Научная статья на тему 'Миссия маркетинга взаимодействия и стратегия независимой потребительской оценки бизнес-субъектами эффективности социальных и экономических инноваций на основе blockchain-технологии'

Миссия маркетинга взаимодействия и стратегия независимой потребительской оценки бизнес-субъектами эффективности социальных и экономических инноваций на основе blockchain-технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION MARKETING / BLOCKCHAIN-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЗРАЧНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ / TRANSPARENT DECISION MAKING BY USERS / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА / FORESIGHT MARKETING TECHNOLOGIES / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ И КОМПЛЕКСЫ / PROGRAM PRODUCTS AND COMPLEXES / РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ / DISTRIBUTED DATABASES / BLOCKCHAIN-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багиев Георгий Леонидович, Пинчук А. В.

В статье рассмотрен подход к организации децентрализованного принятия решений различными клиентскими кластерами на базе принципов криптографического голосования с применением blockchain-технологии. Показаны современное маркетинговое видение и преимущества предлагаемой инновации по сравнению с существующими методами. Обращается внимание на то, что использование распределенного подхода к передаче и хранению информации о взаимодействиях пользователей позволяет обеспечить: устойчивость к взломам, сохранность и верифицируемость данных, а также использовать технологию блокчейн в социальных и бизнес процессах. Предлагается базироваться на распределенном реестре транзакций в сочетании с нереляционными системами управления базами данных (СУБД) для свободного, прозрачного принятия решений, что актуально в условиях демократизации, либерализации и гласности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mission of interaction marketing and the strategy of independent consumer evaluation by market business subjects of the efficacy level of socio-economic innovations on the basis of blockchain technology (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the organization of de-centralized decision making by various client clusters on the basis of cryptographic voting and with the use of blockchain technology. Contemporary marketing optics and advantages of the innovation offered is shown through comparison with already existing methods. The authors emphasize that the use of distributed approach in transmitting and storing of information on users' interaction can provide resilience to hacking, safety and verifiability of data, as well as the use of blockchain technology in social and business processes. Distributed transaction register should be used in combination with non-relational databases for free and transparent decision making — something that is required in the context of democratization and liberalization

Текст научной работы на тему «Миссия маркетинга взаимодействия и стратегия независимой потребительской оценки бизнес-субъектами эффективности социальных и экономических инноваций на основе blockchain-технологии»

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

МИССИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТРАТЕГИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕС-СУБЪЕКТАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА ОСНОВЕ ВЮСКСНАШ-ТЕХНОЛОГИИ

Г.Л. Багиев,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

А.В Пинчук,

Генеральный директор ООО «Ред-Ди-Зайн» (г. Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье рассмотрен подход к организации децентрализованного принятия решений различными клиентскими кластерами на базе принципов криптографического голосования с применением blockchain-технологии. Показаны современное маркетинговое видение и преимущества предлагаемой инновации по сравнению с существующими методами. Обращается внимание на то, что использование распределенного подхода к передаче и хранению информации о взаимодействиях пользователей позволяет обеспечить: устойчивость к взломам, сохранность и верифицируемость данных, а также использовать технологию блокчейн в социальных и бизнес процессах. Предлагается базироваться на распределенном реестре транзакций в сочетании с нереляционными системами управления базами данных (СУБД) для свободного, прозрачного принятия решений, что актуально в условиях демократизации, либерализации и гласности.

Ключевые слова: маркетинг взаимодействия, blockchain-технологии, прозрачное принятие решений пользователями, Форсайт-технологии маркетинга, программные продукты и комплексы, распределенные базы данных

УДК 339.9 ББК 65.290-2

Организация эффективного функционирования экономики России вызывает потребность в развитии научного, методического и информационного сопровождения бизнес коммуникаций. Особую значимость приобретают формы комплексной организации непрерывно протекающих, взаимоувязанных технологических процессов, кластеров и комплексов. В этой связи маркетинг как философия и инструментарий бизнеса и предпринимательства в экономике России должен базироваться на его интегрированной концепции — концепции маркетинга взаимодействия, которая ориентирована на создание эффективных взаимоотношений всех субъектов рыночной экономики. Основным принципом взаимодействия, при этом, выступает не принцип конкуренции, а принцип партнерства в системе поиска, производства и реализации товарных ценностей [1, 4, 5]. С учетом изложенного, можно охарактеризовать ключевой принцип организации современной экономики, как принцип взаимодействия в процессе коллективно-рефлексивной координации, предполагающий учет в принятии решений системным управляющим рефлексии всех субъектов бизнеса по созданию и распределению ценности.

