Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность шведских христианских общин'

Миссионерская деятельность шведских христианских общин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКВИ ШВЕЦИИ / ЗАРУБЕЖНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ МИССИОНЕРСТВО / СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ / КОНЕЦ XIX / НАЧАЛО XXI В.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышева Ольга Васильевна

В статье анализируется деятельность шведских зарубежных миссий после распада колониальной системы, когда независимые христианские церкви пришли в развивающиеся страны. Шведские миссии в значительной степени сконцентрировались на социальной работе, в то время как молодые национальные церкви занимаются евангелизацией и озабочены посещаемостью богослужений. Одновременно шведские христианские общины уделяют большое внимание своей деятельности в рамках иностранных миссий, расширяя свои отношения с общественными и политическими движениями и увеличивая свою социальную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность шведских христианских общин»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 269

Ольга ЧЕРНЫШЕВА

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШВЕДСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИН

Аннотация. В статье анализируется деятельность шведских зарубежных миссий после распада колониальной системы, когда независимые христианские церкви пришли в развивающиеся страны. Шведские миссии в значительной степени сконцентрировались на социальной работе, в то время как молодые национальные церкви занимаются евангелизацией и озабочены посещаемостью богослужений. Одновременно шведские христианские общины уделяют большое внимание своей деятельности в рамках иностранных миссий, расширяя свои отношения с общественными и политическими движениями и увеличивая свою социальную роль.

Ключевые слова: церкви Швеции, зарубежное христианское миссионерство, смена приоритетов, конец XIX, начало XXI в.

С конца XVIII и большую часть XIX в. выходцы из образованных слоёв шведского общества пытались распространять свои идеи в массах путём создания сверху организаций и движений. Так было с обществом "За веру и христианство" (Pro Fide et Christianissimo), основанном в 1771 г. и "Евангелическим обществом" (Evangeliska sallskapet), появившимся в 1808 г.

На протяжении XIX в. создавались и другие общества с подобными целями: в 1815 г. - Шведское библейское общество, в 1819 - Женское библейское общество, которое стремилось к тому, чтобы Библия была в каждой семье. Также сверху были созданы в 1835 г. Шведское общество миссии, в 1837 г. - Общество трезвенности, в 1956 г. - Евангелическое национальное общество.

С начала XIX в., в период религиозного пробуждения, в Швеции возник интерес к зарубежной миссионерской деятельности, В данном случае, как и во многих ранее, импульсы вдохновения приходили из Англии и немецких земель. Так ранее было с гернгутерским движением, пиетизмом и методизмом. Миссии возникали по инициативе отдельных людей и созданные ими миссионерские общества оставались относительно свободными, как от государства, так и от государственной еван-гелическо-лютеранской Шведской церкви1. Миссионерские общества самостоя-

1 Статус государственной Шведская церковь сохраняла до 1 января 2000 г.

© Чернышева Ольга Васильевна - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Адрес: Россия, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32 А. E-mail: ovch34@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42015127137

тельно выбирали поле своей деятельности, посылали миссионеров в разные части света и брали на себя заботу об их нуждах.

С 1874 г. стало функционировать Управление миссии Шведской церкви, которое объединило различные шведские общества в целях сплочения всех сил церкви. Однако эту идею не удалось осуществить в полной мере. Создание централизованной организации, находящейся под сенью Шведской церкви, конечно, способствовало упрочению статуса миссии, но в это же самое время со второй половины XIX в. в стране начинается бурный рост свободноцерковных общин1, независимых от Шведской церкви и государства, которые создавали собственные зарубежные миссии. В ряде случаев свободная церковь вырастала из миссионерской организации, что отразилось в её названии, например, Миссия Эребру.

Таким образом, несмотря на попытку централизации, миссионерской деятельностью по-прежнему занимались многочисленные религиозные организации. Но соперничества, а тем более вражды между ними никогда не было. Шведские миссионеры, посланные разными общинами, если и встречались вдали от родины, то обычно помогали друг другу. Но такие встречи были нечасты, поскольку между общинами существовало чёткое разделение сфер влияния, которое сохранялось и в ХХ в. Позитивному сотрудничеству способствовало и то обстоятельство, что основные принципы работы, цели миссионерской деятельности посланников разных церквей были общими: прежде всего это евангелизация местного населения, создание самостоятельных национальных церквей и подготовка национальных кадров проповедников-евангелистов и пасторов. Для всех них было характерно уважение к национальной культуре, стремление к интеграции молодой церкви в местное общество, к стиранию границ - социальных, политических, возрастных -среди новообращённых.

