Научная статья на тему 'Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения'

Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / цифровизация здравоохранения / здравоохранения / цифровая медицина / телемедицина / information and communication technologies / healthcare digitalization / digital transformation of healthcare / open innovation policy / digital medicine / telemedicine / foreign experience

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пшихачева Аминат Шагифовна

Современные вызовы в области здравоохранения формируют более сложные задачи не только с точки зрения исполнения медицинскими организациями и их сотрудниками своих базовых функций, но и формирования ими клиентоориентированной среды, отличающейся высоким уровнем сервиса. Для обеспечения соответствующих стандартов обслуживания требуется построение эффективного диалога между участниками системы здравоохранения, что определяет актуальность поиска наиболее эффективных информационно-коммуникационных инструментов, направленных на формирование устойчивых доверительных форм взаимодействия, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. В статье рассмотрены мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения. Автор приходит к выводу о том, что изменение используемых медицинскими учреждениями форм и типов информационно-коммуникационных технологий связано с установкой государств на проведение цифровизации здравоохранения и реализацией политики «открытых инноваций». Отмечена тенденция расширения целевой аудитории при формировании коммуникационной стратегии медицинских учреждений: смещение акцента на вопросы профилактики заболеваний и сохранения здоровья требуют комплексной работы в т.ч. с лицами, не достигшими совершеннолетия. В результате обобщения зарубежных практик также формируется вывод о том, что стимулирование процесса внедрения новых информационно-коммуникационных решений во многом обусловлено влиянием пандемии COVID-19, изменившей представления о способах и форматах взаимодействия врача и пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пшихачева Аминат Шагифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global trends in the use of information and communication technologies in the activities of health care institutions

Modern challenges in the field of health care form more complex tasks not only in terms of the performance by medical organizations and their employees of their basic functions, but also the formation of a client-oriented environment with a high level of service. To ensure appropriate standards of service, it is necessary to build an effective dialogue between participants in the healthcare system, which determines the relevance of finding the most effective information and communication tools aimed at creating sustainable trust-based forms of interaction, as well as increasing of the availability and quality of medical care. The article considers global trends in the use of information and communication technologies in the activities of healthcare institutions. The author argues that the change in the forms and types of information and communication technologies used by medical institutions is associated with the installation of states on the digitalization of healthcare and the implementation of the policy of open innovations. A tendency to expand the target audience in the formation of the communication strategy of medical institutions was noted. A shift in emphasis on the issues of disease prevention and health preservation requires comprehensive work, including with persons under the age of majority. As a result of the generalization of foreign practices, the author also notes that the stimulation of the process of introducing new information and communication solutions is largely due to the influence of the COVID-19 pandemic, which has changed ideas about the methods and formats of interaction between a doctor and a patient.

Текст научной работы на тему «Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения»

■ ■ ■ Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения

Пшихачева А.Ш.

ООО «Полимедсервис», Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Современные вызовы в области здравоохранения формируют более сложные задачи не только с точки зрения исполнения медицинскими организациями и их сотрудниками своих базовых функций, но и формирования ими клиентоориентированной среды, отличающейся высоким уровнем сервиса. Для обеспечения соответствующих стандартов обслуживания требуется построение эффективного диалога между участниками системы здравоохранения, что определяет актуальность поиска наиболее эффективных информационно-коммуникационных инструментов, направленных на формирование устойчивых доверительных форм взаимодействия, а также повышение доступности и качества медицинской помощи. В статье рассмотрены мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения. Автор приходит к выводу о том, что изменение используемых медицинскими учреждениями форм и типов информационно-коммуникационных технологий связано с установкой государств на проведение цифровизации здравоохранения и реализацией политики «открытых инноваций». Отмечена тенденция расширения целевой аудитории при формировании коммуникационной стратегии медицинских учреждений: смещение акцента на вопросы профилактики заболеваний и сохранения здоровья требуют комплексной работы в т.ч. с лицами, не достигшими совершеннолетия. В результате обобщения зарубежных практик также формируется вывод о том, что стимулирование процесса внедрения новых информационно-коммуникационных решений во многом обусловлено влиянием пандемии COVID-19, изменившей представления о способах и форматах взаимодействия врача и пациента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровизация здравоохранения, здравоохранения, цифровая медицина, телемедицина.

