Научная статья на тему 'Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ на примере Китайского университета Гонконга и Токийского университета'

Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ на примере Китайского университета Гонконга и Токийского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
университет / миссия / ценность / культура / этика / сравнительный анализ / university / mission / value / culture / ethics / comparative analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Николаевна Сертакова

Университеты как динамично развивающиеся системы подвержены постоянным изменениям. Политические, экономические, социальные, духовные явления и процессы оказывают влияние на сферу высшего образования. В современном обществе роль университета осознаётся как миссия, что предполагает его особое предназначение. В формулировке миссии в краткой и чёткой форме отражена концепция существования и развития университета. Выделены структурные элементы миссии, отмечена её тесная связь с ценностями государственной и общественной жизни. Основная идея миссии часто выражена в девизе университета. Всесторонне пути и способы осуществления миссии освещаются в программных документах университета. Важными документами являются этические кодексы, регулирующие духовную сторону жизни университетского сообщества. Рассмотрено видение своей миссии Китайским университетом Гонконга и Токийским университетом. На основе изучения сайтов обоих университетов осуществлён сравнительный анализ. Выявлены как общие характерные черты миссий, так и их отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Николаевна Сертакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mission and vision of modern universities: comparative analysis on the example of the Chinese University of Hong Kong and the University of Tokyo

Universities, as dynamically developing systems, are subject to constant change. Political, economic, social, spiritual phenomena and processes influence the field of higher education. In modern society, the role of the university is perceived as a mission, which implies its special purpose. The mission statement briefly and clearly reflects the concept of the existence and development of the university. The structural elements of the mission are highlighted, its close connection with the values of state and public life is noted. The main idea of the mission is often expressed in the university motto. The ways and means of implementing the mission are comprehensively covered in the university’s program documents. Important documents are ethical codes that regulate the spiritual side of the life of the university community. The vision of its mission by the Chinese University of Hong Kong and the University of Tokyo is considered. Based on the study of both universities websites, a comparative analysis is carried out. Both common characteristic features of missions and their differences are revealed.

Текст научной работы на тему «Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ на примере Китайского университета Гонконга и Токийского университета»

2023;9(4):1026-1034 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 130.2

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-1026-1034 Шифр научной специальности 5.10.1

Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ на примере Китайского университета Гонконга и Токийского университета

Ирина Николаевна СЕРТАКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н irinasertakova@yandex.ru

Аннотация. Университеты как динамично развивающиеся системы подвержены постоянным изменениям. Политические, экономические, социальные, духовные явления и процессы оказывают влияние на сферу высшего образования. В современном обществе роль университета осознаётся как миссия, что предполагает его особое предназначение. В формулировке миссии в краткой и чёткой форме отражена концепция существования и развития университета. Выделены структурные элементы миссии, отмечена её тесная связь с ценностями государственной и общественной жизни. Основная идея миссии часто выражена в девизе университета. Всесторонне пути и способы осуществления миссии освещаются в программных документах университета. Важными документами являются этические кодексы, регулирующие духовную сторону жизни университетского сообщества. Рассмотрено видение своей миссии Китайским университетом Гонконга и Токийским университетом. На основе изучения сайтов обоих университетов осуществлён сравнительный анализ. Выявлены как общие характерные черты миссий, так и их отличия.

Ключевые слова: университет, миссия, ценность, культура, этика, сравнительный анализ

Для цитирования: Сертакова И.Н. Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ на примере Китайского университета Гонконга и Токийского университета // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 1026-1034. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-1026-1034

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

1026

© Сертакова И.Н., 2023

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1026-1034 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Mission and vision of modern universities: comparative analysis on the example of the Chinese University of Hong Kong and the University of Tokyo

Irina N. SERTAKOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internationalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation H irinasertakova@yandex.ru

Abstract. Universities, as dynamically developing systems, are subject to constant change. Political, economic, social, spiritual phenomena and processes influence the field of higher education. In modern society, the role of the university is perceived as a mission, which implies its special purpose. The mission statement briefly and clearly reflects the concept of the existence and development of the university. The structural elements of the mission are highlighted, its close connection with the values of state and public life is noted. The main idea of the mission is often expressed in the university motto. The ways and means of implementing the mission are comprehensively covered in the university's program documents. Important documents are ethical codes that regulate the spiritual side of the life of the university community. The vision of its mission by the Chinese University of Hong Kong and the University of Tokyo is considered. Based on the study of both universities websites, a comparative analysis is carried out. Both common characteristic features of missions and their differences are revealed. Keywords: university, mission, value, culture, ethics, comparative analysis

