Научная статья на тему 'Мировые информационные ресурсы и их использование в экономике, науке и образовании'

Мировые информационные ресурсы и их использование в экономике, науке и образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3638
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селетков С. Н., Днепровская Н. В.

This article focuses on the implementation of the world information resources in business, economy and education. The various types of knowledge and information resources such as traditional and electronic libraries, databases, Internet resources are studied. Information literacy is emphasized in the article as a necessary instrument in order to study and work in the knowledge economy. The ways of improvement of information environment are also considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global information resources and their use in economy, a science and education

This article focuses on the implementation of the world information resources in business, economy and education. The various types of knowledge and information resources such as traditional and electronic libraries, databases, Internet resources are studied. Information literacy is emphasized in the article as a necessary instrument in order to study and work in the knowledge economy. The ways of improvement of information environment are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Мировые информационные ресурсы и их использование в экономике, науке и образовании»

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ, НАУКЕ

И ОБРАЗОВАНИИ

С.Н. Селетков, д.т.н., проф.

Тел.:(495) 442-62-55, E-mail:SSeletkov@teach.mesi.ru Н.В. Днепровская, к.э.н., доц.

E-mail: NDneprovskaya@staff.mesi.ru, Тел.:(495) 442-23-88 Каф. Прикладной информатики в менеджменте Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

This article focuses on the implementation of the world information resources in business, economy and education. The various types of knowledge and information resources such as traditional and electronic libraries, databases, Internet resources are studied. Information literacy is emphasized in the article as a necessary instrument in order to study and work in the knowledge economy. The ways of improvement of information environment are also considered in the article.

В данной статье рассматриваются состояние мировых информационных ресурсов и ресурсов знаний, основные проблемы, которые возникают у потребителя при поиске сведений из мирового информационного пространства, место и роль информатики в совершенствовании и развитии мировых информационных ресурсов и ресурсов знаний.

Рассмотрим понятие «информационные ресурсы».

Понятие «информационные ресурсы» появилось более тридцати лет назад и прочно вошло в мировую и российскую практику информационной работы.

Чтобы четко определить содержание этого понятия, рассмотрим следующие определения.

Информация - это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления [1].

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических

средств.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы.

В последнее время появился ряд публикаций, в которых встречаются термины «ресурсы знаний», «управление ресурсами знаний», «управление знаниями», «экономика знаний» и ряд других схожих терминов. Эти термины в законодательстве в области информатики и информационной работы в настоящее время не нормированы. Раскроем их содержание, в указанном понимании эти термины будут использованы в представленной работе.

Рассмотрим понятие «ресурс знаний» в сравнении с понятием «информационный ресурс». Под понятием «знание» обычно понимается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к

действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного (первичного) знания - достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Факты, или, как их еще называют, первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Будем понимать под знаниями всю совокупность знаний от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т.е. хранятся на каких-либо носителях. Документированные знания в информационных системах являются, по аналогии с содержанием термина «информационный ресурс», ресурсом знаний, и в этом смысле понятия «ресурсы знаний» и «информационный ресурс» - синонимы. Человечеству для своего развития должна быть представлена информация от первичных знаний до научных знаний, и специалист с его интеллектом сам определит, какие из описаний фактов уже являются знаниями. Иногда это очевидно - открытие на небосклоне новой звезды, географическое открытие и т.д.

Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, соответствующих профилю этой организации. От знаний этих специалистов и возможностей использования этих знаний в практической деятельности зависит успех фирмы или организации. Естественно, что знания специалистов не могут быть отнесены к ресурсам знаний по существу термина информационный ресурс.

Человек, владеющий знаниями, может отразить их в документах (статьях, монографиях, заявках на изобретения), т.е. документировать. Если документированные знания попадают в информационные системы, то они доступны потребителю и относятся к информационным ресурсам.

Проблематика совершенствования и использования знаний специалистов (не документированная информация) в данной работе, несмотря на ее важность, не рассматривается.

В последние годы часто используется термин «мировое информационное пространство», или мировые информационные ресурсы. Под этим термином понимается

совокупность информационных ресурсов, доступных мировому сообществу, то есть потребителям различных стран мира. Доступность мировых информационных ресурсов потребителям из различных стран стала возможной благодаря развитию информационных технологий.

Мировые информационные ресурсы предоставляются бесплатно или на коммерческой основе.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно разделяются на три сектора:

- сектор деловой информации,

- сектор научно-технической и специальной информации,

- сектор массовой, потребительской информации.