Миссия маркетинга взаимодействия в таком случае рассматривается как процесс превращения затрат на маркетинг в доходы взаимодействующих партнеров по бизнесу. В данном контексте маркетинг выступает как управленческий стиль мышления, опосредующий творческую, непрерывную и интенсивную деятельность в цепочке создания ценности по формированию, удовлетворению и изменению спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли или иных результатов бизнеса. © ПСЭ, 2017

В настоящее время маркетинг развивается с использованием новых медиа технологий, на глобализированных рынках и в условиях постоянных изменений экономики, науки и практики. Новым является внедрение цифровых технологий, рост скорости обменных процессов, возрастание комплексности и взаимосвязанных рынков. Повышается роль покупателей, клиентов, создаются маркетинговые подразделения, от рекламы переходят к маркетинговым коммуникациям. Маркетинг-менеджмент, как управляющий ресурс, находится под воздействием цифровых технологий и интернета. Поэтому учение о маркетинге применительно к современной экономике правомерно обогатить основополагающими принципами использования цифровых технологий [1, 3, 6]:

- в условиях цифровых технологий остается принцип ориентации на потребителя, но этот принцип следует дополнить ориентацией на индивидуализацию потребностей, усиление удовлетворения каждой личности сообщества, на создание нового контента в системе отношений с потребителем;

- возрастание значимости методов получения и обработки информации, аналитической деятельности, роли экспертизы и диагностики получаемой информации;

- стратегическая ориентация на новые деловые модели с обеспечением активного регулирования процесса планирования и создания потребительской ценности в условиях координации и интеграции бизнес-субъектов;

- в оперативных решениях модели маркетинга 4Р, 3Р,7Р и другие не будут играть важную роль, так как возрастает значимость индивидуализации отношений с потребителем, как с креативным партнером в процессе формирования инноваций и покупки;

- существенно возрастает роль концепции организации маркетинга, которая в условиях цифровых технологий трансформируется в главную функцию маркетинговых образований, что приведет к стандартизации процессов и функций;

- активизация самоорганизованных процессов, поддерживаемых высокой культурой бизнеса, применения форсайт-технологий, этикой отношений и взаимодействия;

- возрастет общественная значимость и ответственность маркетинга, повысится роль честности и репутации для долгосрочного успеха фирмы;

- возникает необходимость пространственного, системного мышления и превентивной ориентации в экономическом пространстве;

- маркетинг увязывает внутреннюю и внешнюю деятельность коммерческих и государственных структур, а также координирует взаимодействие всех субъектов, входящих в систему маркетинга.

При этом следует учитывать процессы взаимодействия национальных культур и интернационализации мирохозяйственных бизнес-коммуникаций [3].

В условиях современной экономики взаимодействие партнеров потребует интеграции интеллектуальных и информационных ресурсов в процессе купли-продажи имеющихся ценностей. В этом процессе выявляется предназначение и сущность маркетингового ресурса как фактора экономического роста. Маркетинговый ресурс или его совокупность выступают как подготовленное средство, необходимое для осуществления процесса производства (создание новых потребностей и предложений), распределения (как инструментарий продвижения ценностей) и использования (как бренд, опосредующий удовлетворенность потребителя в получении желаемой ценности). При этом объектом купли-продажи, обмена ценностями становятся отношения как результат сбалансированного по спросу и предложению взаимодействия, то есть отношения становятся продуктом [1].

