Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная транспортная система / ИТС / умный транспорт / экономический рост / intelligent transport system / ITS / smart transport / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.И. Новикова, Я.П. Павлов

В статье рассматривается международный опыт и тенденции внедрения интеллектуальных транспортных систем и их влияние на увеличение темпа экономического роста. Международный опыт внедрения информационных технологий в дорожно-транспортную инфраструктуру доказывает свою эффективность на практике, обеспечивая безопасность всех участников движения. Российская интеллектуальная транспортная система еще несовершенна и отстает в развитии от мировых лидеров. Необходимо отказаться от внедрения отдельных функциональных решений в пользу использования единой информационной системы контроля и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENT TRANSPORT SYSTEMS

The article examines the international experience and trends in the introduction of intelligent transport systems and their impact on increasing the rate of economic growth. International experience in the implementation of information technologies in road transport infrastructure proves its effectiveness in practice, ensuring the safety of all road users. The Russian intelligent transport system is still imperfect and lags behind the world leaders in development. It is necessary to abandon the implementation of separate functional solutions in favor of using a unified information system of control and management.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ»

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

И.И. Новикова, канд. экон. наук, доцент Я.П. Павлов, магистр

Обнинский институт атомной энергетики - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Россия, г. Обнинск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-9-152-155

Аннотация. В статье рассматривается международный опыт и тенденции внедрения интеллектуальных транспортных систем и их влияние на увеличение темпа экономического роста. Международный опыт внедрения информационных технологий в дорожно-транспортную инфраструктуру доказывает свою эффективность на практике, обеспечивая безопасность всех участников движения. Российская интеллектуальная транспортная система еще несовершенна и отстает в развитии от мировых лидеров. Необходимо отказаться от внедрения отдельных функциональных решений в пользу использования единой информационной системы контроля и управления.

Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, ИТС, умный транспорт, экономический рост.

Современные реалии таковы, что ежедневно в каждом городе увеличивается транспортный поток на дорогах, а вместе с тем и количество аварийных ситуаций. Внедрение интеллектуальных транспортных систем (далее по тексту - ИТС) в городских агломерациях, позволит обеспечить необходимый уровень безопасности и комфорта на дорогах для всех участников движения.

Применение ИТС решит не только проблемы безопасности на улицах, но и увеличит темпы экономического роста в регионе. Глобальные изменения на экономическом рынке, которые повлекли за собой изменение не только в маршрутах транспортировки грузов, но и изменили состав участников рыночной системы [1]. В условиях жестких политических и экономических ограничений, на смену ушедшим европейским компаниям явились отечественные производители товаров и поставщики услуг. Такие изменения подтолкнули российскую экономику выйти на новый уровень.

Цифровизация транспортной инфраструктуры активно развивается по всему миру за счет государственного финансирования и привлекательности для крупных мегаполисов. Для граждан важна скорость

передвижения по городу, экологическая обстановка и удобство на дорогах. Успешное развитие инновационных технологий в городах повышает эффективность использования транспорта, а также привлекательность для новых инвесторов. Отечественным разработчикам и поставщикам инновационных решений следует перенять зарубежный опыт, который уже зарекомендовал себя на международном рынке.

Рассмотрим самые выдающиеся примеры среди развитых государств.

1. Южная Корея. Транспортная проблема в азиатских странах обусловлена густо-населенностью городов, которая требует эффективных решений. По данным Всемирного банка, благодаря внедренным интеллектуальным системам долю пассажиропотока удалось увеличить с 20% до 70% [9]. Южнокорейские разработчики активно используют возможности 5 О и решения УеЫс1е-1о-еуегу1;Ып§ («автомобиль, подключенный ко всему»). Это позволяет создавать эффективную коллабора-цию транспортных средств с другими объектами дорожно-транспортной инфраструктуры - светофоры, остановки, гадже-ты. Таким образом, между автомобилями и окружающим миром выстраивается тесная взаимосвязь. Изначально такие технологии

применялись для обеспечения безопасности на улицах и бесперебойной работой общественного транспорта. Однако с ноября 2022 года в городе запущена система беспилотных автобусов.

2. Великобритания. В Лондоне с 2020 года эффективно работает программа управления дорожным движением посред-ствам «умных» светофоров, которая объединена в единую систему оптимизации транспорта. Начиналось всё со скрытых датчиков, которые определяли приближение транспортных средств. В настоящее время технология использует больше источников данных и гибкие алгоритмы. Это позволило снизить время ожидания на светофорах, тем самым разгрузив транспортный поток на улицах города [2].

3. Испания. Самая продвинутая интеллектуальная транспортная система находится в самом сердце Испании - Барселоне. Здесь активно развивается проект CLASS, который обеспечивает взаимодействие смарт-городов с транспортной инфраструктурой и жителями в режиме реального времени. CLASS объединяет в себе технологию Интернета вещей, облачные вычисления, мобильную связь. Данная система собирает аналитические данные со всех камер, светофоров, датчиков и разрабатывает алгоритм движения для всех участников движения. такая технология применяется как для предотвращения аварийных ситуаций, так и для снижения вредного воздействия на экологию.

