ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
МИССИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТРАТЕГИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕС-СУБЪЕКТАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ВЮСКСНАШ-ТЕХНОЛОГИИ
Г.Л. Багиев,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ
А.В Пинчук,
Генеральный директор ООО «Ред-Ди-Зайн» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрен подход к организации децентрализованного принятия решений различными клиентскими кластерами на базе принципов криптографического голосования с применением blockchain-технологии. Показаны современное маркетинговое видение и преимущества предлагаемой инновации по сравнению с существующими методами. Обращается внимание на то, что использование распределенного подхода к передаче и хранению информации о взаимодействиях пользователей позволяет обеспечить: устойчивость к взломам, сохранность и верифицируемость данных, а также использовать технологию блокчейн в социальных и бизнес процессах. Предлагается базироваться на распределенном реестре транзакций в сочетании с нереляционными системами управления базами данных (СУБД) для свободного, прозрачного принятия решений, что актуально в условиях демократизации, либерализации и гласности.
Ключевые слова: маркетинг взаимодействия, blockchain-технологии, прозрачное принятие решений пользователями, Форсайт-технологии маркетинга, программные продукты и комплексы, распределенные базы данных
УДК 339.9 ББК 65.290-2
Организация эффективного функционирования экономики России вызывает потребность в развитии научного, методического и информационного сопровождения бизнес коммуникаций. Особую значимость приобретают формы комплексной организации непрерывно протекающих, взаимоувязанных технологических процессов, кластеров и комплексов. В этой связи маркетинг как философия и инструментарий бизнеса и предпринимательства в экономике России должен базироваться на его интегрированной концепции — концепции маркетинга взаимодействия, которая ориентирована на создание эффективных взаимоотношений всех субъектов рыночной экономики. Основным принципом взаимодействия, при этом, выступает не принцип конкуренции, а принцип партнерства в системе поиска, производства и реализации товарных ценностей [1, 4, 5]. С учетом изложенного, можно охарактеризовать ключевой принцип организации современной экономики, как принцип взаимодействия в процессе коллективно-рефлексивной координации, предполагающий учет в принятии решений системным управляющим рефлексии всех субъектов бизнеса по созданию и распределению ценности.
Миссия маркетинга взаимодействия в таком случае рассматривается как процесс превращения затрат на маркетинг в доходы взаимодействующих партнеров по бизнесу. В данном контексте маркетинг выступает как управленческий стиль мышления, опосредующий творческую, непрерывную и интенсивную деятельность в цепочке создания ценности по формированию, удовлетворению и изменению спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли или иных результатов бизнеса. © ПСЭ, 2017
В настоящее время маркетинг развивается с использованием новых медиа технологий, на глобализированных рынках и в условиях постоянных изменений экономики, науки и практики. Новым является внедрение цифровых технологий, рост скорости обменных процессов, возрастание комплексности и взаимосвязанных рынков. Повышается роль покупателей, клиентов, создаются маркетинговые подразделения, от рекламы переходят к маркетинговым коммуникациям. Маркетинг-менеджмент, как управляющий ресурс, находится под воздействием цифровых технологий и интернета. Поэтому учение о маркетинге применительно к современной экономике правомерно обогатить основополагающими принципами использования цифровых технологий [1, 3, 6]:
- в условиях цифровых технологий остается принцип ориентации на потребителя, но этот принцип следует дополнить ориентацией на индивидуализацию потребностей, усиление удовлетворения каждой личности сообщества, на создание нового контента в системе отношений с потребителем;
- возрастание значимости методов получения и обработки информации, аналитической деятельности, роли экспертизы и диагностики получаемой информации;
- стратегическая ориентация на новые деловые модели с обеспечением активного регулирования процесса планирования и создания потребительской ценности в условиях координации и интеграции бизнес-субъектов;
- в оперативных решениях модели маркетинга 4Р, 3Р,7Р и другие не будут играть важную роль, так как возрастает значимость индивидуализации отношений с потребителем, как с креативным партнером в процессе формирования инноваций и покупки;
- существенно возрастает роль концепции организации маркетинга, которая в условиях цифровых технологий трансформируется в главную функцию маркетинговых образований, что приведет к стандартизации процессов и функций;
- активизация самоорганизованных процессов, поддерживаемых высокой культурой бизнеса, применения форсайт-технологий, этикой отношений и взаимодействия;
- возрастет общественная значимость и ответственность маркетинга, повысится роль честности и репутации для долгосрочного успеха фирмы;
- возникает необходимость пространственного, системного мышления и превентивной ориентации в экономическом пространстве;
- маркетинг увязывает внутреннюю и внешнюю деятельность коммерческих и государственных структур, а также координирует взаимодействие всех субъектов, входящих в систему маркетинга.
