"N
J
Вахабов А.В. - Национальный университет Узбекистана, д.э.н., профессор Захидова Ш. - Национальный университет Узбекистана, к.э.н.
МИРОВЫЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
При формировании собственной - национальной системы образования, каждая страна в первую очередь учитывает:
- основную нацеленность и ожидаемый результат от развития системы образования для данной страны в конкретный исторический период;
- экономические возможности государства и общества в финансировании системы образования;
- применяемые механизмы и инструменты для достижения целей, постановленных перед системой образования.
Однако существуют модели образования, которые жестко не привязываются к определенным конкретно историческим социокультурным условиям возникновения и существования. Мировые модели1 образования прошли долгий путь реформирования и систематизации в различных государствах, регионах мира и являются своеобразно обобщенными мета - моделями, которые следует рассматривать в качества базовых моделей образования.
С точки зрения этих критериев принято выделять две базовые модели образования, использующиеся с той или иной степенью различий в развитых и в развивающихся странах. Это европейская и американская модели.
Европейская модель образования, начиная с начальной школы, нацелена на высокий уровень требований к обучающимся и предоставление им фундаментальных знаний, в том числе в области естественных и инженерных наук. Имеется система дошкольного образования. Обучение в начальной и средней школе в общей сложности длится, как правило, 10-12 лет и является всеобщим. Следующими ступенями являются профессиональное, высшее и после ВУЗовское образование. Образование в этой модели на всех уровнях преимущественно государственное и бесплатное с относительно высокой степенью централизации. Критерии оценки знаний обучаю-
1 Европейская, Американская и Азиатская
щихся, на основании которых учащиеся переводятся из класса в класс, высоки, начиная с начальной школы.
Самый прямой путь в британский университет лежит через британскую же частную школу. Эффективность этих школ чрезвычайно высока: процент выпускников, ставших студентами университетов, превышает 99%2.
Наборам студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Пакет необходимых документов включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки - то есть или баллы, уже полученный на выпускных экзаменах, если абитуриент закончил предуниверситетский курс A- Level, или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; короткое сочинение, называемое personal statement, список университетов в алфавитном порядке (не больше 5), в которых абитуриент хотел бы учиться, рекомендации из школы3.
Британские университеты чутко следят за конъюнктурой рынка и настроениями работодателей, активно вводят новые специализации. Некоторые из них готовы предложить получение двойных степеней, что подразумевает возможность параллельно изучения самых разноо-
2 www.albioncom.ru
3 www.albioncom.ru
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
бразных дисциплин. Согласно рейтингу, составленному Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию у выпускников британских ВУЗов имеются самые большие возможности быстро получить высокооплачиваемую работу. По этому показателю страна получила 17%, в то время как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания это показатель колеблется - от 10 до 15%, а Италия и Япония - по 7%\
Автономия европейских университетов, имеющая глубокие исторические корни, хотя и существует, но значительно меньшая, чем в США. Существенна роль академических кругов в управлении учебными заведениями, в то время как в США эти функции ложатся в большей мере на попечительские советы2.
В рамках европейской модели отдельно выделяют английскую, французскую и немецкую. Например, специфической особенностью немецкой модели является так называемый «дуальный принцип» (соединение обучения с производством), а для французской - всеобщая бесплатность образования3.
Европейская система образования дополняется широкой системой обучения и переобучения рабочим специальностям, в том числе осуществляемой на бесплатной основе органами по труду и занятости населения4. Одновременно существует широчайшая система повышения квалификации кадров востребованная и оплачиваемая в основном работодателями или самими обучающимися5.
Американская модель отличается тем, что наряду с существенной ролью государства в финансировании образования высокую активность в этом проявляет также частный бизнес. Школы находятся в ведении муниципальных органов, а между частными и государственными ВУЗами существуют локальные источники резко преобладают над национальными. Начальное и среднее образование в основном бесплатное, а высшее по большой части платное, но имеются при наличии разветвленной системы помощи студентам в оплате образовательных услуг за счет грантов и кредитов.
1 Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения./ Т. - 2007/2008.-47 с.
