АНАЛИТИКА
УДК 339.9 А. КУЗНЕЦОВ,
кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ E-mail: samarkand4@yandex.ru
Ключевые слова:
мировые цены на нефть, ОПЕК, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Иран, санкции.
A. KUZNETSOV,
candidate of political Sciences, senior researcher of the Department of Eurasian integration and development of the SCO Institute of CIS countries
Keywords:
global oil prices, OPEC, Russian Federation, Saudi Arabia, Iran, sanctions.
МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ В РЕТРОСПЕКТИВЕ: ФАКТОР ОПЕК+
Учитывая значительную роль, которую играет топливно-энергетический комплекс в народном хозяйстве России, уровень мировых цен на нефть и его колебания имеют большое значение для экономической безопасности нашей страны. В связи с этим актуальность приобретает стратегическое планирование и регулирование цен на нефть, которые невозможно осуществить без координации с другими крупными игроками на мировом рынке. При этом на первый план выходит защита интересов производителей и экспортёров нефти в игре с импортёрами и потребителями.
Реальные причины снижения цен на нефть в 2015 году
Необходимо напомнить о значительном уроне, который нанесло экономике стран-экспортёров существенное снижение цен на нефть в 2015 г. — со 118 долл. за баррель (август 2014 г.) до 47 долл. за баррель (январь 2015 г.),
что вызвало в своё время большое количество версий экономических и политических аналитиков.
Наиболее распространённой из них является версия заговора. Например, в статье французского журнала Afrique Asie указывается на сговор Королевства Саудовская Аравия (КСА), России и Кувейта, чтобы сделать нерентабельной добычу сланцевой нефти и газа в США1. В то же время известный арабский журналист, А. Атван бывший главный редактор журнала Al Quds Al Arabi, предпочёл говорить о саудовском (или саудовско-американском) заговоре с целью обвалить экономики Ирана и России2. Обозреватель влиятельного американского издания Foreign Policy Э. С. Купер тоже писал о том, что падение цен на нефть явилось результатом использования КСА экономического оружия против Ирана. При этом он упомянул об экономическом кризисе, разразившемся в Иране в 1977 г. В этом году шах Ирана М. Реза Пехлеви ходатайствовал в ОПЕК о повышении цен на нефть на 15%, что позволило бы иранскому правительству выполнить свои социальные обязательства. В ответ на это саудовский король Х. бин Абдель Азиз отказался снижать квоты на добычу нефти, мотивировав это тем, что западная экономика ещё не оправилась от рецессии и импортёры не смогут покупать нефть по завышенным ценам. Дешёвая саудовская нефть наводнила мировой рынок. В результате иранская нефтяная отрасль потеряла 38% прибылей. Спад производства в Иране составил 50%, инфляция — 30 — 40 %3. Результатом, по мнению американского журналиста, стала Исламская революция, которая смела шахский режим. Но главными экономическим причинами революции стал не отказ саудовцев увеличивать цены на нефть, а тяжёлые структурные проблемы, которыми иранская экономика страдала ещё с начала 70-х годов, и падение доходов иранской мелкой буржуазии из-за наводнившего страну дешёвого импорта. Снижение цен на нефть, может быть, и ускорило крах шахского режима, но вовсе не было определяющим фактором.
По мнению главного редактора газеты Ar Rai Al Youm А. Атвана, Эр-Рияд решил использовать нефтяное оружие в борьбе против Ирана и России, поддерживающих режим Б. Асада в Сирии. В качестве доказательства своих идей он привёл исторический прецедент 80-х годов прошлого века, когда снижение цен на нефть в 1985—1986 гг., проведённое по инициативе ОПЕК и Саудовской Аравии, вызвало крах советской экономики и последующий распад
1 Horvath L. Petrole: les pris s'effondrent. C'est partie d'echecs // URL: http://www.bvoltaire.fr/ laurenthorvath/petrole-les-prix-seffondrent-cest-partie-dechecs
2 Atwan A Saudi Arabia using OPEC as political weapon against Iran, Russia // URL: http://www. raialyoum.com/?p=192304
3 Cooper A. S. The oil kings. How US, Saudi Arabia and Iran changed the balance of power in the Middle East. N. Y. Simon and Shuster. 2011. P. 128-145.
