Научная статья на тему 'Мировые тенденции развития цифровых технологий'

Мировые тенденции развития цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4234
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Цифровая трансформация / «индустрия 4.0» / технологии / модели / инновации / цифровая экономика / Digital transformation / “industry 4.0” / technologies / models / innovations / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнездова Юлия Владимировна

В современных условиях новейшие технологии дают возможность повысить эффективность производственных бизнес-процессов. Традиционные подходы и методы работы меняются по мере того, как новые технологии проникают во все новые отрасли и области жизни. Сейчас в России инвестиции в ИТ составляют лишь 6,5% от общего объема частных инвестиций, что примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Западной Европы, и в четыре раза меньше, чем в США. Делается вывод, что доля России в общемировом потреблении ИКТ в корпоративном секторе составляет 1%, тогда как аналогичный показатель Великобритании равен 7%, Китая – 6%, а Германии – 5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global Trends Development of digital Technologies

In modern conditions the latest technologies give the chance to increase efficiency of production business processes. Traditional approaches and methods of work change as new technologies get into all new branches and areas of life. Now in Russia investments into IT make only 6,5% of the total amount of private investments that approximately is twice less, than on average in countries of Western Europe, and four times less, than in the USA. The conclusion is drawn that the share of Russia in universal consumption of ICT in the corporate sector makes 1% whereas the similar indicator of Great Britain is equal to 7%, China – 6%, and Germany – 5%.

Текст научной работы на тему «Мировые тенденции развития цифровых технологий»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

Ю.В. Гнездова

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ju.V. Gnezdova Global Trends Development of digital Technologies

Стремительные изменения, происходящие в глобальной экономике, открыли значительные перспективы развития для предприятий малого и среднего бизнеса. Интернет позволил радикально снизить издержки на рекламу и продвижение, сделать их доступными не только для крупных компаний, но и для малого и среднего бизнеса. Социальные медиа стали новым каналом коммуникации с потребителем, во многих случаях более эффективным, чем традиционные.

Растущий мировой спрос на технологии «Индустрии 4.0» стимулирует развитие предложения на технологических рынках, где лидирующие позиции занимают компании из США, Германии и Японии. Американские компании доминируют на рынках решений для интернета вещей (GE, Intel), его безопасности (Symantec, IBM, Intel), систем дополненной и виртуальной реальности (Facebook, AMD, Google, Microsoft). Японские компании занимают ведущие позиции на рынках промышленных роботов и станков с ЧПУУ немецкие компании также входят в число лидеров по ряду направлений. Китай лидирует по количеству патентов в области искусственного интеллекта - на его долю приходится 53% всех патентов в этой области, на долю США - 27%, Японии - 6%.

Одним из базовых направлений, которые оказывают влияние на промышленность и на формирование концепции цифровизации в промышленности, является кластер интернет-торговля. В 2017 г. объем продаж мировых интернет-магазинов составил 2,5 трлн долл. США, (более 3% мировой экономики). В рамках ЕАЭС рынок интернет-торговли составляет 20 млрд долл. США, (1% экономики Союза). На отдельные сегменты промышленности (электроника и бытовая техника, легкая промышленность, автозапчасти, продукты питания, бытовая химия и прочие товары,

в основном ориентированные на конечного потребителя) интернет-торговля уже сейчас оказывает существенное влияние.

Сегодня имеется в России потенциал для развития «Индустрии 4.0». Более того, необходимость массовой замены устаревшего оборудования на большинстве промышленных предприятий в стране позволяет в принципе начать ре-индустриализацию сразу с высокой отметки, с учетом мировых тенденций по развитию «индустрии 4.0»1. Если начальный этап цифровой трансформации - «первичная цифровизация» - был связан с повсеместным созданием инфраструктуры доступа в Интернет с достаточной пропускной способностью, то теперь в крупных городах развивающихся рынков на первый план выходят вопросы качества использования этой инфраструктуры.

Помимо цифровизации, катализатором развития малых и средних предприятий стало снижение транзакционных издержек, упрощение доступа к международной логистике, снижение транснациональных торговых барьеров. Новым этапом развития стало появление «малых транснациональных компаний», активно ведущих международную торговлю при собственном штате до 250 человек.

Компании малого бизнеса - производители программного обеспечения, экологически чистых продуктов питания, косметики и другие работают теперь на глобальном рынке. Такие инструменты, как ЕЬау или AliExpress, решают для них целый комплекс проблем с поиском клиентов, доставкой, платежами и др. Новое поколение цифровых технологий, прежде всего, блокчейн и смарт-контракты в перспективе позволит еще более упростить работу компаний малого и среднего бизнеса на международных рынках.