Сектор деловой информации, в свою очередь, подразделяется на следующие группы: биржевая и финансовая информация, статистическая информация, коммерческая информация и деловые новости.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях и профессиональную информацию для специалистов различных предметных областей: юристов, врачей, работников образования, инженеров и т. д.

Сектор массовой, потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (прогноз погоды, расписание транспорта, аренда машин, цены на оптовых рынках, справочники служб сбыта и т. д.)

Как видно из классификации, мировые информационные ресурсы обеспечивают необходимыми сведениями все виды деятельности общества, в том числе экономику.

Основой мировых информационных ресурсов являются профессиональные базы, которых в настоящее время свыше 20 тысяч. Формируют информацию и продают ее поставщикам на коммерческой основе около 8 тысяч информационных агентств. К более чем 60% профессиональных баз имеется непосредственный доступ пользователей через телесети. В связи с тем, что источники информации в профессиональных базах тщательно отбираются, информация характеризуется высокой степенью достоверности и постоянно обновляется. При хранении в профессиональных базах заранее определе-

но, какая информация будет накапливаться в каком хранилище, что облегчает потребителю ее поиск.

Основой деловых ресурсов Интернета являются веб-страницы. Этот ресурс представляет собой страницы гипертекста, в которых может также содержаться графическая, звуковая и видеоинформация. В основном этот ресурс содержит рекламную информацию и может быть использован как дополнение к профессиональным базам.

В последнее время получили свое развитие электронные библиотеки, однако область их применения существенно ограничена законодательством в области авторского права.

Одна и та же информация может быть представлена в библиотеках, в профессиональных базах, в деловых ресурсах Интернета и в электронных библиотеках. Объем информации в профессиональных базах -свыше 10 млрд записей. В России в 150 тысячах библиотек содержится свыше миллиарда экземпляров изданий, а количество электронных библиотек лишь 400. В настоящее время в мире издается свыше 200 тысяч периодических изданий, из них две трети - без ограничений по направленности. Чуть больше 10% периодических изданий представлено в Интернете. Из 16 тысяч журналов в области экономики и бизнеса 12% журналов в полном объеме представлено в Интернете. Число веб-страниц в Интернете в 2002 году превысило 4 млрд.

Приведенные характеристики объемов информации, накопленных в различных типах мировых информационных ресурсов, говорят о гигантском объеме знаний, созданных мировым сообществом и доступных пользователям. По мнению специалистов, мировой объем накопленной информации удваивается каждые три года.

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием увеличения объемов доступной информации и внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинав-ской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией:

1. Информационно- телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI века, его экономику, образ жизни людей,

взаимодействие государственных структур и населения.

2. Существо изменений в экономической и социальной сферах заключается в максимальном использовании знаний и передовых идей. Должен быть преодолен разрыв стран в области доступа к информации и знаниям.

3. Хартия подтверждает приверженность принципу - все люди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

4. Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать разрыв между странами в области доступа к информации.

Рассмотрим, каковы потребности пользователя мировых информационных ресурсов и удовлетворяют ли мировые информационные ресурсы эти потребности.

Очевидно, что потребности пользователей, работающих в различных областях, будут отличаться. Учитывая, что Окинавская хартия и другие документы мирового сообщества ставят задачу максимального использования информации и знаний, в первую очередь, в экономической сфере, будем рассматривать требования потребителей информации применительно к экономике.

Для предприятий и фирм в условиях рыночных отношений потребности в информации делятся на две группы:

- потребности в информации о собственных ресурсах (внутренней информации) - 10-15% от общих потребностей фирмы в информации;

- потребности в информации о внешней среде - 85-90% от общих потребностей в информации.

Указанное соотношение говорит о том, что основные информационные потребности в экономике фирмы и организации удовлетворяют за счет мировых информационных ресурсов.

По определению понятия «мировые информационные ресурсы» эти ресурсы содержатся в информационных системах.

Информационная система является средством коммуникации между источником и потребителем информации. Следовательно, подходя к исследованию информационной системы как средства коммуникации, мы должны изучать человека в качестве источника и потребителя информации и саму информационную систему, ее информационное, программное и техническое обеспечение.

Целью любой информационной системы, является достоверное отражение реальной действительности. Изучение человека как потребителя информации должно позволить определить - как он представляет реальную действительность применительно к области своей профессиональной деятельности. В соответствии с полученной информацией и должны предъявляться требования к информационной системе. Другим важным направлением исследований должно являться определение влияния на качество работы системы субъективного отражения реальной действительности.

