Научная статья на тему 'Мировые мегатренды, тенденции и их влияние на систему образования России'

Мировые мегатренды, тенденции и их влияние на систему образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
631
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Тренды и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕГАТРЕНД / ТРЕНД / МЕГАТЕНДЕНЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЛИЯНИЕ / РЕАКЦИЯ / РЕАКЦИЯ НА РЕАКЦИЮ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Кандрашина Елена Александровна, Измайлов Айрат Маратович

В статье рассмотрено влияние мегатрендов и порождаемых ими основных мировых тенденций общественного развития на систему образования в России. Предметом исследования в представленной статье выступает реакция системы образования Российской Федерации со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками на воздействие основных мировых мегатенденций общественного развития. В статье авторами приводятся определения понятия "мегатренды", исследуются основные тенденции, порождаемые данными мегатрандами, производится условное разделение всех тенденций на естественные и искусственные. Также авторами приводятся основные реакции системы образования России на тенденции, и реакции на реакцию. В исследовании использован метод восхождения от абстрактного к конкретному заключающийся в условном расчленении объекта исследования, описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик. Так же использован метод анализа. Основными выводами проведенного исследования является выделение основных мегатрендов общепланетарного общественного развития с последующим выявлением вытекающих из этих мегатрендов тенденций. Каждый мегатренд способен рождать от одного до нескольких тенденций, которые в свою очередь условно можно разделить на тенденции искусственного и естественного характера. Особым вкладом автором исследования следует считать выявление реакции системы образования на образуемые мегатрендами тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые мегатренды, тенденции и их влияние на систему образования России»

Мировые мегатренды, тенденции и их влияние на систему образования России

Ашмарина Светлана Игоревна

доктор экономических наук

проректор по научной работе и международным связям, ФГБОУ ВО "Самарский государственный

экономический университет"

443001, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, оф 205

Ashmarina Svetlana Igorevna

Doctor of Economics

prorector for research and international relations at Samara State University of Economics 443001, Russia, Samara Region, Samara, str. Sovetskoi Armii, 141, of. 205

El asisamara@mail.ru Кандрашина Елена Александровна

доктор экономических наук профессор, ФГБОУ ВО ""Самарский государственный экономический университет"" 443001, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, оф 309

Kandrashina Elena Aleksandrovna Doctor of Economics

professor of the Department of Applied Management at Samara State University of Economics 443001, Russia, Samara Region, Samara, str. Sovetskoi Armii, 141, of. 309

I3el.ka2003@mail.ru

Измайлов Айрат Маратович

кандидат экономических наук

старший преподаватель, ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

443001, Россия, г. Самара, ул. Галактионовская, 4 Izmailov Airat Maratovich PhD in Economics

senior lecturer of the Department of Applied Management at Samara State University of Economics

443001, Russia, Samara, str. Galaktionovskaya, 4

E airick73@bk.ru

Статья из рубрики "Тренды и закономерности глобализации"

Аннотация. В статье рассмотрено влияние мегатрендов и порождаемых ими основных мировых тенденций общественного развития на систему образования в России. Предметом исследования в представленной статье выступает реакция системы образования Российской Федерации со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками на воздействие основных мировых мегатенденций общественного развития. В статье авторами приводятся определения понятия "мегатренды", исследуются основные тенденции, порождаемые данными мегатрандами, производится условное разделение всех тенденций на естественные и искусственные. Также авторами приводятся основные реакции системы образования России на тенденции, и реакции на

реакцию. В исследовании использован метод восхождения от абстрактного к конкретному заключающийся в условном расчленении объекта исследования, описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик. Так же использован метод анализа. Основными выводами проведенного исследования является выделение основных мегатрендов общепланетарного общественного развития с последующим выявлением вытекающих из этих мегатрендов тенденций. Каждый мегатренд способен рождать от одного до нескольких тенденций, которые в свою очередь условно можно разделить на тенденции искусственного и естественного характера. Особым вкладом автором исследования следует считать выявление реакции системы образования на образуемые мегатрендами тенденции.