For citation: Sertakova, I.N. Mission and vision of modern universities: comparative analysis on the example of the Chinese University of Hong Kong and the University of Tokyo. Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(4):1026-1034. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2023-9-4-1026-1034

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /7] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Университеты со времени их появления и по сей день представляют собой культурный феномен, включающий в себя весь спектр проявлений духовной и общественной жизни человека. Их значение традиционно понимается так, что они, во-первых, репрезентируют систему высшего образования, обучают студентов согласно существующим государственным образовательным стандартам, отражающим основные потребности общества в профессионалах, с использованием педагогических методов и информационных технологий. Во-вторых, важнейшая роль университетов, традиционно отличающая их от других типов образовательных организа-

ций, представлена научной работой как неотъемлемой составляющей деятельности. В современном обществе значение университетов по-прежнему оценивается высоко, а понятие роли трансформировалось в миссию, что по определению означает не просто работу в определённой сфере деятельности, а высокое предназначение, более глубокие смыслы, ориентацию на человека и общество, направленность в будущее, совершенствование и улучшение.

Деятельность университета как миссия стала объектом множества современных исследований. Она рассматривается в феноменологическом и функциональном ключе [1-7], обозначаются основные подходы к формированию миссии [8; 9], этические аспекты [10;

2023;9(4):1026-1034 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

11]. В содержании ценностных основ работы внутри самих университетов также произошли изменения, по сравнению с исторически сложившимися принципами их деятельности, что связано с вводом в оборот и принятием в качестве руководства к действию понятия «корпоративная культура». Современный университет представляет собой сложную систему взаимодействия элементов, отражающих её ключевые аспекты и характеристики: экзистенциальные, познавательные, культурные, этические.

Миссия достаточно чётко обозначена в концепциях развития многих университетов и, как правило, размещена на главных страницах сайтов, содержащих информацию об организации. В тексте миссии отражены главная цель и направления развития университета, основные ценности университетского сообщества, декларируется соответствие современным ценностям и устремлённость в будущее. При этом контекстом могут служить традиции и те культурно-философские системы, на базе которых исторически складывалась жизнь общества. В этой связи исследование векторов движения университетских сообществ посредством изучения их миссий (к новаторству или традиции) и роли в этом процессе духовных, культурно-философских систем представляется достаточно актуальным.

Целью исследования является изучение текстов миссий университетов и сопутствующих текстов и документов для определения ценностных основ образовательной организации и направленности развития с использованием компаративного метода. В качестве объектов рассмотрения и сравнения были выбраны два азиатских университета: Китайский университет Гонконга и Токийский университет.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Современные университеты постоянно реформируются и трансформируются. На глобальном уровне причинами этого служат общемировые политические, экономические, социальные, духовные явления и процессы. В рамках отдельно взятой страны и культуры мы также наблюдаем динамику изменений

университетов. Кроме того, с нарастающей скоростью претерпевают изменения сами подходы к осмысливанию причин трансформаций. Особенно спорным сейчас выглядит подход к рассмотрению глобализации как основы и условия всех трансформаций современности, в том числе системы высшего образования. Такой подход предполагает «формирование единого мирового образовательного процесса с общими стандартами», «идею виртуального университета, который способен заместить традиционные университеты», «сообщество, объединившее интеллектуальные ресурсы различных стран». «Как следствие, роль университета, заключающаяся в воспроизводстве национального субъекта, при таком подходе утрачивается» [6, с. 53]. Тем не менее в ряде государств в настоящее время, напротив, набирает силу тенденция на воспроизводство субъекта национальной образовательной культуры с опорой на собственные ценности и идентичность.

Другими причинами перманентной трансформации университетов называют обладающий таким же постоянством поиск баланса между формированием всесторонне развитой личности и специалиста узкой профессиональной сферы. Сама концепция высшей школы предполагает первое, а условия рыночной экономики - второе.