Для цитирования: Пшихачева А.Ш. Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения//Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №1. 2023. С. 40-51.

Сведения об авторе: Пшихачева Аминат Шагифовна, провизор ООО «Полимедсервис», тел. +7(965)295-44-64. Адрес: 119602, г. Москва, ул. Никулинская, д. 27. E-mail: a.pshikhacheva@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 16. 01. 2023. Принята к печати: 23.03.2023.

Введение

Развитие представлений об уровне сервиса, качества и доступности медицинских услуг послужили основой для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу здравоохранения. Актуальность исследования вопросов, связанных с идентификацией основных трендов в области применения информационно -коммуникационных технологий обусловлена следующими причинами.

Во-первых, в условиях глобализации неизбежно повышается ценность и значимость информации, отвечающей базовым критериям эффективности ее предоставления. Значительное число информационных источников, использование разнообразных средств, способов и форм коммуникации, с одной стороны, обеспечивают большую доступность информации, но с другой стороны, способствуют возникновению «синдрома информационной усталости» [Киреева]. Во-вторых, релевантной сложившимся условиям остается проблема доступности информации: с одной стороны, речь идет о специфике медицинской коммуникации, отличающейся высоким уровнем использования профессиональной терминологии, которая зачастую недоступна по своему смыслу непрофессиональному сообществу, с другой стороны - отмечается недостаточный (фрагментарный) уровень информатизации процессов в области здравоохранения. В-третьих, актуальность рассматриваемого спектра вопросов обусловлена необходимостью поиска универсальных моделей организации информационно-коммуникационного

взаимодействия, их стандартизации и упорядочении в условиях постоянного возрастания числа используемых инструментов.

Анализ текущих трендов свидетельствует о том, что нацеленность на цифровизацию процессов в здравоохранении и осуществление цифровой трансформации медицинской отрасли в целом является мировой тенденцией. В настоящей статье рассмотрены мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения.

Обзор литературы и методология исследования

Вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения нашли комплексное отражение в работах российский специалистов, в частности: [Минаев, Федяев, Серяпина, Скоморохова], [Устинович, Минакова, Хачикян], [Швец] рассмотрены общие вопросы цифровизации здравоохранения в зарубежных странах. [Гурцкой], [Игнатова, Спасенникова] исследуют влияние пандемии на процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения. Проблемный дискурс процесса

внедрения информационно-коммуникационных технологий выступает предметом исследования [Эштиева].

В то же время вопросы использования информационно-коммуникационных технологий широко освещены в зарубежной литературе. В числе основных вопросов, исследуемых в работах зарубежных авторов, выступают проблемы формирования единого цифрового контура здравоохранения, перехода к модели eHealth [Suraci, Marques et al.]. Значительное число публикаций посвящено вопросам трансформации взглядов на природу взаимоотношений и используемых инструментов информационно-коммуникационного взаимодействия врача и пациента в период и после пандемии [Bitar, Alismail, Guitton et al.].

В рамках анализа ключевых мировых тенденций применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения использовались такие методы исследования, как обзор литературы по теме исследования, дедукция, индукция, сравнение, метод научного обобщения.

Результаты исследования

Современные вызовы в области здравоохранения формируют более сложные задачи не только с точки зрения исполнения медицинскими организациями и их сотрудниками своих базовых функций, но и формирования ими клиентоориентированной среды, отличающейся высоким уровнем сервиса. Для обеспечения соответствующих стандартов обслуживания требуется построение эффективного диалога между участниками системы здравоохранения, что определяет актуальность поиска наиболее эффективных информационно-коммуникационных инструментов, направленных на формирование устойчивых доверительных форм взаимодействия, а также повышение доступности и качества медицинской помощи.

