ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
2015 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 3 (320)
ОСНОВАН В ОКТЯБРЕ 1957 г.
ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН УМО ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РФ
ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИСТОРИЯ правовой мысли
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
МИРЫ ПРАВА ГЕРХАРТА ГУССЕРЛЯ
А. В. СТОВБА*
В статье раскрываются особенности философско-правового мировоззрения немецкого феноменолога права Герхарта Гуссерля. В своем мышлении данный правовед руководствуется феноменологическим методом исследования, разработанным его отцом — великим немецким философом Эдмундом Гуссерлем, а также имплицирует ряд идей, принадлежащих ученику Э. Гуссерля, не менее великому Мартину Хайдеггеру. В результате в сочинениях Герхарта Гуссерля весьма своеобразно переплетаются феноменология сознания (Э. Гуссерль) и феноменология бытия (М. Хайдег-гер), вследствие чего и феномен права осмысляется одновременно и как интерсубъективно укорененный смысл, и как явление, принадлежащее «жизненному миру». Право как смысл может быть выделено благодаря применению феноменологии сознания, редуцирующей все многообразие эмпирических явлений к их смысловому ядру. В свою очередь, право как «живой феномен» нашей действительности выявляется как допредикативное и донаучное образование, как интенциональный коррелят «опыта Правового». Искомое единство феномена права достигается благодаря постулированию правовой общности, воля которой есть одновременно смысловое и онтологическое основание права. Используя данные философские предпосылки в качестве фундамента исследования, немецкий феноменолог приходит к выводу о том, что право выказывает себя как существующее в идеальном, вневременном мире, и наряду с этим как «временное» явление: закон, правоотношение и пр. Таким образом, право оказывается неразрывно связанным не с одним миром, но, как минимум, с двумя. Это мир вечных, значимых вне пространства и времени основоположений права, а также мир конкретных правовых явлений, возникающих, развивающихся и прекращающих свое существование согласно ходу времени. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: право, мир, правовая общность, опыт Правового, правовая воля.
* Stovba Aleksey Vyacheslavovich — candidate of legal sciences, associate professor of the Faculty of Philosophy of the V. N. Karazin Kharkiv National University. E-mail: [email protected] © CTOB6a A. B., 2015
Стовба Алексей Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент философского факультета
Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина
_МИРЫ ПРАВА ГЕРХАРТА ГУССЕРЛЯ_
СТОВБА А. В.
STOVBA A. V. THE WORLDS OF LAW OF GERHART HUSSERL The article reveals the peculiarities of the legal and philosophical outlook (Weltanschauung) of the German legal philosopher Gerhart Husserl. The way of thought of this legal researcher is determined by the phenomenological research method elaborated by his father, the prominent German philosopher Edmund Husserl. Also G. Husserl's way of thought includes several ideas of E. Husserl's disciple, M. Heidegger. As a result, in G. Husserl's works the phenomenology of consciousness (E. Husserl) and the phenomenology of Being (M. Heidegger) are originally intertwined. As a consequence, G. Husserl comprehends the phenomenon of law both as intersubjectively rooted sense and as a phenomenon which belongs to the "living world" simultaneously. The law as the sense can be distinguished due to the application of the phenomenological methodology which reduces all the variety of empirical phenomena to their sense core. The law as the "living phenomenon" is revealed as an intentional correlate of the legal experience. The searched unity of the phenomenon of law is reached due to the legal community whose will constitute both conceptual and ontological foundation of the law. Using these philosophical premises as the foundation of the research, G. Husserl comes to the conclusion that law manifests itself as existing in the ideal, supertemporal world and at the same time as the intertemporal phenomenon: a legal norm, a legal relation etc. Thus, in accordance with his point of view, the law is closely connected with at least two worlds: the world of the eternal foundations of law, meaningful beyond space and time, and the world of specific legal phenomena which arise, develop and terminate their existence with the course of time.
KEYWORDS: law, world, legal community, legal experience, legal will.
Первая треть ХХ в. была отмечена небывалым «взрывом» философских идей. Философия жизни, герменевтика, феноменология, экзистенциализм, психоанализ, по-новому интерпретированное кантианство и гегельянство, а также ряд других направлений кардинально переосмысляли извечные философские проблемы и прежде всего место человека в мире. Более того, под вопрос был поставлен и сам мир.
Представляется, что такая постановка вопроса была в первую очередь обусловлена Первой мировой войной. Распад «рационального мира» довоенной Европы настойчиво побуждал задаться подобным вопрошанием. Что это за мир, который пребывает в состоянии войны? Остается ли он после этого «миром»? Поскольку человечество ранее не испытывало ничего похожего, оно было вынуждено искать ответ, не опираясь на традицию, но находясь в своеобразном подвешенном состоянии.
Насколько такая ситуация была непривычна для ученых, всегда базирующихся на достижениях предыдущих поколений, настолько же пребывание в подобных условиях было естественно для философов. Ведь всякий гениальный философ (а других и не бывает) начинает с того, что критически подрывает основы сделанного до него. Лишь такой мыслитель и имеет право называться философом. Например, Платон «вырос» из философии Сократа, но зрелый Платон уже высказывает ряд утверждений, ставящих под сомнение учение Сократа. Аналогичная ситуация имела место в отношениях между самим Платоном и Аристотелем.
В ХХ в. подобная опровергающая саму себя традиция была представлена, прежде всего, Ф. Брентано, Э. Гуссерлем и его многочисленными учениками, первым из которых следует назвать М. Хайдеггера. При этом самый неблагодарный удел доставался их менее великим современникам,