Актуальной остаётся проблема взаимоотношений между обучающимися и университетом. В данной проблеме можно выделить два уровня её существования и осмысления: духовно-аксиологический и формально-нормативный. Первый уровень имеет менее чёткие границы и включает в себя весь ряд ценностей, имеющих значение как для университета, так и для обучающихся. На совпадении или несовпадении ценностей основаны взаимоотношения. Как правило, мы видим, что в миссиях университетов заложены общечеловеческие, всем понятные ценности, указывающие на приоритет гуманности, свободы, значения образования, равенства. В зависимости от культуры добавляется приоритет успешности и лидерства либо делается упор на традиции и идентичность, или во главу угла ставится принадлежность к университетскому сообществу, осознание себя

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1026-1034 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

его важной частью. Нередко данные ценности органично сосуществуют в миссии университета. Тем не менее на практике декларирование высоких ценностей не всегда совпадает с восприятием реальности учащимся. Университеты, которые регулярно проводят мониторинг собственной деятельности, часто сталкиваются с критикой студентов по некоторым вопросам. Например, в отечественном высшем образовании актуальна проблема формирования практических навыков, которые выпускник, устроившись на работу, мог бы реализовать. Эта проблема полностью вписывается в систему отношений производитель-потребитель. Потребитель имеет право требовать качественный продукт. Производитель, в данном случае университет, должен его обеспечить. Тем более, если выбору абитуриентом учебного заведения предшествовала успешная PR-кампания университета, в результате которой и было выбрано и оплачено обучение в данном учебном заведении. Несовпадение ожиданий и реальности ведёт к скрытому или явному конфликту и затрагивает экономические стороны отношений. Несоблюдение участниками отношений норм в духовно-нравтсвенной сфере, этике так же может привести к серьёзным конфликтам.

На профилактику конфликтных ситуаций, создание документов и структур по их разрешению направлен нормативный аспект деятельности университета. Правила обучения и поведения закреплены в уставах университета, этических кодексах и других документах.

Этические кодексы имеют большое значение и свою специфику, отличие от других видов университетских документов. Зачастую особенность этического кодекса заключается в его рекомендательном характере. Он устанавливается самим университетом, могут варьироваться санкции за пренебрежение его правилами. Сам этический кодекс как документ не имеет давней истории, его появление как необходимости в современных организациях связывают с усложнением структуры, увеличением числа сотрудников, появлением более свободных нравов современной культуры. Таким образом, установление моральных границ поведения стало насущной необходимостью. В университетах эти-

ческий кодекс регулирует отношения между различными субъектами его деятельности: руководством и сотрудниками, преподавателями и студентами, между сотрудниками и т. д. Основные пункты этического кодекса, как правило, затрагивают все важные стороны деятельности университета: обучение, науку, воспитание, социальные вопросы.

В качестве основных целей этического кодекса университета обозначают:

- менеджериальную (кодексы как ещё один механизм управления внутренними процессами университета, инструмент разрешения внутренних конфликтов и т. д.);

- ценностно-нормативную (кодексы как ориентир для поведения сотрудников и студентов, способ донесения, формирования и обновления целей, ценностей и миссии университета);

- сигнальную (формирование имиджа университета, налаживание взаимодействия с внешней средой) (цит. по: [11, с. 89]).

В целом, этический кодекс, посредством регуляции духовно-нравственной сферы, призван улучшить и другие элементы деятельности университета, напрямую влияет на имидж организации и сотрудников. Например, публикационная этика не допускает неправомерных заимствований чужого интеллектуального труда, плагиата. Аксиологиче-ски данная норма восходит к запрету на присвоение чужого вообще, закреплённому как в праве, так и морали. Этический кодекс является одним из документов, который в более подробной текстовой форме подкрепляет заявленные в миссии университета ценности.

В работе представлены результаты анализа сайтов двух крупных университетов, содержащих указание на миссию университета, этические кодексы или иные тексты, регулирующие духовно-нравственную и интеллектуальную деятельность. Критериями выбора стали: географический (Азия) и цивилизаци-онный (Китай и Япония), а также наличие в культуре страны традиционных культурно-философских систем, способных повлиять на современную миссию университетов. Движение в сторону пересмотра традиционных ценностей, смещение в пользу современных моделей глобального мира либо ориентация

2023;9(4):1026-1034 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

на традицию отражены в миссиях и видении университетов.

