Научная статья на тему 'Мировые войны в культурной памяти России и Германии: научные проекты III международной летней школы в Челябинске'

Мировые войны в культурной памяти России и Германии: научные проекты III международной летней школы в Челябинске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЯ ПАМЯТИ / ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / ИСТОРИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / SUMMER SCHOOL / ACADEMIC MOBILITY / MEMORY-STUDIES / COMMEMORATION / FIRST WORLD WAR / SECOND WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нагорная О.С., Никонова О.Ю., Хмелевская Ю.Ю.

С 17 по 30 августа 2015 г. в Челябинске состоялась третья Международная летняя школа «"Диктатура юбилеев?" Мировые войны в культурной памяти России и Германии». В ее работе приняли участие около 30 студентов, аспирантов и докторантов из Германии, Швейцарии и России. Научно-образовательный проект был посвящен изучению коммеморативных процессов вокруг мировых войн в современных обществах, прежде всего, в Германии и России. Поводом для выбора темы стали наблюдения за трансформациями коммеморации в ходе подготовки и проведения двух крупных юбилеев 100-летия начала Первой мировой войны и 70-летия окончания Второй мировой войны. Масштабные мемориальные мероприятия, прошедшие в 2014-1015 гг. в большинстве европейских стран и России, стали причиной бурных общественных дебатов и нового витка научных дискуссий о проблемах памяти. Серьезные достижения memory studies подверглись очередной ревизии, которая стала ответом на вызовы современности: противоречия процесса глобализации и создания единой Европы, «похолоданием» в отношениях России со странами Запада, подъемом национализма в государствах постсоветского пространства и, как следствие, пересмотром в них исторической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нагорная О.С., Никонова О.Ю., Хмелевская Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD WARS IN THE CULTURAL MEMORY OF RUSSIA AND GERMANY: RESEARCH PROJECTS OF III INTERNATIONAL SUMMERSCHOOL IN CHELYABINSK

From 17 to August 30, 2015 in Chelyabinsk, the third International Summer School Dictatorship anniversaries? " World War II in Russia and Germany, cultural memory. It was attended by about 30 students participated, graduate and doctoral students from Germany, Switzerland and Russia. Scientific and educational project was devoted to the study of commemorative processes around the world wars in modern societies, especially in Germany and Russia. The reason for choosing the topic began monitoring the transformations of commemoration during the preparation and conduct of the two major anniversaries the 100th anniversary of the First World War and the 70th anniversary of the end of World War II. Massive memorial events that took place in 2014-1015 gg. in most European countries and Russia, caused the stormy public debate and a new round of scientific debate about memory problems. Serious achieve memory studies were subjected to regular audits, which was a response to the challenges: the contradictions of globalization and the creation of a united Europe, "cooling" in Russia's relations with Western countries, the rise of nationalism in the post-Soviet states and, as a consequence, the revision in their historical policy.

Текст научной работы на тему «Мировые войны в культурной памяти России и Германии: научные проекты III международной летней школы в Челябинске»

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

УДК 93/94

МИРОВЫЕ ВОЙНЫ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

О.С. НАГОРНАЯ, д.и.н., проректор по научной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт

управления и экономики», e-mail: nauka@inueco.ru О.Ю. НИКОНОВА, д.и.н., профессор кафедры политологии ФГБОУВПО «Южно-Уральский государственный университет», e-mail: olga-nikonova@yandex.ru Ю.Ю. ХМЕЛЕВСКАЯ, к.и.н., сотрудник НОЦ «Культурно-исторические исследования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», e-mail: jkmel@mail.ru