4. Соединенные Штаты Америки. Самой примечательной разработкой стал семилетний проект THEA CV Pilot, стоимость которого составила 27 млн долларов. Его основной задачей было адаптировать систему под реальную обстановку на дорогах. За семь лет работы система зарегистрировала 150 тысяч взаимодействий, оснащенными специальными датчиками CV. Водители получили более 22 тысяч предупреждений об аварийных ситуациях и около 20 тысяч рекомендаций поведения на дорогах. В будущем разработчики прогнозируют снижение на 78% столкновений на дорогах.

Пилотный проект АСУДД ОРАС, запущенный в Чикаго, представляет собой

схему предоставления приоритетного движения на перекрестках общественному транспорту. Благодаря чему скорость движения повысилась на 50%.

Другой проект основан на использовании системы связи C-V2X, которая позволяет автомобилям экстренных служб передавать данные на светофоры, которые будут у них на пути и менять свет на зеленый.

5. Германия. В 2021 года в городе Гамбург прошел 29-й Всемирный конгресс по ИТС. Этот город для проведения мероприятия выбрали неслучайно - именно здесь более 10 действующих проектов по внедрению ИТС. Наиболее примечательным считаем следующие проекты.

HEAT (Hamburg Electric Autonomous Transportation). Его суть заключается в том, что по городу курсирует несколько маленьких автобусов в радиусе 4 километров. Горожане могут забронировать поездку на данном виде транспорта через свой смартфон заранее. Таким образом, местная власть запустила городское такси по заданному маршруту и по приемлемой цене.

Еще одной разработкой прославился город Гамбург - автоматическая оценка объема трафика. Данная система работает за счёт использования инфракрасных камер, которые установлены на светофорах. Благодаря им анализируется поток машин, загруженность общественного транспорта без обмена персональными данными водителей.

Обобщая зарубежный опыт, стоит отметить, что в России интеллектуальные транспортные системы начали развиваться намного позже. Это связано, прежде всего, с тем, что в Европе транспортный коллапс стал проблемой уже в 1970 году и приходилось разрабатывать пути решения данной проблемы. Практиковали ограничение выезда на личном автомобиле в город в час-пик. Затем установили камеры наблюдения потока транспорта, установили датчики и другие системы. Но работало это всё разрозненно и без единого центра управления. И только к началу 20 века существующие разработки объединили в интеллектуальную транспортную систему, которая совершенствуется по сей день [3].

В России транспортный поток стал увеличиваться только к 1990-м годам, а камеры наблюдения и фиксации начали устанавливать в начале 2000-х годов. Считаем, что позднее внедрение ИТС в России позволило избежать многих ошибок, с которыми сталкивались мировые лидеры. Например, внедрение ИТС отдельными элементами, отсутствие технологических мощностей и ресурсов.

В настоящее время еще остались проблемы, которые требуется решать для эффективной работы ИТС в России. Это в первую очередь, техническая - из-за больших расстояний становиться затруднительно прокладывать оборудование, чтобы обеспечить связью все населенные пункты в регионах. Во-вторых, кадровая -

отсутствие специалистов, особенно в отдаленных регионах страны, которые могут настраивать и работать с системами ИТС. В-третьих, бюрократическая проблема -многоуровневая система получения финансирования от государства, которая включает в себя разработку и заполнение сложных документов, сроки для которых ограничены [4].

Необходимо приложить все усилия для решения названных проблем, однако ключевой целью на перспективу развития ИТС в России остается повышение уровня жизни и благосостояния граждан, создание централизованной системы управления не только транспортом, но и городом, с помощью использования больших данных и инновационных технологий.

Библиографический список

1. Бажина М.А., Туктамышев В.Д. Правовое регулирование применения интеллектуальной транспортной системы как основы осуществления транспортной деятельности: сравнительно-правовое исследование // Транспортное право. - 2022. - № 1. - С. 3-7.

2. Кондратенкова, Т.И. Оценка опыта внедрения и перспективы использования территориальных интеллектуальных транспортных систем / Т.И. Кондратенкова, А.А. Кузнецова, А.С. Панфилов // Российский экономический интернет-журнал. - 2022. -№ 2. - EDN JOXCJD.

3. Напсо М.Д., Напсо М.Б. Тренды цифровой трансформации общества: актуальные проблемы реализации прав индивида в сфере информации // Журнал российского права. -2021. - № 10. - С. 85-97.

4. Титов, Р.А. Анализ инновационности и эффективности интермодальной транспортной инфраструктуры / Р.А. Титов // Экономика железных дорог. - 2021. - № 5. - С. 44-53. - EDN SFTHPN.

5. How is Seoul, Korea transforming into a smart city? // Журнал Всемирного банка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/sustainablecities/how-seoul-korea-transforming-smart-city.

GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENT

TRANSPORT SYSTEMS

I.I. Novikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Y.P. Pavlov, Master

Obninsk Institute of Atomic Energy - branch of the National Research Nuclear University

"MEPhI"

(Russia, Obninsk)

Abstract. The article examines the international experience and trends in the introduction of intelligent transport systems and their impact on increasing the rate of economic growth. International experience in the implementation of information technologies in road transport infrastructure proves its effectiveness in practice, ensuring the safety of all road users. The Russian intelligent transport system is still imperfect and lags behind the world leaders in development. It is necessary to abandon the implementation of separate functional solutions in favor of using a unified information system of control and management.

Keywords: intelligent transport system, ITS, smart transport, economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.