Научная статья на тему 'Мировые и российские алмазодобывающие предприятия: анализ и систематизация'

Мировые и российские алмазодобывающие предприятия: анализ и систематизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1599
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛМАЗНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ЗАРУБЕЖНЫЕ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ / АНАЛИЗ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курнева М.В.

В статье выполнен сравнительный анализ добычи и реализации алмазов мировыми и российскими компаниями. Проведена систематизация алмазодобывающих компаний, которая позволяет сделать градацию среди предприятий для дальнейшего изучения, сравнения, разработки ряда мероприятий для эффективного развития алмазного бизнеса в России с использованием зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые и российские алмазодобывающие предприятия: анализ и систематизация»

УДК 622.371:061.5

МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ АЛМАЗОДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

М. В. КУРНЕВА,

научный сотрудник E-mail: majya_k@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

В статье выполнен сравнительный анализ добычи и реализации алмазов мировыми и российскими компаниями. Проведена систематизация алмазодобывающих компаний, которая позволяет сделать градацию среди предприятий для дальнейшего изучения, сравнения, разработки ряда мероприятий для эффективного развития алмазного бизнеса в России с использованием зарубежного опыта.

Ключевые слова: алмазная промышленность, минерально-сырьевая база, зарубежные алмазодобывающие компании, анализ, систематизация.

Россия является мировым лидером в алмазодобывающей промышленности, а предприятия - стратегически важными и значимыми для развития страны и, конечно же, для региона, где проводятся основные геологоразведочные и горноперерабаты-вающие работы. Предприятия ОАО «Нижне-Ленс-кое» и ОАОАК «АЛРОСА» и входящие в ее группу ОАО «АЛРОСА-Нюрба» и ОАО «Алмазы Анабара»

осуществляют алмазную деятельность в Республике Саха (Якутия). Лидером алмазного рынка является ОАО АК «АЛРОСА». Его конкуренты - такие корпорации, как ШоТтШ, ВНРВИШоп и DeBeers (табл. 1).

Мировой экономический кризис, который произошел в 2008 г., особенно сильно повлиял на алмазодобывающую промышленность. Спад уровней добычи и реализации алмазного сырья был заметен во всех компаниях, но государственная поддержка России через Гохран помогла группе «АЛРОСА» не снижать уровней производства, что впоследствии привело эту компанию на лидирующее место в добыче. Вместе с тем в последнее время многими практиками и аналитиками отмечается оживление на рынке алмазов.

Наибольший спад в добыче алмазов произошел у компании DeBeers, что наблюдалось в 2009 г., но по реализации алмазного сырья она остается лидером. Объемы добычи алмазов за 2007-2010 гг.

Таблица 1

Добыча и реализация алмазного сырья компаниями-гигантами за 2007-2011 гг.

2007 2008 2009 2010 2011

Компания Млн Млн Млн Млн Млн Млн Млн Млн Млн Млн

карат долл. карат долл. карат долл. карат долл. карат долл.

De Beers 51,1 5920 48,1 5930 24,6 3230 33,0 5080 31,33 6470

ОАО АК 35,3 2370 36,9 2901 32,8 2152 34,3 3338 34,55 2579

«АЛРОСА»

BHPBilliton 3,7 893 3,3 969 3,39 1005 2,89 1120 2,07 1496

RioTinto 26,0 1020 20,8 840 14,03 450 13,84 682 11,73 726

Источник: [2, 5, 6, 11].

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

73

у компании RioTinto упали до 45 %. Несмотря на кризис в мировой алмазной индустрии у ВНР ВИШоп идет рост уровня добычи алмазного сырья благодаря вводу в действие подземного рудника в Канаде. С 2010 г. происходит восстановление алмазного рынка.

Существуют более мелкие предприятия, которые также ведут добычу алмазного сырья. К ним относятся российские компании ОАО «АЛ-РОСА-Нюрба», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «Алмазы Анабара» и иностранные предприятия PetraDiamods, Наггу^^^п, GemDiamonds, NamakwaDiamonds (табл. 2).