Задолго до провозглашения независимости странами Азии и Африки шведские миссионеры акцентировали своё внимание на образовании самостоятельных церквей и переходе своих миссий в полное их подчинение2.

Миссионеры оставили несомненный позитивный след в истории культурного и экономического развития многих стран Азии и Африки. Для большинства из них миссия была воплощением христианских заповедей. Но миссионеры не ограничивались только проповедями. Они, как правило, сочетали свою евангелическую работу с социальной, их миссии обычно были центрами не только религиозной, но и социальной деятельности. Многие из них были учителями, врачами, медсёстрами и т.д. Их работа, облегчавшаяся тем, что Швеция не имела колоний, протекала чаще всего в трёх направлениях: евангелизации, просвещения и медицинской помощи. Нередко шведские миссионеры работали преподавателями в высших учебных заведениях, не принадлежавших миссионерским обществам.

В ряде случаев они сыграли важную роль в развитии письменного языка народа, среди которого жили. Например, народы Конго до прихода миссионеров не имели своего письменного языка. В 1880-1890-е годы шведские миссионеры издали грамматику языка киконго, учебники и Новый завет на пяти местных диалектах, печатали газету на одном из них, подготовили киконго-шведский и киконго-

1 О свободноцерковном движении Швеции см. гл. IV в кн. О.В. Чернышева "Церковь и демократия. Опыт Швеции". М. Наука. 1994.

2 Mission 100. Svenska kyrkans arsbok 1974. Uppsala, 1974, S. 29.

французский словари, изданные бельгийскими властями1. Вокруг миссионерских станций появлялись школы, больницы, типографии. Во многих случаях помимо народных школ, открывались первые школы для девочек. Миссии способствовали увеличению числа грамотных и сыграли в конечном счёте большую роль в развитии национального самосознания многих народов.

Большой вклад внесли шведские миссии в развитие медицинской помощи. Нередко миссионеры работали там, где никто не хотел работать - среди прокаженных. Они вели самоотверженную борьбу с сонной болезнью, малярией, дизентерией и другими массовыми заболеваниями. Больницы, основанные миссиями, пользовались широкой известностью у местного населения. Шведские врачи и медицинские сёстры заслужили глубокую благодарность огромного количества своих пациентов. Некоторые медики работали в миссионерских больницах по 20-30 лет.

Условия жизни первых миссионеров были нелёгкими. Они нередко подвергались преследованиям со стороны местных властей и высылке, встречали недоверие местного населения. Очень многие погибли в дороге и от тропических болезней, многие умерли вскоре после возвращения домой. Например, за первые 25 лет деятельности Шведский союз миссии отправил 107 миссионеров, из них 54 человека не вернулись2. Исключение, возможно, составляла Эфиопия, которая в отличие от большинства стран Африки оставалась независимой. Первые шведские миссионеры появились здесь в 1866г., и местные власти поощряли их присутствие, выделяя им денежные средства и земли для создания школ и больниц.3

Но на родине, в Швеции, деятельность миссионеров в дальних странах поначалу не вызывала понимания, и нередко их насмешливо называли "вязальщиками чулок для негров".

Видной фигурой шведского миссионерского движения стал методистский священник из Великобритании Джордж Скотт (1804-1874), который с 1830 г. обосновался в Стокгольме. Он основал газету Missions-Tidning и стал одним из руководителей Шведского миссионерского общества.

С середины 1840-х годов в разных местах Швеции повсеместно в церковных приходах стали возникать женские кружки шитья, которые продажей на аукционах результатов своего труда обеспечивали деньгами внешнюю миссию. Одновременно с совместным занятием шитьём, вышивкой и вязанием эти кружки были и средством духовного общения прихожанок, на них часто присутствовал священник. Он читал Библию, руководил совместной молитвой, здесь же обсуждались проблемы миссионеров, их нужды. Вырученные средства, а со временем они стали немалыми -до половины всех расходов на миссию - направлялись как на зарубежную миссионерскую работу, так и на миссионерскую деятельность внутри своей страны4.

