Научная статья на тему 'Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета'

Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МИССИЯ / ЦЕННОСТИ / UNIVERSITY / CORPORATE CULTURE / MISSION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Настоящая статья посвящена рассмотрению роли миссии университета в формировании его корпоративной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION AS BASIC ELEMENT OF UNIVERSITY CORPORATE CULTURE

The present article is devoted to the study of the role of university mission in its corporate culture development.

Текст научной работы на тему «Миссия как основной элемент корпоративной культуры университета»

УДК 316.34

МИССИЯ КАК ОСНОВНОЙ элемент корпоративном КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА

© Андрей Васильевич ПРОХОРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью, e-mail: [email protected]

Настоящая статья посвящена рассмотрению роли миссии университета в формировании его корпоративной культуры.

Ключевые слова: университет; корпоративная культура; миссия; ценности.

В условиях возросшей конкуренции между университетами особую актуальность приобретает проблема формирования сильной корпоративной культуры как фактора повышения конкурентоспособности учебного заведения. Корпоративная культура понимается как система материальных и духовных ценностей, совокупность установок, норм и правил поведения, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия [1, с. 258; 2, с. 131].

Корпоративная культура - это культура, которая призвана «работать» на эффективность и конкурентоспособность университета. Если же основные элементы корпоративной культуры не работают на эффективность и конкурентоспособность или же имеют отрицательное влияние, то следует говорить об отсутствии корпоративной культуры или о наличии корпоративной антикультуры [3, с. 69].

Необходимость формирования конкурентоспособной корпоративной культуры объясняется тем, что корпоративная культура позволяет естественным путем отбирать наиболее эффективные для достижения цели внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала; способствует повышению репутации и имиджа университета; позволяет каждому члену педагогического коллектива самостоятельно определять возможность достижения им наибольшего успеха в повышении и своей собственной репутации (как исследователя и как преподавателя), и вуза в целом [4, с. 63].

Коллектив, обладающий эффективной корпоративной культурой, отличает следующие признаки:

- слаженность, взаимодействие (командный дух);

- удовлетворение работой и гордость за ее результаты;

- преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;

- высокая требовательность к качеству труда;

- готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны [5, с. 96].

В ряде работ понятие «корпоративная культура» рассматривается как синоним «организационной культуры». Корпоративная культура делает упор на таких понятиях как «ценности», «миссия», «убеждения», что отвечает целям и задачам нашего исследования. Организационная (деловая) культура связана аспектами несколько иного плана, например, правами и обязанностями, нормами поведения, стилем руководства и т. д., которые мы оставляем за рамками нашего внимания.

Н.Л. Яблонскене предлагает рассматривать организационную культуру как компонент корпоративной культуры, «особенно когда речь идет об университетах, являющихся «сложносочиненной корпорацией», и где далеко не все строится на нормах и правилах администрировании и управлении» [6, с. 8].

Значительное количество работ посвящено структурному анализу корпоративной культуры университета [1; 7], который призван более глубоко изучить данный феномен. Отмечается, что ключевым элементом корпоративной культуры университета является его миссия, которая в широком смысле понимается как философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных; сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Знаковой работой, посвященной анализу миссии университета, является работа Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» («Misión dela Universidad» (1930)), основой для которой стало его выступление в университете Мадрида. В данной работе Х. Ортега-и-Гассет рассуждает о роли (миссии) университета в условиях назревшей необходимости в преобразованиях Испании тех лет.

Применительно к высшему учебному заведению (университету), миссия - это ясно сформулированное, побуждающее к дейст-

вию, емкое изложение перспективного видения образа университета, принципов и способов продвижения к этому идеалу [8]. Миссия отражает главный смысл существования организации, ее ценности, определяет роль организации в системе общественных отношений, формулирует принципы взаимодействия с окружающей средой [5, с. 98].

Университеты США и Европы стали первыми, где обратили внимание на необходимость формулировки миссии учебного заведения. Лишь в последнее десятилетие миссия заняла свое место в программных документах российских вузов.

Понятие «миссия университета» является ценностно-ориентированным и сопряженным с формируемыми университетом качествами субъекта, обучающегося в нем [9, с. 73]. Так, миссия классического университета заключалась в воспроизводстве общекультурных ценностей и формировании интеллектуала в ходе коммуникации с носителем знания. Неоклассический университет («гумбольдтовский» университет) в качестве своей миссии рассматривал производство духовных ценностей нации и формирование гражданина посредством поиска истины в ходе научных исследований [9, с. 72].В условиях маркетизации образовательных услуг и деятельности университетов в целом, становится очевидной необходимость самоопределения университетов, которая связана с принятием новых (постакадемических) ценностей. Изменения, происходящие во внешней среде, вносят коррективы в миссию университета. Корректировка миссии должна быть основана на тех ориентирах, которых придерживается современный университет, и ожиданиях представителей различных целевых групп - общества в целом, государства в лице органов власти, потребителей образовательных услуг, представителей бизнеса.

Миссия как совокупность целей и задач университета корректируется под влиянием внешних и внутренних факторов. По мнению Р. Барнетта, при формулировке новой миссии современного университета необходимо полагаться на следующие ценностные основы: отсутствие фиксированных границ, широта и глобальность целей, критическая междисциплинарность, коллективное самопознание, ангажированность и т. д. [9; 10].