Установлено, что как в развитых, так и в развивающихся странах наметилась тенденция на формирование широкого цифрового контура здравоохранения. Применяемые решения отличаются по характеру и областям применения, однако неизменно направлены на повышение стандартов доступности и качества оказания медицинской помощи, а также нацелены на повышение удовлетворенности населения медицинской помощью в различных странах.

Невзирая на отсутствие универсальной модели здравоохранения, включая отсутствие единой практики решения вопросов нормативно-правового и методологического сопровождения процесса развития новых форм и способов взаимодействия медицинских организаций с пациентами, исследование мирового опыта позволяет выделить следующие линии развития практик применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности медицинских организаций.

Прежде всего, в числе ключевых трендов следует отметить взаимосвязь между трансформацией подходов, способов и форм осуществления коммуникаций и взаимодействия в исследуемой плоскости с установкой современных государств на проведение цифровизации процессов в здравоохранении, цифровой трансформации медицинской отрасли в целом, а также установкой на осуществление политики «открытых инноваций».

В частности, в последнее время национальные системы здравоохранения были ощутимо модернизированы во многих странах (Китай, Индия). Республика Корея вплотную подошла к топ-10 Глобального инновационного индекса (ГИИ), возглавив список стран-лидеров по такому показателю, как общий объем инвестиционных вливаний в различные отрасли. Также заметное продвижение удалось показать Вьетнаму и Филиппинам, которые стали лидерами по таким показателям, как экспорт и импорт высокотехнологичной продукции. Последние семь лет страны Африки к югу от Сахары находятся в лидерах в инновационной сфере [Bazargani, Saadati, Tabrizi, Farahbakhsh, Golestani].

Человечество накопило богатый опыт в сфере создания моделей организации и финансового обеспечения здравоохранения, а также их оптимизации. Например, передовым державам удается расширить охват граждан медицинской помощью, которая оказывается на безвозмездной основе. Кроме того, они рационализуют источники финансового обеспечения и способы, посредством которых средства распределяются. То же самое относится к способам, посредством которых система охраны здоровья управляется, что позволяет устранить дублирование расходов и увеличить ее эффективность.

Так, инновации играют важнейшую роль в деле повышения качества медицинских услуг и доступа к ним. Рейтинг по эффективности инновационной деятельности, составленный Глобальным инновационным индексом (2019), возглавила Швейцария. Первая пятерка также включала Швецию, США, Нидерланды и Великобританию (всего 129 стран). США -признанный лидер по таким показателям, как количество и объем программ поддержки инноваций в области охраны здоровья. Представленные ниже высокоинновационные научные инициативы финансово обеспечиваются в соответствии с вступившим в силу в 2016 г. Законом о лечении (The Cures Act). Так, речь идет о:

• раке Moonshot;

• инициативе «Исследование мозга через продвижение инновационных нейротехнологий» (BRAIN). Она нацелена то, чтобы углубить понимание механизмов, в соответствии с которыми мозг получает, хранит и кодирует информацию, что позволяет лечить и диагностировать психические/неврологические расстройства;

• инновационном проекте по регенеративной медицине (Regenerative Medicine Innovation Project). Клинические исследования поддерживаются в тесной координации с федеральным правительством (FDA).

• реализации крупного исследовательского проекта «Все мы», которым занимается Национальный институт здравоохранения США. Проект создает условия для объединения, анализа и совмещения разрозненных данных (геопространственных, социально-экономических, экзогенных, биологических), от которых зависит процесс лечения и индивидуальной профилактики болезней, что дает возможность углубленного понимания причин, определяющих различия состояния здоровья и механизмов данной специфики. В проекте участвует свыше 1 млн человек, что превратится в бесценный исследовательский ресурс, на основе которого можно будет создавать новые медицинские знания, способные принести пользу людям.