В России использование таких инструментов, ставка на экспортную ориентацию вновь создаваемых компаний, могут стать одним из главных источников качественного роста МСП, увеличения их доли в национальной экономике. Цифровизация экономики открывает возможности использования новых бизнес-моделей, инструментов структурирования бизнеса. Ключевым конкурентным преимуществом становится прямой контакт с клиентами, максимально полное представление о предпочтениях, факторах принятия решения, потребительском поведении2.

Технологии индустриализации 4.0 открывают перед малым бизнесом широкие возможности по производству сложных и высокотехнологичных изделий, которые раньше были доступны только крупным корпорациям. В сочетании с подходом и механизмами D2C это значительно расширяет потенциальные рынки малых и средних предприятий.

Мировой опыт показывает, что стартапы, опирающиеся на современные бизнес-модели и технологии производства, могут быть очень успешными, а также обладают высокой привлекательностью в качестве объекта инвестирования.

На протяжении последних лет в России быстро увеличивался экспорт программного обеспечения: среднегодовой темп роста этого показателя в 2010-2015 гг. составлял 15%. Этому способствовало, прежде всего, стремительное развитие мирового рынка ПО. По оценкам компании IDC, в период до 2020 года этот сектор будет расти в среднем на 7% в год, что вдвое превышает прогнозные показатели других мировых ИТ-рынков (оборудования - 1,6%, ИТ-инфраструктуры - 5,7%, ИТ-услуг - 3,1%, телекоммуникационных услуг - 1,5%)3. Основная часть российского экспорта услуг по разработке программного обеспечения (ПО) приходится не на лицензионное ПО, а на индивидуальные решения, преимущественно для крупных иностранных компаний, которые получают львиную долю прибыли от реализации конечных продуктов и услуг. К сожалению, это довольно узкая ниша на цифровом рынке, что ограничивает возможности российских разработчиков по масштабному наращиванию ИТ-экспорта. По результатам опроса, проведенного Руссофтом среди российских софтверных компаний, экспорт программного обеспечения все еще слабо дифференцирован географически: более 70% его объема приходится на США, Канаду и страны Западной Европы. В итоге, несмотря на относительно высокие темпы роста, российский объем экспорта ПО составляет лишь 5-7% от аналогичного показателя лидирующей в этом отношении Индии. Россия уступает и другим быстроразвивающимся экспортерам ПО, таким как Израиль и Польша, и по объему экспорта, и по темпам его роста. Есть и негативные тенденции, выражающиеся в том, что крупные ИТ-компании переносят свои головные офисы в другие юрисдикции из-за желания быть ближе к рынкам сбыта и партнерам, а также для получения доступа к финансированию и кадрам, обладающим дефицитными на российском рынке навыками и опытом. С другой стороны, эти компании оставляют в России крупные центры разработок и поддерживают отечественное образование в сфере ИТ.

Трансляция цифровых навыков для малого и среднего бизнеса на основе опыта реализации пилотных проектов - одно из ключевых и наиболее успешных мероприятий в рамках европейских целевых программ. Такие пилотные проекты реализуются с учетом отраслевой специфики, позволяют выявить наиболее эффективные подходы к внедрению цифровых технологий в компаниях малого и среднего бизнеса, получить оперативную обратную связь, как от компаний, так и от их клиентов.

В автомобильной отрасли, реализация пилотных проектов была направлена на:

- включение компаний малого и среднего бизнеса в цепочки поставок атопроизводителей. Основным фокусом стало построение соответствующей коммуникационной платформы;

- обеспечение компаний малого и среднего бизнеса, работающих на рынке запчастей, авторизованными поставками крупных производителей.

Участниками пилотного проекта стало более 170 испанских компаний малого и среднего бизнеса. В качестве наиболее значимых результатов отмечены: ускорение и большая прозрачность бизнес-процессов, снижение ошибок, исключение ручного ввода данных, повышение качества обслуживания клиентов за счет большей скорости и точности обработки заказов, снижение расходов на коммуникацию.

Важным трендом современной цифровой экономики является развитие технологий, позволяющих небольшим компания производить технически сложные изделия, ранее доступные только хорошо оснащённым крупным предприятиям. В частности, 3D-печать, компьютерное проектирование и моделирование могут стать драйвером развития МСП в России. Как показывает мировая практика, важный элемент инфраструктуры поддержки МСП - технопарки, предоставляющие своим резидентам доступ к современному производственному оборудованию (многокоординатным обрабатывающим центрам и др.)4.

