Научная статья на тему 'Миссия и идентичность университета'

Миссия и идентичность университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный университет / кризис идентичности / высшее образование / миссия университета / корпоративная культура / he m odern U niversity / i dentity c risis / h igher e ducation / t he U niversity’s m ission / corporate culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Н. Бадмаев

Статья посвящена анализу трансформации идеи университета, его идентичности и кор-поративной культуры, вызванной изменениями современного ландшафта высшего образова-ния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION AND IDENTITY OF THE UNIVERSITY

This article analyzes the transformation of the idea of the University, its identity and corporate culture, caused by changes of the modern landscape of higher education.

Текст научной работы на тему «Миссия и идентичность университета»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 316.74:001 ББК 60.55

МИССИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА

В.Н. Бадмаев

Статья посвящена анализу трансформации идеи университета, его идентичности и корпоративной культуры, вызванной изменениями современного ландшафта высшего образования.

MISSION AND IDENTITY OF THE UNIVERSITY

V.N. Badmaev

This article analyzes the transformation of the idea of the University, its identity and corporate culture, caused by changes of the modern landscape of higher education.

Ключевые слова: современный университет, кризис идентичности, высшее образование, миссия университета, корпоративная культура.

Keywords: the modern University, identity crisis, higher education, the University’s mission, corporate culture.

Первое десятилетие XXI века ознаменовалось дискуссией о кардинальном изменении миссии университета в современном мире. Эти изменения касаются целей и моделей взаимодействия университетов с обществом. Как отмечает Бертон Р.Кларк, профессор Калифорнийского университета, «отношения между университетом и средой, в которой он существует, характеризуются растущей асимметрией между запросами этой среды и способностью института отвечать на них. Дисбаланс создает проблему неудовлетворительности институтов. От университетов сегодня требуют так много, что традиционные подходы оказываются неуместными» [1, с. 15]. Как известно, образ университета, его основное предназначение - иными словами, его социальная миссия до середины прошлого века определялась успешностью образовательной деятельности и связанных с нею научных исследований. Появление таких понятий, как transfer, third stream или third mission (трансфер, третье направление, третья миссия), означало, что социальная направленность университета обретает новое содержание.

Кардинальные изменения внешней среды, новые общественные запросы, становление глобального общества знания, жесткая экономическая конкуренция коснулись и системы высшего образования. Меняется его структура, по-новому интерпретируются цели и задачи, вводятся новые государственные стандарты, новые подходы и требования к компетентности преподавателя и студента.

При этом состояние высшего образования во многих странах мира в последние годы характеризуется как кризисное [2,3,4]. Во многом это объясняется противоречиями между глобальными социально-экономическими изменениями в мировом сообществе и способностью национальных университетов отвечать новым вызовам.

Университеты столкнулись с принципиально новыми вызовами, среди которых:

- глобализация знания и интернационализация образования. Знание и технологии глобально «рассеиваются». Университеты выступают как участники и орудия

38

2015 г. №2 (26)

дипломатической деятельности, усиливается потенциал «мягкой силы» высшего образования [5]. Глобальная информационная культура, которая формируется в условиях экономики, основанной на знаниях. Атрибутивной характеристикой глобальной культуры является сетевая организация коммуникаций. В этой связи Кларк Керр, ректор Калифорнийского университета в Беркли, один из разработчиков Генерального плана развития высшего образования штата Калифорния, вводит понятие «мультиверситет» как нового многоцентрового и многофункционального учреждения высшего образования, имеющего сложную сетевую структуру;

- коммерциализация образования, что находит свое воплощение в появлении качественно новой модели университетского образования, названной прагматической моделью (предпринимательский университет). При этом смена ориентиров университетов «с истины на прибыль» стала не сколько ценностным выбором, а вынужденной мерой в условиях конкуренции на рынке научных и образовательных услуг;

- потеря университетской автономии, постановка образования на службу государству и бизнесу, где главным критерием выступает практическая польза, утилитаризм. Классический университет, теряя свою прежнюю сакральность и особую статусность, превращается в общественное место, в одну из зон повседневности;

- ситуация постнеклассической рациональности и поликультурности выдвигает вопрос о том, возможно ли существование прежней «идеи университета» в совершенно новых условиях - в ситуации неустойчивости, неопределенности, нелинейности. В этой связи профессор Института образования Лондонского университета Рональд Барнетт фиксирует эпистемологическую позицию о мире как о радикально непознаваемом: расширение знания только расширяет невежество. Более того, существует не одно, а множества знаний. В век компьютеров способность приобретать знания предполагает не акт творческой рефлексии, а сводится всего лишь к навыкам оперирования увеличивающимся объемом информации. Барнетт Р., отмечая, что идея университета вступает в противоречие с культурной ситуацией и требует качественного пересмотра, делает довольно жесткий вывод - «Западный университет умер» [2, с.46].