Мобильное здравоохранение (mHealth) является набором решений, которым могут пользоваться врачи и пациенты. При этом для оказания медицинских услуг используется мобильная связь (диагностика, мониторинг данных и т. д.). Эта система зачастую представляет собой приложение в смартфоне и переносного устройства, что дает возможность вполне бюджетной заботы о здоровье. mHealth-устройства позволяют следить за самочувствием владельца устройства. Чрезвычайно актуально это в случае наличия хронических заболеваний, поскольку благодаря мониторингу показателей можно вовремя выявить отклонения и позаботиться о требуемых мерах, которые помогут предупредить последующее развитие болезни.

В числе ключевых тенденций - создание открытых инновационных платформ или экосистемы инноваций вокруг данных о здоровье пациентов. На сегодняшний день все европейские страны сейчас пользуются двумя электронными трансграничными медицинскими услугами:

• цифровым резюме пациента (Patient Summary) - перечень сведений о значимых аспектах здоровья в сжатом виде (проведенные операции, прошлые заболевания, принимаемые лекарства, аллергии и пр.). Оно входит в широкую базу данных относительно состояния здоровья (электронную медицинскую карту). Врачи черпают из него важные сведения о больном на его родном языке в случае наличия языкового барьера при условии прибытия пациента из иноязычной страны;

• электронным рецептом (ePrescription, eDispensation), благодаря которому граждане Европейского Союза получают право на получение лекарств в аптеках за пределами данной страны Евросоюза. В страну

прибытия электронный рецепт передается онлайн из страны регистрации (проживания).

Возможен обмен информацией относительно состояния здоровья больного между медицинскими работниками стран Евросоюза, что обеспечивает новая инфраструктура цифровых услуг. Существуют планы проводить обмен различными материалами (включая выписки из стационара, результаты лабораторных исследований, медицинские снимки, электронные документы, медицинскую карту больного) к 2025 г. в 25 странах Сообщества. Разные страны Европы неравномерно задействуют технологии eHealth, что провоцирует особые трудности [Marques, McIntosh, Valera, Gaddam].

Кроме того, среди ключевых трендов можно отметить развитие каналов коммуникации с представителями подрастающего поколения. В современном мире акцент с лечения заболеваний смещается к проблемам сохранения и преумножения здоровья, в связи с чем, приоритетной задачей медицинских учреждений является вовлечение в работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний лиц, не достигших совершеннолетия.

В частности, Департаментом окружающей среды Эстонии проведена разработка образовательного плана (на 7 лет) для школьных педагогов, который позволит повысить осведомленность граждан относительно декларируемых Всемирной организацией здравоохранения целей устойчивого развития. В дальнейшем он должен стать частью образовательных программ для школ.

С этой же целью в Финляндии повсеместно практикуется использование социальных сетей, благодаря которым с помощью фото, аудиовизуальных материалов, сообщений обеспечен охват свыше 300 тыс. пользователей. Обеспечение быстрого потока информации наполнено информационными бюллетенями, статьями и приложениями для смартфонов. Кроме того, это действенный инструмент мониторинга.

Рассматривая мировые тренды применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения следует отметить широкое влияние внешней среды на скорость адаптации новых технологий. Так, стимулирование процесса внедрения новых информационных решений во многом обусловлено влиянием пандемии COVID-19, изменившей представления о способах и форматах взаимодействия врача и пациента.

Широкое развитие с начала пандемии приобрели также так называемые «унифицированные коммуникации как услуга» (UCaaS), представляющие собой набор приложений, которые позволяют компаниям и организациям здравоохранения общаться через IP и объединять свои коммуникации на единой платформе. Конфигурация подобных решений, как правило, варьируются в зависимости от поставщика и потребностей

клиента, однако типовые решения обычно состоят из размещенной телефонной системы, инструментов управления сетью, средств конференцсвязи и совместной работы, размещенного приложения контакт-центра и портала управления [Guitton].