Как известно, информационные системы разделяются на два основных вида: документальные информационные системы (ИПС) и фактографические информационные системы.

Полвека назад основные усилия были направлены на обоснование принципов построения документальных систем в целях их применения при поиске в библиотеках и системах научно-технической информации. В этой области были достигнуты значительные успехи. Велись глубокие исследования возможностей автоматизированной обработки текстовой информации, построения специальных поисковых языков, разработки критериев полноты и точности, характеризующих эффективность поиска в документальных системах, и многие другие проблемы. Исследовался естественный язык с позиций возможности эффективного поиска информации в автоматизированных информационно-поисковых системах. Было показано, что источник, представляющий документ в информационную систему, описывает фрагмент реального мира исходя из своих субъективных представлений о предметах и явлениях. Также субъективно описывает запрос и потребитель. Неоднозначность представлений о средствах описания реального мира у источников и потребителей резко снижает эффективность поиска в информационных системах.

Для повышения эффективности поиска специалисты в области информатики пошли по пути разработки семантических средств информационных систем. Под семантическими средствами понимаются информационно-поисковые языки, методы (алгоритмы) индексирования, методы поиска информации. Основная идея использования информационно-поисковых языков в общем виде заключается в том, что информация, поступающая от источников, с помощью специа-

листов описывается на информационно-поисковом языке и это описание вводится в систему как поисковый образ документа. Запрос в систему также описывается специалистами на том же информационно-поисковом языке, и создается поисковый образ запроса. Далее по соответствующим правилам в массиве поисковых образов документов отыскивается документ, в максимальной степени удовлетворяющий поисковому образу запроса. При такой схеме решается задача однообразного описания общего содержания документа и запроса в интересах улучшения качества поиска.

Наибольшее распространение в автоматизированных информационных системах получили дескрипторные языки и семантические коды. Для сравнения семантических средств различных информационных систем использовались такие критерии, как полнота выдачи и точность (шум). Исследования сравнительной эффективности различных информационно-поисковых систем проводились в разных странах. Так, в 1957-1966 годах английской ассоциацией специальных библиотек и информационных бюро был реализован Кренфилдский проект по сравнению эффективности различных ИПС [2]. Исследовались 33 информационно-поисковых языка и влияние семантических средств на полноту и точность систем.

Широко велись работы в области теории и практики внедрения ИПС в информационное обслуживание и в нашей стране. Были созданы многочисленные ИПС, среди которых системы «Реферат», «Асинит», «Ассистент» и многие другие. В результате исследований было показано, что существуют обратные зависимости между показателями полноты и точности выдачи: чем больше полнота, тем меньше шум и наоборот. Было показано также, что в документальных ИПС в принципе не могут быть достигнуты 100% показатели полноты или точности. Исследования, проведенные в Ленинградском государственном институте культуры в 1964-1966 годах, показали, что в традиционных ИПС, применяющих малую глубину и детальность индексирования и имеющих информационно-поисковые языки с малой семантической силой, потери информации и информационный шум составляют 50-60%. Кроме того, было установлено, что чем больше затраты специалистов на ввод документов в систему, тем выше качество поиска.

В результате проведения перечисленных выше исследований получен еще один интересный вывод: показатели, характеризующие полноту и точность выдаваемой информации, зависят только от поискового языка и практически не зависят от программных или технических средств.

В настоящее время примером документальной системы могут служить деловые ресурсы Интернета.

Цель поиска в Интернете - найти адрес веб-сайта, где содержится нужная потребителю информация. Для этого используется следующая схема: исходная информация размещена на множестве веб-сайтов, между потребителем и сайтами создан третий уровень - поисковые системы Интернета. Следовательно, для оценки полноты и точности выдачи информации необходимо анализировать характеристики поисковых машин Интернета.

Анализ показывает, что в существующей схеме поиска не используется никаких средств для однообразного описания исходной информации и запроса, а сами поисковые машины находятся на уровне пятидесятилетней давности (до появления информационно-поисковых языков.). Полнота в этом случае не может быть выше 50%. Учитывая, что лучшие информационные системы Интернета просматривают не более 30% вебсайтов и при этом на каждом веб-сайте просматривают только видимую часть (1-5% объема сайтов), полнота поиска в Интернете с помощью поисковых систем составит менее 1%.