Во второй половине ХХ в. после крушения колониальной системы и образования независимых государств, в ряде которых уже имелись независимые христианские церкви, стало очевидно, что время прежних классических миссий кончилось, и начинается новый этап в их деятельности. Новые условия, сложившиеся в начале 1960-х годов, требовали определения новых ближайших целей и дальнейших пер-

1 Nicklasson G. Missionen och kyrkan i Kongo. Falköping. 1969. S. 7; Гарцев И.А. Скандинавские религиозные миссии в истории христианского миссионерства XVIII - начала ХХ века. Архангельск. 2002.

2 Svensk veckotidning. 25.11.1988.

3 Амвросова М.Н. Африканская политика скандинавских государств. М. 1987. С. 16-17.

4 Berntson M., Nilsson B., Wejryd C. Kyrka i Sverige. Skellefteä. 2012. S. 260-261.

спектив. Это было тем более необходимо, что очевидные изменения произошли не только в странах Азии и Африки, принимавших миссии, но и в странах западного мира. Церкви, прежде посылавшие миссионеров, сами оказались в изменившемся обществе, где процесс секуляризации шёл повсеместно, и где христианское исповедание не занимало уже центрального места.

Новые задачи определила конференция Всемирного Совета церквей, состоявшаяся в 1966 г. в Мехико, которая дала новый лозунг традиционным церквам: "Миссия на шести континентах", подчеркнув тем самым необходимость работы не только в развивающихся странах, но и у себя дома, в своих странах, где также имелось широкое поле деятельности для миссионерства - евангелизация в крупных городах, среди молодёжи, установление контактов с экономической сферой жизни и официальной общественной средой, активное участие в публичных дебатах на темы морали, политики и культуры1.

Шведские зарубежные миссии оказались перед необходимостью менять направление и методы своей работы, ставшие уже традиционными за предшествующее столетие. Следует отметить, что все без исключения общины, даже те, для которых зарубежная миссия была "центром, смыслом и душой" их деятельности, в течение 1960-1970-х годов заметно перестроились, расширили свою социальную работу у себя на родине. В это время заметно выросла их внерелигиозная, внецер-ковная активность. Все шведские зарубежные миссии с начала 1960-х годов стали перестраивать свою работу.

Характерно, что после создания в бывших колониальных странах национальных евангелических церквей шведские миссии повсеместно перешли в их подчинение, не прекращая своей деятельности. Они отказывались от одностороннего принятия собственных решений, подчеркивая уважение к национальной церкви. Между национальными церквами и Управлением миссии Шведской церкви обычно заключались соглашения о сотрудничестве и разделении сфер деятельности. Отныне национальные церкви занимались евангелизацией и приходской работой, тогда как миссии концентрировали свои усилия на социальной работе, профессиональном обучении и медицинской помощи. После становления национальных церквей миссии продолжали помогать им экономически и своими кадрами, но работали теперь не самостоятельно, а подчиняясь им.

Миссионеры, таким образом, интегрировались с местной церковью, миссия стала как бы её частью. Своё недвижимое имущество, накопленное за предшествующие десятилетия, а его было немало, шведские миссии передавали безвозмездно независимым национальным церквам.

Молодые церкви нуждались в экономической поддержке и советах специалистов, и миссионеры стали оказывать такого рода помощь. Посылаемые теперь шведскими миссиями лица - не миссионеры в прежнем смысле слова, а специально подготовленные евангелисты и пасторы для работы в национальных евангелических церквах. Изменилось и их общественное положение, Они получали статус советников в общине, а все руководящие посты принадлежали отныне местному духовенству. Таким образом, в течение 60-х годов сложились новые отношения между миссиями и национальными церквами, которые можно характеризовать как тесное доверительное сотрудничество.

1 АМе^оп К. Vagval оЛ иррЬшй fбr mission 1 еп пу Ш. Radslag от mission 1 Sverige. S. I o.a., S. 25.

Миссии всех церквей, - речь идёт как о государственной до 1 января 2000 г. евангелическо-лютеранской Шведской церкви, так и о т.н. свободных христианских общинах Швеции - с самого начала своей деятельности наряду с целями христианизации выдвигали также социальные и гуманитарные задачи. Но в течение 1960-1980-х годов соотношение между религиозными и гуманитарными целями изменилось в пользу последних. Это заметно по составу миссионерского корпуса, в котором относительно большую часть по сравнению с прежним временем составляли теперь разного рода специалисты. Это были инженеры, врачи, средний медицинской персонал, учителя начальных школ и профессионально-технического обучения, техники, управляющие, экономисты, работники социального обслуживания. Например, в 1992 г. на службе у шведских миссий в 107 странах было 1527 миссионеров. Их них священники и пасторы вместе с занятыми на другой приходской работе составляли лишь 1/3. Остальные 2/3 - это разного рода специалисты в области образования, медицинской помощи и другие1.

