Научная статья на тему 'Миссия Джорджа маршалла в Китае(декабрь 1945 — январь 1947 гг. )'

Миссия Джорджа маршалла в Китае(декабрь 1945 — январь 1947 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
443
100
Поделиться
Ключевые слова
ДЖ. МАРШАЛЛ / США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОМИНЬДАН / КПК / GEORGE C. MARSHALL / THE U. S. FOREIGN POLICY / THE U. S. -CHINA RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Клименко Ольга Олеговна

В статье рассматривается миссия генерала Дж. Маршалла в Китае, когда он был отправлен в эту страну в качестве личного представителя президента США Г. Трумэна. Дж. Маршалл должен был в качестве посредника участвовать в переговорах между основными политическими силами Китая–Гоминьданом и КПК, которые после окончания Второй мировой войны находились на грани гражданской войны. Автор уделяет особое внимание причинам неудачи миссии и влиянию этой неудачи на дальнейшую политику США в отношении Китая. Несмотря на то, что вначале при участии генерала Дж. Маршалла между правительством Чан Кайши и китайскими коммунистами был подписан ряд договоренностей, соблюсти их на практике оказалось гораздо сложнее. Автор делает вывод, что основная ошибка администрации Г. Трумэна состояла в том, что она воспринимала борьбу между Гоминьданом и КПК в качестве обычного противостояния двух политических партий, как это было в США. После провала миссии Дж. Маршалла политика США в отношении Китая претерпела изменения, которые оказали значительное влияние на американо-китайские отношения в целом.

The Mission of the General George C. Marshall to China (December 1945 — January 1947)

This article deals with the mission of the General G. Marshall to China, when he was sent to this country as a special representative of the U. S. president H. Truman. G. Marshall had to be a mediator in negotiations between two main political powers of China — Kuomintang and CCP, which were on the verge of civil war after the end of the World War II.The author pays special attention to the reasons of the mission’s failure and to the influence of this failure on further U. S. policy toward China. Although at first the Chiang Kaishek’s government and the Chinese Communists with G. Marshall’s participation signed a number of agreements, it was too complicated to adhere to these agreements. The author supposes that during the negotiations G. Marshall managed to partly achieve his mission’s objects, but he had no experience and instructions how to fulfill them in practice. The main mistake of H. Truman’s administration was that it perceived the struggle between the Kuomintang and CCP as a common opposition between two political parties as it was in the U. S. The failure of the mission ofG. Marshall influenced the U. S. policy in China. First of all, the USA had to change over to the policy of half measures in this country. Furthermore, the changes in the U. S. policy toward China had the consequences for the U. S. -China relations on the whole.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Миссия Джорджа маршалла в Китае(декабрь 1945 — январь 1947 гг. )»

УДК 94(73).091.8+94(510).092

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 3

О. О. Клименко

МИССИЯ ДЖОРДЖА МАРШАЛЛА В КИТАЕ (декабрь 1945 — январь 1947 гг.)

Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959) — известный американский генерал времен Второй мировой войны и государственный секретарь США в 1947-1949 гг., принимавший активное участие в разработке программы американской помощи европейским государствам, названной его именем — План Маршалла. Однако немаловажную роль в его карьере сыграла миссия в Китай в 1945-1947 гг., когда он был назначен личным представителем президента Г. Трумэна в этой стране.

Миссия Дж. Маршалла заняла особое место среди военных и политических миссий США в Китае, направляемых туда в годы Второй мировой войны и после ее окончания. Эта миссия стала, на наш взгляд, одной из последних попыток США предотвратить развитие гражданской войны в Китае путем переговоров.

Необходимо отметить ряд работ отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривалось развитие послевоенной политики США в Китае и освещалась миссия Дж. Маршалла. В монографиях Г. В. Астафьева, С. Павляка и Лю Даняня [1; 3] посредничество США в переговорах между Гоминьданом и КПК было представлено как скрытая попытка продолжить интервенцию США в Китай в послевоенные годы. В работах советских историков А. М. Ледовского и А. В. Меликсетова [4; 6] делался акцент на отношении СССР к миссии Дж. Маршалла и на ее последствиях для китайских коммунистов. Американский историк Г. Фейс подробно проанализировал политическую и дипломатическую подготовку миссии [7], а китайский исследователь Тзоу Тан попытался ответить на вопрос, почему США не «ушли из Китая» после провала посреднических попыток Дж. Маршалла [8]. Однако во всех этих работах уделялось недостаточно внимания причинам неудачи миссии Дж. Маршалла. Цель данной статьи — обозначить причины провала миссии Дж. Маршалла и выявить последствия этого провала для формирования дальнейшей политики США в Китае.