2 Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения./ Т. - 2007/2008.-48 с.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
Заметную роль в высшем образовании США играют политехнические и технологические институты такие гранды, как Массачусетский технологический институт и Калифорнийский технологический институт.6
Качество обучения в лучших ВУЗах США очень высокое. В 2010 году в США училось 723 000 иностранных студентов, что на 32% больше, чем 10 лет назад. Они составляли 2,5 % соискателей степени бакалавра, 10% - магистра и 33% аспирантов.7
От экспорта образовательных услуг мире дает 20% и получает в год около 20 миллиард долларов дохода.
Все штаты имеют собственные университеты и колледжи. Остальные учебные заведения принадлежат независимым организациям.
Отчисления университету от исследовательских грантов его сотрудников приносят солидный вклад в копилку8. Целевые гранты и пожертвования тоже весьма существенны, но могут быть использованы только на указанные в них цели. Хорошему частному университету государство все же дает около 10% бюджета. Большую долю (20 - 30% а то и больше) расходов покрывает фонд эндаумент9, формируемый из благотворительных взносов главным образом выпускников прошлых лет, достигших хорошего положения в обществе. Университет вкладывает эти деньги в ценные бумаги и старается тратить только получаемый от них доход. Во время финансового кризиса университетские фонды резко уменьшились, так, фонд Гарвард с 37 миллиардов в середине 2008 года за год упал до 26. Однако уже в 2011 году он поднялся до 32 за счет роста цен на акций (Таблица 1).
Чтобы этот фонд пополнялся, университет ищет не просто академически продвинутых абитуриентов, а таких, кто сумеет пробиться. Изобретатель Интернета учился в английском Оксфорде, создатели Facebook и Microsoft - в Гарварде, основатели Google? Yahoo и многих крупнейших компаний - в Стэнфорде, нынешний и предшествующий президенты США окончили тот же Гарвард и Йель.
6 В.М.Хуторецкий. «Вокруг американского университета» // «Химия и жизнь». №6. 2012 г. 15 с.
7 В.М.Хуторецкий. «Вокруг американского университета» // «Химия и жизнь». №6. 2012 г. 16 с.
8 Там же. 15 с.
9 Мартьенова Т. «Самые умные деньги» // Ведомости от 29.11. 2011.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Таблица 1. Виды и источники финансовой помощи студентам в 2010-2011 гг. (миллиарды долларов)1
Пелл - грант 34,8
Другие федеральные гранты 14,3
Федеральная программа «обучение с работой» 1,2
Федеральные займы 104,0
Налоговые льготы для обучения в ВУЗах 14,8
Гранты штатов 9,2
Гранты ВУЗов 38,1
Гранты частных лиц и работодателей студентов 10,8
ВСЕГО 227,2
Там широко практикуется распределение учащихся на потоки: по склонностям к тому или иному циклу дисциплин и профессий, по умению и способностям, по ориентации на так называемый смешанный интерес. Подобный подход стал основополагающим в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Канаде и т.д. Эти процессы рассматриваются как важнейшее условие развития человека и прогресса общества.1
В мире всё чаще начинают говорить об Азиатской модели образования2, которая предоставляет собой синтез восточных и западных, традиционных и современных подходов к организации и методологии обучения. В ней ограниченно приложились характерные для стран Азии заимствованные за пределами этого контингента, в частности, у США, Великобритании, ряда других европейских стран институциональные структуры и элементы управления системой образования.
Особый акцент на максимальное развитие человеческого потенциала и прежде всего образования в Японии и в четверке других стран - «Азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг), названных так за феноменальные успехи в социально-экономическом прогрессе, мощный прорыв на мировой рынок и экспертную экспансию, был исторически обусловлен.3
Система образование Республики Корея включают начальную школу (шесть лет), среднюю школу (три года) и среднюю школу повышенной ступени (три года), колледж и университет) два или четыре года), а также магистратуру, по окончании которой может быть присвоена ученая степень.4
1 В.М. Хуторецкий. «Вокруг американского университета» // «Химия и жизнь». №6. 2012 г. 23 с.
2 Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения./ Т. - 2007/2008.-49 с.
3 Там же.
4 Там же.
В Корее особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в учебном процессе. Осуществление этого проекта началось в 1998 году, на него было потрачено около 1,1 миллиард долларов бюджетных средств. В результате Южная Корея стала второй в мире страной после Сингапура, полностью обеспечивающей свои школы компьютерами и доступом к Интернету.