Аннотация

С 17 по 30 августа 2015 г. в Челябинске состоялась третья Международная летняя школа «"Диктатура юбилеев?" Мировые войны в культурной памяти России и Германии». В ее работе приняли участие около 30 студентов, аспирантов и докторантов из Германии, Швейцарии и России. Научно-образовательный проект был посвящен изучению коммеморативных процессов вокруг мировых войн в современных обществах, прежде всего, в Германии и России. Поводом для выбора темы стали наблюдения за трансформациями коммеморации в ходе подготовки и проведения двух крупных юбилеев - 100-летия начала Первой мировой войны и 70-летия окончания Второй мировой войны. Масштабные мемориальные мероприятия, прошедшие в 2014-1015 гг. в большинстве европейских стран и России, стали причиной бурных общественных дебатов и нового витка научных дискуссий о проблемах памяти. Серьезные достижения memory studies подверглись очередной ревизии, которая стала ответом на вызовы современности: противоречия процесса глобализации и создания единой Европы, «похолоданием» в отношениях России со странами Запада, подъемом национализма в государствах постсоветского пространства и, как следствие, пересмотром в них исторической политики.

Ключевые слова: летняя школа, академическая мобильность, история памяти, история Первой мировой войны, история Второй мировой войны.

Еще недавно казалось, что грядущий мемориальный бум вокруг юбилеев военных событий подведет итог трагедиям минувшего столетия и исцелит раны «эпохи крайностей», создаст платформу для примирения национальных «памятей» о войне и будет способствовать формированию общей европейской коммеморативной культуры. Однако изменение политической ситуации в мире (присоединение Крыма к России, война на востоке Украины, европейские санкции против РФ и пр.) привели к новому витку национализации мемориальных нарративов и во многом к неожиданной трансформации культуры памяти о мировых войнах. Сложившаяся ситуация требует настоятельного осмысления.

К числу важных факторов, влияющих на интерпретацию новейших коммеморативных трендов, относятся не только явления политического и геополитического характера. Значимым событием является смена поколений. Уход из жизни свидетелей событий, то есть непосредственных носителей опыта, а также утрата поколенческой коммуникации между ними и реципиентами их воспоминаний приводят к трансформации культурной памяти. «Требования», которые предъявляет новое поколение к военному прошлому, могут не совпадать как с интерпретациями фронтовиков, так и с интересами властвующих элит. Немаловажным представляется и вопрос об изменении средств и способов передачи

образцов коммеморации. Принципы коммуникации в медийную эпоху задают новые «правила игры» на коммеморативном поле, которые допускают сосуществование традиционных форм ритуализированной памяти (например, военных парадов) с новыми (скажем, реконструкциями). Все большую роль начинает играть также коммерциализация памяти. Последнее время учеными активно развивается тезис об эмоциональном «менеджменте» памяти (С. Ушакин) - особой технологии, используемой властью и режиссерами мемориальных мероприятий. Эмоциональный менеджмент - это своеобразный «ответ» политического режима на социологический факт смены поколений и механизм, позволяющий конструировать «сообщества воспоминаний» в условиях, когда реальных носителей памяти остается все меньше и меньше.

Тезис об упрощении и «уплощении» памяти по мере ее «остывания», казавшийся незыблемым в работах по коммеморативным процессам, сегодня больше не представляется неуязвимым. Наблюдения за мемориальными мероприятиями юбилеев двух мировых войн в Германии и России открывают весьма сложную картину сосуществования различных интерпретационных моделей по отношению к прошлому. Представление о том, что в Германии, как и в других европейских странах, утвердилась т.н. «постгероическая парадигма памяти», переключившая внимание исследователей и общественности с героев на жертв, нуждается в дополнительной проверке. Немецкие историки признают, что сегодня память о войнах плюралистична. То же можно сказать, вероятно, и о России. Тезис о настойчивой глорификации войн в современной РФ не должен упускать из виду, что в ходе юбилейных мероприятий выявились проекты, конструирующие «сообщество воспоминаний» не только на основе модели «народа-победителя». Концепция проекта «Бессмертный полк», например, выстроена вокруг тезиса об утратах, которые не обошли большинство советский/российских семей. Косвенным подтверждением серьезности этого альтернативного властному проекта стала нешуточная борьба вокруг него как в интернет-пространстве, так и в реальной политической практике центра и регионов.