При этом следует учитывать процессы взаимодействия национальных культур и интернационализации мирохозяйственных бизнес-коммуникаций [3].
В условиях современной экономики взаимодействие партнеров потребует интеграции интеллектуальных и информационных ресурсов в процессе купли-продажи имеющихся ценностей. В этом процессе выявляется предназначение и сущность маркетингового ресурса как фактора экономического роста. Маркетинговый ресурс или его совокупность выступают как подготовленное средство, необходимое для осуществления процесса производства (создание новых потребностей и предложений), распределения (как инструментарий продвижения ценностей) и использования (как бренд, опосредующий удовлетворенность потребителя в получении желаемой ценности). При этом объектом купли-продажи, обмена ценностями становятся отношения как результат сбалансированного по спросу и предложению взаимодействия, то есть отношения становятся продуктом [1].
Маркетинговый ресурс представляется в виде вещественно-виртуального фактора бизнеса, как предмет овеществленного труда. Более того, маркетинговый ресурс, как подготовленная к использованию совокупность знаний и умений, компетенций, которыми владеют маркетологи, обладает мобильностью и может перемещаться в пространстве и во времени, и тем самым выступать в виде материально-духовного резерва коммерческих и государственных структур. При этом диверсификация функций маркетологов способствует их коммерциализации в ходе обмена ценностями. Такое воззрение раскрывает механизм аксиологического, ценностно-ориентированного управления в бизнесе [1, 5]. Маркетинговый ресурс — это подготовленный, сотканный трудом источник создания новой ценности, потребного блага. То есть аксиология, как наука об исследовании природы ценности, раскрывает экономический смысл маркетинговых и бизнес коммуникаций и дает возможность разработки механизма оценки создаваемых благ. Тем самым аксиологическая концепция может быть положена в обоснование создания маркетинговой архитектуры системной организации маркетинговой деятельности и управления маркетинговыми ресурсами в процессе координации бизнеса в экономическом пространстве России.
Маркетинговая архитектура рассматривается как конструкция и способ соразмерного расположения маркетингового потенциала и перераспределения маркетингового ресурса коммерческих и государственных структур в материально-виртуальной среде взаимодействия субъектов экономического пространства при организации и управлении маркетинговой деятельностью. Создание маркетинговой архитектуры будет способствовать постоянному совершенствованию и рациональному использованию маркетинговой платформы территории,как среды обитания в условиях рыночных отношений , то есть философии организации маркетинга, портфеля концепций и стратегий, инструментария и механизмов маркетинга, а также укрепления отношений между субъектами рынка. Значение создания маркетинговой архитектуры уже на этапе становления и организации бизнеса, особенно в условиях внед-
рения цифровых технологий очень велико, так как существующая ценность маркетинговой системы этого комплекса еще создана не на всех селитебных территориях, а ценность маркетинговых кластеров, уже сформированных на территориях, имеет разный уровень [1, 4].
Маркетинговая архитектура должна непрерывно развиваться, формируя в каждом кластере достаточный маркетинговый потенциал для эффективного осуществления процессов создания и обмена товарными ценностями взаимодействующих субъектов. Конструктивно, маркетинговая архитектура — это иерархическая, многоуровневая структура организации, размещения и управления маркетинговыми ресурсами, имеющимися и необходимыми для осуществления маркетинговых мероприятий и коммуникаций при достижении производственных и социальных целей коммерческими и государственными образованиями, функционирующими в экономическом пространстве. Создание маркетинговой архитектуры, как системы, особо важно в условиях интенсификации процесса глобализации пространственных бизнес-коммуникаций субъектов рынка.
В этой связи применение новых способов регистрации и валидации процесса коллективного принятия решений субъектами рынка играет колоссальное значение в процессе либерализации и демократизации общества. А поиск экономичной и эффективной технологии голосования становится особо актуальным. Ряд исследователей: Adam Greenfield (Лондон); Bryan Ford (США); Alois Paulin (Австрия) и другие выделили целое направление под названием Liquid Democracy, означающее небюрократический способ управления обществом будущего, основанный на информационных технологиях и понятии ubiqitous computing (повсеместной компьютеризации). Основополагающий принцип новых теорий самоуправления хозяйствующих субъектов на сегодняшний день — использование сетевого подхода (пиринговых сетей), в которых каждый из участников обладает копией записей базы данных транзакций (блокчейн). Впервые технология блокчейн была применена в протоколе криптовалюты биткойн (автор — Сатоси Накатомо), найдя широкое распространение в мире финансовых технологий без финансовых посредников в лице банков. Всего за несколько лет с момента своего основания блокчейн прошел путь от новинки в технологическом мире до инструмента, которым начинают пользоваться крупные банки, корпорации и государства.