Одним из примеров ориентации на традицию является миссия Китайского университета Гонконга, которая определена следующим образом: «Помогать в сохранении, создании, применении и распространении знаний путём преподавания, исследований и государственной службы по широкому кругу дисциплин, тем самым удовлетворяя потребности и повышая благосостояние граждан Гонконга, Китая в целом и более широкого мирового сообщества»1. Видение перспектив университета связывается с признанием на различных уровнях (от местного до международного) как исследовательского университета высокого класса. Уделено внимание мультикультурным аспектам обучения студентов. В целом отмечается приверженность соответствию стандартам. Девиз университета - «Через обучение и воздержание к добродетели». На странице сайта университета к девизу дан комментарий, который наполняет миссию философским содержанием. В качестве девиза взяты идеи Конфуция, которые долгое время считались главной заповедью его учения. Слова Конфуция: «Выдающийся человек, тщательно изучающий все науки и держащий себя в рамках правил приличия, таким образом, также не может переступать границы дозволенного»2. Выбирая такой девиз, университет уделяет равное внимание интеллектуальным и моральным аспектам образования.

На сайте представлена эмблема университета и дано пояснение к ней. На эмблеме мифическая китайская птица фэн, которая со времён династии Хань считалась птицей Юга. Это символ благородства, красоты, верности и величия. Цвета университета - фиолетовый и золотой, символизируют преданность и верность, а также настойчивость и решимость соответственно.

Таким образом, Китайский университет Гонконга в качестве миссии заявляет стремление к соблюдению конфуцианской тради-

1 Mission & Vision, Motto & Emblem // The Chinese University of Hong Kong. URL: https://www.cuhk.edu.hk/ english/aboutus/mission.html (accessed: 12.05.2023).

2 Ibid.

ции достижения совершенства через гармонию интеллектуального и нравственного начал, реализуемых через идею и практику служения стране, людям, миру. Важное место отводится науке как средству прихода к благосостоянию и удовлетворения потребностей. Упоминание, наряду с обучением и занятием научной деятельностью, государственной службы согласуется с идеями конфуцианства. Характерное для традиционной китайской культуры придание значения символике цвета и образов отражено в эмблеме университета.

Также с традицией хорошо согласуется эстетическое восприятие природы, а на следование современным тенденциям указывает экологическая повестка. Университет позиционирует себя как социально ответственное учреждение и, выполняя свою образовательную миссию, стремится быть лидером в области исследований, преподавания и институциональной практики экологической устойчивости, что отражено в обязательстве, данном университетом по сокращению потребления энергии и выбросов парниковых газов для борьбы с изменением климата. Университет стремится снизить воздействие на окружающую среду, внедряя устойчивое развитие во все аспекты жизни и функционирования. Большое внимание уделяется сохранению экологии кампуса и окружающей среды. На странице, посвящённой кампусу, отмечается, что просторный кампус площадью 138,4 га является домом не только для его студентов и сотрудников, но и для множества деревьев, цветов, кустарников, бабочек, птиц и других живых существ, включая редкие и ценные виды. Члены университетского сообщества бережно относятся к этому природному богатству. Университет имеет чёткие принципы и политику по привлечению и культивированию отношения к экологически чистой жизни для всех членов сообщества. Жизнь в гармонии с окружающей средой - одна из главных тем в образовании3.

Примером ориентации на новшества, поворота к глобальным или, скорее, запад-

3 Sustainable Campus // The Chinese University of Hong Kong. URL: https://www.cuhk.edu.hk/english/cam-pus/environmental-protection.html (accessed: 12.05.2023).

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1026-1034 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

ным ценностям может служить Токийский университет.

Миссия Токийского университета провозглашает: «Университет стремится стать платформой мирового класса для исследований и образования, способствующей распространению человеческих знаний в партнёрстве с другими ведущими мировыми университетами. Токийский университет стремится воспитать глобальных лидеров с сильным чувством общественной ответственности и духом первопроходца, обладающих как глубокой специализацией, так и обширными знаниями. Токийский университет стремится расширять границы человеческих знаний в партнёрстве с обществом»4.

Таким образом, декларируется направленность вовне, приверженность ценностям глобализма. Упор сделан не просто на лидерские качества отдельных обучающихся и выпускников, а на глобальное лидерство. В целом психология лидерства, технологии глобального лидерства исторически и ментально характерны для системы ценностей западных культур. Подробная информация о том, как Университет выполняет провозглашённую миссию, содержится в Уставе Токийского университета5. Ссылка на Устав размещена на сайте университета в разделе «Миссия и видение».