Маркетинговый ресурс представляется в виде вещественно-виртуального фактора бизнеса, как предмет овеществленного труда. Более того, маркетинговый ресурс, как подготовленная к использованию совокупность знаний и умений, компетенций, которыми владеют маркетологи, обладает мобильностью и может перемещаться в пространстве и во времени, и тем самым выступать в виде материально-духовного резерва коммерческих и государственных структур. При этом диверсификация функций маркетологов способствует их коммерциализации в ходе обмена ценностями. Такое воззрение раскрывает механизм аксиологического, ценностно-ориентированного управления в бизнесе [1, 5]. Маркетинговый ресурс — это подготовленный, сотканный трудом источник создания новой ценности, потребного блага. То есть аксиология, как наука об исследовании природы ценности, раскрывает экономический смысл маркетинговых и бизнес коммуникаций и дает возможность разработки механизма оценки создаваемых благ. Тем самым аксиологическая концепция может быть положена в обоснование создания маркетинговой архитектуры системной организации маркетинговой деятельности и управления маркетинговыми ресурсами в процессе координации бизнеса в экономическом пространстве России.

Маркетинговая архитектура рассматривается как конструкция и способ соразмерного расположения маркетингового потенциала и перераспределения маркетингового ресурса коммерческих и государственных структур в материально-виртуальной среде взаимодействия субъектов экономического пространства при организации и управлении маркетинговой деятельностью. Создание маркетинговой архитектуры будет способствовать постоянному совершенствованию и рациональному использованию маркетинговой платформы территории,как среды обитания в условиях рыночных отношений , то есть философии организации маркетинга, портфеля концепций и стратегий, инструментария и механизмов маркетинга, а также укрепления отношений между субъектами рынка. Значение создания маркетинговой архитектуры уже на этапе становления и организации бизнеса, особенно в условиях внед-

рения цифровых технологий очень велико, так как существующая ценность маркетинговой системы этого комплекса еще создана не на всех селитебных территориях, а ценность маркетинговых кластеров, уже сформированных на территориях, имеет разный уровень [1, 4].

Маркетинговая архитектура должна непрерывно развиваться, формируя в каждом кластере достаточный маркетинговый потенциал для эффективного осуществления процессов создания и обмена товарными ценностями взаимодействующих субъектов. Конструктивно, маркетинговая архитектура — это иерархическая, многоуровневая структура организации, размещения и управления маркетинговыми ресурсами, имеющимися и необходимыми для осуществления маркетинговых мероприятий и коммуникаций при достижении производственных и социальных целей коммерческими и государственными образованиями, функционирующими в экономическом пространстве. Создание маркетинговой архитектуры, как системы, особо важно в условиях интенсификации процесса глобализации пространственных бизнес-коммуникаций субъектов рынка.

В этой связи применение новых способов регистрации и валидации процесса коллективного принятия решений субъектами рынка играет колоссальное значение в процессе либерализации и демократизации общества. А поиск экономичной и эффективной технологии голосования становится особо актуальным. Ряд исследователей: Adam Greenfield (Лондон); Bryan Ford (США); Alois Paulin (Австрия) и другие выделили целое направление под названием Liquid Democracy, означающее небюрократический способ управления обществом будущего, основанный на информационных технологиях и понятии ubiqitous computing (повсеместной компьютеризации). Основополагающий принцип новых теорий самоуправления хозяйствующих субъектов на сегодняшний день — использование сетевого подхода (пиринговых сетей), в которых каждый из участников обладает копией записей базы данных транзакций (блокчейн). Впервые технология блокчейн была применена в протоколе криптовалюты биткойн (автор — Сатоси Накатомо), найдя широкое распространение в мире финансовых технологий без финансовых посредников в лице банков. Всего за несколько лет с момента своего основания блокчейн прошел путь от новинки в технологическом мире до инструмента, которым начинают пользоваться крупные банки, корпорации и государства.

Несмотря на то, что распространение биткойна запрещено в России, этот запрет не распространяется на технологию распределенных баз данных. Кроме того, в концепции публикуемой статьи используется разрешенный протокол Etherium, а не биткойн, как финансовый инструмент.

Использование блокчейн — голосования имеет неоспоримые преимущества [7]:

- возможность участвовать в общественной жизни с любого цифрового устройства;

- предотвращение перехвата инициативы злоумышленником, пытающимся воспользоваться собранием в личных интересах;

- отсутствие необходимости сбора субъектов в определенном месте и в определенное время для принятия решений по повседневным вопросам.