Увеличение добычи алмазов в зарубежных компаниях, в отличие от российских предприятий, ежегодно происходит на существенную величину. Например, у PetraDiamondsдобыча в 2010 г. по отношению к 2009 г. составила 105,9 %, у NamakwaDiamonds - 177,4 %, тогда как у российских компаний ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское» рост составил 103,1; 88,3 и 91,5 % соответственно.

Стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического управления и планирования, проводимого на нем. Предприятия алмазодобывающей отрасли Республики Саха (Якутия) имеют определяющее значение для социально-экономического развития региона. Таким образом, разработка стратегии и стратегического управления ими в современных условиях становится актуальной задачей, решение которой позволит обеспечить дальнейший рост эффективности экономики и уровня жизни населения республики.

Каждое акционерное общество должно иметь свою определенную стратегию развития, которая позволит добиться положительных результатов

в быстроменяющейся экономической ситуации. Многие крупные российские предприятия используют различные методы и модели стратегического управления.

Зарубежный опыт показывает, что не только крупные алмазодобывающие корпорации имеют стратегию развития, но и мелкие и средние предприятия также имеют собственные взгляды на дальнейшее развитие. Однако следует заметить, что дочерние предприятия ОАО АК «АЛРОСА» недостаточно эффективно используют стратегическое управление.

Результаты поисковых и геологоразведочных работ показывают, что будущее минерально-сырьевой базы определяется месторождениями со средними и мелкими запасами. Для крупных корпораций становится экономически нецелесообразной разработка старых проектов, а также освоение новых месторождений с незначительными запасами. Стратегия развития компании PetraDiamonds предполагает наращивание минерально-сырьевой базы за счет возможных приобретений и дальнейшего развития существующего портфеля. Ресурсная база PetraDiamonds составляет около 309 млн карат сырья (по состоянию на 2010 г.). Компания собирается увеличить объем добычи алмазов на 4 млн карат к 2014 г., а к 2019 г. - более чем на 5 млн карат. Быстрое развитие PetraDiamonds - это результат наращивания ресурсной базы. Последним приобретением PetraDiamonds оказался рудник Finsch, который ранее принадлежал компании DeBeers. А пока у самого мелкого алмазодобывающего предприятия NamakwaDiamonds почти схожее видение в будущем предприятия. Основная стратегия развития компании - это увеличение объемов текущих активов горной промышленности.

Таблица 2

Добыча и реализация алмазного сырья компаниями за 2007-2011 гг.

2007 2008 2009 2010 2011

Компания Млн Млн- Млн Млн- Млн Млн- Млн Млн- Млн Млн-

карат долл. карат долл. карат долл. карат долл. карат долл.

ОАО АК «АЛРОСА- 8,2 678,0 7,9 609,0 6,4 381,2 6,6 572,9 7,5 774,7

Нюрба»

ОАО «Алмазы Анабара» 1,5 117,3 2,4 98,1 2,3 138,4 2,0 208,2 2,5 244,6

ОАО «Нижне-Ленское» 1,3 95,9 1,4 97,7 1,4 112,01 1,3 106,7 1,6 135,4

PetraDiamonds 0,2 16,7 0,2 77,3 1,1 94,4 1,1 177,7 1,2 220,6

HarryWinston 3,9 332,6 4,8 413,8 3,7 328,2 2,2 187,9 2,6 279,2

GemDiamonds - - 0,7 288,3 0,3 243,3 0,3 266,4 0,8 395,6

Namakwa Diamonds - - 0,03 14,6 0,04 0,02 0,08 0,82 0,12 0,93

Источник: [1, 3, 4, 7-10].

74

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Таблица 3

Параметры для классификации компаний

Класс предприятия Добыча алмазов, млн карат Реализация алмазов, млн долл. Чистые активы, млн долл. Количество квалифицированного персонала, чел.

Крупное Более 5 Более 500 Более 5000 Более 500

Среднее 1-5 100-500 1000-5000 До 500

Малое До 1 До 100 До 1000 До 100

Данная систематизация компаний по масштабам деятельности была предложена для дальнейшего изучения, сравнения, а также разработки ряда мероприятий эффективного развития алмазного бизнеса в России с использованием зарубежного опыта.

В мировой практике классификации компаний применяют три традиционных, хорошо известных показателя - это численность работников, стоимость основного капитала и объем производства. Кроме того, для ряда отраслей, добывающих полезные ископаемые, целесообразно использовать показатель, характеризующий массу перерабатываемого сырья (табл. 3).