В связи с этим в этой статье нам представляется необходимым остановиться на ряде вопросов, связанных с миссией Дж. Маршалла. Во-первых, необходимо рассмотреть цели и задачи миссии Дж. Маршалла, а также то, насколько они соответствовали внешнеполитическому курсу Соединенных Штатов. Во-вторых, следует проанализировать результаты переговоров между политическими партиями Китая при посредничестве генерала Дж. Маршалла и их соответствие задачам, поставленным перед ним. В-третьих, нужно провести анализ результатов миссии Дж. Маршалла в Китае.

Фактически с 1927 г. в Китае у власти находилось однопартийное правительство партии Гоминьдан1, возглавляемое ее лидером Чан Кайши. Националистам противостояла Коммунистическая партия Китая (КПК), лидером которой был Мао Цзэдун.

Клименко Ольга Олеговна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: ko-smile@yandex.ru © О. О. Клименко, 2013

1 Полное название — Китайская Национальная Народная партия.

На период антияпонской борьбы между двумя политическими силами действовало перемирие, которое, однако, не сгладило противоречий между ними. К сентябрю 1945 г. Китай оказался разделен на сферы влияния: власть Гоминьдана ограничивалась западным и юго-западным Китаем, часть южных и восточных районов была оккупирована японцами, северо-восточный Китай контролировался КПК, а в Маньчжурии находились советские войска [9, р. 61]. В такой обстановке правительству Чан Кайши и коммунистам предстояло либо договориться, либо начать новую гражданскую войну.

Осенью 1945 г. перед Соединенными Штатами было несколько вариантов осуществления своей политики в Китае. Например, польский историк С. Павляк отмечал в своей работе такие альтернативы для Соединенных Штатов: осуществление широкой вооруженной интервенции против сил КПК, оказание значительной военной помощи гоминьдановскому правительству против коммунистов, экономическая поддержка правительства Чан Кайши без вмешательства в сам военно-политический конфликт, полный уход из Китая [2, с. 173-174]. Из всех существующих возможностей была выбрана наиболее соответствующая американской послевоенной политике в Китае: администрация президента Г. Трумэна решила путем переговоров при посредничестве США примирить основные политические силы Китая, так как гражданская война стала бы серьезным препятствием для распространения американского политического и экономического влияния в этой стране.

В конце ноября 1945 г. посол США в Китае генерал П. Хёрли неожиданно выступил в прессе с резкой критикой госдепартамента, президента и проводимой ими внешней политики [9, р. 65-66], что стало причиной его отставки. Президент Г. Трумэн столкнулся с довольно сложной задачей: ему нужно было выбрать не просто нового посла Соединенных Штатов в Китае, а человека, который стал бы умелым посредником между Гоминьданом и КПК, полностью поддерживал бы китайскую политику Госдепартамента и смог успешно осуществить ее на практике. Сам президент в своих мемуарах подчеркивал: «Мы не могли отправить туда военную силу, которая могла обеспечить победу Чан Кайши. Единственное, что мы могли сделать — это оказать любое влияние с тем, чтобы предотвратить гражданскую войну. Человек для этого дела должен был обладать уникальной квалификацией и редким умением» [9, р. 66]. Выбор пал на генерала Дж. Маршалла, который должен был отправиться в Китай в качестве личного представителя президента Г. Трумэна.