Концепция цифрового производства представляет большой интерес для российских промышленных компаний, но реальные примеры внедрения все еще редки, а существующие носят преимущественно местный характер, из-за отсутствия систематизации реализованных решений и недостаточного понимания практической реализации интегрированных подходов в цифровом производстве. В целом, автоматизация производственных площадок и бизнес-процессов в российских компаниях не имеет общих связей, а это означает, что невозможно организовать информационные коммуникации на всех уровнях производственного процесса, от проектирования и подготовки от производства до материально-технического обеспечения продукта и управления распределением. Этот разрыв между промышленной автоматизацией и 1Т-автоматизацией ограничивает создание непрерывной информационной среды, которая охватывает все уровни производственных и логистических процессов компании, необходимые для организации цифрового производства Устранение этого разрыва является приоритетным направлением для цифровизации российской промышленности.

Российские компании активно интегрируются в международные альянсы, которые устанавливают технологические стандарты на ближайшие годы. Это позволяет синхронизировать цифровые решения, которые стимулируют появление ассоциаций, заинтересованных в качественно различных технологических решениях. Систематическая цифровизация всех аспектов экономики является важным шагом на пути к сознательному росту и развитию страны. Важно, чтобы потребность в этом этапе была одинаково признана компанией и государством, сотрудничала и синхронизировала достижения.

Сегодня электронная торговля - один из ключевых драйверов роста ритейла. Так, в Китае за последний год рост составил 52%, В Южной Ко-

рее - 41%. Активно растет электронная торговля и в развитых странах: Великобритания +8%, Франция +7%, США и Япония +5%. Особенностью мирового рынка ритейла является его высокая концентрированность: ТОП-10 компаний занимают 30% от всего оборота (по ТОП-250), при этом 7 компаний из 10 происходят из США.

Внедрение современных технологий способно значительно улучшить деятельность предприятий в целом ряде областей. «Индустрии 4.0» могут содействовать оптимизации и автоматизации основных производственных и управленческих бизнес-процессов, повысить эффективность использования оборудования за счет обработки получаемых в реальном времени массивов данных и выявления скрытых взаимозависимостей, а также усовершенствовать планирование расхода сырья и графика выпуска готовой продукции. В области обслуживания оборудования современные технологии позволяют выстроить систему превентивного обслуживания, функционирующую на основе прогностических моделей с использованием данных, получаемых в реальном времени, которые помогают оценить реальную потребность оборудования в обслуживании и ремонте и оптимизировать эти процессы. Цифровизация открывает перед компаниями интересные перспективы повышения эффективности в сфере управления складскими запасами и логистическими процессами предприятия.

В мировой практике подобные структуры уже действуют. Так, например, в Германии это сеть из 15 «центров компетенций» (Kompetenzzentren) и 4 региональных представительств. «Дорожная карта» внедрения цифровых изменений включает 5 основных этапов5:

1. Информирование.

Что такое индустрия 4.0? Что это может дать для моей компании? На этом этапе сотрудники центров цифровых компетенций проводят встречи и выступления, организуют работу экспертов, конференции и семинары, анализ возможностей внедрения инноваций и др. Цель этапа - формирование у руководства и сотрудников компании мотивации для внедрения цифровых изменений.

2. Демонстрация.

Как это работает на практике? Организуются выезды на предприятия, имеющие успешный опыт внедрения цифровых технологий нового поколения, знакомство с лучшими отраслевыми практиками, разработчиками технологий, компаниями. Цель этапа - дать возможность оценить практический эффект внедрения цифровых изменений.

3. Анализ и обучение.

Какие навыки нужны компании и персоналу для цифровизации бизнеса? Проводятся тренинги, семинары, мастер-классы, консультации, «мозговые штурмы», стажировки и другие формы обучения. Цель этапа -формирование у ключевых сотрудников компании понимания стратегии цифровизации своего бизнеса, а также важнейших навыков и компетенций;

4. Разработка плана цифровых изменений.

Насколько компания готова к цифровизации? Какие конкретные шаги следует предпринять? Разработка стратегии цифровизации бизнеса и плана реализации этой стратегии. Цель этапа - четкое понимание на всех уровнях компании своих целей и задач, ключевых показателей реализации стратегии цифровизации бизнеса.

5. Реализация.

На этом этапе выполняется разработанный план цифровизации, оцениваются результаты и вносятся необходимые коррективы.