Инновационные технологии активно внедряются и разрабатываются в Китае: так, специалисты разработали систему эпидемиологического надзора, которая является крупнейшей в мире. Благодаря ей возможна онлайн-передача эпидемиологических данных. Кроме того, стоит упомянуть о формировании системы интернет-рецептов, которая позволяет противодействовать монополии на продажу лекарств, а также о создании мобильных приложений Alijk в сфере здравоохранения.

В данном контексте можно вспомнить также создание Китайского центра мобильных медицинских инноваций. Функционал приложения предполагает возможность загрузки пациентом скана собственного рецепта, получения сведений о стоимости препарата в расположенных поблизости аптеках, оплаты с помощью мобильной платежной системы AliPay и получения покупки. С помощью этой технологии проще покупать лекарства и можно добиться внушительной (до 50%) экономии.

Специализирующаяся на выпуске медицинских приложений для смартфонов компания Chunyu Yisheng (Китай) сообщила о запуске свыше 300 клиник в таких китайских городах, как Пекин, Ухань, Ханчжоу, Шанхай и др. (всего 50 городов). Программа предполагает использование оборудования и помещений работающих медицинских учреждений. Кроме того, эти клиники предоставляют интернет-услуги и поставляют медицинские кадры. На данный момент компания трудоустроила свыше 100 тыс. врачей. Количество пациентов, которые обслуживаются в клиниках, составляет порядка 58 млн. человек. Организацией телемедицинского бизнеса занялась страховая компания Ping An. Она проводит дистанционные медицинские консультации (50 тыс. врачей и 77 пользователей в 2020 г.). Миллионы жителей Китая могут найти доктора при помощи мобильного приложения Spring Rain Doctor. Формат консультации - телефонный разговор или SMS-сообщения [Bitar, Alismail, Li, Liu].

Global Market Insights сообщает, что в 2019 г. мировой рынок телемедицинских услуг по объему оценивался в 45 млрд. долл. В обозримой перспективе его рост прогнозируется на уровне приблизительно в 19,3% (к 2026 г. возможно достижение им отметки в 175 млрд долл.).

Иными словами, сегодняшний день отмечен усилением интереса к научным изысканиям в области информационных и коммуникационных технологий, поскольку eHealth обладает колоссальным потенциалом, и может в скором времени сделать медицинскую помощь более доступной и качественной [Швец: 51-52]. Инновационный потенциал России в данной

области можно ощутимо увеличить, если адаптировать к отечественным реалиям передовые практики стимулирования инновационного развития медицины.

Выводы

Расширение цифрового контура здравоохранения является общемировым трендом, при этом используемыми различными странами информационно-коммуникационные решения отличаются по характеру и областям применения, однако неизменно направлены на повышение стандартов доступности и качества оказания медицинской помощи, а также нацелены на повышение удовлетворенности населения медицинской помощью в различных странах. Исследование опыта зарубежных страны в области применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения позволило выделить следующие ключевые тенденции.

В результате анализа параметров, способствующих формированию единого цифрового контура здравоохранения в зарубежной практике установлено, что в настоящее время наблюдается тесная взаимосвязь между трансформацией подходов, способов и форм осуществления коммуникаций и взаимодействия между медицинским сообществом и пациентом и проводимой государственной политикой. В частности, исследование азиатского и европейского опыта указывает на взаимосвязь скорость и глубины развития информационно-коммуникационных технологий с положением отдельных стран в рейтинге по эффективности инновационной деятельности, составленный глобальным инновационным индексом. Изучение структуры ключевых информационно -коммуникационных решений свидетельствует также о наличии связи с политическими решениями о необходимости массовой цифровизации процессов в здравоохранении, осуществления цифровой трансформации медицинской отрасли, а также проведения политики «открытых инноваций». Ядром формирования коммуникативной среды все чаще выступают экосистемы инноваций вокруг данных о здоровье пациентов, при этом ключевой идей является переход к еНеа1Ш (цифровому здравоохранению / цифровой медицине) ^шгаш].

