельческим штатом, Мэн - свободным от рабства. Кроме того, был установлен запрет на дальнейшее распространение рабства к северу от 36° 30' с.ш. на всей территории Луизианы, при этом выдача беглых рабов была разрешена со всех территорий [9].

Не все были довольны принятым решением, но дальнейшее затягивание дебатов не могло иметь положительных последствий. Миссурийский компромисс 1820 года позволил избежать распада страны и позволил отодвинуть наступление гражданской войны на несколько десятилетий. Но он не являлся решением главных противоречий между северными и южными штатами, так как рабство продолжало существовать, а вместе с ним продолжала существовать главная проблема.

Список литературы:

1. Van Cleve G.W. A Slaveholder's Union: Slavery Politics and the Constitution in the Early American Republic. - Chicago; London, 2010. - P. 123-124.

2. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. О.А. Жидкова. - М., 1993. - С. 34.

3. Макинери Д. США. История страны. - М., 2009. - С. 223.

4. История США: В 4 т. Т. 1. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. - М., 1983. -С. 267.

5. Rothman A. Slave Country: American Expansion and the Origins of the Deep South. Cambridge - London, 2007. - P. 27-28.

6. Annals of Congress. XV Congress. - 2-nd Session. - P. 442-443.

7. Annals of Congress. XVI Congress. -1-st Session. - P. 1417.

8. Исаев С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени. - СПб., 1993. -С. 89.

9. Акт, разрешающий населению территории Миссури сформировать правительство и принять Конституцию штата, принимающий этот штат в Союз, равноправным с прежними штатами, и запрещающий рабство на определенных территориях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ameri-ca-xix.org.ru/library/missouri_compromise/ (дата обращения: 12.12.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.