В начале декабря 1945 г. президент Г. Трумэн совместно с госсекретарем Дж. Бирн-сом, его заместителем Д. Ачесоном и при участии Дж. Маршалла разработал инструкции для своего личного представителя. Из этих инструкций следовало, что основная цель миссии генерала Дж. Маршалла состояла в «наискорейшем достижении объединения Китая мирными и демократическими способами» [10, р. 605]. По мнению американской администрации, только «сильный, объединенный и демократический Китай» [9, р. 68] соответствовал общему внешнеполитическому курсу США, направленному на «обеспечение долгосрочных интересов Соединенных Штатов, состоящих в сохранении международного мира» [9, р. 72]. На наш взгляд, США интересовало в Китае не столько построение демократии, сколько создание такого правительства, которое, с одной стороны, получит поддержку у китайского народа, а с другой, будет лояльно относиться к американской политике в Китае. Для этого необходимо было не только поддерживать не пользующееся популярностью правительство Чан Кайши, но

и считаться с такой серьезной политической силой, как КПК, которую можно было ввести в правительство и тем самым в какой-то степени ее нейтрализовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из поставленной цели, перед миссией Дж. Маршалла было поставлено несколько важных задач. Во-первых, согласно американским представлениям о демократии, личный представитель президента Г. Трумэна в Китае должен был «убедить правительство Гоминьдана созвать национальную конференцию представителей основных политических сил страны с тем, чтобы осуществить объединение Китая и добиться прекращения военных действий, особенно на севере» [10, р. 605]. Во-вторых, миссия Дж. Маршалла имела посреднические функции в переговорах между основными политическими силами Китая — Гоминьданом и КПК. В-третьих, Г. Трумэн обращал особое внимание генерала Дж. Маршалла на то, что от успеха его миссии зависел «успех американских планов по эвакуации японских частей и последующее выведение американских вооруженных сил из Китая» [10, р. 606]. В-четвертых, в инструкциях, данных генералу Дж. Маршаллу, подчеркивалось, что правительство Китая «проведет демократическую политическую реформу, и в его состав будут включены другие политические силы страны, которые получат право на справедливое и эффективное представительство» [9, р. 70]. Из этого пункта следует, что США стремились принести в Китай демократию, схожую с той, к которой привыкли, и не учитывали особенности этой страны — например, явное нежелание Чан Кайши идти на сотрудничество с коммунистами, что, возможно, стало одной из причин провала миссии Дж. Маршалла.

Американский историк Г. Фейс справедливо считал, что у администрации президента Г. Трумэна было лишь общее представление о возможности достижения единства и демократии в Китае, поэтому она возлагала решение вопроса о форме демократического правления на сам Китай [7, р. 422]. Перед генералом Дж. Маршаллом стояла сложная задача — показать Китаю, как нужно строить демократию американского образца, которая стала бы благоприятным фактором для его удержания в сфере влияния США и для экономического освоения американскими предприятиями китайского рынка.

20 декабря 1945 г. генерал Дж. Маршалл прибыл в Китай, где ему предстояло уже на месте ознакомиться со сложившейся ситуацией. Он не только изучил отчеты и выслушал мнения американских дипломатов в Китае, но и провел ряд встреч с представителями различных политических сил этой страны. Так, 21 декабря в Нанкине состоялась его встреча с лидерами Гоминьдана, на которой присутствовали Чан Кайши, его супруга, министр иностранных дел Ван Шицзэ, экономический советник при посольстве США У Робертсон и командующий американскими войсками в Китае генерал А. Веде-мейер. Дж. Маршалла прежде всего интересовало мнение лидера Гоминьдана о том, какова будет реакция коммунистов на его посреднические функции. Чан Кайши не смог дать четкого ответа на этот вопрос, но он постарался подчеркнуть, что позиция КПК напрямую зависит от мнения СССР, а также выразил свое беспокойство продолжающимся присутствием советских вооруженных сил в Маньчжурии [11, р. 797-799]. Было очевидно, что для Чан Кайши на первом месте стоял не вопрос объединения Китая, а проблема установления контроля Гоминьдана над Маньчжурией — одним из главных промышленных центров Китая.

Через несколько дней, 23 декабря 1945 г., в Чунцине состоялась встреча Дж. Маршалла с генералом Чжоу Эньлаем — представителем КПК. Он довел до сведения личного представителя Г. Трумэна позицию коммунистов, согласно которой в Китае должно

быть создано национальное коалиционное правительство на основе программы, которую должна выработать предстоящая Политическая консультативная конференция (ПКК)2. Эта программа должна была позволить объединить не только политическую администрацию Китая, но и вооруженные силы.

Второй вопрос, волновавший КПК, был вопрос о конституции. Чжоу Эньлай обозначил, что коммунисты хотят, чтобы на ПКК был выработан новый проект конститу-ции3, который должен быть передан для утверждения Национальному Собранию [11, р. 803]. Эта встреча показала, что в отношении коммунистов к ситуации в стране политические и военные вопросы были тесно взаимосвязаны.