Значительные изменения произошли в принципах организации миссий и в формах служения их участников. В недавнем прошлом миссия была делом всей жизни миссионера, посвящавшего ей 30-40 лет. Теперь же большинство работает по контракту, заключенному с общиной на 2-4 года. Характерно, что сами миссии в своих рекламных проспектах, распространяемых накануне сбора средств, на первом месте называют социальные и медицинские цели своей работы.

Приоритет гуманитарных задач и отход на второй план религиозных целей вызывает беспокойство у части верующих, тем более что гуманитарная деятельность -задача особой религиозной организации, называвшейся ранее Лютеранской помощью, а теперь Диаконией.

Изменение характера миссионерской деятельности и состава миссий - объективный процесс, который невозможно остановить. Сам термин "миссионер" стал употребляться значительно реже, его теперь заменяют понятиями "волонтёр" и "интернациональный работник"2.

Коренные изменения, произошедшие за последние десятилетия, сказываются и на внешних формах взаимоотношений церквей. Если раньше употреблялось выражение "принимающая (помощь) церковь" и "дающая", отражавшие взаимоотношения неравноправных партнёров в период колониализма, то теперь чаще стали говорить о партнёрстве, сотрудничестве равноправных церквей. Нередко устанавливаются непосредственные контакты между приходами шведских церквей и развивающихся стран. Например, с 1990-х годов Упсальская епархия имеет договор с Лютеранской церковью Зимбабве, согласно которому поддерживает эту церковь деньгами, идущими на цели образования, социальной помощи и зарплату священникам. Для этого в 1999 г. в Упсальской епархии был создан специальный фонд, который регулярно высылает деньги в Зимбабве. В 2013 г. эта сумма составила 738 тыс. крон. Деньги собираются в приходах, и фонд составляет 13 млн крон. Не менее десяти приходов Упсальской и других епархий имеют такие договоры непосредственно с приходами-побратимами и оказывают помощь, направляя волонтёров. Только с Эфиопией в 2013 г. было подписано 11 совместных проектов3. Подобных примеров немало.

1 М1Б5ЮП 1 пМоМе! Rapport МП personalbistandsutredningen 1993-1994. 81оскИо1т-ирр8а1а, 1994.8.7; Sandaren 18.11.93.

2 Mission ра 8. 38-39.

3 Кугкаш Шт^. 25.04. 2013.

Эти прямые связи должны, в одной стороны, способствовать ознакомлению с потребностями и лучшему планированию миссионерской работы, а с другой - дать реальное представление о Швеции и её возможностях, которые иногда в странах, получавших помощь, представлялись безграничными.

Работа всех шведских зарубежных миссий строится на принципах Лозаннской декларации, принятой в 1974 г. Конгрессом за всемирную евангелизацию общест-ва1 . Приспособившись к новым условиям работы с самостоятельными национальными церквами, шведские миссии в 70-90-е годы не только не свернули свою деятельность, но зачастую даже значительно её расширили.

Традиции миссионерства по-прежнему сильны в свободноцерковном движении. Миссионерская деятельность находится в центре их внимания, ей уделяется значительная, а иногда и большая часть бюджета. Но жизнь заставляет искать новые формы работы. Не всё, что раньше было хорошо, годится в новое время. Представители молодой африканской интеллигенции, например, на страницах шведских газет говорят о том, что народы их стран вполне могут обойтись без того, что так высоко ценится в западном мире - т.е. без бытовой техники и житейского комфорта, но им необходимо воспринять ценности демократии и народного просвещения, а "колодцы мы можем вырыть и сами". Африканские и азиатские христианские церковные деятели говорят о необходимости миссионерской работы в сфере образования и в первую очередь обучения женщин, составляющих 65% прихожан. Отношение миссий с национальными церквами они сравнивают с отношением родителей с взрослыми детьми, когда мелочную опеку необходимо заменить советом и поддержкой2.