Корея стоит на одном из первых мест в мире по числу студентов на душу населения. Корейское высшее образование является эгалитарным и элитарным одновременно. С одной стороны, корейское правительство последовательно, сознательно и успешно проводит политику «равных возможностей» в доступе к высшему образованию. Поступление в ВУЗ зависит, в первую очередь, от работоспособности и таланта абитуриента, а не от денежных возможностей или связей его семьи. С другой стороны, корейские ВУЗы образуют четкую иерархическую пирамиду, в которой «котировка» дипломов разных университетов может быть разной.
Оценка «качества» того или иного университета проводиться по нескольким направлениям, включая научную работу, соотношение числа преподавателей и студентов, материальную базу, финансовую состоятельность и др. Университеты, которые займут более высокие позиции в рейтинге, могут рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку правительства. Кроме того, их выпускникам будет легче найти работу или поступить в аспирантуру.
Официально в стране существует 5 типов ВУЗов: университеты, колледжи, учительские институты, открытые университеты и заочные университеты. 5
5 Образование в Южной Корее.// БВВ.1 декабря, 2007 года. №144 (993). 11 с.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Высшую ступеньку этой иерархической лестницы занимают университеты с 4-летным сроком обучения.
К университетам близки учительские институты, которые готовят своих студентов для будущей работы в школе. Специфическую роль играет заочный университет в Сеуле, единственный заочный ВУЗ страны. Схожие задачи и у «открытых университетов», в которые могут поступить только те, кто уже работает на производстве, и в которых нет вступительных экзаменов. Ступенькой ниже находятся колледжи, главная их задача - готовить квалифицированных рабочих или же конторских служающих низшего звена. Теоретически после окончания колледжа студент может попытаться поступить сразу на второй или третий курс университета, причем не обязательно по той же специальности, сдав специальные переводные экзамены.
Система образования Сингапура гибкая и удовлетворяет потребностям детей с разными способностями, интересами и наклонностями, воспитывает нравственные устои. Существует постановление об освобождении от оплаты нуждающихся учащихся, а также выделение им стипендий. Для каждого учащегося возраста между 6 и 16 годам существует Программа Edusave. Определенная сумма кладется на счет Edusave, который открывается для каждого ребенка на покрытие ежегодных одобренных расходов на образование. Неизрасходованные средства переводятся в Центральный фонд обеспечения. Ими можно будет воспользоваться при достижении совершеннолетия. Программа также предусматривает выплату стипендий для покрытия расходов одной четверти учащихся частных школ1.
Правительство выделяет большие стипендии для технической подготовки и высшего образования. Высшее образование также активно субсидируется. В настоящее время финансируется около 90% стоимости высшего образования и более 90% стоимости политехнического обра-зование2.
В Сингапуре три университета - Национальный университет Сингапура, Нанъянгский технологический университет и Сингапурский университет управления. Национальный университет Сингапура и Нанъянгский технологический университет предлагают высшее образование и аспирантуру, а также проведение иссле-
1 ru.wikipedia.org/wiki/Сингапур
2 www.study.uz
довательской работы на высоком уровне. Оба университета являются образцами в сингапурской системе образование. Сингапурский университет управления, являющийся независимой некоммерческой организацией, руководит дипломными программами Открытого Университета. В настоящее время 25% выпускников двух сингапурских университетов занимаются инженерном делом. Этот показатель выше, чем в среднем по странам участникам Организации экономического сотрудничества и развития (15%)3.
Первый частный университет Сингапура -Сингапурский университет управления был основан в июле 2000 года. Специализируясь на бизнесе и финансах, университет принял студентов в середине 2000 года и выдал дипломы в 2005 году.
В Сингапуре существуют также такие специализированные институты, как Институт юго-восточной Азии, Региональный языковый центр, колледж искусств, предлагающий научную и профессиональную подготовку.
В Японии 42% трудоспособного населения 25-65 лет имеют высшее образование. Это объясняется высоким уровнем автоматизации производства в стране, требующим от представителей рабочей профессии высококвалифицированной подготовки. В стране около 600 университетов, включая 425 частных, где учится около 2,5 миллион студентов. В 2001 году началось сокращении числа ВУЗов за счет их объединения в университетские корпорации, которые имеют больше самостоятельности. Корпорации не только получают в собственность строения и земли университетов, но и практически полную автономию.