Таблица 1

Миссии российских университетов

Университет Миссия

Братский государственный университет Формирование единого научно-образовательного пространства северных территорий Восточной Сибири и зоны БАМ, способствующего решению задач их устойчивого социально-экономического развития

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ВГУЭС - предпринимательский инновационный университет, центр образования мирового уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни

Иркутский государственный технический университет Обеспечить качественное, доступное, современное образование, трансформированное через наши знания и опыт, через развитие научных и образовательных технологий в специалистов новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в науке, производстве, предпринимательской деятельности

Московский государственный технический университет «МАМИ» Миссия университета заключается: — в удовлетворении потребностей граждан, общества и государства в качественном профессиональном образовании; — во всестороннем и гармоничном развитии личности, обучении и воспитании свободно мыслящих граждан, обладающих высоким интеллектом и культурой, необходимым перечнем базовых и профессиональных компетенций; — в создании необходимых условий для развития российской экономики, повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения за счет генерации современных знаний и технологий, подготовки высококвалифицированных кадров, выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований на уровне мировых достижений

Национальный исследовательский Томский политехнический университет Нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования

Орловский государственный аграрный университет Через опережающее развитие качества личности обучаемых, высокое качество обучения и воспитания, профессиональной и научной подготовки специалистов для сферы агропромышленного комплекса, обеспечение преемственности культуры и духовно-нравственных основ российского общества, внести достойный вклад в создание условий для роста качества жизни населения сельских территорий, обеспечения конкурентоспособности российской экономики

Российский университет дружбы народов — в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий; — в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности; — в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщенных к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов; — в воспитании молодежи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества

Сибирский государственный аэрокосмический университет Стать инновационным Университетом, интегрированным в международную систему высшего образования и имеющим высокую российскую и международную репутацию

Сибирский федеральный университет Обеспечение опережающего, качественного профессионального образования, соответствующего требованиям мирового рынка труда, на основе тесной интеграции образовательного, научного, инновационного и воспитательного процессов

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, способных развивать науку, культуру, образование, а также инновационный потенциал Саратовской области и других регионов России

В современных исследованиях высшего образования миссия университета активно рассматривается в контексте проблем стратегического управления вузом. При этом мис-

сия понимается как совокупность долговременных целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала. Миссия -это «емкосформулированные долговремен-

ные программные цели, принимаемые внутренней средой (членами организации) и воспринимаемые внешней средой (обществом), это изложение видения перспективного состояния организации, исходя из объективной оценки имеющегося потенциала и тенденций развития внешней среды» [8, с. 10].

Миссия современного университета, по мнению Е.В. Строгецкой, - это «ответ на необходимость выживать в условиях быстрых перемен, все возрастающей прагматики, распространения на все сферы жизни человека правил рынка, стремительной социальной дифференциации и фрагментации общества, это и поиск своего особого места в ряду других высших учебных заведений» [9, с. 80].

Представленные в табл. 1 формулировки миссий ряда российских вузов отражают их стремление следовать существующим общемировым тенденциям, определяющим, в т. ч. ориентиры развития современного высшего образования и высших учебных заведений.

Анализ миссий российских университетов позволяет выделить как традиционные (образовательная деятельность и научный поиск, рассматриваемые в качестве ключевых ценностей), так и новые для университета ценностные блоки в формулировках миссии:

- ценности предпринимательского университета;

- соответствие подготовки выпускников мировым стандартам, т. е. подчеркивается необходимость соответствия требованиям глобального рынка труда;

- функционирование в интересах своего региона.

Многие российские вузы находятся в активной фазе изменений в соответствии с ведущими мировыми тенденциями социальноэкономического развития, что требует корректировки их миссии. Рассмотренные миссии отечественных университетов в полной мере соответствуют современным условиям развития высшего образования, в частности,

отражают необходимость ориентации университетов на интернационализацию образования, укреплению их роли в социальноэкономическом развитии общества, подготовки кадров, отвечающих требованиям рынка труда. Это свидетельствует об адекватной оценке роли миссии университета в формировании конкурентоспособной корпоративной культуры, корректировке существующего имиджа учебного заведения.

1. Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. 2009. № 4. С. 258-265.

2. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления. М., 2006.

3. Тюнников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 69-77.

4. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 62-65.

5. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 95-103.

6. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление. 2006. № 2 (42). С. 7-25.

7. Налетова И.В., Прохоров А.В. Структура корпоративной культуры современного университета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 23-28.

8. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Миссия университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6 (28). С. 9-13.

9. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81.

10. Barnett R. Realizing the university in an age of supercomplexity. Buckingham, 1999.

Поступила в редакцию 30.08.2011 г.

UDC 316.34

MISSION AS BASIC ELEMENT OF UNIVERSITY CORPORATE CULTURE

Andrey Vasilyevich PROKHOROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Head of Advertisement and Public Relations Department, e-mail: [email protected] The present article is devoted to the study of the role of university mission in its corporate culture development.

Key words: university; corporate culture; mission; values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.