СССР. При этом Атван указал на данные мировых цен на нефть, при которых нефтедобывающие страны могут выполнить свой бюджет. По его сведениям, для России в 2014 г. эта цифра составляла 105 долл. за баррель, для Ирана 100 долл., для Ирака 111 долл., для Саудовской Аравии 74 долл. Отвечая на резонное возражение, почему в таком случае саудовцы обвалили рынок до 50 долл. за баррель, журналист упомянул мощные резервы, накопленные монархиями Персидского залива, которые позволят их хозяевам пережить трудные времена. Размеры суверенного фонда КСА составляют 675,9 млрд долл., Катара — 170 млрд долл., Кувейта — 410 млрд долл., ОАЭ — 773 млрд4.
Подобные журналистские оценки страдают дилетантизмом и непониманием реальной ситуации. Нынешняя экономическая обстановка качественно отличается от ситуации 80-х годов. ОПЕК давно уже не является единоличным регулятором нефтяного рынка. Доля Саудовской Аравии на рынке не превышает 15%, и, конечно, никто не позволил бы саудитам обваливать рынок, особенно учитывая недовольство таких членов ОПЕК, как Иран, Алжир, Нигерия и Венесуэла, снижением цен на чёрное золото. К обвальному снижению цен на нефть в 2015 г. привёл ряд факторов.
Во-первых, цена в 120долл. за баррель изначально была завышена как минимум на 40 долл. Этому поспособствовали игры спекулянтов и махинации с фьючерсами, начавшиеся после роста нефтяных цен в 2003 г.
Во-вторых, доходность нефтяной отрасли вызвалаувеличение нефтедобычи в странах, не являющихся членами ОПЕК (России, Канаде, США). На рынке появились новые игроки, такие как Ангола. К этому можно добавить рост производства нефти в Ираке, достигшего показателей садда-мовских времён. В результате предложение явно превысило спрос. Апогеем этого процесса стала добыча сланцевой нефти и сланцевого газа в США.
В конце XX в. Соединённые Штаты неуклонно снижали добычу нефти, доведя её к 90-м годам до 5 млн баррелей в день. С 2008 г. отмечается тенденция неуклонного роста американской нефтедобычи. В 2013 г. она составила 8,5 млн баррелей в день, что позволило американцам вплотную подойти к порогу самообеспечения5. В планах было довести добычу нефти в США до 9,5 млн баррелей в день, что позволило бы американцам даже экспортировать излишки нефти. Снижение цен на нефть показало проблематичность новых сланцевых проектов. Себестоимость сланцевой нефти подходит к 75 долл. за баррель (в отличие от себестоимости саудовской нефти в 3 долл. за баррель). Шумиха из-за сланцевой нефти вызвала нездоровый ажиотаж, и на рынке появилось большое количество мелких и средних компаний,
4 Atwan A. Saudi Arabia using OPEC as political weapon against Iran, Russia // URL: http:// www.raialyoum.com/?p=192304
5 British Petroleum Statistical Review 2014 // URL: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_de/PDFs/
занимающихся её разработкой, большинство из которых пользуется банковскими кредитами. Цена меньше 85 долл. за баррель делает разработку такой нефти нерентабельной, что уже привело к закрытию большинства кредитных линий.
В-третьих, на снижение цен на нефть повлияло и замедление темпов экономического роста в Европе, Индии и Китае.
В этих условиях правительство Саудовской Аравии отказалось снижать темпы нефтедобычи и начало продавать её с дисконтом в 1 долл. за баррель на азиатском рынке и с дисконтом в 45 центов на американском. Экономическая политика КСА и её возможности качественно отличаются от саудовского потенциала в середине 80-х годов прошлого века. В то время в ОПЕК столкнулись две тенденции. Первая заключалась в предоставлении странам-членам определённой квоты на нефтедобычу. Вторая, отстаиваемая Эр-Риядом, заключалась в регулировании цен без определённых квот. Столкнувшись с угрозой падения цен на нефть в конце 70-х годов, саудиты снизили количество добываемой у себя нефти до 3 млн баррелей в день. В 1985 г. они резко нарастили темпы нефтедобычи, доведя количество вырабатываемой нефти за год до 8 млн баррелей в день. Возможно, что причиной этого действительно был политический сговор с Вашингтоном по ослаблению Советского Союза. Но в то время реализовать такой заговор Эр-Рияду позволял потенциал наращивания нефтедобычи. Добыча нефти в КСА достигла своего пика в 9 млн баррелей в день к 1990 г., что позволило американцам существенно ослабить Ирак и выиграть операцию «Буря в пустыне». Примерно на этой отметке добыча нефти в КСА остаётся и в настоящее время. Большинство экспертов сходятся в том, что добыча нефти в КСА подошла к своему максимуму. Дальнейших заделов для её увеличения, а значит, и для манипуляции мировым рынком уже нет6.