Распространённой формой новых контактов между Шведской церковью и церквами развивающихся стран стал регулярный обмен группами молодёжи и священников, совершающими ознакомительные поездки. С начала 1990-х годов новой формой отношений стала так называемая "миссия обратно", или "миссия на Север" -приглашение богословов и священников из некоторых развивающихся стран, где порядок богослужения близок к шведскому, для длительной работы (в течение 2-4 лет) в приходах Швеции. В северных районах страны, где хронически не хватает священнослужителей, эти приглашения помогают частично решить проблему кадров.

"Миссия на Север" даёт, таким образом, шведским прихожанам реальные знания о другом мире и других жизненных ценностях, оживляет приходскую работу, возрождает интерес к вере и церковной жизни. Особенно успешно такие контакты развиваются с Танзанией, что объясняется давними связями шведских миссий с этой страной.

Для многих прихожан шведских церквей священник-африканец в их приходе -реальное воплощение деятельности миссии. Его присутствие, жизнь его семьи среди шведов способствуют успешному сбору средств для миссионерской деятельности. В результате устанавливаются постоянные прямые связи между приходами-побратимами Швеции и какой-либо из развивающихся стран3.

Приглашение азиатских и африканских священнослужителей церквами Швеции -это реализация идеи о так называемой глобальной миссии, то есть установление

1 Цит. по Hela evangeliet till hela manniskan i _ hela varlden. Málsattning for Orebromissionens yttre mission. Antagen vid arskonferens 1978. Orebro.

2 Svenskveckotidning. 4.10.1990; Sandaren. 19.08.1993.

3 Missionsaktuellt 1991, N3; 1994, N 4; Sandaren. 5.03.1994.

тесного взаимодействия между церквами, которые прежде делились на принимавших и посылавших миссии. Одновременно эту акцию можно рассматривать и как попытку найти новые формы отношений между равноправными партнёрами.

Денежные средства, которыми располагают миссии, складываются из различных источников. Каких-либо отчислений из приходских средств или членских взносов нет. Основной источник финансирования - добровольные сборы, проводимые среди прихожан несколько раз в году, в дни больших праздников: Рождества, Крещения, Пасхи. Обычно заранее объявляется, на какие цели будут израсходованы собранные средства. Как правило, сборам, проводимым непосредственно после богослужения, предшествует рассказ кого-либо из прихожан-миссионеров о непосредственных впечатлениях о той или иной стране или информация о том, какого рода помощь нужна, например, для обеспечения питьевой водой населения Индии, строительства школы-интерната в Уганде или организации приходской деятельности в таких районах, где христианство не имеет прочных позиций. Нередко перед прихожанами выступает гость из какой-либо азиатской или африканской страны, который рассказывает о значении интернациональной помощи, оказываемой шведскими миссионерами.

Важный источник средств миссий - ассигнования непосредственно из государственного бюджета или через основанное в 1965г. Шведское управление международного развития (Swedish International Development Authority - сокращенно -SIDA) - государственную организацию помощи развивающимся странам, с которой миссии, в том числе и те, что принадлежат свободным церквам (что важно подчеркнуть, поскольку это свидетельство уважения и доверия государства к их деятельности), ежегодно заключают договор. В конце 1980-х годов государственные субсидии, предоставленные миссиям через SIDA, составили 44% всех расходов миссий1. А в начале 1990-х они выросли до 57%2. В расходах некоторых миссий свободных церквей доля средств SIDA составляет от 70 до 90%. В реальном выражении государственные средства в 1995 г. составили 157 млн крон . Первое место среди шведских миссионерских организаций занимали пятидесятники, что зависело от размеров их зарубежной деятельности.

Для отдельных проектов религиозным организациям бывает достаточно собрать 20% от необходимых средств, а остальные 80% даёт SIDA. Государственные средства идут не на евангелические цели, а исключительно на проекты экономического и культурного развития.

Таким образом, государство поощряет миссионерскую деятельность, в частности её гуманитарное направление, поскольку помощь жертвам войн, стихийных бедствий, голода и др. через миссии гораздо эффективнее и быстрее достигает цели по сравнению с помощью, оказываемой по официальным государственным линиям.