То есть, речь в первую очередь идет о кризисе прежней идеи университета. Что университет сегодня собой являет, как он себя идентифицирует в ситуации, когда современная эпоха характеризуется кризисом идентичности. Вероятно, речь идет, прежде всего, о кризисе наших представлений об университете и образовании в целом. Точнее, об исчерпании прежней и формировании новой идеи университета в новых условиях, когда университет в качестве своей основной задачей видит подготовку личности к жизни в условиях глобальной неопределенности.

В этой ситуации необходимо рефлексивное осмысление вопроса о современном университете и всего его социокультурного контекста.

Современная социокультурная реальность характеризуется как динамичная, неустойчивая в своих калейдоскопически меняющихся коммуникативных конфигурациях. Быстрыми темпами меняется социальная действительность, происходят глубокие структурные преобразования в обществе. В свою очередь происходящие преобразования влияют на формирование разного рода идентичностей и трансформируют уже существующие. Развитие современной цивилизации характеризуется глубокими противоречиями, некогерентностью и негармоничностью, нелинейностью и турбулентностью мировых процессов.

В этой ситуации индивиду необходимо научиться жить в мире нестабильности,

39

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

неизвестности, неопределенности, выработать новые формы адаптации к нему. Прежней идентичности, которая основывалась на принципе территориальной эксклюзии («идентичность как остров») противопоставлена идентичность открытого и динамично-изменяющегося общества («идентичность как выбор»).

Каким в идеале должен (и может) стать университет XXI века. Местом «духовного производства человека» с морально-этическими и ценностными ориентирами и активной гражданской позицией? Современной «HR-кузницей» в соответствии с утилитарно-прагматическими запросами бизнес-корпораций? Но не противоречит ли одно другому, или современный университет настолько мультифункционален, что способен выступать в самых различных качествах в зависимости от общественной ситуации и рыночной конъюнктуры?

Вряд ли на все эти вопросы можно найти легкие ответы, если не обратиться к самой фундаментальной проблеме современного университета - его идентичности, его самоопределении, его проектировании своей миссии.

Среди тех, кто заложил в своих трудах традиции формирования и изучения идеи университета, были: кардинал Джон Генри Ньюмен, первый ректор Ирландского католического университета («Идея университета», 1873 г.), основатель Берлинского университета В. Гумбольдт («О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине», 1809-1810), М. Вебер («Наука как призвание и профессия», 1918), Х. Ортега-и-Гассет («Миссия университета», 1930 г.), К. Ясперс («Идея университета», 1949 г.) и многие другие. Хотя справедливости ради, здесь следует отметить и «Спор факультетов» (1798) И.Канта, и «О назначении учёного» (1794) И.Г. Фихте и др.

В результате сформировались различные взгляды на содержание миссии, идеи университетов.

Здесь следует согласиться с мнением директора Института философии РАН, академика Гусейнова А.А., что «университеты сродни личности в том отношении, что они сами задают основания своей целенаправленной деятельности». Университеты, учитывая высокую степень автономии как необходимое условие их успешного функционирования, «сами (и не в широких корпоративных формах, а каждый в отдельности) ответственны за то, что они собой в действительности представляют, тогда как внешние регулятивные механизмы, включая даже источники и размеры финансирования - лишь условия, которые могут благоприятствовать или не благоприятствовать университету, но не определять его облик, внутреннюю суть и возможности» [6, с. 81].

Действительно, самоопределение университета - это ответственность высшего учебного заведения перед собой и обществом. Самоопределение университета -это выбор идеи, миссии и ценностных ориентиров образовательной деятельности, соответствующих эпохе. При этом процесс самоидентификации особенно важен в периоды «смены вех», общественных ломок, реформ, которые сопровождаются кардинальным пересмотром прежних ценностных установок и социальных практик.

Можно отметить, что вызовы времени - это вопросы, стоящие как перед университетом, так и внутри него. Приведем в этой связи слова канадского исследователя Билла Ридингса, что «университет предстает не идеальным сообществом, а одним из множества мест, где поднимается вопрос бытия-вместе» [3, с. 201].

Действительно, результаты деятельности университетов зависят от качества работы коллективов и стиля управления. А эти факторы зависят от внутреннего

40

2015 г. №2 (26)

восприятия миссии университета. Да и жесткая конкурентная среда заставляет коллективы университетов мыслить и действовать, исходя из корпоративных ценностей.

Можно отметить, что вузовская среда, в силу самого характера образовательной деятельности, - это не обычная сфера услуг, а вузовское сообщество - не обычный производственный коллектив, а образовательная корпорация. В силу этих причин можно говорить о корпоративной культуре и корпоративной идентичности университетов. Проблема формирования корпоративной культуры актуализирована и тем, что современный университет в условиях масштабных, быстрых и перманентных перемен должен быть не только обучающей, но и обучающейся организацией.