Ключевые слова: Мегатренд, Тренд, Мегатенденция, Тенденция, Система образования, Образование, Влияние, Реакция, Реакция на реакцию, Система образования России

УДК: 338.465.4

DOI: 10.7256/2454-0730.2017.2.23435 Дата направления в редакцию: 02-07-2017 Дата публикации:

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 26.940.2017/ПЧ, проект «Управление изменениями в системе высшего образования на основе концепции устойчивого развития и согласования интересов».

Abstract.

This article examines the influence of megatrends and generated by them major global tendencies of social development upon the system of education in Russia. The subject of this research is the response of education system of the Russian Federation with all its peculiarities, merits, and flaws to the effect of global megatrends of social development. The authors provide the definitions of the notion of "megatrends", examine the key tendencies generated by such megatrends, as well as figuratively divide all tendencies onto natural and artificial. The main conclusion of this work consists in highlighting of the crucial megatrends of global social development with further determination of the tendencies resulting from these megatrends. Each megatrend is capable of originating at least one or several tendencies, which in turn, can be conditionally divided onto the tendencies of artificial or natural character. Authors' special contribution into the research lies in elucidating the response of education system upon the produced by megatrends tendencies.

Keywords: Influence, Education, Education system, Megatendency , Trend, Megatrend, Response, Response to reaction, Education system of Russia, Tendency

Современные глобальные тренды, носящие всеобъемлющий характер способны оказывать влияние на подавляющее большинство социально-экономических процессов, формируя тем самым векторы развития мирового сообщества.

Тренды, оказывающие влияние, имеют разный характер и масштаб. Крупнейшие тренды, носящие общепланетарный характер, можно объединить в одну категорию под общим

названием «мегатренды».

На сегодняшний день не существует одного единого определения понятию «магатренды». В одних источниках пишут, что мегатренды это мировые устойчивые макроэкономические факторы развития, влияющие на бизнес, экономику, общество,

культуру и личную жизнь всех жителей планеты-1!. В других говорится что это «основные

направления движения, которые определяют облик и суть» изменяющегося общества.-2-

Однако, в свете рассматриваемой проблематики, на наш взгляд, наиболее подходящим является трактовка данная Т.А. Шаклеиной и А.А. Байковой:«мегатренды - это крупномасштабные, долгосрочные процессы мирового развития, определяющие

качественное содержание текущего этапа эволюции миросистемы»-3-. Опираясь на обозначенную трактовку можно сказать, что качественное содержание текущего этапа развития миросистемы в том числе зависит от системы образования.

Экономический аспект системы образования - это воспроизводство и обучение трудовых ресурсов средней и высшей квалификации. Благосостояние современного общества в первую очередь зависит от сложных факторов его развития, к формированию которых это общество имеет самое непосредственное отношение. Речь идет о таких факторах, как наука, образование, культура, технология.

Анализ показал, что на сегодняшний день можно выделить целый спектр мегатрендов, оказывающих влияние на все мировое сообщество, в том числе на систему образования. Среди таких мегатрендов можно выделить следующие:

1. Развитие информационных технологий;

2. Демографический тренд;

3. Глобализация;

4. Ускорение темпов общественного развития;

5. Уход от общества потребления.

Каждый из мегатрендов порождает от одного до нескольких тенденции, которые условно можно разделить на две категории: искусственные и естественные. Искусственные тренды в своей основе имеют целенаправленное воздействие человека, обусловленное стремлением к достижению определенных целей. Естественные тренды обусловлены естественным ходом исторического развития.

Рисунок 1. Влияние трендов на систему образования

Оба вида трендов (искусственные и естественные), в контексте рассматриваемой проблематики, оказывают влияние на систему образования, проявляющееся в виде определенной реакции. Однако, реакция системы образования на определенные тренды в свою очередь приводят к последующим реакциям, которые можно назвать реакцией на реакцию.