Несмотря на то, что распространение биткойна запрещено в России, этот запрет не распространяется на технологию распределенных баз данных. Кроме того, в концепции публикуемой статьи используется разрешенный протокол Etherium, а не биткойн, как финансовый инструмент.
Использование блокчейн — голосования имеет неоспоримые преимущества [7]:
- возможность участвовать в общественной жизни с любого цифрового устройства;
- предотвращение перехвата инициативы злоумышленником, пытающимся воспользоваться собранием в личных интересах;
- отсутствие необходимости сбора субъектов в определенном месте и в определенное время для принятия решений по повседневным вопросам.
- возможность проверки, сравнения решений разных органов и сопоставление их с результатами предыдущих голосований.
- доступность всех деталей общественного процесса всеми желающими — можно проверить как собственный голос, так и удостовериться в точности учета голосов других участников.
Актуальность предлагаемого подхода определяется также тем, что на сегодняшний день в России отсутствует технологическое и программное решение для электронного блокчейн-голосования, являющееся эффективным, точным, кроссплат-форменным, экономичным и масштабируемым.
Предлагаемая авторами Система позволяет организовать процесс голосования субъектов рыночных отношений на основе распределенных баз данных. Применение технологии блокчейн и нереляционных СУБД для децентрализованного учета
и хранения голосов осуществляется в сочетании с надежными криптографическими стандартами.
Конечным продуктом разработки является программное обеспечение с возможностью инициации прозрачного, безопасного и не подверженного фальсификации анонимного голосования. Для работы в такой системе не требуется создание учетных записей или регистрации криптокошельков.
Областью применения программного обеспечения является деятельность коммерческих и общественных структур с множеством участников, обладающих правом голоса. Доступ в форму голосования реализуется на основе веб- интерфейса с возможностью проверки и визуализацией итогов голосования.
В настоящее время можно выделить четыре основных технологии осуществления процесса голосования на основе: бумажных носителей, контактных средств взаимодействия (SMS, автоприем звонков); электронное голосование средствами веб-интерфейсов и предлагаемый в данной работе метод голосования на основе блокчейн. При этом каждая из конкурирующих с предлагаемой нами технологией обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками. Так, классическое применение бумажных носителей по своей сути имеет высокие затраты на обеспечение формами голосования, необходимостью их печати, доставки и проверки контролирующими органами. Достаточно отметить сумму, необходимую на проведение президентских выборов 2018 года, в размере 15 млрд рублей (в расчете на каждого, обладающего правом голоса — около 200 рублей). Эта стоимость не учитывает дополнительных затрат на обеспечение видеонаблюдения, поддержание штата наблюдателей и работу по подсчету голосов. Кроме того, достоверность результатов может быть подвергнута сомнению, так как при наличии центрального органа всегда существует возможность вмешательства в систему и изменения результатов.
Такие аналоги, как SMS и голосовые сервисы просто являются технологическим улучшением процесса, хотя имеют достоинства в форме возможности проголосовать лишь 1 раз. Однако подобные системы не имеют свойства анонимности, а значит голосующие могут быть подвернуты давлению.
Электронные системы голосования существенно снижают общую стоимость организации процесса, при этом во главу угла ставятся вопросы защиты от DDos-атак и накруток. Однако наличие центрального сервера сводит на нет аргумент о полной достоверности результатов, так как владелец сервера может по своему усмотрению менять содержание базы данных.
В этой связи научная новизна предлагаемого подхода заключается в применении децентрализованного хранения записей о фактах голосования (на основе хэш-ключей, защищенных на основе криптографии). Хранение у всех участников записей журнала голосования делает невозможным умышленное искажение итогов голосования, так как при проверке контрольных сумм и значений записей (доступных общественности) будут выявлены ошибки. Предлагаемая система обладает свойствами публичности, прозрачности, надежности в сочетании с анонимностью.