Отсутствие публикаций результатов количественного анализа характеристик поиска информации в Интернете по полноте выдаваемой информации и информационному шуму вводит потребителя в заблуждение. Потребитель, как правило, не представляет, что объем не выданной, но удовлетворяющей его информации, то есть релевантной информации, на два порядка превышает объем выданной. Если вы получили в ответе на запрос 10 документов, вы должны знать, что 990 релевантных документов остались не выданными.Такие оценки представляются даже завышенными, так как половина документов в Интернете представлены на английском языке, а остальные - на языках других народов мира.

Следует отметить, что информационно-поисковые системы создавались, когда возможности вычислительных средств и средств связи не позволяли создать мировые

информационные ресурсы. В те годы ставилась задача поиска в ограниченных по тематике массивах документированной информации. С позиций современного развития мировых информационных ресурсов возможности ИПС не соответствуют потребностям пользователя.

Характеризуя недостатки документальных информационных систем, следует отметить следующее.

Основной объем мировых информационных ресурсов (84%) - текстовая информация отражает реальный мир фрагментарно. В хранимых документах источник описывает реальный мир в виде фрагмента, его части, то есть то, что он видит, или то, что он получил в результате анализа, обобщения. Отсутствие возможности автоматически обрабатывать смысловое содержание каждого документа, представленного на естественном языке, и, следовательно, обобщать полученную информацию ставит перед потребителем сложную и, чаще всего, невыполнимую задачу - в условиях крайне низкой полноты и большого шума проводить анализ и обобщение фрагментов для решения задачи, стоящей перед потребителем. Человек, обладая аналитическими способностями по выявлению содержания смысла текста, сталкивается с непреодолимыми трудностями, если ему нужно сопоставить смысл нескольких текстов. Предел его способностей - это анализ 4-5 текстов, если они не очень большого объема, а ведь потребитель часто получает в ответ на запрос десятки и сотни документов.

В мире в настоящее время свыше 660 млн компьютеров, и этот гигантский потенциал не может быть использован для обобщения и обработки основной части мировых информационных ресурсов. Компьютер пользователя при работе с текстовой информацией используется как средство электронной почты. Компьютеры поисковых систем Интернета в части обработки текстовой информации осуществляют упрощенный поиск документов по словам, встречающимся в них, с качеством хуже, чем в информационных системах поиска в текстах 40 лет назад.

Подводя итог рассмотрению проблем поиска в мировых информационных ресурсах, можно сделать следующие выводы:

- Имеет место информационный кризис, который заключается в том, что объемы информации, хранимой в мировых информационных ресурсах и ресурсах знаний, все

увеличиваются, а степень удовлетворения информационных потребностей пользователя по полноте выдаваемой информации и информационному шуму все ухудшается. Особенно отрицательно информационный кризис отражается на информационном обеспечении экономики, где требования к информации по полноте и достоверности выше, чем в других отраслях;

- Постоянный рост за последние десятилетия доли текстовой информации в мировых информационных ресурсах практически исключает возможность использования мирового парка компьютеров для интеграции информации и ее обработки в интересах пользователя. Компьютеры, обладающие колоссальными возможностями по массовой обработке формализованной информации, ее интеграции и сопоставлению, исключены из информационных процессов обеспечения пользователя. Нарушены естественные соотношения: анализ и выявление смысла из текста - за человеком, массовые операции над формализованной информацией по заданным человеком алгоритмам, в том числе интеграция информации, поиск и обработка - за компьютером;

- При построении деловых ресурсов Интернета практически не используются теоретические разработки и проверенные практикой технологии в области информатики. При построении профессиональных баз используются отдельные элементы эффективных информационных технологий. Однако основной объем профессиональных баз - тексты. Следовательно, перечисленные проблемы касаются и профессиональных баз. Предварительное распределение информации по базам дает определенные преимущества, но необходимо учитывать влияние закона рассеивания информации, по которому информация будет попадать не только в те базы, которые для нее выделены, но и в другие.

Выход из информационного кризиса видится в формализации с участием человека наиболее важной для данной предметной области информации в тексте и создании на этой базе фактографических систем, исключающих отмеченные выше недостатки. Российское руководство, подписав Окинав-скую хартию большой восьмерки в 2000 году, подтвердило понимание той большой роли, которую играют информация и знания в экономике и развитии общества в настоящее время.

Что, по нашему мнению, необходимо

сделать в России, чтобы мы на практике имели равный доступ к мировым информационным ресурсам наравне с развитыми странами.