Изменение фокуса внимания современного медицинского сообщества с вопросов, связанных с лечением заболеваний, в сторону проблем формирования здорового образа жизни и профилактики отдельных болезней также определило формирование новых стандартов использования информационно-коммуникационных технологий. Наблюдается интенсификация взаимодействия, включая развитие различных современных социальных каналов коммуникации, с подрастающим поколением.

Наконец, в рамках обобщения зарубежного опыта установлено, что стимулирование процесса внедрения новых информационных решений во многом обусловлено влиянием пандемии СОУГО-19, изменившей представления о способах и форматах взаимодействия врача и пациента. Широкое применение получили телемедицинские технологии в здравоохранении, включая развитие инструментов дистанционной диагностики, а также комплексные технологии, обеспечивающие формирование «цифрового портрета» пациента и медицинских организаций.

Источники

Глобальный инновационный индекс // Всемирная организация интеллектуальной собственности. [эл. ресурс]:

https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/ (дата обращения: 03.02.2023).

Гурцкой Л.Д. (2022). Цифровые технологии и развитие телемедицины в период и после пандемии COVID-19 // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. № 3. С. 44-47.

Игнатова А.И., Спасенникова М.Г. (2022). Телемедицина: влияние пандемии на тренды цифровой дистанционной помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. № 1-2. С. 100-107.

Киреева О. Ф. (2013). Социологическая диагностика информационной безопасности информационно-коммуникационной среды / О. Ф. Киреева // Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24, № 12. С. 35-42.

Минаев П.В., Федяев Д.В., Серяпина Ю.В., Скоморохова Т.В. (2021). Обзор зарубежного опыта внедрения электронного здравоохранения // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. № 1. С. 63-71.

Мобильная революция китайского здравоохранения // Лаовай.ру. [эл. ресурс]: https://laowai.ru/mobilnaya-revolyuciya-kitajskogo-zdravooxraneniya/ (дата обращения: 03.02.2023).

Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира. (2021). Экспертный обзор. Е.И. Аксенова, О.В. Бессчетнова. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 40 с.

Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Артемова П.В. (2018). Зарубежный опыт государственного регулирования здравоохранения в сфере применения технологий телемедицины // Проблемы экономики и юридической практики. № 4. С. 207-211.

Тарасенко Е.А. (2014). Развитие технологических инноваций в области тНеа1Ш: возможности для врачей для профилактики заболеваний, диагностики и консультирования пациентов // Врач и информационные технологии. № 4. С. 59-65.

Телемедицина (мировой рынок) // Zdrav.Expert. 2021. [эл. ресурс]: https://zdrav.expert/index.php/ (дата обращения: 03.02.2023).

Устинович Е.С., Минакова И.Н., Хачикян Н.А. (2019). Зарубежный опыт цифровизации здравоохранения еНЕАЬТН // Социальная политика и социальное партнерство. № 4. С. 14-18.

Шарков Ф.И. (2015). Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности // Ислам в современном мире.11(3):175-182.

Швец Ю.Ю. (2016). Зарубежный опыт обеспечения качества медицинских услуг // ТДР. № 6. С. 51-52.

Эштиева Д.М. (2017). Проблемы внедрения m-health технологий в российском здравоохранении // Социология. № 3. С. 158-161.

Bitar H, Alismail, S. (2021). The role of eHealth, telehealth, and telemedicine for chronic disease patients during COVID-19 pandemic: A rapid systematic review // DIGITAL HEALTH. Vol. 7.

Guitton M.J. (2021). Something good out of something bad: eHealth and telemedicine in the Post-COVID era // Computers in Human Behavior. Vol. 10, pp. 123-126.