На представленном рисунке схематично отображена схема возникновения тенденций из мегатрендов с последующим оказанием влияния на систему образования путем вызова определенной реакции.

Мегатренды, тренды и реакции системы образования на них представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Мегатренды, тренды и реакции системы образования

Мегатренды (общемировые Тренды, Характеристика (описание Реакция 1 уровня (результат, ур

тренды, охватывающие влияющие на систему тренда, влияющего на являющийся итогом влияния тре нда на ит<

все сферы жизни образования с ис те му с ис те му

человечества) образования) образования) о

Под

виртуализацией

образования

понимается

процесс

интерактивный

включающий в

себя от одного до

нескольких

Виртуализация образования (ИСКУССТВЕННЫЙ участников, включая преподавателя, а также результаты взаимодействия как субъектов образования между собой, так и между объектами образования, -Появление и развитие новых форм и подходов к образованию, основанных на использовании современных технологий в образовании нов орг осу дис обр

1. Развитие информационных технологий ТРЕНД) сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты, инфраструктура с основой технологии виртуализации и -Усиление конкуренции между ВУЗами в сфере виртуального образования (дистанционного образования) кач обр

облачных

вычислений

Индивидуализация, персонификация (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ТРЕНД) Переход от единообразного обучения для всех, к современному, качественному образованию для каждого - Популяризация технологии обучения е-1еагптд, а преподавание в режиме «очной встречи» он-лайн. ра

-Применение

игровых принципов

Геймификация (ИСКУССТВЕННЫЙ ТРЕНД) и элементов, приемов и техник, подходов, видеоигр, компьютерных игр для неигровых задач, видов и областей деятельности. Рост образовательных про е кто в , основанных на элементах геймификации. По о г

- У

Снижение у

ч исл е нно с ти а

студентов под

влиянием факторов:

демографического,

Демографический Нарушение повышение проходного балла, об

кризис в России (ЕСТЕСТВЕННЫЙ в о с произ в о дс тв а населения в стоимость обучения высшего на об а с

ТРЕНД) России образования; сокращение количества мест обучающихся за счет федеральных и региональных бюджетов.

Это результат

длительных

демографических

изменений,

сдвигов в

характере

воспроизводства Появление

населения, необходимости в об

Старение рождаемости, обучении людей про

населения смертности, их старшего поколения сег

2.

Демографический тренд

соотношения, а новым навыкам и я

также частично компетенциям.

миграции.

Увеличение доли

пожилых людей в

общей численности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

населения.

О б ще ств е нный Увеличение доли

тренд ч исл е нно с ти

проявляющийся в взрослых студентов и н

удлинении обучающихся в

Увеличение продолжительности системе кур

продолжительности жизни людей, образования, по к

активной ведущих активную причине

экономической экономическую необходимости

жизни населения жизнь, заняты на произ в о дс тв е , участвуют в экономических процессах. наработки навыков и компетенций для продолжения трудовой деятельности. ад

-Переход на

Болонскую систему

обучения;

Инте г р а ция и

инте рна циона лиз а ция

3. Глобализация Глобализация в образовании (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ТРЕНД) Тенденция к формированию единого образовательного и научного пространства на планете Земля образования; введение бакалавриата и магистратуры; нтеграция и инте рна циона лиз а ция образования формирующая новый рынок образовательных услуг, появление дистанционного образования при -Р а

Проецирование в

систему подготовки

современных

Сокращение разрывов между достижениями современных наук и содержанием дисциплин (ИСКУССТВЕННЫЙ ТРЕНД) трендов общественного и исторического развития, обогащение теоретического ма те риа ла информацией Увеличение сроков обучения Увеличение массива знаний об

4. Ускорение отражающей

темпов окружающую

общественного действительность.