Перед молодыми исследователями - участниками летней школы - была поставлена задача теоретического осмысления происходящих процессов, научного анализа отдельных аспектов исторической политики, обсуждения возможностей сближения мемориальных традиций, поиска и оформления общих мест памяти.

Программа школы состояла их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:

1. Политика памяти о мировых войнах в современных обществах: теоретические основы изучения;

2. Музеализация мировых войн в России и Германии: героический пафос или антропологизация;

3. Современные публичные пространства памяти о мировых войнах.

На материалах актуальных выставочных и мемориальных проектов в России и Германии вокруг юбилеев мировых войн участники Летней школы исследовали специфику механизмов транформации культуры памяти, влияние политической конъюнктуры на способы репрезентации военного опыта, поколенческие аспекты коммеморативных процессов. В рамках школы можно было прослушать лекции по проблемам публичной истории, коллективной памяти, современным концепциям мемориальной политики. Теоретический инструментарий отрабатывался на конкретных примерах: публичных выступлениях политиков, мемориальном законодательстве, видеорепортажах юбилейных празднований, материалах российских и немецких музейных выставочных проектов, созданных к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию окончания Второй мировой войны.

Одним из центральных мероприятий школы стал дискуссионный подиум, организованный в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского с участием научного сотрудника библиотеки Марины Соколовской, директора Русско-германского музея Берлин-Карлсхорст Йорга Морре, профессора УрФУ Сергея

Вершинина, доцента УрФУ Светланы Быковой, заведующего отделом выставок фотографического музея «Дом Метенкова» Артема Берковича. Центральный вопрос, вокруг которого строилось обсуждение, был сформулирован намеренно провокационно: «Кому выгодна диктатура юбилеев?» Выступающие постарались ответить на него из разных профессиональных ракурсов - специалистов в сфере музее- и библиотековедения, науки и образования. В целом, было признано, что юбилеи играют амбивалентную роль в развитии социокультурных инициатив: с одной стороны, они формируют информационную среду, привлекая к сфере культуры внимание политиков, СМИ, общественности, способствуют выделению финансирования на реализацию проектов, посвященных определенным датам. В позитивном ключе юбилеи выступают «местом встречи всех членов общества», которому необходимы идеологические основы для интегративных связей. С другой стороны, отмечалось, что в последние два года юбилеи превратились в политическую технологию: усилилось давление цензуры, навязываются нормативные рамки «празднования» сверху, усекается плюрализм форм, некоторые события и интерпретации из праздничной культуры вытесняются и замалчиваются. Участники дискуссии предложили начинающим ученым осмыслить и терминологический инструментарий: насколько возможно применение позитивно окрашенного термина «юбилеи» к годовщинам таких страшных событий, как войны; поразмышлять о трансформациях форм коллективной и индивидуальной памяти (эволюцией годовщин Победы от традиций семейного траура до уровня национального консенсуса гордости); связать специфику современной российской традиции военных юбилеев с особенностями перехода от советского к постсоветскому обществу.

Итогом научно-образовательного форума стала разработка и представление участниками групповых и индивидуальных научных проектов по одной из тем школы на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств. С некоторыми из них можно познакомиться в тематическом блоке «Третья международная летняя школа».

WORLD WARS IN THE CULTURAL MEMORY OF RUSSIA AND GERMANY: RESEARCH PROJECTS OF III INTERNATIONAL SUMMERSCHOOL IN

CHELYABINSK

O.S. NAGORNAJA, professor, South-Ural Institute of Management andEconomics,

e-mail: nauka@inueco.ru O. Ju. NIKONOVA, professor, South-Ural University, e-mail: olga-nikonova@yandex.ru Yu. Yu. KHMELEVSKAYA, PhD, Centerfor CulturalHistory Studies, South Ural State University,

e-mail: jkmel@mail.ru

Keywords. summer school, academic mobility, memory-studies, commemoration, First World War, Second World War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.