Ряд религиозных организаций выражает беспокойство в связи с тем, что, получая государственные средства и распределяя их, церковь отодвигает свою первоначальную задачу - евангелизацию - и настаивают на том, чтобы миссии сохранили свой профиль. В связи с этим некоторые общины [например, Миссия Эребру] стремились не превышать 40-процентный рубеж государственных средств в своих бюджетах4.

1 Broderskp. 20.01.1989.

2 Svensk veckotidning. 23.01.1992.

3 Sandaren. 14.11. 1995.

4 Svensk veckotidning. 11. 04. 1991; Missionsaktuellt. 1990. N 4.

Миссионерская деятельность побуждает христианские общины разных конфессий к объединению усилий, координации работы и способствует экуменическому мышлению. Шведские протестантские миссии в Азии и Африке издавна сотрудничали с католиками в организации работы среди женщин и молодёжи, в устройстве больниц, библиотек и т. п.

Характерно, что миссии шведских церквей не ограничивались помощью лишь евангелическим церквам, а легко переходили конфессиональные границы. Миссия Шведской церкви наряду с многолетним содействием евангелической церкви Эфиопии оказывала помощь старейшей из действующих христианских церквей -православной церкви Эфиопии, которая после революции и конфискации её земель оказалась в трудных материальных условиях. Миссия Шведской церкви давала ей деньги на обучение духовенства и издательскую деятельность. На средства Миссии Шведской церкви было закуплено оборудование для католического университета в Никарагуа, оказывалась поддержка коптской православной церкви в Египте1. Правда, подобные случаи не столь часты.

Одновременно с 1946 г. работала межконфессиональная благотворительная организация Эриксельпен, основанная энтузиастом помощи больным и нуждающимся детям Эриком Нильссоном. Эта организация имела контакты в 27 странах мира. В Швеции она опиралась на свободные церкви и зарабатывала деньги на свою деятельность сетью магазинов одежды секонд хенд по всей Швеции.

Распространённая форма сотрудничества шведских церквей - подготовка кадров миссионеров и пасторов в теологических семинариях не только для своей общины. Такая практика помогает молодым людям познакомиться с религиозным опытом чужой общины и в конечном счёте способствует взаимопониманию будущих священнослужителей и миссионеров. На экуменической основе строится работа Шведского теологического института в Иерусалиме, открытого в 1951 г. С 1976 г он находился под покровительством Миссии Шведской церкви. Его деятельность преследует две цели: во-первых, подготовку христианских теологов, и, во-вторых, содействие во взаимопонимании между людьми разных культур и религиозных традиций. Христиане, мусульмане и иудаисты - студенты из 30 развивающихся стран и Швеции - обучаются в совместных семинарах, ведут дискуссии2.

Примером успешного сотрудничества через границы конфессий, развившегося на базе совместной миссионерской работы, стала фирма Сакеус, созданная в 1976 г. свободными церквами для закупки товаров в развивающихся странах и продажи их в Швеции. Фирма не преследует коммерческих целей и полученную прибыль передает в фонд развития этих стран. Со временем пайщиками Сакеус стали не только свободные церкви, но и Лютеранская помощь, Миссия Шведской церкви и ряд других религиозных объединений.

Христианские организации Швеции поддерживали своим участием Экуменический кооперативный банк развивающихся стран, основанный в 1976 г. с главной конторой в Голландии. Банк, не ставящий своей задачей получение прибыли с кредитов, выдавал ссуды кооперативам, небольшим предприятиям и отдельным проектам. Большинство среди его 289 пайщиков составляли религиозные общины и миссии, которые, вкладывая свои средства, не получали прибыли. Шведская церковь и Лютеранская помощь состояли такими пайщиками банка.

1 Кугкаш Шт^. 15.07. 1990; 14.04.1994.

2 ГЫ1, 23.05.1991.

Координация миссионерской деятельности свободных церквей, направленной главным образом на развивающиеся страны, осуществлялась организаций, называвшейся до 1984 г. "Свободная церковь помогает", а затем сменившей своё название на Диакония. Эта организация объединяет усилия восьми свободных церквей. Она ведёт информационно-пропагандистскую работу в Швеции, руководит сбором пожертвований, а также распределяет денежные средства, получаемые от государства.

Миссии всех шведских церквей, за исключением пятидесятников, объединены в зонтичную организацию Шведский совет миссии [(Sveriges Missionsrad, сокращенно - (SMR), созданную в 1912 г.] для согласования действий внутри страны и для совместного участия в международных организациях. SMR, в свою очередь, является одной из организаций, через которую SIDA распределяет государственную помощь развивающимся странам и ведёт информационную работу в Швеции по этому направлению.