Представляет интерес декларация, разрабатываемая представителями Токийского университета с 2021 г., посвящённая теме разнообразия и инклюзивности (The University of Tokyo Statement on Diversity & Inclusion)6. В ней содержится набор принципов, целей и конкретных действий, которыми университет будет руководствоваться в ближайшие десятилетия. В основу концепции положена тема диалога, а слоган звучит следующим образом: «В море разнообразия: создание будущего посредством диалога».

4 The University of Tokyo's Mission // The University of Tokyo. URL: https://www.u-tokyo.ac.jp/en/about/mission.html (accessed: 12.05.2023).

5 The University of Tokyo Charter // The University of Tokyo. URL: https://www.u-tokyo.ac.jp/en/about/char-ter.html (accessed: 12.05.2023).

6 The University of Tokyo Statement on Diversity & Inclusion // The University of Tokyo. URL: https://www.u-tokyo.ac.jp/en/about/di01.html (accessed: 12.05.2023).

Авторы документа отмечают, что «Причиной обращения к данной теме явилось осознание того, насколько важно для университета поощрять разнообразие и инклюзив-ность с целью достижения академического совершенства, создания инновационных знаний и развития человеческих ресурсов, способных действовать глобально. В последние годы само понятие разнообразия расширилось и включает гендерное и сексуальное разнообразие (включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность) и разнообразие образа жизни, что отражает расширение круга ценностей. В знак признания этих изменений декларация призвана разъяснить, что университет предоставляет возможности для равного и справедливого уча-

7

стия в своей деятельности» .

Данная выдержка из документа иллюстрирует трансформацию традиционных ценностей японского общества, а именно то, как понимают этот процесс люди с высшим образованием, академические круги, сообщество столичного университета. Предисловие к документу отчасти повторяет миссию университета: здесь так же использована фраза «действовать глобально». Есть отсылка к традиционным ценностным основам образа жизни в прошлом, которые претерпевают изменения; как факт отмечено расширение самого понятия «разнообразие» в современном мире.

Исследуя историю вопроса, авторы декларации обращаются к Хартии Токийского университета, принятой в 2003 г., где в предисловии также акцентировано внимание на важности разнообразия и гарантируются равные возможности для всех членов университетского сообщества. Базовые положения включают в себя такие принципы и действия, как: поддержка и уважение к основным правам человека, приверженность устранению дискриминации и ограничений, предоставление справедливой образовательной, исследовательской и рабочей среды. В то же время отмечается, что за прошедшие два десятилетия общество претерпело значительные изменения. За это время сама концепция разнообразия расширилась. Авторы

7 Ibid.

2023;9(4):1026-1034 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

документа видят расширение концепции в вопросах гендера и образа жизни. В этой связи меняются и задачи университета, а именно -отражать разнообразие и расширение ценностей. Как результат внедрения обновлённой концепции, видится достижение академических успехов, создание знаний и инноваций, развитие человеческих ресурсов, которые способны действовать не только на локальном уровне, но и во всем мире. Таким образом, тремя ценностями - основаниями концепции продвижения университета на пути разнообразия являются: гендерное равенство, доступность, интернационализация.

Актуальность введения изменений авторами обосновывается в том ключе, что, несмотря на предшествующие инициативы и документы (Декларация о предотвращении сексуальных домогательств (2000), Декларация о гендерном равенстве (2003), Декларация о предотвращении академических преследований (2006) и др.), современность требует новых решений. В качестве всё ещё не решённых проблем осознаются гендерное неравенство среди студентов, преподавателей и административного персонала; недостаточное уважение к различиям; проблема жилой среды для разнообразных культурных слоёв членов сообщества. Цель - создание такой структуры, где все члены уважаются. Авторы декларации признают, что Токийский университет ещё не в полной мере достиг данной цели, необходимы большие усилия для объединения людей всех идентично-стей, происхождения и талантов, не опасаясь дискриминации или предвзятости.

Далее вводится основная терминология, где равное по важности значение придаётся понятиям «разнообразие» и «включение». Разнообразие - это универсальная ценность общества, где каждый может быть тем, кем он хочет быть, и жить подлинной жизнью. Разнообразие является принципом уважения других безоговорочно и коренится в основных правах человека. Включение гарантирует возможность участвовать в деятельности университета. Такой подход позволяет всем участникам чувствовать свою ценность для сообщества. Также в данном пункте отмечена ценность справедливости, то есть призна-

ние важности отсутствия дискриминации по национальности, полу, возрасту, языку, религии, политическим взглядам, происхождению, собственности, семейному положению.

