Мис ван дер Роэ и другие
Ю.М.Мурзин
Из окна квартиры на 8-й авеню в Нью-Йорке открывается широкая панорама центральной части города. Здания разнообразные, красивые и не очень, высокие и невысокие. Никакого стилевого единства - результат частного землевладения. Почти напротив высится странное сооружение - причудливый небоскреб, перекрещенный по фасадам стальными конструкциями ромбовидного рисунка и стоящий на крыше шестиэтажного дома, построенного еще в начале XX века в стиле ар-деко по проекту архитектора Джозефа Урбана. В этом здании в 1926 году Вильям Рандолф Херст основал компанию «Херст Интернэшнл мэгэзин», со временем превратившуюся в медиаимперию «Херст корпорейшн». Шестиэтажный дом, вероятно не отвечавший имперскому величию, в 1988 году был перестроен по проекту архитектора Нормана Фостера и получил название Херст-тауэр.
Четыре мощные стальные колонны как бы проткнули старое здание, от которого остались только стены, и на этих опорах вознесся 46-этажный небоскреб из стальных конструкций и стеклянных панелей. Кроме офисных помещений в этом здании размещается кафе (Cafe 57) на 380 мест для сотрудников и гостей, использующее экологически чистые продукты с ранчо Херста в Сан-Симеоне, Калифорния. Работает названный в честь архитектора Джозефа Урбана драматический театр на 168 мест с телестудией и выставочным залом для демонстрации печатной продукции издательства «Херст корпорейшн». На 14-м этаже находятся клуб (The Club) с помещениями для занятий фитнесом и йогой и зал для танцев в стиле латино. На 29-м этаже
расположился Институт по проблемам домоводства (Good Housekeeping Research Institute), а на 44-м - зал для приемов, из которого открываются прекрасные виды на Центральный парк, реку Гудзон и центр Манхэттена. Так что сооружение это многофункциональное. Монументальная фреска «Riverlines» Ричарда Лонга, художника из Великобритании, и ультрасовременные интерьеры делают здание «Херст корпорейшн» истинно имперским.
Как любое неожиданное и оригинальное архитектурное творение, здание это, безусловно, привлекает к себе внимание, заставляет остановиться и удивиться смелости его решения. Затрудняюсь сказать, красиво это или нет, да и глупо критиковать творения признанных мировых архитектурных знаменитостей. Мое личное негативное впечатление складывается, когда вхожу в вестибюль, где передо мной высится наклонная гора в три этажа, выполненная из металлических дырчатых пластин, напоминающих гигантские терки для овощей. По горе циркулирует вода, и называется это водяной скульптурой.
Осевую симметрию вестибюля нарушают три узких эскалатора, по косой линии пересекающих всю пирамиду. Говорить о недостатках этой композиции невозможно не только из-за авторитета ее создателя, но также из-за высочайшего качества строительства и выполнения всех деталей. Тем не менее архитектурное решение здания - пример эпатажного творчества лорда Фостера последних лет. С точки зрения элегантности и высокого архитектурного вкуса оно не идет ни в какое сравнение со знаменитым зданием Сиграм-бил-
Интерьеры и детали фасада здания Херст-тауэр. Архитектор Норман Фостер
1 2012
51
Вид на Херст-тауэр в застройке 8-й авеню Эскалаторы в вестибюле здания
Интерьер вестибюля Херст-тауэр
52 1 2012
Фрагменты фасада Херст-тауэр, выходящего на 8-ю авеню
1 2012 53
Сиграм-билдинг, фасад со стороны Парк-авеню. Архитекторы Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон
54 1 2012
ТНЕ КОГО ЗЕА8(Ж8
Вход в ресторан «Четыре времени года» на первом этаже Сиграм-билдинг
динг, построенным еще в 1954-1958 годах по проекту Миса ван дер Роэ и при участии Филипа Джонсона. Всякий раз, бывая в Нью-Йорке, я иду по Парк-авеню и стою перед этим огромным черно-коричневым 38-этажным параллелепипедом. Мне хочется снять шляпу, если бы она у меня была. Я разглядываю детали, и в душе возникает чувство гармонии. «Бог в деталях», - говорил Мис ван дер Роэ. И действительно,
продумано все - от пропорций сооружения до вертикальных и горизонтальных членений фасада. Здесь не экономили. Несмотря на дороговизну земельных участков в центре Манхэттена, здание отнесено в глубь от красной линии на 30 метров. Площадь, облицованная розовым гранитом, перед главным входом приподнята. Симметрия сооружения подчеркнута двумя фонтанами на площади. Непонятно за-
За на вески из латунных цепочек на окнах ресторана
Скульптура Урса Фишера и бассейн с фонтаном перед главным входом в Сиграм-билдинг
1 2012
55
Фрагмент фасада нового здания колледжа Купер-Юнион. Памятник Питеру Куперу в сквере на Астор-Плас
Архитектор Томас Мэйн
Фасад нового здания колледжа Купер-Юнион со стороны сквера
56 1 2012
Интерьер вестибюля нового здания колледжа Купер-Юнион
1 2012 57
чем на этой площади между фонтанами поставлена огромная скульптура игрушечного медвежонка с канцелярской лампой - Untitled (Lamp Bear), как назвал это произведение его автор Урс Фишер. Прост и элегантен вестибюль. Золотые колонны и лифтовые шахты, облицованные травертином, мозаичный светящийся потолок. Гениальная простота.