Эффективное управление изменениями, необходимыми для цифрови-зации бизнеса, внедрения комплекса технологий «четвертой промышленной революции» - одна из главных задач формирующейся комплексной системы развития малого и среднего бизнеса в России.

Таким образом, с ростом вовлеченности малого и среднего бизнеса в цифровую экономику на первый план выходит вопрос обеспечения информационной безопасности, защиты данных от несанкционированного использования, вирусных атак, различных вариантов кибермошенниче-ства. Высокий уровень навыков в области информационной безопасности бизнеса, знание наиболее актуальных рисков и угроз - одна из ключевых составляющих технологического лидерства. Комплексная государственная поддержка в этой сфере может дать значительный мультипликативный эффект, повысив привлекательность малого и среднего бизнеса в России.

Несмотря на то, что сегодняшняя макроэкономическая ситуация накладывает определенные ограничения, существуют перспективы развития рынка венчурного финансирования в России, который основан на значительных масштабах неиспользованного потенциала, важно ускорить темпы цифровизации и к 2025 г. достичь амбициозной, но вполне реалистичной цели - утроить размеры цифровой экономики.

Примечания Endnotes

1 Бренделева Е.А. Институциональная среда цифровой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 5. № 11. С. 71-76; СахаровМ. Бережливое производство: оптимизация интегрированного продукта в транспортном холдинге // Экономика и жизнь (Москва). 2017. 8 дек. № 48. С. 16-18. https:// www.eg-online.ru/article/362209/

2 Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28.07.2017. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLV uPgu4bvR7M0.pdf

3 Индикаторы цифровой экономики: 2017: Статистический сборник. Москва, 2017.

4 Стариков Е.Н., Раменская Л.А. Развитие цифровой экономики: Возможности и риски для традиционных отраслей промышленности // Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике. Пермь, 2017. С. 146-149.

5 Бауэр В.П., Морковкин Д.Е., Москвитина Е.И., Маликова О.И., Сильвестров С.Н., Тепляков А.Ю., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики. Москва, 2018. 204 с.

Автор, аннотация, ключевые слова

Гнездова Юлия Владимировна - докт. экон. наук, профессор кафедры экономики Смоленского государственного университета (Смоленск) Iuliy_67@mail.ru

В современных условиях новейшие технологии дают возможность повысить эффективность производственных бизнес-процессов. Традиционные подходы и методы работы меняются по мере того, как новые технологии проникают во все новые отрасли и области жизни. Сейчас в России инвестиции в ИТ составляют лишь 6,5% от общего объема частных инвестиций, что примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Западной Европы, и в четыре раза меньше, чем в США. Делается вывод, что доля России в общемировом потреблении ИКТ в корпоративном секторе составляет 1%, тогда как аналогичный показатель Великобритании равен 7%, Китая - 6%, а Германии - 5%.

Цифровая трансформация, «индустрия 4.0», технологии, модели, инновации, цифровая экономика.

References

Articles from Scientific Journals

1. Brendeleva E.A. Institutsionalnaya sreda tsifrovoy ekonomiki. Ekonomika i uprav-leniye: problemy, resheniya, 2017, vol. 5, no. 11, pp. 71-76.

Articles from Proceedings and Collections of Research Papers

2. Starikov E.N., Ramenskaya L.A. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki: Vozmozhnosti i riski dlya traditsionnykh otrasley promyshlennosti. Razvitiye menedzhmenta v usloviyakh perekhoda k tsifrovoy ekonomike. Perm, 2017, pp. 146-149.

Monographs

3. Bauer V.P., Morkovkin D.Ye., Moskvitina Ye.I., Malikova O.I., Silvestrov S.N., Teplyakov A.YU., Tolkachev S.A., Tsvetkova T.M. Promyshlennaya politika v epokhu tsifrovoy transformatsii ekonomiki. Moscow, 2018, 204 p.

Author, Abstract, Key words

Julia V. Gnezdova - Doctor of Economics, Associate Professor, Smolensk State

University (Smolensk, Russia) Iuliy_67@mail.ru

In modern conditions the latest technologies give the chance to increase efficiency of production business processes. Traditional approaches and methods of work change as new technologies get into all new branches and areas of life. Now in Russia investments into IT make only 6,5% of the total amount of private investments that approximately is twice less, than on average in countries of Western Europe, and four times less, than in the USA. The conclusion is drawn that the share of Russia in universal consumption of ICT in the corporate sector makes 1% whereas the similar indicator of Great Britain is equal to 7%, China - 6%, and Germany - 5%.

Digital transformation, "industry 4.0", technologies, models, innovations, digital economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.