Потребность в координации действий на общем "миссионерском поле" подталкивает к постоянному сотрудничеству. Так, Миссия Эребру и Шведский баптистский союз в начале 1990-х годов для согласования действий в Восточной Европе создали совместную группу, рассматривая её как первый шаг на пути сотрудничества с другими общинами и миссионерскими обществами. Все шведские миссии в это время заметно активизировали свою работу в странах Восточной Европы1.

Миссии всех шведских общин участвуют в организации Миссия авиационного содружества, Mission Aviation Fellowship (сокращенно: MAF), созданной после Второй мировой войны для оказания транспортной помощи миссионерам в труднодоступных районах Африки. В 2014 г. MAF располагала 140 самолётами, совершавшими полёты в 40 стран. У неё на службе находилось 250 пилотов. Шведское отделение этой организации было создано в 1982 г. и имело шесть самолётов и девять пилотов2.

Как и в ранний период деятельности, в 1980-1990-е годы шведские миссии имели общие цели, хотя за истекшее столетие они преобразовались, и на рубеже XX-XXI веков - это поддержка самостоятельных церквей в независимых развивающихся странах, в первую очередь помощь в подготовке национальных кадров специалистов, образовании, медицинском обслуживании и т.п.

Миссионерская работа пробуждает глобальное мышление и делает естественным участие церкви в обсуждении проблем мировой экономики с точки зрения христианской этики. Миссия Шведской церкви и Лютеранская помощь постоянно проявляют интерес к этим вопросам и имеют совместный специальный проект, называвшийся "Мировая экономика". В рамках этого проекта проводились семинары, где ставились вопросы об ответственности Запада за тяжелое экономическое положение развивающихся стран, об оборотной стороне развития здесь рыночных отношений и подвергалась серьёзному сомнению справедливость программ структурной перестройки традиционной экономики, подготовленных Всемирным банком развития и Международным валютным фондом для стран Азии и Африки, где более чем миллиард человек находился вне всякого рынка по причине нищеты3.

В практике зарубежных миссий, как, впрочем, и во всей работе церквей Швеции, в последние десятилетия всё больше мета занимает внерелигиозная деятель-

1 Sandaren. 14.10.1993; 14.04.1994.

2 Pingstrorelsens arsbok 1988. Stockholm. 1988. S. 15.

3 Missionsaktuellt. 1993. N 6.

ность. Задачи евангелизации остаются большей частью в программных документах, но они не выдвигаются на первый план в повседневной жизни миссий, что нередко критикуется на страницах религиозных изданий.

С 1980-1990-х годов для миссий всё острее встаёт вопрос об их роли в современном мире. Они в определённой мере выполнили свою задачу - способствовать складыванию национальных церквей в странах Азии и Африки. Какова их роль в новых условиях, не слишком ли они срастаются с политическими структурами, не теряют ли они свои самостоятельные цели - эти вопросы всё чаще звучат на встречах церковных деятелей Швеции.

В начале 1990-х годов было опубликовано заключение, сделанное по заказу Шведского союза миссии, о перспективах миссионерской работы с евангелической церковью Конго, которую избрали как наиболее крупную церковь, имеющую давние и прочные связи со шведской миссией. Фактически речь шла не только о церкви Конго, но обо всей дальнейшей миссионерской деятельности. Общий вывод этого заключения состоял в том, что завершился определённый этап христианского миссионерства, в ходе которого были созданы и встали на ноги самостоятельные национальные церкви. Поэтому продолжение работы миссий в развивающихся странах возможно только на условиях сотрудничества равных партнёров. Основой такого сотрудничества может стать общность интересов и целей1. Этот документ стал как бы общей программой для всех зарубежных шведских миссий на 1990-е и последующие годы.

Зарубежные миссии имеют немаловажное значение и для самой Швеции, и для её религиозных организаций. Их деятельность в развивающихся странах способствует расширению экономических и политических связей с внешним миром. Большую роль играет практика предоставления миссиями стипендий наиболее способным молодым людям, обучающимся в их школах, для продолжения образования в Швеции или других западных странах. А иногда приход Шведской церкви берёт на себя обязательство содержать на свой счёт студента из какой-либо развивающейся страны во время его обучения в Швеции. Вернувшиеся на родину специалисты, знающие шведский язык, познакомившиеся с её культурой, наукой и образом жизни, нередко поддерживают деловые контакты со Швецией. У молодой национальной буржуазии формируется стойкий интерес к "образу Швеции", её модели политических и экономических отношений, к связям с ней.