развития Расширение разнообразных

подходов к - Развитие новых

содержанию компетенций у

Диверсификация образования, студентов

«

(ИСКУССТВЕННЫЙ развитие новых

- Возникновение че

качеств и

ТРЕНД) вм

дисциплин, новых дисциплин «о

методов и

технологий в

управлении

образованием

Пов ыше ние инте ре с а

в с то ро ну

Смещение фокуса потребления таких

потребительских услуг как

Изменение предпочтений с образовательные

6. Мегатренд структуры потребления

экономических потребления материальных благ Развитие

преобразований (ЕСТЕСТВЕННЫЙ в пользу направлений в

ТРЕНД) потребления нематериальных благ. системе образования процесс обучения в которой основывается на получении эмоций

Рассмотрим каждый из мегатрендов подробнее.

Согласно рисунку 1, каждый мегатренд порождает от одного до нескольких трендов, оказывающих влияние на систему образования. Развитие информационных технологий относится к искусственным мегатрендам. На сегодняшний день прослеживаются высокие темпы развития информационных систем и технологий, детерминированные, в том числе лавинообразным увеличением объемов информации. Объем информации в мире имеет

тенденцию к лавинообразному росту. По прогнозам шС4-, количество данных на планете будет как минимум удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года.[[5]]

Мегатренд «развитие информационных технологий» является источником таких основных трендов как:

- виртуализация в образовании (искусственный тренд), проявляющаяся в появлении и развитие новых форм и подходов к образованию, основанных на использовании современных технологий в образовании; усилении конкуренции между ВУЗами в сфере виртуального образования (дистанционного образования), появлении новых подходов к организации и осуществлению дистанционного образования, снижение качества образования;

- индивидуализация и персонификация образования (естественный тренд), проявляющаяся популяризации технологии обучения е-1еагптд, а преподавание в режиме «очной встречи» он-лайн; усилении в разрыве качества подготовки студентов;

К следующему мегатренду можно отнести демографический.

Демографический мегатренд представляется как тенденция к изменению численности

населения в глобальных масштабах.-^6 В разных странах данная тенденция имеет разную направленность. В таких странах как Китай, Индия, Пакистан и др. численность населения растет. Обратная ситуация наблюдается в России. Демографический мегатренд относится к категории естественных.

Первой тенденцией, из данной категории является демографический кризис в России. Основными реакциями системы образования на данную тенденцию являются:

- снижение численности студентов под влиянием факторов: демографического, повышения проходного балла, стоимости обучения высшего образования; сокращения количества мест обучающихся за счет федеральных и региональных бюджетов, усиление борьбы учебных учреждений за абитуриентов; обострение конкуренции, развитие образовательных программ, направленных на обучение людей старшего поколения, развитие академической мобильности людей студенческого возраста;

- старение населения (демографическое старение) является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции. Основной реакцией системы образования на данную тенденцию является появление необходимости в обучении людей старшего поколения новым навыкам и компетенциям что в итоге приводит к развитию обучающих технологий и образовательных программ целевым сегментом которой являются люди старшего поколения.

Другим общественным трендом, проявляющимся в удлинении продолжительности жизни людей, ведущих активную экономическую жизнь, занятых на производстве, участвующих в экономических процессах можно обозначить как "увеличение продолжительности активной экономической жизни населения". Основной реакцией системы образования России на данную тенден увеличение доли численности взрослых студентов и обучающихся в системе образования, по причине необходимости наработки навыков и компетенций для продолжения трудовой деятельности.

Глобализация относится к одному из мегатрендов естественного характера, проявляющегося в глобализационных процессах в сфере образования в виде тенденции к формированию единого образовательного и научного пространства на планете Земля.

Если говорить о российской системе образования, то рассматриваемая тенденция нашла свое отражение в переходе на Болонскую систему обучения, введение бакалавриата и магистратуры, интеграция и интернационализация образования, формирующая новый рынок образовательных услуг, появление дистанционного образования. Следствием данных реакций явилось повышение затрат на обучение, снижение привлекательности приема в аспирантуру, развитие форм академической мобильности.