В долгосрочной перспективе снижение цен на нефть несло значительную угрозу для наполнения бюджета, а значит, и для финансового благополучия Королевства Саудовская Аравия. После начала «арабской весны» в 2011 г. король А. бен Абдель Азиз анонсировал ряд грандиозных социальных программ на общую сумму около 72 млрд долл. Они включали создание государственной пенсионной системы, строительство дешёвого жилья, создание 90 тыс. новых рабочих мест (главным образом в государственной службе и силовых структурах), развитие депрессивных регионов. Главной целью являлось стремление купить лояльность своего народа перед лицом антиправительственных выступлений7. Падение доходов от экспорта неф-
6 Amer M. Declining oil prices: economic war or supply and demand dynamics? // URL: http:// english.al-akhbar.com/content/
7 Bhadrakumar M. K. Saudi oil and Shiite Crescent // URL: http://blogs.rediff.com/ mkbhadrakumar/page/6/
ти неминуемо приведёт к сворачиванию этих программ с угрозой для социальной стабильности.
О степени влияния нефтяного рынка на саудовскую экономику говорит и тот факт, что бюджет КСА на 2015 г. был свёрстан с дефицитом. Его расходная часть предусмотрена на уровне 229 млрд долл., а доходная 190 млрд. Таким образом, дефицит в 2015 г. составлял 39 млрд долл. Помимо социальных программ угрозе подвергается и саудовская помощь сателлитам в арабском мире, позволяющая Эр-Рияду покупать союзников, необходимых для борьбы с Ираном. По неофициальным данным, саудовская финансовая помощь «друзьям» составляет 30 млрд долл. в год8. Сюда входят льготные кредиты военному правительству Египта, займы Пакистану, субсидии монархам Бахрейна и Иордании, позволяющие держать на плаву их хрупкие режимы, деньги, идущие на подкуп племенных шейхов в Йемене.
Меры стран-экспортёров по стабилизации мировой цены на нефть
Снижение цен на нефть, произошедшее в 2015 г., негативно повлияло и на экономику других крупных экспортёров нефти, в частности России. Достаточно вспомнить о падении курса рубля по отношению к доллару с 30 до 60 руб. (2015 г.). В этих условиях страны — члены ОПЕК решили выработать консолидированный курс совместно с рядом крупных экспортёров, не входящих в данную организацию. 10 декабря 2016 г. в Вене прошли переговоры профильных министров государств ОПЕК, а также стран, не входящих в картель. По данным Министерства энергетики России, из ОПЕК во встрече принимали участие главы ведомств Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Катара, Нигерии, Алжира, Эквадора, Ливии, Габона, Венесуэлы. От стран вне ОПЕК в переговорах приняли участие министры России, Омана, Бахрейна, Судана, Южного Судана, Мексики, Азербайджана, Казахстана, Бруней-Даруссалама, Экваториальной Гвинеи, Малайзии9. Таким образом, суммарная добыча нефти государств ОПЕК и примкнувших к соглашению картеля стран, не входящих в организацию, составляет 60% мировой нефтедобычи 10.
По итогам данной конференции было принято соглашение о сокращении государствами-участниками нефтедобычи для стабилизации мировых цен на нефть и приведении их к приемлемому уровню. В соглашении, в частности, говорилось: «Мировой рынок испытывает серьёзные проблемы
8 Riedel B. Saudi royal priorities // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2014/12/
9 OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting // URL: http://www.opec.org/opec_web/en/ press_room/3944.htm
10 Saudis Signal Deeper Cuts After Deal With Non-OPEC Countries // URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2016-12-10/
в виде дисбаланса и волатильности, вызванные в первую очередь поставщиками» 11. Это привело к значительному сокращению инвестиций в нефтяную промышленность, что напрямую влияет на способность компенсировать естественное истощение запасов и на обеспечение безопасности поставок.
Существующие условия функционирования рынка контрпродуктивны и невыгодны как поставщикам, так и потребителям. Положение рынка нельзя назвать ни стабильным, ни благоприятным в средне- или долгосрочной перспективе. Это несёт в себе риски для экономик стран-производителей, бьёт по необходимым инвестициям в отрасль, препятствует обеспечению энергетической безопасности в условиях растущего глобального спроса и ставит под угрозу безопасность мирового рынка нефти в целом.