Сотрудничество миссий с официальными организациями, распределение через них бюджетных средств, безусловно, отражает и государственные интересы Швеции. К тому же случается, что кредиты, получаемые развивающимися странами, обуславливаются закупкой шведских товаров2.

Деятельность зарубежных миссий активизирует религиозную жизнь в Швеции на всех уровнях - приходском, епархиальном и национальном, объединяет верующих вокруг церкви и привлекает к ней людей даже индифферентно относящихся к религии, особенно молодёжь и подростков, увлечённых конкретными гуманитарными целями. Этому способствуют общенациональные кампании, проводимые церковью, сложившиеся традиции в ряде общин - избирать на должность пастора бывшего миссионера.

Зарубежные миссии расширяют и укрепляют связи религиозных организаций с государственными органами, политическими партиями и общественными движе-

1 Sandaren 24.06.1993.

2 ГЫЛ 23.01. 1992.

ниями, повышая тем самым их роль в обществе. В условиях, когда шведские церкви ищут новые пути к массам, зарубежные миссии дают возможность для расширения контактов с населением своей страны.

Миссионерская деятельность помогает рядовому шведу почувствовать себя частью взаимосвязанного мира, пробуждает у него чувство ответственности и сопричастности всему происходящему. Сострадание ко всем, испытывающим нужду и лишения, независимо от расы, веры и политической принадлежности, формирует национальный характер шведов.

Описок литературы

Амвросова М.Н. (1987) Африканская политика скандинавских государств. М.

Гарцев И.А. (2002) Скандинавские религиозные миссии в истории христианского миссионерства XVIII - начала XX века. Архангельск.

Чернышева О.В. (1994) Церковь и демократия. Опыт Швеции. М. Наука.

Чернышева О.В. (1996) Новая роль зарубежных шведских миссий: 1960-1990-е гг.// Проблемы экуменизма и миссионерской практики. Отв. ред. Г.С. Остапенко. ИВИ РАН.

References

Amvrosova M.N. (1987) Afrikanskaja politika skandinavskih gosudarstv. M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Andersson K. Vagval och uppbrott for mission i en ny tid. Radslag om mission i Sverige. S.l.o.a.

Berntson M., Nilsson B., Wejryd C. (2012) Kyrka i Sverige. Introduktion till svensk kyrkohistoria. Skelleftea.

Chernysheva O.V. (1994) Cerkov' i demokratija. Opyt Shvecii. M. Nauka.

Chernysheva O.V. (1996) Novaja rol' zarubezhnyh shvedskih missij: 1960-1990-e gg.// Problemy jekumenizma i missionerskoj praktiki. Otv. red. G.S. Ostapenko. IVI RAN.

Garcev I.A. (2002) Skandinavskie religioznye missii v istorii hristianskogo missionerstva XVIII -nachala XX veka. Arhangel'sk.

Mission 100. Svenska kyrkans arsbok 1974. (1974) Uppsala.

Mission pa nittiotalet. Rapport fran personalbistandsutredningen1993-1994. (1974) Stockholm-Uppsala.

Nicklasson G. (1969) Missionen och kyrkan i Kongo. Falkoping.

The foreign missionary activity of Swedish Christian communities: the change of priorities

Author. Tchernysheva O.V., dr. sc. (history), leading researcher, Institute of General History, Russian Academy of Sciences. Address: 32A Leninsky Prospect, Moscow, 119991, Russia. E-mail: ovch34@mail.ru

Abstract. The article analyses the shift in activities of the Swedish missions abroad after the crash of the colonial system, when independent Christian churches emerged in the developing countries. The Swedish missions significantly spread the social vector in their plans, while the young national churches self-sufficiently implement the evangelization and worship service attendance. At the same time, the foreign missionary activities remain in focus of attention of all the Swedish Christian communities, which widen and enforce their relations with social and political movements and increase their social role.

Keywords: Swedish churches, foreign Christian missionary activities, priority inversion, end of 19th -beginning of 21st centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.