В Китае многоступенчатая система высшего образования. За 5 лет число ВУЗов в стране увеличилось почти вдвое и к 2007 году составило 2200. За обучение в Китае должны платить все студенты, действует система стипендий.
Хотя все высшие учебные заведения Китая находятся в ведении государства, единой программы для всех ВУЗов не существует. Каждый ВУЗ вырабатывает не только методику преподавания, но и устанавливает свои формы контроля над успеваемостью студентов и качеством преподавания учебных дисциплин. В отличие от европейских и американских ВУЗов, где в одном учебном заведении могут готовить специали-
3 ru.wikipedia.org/wiki/Сингапур
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
с
6
стов по сотням разных специальностей, китайские имеют строгую специализацию: существуют педагогические, технические, лингвистические и другие высшие учебные заведения.
Конечно, в каждой стране контингента азиатская модель образования имеет свою специфику, некоторые из ее черт в отдельных странах пока только обозначались. В Индии, например, по прежнему актуальными являются задачи обеспечения доступности образования, международного признания индийских дипломов, открытия в стране филиалов передовых зарубежных ВУЗов. Для Турции одним из приоритетов в области образования являются аккредитация ее наиболее продвинутых ВУЗов в американских и европейских инстанциях.
По мнению авторитетных международных организаций и экспертов, азиатская модель образования более совершенна по сравнению с европейской. В частности, Япония, Южная Корея, Сингапур и Тайвань неизменно фигурируют и преобладают в немногочисленной группе стран, которые обладают лучшими в мире национальными образовательными системами. Дополнительным подтверждением эффективности азиатской модели являются то, что во многом благодаря именно ей упомянутые выше страны континента выдвинулись в число наиболее развитых в социально-экономическом отношении стран мира.
Говорить об исключительности или явных преимуществах той или иной базовой модели образования в «чистом» виде чрезвычайно сложно. Как правило, эти модели в разных пропорциях мирно сосуществуют друг с другом даже в образовательных системах европейских стран и США. При этом надо иметь в виду, что как европейская, так и американская образовательные системы сложились в результате освое-
ния опыта и реформирования трех национальных систем, сложившихся в конце XIX - начале XX века: английской, французской и германской. Классическим примером использования различных моделей при построении системы высшего образования, как уже упоминалось, является американская, в которой последовательно реализуются английская, французская и германская модели. Первая образовательная ступень в США находится под влиянием английской системы, вторая в целом родственна французской системе профессионального обучения, а на третьей ступени активно наращивается исследовательская функция, характерная для германской модели.
Углубление мировой экономической, научной и культурной интеграции вовлекает все страны мира в стремительный поток глобализации, вносящей кардинальные изменения национальные и в целом мировая системы образования. Ярким примером такого влияния может служить появление феномена, называемого в мире «интернационализацией высшего образования», одним из порождений которого стало так называемое «мобильное студенчество». В этих условиях, по всей видимости, речь должна идти о некой международной базовой модели образования, применяющейся в каждой отдельной стране мира.
Стратегия преобразований Узбекистана базируется на использовании не только всего ценного, что есть в отечественной практике и в местных традициях, но и передового зарубежного опыта. В процессе реформирования национальной системы образования наша страна стремится в максимальной мере учитывать и творчески использовать достижения других стран мира, успешно зарекомендовавшие себя элементы упомянутых выше моделей образования.
Список литературы:
Захидова Ш.Ш. Олий таълим хизматлари бозорининг амал килиш механизми са-марадорлигини ошириш (Узбекистон материаллари асосида) и.ф.н. илмий даражаси-ни олиш учун ёзилган дис. автореферати. - Т., 2012.-26-б.
В.М. Хуторецкий. «Вокруг американского университета» // "Химия и жизнь". №6. 2012 г. 16 с.
Образование в Южной Корее. // БВВ. 1 декабря, 2007 года. №144 (993).-11 с. Мартьенова Т. «Самые умные денги» // Ведомости от 29.11. 2011. Образование в Узбекистане: баланс спроса и предложения. Т. - 2007/2008. www.albioncom.ru
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013