Есть устойчивая общая точка зрения о том, что продолжительные совместные усилия производителей, как входящих в ОПЕК, так и не являющихся её членами, будут способствовать восстановлению глобального баланса между спросом и предложением на рынке, в частности, в том, что касается использования излишков нефти (ныне чрезмерных).
При такой конъюнктуре необходимо вновь подтвердить постоянную приверженность ОПЕК стабильности рынка, взаимному соблюдению интересов государств-производителей, эффективным, экономным и безопасным поставкам нефти потребителям, а также достойной прибыли с инвестируемого капитала.
Следовательно, баланс на нефтяном рынке может быть восстановлен посредством диалога и сотрудничества стран-производителей на основе последовательных, прозрачных и эффективных мер. Поэтому государства — участники заседания в духе доброй воли договорились принять следующие меры:
а) 171-я министерская конференция постановила с 1 января 2017 г. сократить добычу приблизительно на 1,2 млн баррелей в сутки (см. табл.);
б) соглашение заключается на 6 месяцев с возможностью продления ещё на 6 месяцев в зависимости от рыночной конъюнктуры и перспектив;
в) признать, что настоящее соглашение не должно приниматься в ущерб будущим соглашениям12.
Сразу после заключения соглашения министр энергетики России А. В. Новак сообщил, что наша страна присоединится к ограничению, поэтапно снизив уровень добычи на 300 тыс. баррелей/сутки в соответствии с техническими возможностями, таким образом обеспечив половину необ-
11 В Вене состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и странами, не входящими в картель // URL: http://minenergo.gov.ru/node/6707
12 OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting // URL: http://www.opec.org/opec_web/en/ press_room/3944.htm
Оговорённые корректировки и новые уровни добычи нефти
Страна-участница Уровень добычи, тыс. баррелей/сут. Корректировка
Начальный уровень добычи Уровень добычи с января 2017 г.
Алжир 1,089 1,039 -50
Ангола 1,751 1,673 -78
Эквадор 548 522 -26
Габон 202 193 -9
Иран 3,975 3,797 90
Ирак 4,561 4,351 -210
Кувейт 2,838 2,707 -131
Катар 648 618 -30
Саудовская Аравия 10,544 10,058 -486
ОАЭ 3,013 2,874 -139
Венесуэла 2,067 1,972 -95
ходимого снижения со стороны государств, не входящих в ОПЕК. При этом было сказано что российское правительство не будет выпускать постановление, закрепляющее обязательства нефтяных компаний по сокращению добычи. Что касается вопроса компенсаций компаниям, то он, по заявлению пресс-секретаря президента Российской Федерации Д. С. Пескова, не обсуждался13.
7 декабря 2016 г. в Министерстве энергетики России прошла встреча А. В. Новака с главами крупнейших нефтедобывающих компаний страны. В мероприятии участвовали президент «Лукойла» В. Ю. Алекперов, генеральный директор «Газпром нефти» А. В. Дюков, президент «Башнефти» А. Л. Корсик, и вице-президент «Роснефти» А. Н. Шишкин и другие топ-менеджеры. По итогам встречи было заявлено, что предложения Министерства энергетики поддержаны компаниями.
Изменения в ценовой и добывающей политике в связи с новыми экономическими и политическими факторами
Договорённости, заключённые в рамках встречи ОПЕК+, сыграли позитивную роль в стабилизации и укреплении цен на нефть, повышения
13 Встреча ОПЕК и стран вне картеля должна скрепить союз против низких цен // URL: https://ria.ru/economy/20161210/1483273717.html
доходности нефтедобычи. Если в ноябре 2016 г. цена барреля марки Brent составляла 45,26 долл., то в мае 2018 г. — 73,43 долл.14.
В то же время меры по снижению нефтедобычи в долгосрочной перспективе, как и любой экономический или социально-политический феномен, носили как положительный, так и негативный эффект. Негативная сторона данной сделки заключалась в том, что неконтролируемый рост цены на нефть мог вызвать перегрев мирового топливного рынка и, как следствие резкое падение цены на углеводороды.