Перечисляя личностные и социальные атрибуты человека, в отношении которых недопустима дискриминация, авторы особое внимание уделяют семье и проблемности сохранения в ней традиционных концепций брака, семьи и домохозяйства. Задача состояла в том, чтобы подвести эти концепции под современность. Традиционная японская семья рассматривается как источник дискриминации. Современный подход к семье предполагает равные отношения между партнёрами, а семейные отношения включают весь спектр разнообразных семейных договорённостей, не связанных с традиционными понятиями семьи. Тем самым, как отмечают создатели документа, был учтён социальный контекст и существующие обстоятельства.

Отход от традиции так же чётко прослеживается в принятии концепции разнообразия пола и сексуальности. В сравнении с декларациями прошлых лет было добавлено достаточно общее понятие «образ жизни» с целью отразить диверсификацию ценностей и растущее разнообразие вариантов.

Таким образом, анализ миссии и ценностей Токийского университета указывает на тенденцию отхода от принципов существования традиционного японского общества к концепциям и образам глобального образования и этики. Этические нормы, принятые в университете и закреплённые в этическом кодексе, во многом соответствуют стандартам западных университетов. Например, отношение к харрасменту. В университетах, ориентированных на традицию, такое явление зачастую не упоминается. В структуре Токийского университета существуют отдельный комитет для рассмотрения вопросов домогательств, консультационный центр, зафиксированы правила, регулирующие поведение сотрудников и студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Декларируемые университетами миссии, обычно выраженные в лаконичной форме, в

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1026-1034 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

содержательном плане представляют собой целостные культурно-философские системы университетского сообщества. Сравнительный анализ текстов миссий двух университетов позволяет сделать вывод о наличии в их структуре как общих позиций, так и различий. К общим структурным элементам можно отнести формулирование цели, некоего идеала, то, к чему университет стремится и желает достичь в обозримом будущем. Второй важный элемент - это средства достижения цели. Обе миссии и сопутствующие тексты в качестве средств провозглашают гармоничное развитие как интеллектуальной, так и нравственной сферы, используют слова

и фразы, указывающие на универсальные ценности, такие как: помогать, сохранять, повышать уровень, удовлетворять, сообщество, партнёрство, включённость, знания, ответственность, мир и др. Общими также являются ключевые сферы, на развитие которых направлена деятельность. Это развитие и совершенствование образования, науки, социальная сфера, экология.

Отличия прослеживаются в упоминании в миссии, девизе, видении национальных традиционных ценностей, ориентации на внешне заданные глобальные модели или поиск сочетания новаторства и традиционности.

Список источников

1. Зиневич О.В., Балмасова ТА. Миссия университета в гуманитарном измерении: постановка проблемы // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 3-1. С. 116-132. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.1-116-132, https://elibrary.ru/dsbqik

2. Прохоров А.В. Миссия как интегратор ценностей университета // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2015. № 1 (9). С. 67-76. https://elibrary.ru/uuzbwv

3. Романова Е.А. Воспитательная миссия университета // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 9. С. 62-67. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2020-09-62-67, https://elibrary.ru/ttvvwp

4. Данилов А.Н. Современное университетское образование и новое восприятие мира // Политическая экспертиза: Политэкс. 2022. Т. 18. № 3. С. 321-330. https://doi.org/10.21638/spbu23.2022.306, https://elibrary.ru/dfhygb

5. Левина Е.Ю., Стукалова О.В., Прокофьева Е.Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 8-18. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.001, https://elibrary.ru/gztaks

6. Павлова Н.Б. О роли университета в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6 (74). С. 53-56. https://doi.org/10.24158/fik.2020.6.9, https://elibrary.ru/hfxefu

7. Святов С.А., СкибаМ.А., Радько Н.М., Таменова С.С. Особенности стратегического планирования в зарубежных университетах // Вестник КАЗЭУ. 2015. № 4 (105). С. 148-159. https://elibrary.ru/njhygt

8. Меньшикова Е.А., Коуров В.Ф. Подходы к формированию миссии и ценностей российских университетов при разработке программ развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 261-264. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.38.49.022, https://elibrary.ru/lhbaje