- возможность проверки, сравнения решений разных органов и сопоставление их с результатами предыдущих голосований.

- доступность всех деталей общественного процесса всеми желающими — можно проверить как собственный голос, так и удостовериться в точности учета голосов других участников.

Актуальность предлагаемого подхода определяется также тем, что на сегодняшний день в России отсутствует технологическое и программное решение для электронного блокчейн-голосования, являющееся эффективным, точным, кроссплат-форменным, экономичным и масштабируемым.

Предлагаемая авторами Система позволяет организовать процесс голосования субъектов рыночных отношений на основе распределенных баз данных. Применение технологии блокчейн и нереляционных СУБД для децентрализованного учета

и хранения голосов осуществляется в сочетании с надежными криптографическими стандартами.

Конечным продуктом разработки является программное обеспечение с возможностью инициации прозрачного, безопасного и не подверженного фальсификации анонимного голосования. Для работы в такой системе не требуется создание учетных записей или регистрации криптокошельков.

Областью применения программного обеспечения является деятельность коммерческих и общественных структур с множеством участников, обладающих правом голоса. Доступ в форму голосования реализуется на основе веб- интерфейса с возможностью проверки и визуализацией итогов голосования.

В настоящее время можно выделить четыре основных технологии осуществления процесса голосования на основе: бумажных носителей, контактных средств взаимодействия (SMS, автоприем звонков); электронное голосование средствами веб-интерфейсов и предлагаемый в данной работе метод голосования на основе блокчейн. При этом каждая из конкурирующих с предлагаемой нами технологией обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками. Так, классическое применение бумажных носителей по своей сути имеет высокие затраты на обеспечение формами голосования, необходимостью их печати, доставки и проверки контролирующими органами. Достаточно отметить сумму, необходимую на проведение президентских выборов 2018 года, в размере 15 млрд рублей (в расчете на каждого, обладающего правом голоса — около 200 рублей). Эта стоимость не учитывает дополнительных затрат на обеспечение видеонаблюдения, поддержание штата наблюдателей и работу по подсчету голосов. Кроме того, достоверность результатов может быть подвергнута сомнению, так как при наличии центрального органа всегда существует возможность вмешательства в систему и изменения результатов.

Такие аналоги, как SMS и голосовые сервисы просто являются технологическим улучшением процесса, хотя имеют достоинства в форме возможности проголосовать лишь 1 раз. Однако подобные системы не имеют свойства анонимности, а значит голосующие могут быть подвернуты давлению.

Электронные системы голосования существенно снижают общую стоимость организации процесса, при этом во главу угла ставятся вопросы защиты от DDos-атак и накруток. Однако наличие центрального сервера сводит на нет аргумент о полной достоверности результатов, так как владелец сервера может по своему усмотрению менять содержание базы данных.

В этой связи научная новизна предлагаемого подхода заключается в применении децентрализованного хранения записей о фактах голосования (на основе хэш-ключей, защищенных на основе криптографии). Хранение у всех участников записей журнала голосования делает невозможным умышленное искажение итогов голосования, так как при проверке контрольных сумм и значений записей (доступных общественности) будут выявлены ошибки. Предлагаемая система обладает свойствами публичности, прозрачности, надежности в сочетании с анонимностью.

Результаты обобщения и анализа показателей существующих технологий представлены ниже:

- Бумажные носители

Сфера применения — Повсеместно

Анонимность — нет

Защита от вмешательства — нет

Предельные затраты на масштабирование — высокие

Скорость обработки результатов — низкая

- SMS/Voice голосование Сфера применения — Повсеместно Анонимность — нет

Защита от вмешательства — нет

Предельные затраты на масштабирование — низкие

Скорость обработки результатов — средняя

- Классическое электронное голосование

Сфера применения — Необходимо наличие интернет-канала и клиентских устройств

Анонимность — нет Защита от вмешательства — нет Предельные затраты на масштабирование — низкие Скорость обработки результатов — высокая - Электронное голосование на основе блокчейн-техно-логии

Сфера применения — Необходимо наличие интернет-канала и клиентских устройств Анонимность — да Защита от вмешательства — да Предельные затраты на масштабирование — низкие Скорость обработки результатов — высокая Расчетная стоимость реализации голосования с помощью аналогов составляет (в удельном расчете на 1 голосующего): Аналог 1. Бумажные носители Как работает: Печать и доставка бюллетеней Достоинства: Легко запустить на малых масштабах Недостатки: Необходимо физическое присутствие голосующего, нет анонимности

Стоимость — около 200 рублей Аналог 2. SMS/voice-голосование

Как работает: Отправка текстового сообщения или звонок на специальный номер.