Помимо экономических обозначились и политические причины пересмотра договорённостей в рамках ОПЕК+. К ним относится давление, оказываемое США на некоторых игроков в рамках ОПЕК, и прежде всего на Саудовскую Аравию. Администрация президента Д. Трампа с явным недовольством восприняла повышение цен на нефть, препятствующее, по её мнению, росту американской экономики. 20 апреля 2018 г. Трамп в своём Twitter выступил с нападками на к ОПЕК: «Посмотрите, как снова поступает ОПЕК. Несмотря на рекордные запасы нефти и перегруженные танкеры, цены на нефть остаются искусственно завышенными. Это нехорошо и неприемлемо»15.
Одновременно президент США дважды (в июне и в сентябре 2018 г.) обращался в телефонном разговоре к королю Саудовской Аравии С. бен Аб-дель Азизу с настойчивыми просьбами увеличить уровень нефтедобычи на 2 млн баррелей/день16. Несмотря на значительную военно-политическую зависимость КСА от Вашингтона эти требования были отвергнуты. Причиной является экономическая заинтересованность правительства Саудовской Аравии в сохранении относительно высоких цен на нефть.
По мнению ряда американских экспертов, это необходимо саудитам для того, чтобы преодолеть внутренние финансовые затруднения и повысить капитализацию компании Saudi Aramco в преддверии грядущего IPO. С. Бреннок из PVM Oil Associates уверен в том, что «после цены в 70 долл. за баррель правители королевства не прочь повысить цены до 80, а то и до 100 долл. Это поможет им покрыть бюджетный дефицит и повысит стоимость акций Saudi Aramco»17.
14 Average crude oil spot price // URL: https://ycharts.com/indicators/average_crude_oil_spot_ price
15 Saudis see oil price on the rise as Trump blasts OPEC // URL: https://www.alaraby.co.uk/ english/news/2018/4/20/
16 Атван А. Совещание экспортёров нефти в Алжире отказывается удовлетворить шантаж Трампа относительно снижения цен на нефть и отклоняет его угрозы // URL: https://www. raialyoum.com/index.php
17 Saudis see oil price on the rise as Trump blasts OPEC // URL: https://www.alaraby.co.uk/ english/news/2018/4/20/
Ещё одной причиной давления ряда потребителей на экспортёров нефти с целью роста нефтедобычи являются их опасения в связи с возможным возникновением дефицита углеводородов на мировом рынке после введения американских санкций против Ирана (ноябрь 2018 г.).
8 мая 2018 г. правительство США объявило о выходе в одностороннем порядке из Соглашения о всеобъемлющем плане действий по решению иранской ядерной проблемы (СВПД) и возобновлению антииранских санкций США в нефтегазовой и банковско-финансовой сфере с 14 ноября 2018 г. Заявленной целью Вашингтона является обнулить нефтяной экспорт Ирана и заставить иранское руководство выполнить 12 требований американского ультиматума, в числе которых закрытие ряда ядерных объектов, прекращение иранской ракетной программы, отказ Тегерана от поддержки движений «Хезбалла» в Ливане и ХАМАС в секторе Газа, прекращение поддержки проиранских шиитских партий в Ираке18.
Необходимо отметить, что Тегеран нарастил свой нефтяной экспорт после подписания СВПД (июль 2015 г.). В худшие санкционные годы (2012— 2013 гг.) иранский экспорт нефти сократился на 1 млн баррелей в день и составил 1,5 млн баррелей. После снятия международных санкций (январь 2016 г.) экспорт нефти увеличился и даже несколько превзошёл досанкци-онный уровень, составив 2,7 млн баррелей/день. При этом иранская сторона фактически уклонилась от присоединения к соглашению ОПЕК+ об ограничении добычи нефти государствами ОПЕК и Россией. Официальным оправданием была необходимость довести уровень продаж нефти до уровня 2011 г. Одновременно Ирану было бы выгодно, не снижая собственных объёмов добычи, оставить в силе соглашение ОПЕК+ 2016 г. в части его выполнения другими участниками для удержания высоких мировых цен на нефть.
Существуют, однако, серьёзные сомнения в возможности выполнения американского плана о полном прекращении иранского нефтяного экспорта.
Во-первых, сама американская администрация в ответ на настойчивые протесты своих партнёров ввела исключения для восьми государств — импортёров иранской нефти, на которые, по крайней мере, временно не будут распространяться санкции за покупку углеводородного сырья из Ирана. К ним относятся такие крупнейшие потребители иранской нефти, как Китай, Индия, Турция, Южная Корея, Тайвань, Япония19.