Широкий круг специалистов, работающих с информацией, должен быть специально подготовлен. Рассмотрим опыт подготовки кадров передовых зарубежных стран, в частности стран большой восьмерки, которые более тридцати лет работают с профессиональными базами и в последние годы с деловыми ресурсами Интернета.

Умение работать с мировыми информационными ресурсами предусматривает владение компьютерной и информационной грамотностью.

Под компьютерной грамотностью понимается умение работать с компьютером и владение навыками работы с прикладными программами, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность.

Информационная грамотность предполагает умение выделить при решении стоящей задачи требования к информации, знание структуры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, оценивать и использовать ее при решении конкретных задач.

Освоение компьютерной и информационной грамотности должно проходить последовательно: сначала компьютерная, а затем информационная грамотность. По существу, информатика - это наука об информации, и ее прикладное значение - владение компьютерной и информационной грамотностью.

В российских школах и вузах даются знания и умения только в области компьютерной грамотности. Обучение в области информационной грамотности практически не ведется. Исключение составляет специальность «Прикладная информатика (по областям)», где в дисциплине «Мировые информационные ресурсы» даются сведения о мировом рынке информации. Но и в этой специальности отсутствуют требования к умению специалиста работать с мировыми информационными ресурсами.

Анализ требований практики в области информационной грамотности и результаты исследований методики подготовки специалистов по данному направлению в ведущих университетах США позволили выявить используемые в США стандарты в области информационной грамотности. Эти стандар-

ты включают следующие требования к знаниям и умениям специалистов:

■ знания и навыки, позволяющие определять информационные потребности для решения конкретной задачи или проблемы;

■ знания и навыки, позволяющие работать на рынке информации с учетом существующих законодательных и этических норм;

■ знания и навыки эффективного доступа к информационным ресурсам;

■ знания и навыки оценки полученной информации;

■ знания и навыки использования найденной в мировых ресурсах информации для решения конкретной задачи или проблемы.

Схожие требования предъявляют к уровню информационной грамотности для работы специалистов с информационными ресурсами международные организации: Ассоциация образовательных и научных библиотек, Австралийский и Новозеландский институты по информационной грамотности и др.

Особое значение имеют знания и уме-

ния в области информационной грамотности в системе открытого образования. Слушатель, обучающийся в электронной сетевой среде, имеет возможность доступа к электронным ресурсам, накопленным всем мировым сообществом.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики последние 10 лет ведет работу по подготовке специалистов в области умения работать с мировыми информационными ресурсами. За это время подготовлены необходимые учебно-методические материалы, в том числе для обучения в среде е-1еатт§. В 2004 году в издательстве «Питер» вышло учебное пособие «Мировые информационные ресурсы», в сентябре 2006 года в издательстве «Финансы и статистика» выпущен учебник «Управление информационными ресурсами». Таким образом, создается база для подготовки российских специалистов в различных областях по использованию мировых информационных ресурсов.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.

2. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск). - СПб., 2002. -188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Овчаров Л.А., Селетков С.Н. Автоматизированные банки данных. - Финансы и статистика, 1982.

- 262 с.

4. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы: Уч. пособие для вузов /Под ред. А.Б. Рябова

- М.: Радио и связь, 1981. - 181 с.

5. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы. - СПб.: Питер. - 2004. -176 с.

6. Хорошилов А.В., Селетков С.Н., Днепровская Н.В.Управление информационными ресурсами. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.

7. Тенденции в странах Европы и Северной Америки 2003: Стат. Сб. ЕЭК ООН. - М.: Госкомитет РФ по статистике. - 2004. - 320 с.

Студента осудили за пиратскую установку 1С

В суде города Барнаула вынесен обвинительный приговор 23-летнему студенту Артему Ярову в незаконном использовании чужой интеллектуальной собственности. Молодой человек получил год лишения свободы условно за нарушение авторских и смежных прав, незаконное их использование, а также приобретение, хранение контрафактных экземпляров для сбыта, совершенных в крупном размере.

В частности, студент достал диск с лицензионной программой «1С: Предприятие 7,7» сетевая версия и дважды установил ее на компьютеры найденных клиентов. Свои услуги он оценил сначала в 300, а затем в 500 рублей. Обладателю авторских прав был нанесен ущерб в 80 тыс. 820 рублей.

Источник. ИА «Клерк.Ру» (http://www.k1erk.rU/soft/n/777268)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.