Корпоративная идентичность преподавательского состава отечественных вузов в разные годы формировалась и поддерживалась участием в вузовском самоуправлении, системой ученых степеней и званий, процедурой комплектования кафедр (посредством выборности или назначения в разное время), коммуникативными связями (участием в конференциях, научных командировках), совместными научными и методическими работами. Корпоративная идентичность проявлялась в ценностях университетской автономии, академической свободы, участии профессоров и преподавателей в обсуждении «университетского вопроса», использовании символики вуза, языке общения (своеобразный «вузовский» стиль), отдельных «типовых» элементах мировоззрения;

В современной научной литературе можно выделить следующие подходы к пониманию того, что такое корпоративная идентичность. Согласно первому подходу, корпоративная идентичность заключаться в отождествлении сотрудниками себя как части единой организации, которая выражается в «признании корпоративной философии, в воплощении организационных норм и правил поведения» [7, с.55]. Есть другая точка зрения, утверждающая, что корпоративная идентичность - это «результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенной организации», определенная «степень соответствия с ней»» [8, с. 90].

В контексте первого подхода отождествление профессорско-преподавательского состава с университетской организацией осуществляется через выполнение установленных корпоративных норм и правил. При втором подходе акцент делается на эмоциональной составляющей членства в организации.

Следует отметить, что результаты социологических исследований демонстрируют, что в академической среде формирование образа коллективного «мы» достаточно сложно. Так, например, многие европейские ученые в качестве абсолютного приоритета выбирают индивидуальную автономию, поскольку считают, что цели и интересы отдельного индивида более значимы, чем интересы университета. Свой карьерный рост они в большей степени связывают с той профессиональной научнопредметной сферой, где ведут исследования и читают лекции. А институциональноорганизационные изменения они готовы поддерживать лишь по той простой причине, что реформы могут положительно отразиться на перспективах их научных школы, кафедр, исследовательских лабораторий. По мнению немецкого исследователя Г. Вильке, «европейские университеты являют собой яркий пример неумных организаций, в которых, как это ни парадоксально, работают умные люди»[9, с. 126]. Профессора, исследователи разобщены конкурентной борьбой друг с другом. Им не удается объединиться в единую университетскую корпорацию, которая смогла бы эффективно реализовать стратегию изменений через самоорганизацию. Именно по этой причине Г. Вильке называет эти организации глупыми.

41

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

Достаточно негативно на формирование корпоративной культуры и идентичности университета влияет тот факт, что в последние годы образовательные учреждения подверглись бюрократизации, выраженной в растущей формализации, регламентации, стандартизации их деятельности. Приоритетное значение приобретает «система показателей результативности деятельности, значительная часть которых определяется чисто механически и далеко не всегда учитывает содержательную составляющую профессионального образования» [10, с. 31]. Бюрократизация снижает ценности университетского корпоративизма, становясь фактором, раскалывающим коллективы вузов по вертикали. В условиях всеобщей стандартизации и унификации образовательного процесса вузовский администратор становится главной фигурой в университетском пространстве (в силу того, что он наделен функциями контроля).

Бюрократия приводит к имитации содержательно значимых процессов, к отказу от рефлексии и стратегического действия. Важно также, что бюрократизация вузовской среды вызывает негативную реакцию со стороны значительной части профессорско-преподавательского состава, что отрицательно влияет на корпоративность коллектива и, как следствие, радикально снижает эффективность любых управленческих действий.Формирование корпоративной идентичности работника предполагает решение следующих имиджевых задач: имидж организации должен формировать у членов организации представление о ее позитивном статусе, позитивной известности во внешней социальной среде; он должен формировать у членов организации представление о ней как об организации солидарной; имидж организации должен соответствовать в своих основных чертах самоидентификации работника (формировать чувство удовлетворенности работой). Необходимо наличие внутрикорпоративных коммуникаций, общих ценностей, воспринимаемых членами коллектива, механизмов трансляции ценностей корпоративной культуры.

Итак, корпоративная культура вуза является объединяющей основой для университета, сплачивая коллектив в единую команду для эффективной реализации его миссии.

Современные условия функционирования университетов (глобальность информационных потоков, реформа системы высшего образования, меняющийся ландшафт высшего образования и др.) вновь актуализируют перед университетами поиски своей идентичности, выявление и подчеркивание своей нестандартности и эксклюзивности.

Список литературы

1. Кларк Б.Р. 2011. Создание предпринимательских университетов:

организационные направления трансформации. М.: ИД ГУ-ВШЭ. - 240 с.

2. Барнетт Р. Осмысление университета // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2008 г. № 6. Пер. с англ. С. 46-56.

3. Ридингс Б. Университет на руинах. Пер. с англ. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. - 304 с.

4. Лисюткин М. А., Фрумин И. Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5. - С.12-20.

5. См.: Ивона Борковска, Этторе Деодато Университеты как участники и орудия дипломатической деятельности. Потенциал «мягкой силы» высшего образования // Эксперт. 19 августа 2015 г.

42

2015 г. №2 (26)

6. Гусейнов А.А. Имя обязывает // Самоопределение университета: нормативные модели и отечественные реалии. Ведомости. Вып. 27./ Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень. Тюменский государственный нефтегазовый университет, Научно-исследовательский институт прикладной этики, 2005. - 268 с.

7. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. М.: Издательство Икар, 2004. - 226 с.

8. Дагаева Е.А. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. - 2008. - № 11. - С. 89-93.

9. См.: Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 123-131.

10. Бабинцев В. П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. - 2014. - № 2. - С. 30-37.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.