18 Атван А. Почему стоим в рядах противников американских санкций против Ирана и желаем их скорейшего срыва // URL: https://www.raialyoum.com/index.php
19 Rozen L. US to exempt eight nations from Iran sanctions snapback // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/
Во-вторых, иранское руководство планирует продавать до миллиона баррелей в день на недавно открытой Тегеранской энергетической бирже, что юридически позволяет обходить американские санкции20.
В возможности реализации санкционного плана сомневается даже такой признанный недруг Ирана, как наследный принц Саудовской Аравии М. бен Сальман. В интервью агентству Bloomberg он отметил: «Мы считаем, что высокие цены на нефть в прошлом месяце (сентябрь-октябрь 2018 г.) сложились не из-за Ирана, а в основном из-за того, что происходит в Канаде, Мексике, Ливии, Венесуэле и других странах. Это привело к несколько более высокой цене, но не из-за Ирана, конечно, нет, поскольку он сократил поставки около 700 тыс. баррелей в день, а мы увеличили их на более 1,5 млн баррелей в сутки»21. Чтобы не допустить перегрева цен на мировом рынке и появления новых игроков, срывающих соглашение, Россия и Саудовская Аравия, ключевые акторы в рамках договорённостей ОПЕК+ договорились скорректировать политику в области добычи нефти. Они достигли договорённости о повышении мирового экспорта нефти на 1,5 млн баррелей/сутки в третьем квартале 2018 г. Об этом объявил министр энергетики России А. В. Новак, находившийся в Саудовской Аравии с рабочей поездкой (16 июня 2018 г.). Соглашение было подтверждено на встрече президента России В. В. Путина с наследным принцем Саудовской Аравии М. бен Сальманом (Москва, 17 июня 2018 г.) во время Чемпионата мира по футболу 22. Стороны констатировали, что оставляют за собой право повторного снижения нефтедобычи, если этого потребуют их интересы. 24 сентября в Алжире состоялась встреча министров нефти государств ОПЕК и неОПЕК, участники которой отказались повышать уровень нефтедобычи сверх запланированных 1,5 млн баррелей23.
Заключение
Политика стран — экспортёров нефти по регулированию мирового нефтяного рынка и выработке согласованной ценовой политики позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, резкое снижение в2015 г. выявило необходимость координации усилий стран — членов ОПЕК и государств, не входящих в данную орга-
20 Khajehpour B. Iran's plan to sell oil on local energy exchange could boost economy // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/
21 Saudi Crown Prince discusses Trump, Aramco, arrests // URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/
22 А. Новак посетил с рабочим визитом КСА // URL: https://minenergo.gov.ru/node/11629
23 Атван А. Совещание экспортёров нефти в Алжире отказывается удовлетворить шантаж Трампа относительно снижения цен на нефть и отклоняет его угрозы // URL: https://www. raialyoum.com/index.php/
низацию, по проведению такой ценовой политики, при которой мировой рынок не сталкивался бы с угрозами, вызванными дисбалансом и волатиль-ностью. Соглашение ОПЕК+, подписанное в декабре 2016 г., демонстрирует положительный пример сотрудничества стран-экспортёров. Оно позволило существенно повысить уровень цен на нефть, снова сделать рентабельными инвестиции в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль. Особенно это актуально для нашей страны, где себестоимость добычи нефти существенно выше, чем, например, в государствах Персидского залива.
Во-вторых, реализация согласованной политики в сфере нефтедобычи и ценообразования привела к существенному повышению уровня сотрудничества доверия между Россией и Саудовской Аравией и это, несмотря на существенные разногласия между Россией и КСА, касающиеся сирийского кризиса. Об этом свидетельствуют три поездки в Саудовскую Аравию министра энергетики Российской Федерации А. В. Новака (в 2018 г.) в том числе его аудиенция у короля Сальмана (апрель 2018 г.) и визит наследного принца М. бен Сальмана в Россию (июнь 2018 г.). Это тем более важно, что Россия и Саудовская Аравия являются двумя крупнейшими экспортёрами нефти в глобальном масштабе, одновременно Эр-Рияд имеет большой опыт в вопросах регулирования мировых цен на нефть.
В-третьих, практика последних трёх лет показала, что экспортёры нефти в ценовом плане столкнулись с давлением со стороны Соединённых Штатов Америки, попытавшихся их снизить. Одновременно возникла угроза его разбалансировки в связи с односторонними американскими санкциями против Ирана, противоречащими международному праву. Таким образом, возникла опасность чрезмерной политизации проблемы нефтяного экспорта.