В отличие от Гоминьдана коммунисты постарались сразу показать Дж. Маршаллу, что они хотели бы видеть в Китае демократию в американском стиле, адаптированную для их страны. Для этого китайскому народу необходимо научиться духу независимости времен президента Дж. Вашингтона, духу свободы и правлению, создаваемому для народа, волей народа и из народа, как говорил президент А. Линкольн4, а также провести аграрную реформу, исключающую феодализм, и индустриализацию — с целью внедрения американских технологий [11, р. 804]. Безусловно, такая позиция льстила патриотическим чувствам генерала Дж. Маршалла и настраивала его на положительное отношение к КПК.

Перед созывом ПКК основным политическим силам Китая предстояло решить проблему прекращения военных действий. С этой целью Гоминьдан предложил создать «Комитет трех» под председательством генерала Дж. Маршалла. В этот комитет также входили генерал Чжан Цюнь от правительства Чан Кайши и генерал Чжоу Эньлай от КПК. С 7 по 10 января 1946 г. состоялось шесть заседаний этого комитета, в ходе которых был выработан проект порядка прекращения военных действий между Гоминьданом и КПК. Этот документ содержал всего четыре пункта, из которых особое значение для задач миссии Дж. Маршалла имели: немедленное прекращение всех военных действий и создание в Бейпине Исполнительного штаба, включавшего по одному представителю от Гоминьдана, КПК и США, для выполнения договоренностей о прекращении военных действий [12, р. 125-126]. Копии проекта были переданы Чан Кайши и Мао Цзэдуну, которые издали соответствующий приказ для своих войск. Перемирие вступило в силу в полночь 13 января 1946 г., и обе стороны могли уже сосредоточится на решении политических вопросов.

С 10 по 31 января 1946 г. в Чунцине проходила Политическая консультативная конференция, в которой приняли участие представители Гоминьдана, КПК, Демократической Лиги, Младокитайской партии и беспартийные делегаты [10, р. 138]. Дж. Маршалл

2 Решение о созыве Политической консультативной конференции (ПКК) для выработки нового проекта конституции и создания конституционного государства было зафиксировано в предварительном соглашении, подписанном между Гоминьданом и КПК 11 октября 1945 г. 31 декабря 1945 г. правительство объявило, что созыв ПКК назначен на 10 января 1946 г. в Чунцине [10, р. 135-136].

3 5 мая 1936 г. правительство Гоминьдана опубликовало проект конституции, а на ноябрь 1937 г. был назначен созыв Национального собрания для его утверждения. Начавшаяся война с Японией помешала этому, но правительство заверило, что Национальное собрание будет созвано в течение года после окончания войны [10, р. 134-135]. В 1946 г. КПК выступала против этого, так как делегаты Национального собрания были назначены более десяти лет назад, когда Гоминьдан был единственной легальной политической силой в стране [11, р. 803].

4 Здесь имеется в виду речь президента А. Линкольна, произнесенная им 19 ноября 1863 г. на открытии Геттисбергского мемориального кладбища.

не принимал участия в ПКК, однако по просьбе Чан Кайши разработал для правительства политическую программу, которая содержала билль о правах, положение о проекте конституции и положение об устройстве временного коалиционного правительства, предшествующего образованию конституционного правления [12, р. 142-143]. Также генерал Дж. Маршалл был приглашен Гоминьданом и КПК в качестве советника по вопросу о реорганизации их армий. В ходе ПКК выяснилось, что этот вопрос имел особую значимость, так как он был самым сложным и от его решения зависело рассмотрение остальных политических и экономических вопросов.