9. Сорокин С.Э. Либеральный и утилитарный подходы в эволюции представлений о миссии университетов // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 91-99. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V023, https://elibrary.ru/vhebgz

10. Рогожа М.М. Динамика университетских ценностей // Ведомости прикладной этики. 2015. № 46. С. 105-119. https://elibrary.ru/unrzmr

11. Дремова О.В., Бекова С.К. Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют? // Образовательная политика. 2021. № 1 (85). С. 88-99. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2021-1-88-98, https://elibrary.ru/zbfzng

References

1. Zinevich O.V., Balmasova T.A. The university mission in the humanitarian dimension: stating the problem. Idei i ideally = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, no. 3-1, pp. 116-132. (In Russ.) https://doi.org/10.17212/ 2075-0862-2021-13.3.1-116-132, https://elibrary.ru/dsbqik

Сертакова И.Н. Миссия и видение современных университетов: сравнительный анализ ... 2023;9(4):1026-1034 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

2. Prokhorov A.V. Missiya kak integrator tsennostei universiteta [Mission as an integrator of university values]. Al'manakh teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii reklamy [Almanac of Theoretical and Applied Advertising Research], 2015, no. 1 (9), pp. 67-76. (In Russ.) https://elibrary.ru/uuzbwv

3. Romanova E.A. Educational mission of the university. Mir universitetskoi nauki: kul'tura, obrazovanie = The World of Academia: Culture, Education, 2020, no. 9, pp. 62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/ 2658-6983-2020-09-62-67, https://elibrary.ru/ttvvwp

4. Danilov A.N. Modern university education and a new perception of the world. Politicheskaya ekspertiza: Politeks = Political Expertise: POLITEX, 2022, vol. 18, no. 3, pp. 321-330. (In Russ.) https://doi.org/ 10.21638/spbu23.2022.306, https://elibrary.ru/dfhygb

5. Levina E.Yu., Stukalova O.V., Prokofeva E.N. Cultural conformity as a target for the development of higher pedagogical education. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2022, no. 3 (152), pp. 8-18. (In Russ.) https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.001, https://elibrary.ru/gztaks

6. Pavlova N.B. The role of universities in modern society. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura = Society: Philosophy, History, Culture, 2020, no. 6 (74), pp. 53-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/ fik.2020.6.9, https://elibrary.ru/hfxefu

7. Svyatov S.A., Skiba M.A., Rad'ko N.M., Tamenova S.S. Features of strategic planning of universities in foreign universities. Vestnik KAZEU = Bulletin of KAZEU, 2015, no. 4 (105), pp. 148-159. (In Russ.) https://elibrary.ru/njhygt

8. Men'shikova E.A., Kourov V.F. Approaches to the formation of the mission and values of Russian universities in the development of development programs. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2023, no. 5, pp. 261-264. (In Russ.) https://doi.org/10.23672/SAE.2023.38.49.022, https://elibrary.ru/lhbaje

9. Sorokin S.E. Liberal and utilitarian approaches in the evolution of ideas about the mission of universities. Vestnik Severnogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 2020, no. 3, pp. 91-99. (In Russ.) https://doi.org/10.37482/2227-6564-V023, https://elibrary.ru/vhebgz

10. Rogozha M.M. University Values Dynamics. Vedomosti prikladnoi etiki = Semestrial Papers of Applied Ethics, 2015, no. 46, pp. 105-119. (In Russ.) https://elibrary.ru/unrzmr

11. Dremova O.V., Bekova S.K. University codes of ethics: what do they regulate and how? Obrazovatel'naya politika = Educational Policy, 2021, no. 1 (85), pp. 88-99. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2078-838X-2021-1-88-98, https://elibrary.ru/zbfzng

Информация об авторе

Сертакова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-9812-855X, irinasertako-va@yandex.ru

Вклад в статью: концепция, сбор данных, анализ литературы, написание текста статьи.

Поступила в редакцию 29.06.2023 Поступила после рецензирования 06.10.2023 Принята к публикации 12.10.2023

Information about the author

Irina N. Sertakova, PhD (Philosophy), Associate Professor, Associate Professor of History and Philosophy Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-9812-855X, irinasertakova@yandex.ru

Contribution: conception, data acquisition, literature analysis, manuscript text drafting.

Received June 29, 2023 Revised October 6, 2023 Accepted October 12, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.