Li, X., Liu, Q. (2020). Social Media Use, eHealth Literacy, Disease Knowledge, and Preventive Behaviors in the COVID-19 Pandemic: Cross-Sectional Study on Chinese Netizens. In: J Med Internet Res. Vol. 9, pp. 22-28.

Marques, B., McIntosh, J., Valera, A., Gaddam, A. (2020). Innovative and Assistive eHealth Technologies for Smart Therapeutic and Rehabilitation Outdoor Spaces for the Elderly Demographic. In: Multimodal Technol. Interact. Vol. 4, pp. 76-81.

Sadeghi Bazargani, H., Saadati, M., Tabrizi, J.S., Farahbakhsh, M., Golestani, M. (2020). Forty years after Alma-Ata: how people trust primary health care? In: BMC Public Health. Vol. 20, pp. 942-945.

Suraci et al. (2022). The Next Generation of eHealth: A Multidisciplinary Survey/ In: IEEE Access. Vol. 10, pp. 134623-134646.

Yagiz, J.I., Goderis, G. (2022). The Impact of the COVID-19 Pandemic on eHealth Use in the Daily Practice and Life of Dutch-Speaking General Practitioners in Belgium: Qualitative Study With Semistructured Interviews // JMIR Form Res. Vol. 28, pp. 6-11.

■ ■ ■ Global trends in the use of information and communication technologies in the activities of health care institutions

Pshihacheva A. Sh.

LLC "Polymedservice", Moscow, Russian Federation.

Abstract. Modern challenges in the field of health care form more complex tasks not only in terms of the performance by medical organizations and their employees of their basic functions, but also the formation of a client-oriented environment with a high level of service. To ensure appropriate standards of service, it is necessary to build an effective dialogue between participants in the healthcare system, which determines the relevance of finding the most effective information and communication tools aimed at creating sustainable trust-based forms of interaction, as well as increasing of the availability and quality of medical care. The article considers global trends in the use of information and communication technologies in the activities of healthcare institutions. The author argues that the change in the forms and types of information and communication technologies used by medical institutions is associated with the installation of states on the digitalization of healthcare and the implementation of the policy of open innovations. A tendency to expand the target audience in the formation of the communication strategy of medical institutions was noted. A shift in emphasis on the issues of disease prevention and health preservation

requires comprehensive work, including with persons under the age of majority. As a result of the generalization of foreign practices, the author also notes that the stimulation of the process of introducing new information and communication solutions is largely due to the influence of the COVID-19 pandemic, which has changed ideas about the methods and formats of interaction between a doctor and a patient.

Key words: information and communication technologies, healthcare digitalization, digital transformation of healthcare, open innovation policy, digital medicine, telemedicine, foreign experience.

For citation: Pshikhacheva A.S. Global trends in the use of information and communication technologies in the activities of healthcare institutions//Communicology: electronic scientific journal. Volume 8. No. 1. 2023, pp. 40-51.

Inf. about the author: Pshikhacheva Aminat Shafigovna, pharmacist Polimedservis LLC, tel. +7(965)295-44-64. E-mail: a.pshikhacheva@mail.ru

Received: 16. 01. 2023. Accepted: 23.03.2023. References

Bitar H, Alismail, S. (2021). The role of eHealth, telehealth, and telemedicine for chronic disease patients during COVID-19 pandemic: A rapid systematic review. In: DIGITAL HEALTH. Vol. 7. (In Rus.).

Eshtieva D.M. (2017). Problems of the introduction of m-health technologies in Russian healthcare. In: Sociology. No. 3, pp. 158-161. (In Rus.).

Global Innovation Index In: World Intellectual Property Organization. [el. source]: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru / (date of reference: 03.02.2023). (In Rus.).

Guitton M.J. (2021). Something good out of something bad: eHealth and telemedicine in the Post-COVID era In: Computers in Human Behavior. Vol. 10, pp. 123-126.