Уже 14 февраля 1946 г. состоялось первое заседание «Военной Комиссии из трех человек»5, упомянутой в резолюции по военным вопросам, в которую входили генерал Чжан Чжичжун от Гоминьдана, генерал Чжоу Эньлай от КПК и генерал Дж. Маршалл в качестве советника. 25 февраля 1946 г. было выработано соглашение «Основы для военной реорганизации и интеграции вооруженных сил коммунистов в государственную армию» [10, р. 622-626]. Оно было основано на принципе отделения армии от политики с тем, чтобы политическая власть перестала зависеть от наличия военной силы. Специальные директивы «Военной подкомиссии» передавали контроль над выполнением соглашения Исполнительному штабу в Бейпине, который с этой целью создавал специальные группы в штабах на местах, состоявшие из представителей Гоминьдана, КПК и американцев [10, р. 141-142]. Таким образом, при участии Дж. Маршалла был найден, как тогда казалось, верный путь для решения одной из самых острых проблем в отношениях между Гоминьданом и КПК. Возможно, этот успех до некоторой степени ослепил Дж. Маршалла, который не предполагал, что стороны, которые за столом переговоров были готовы идти на уступки, на практике не выполнят взятых на себя обязательств. 11 марта 1946 г. он отправился с коротким визитом в Вашингтон для личного доклада президенту Г. Трумэну. В это время в Китае произошли события, которые привели к провалу переговоров между Гоминьданом и КПК.

Кризис разразился в Маньчжурии, откуда в апреле 1946 г. должны были быть выведены советские войска: главное, что тогда волновало представителей ведущих политических сил Китая, — кто будет контролировать этот регион. В итоге положение дел в Маньчжурии начало перерастать в военный конфликт между Гоминьданом и КПК, ибо каждая из сторон стремилась к контролю над этим важным стратегическим регионом Китая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, когда генерал Дж. Маршалл вернулся в Китай 18 апреля 1946 г., ситуация на северо-востоке страны вышла из-под контроля и не поддавалась разрешению мирным путем. В правительстве Чан Кайши возобладало мнение, что с коммунистами можно бороться только военным путем. Кроме того, представители КПК начали обвинять США в том, что они помогают перебрасывать в Маньчжурию гоминьданов-ские войска [10, р. 150]. В этой осложнившейся ситуации генерал Дж. Маршалл не мог больше успешно выступать в качестве посредника и советника, ибо одна из сторон заявляла о своем намерении решить конфликт военным путем, а другая — выступала с обвинениями в адрес США и не доверяла им.

5 10 января 1946 г. правительство Чан Кайши предложило создать военную комиссию для выработки мер по реорганизации китайских войск. КПК приняло это предложение, и была создана комиссия, известная под названием «Военной подкомиссии», которая состояла из трех человек и была позднее упомянута в резолюции ПКК по военным вопросам [10, р. 140].

В своей монографии «Победа китайской революции, 1945-1949» А. В. Меликсетов отмечал, что к июлю 1946 г. провал миссии Дж. Маршалла стал очевидным, несмотря на продолжавшиеся еще почти полгода переговоры в Чунцине [6, с. 61]. Действительно, в течение июля 1946 г. между двумя конфликтующими сторонами начали разворачиваться военные действия, которые привели к гражданской войне.

В период с августа по ноябрь 1946 г. генерал Дж. Маршалл, президент Г. Трумэн и назначенный в августе новый посол США в Китае Дж. Л. Стюарт пытались предотвратить разрастание военного конфликта в Китае. Возможно, назначение в качестве нового посла Дж. Стюарта, который родился в Китае в семье американских миссионеров, долгое время жил там, а с 1919 г. был президентом Яньцзинского университета, оказалось не случайным. На этом посту нужен был не просто человек, поддерживающий китайскую политику госдепартамента, но и хорошо знающий Китай.

Но создать демократию американского образца в Китае и реорганизовать войска обеих партий в единую национальную армию на бумаге оказалось гораздо проще, чем на практике. 6 января 1947 г. президент Г. Трумэн объявил о возвращении генерала Дж. Маршалла в Вашингтон. После отъезда Дж. Маршалла из Китая Госдепартаментом было опубликовано его заявление от 7 января 1947 г. В этом заявлении генерал назвал основные причины провала переговоров между Гоминьданом и КПК: недоверие и подозрительное отношение обеих партий друг другу, наличие в обеих партиях реакционных групп, не желавших мирного разрешения конфликта, господствующее в Китае влияние военной силы [10, р. 686-689]. Президент Г. Трумэн был согласен с такой оценкой причин неудачи миссии Дж. Маршалла. В своих мемуарах он отмечал: «Миссия Маршалла не принесла результатов, так как правительство Чан Кайши не пользовалось уважением и поддержкой у китайского народа» [9, р. 90]. Администрация президента постаралась полностью снять с себя и с США вину за провал посреднической миссии Дж. Маршалла.