В-четвёртых, предварительные расчёты подтверждают, что несмотря на заявленные цели американской администрации, достижение Вашингтоном задачи полного прекращения иранского нефтяного экспорта нереально. Следовательно, нет необходимости и в масштабном повышении уровня нефтедобычи другими государствами-экспортёрами.
Список литературы
А. Новак посетил с рабочим визитом КСА // URL: https://minenergo.gov.ru/ node/11629
[A. Novak posetil s rabochim vizitom KSA // URL: https://minenergo.gov.ru/ node/11629]
Атван А. Почему стоим в рядах противников американских санкций против Ирана и желаем их скорейшего срыва // URL: https://www.raialyoum.com/index.php
[Atvan A. Pochemu stoim v ryadah protivnikov amerikanskih sankcij protiv Irana i zhelaem ih skorejshego sryva // URL: https://www.raialyoum.com/index.php]
Атван А. Совещание экспортёров нефти в Алжире отказывается удовлетворить шантаж Трампа относительно снижения цен на нефть и отклоняет его угрозы // URL: https://www.raialyoum.com/index.php /
[Atvan A. Soveshchanie ehksportyorov nefti v Alzhire otkazyvaetsya udovletvorit' shantazh Trampa otnositel'no snizheniya cen na neft' i otklonyaet ego ugrozy // URL: https://www.raialyoum.com/index.php/]
Атван А. Совещание экспортёров нефти в Алжире отказывается удовлетворить шантаж Трампа относительно снижения цен на нефть и отклоняет его угрозы // URL: https://www.raialyoum.com/index.php
[Atvan A. Soveshchanie ehksportyorov nefti v Alzhire otkazyvaetsya udovletvorit' shantazh Trampa otnositel'no snizheniya cen na neft' i otklonyaet ego ugrozy // URL: https://www.raialyoum.com/index.php]
В Вене состоялось подписание соглашения об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и странами, не входящими в картель // URL: http:// minenergo.gov.ru/node/6707
[V Vene sostoyalos' podpisanie soglasheniya ob ogranichenii dobychi nefti mezhdu stranami OPEK i stranami, ne vhodyashchimi v kartel' // URL: http://minenergo.gov. ru/node/6707]
Встреча ОПЕК и стран вне картеля должна скрепить союз против низких цен // URL: https://ria.ru/economy/20161210/1483273717.html
[Vstrecha OPEK i stran vne kartelya dolzhna skrepit' soyuz protiv nizkih cen // URL: https://ria.ru/economy/20161210/1483273717.html]
Amer M. Declining oil prices: economic war or supply and demand dynamics? // URL: http://english.al-akhbar.com/content/
Atwan A. Saudi Arabia using OPEC as political weapon against Iran, Russia // URL: http://www.raialyoum.com/?p=192304
Average crude oil spot price // URL: https://ycharts.com/indicators/average_crude_ oil_spot_price
Bhadrakumar M. K. Saudi oil and Shiite Crescent // URL: http://blogs.rediff.com/ mkbhadrakumar/page/6/
British Petroleum Statistical Review 2014 // URL: https://www.bp.com/content/ dam/bp-country/de_de/PDFs /
Cooper A. S. The oil kings. How US, Saudi Arabia and Iran changed the balance of power in the Middle East. N. Y. Simon and Shuster. 2011. P. 128-145.
Horvath L. Petrole: les pris s'effondrent. C'est partie d'echecs // URL: http://www. bvoltaire.fr/laurenthorvath/petrole-les-prix-seffondrent-cest-partie-dechecs
Khajehpour B. Iran's plan to sell oil on local energy exchange could boost economy // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/
OPEC and non-OPEC Ministerial Meeting // URL: http://www.opec.org/opec_ web/en/press_room/3944.htm
Riedel B. Saudi royal priorities // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/ originals/2014/12/
Rozen L. US to exempt eight nations from Iran sanctions snapback // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals /
Saudi Crown Prince discusses Trump, Aramco, arrests // URL: https://www. bloomberg.com/news/articles /
Saudis see oil price on the rise as Trump blasts OPEC // URL: https://www.alaraby. co.uk/english/news/2018/4/20/
Saudis Signal Deeper Cuts After Deal With Non-OPEC Countries // URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2016-12-10/