Ускорение темпов общественного развития выражается в первую очередь выраженным повышением частоты социально-экономических изменений в единицу времени. Основными факторами социальных изменений, влияющих на характер требований общества к системе современного образования, являются ускорение темпов общественного развития и бурный рост процессов информатизации.-^

Уход от общества потребления выражается, прежде всего, тенденцией сокращения

потребления материальных благ мировым сообществом и переход на новый уровень характеризующимся повышением значимости сферы услуг и смещением фокуса с потребления материальных благ в сторону потребления нематериальных благ. К нематериальным благам, в том числе относится и получение образования. Соответственно, данный мегатренд оказывает прямое влияние на систему образования, делая ее ценность более высокой по отношению к материальным благам.

Mегатренд экономических преобразований главным образом влечет за собой изменение структуры потребления, выражающийся в смещении фокуса потребительских предпочтений с потребления материальных благ в пользу потребления нематериальных благ. Реакцией системы образования на данную тенденцию является Повышение интереса в сторону потребления таких услуг как образовательные, развитие направлений в системе образования процесс обучения в которой основывается на получении эмоции, развитие направлений образования связанных с туризмом и сервисом.

Вышеописанные тренды несут в себе потенциальные изменения касающиеся всех сфер жизни, в том числе образования. У глубленное изучение трендов и реакций общества на данные тренды могут позволить разработать инструменты гибкой адаптации к меняющимся условиям.

Библиография

1. Доклад Всемирного экономического фо- рума Redesigning Business Value & A Roadmap to Sustainable Consupmtion, 2010. [Електронний ре- сурс]. — Режим доступу : http://www.slideshare. net/sustainablebrands/wefredesigning-businessvalue

2. Нейсбит Джон. Mегатренды. — M.: Издательство АСТ: Ермак, 2003. — С. 9

3. Mегатренды. Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке: Изд. второе, испр. и доп. / Под редакцией Т.А. Шаклеиной и A.A. Байкова. M.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2014. 448 c

4. International Data Corporation (IDC) — аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий. Является подразделением компании International Data Group. (http://www.idc.com/)

5. http://www.rg.ru/2013/05/14/infa-site.html

6. Хазиев Р.Р. Прогнозирование демографической ситуации в Российской Федерации // Символ науки. 2015. №12-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-demograficheskoy-situatsii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.05.2017).

7. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №7(27). Декабрь 2013 ■ www.grani.vspu.ru

8. Хасаев Г.Р., Ашмарина СИ. Основные тренды развития и перспективы повышения конкурентоспособности системы высшего образования//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 8 (118). С. б2-б5.

References (transliterated)

1. Doklad Vsemirnogo ekonomicheskogo fo- ruma Redesigning Business Value & A Roadmap to Sustainable Consupmtion, 2010. [Elektronnii re- surs]. — Rezhim dostupu : http://www.slideshare. net/sustainablebrands/wefredesigning-businessvalue

2. Neisbit Dzhon. Megatrendy. — M.: Izdatel'stvo AST: Ermak, 2003. — S. 9

3. Megatrendy. Osnovnye traektorii evolyutsii mirovogo poryadka v XXI veke: Izd. vtoroe, ispr. i dop. / Pod redaktsiei T.A. Shakleinoi i A.A. Baikova. M.: ASPEKT PRESS, 2014.

448 c

4. International Data Corporation (IDC) — analiticheskaya firma, spetsializiruyushchayasya na issledovaniyakh rynka informatsionnykh tekhnologii. Yavlyaetsya podrazdeleniem kompanii International Data Group. (http://www.idc.com/)

5. http://www.rg.ru/2013/05/14/infa-site.html

6. Khaziev R.R. Prognozirovanie demograficheskoi situatsii v Rossiiskoi Federatsii // Simvol nauki. 2015. №12-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prognozirovanie-demograficheskoy-situatsii-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 22.05.2017).

7. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal VGSPU «Grani poznaniya». №7(27). Dekabr' 2013 ■ www.grani.vspu.ru

8. Khasaev G.R., Ashmarina SI. Osnovnye trendy razvitiya i perspektivy povysheniya konkurentosposobnosti sistemy vysshego obrazovaniya//Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2014. № 8 (118). S. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.