При оценке результатов миссии Дж. Маршалла в Китае нельзя говорить только о ее провале, так как в начале она достигла определенных успехов. Генералу Дж. Маршаллу удалось выполнить часть тех задач, которые поставил перед ним президент Г. Трумэн. При его участии были выработаны соглашение о прекращении военных действий между Гоминьданом и КПК, политическая программа создания в Китае коалиционного правительства с целью дальнейшей демократизации страны и введения конституционного правления, а также соглашение о реорганизации и объединении войск китайских политических партий в единую национальную армию. Однако оказалось, что подписанных договоренностей мало, их нужно было осуществить на практике. У Дж. Маршалла не было нужного опыта и четких инструкций по этому поводу, и его миссия потерпела неудачу, столкнувшись с нежеланием Гоминьдана и КПК идти на уступки друг другу и выполнять взятые на себя обязательства.

Кроме того, нам представляется необходимым подчеркнуть, что генерал Дж. Маршалл и президент Г. Трумэн воспринимали борьбу между Гоминьданом и КПК в качестве обычного противостояния двух политических партий, как это было в США. Соответственно они считали, что стоит только ввести в Китае демократию американского типа, и политическая борьба в стране перейдет в мирное русло. В этом состоял их просчет, так как ни Гоминьдан, ни КПК не представляли себе политической борьбы без военных действий, поэтому они не спешили реорганизовывать свои армии и старались распространить свое военное влияние на как можно большее число районов Китая.

Миссия Дж. Маршалла явилась последней попыткой США разрешить существующий между Гоминьданом и КПК конфликт путем мирных переговоров. Ее провал оказал непосредственное влияние на формирование дальнейшей политики США в отношении Китая. После возвращения Дж. Маршалла из Китая администрация президента Г. Трумэна была вынуждена перейти к политике полумер, когда, с одной стороны, США не могли открыто выступить против китайских коммунистов и ввести в Китай свои войска, а с другой — не могли прекратить оказание помощи слабому правительству Чан Кайши в его борьбе против КПК, так как это противоречило внешнеполитическому курсу США, связанному с принятием доктрины Трумэна и Плана Маршалла. Изменения в политике США в отношении Китая имели последствия для американо-китайских отношений в целом, ибо они привели в 1949 г. к «уходу США из Китая» после победы КПК и создания Китайской Народной Республики.

Источники и литература

1. Астафьев Г. В. Интервенция США в Китае, 1945-1949. М.: Мысль, 1985. 400 с.

2. Павляк С. Политика США по отношению к Китаю (1941-1955). М.: Прогресс, 1976. 384 с.

3. Лю Данянь. История американской агрессии в Китае. М.: Изд-во иностр. литературы, 1953.

334 с.

4. Ледовский А. М. Китайская политика США и советская дипломатия. 1942-1954 гг. М.: Наука, 1985. 284 с.

5. Ледовский А. М. СССР, США и китайская революция глазами очевидца. 1946-1949. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2005. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Меликсетов А. В. Победа китайской революции, 1945-1949. М.: Наука, 1989. 179 с.

7. Feis H. The China Tangle: The American Effort in China from Pearl Harbor to the Marshall Mission. Princeton: Princeton University Press, 1953. 445 p.

8. Tsou Tang. America's Failure in China, 1941-1950. Chicago; London: University of Chicago Press, 1963. 614 p.

9. Truman H. S. Memoirs: Years of Trial and Hope, 1946-1953. Vol. 2. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1956. 594 p.

10. United States relations with China, with special reference to the period 1944-1949, based on the files of the Department of State. Washington: U. S. Government Printing Office, 1949. 1104 p.

11. Foreign relations of the United States, 1945. The Far East: China. Vol. VII. Washington: U. S. Government Printing Office, 1945. 1506 p. URL: http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/FRUS. FRUS1945v07 (дата обращения: 10.08.2012).

12. Foreign relations of the United States, 1946. The Far East: China. Vol. IX. Washington: U. S. Government Printing Office, 1946. 1536 p. URL: http://digital.library.wisc.edu/1711.dl/FRUS. FRUS1946v09 (дата обращения: 10.08.2012).

Статья поступила в редакцию 8 ноября 2012 г.