Достоинства: Широкое распространение оборудования и стандарта.

Недостатки: Нет анонимности, подвержено вмешательствам.

Стоимость — около 50-200 рублей Аналог 3. Классическое электронное голосование Как работает: Пользователи с помощью клиентских устройств обращаются к веб-форме

Достоинства: Дешевизна, масштабируемость Недостатки: Наличие центра управления с возможностью искажения результатов, слабая защита от накруток. Стоимость — 20-40 рублей

Аналог 4. Электронное голосование на основе блокчейн-технологии

Как работает: распределенная база данных фиксирует транзакции при голосовании через клиентский интерфейс

Достоинства: достоверность результатов, использование криптографии, устойчивость к взлому, масштабируемость, прозрачность и проверяемость итогов.

Недостатки: требуются вычислительные мощности для поддержки процесса.

Стоимость — от 5 до 20 рублей.

Таким образом, предлагаемая система превосходит все имеющиеся аналоги по показателю общей стоимости владения (благодаря низкой стоимости обеспечения приема 1 голоса), а также имеет качественные преимущества в виде защищенности результатов от искажения, функции анонимности и шифрования передаваемых данных, хранящихся децентрализованно.

Соответственно, можно сформулировать уровни научно-технических задач, определяемых структурой дизайна предлагаемого подхода к системе свободного голосования субъектов социализированного общества:

1. Создание аппаратного и программного решения для организации и поддержки процесса голосования на основе стандарта шифрования эЬ|а3-256.

Для решения данной задачи необходимо спроектировать и провести тестирование системы голосования, соединив три основных компонента — сервер, интерфейс создания смарт-контракта и базу данных учета опций и записей транзакций в системе.

2. Разработка программного интерфейса учета голосов пользователей.

Для решения данной задачи необходимо разработать клиентскую программу без необходимости создания учетных записей или кошельков в системе распределенного реестра.

3. Разработка платформы, соединяющей в себе функционал учета и отображения в реальном времени результатов процесса голосования.

4. Адаптация программного комплекса к решению проблем и задач пользователей отраслей экономики и общественных кластеров.

Для решения указанных проблем и задач нужно создать серверную и клиентскую часть приложения с выводом установочного пакета для iOS и Android для последующей загрузки в магазины приложений. При этом целесообразно обратить внимание на следующие ключевые исследования:

1. Разработать алгоритм взаимодействия участников процесса голосования на принципах blockchain. В общем виде поставленная задача сводится к реализации транзакцион-ного подхода, рассматривающего каждое действие (в нашем случае, выбор голосующего), как часть общей цепочки взаимосвязанных записей в каталоге. Каждое действие фиксируется с помощью функции преобразования (хэш-функции), осуществляющей заданную математическую операцию с реальными значениями (например, прибавление такого числа, чтобы сумма реального значения и ключа заканчивалась на 3 нуля).

2. Разработать серверную часть обработки данных процесса голосования. Настройка взаимодействия компонентов будет осуществляться с помощью программных модулей на языке JavaScript.

3. Анализ состояния и разработка методики перевода информационных систем пользователей с аналоговых на цифровые технологии.

Учитывая перспективность концепции и тренды повсеместной компьютеризации (ubiqitous computing) авторы называют предлагаемый подход «ubiqVote», который рассматривает алгоритм построения системы электронного представления своего мнения каждым из респондентов в открытом голосовании. Предлагаемый подход базируется на использовании технологий blockchain и noSQL.

Общий принцип работы системы предполагает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 2-м направлениям:

Направление 1. Создание сессии голосования на основе смарт- контракта.