Gurtskaya L.D. (2022). Digital technologies and the development of telemedicine during and after the COVID-19 pandemic In: Bulletin of the N. A. Semashko National Research Institute of Public Health. No. 3, pp. 44-47. (In Rus.).

Ignatova A.I., Spasennikova M.G. (2022). Telemedicine: the impact of the pandemic on the trends of digital remote assistance In: Bulletin of the N. A. Semashko National Research Institute of Public Health. No. 1-2, pp. 100-107. (In Rus.).

Indicators of the availability and quality of medical care that ensure the satisfaction of the population with medical care in various countries of the world. (2021). Expert review. E.I. Aksenova, O.V. Besschetnova. M.: GBU «NIIOZMM DZM», 40 p. (In Rus ).

Kireeva O. F. (2013). Sociological diagnostics of information security of the information and communication environment / O. F. Kireeva // Labor and social relations. 2013. vol. 24, No. 12. pp. 35-42. (In Rus.).

Li, X., Liu, Q. (2020). Social Media Use, eHealth Literacy, Disease Knowledge, and Preventive Behaviors in the COVID-19 Pandemic: Cross-Sectional Study on Chinese Netizens In: J Med Internet Res. Vol. 9, pp. 22-28.

Marques, B., McIntosh, J., Valera, A., Gaddam, A. (2020). Innovative and Assistive eHealth Technologies for Smart Therapeutic and Rehabilitation Outdoor Spaces for the Elderly Demographic In: Multimodal Technol. Interact. Vol. 4, pp. 76-81.

Minaev P.V., Fedyaev D.V., Seryapina Yu.V., Skomorokhova T.V. (2021). Review of foreign experience in the introduction of e-health In: Pharmacoeconomics. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. No. 1, pp. 63-71. (In Rus.).

Sadeghi Bazargani, H., Saadati, M., Tabrizi, J.S., Farahbakhsh, M., Golestani, M. (2020). Forty years after Alma-Ata: how people trust primary health care? In: BMC Public Health. Vol. 20, pp. 942-945.

Sharkov F.I. (2015). Information and communication paradigm of the development of Russian statehood In: Islam in the modern world.; 11(3):175-182. (In Rus.).

Shvets Yu.Yu. (2016). Foreign experience in ensuring the quality of medical services In: TDR. No. 6, pp. 51-52. (In Rus.).

Smyshlyaev A.V., Melnikov Yu.Yu., Artemova P.V. (2018). Foreign experience of state regulation of healthcare in the field of application of telemedicine technologies // Problems of economics and legal practice. No. 4, pp. 207-211. (In Rus.).

Suraci et al. (2022). The Next Generation of eHealth: A Multidisciplinary Survey In: IEEE. AccessVol. 10, pp. 134623-134646.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tarasenko E.A. (2014). Development of technological innovations in the field of mHealth: opportunities for doctors to prevent diseases, diagnose and consult patients // Doctor and Information Technologies. No. 4, pp. 59-65. (In Rus.).

Telemedicine (world market) In: Zdrav.Expert. 2021. [el. source]: https://zdrav.expert/index.php / (accessed 03.02.2023). (In Rus.).

The Mobile revolution of Chinese Healthcare [el. source]: https://laowai.ru/mobilnaya-revolyuciya-kitajskogo-zdravooxraneniya / (accessed 03.02.2023). (In Rus.).

Ustinovich E.S., Minakova I.N., Khachikyan N.A. (2019). Foreign experience of digitalization of eHealth healthcare In: Social policy and social partnership. No. 4, pp. 14-18. (In Rus.).

Yagiz, J.I., Goderis, G. (2022). The Impact of the COVID-19 Pandemic on eHealth Use in the Daily Practice and Life of Dutch-Speaking General Practitioners in Belgium: Qualitative Study With Semistructured Interviews In: JMIR Form Res. Vol. 28, pp. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.