НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ
УДК 93/94
МИРОВЫЕ ВОЙНЫ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЧЕЛЯБИНСКЕ
О.С. НАГОРНАЯ, д.и.н., проректор по научной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт
управления и экономики», e-mail: nauka@inueco.ru О.Ю. НИКОНОВА, д.и.н., профессор кафедры политологии ФГБОУВПО «Южно-Уральский государственный университет», e-mail: olga-nikonova@yandex.ru Ю.Ю. ХМЕЛЕВСКАЯ, к.и.н., сотрудник НОЦ «Культурно-исторические исследования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», e-mail: jkmel@mail.ru
Аннотация
С 17 по 30 августа 2015 г. в Челябинске состоялась третья Международная летняя школа «"Диктатура юбилеев?" Мировые войны в культурной памяти России и Германии». В ее работе приняли участие около 30 студентов, аспирантов и докторантов из Германии, Швейцарии и России. Научно-образовательный проект был посвящен изучению коммеморативных процессов вокруг мировых войн в современных обществах, прежде всего, в Германии и России. Поводом для выбора темы стали наблюдения за трансформациями коммеморации в ходе подготовки и проведения двух крупных юбилеев - 100-летия начала Первой мировой войны и 70-летия окончания Второй мировой войны. Масштабные мемориальные мероприятия, прошедшие в 2014-1015 гг. в большинстве европейских стран и России, стали причиной бурных общественных дебатов и нового витка научных дискуссий о проблемах памяти. Серьезные достижения memory studies подверглись очередной ревизии, которая стала ответом на вызовы современности: противоречия процесса глобализации и создания единой Европы, «похолоданием» в отношениях России со странами Запада, подъемом национализма в государствах постсоветского пространства и, как следствие, пересмотром в них исторической политики.
Ключевые слова: летняя школа, академическая мобильность, история памяти, история Первой мировой войны, история Второй мировой войны.
Еще недавно казалось, что грядущий мемориальный бум вокруг юбилеев военных событий подведет итог трагедиям минувшего столетия и исцелит раны «эпохи крайностей», создаст платформу для примирения национальных «памятей» о войне и будет способствовать формированию общей европейской коммеморативной культуры. Однако изменение политической ситуации в мире (присоединение Крыма к России, война на востоке Украины, европейские санкции против РФ и пр.) привели к новому витку национализации мемориальных нарративов и во многом к неожиданной трансформации культуры памяти о мировых войнах. Сложившаяся ситуация требует настоятельного осмысления.
К числу важных факторов, влияющих на интерпретацию новейших коммеморативных трендов, относятся не только явления политического и геополитического характера. Значимым событием является смена поколений. Уход из жизни свидетелей событий, то есть непосредственных носителей опыта, а также утрата поколенческой коммуникации между ними и реципиентами их воспоминаний приводят к трансформации культурной памяти. «Требования», которые предъявляет новое поколение к военному прошлому, могут не совпадать как с интерпретациями фронтовиков, так и с интересами властвующих элит. Немаловажным представляется и вопрос об изменении средств и способов передачи
образцов коммеморации. Принципы коммуникации в медийную эпоху задают новые «правила игры» на коммеморативном поле, которые допускают сосуществование традиционных форм ритуализированной памяти (например, военных парадов) с новыми (скажем, реконструкциями). Все большую роль начинает играть также коммерциализация памяти. Последнее время учеными активно развивается тезис об эмоциональном «менеджменте» памяти (С. Ушакин) - особой технологии, используемой властью и режиссерами мемориальных мероприятий. Эмоциональный менеджмент - это своеобразный «ответ» политического режима на социологический факт смены поколений и механизм, позволяющий конструировать «сообщества воспоминаний» в условиях, когда реальных носителей памяти остается все меньше и меньше.
Тезис об упрощении и «уплощении» памяти по мере ее «остывания», казавшийся незыблемым в работах по коммеморативным процессам, сегодня больше не представляется неуязвимым. Наблюдения за мемориальными мероприятиями юбилеев двух мировых войн в Германии и России открывают весьма сложную картину сосуществования различных интерпретационных моделей по отношению к прошлому. Представление о том, что в Германии, как и в других европейских странах, утвердилась т.н. «постгероическая парадигма памяти», переключившая внимание исследователей и общественности с героев на жертв, нуждается в дополнительной проверке. Немецкие историки признают, что сегодня память о войнах плюралистична. То же можно сказать, вероятно, и о России. Тезис о настойчивой глорификации войн в современной РФ не должен упускать из виду, что в ходе юбилейных мероприятий выявились проекты, конструирующие «сообщество воспоминаний» не только на основе модели «народа-победителя». Концепция проекта «Бессмертный полк», например, выстроена вокруг тезиса об утратах, которые не обошли большинство советский/российских семей. Косвенным подтверждением серьезности этого альтернативного властному проекта стала нешуточная борьба вокруг него как в интернет-пространстве, так и в реальной политической практике центра и регионов.