В книге Г.К.Мачульского «Мис ван дер Роэ» (1969) очень подробно описано это сооружение вплоть до его конструктивных решений. Поэтому мне остается передать только личные эмоции. Они сродни чувству, возникающему от слушания Х-мольной мессы Баха.
В ресторане «Четыре времени года» (The Four Seasons), расположившемся в торце здания, мебель выполнена по эскизам Миса ван дер Роэ и в его же манере расставлена Филипом Джонсоном, спроектировавшим этот ресторан. Тоже все очень просто, но необычайно изящно. Поражают занавески на окнах из латунных цепочек, подвешенных в каждом окне по рисунку шторы-маркизы. Одни цепочки потемнели, другие отсвечивают золотом. Сколько их здесь? Вероятно, миллион. От движения кондиционированного воздуха все они тихо позвякивают, шевелятся, мерцают на фоне стекол. Безусловно, Сиграм-билдинг - шедевр архитектуры XX века, родоначальник всех этих зданий-«шкафов», но никому не удалось его превзойти, и постепенно, как и во всем, антиштамп превратился в штамп, а Миса ван дер Роэ в конце его жизни стали незаслуженно упрекать в создании анонимной архитектуры. Вероятно, это судьба всех новаторов в искусстве. Джазовые музыканты, играя музыку, открытую Чарли Паркером, Джоном Колтрейном и Майлзом Дэвисом, могли подражать их манере, но никогда не могли их превзойти.
Но XX век остался в прошлом. Архитектура развивается - нужны новые формы и краски. Остановимся еще на одном сооружении в Нью-Йорке. В районе Ист-Виллидж на пересечении 4-й авеню с Астор-Плас находится маленький огороженный скверик - Купер-сквер, где стоит красивый памятник Питеру Куперу, основавшему в 1857 году колледж Купер-Юнион (Cooper Union) - бесплатное учебное заведение «для поощрения науки и искусства». Рядом в направлении Вашингтон-сквер располагаются корпуса Нью-Йоркского университета, Галерея современного искусства Грея, студенческий центр «Лейб». На улочках - лавки букинистов, дома преподавателей. Поскольку место это студенческое, вокруг полно молодежи.
В том же районе, застроенном в основном невысокими зданиями, к юбилейному 150-му году со дня открытия знаменитого колледжа Купер-Юнион появился новый учебный корпус. Здесь готовят архитекторов и художников, отбирая самых одаренных. Колледж может гордиться такими выпускниками, как Даниель Либискинд, Рикардо Скофидио, Шигеру Бан, Элизабет Диллер.
В соседстве с окружающей застройкой новый девятиэтажный корпус колледжа выглядит инопланетным кораблем. Одни считают его чужеродным и претенциозным объектом,
другие - образцом «зеленой» архитектуры и относят это произведение архитектора Томаса Мэйна к шедеврам архитектуры XXI века. Есть и насмешники, уже прозвавшие его «домом с трещиной» из-за вертикального разлома и изогнутого разреза на главном фасаде.
Самое примечательное в этом сооружении - атриум на всю высоту и широкая крутая лестница, сплошным маршем идущая от одного конца дома до другого с первого до четвертого этажа. Эта лестница, словно амфитеатр, предназначена для встреч, общения студентов, а прототипом ей, по словам автора, была лестница на площади Испании в Риме.
Конечно, если игнорировать историческую ткань городской среды, которая итакуже нарушена заурядными стеклянными башнями по соседству, то можно сказать, что хорошее новое лучше нового плохого. Но мне снова хочется вернуться на Парк-авеню, купить по дороге шляпу, чтобы снять ее перед истинным, на мой взгляд, архитектурным шедевром Сиграм-билдинг. Конечно, построен он много лет назад и архитектура не стоит на месте. Но здание не выглядит старомодным. Это как автомобиль «роллс-ройс», который всегда солиден, шикарен и безукоризнен на фоне вечных поисков автопрома.
Может быть, со временем здания Херст-тауэр и нового корпуса колледжа Купер-Юнион тоже станут примером для подражания, но это уже покажет только история искусств.
Mies van der Rohe and Others. By Yu.M.Murzin
Architect Yu.Murzin talks about his impressions of the three buildings in New York's Manhattan. The «Seagram Building» by Mies van der Rohe, «Hearst Tower» by Norman Foster and «Cooper Union for Advancement of Science and Art» by Thomas Maine. The author does not pretend to carry out an architectural analysis of these buildings, but he prefers the skills of Mies van der Rohe. He also hopes that in the situation when the architect's views are changing quicker, the history of art will elect and retain the true masterpieces.
Ключевые слова: Сиграм-билдинг, Мис ван дер Роэ, Херст-тауэр, Норман Фостер, Ист-Виллидж, Купер-Юнион, Томас Мэйн.
Key words: Seagram Building, Mies van der Rohe, Hearst Tower, Norman Foster, East Village, Cooper Union, Thomas Maine.
В статье использованы фотографии автора
58 1 2012