Направление 2. Разработка информационной модели системы, которая позволит поддерживать обмен и обеспечит необходимыми данными с отображением итогов голосования.

В настоящее время по данной тематике авторы имеют следующие достижения:

1. Проведено патентное исследование в ФИПС, выявившее отсутствие прямых аналогов предлагаемой разработки.

2. Проведено сравнение имеющихся протоколов реализации распределенных баз данных (биткойн, лайткойн и др.) и выбран протокол Etherium в качестве основы для развертывания программной среды.

3. Проведены расчеты и получены важные выводы относительно необходимого функционального содержания раз-

работки (в т.ч. количество голосующих, время развертывания системы и сбора голосов) в рамках концепции минимального жизнеспособного продукта (MVP — minimum viable product), что позволяет точно определить достаточный набор характеристик на первом этапе НИОКР.

4. При содействии ЦБ РФ научным руководителем проекта Г.Л. Багиевым организована Международная научно-практическая конференция (18-20 сентября 2013) и подготовлен сборник трудов «Маркетинг и эффективность банковского бизнеса: Материалы» (под науч. ред. д-ра экон. наук, проф., заслуженного экономиста РФ, начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу Н.А. Савинской). В ряде статей рассмотрены технологические аспекты организации и эволюции системы блокчейн.

5. Разработана архитектура решения с перечнем необходимых протоколов, библиотек и программных продуктов.

6. Проведено маркетинговое исследование российского и мирового рынков приложений и разработок в сфере блокчейн. Проведен конкурентный анализ, по итогам которого сделан вывод об отсутствии на рынке доступной системы блокчейн-голосования с интерфейсом создания сессии голосования и индивидуализацией оболочки под требования конкретных хозяйствующих субъектов.

7. Разработаны графические макеты версии программного комплекса по проекту.

Таким образом, в данной статье представлен уникальный подход, позволяющий вывести технологию блокчейн на новый, широкий уровень гражданского применения: авторы предлагают использование распределённого реестра транзакций в сочетании с нереляционными СУБД для инициации анонимного, не требующего регистрации и при этом устойчивого к вальсификации процесса голосования.

Выводы.

1. Актуальность предлагаемого подхода определяется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует технологическое и программное решение для электронного блокчейн — голосования, являющееся эффективным, точным, кроссплатфор-менным, экономичным и масштабируемым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Предлагаемая система превосходит все имеющиеся аналоги по показателю общей стоимости владения (благодаря низкой стоимости обеспечения приема 1 голоса), а также имеет качественные преимущества в виде защищенности результатов от искажения, функции анонимности и шифрования передаваемых данных, хранящихся децентрализовано. Особую значимость приобретает возможность использования предлагаемой системы практически для всех отраслевых и иерархических, общественных, активно социализируемых образований. Широкое применение система высказывания своего мнения найдет в маркетинговой деятельности в процессе обсуждения проблем диверсификации и коммерциализации функций маркетинга в России и странах Евразии.

Литература

1. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Соловьеа Ю.Н. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.

2. Евразийская политическая экономия: Учебник / Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича — СПб.: Изд-во СПб ГЭУ, 2016 — 684 с.

3. Газизуллин Н.Ф., Скобельцына Е.Г. «Хозяйственный дух» и этика — основополагающие элементы ценности в экономической деятельности. — В кн.: Философия экономической ценности / Под общ. ред. И.К.Смирнова, Н.Ф. Газизуллина. — СПб.: НПК «РОСТ», 2012. — С.48-54.

4. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. — №3(59). — С.18-21.

5. Пинчук А.В. Методы обоснования концепций маркетинга и оценки экономической эффективности их использования: Ав-тореф. дисс. ... канд. экон. наук. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 1 п.л.

6. Багиев Г.Л. Яненко М.Б., Яненко М.Е. К вопросу формирования и совершенствования цифровой платформы организации и управления маркетинговой деятельности фирмы // Проблемы современной экономики. — 2017. — №2(62). — С.127-133.

7. http://thelongandshort.org/machines/democracy-on-the-blockchain. Дата обращения: 15.09.2017.

1 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.