Перед молодыми исследователями - участниками летней школы - была поставлена задача теоретического осмысления происходящих процессов, научного анализа отдельных аспектов исторической политики, обсуждения возможностей сближения мемориальных традиций, поиска и оформления общих мест памяти.
Программа школы состояла их трех основных тематических модулей, наполненных различными по методикам и технологиям работы мероприятиями:
1. Политика памяти о мировых войнах в современных обществах: теоретические основы изучения;
2. Музеализация мировых войн в России и Германии: героический пафос или антропологизация;
3. Современные публичные пространства памяти о мировых войнах.
На материалах актуальных выставочных и мемориальных проектов в России и Германии вокруг юбилеев мировых войн участники Летней школы исследовали специфику механизмов транформации культуры памяти, влияние политической конъюнктуры на способы репрезентации военного опыта, поколенческие аспекты коммеморативных процессов. В рамках школы можно было прослушать лекции по проблемам публичной истории, коллективной памяти, современным концепциям мемориальной политики. Теоретический инструментарий отрабатывался на конкретных примерах: публичных выступлениях политиков, мемориальном законодательстве, видеорепортажах юбилейных празднований, материалах российских и немецких музейных выставочных проектов, созданных к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию окончания Второй мировой войны.
Одним из центральных мероприятий школы стал дискуссионный подиум, организованный в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского с участием научного сотрудника библиотеки Марины Соколовской, директора Русско-германского музея Берлин-Карлсхорст Йорга Морре, профессора УрФУ Сергея
Вершинина, доцента УрФУ Светланы Быковой, заведующего отделом выставок фотографического музея «Дом Метенкова» Артема Берковича. Центральный вопрос, вокруг которого строилось обсуждение, был сформулирован намеренно провокационно: «Кому выгодна диктатура юбилеев?» Выступающие постарались ответить на него из разных профессиональных ракурсов - специалистов в сфере музее- и библиотековедения, науки и образования. В целом, было признано, что юбилеи играют амбивалентную роль в развитии социокультурных инициатив: с одной стороны, они формируют информационную среду, привлекая к сфере культуры внимание политиков, СМИ, общественности, способствуют выделению финансирования на реализацию проектов, посвященных определенным датам. В позитивном ключе юбилеи выступают «местом встречи всех членов общества», которому необходимы идеологические основы для интегративных связей. С другой стороны, отмечалось, что в последние два года юбилеи превратились в политическую технологию: усилилось давление цензуры, навязываются нормативные рамки «празднования» сверху, усекается плюрализм форм, некоторые события и интерпретации из праздничной культуры вытесняются и замалчиваются. Участники дискуссии предложили начинающим ученым осмыслить и терминологический инструментарий: насколько возможно применение позитивно окрашенного термина «юбилеи» к годовщинам таких страшных событий, как войны; поразмышлять о трансформациях форм коллективной и индивидуальной памяти (эволюцией годовщин Победы от традиций семейного траура до уровня национального консенсуса гордости); связать специфику современной российской традиции военных юбилеев с особенностями перехода от советского к постсоветскому обществу.
Итогом научно-образовательного форума стала разработка и представление участниками групповых и индивидуальных научных проектов по одной из тем школы на основе архивных материалов, с использованием музейных объектов, материальных и визуальных свидетельств. С некоторыми из них можно познакомиться в тематическом блоке «Третья международная летняя школа».
WORLD WARS IN THE CULTURAL MEMORY OF RUSSIA AND GERMANY: RESEARCH PROJECTS OF III INTERNATIONAL SUMMERSCHOOL IN
CHELYABINSK
O.S. NAGORNAJA, professor, South-Ural Institute of Management andEconomics,
e-mail: nauka@inueco.ru O. Ju. NIKONOVA, professor, South-Ural University, e-mail: olga-nikonova@yandex.ru Yu. Yu. KHMELEVSKAYA, PhD, Centerfor CulturalHistory Studies, South Ural State University,
e-mail: jkmel@mail.ru
Keywords. summer school, academic mobility, memory-studies, commemoration, First World War, Second World War.