Количество квалифицированного персонала в компаниях алмазодобывающей промышленности, несомненно, превышает 500 чел., такие предприятия являются крупными. Однако специфика ОАО «АЛРОСА-Нюрба» такова, что все поисковые, геологоразведочные, перерабатывающие, оценочные работы выполняются через подрядные работы, которые выполняют структурные подразделения ОАО АК «АЛРОСА». Уровень чистых активов рассматриваемых компаний и их оборачиваемость приведены в табл. 4.

Классификация алмаз

Таблица 4

Чистые активы алмазодобывающих компаний в 2011 г.

Компания Чистые активы, млн долл. Оборачиваемость активов, %

DeBeers 6713 1,10

ОАО АК «АЛРОСА» 10436,89 0,38

BHPBilliton 57755 1,18

RioTinto 59208 1,02

ОАО «АЛРОСА-Нюрба» 0,28 2,76

ОАО «Алмазы Анабара» 0,43 0,61

ОАО «Нижне-Ленское» 0,30 0,50

Petra Diamonds 699 0,32

Harry Winston 1617,512 0,39

Gem Diamonds 673,796 0,59

Namakwa Diamonds 41,524 16,23

Источник: [1-11].

Классификация алмазодобывающих компаний по результатам проведенных исследований приведена в табл. 5.

К крупным предприятиям относятся DeBeers, ОАО АК «АЛРОСА», ВНРВПШоп, ШоТшЮ. К средним можно отнести ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Нижне-Ленское», PetraDiamonds, HarryWinston. Мелкие предприятия -GemDiamonds и NamakwaDiamonds.

Таблица 5

обывающих компаний

Компания Класс предприятия* Добыча алмазов Реализация алмазов Чистые активы Количество квалифицированного персонала

DeBeers К К К К К

ОАО АК «АЛРОСА» К К К К К

BHPBilliton К К К К К

RioTinto К К К К К

ОАО «АЛРОСА-Нюрба» С К К М М

ОАО «Алмазы Анабара» С С С М К

ОАО «Нижне-Ленское» С С С М К

Petra Diamonds С С С М К

Harry Winston С С С С К

Gem Diamonds М М С М К

Namakwa Diamonds М М М М К

*К - крупные; С - средние; М - мелкие.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР^тжгсх*

75

Список литературы

1. Годовые отчеты ОАО «Алмазы Анабара» за 2007-2008 гг. URL: http://alanab. ykt. ru/content/ view/99/120/.

2. Годовые отчеты ОАО АК «АЛРОСА» за 2007-2011 гг. URL: http://www. alrosa. ru/investment/ finance_result/annual/.

3. Годовые отчеты ОАО «АЛРОСА-Нюрба» за 2007-2008 гг. URL: http://www. open. vestnikao. ru/openinfo/emitents/?id=597&alph=0&npage=1.

4. Годовые отчеты ОАО «Нижне-Ленское» за 2007-2008 гг. URL: http://www. nlykt. ru/plain. php?id=30&m=2.

5. Годовые отчеты BHPBilliton за 2007-2011 гг. URL: http://www. bhpbilliton. com/home/investors/ reports/pages/default. aspx?report=annual.

6. Годовые отчеты DeBeers за 2007-2011 гг. URL: http://www. debeersgroup. com/en/sustainability/ Our-approach/Reporting/.

7. Годовые отчеты GemDiamonds за 20072008 гг. URL: http://www. gemdiamonds. com/gem/ en/investors/reports/

8. Годовые отчеты HarryWinston за 20072008 гг. URL: http://phx. corporate-ir. net/phoenix. zhtml?c=65233&p=irol-reportsannuaL

9. Годовые отчеты NamakwaDiamonds за 2007-2008 гг. URL: http://www. namakwadiamonds. com/investorfinres. html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Годовые отчеты PetraDiamonds за 20072008 гг. URL: http://www. petradiamonds. com/ investors/financial-reports-and-results/2012.aspx.

11. Годовые отчеты RioTinto за 2007-2011 гг. URL: http://www. riotinto. com/shareholders/219_ reports. asp..

76

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРАттгсхА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.