Результаты обобщения и анализа показателей существующих технологий представлены ниже:
- Бумажные носители
Сфера применения — Повсеместно
Анонимность — нет
Защита от вмешательства — нет
Предельные затраты на масштабирование — высокие
Скорость обработки результатов — низкая
- SMS/Voice голосование Сфера применения — Повсеместно Анонимность — нет
Защита от вмешательства — нет
Предельные затраты на масштабирование — низкие
Скорость обработки результатов — средняя
- Классическое электронное голосование
Сфера применения — Необходимо наличие интернет-канала и клиентских устройств
Анонимность — нет Защита от вмешательства — нет Предельные затраты на масштабирование — низкие Скорость обработки результатов — высокая - Электронное голосование на основе блокчейн-техно-логии
Сфера применения — Необходимо наличие интернет-канала и клиентских устройств Анонимность — да Защита от вмешательства — да Предельные затраты на масштабирование — низкие Скорость обработки результатов — высокая Расчетная стоимость реализации голосования с помощью аналогов составляет (в удельном расчете на 1 голосующего): Аналог 1. Бумажные носители Как работает: Печать и доставка бюллетеней Достоинства: Легко запустить на малых масштабах Недостатки: Необходимо физическое присутствие голосующего, нет анонимности
Стоимость — около 200 рублей Аналог 2. SMS/voice-голосование
Как работает: Отправка текстового сообщения или звонок на специальный номер.
Достоинства: Широкое распространение оборудования и стандарта.
Недостатки: Нет анонимности, подвержено вмешательствам.
Стоимость — около 50-200 рублей Аналог 3. Классическое электронное голосование Как работает: Пользователи с помощью клиентских устройств обращаются к веб-форме
Достоинства: Дешевизна, масштабируемость Недостатки: Наличие центра управления с возможностью искажения результатов, слабая защита от накруток. Стоимость — 20-40 рублей
Аналог 4. Электронное голосование на основе блокчейн-технологии
Как работает: распределенная база данных фиксирует транзакции при голосовании через клиентский интерфейс
Достоинства: достоверность результатов, использование криптографии, устойчивость к взлому, масштабируемость, прозрачность и проверяемость итогов.
Недостатки: требуются вычислительные мощности для поддержки процесса.
Стоимость — от 5 до 20 рублей.
Таким образом, предлагаемая система превосходит все имеющиеся аналоги по показателю общей стоимости владения (благодаря низкой стоимости обеспечения приема 1 голоса), а также имеет качественные преимущества в виде защищенности результатов от искажения, функции анонимности и шифрования передаваемых данных, хранящихся децентрализованно.
Соответственно, можно сформулировать уровни научно-технических задач, определяемых структурой дизайна предлагаемого подхода к системе свободного голосования субъектов социализированного общества:
1. Создание аппаратного и программного решения для организации и поддержки процесса голосования на основе стандарта шифрования эЬ|а3-256.
Для решения данной задачи необходимо спроектировать и провести тестирование системы голосования, соединив три основных компонента — сервер, интерфейс создания смарт-контракта и базу данных учета опций и записей транзакций в системе.
2. Разработка программного интерфейса учета голосов пользователей.
Для решения данной задачи необходимо разработать клиентскую программу без необходимости создания учетных записей или кошельков в системе распределенного реестра.
3. Разработка платформы, соединяющей в себе функционал учета и отображения в реальном времени результатов процесса голосования.
4. Адаптация программного комплекса к решению проблем и задач пользователей отраслей экономики и общественных кластеров.
Для решения указанных проблем и задач нужно создать серверную и клиентскую часть приложения с выводом установочного пакета для iOS и Android для последующей загрузки в магазины приложений. При этом целесообразно обратить внимание на следующие ключевые исследования:
1. Разработать алгоритм взаимодействия участников процесса голосования на принципах blockchain. В общем виде поставленная задача сводится к реализации транзакцион-ного подхода, рассматривающего каждое действие (в нашем случае, выбор голосующего), как часть общей цепочки взаимосвязанных записей в каталоге. Каждое действие фиксируется с помощью функции преобразования (хэш-функции), осуществляющей заданную математическую операцию с реальными значениями (например, прибавление такого числа, чтобы сумма реального значения и ключа заканчивалась на 3 нуля).
2. Разработать серверную часть обработки данных процесса голосования. Настройка взаимодействия компонентов будет осуществляться с помощью программных модулей на языке JavaScript.
3. Анализ состояния и разработка методики перевода информационных систем пользователей с аналоговых на цифровые технологии.
Учитывая перспективность концепции и тренды повсеместной компьютеризации (ubiqitous computing) авторы называют предлагаемый подход «ubiqVote», который рассматривает алгоритм построения системы электронного представления своего мнения каждым из респондентов в открытом голосовании. Предлагаемый подход базируется на использовании технологий blockchain и noSQL.
Общий принцип работы системы предполагает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 2-м направлениям:
Направление 1. Создание сессии голосования на основе смарт- контракта.
Направление 2. Разработка информационной модели системы, которая позволит поддерживать обмен и обеспечит необходимыми данными с отображением итогов голосования.
В настоящее время по данной тематике авторы имеют следующие достижения:
1. Проведено патентное исследование в ФИПС, выявившее отсутствие прямых аналогов предлагаемой разработки.
2. Проведено сравнение имеющихся протоколов реализации распределенных баз данных (биткойн, лайткойн и др.) и выбран протокол Etherium в качестве основы для развертывания программной среды.
3. Проведены расчеты и получены важные выводы относительно необходимого функционального содержания раз-
работки (в т.ч. количество голосующих, время развертывания системы и сбора голосов) в рамках концепции минимального жизнеспособного продукта (MVP — minimum viable product), что позволяет точно определить достаточный набор характеристик на первом этапе НИОКР.
4. При содействии ЦБ РФ научным руководителем проекта Г.Л. Багиевым организована Международная научно-практическая конференция (18-20 сентября 2013) и подготовлен сборник трудов «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса: Материалы» (под науч. ред. д-ра экон. наук, проф., заслуженного экономиста РФ, начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу Н.А. Савинской). В ряде статей рассмотрены технологические аспекты организации и эволюции системы блокчейн.
5. Разработана архитектура решения с перечнем необходимых протоколов, библиотек и программных продуктов.
6. Проведено маркетинговое исследование российского и мирового рынков приложений и разработок в сфере блокчейн. Проведен конкурентный анализ, по итогам которого сделан вывод об отсутствии на рынке доступной системы блокчейн-голосования с интерфейсом создания сессии голосования и индивидуализацией оболочки под требования конкретных хозяйствующих субъектов.
7. Разработаны графические макеты версии программного комплекса по проекту.
Таким образом, в данной статье представлен уникальный подход, позволяющий вывести технологию блокчейн на новый, широкий уровень гражданского применения: авторы предлагают использование распределённого реестра транзакций в сочетании с нереляционными СУБД для инициации анонимного, не требующего регистрации и при этом устойчивого к вальсификации процесса голосования.
Выводы.
1. Актуальность предлагаемого подхода определяется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует технологическое и программное решение для электронного блокчейн — голосования, являющееся эффективным, точным, кроссплатфор-менным, экономичным и масштабируемым.
2. Предлагаемая система превосходит все имеющиеся аналоги по показателю общей стоимости владения (благодаря низкой стоимости обеспечения приема 1 голоса), а также имеет качественные преимущества в виде защищенности результатов от искажения, функции анонимности и шифрования передаваемых данных, хранящихся децентрализовано. Особую значимость приобретает возможность использования предлагаемой системы практически для всех отраслевых и иерархических, общественных, активно социализируемых образований. Широкое применение система высказывания своего мнения найдет в маркетинговой деятельности в процессе обсуждения проблем диверсификации и коммерциализации функций маркетинга в России и странах Евразии.
Литература
1. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Соловьеа Ю.Н. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.
2. Евразийская политическая экономия: Учебник / Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ, 2016 — 684 с.
3. Газизуллин Н.Ф., Скобельцына Е.Г. «Хозяйственный дух» и этика — основополагающие элементы ценности в экономической деятельности. — В кн.: Философия экономической ценности / Под общ. ред. И.К.Смирнова, Н.Ф. Газизуллина. — СПб.: НПК «РОСТ», 2012. — С.48-54.
4. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3(59). — С.18-21.
5. Пинчук А.В. Методы обоснования концепций маркетинга и оценки экономической эффективности их использования: Ав-тореф. дисс. ... канд. экон. наук. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 1 п.л.
6. Багиев Г.Л. Яненко М.Б., Яненко М.Е. К вопросу формирования и совершенствования цифровой платформы организации и управления маркетинговой деятельности фирмы // Проблемы современной экономики. — 2017. — №2(62). — С.127-133.
7. http://thelongandshort.org/machines/democracy-on-the-blockchain. Дата обращения: 15.09.2017.
1 00