Научная статья на тему 'Мировые экономико-правовые тенденции противодействия мошенничеству и злоупотреблениям при уплате налога на добавленную стоимость'

Мировые экономико-правовые тенденции противодействия мошенничеству и злоупотреблениям при уплате налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / УПЛАТА НДС / УКЛОНЕНИЕ / УПЛАТА / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Землянская И.С.

Статья посвящена исследованию мировых экономико-правовых тенденций противодействия мошенничеству и злоупотреблению при уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах. Автором систематизированы законодательные предложения по противодействию уклонению от уплаты НДС и схемам мошенничества на уровне Европейского союза (ЕС) с 2008 г. Особое внимание уделяется мероприятиям стран членов ЕС по устранению нарушений налоговой дисциплины в сфере налогообложения добавленной стоимости, а также проблеме повышения ставки НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые экономико-правовые тенденции противодействия мошенничеству и злоупотреблениям при уплате налога на добавленную стоимость»

27 (213) - 2014

Мировая экономика

УДК 336.71

мировые экономико-правовые тенденции противодействия мошенничеству и злоупотреблениям

при уплате налога на добавленную стоимость

И.С. ЗЕМЛЯНСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и аудита E-mail: zemlyanskaya-irina@ya.ru Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья посвящена исследованию мировых экономико-правовых тенденций противодействия мошенничеству и злоупотреблениям при уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов в зарубежных странах. Автором систематизированы законодательные предложения по противодействию уклонению от уплаты НДС и схемам мошенничества на уровне Европейского союза (ЕС) с 2008 г. Особое внимание уделяется мероприятиям стран — членов ЕС по устранению нарушений налоговой дисциплины в сфере налогообложения добавленной стоимости, а также проблеме повышения ставки НДС.

Ключевые слова: мошенничество, злоупотребление, уплата НДС, уклонение, уплата, налог, налоговая дисциплина, налогообложение добавленной стоимости

На состоявшемся в мае 2013 г. саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе европейские политики большое внимание уделили проблеме наполнения бюджета и сокращения расходов. Так, одним из источников пополнения общеевропейского бюджета и

бюджетов отдельных стран должна стать кампания борьбы с уклонением от уплаты налогов, которая приобрела особую актуальность после оказания Европейским союзом помощи экономике Кипра во время банковского кризиса, хотя на протяжении многих лет остров являлся «тихой гаванью» для доходов, в основном не облагаемых налогом.

В итоговой резолюции встречи отмечается, что уклонение от уплаты налогов составляет для стран ЕС порядка 1 трлн евро в год — это больше, чем союз потратил на медицину в 2009 г. Кроме того, в итоговом документе содержится призыв к руководителям ЕС добиться сокращения этой цифры хотя бы наполовину к 2020 г.

Интересными представляются данные, приведенные британской благотворительной организацией Oxfam в своем отчете. Так, из-за уклонения от уплаты налогов мировая экономика теряет око-ло100 млрд фунтов стерлингов в год. Этого было бы вполне достаточно, чтобы дважды перекрыть финансовые потребности в борьбе с бедностью. При этом, как отмечают авторы данного исследования,

речь идет только о неуплате налогов физическими лицами, а не компаниями [8].

23 сентября 2013 г. представитель Еврокомис-сии, комментируя сенсационные данные исследования о собираемости налога на добавленную стоимость в 26 из 28 стран ЕС, заявил, что только в 2011 г. сообщество недосчиталось 193 млрд евро, что соответствует 1,5% суммарного ВВП единой Европы (пресс-релиз №/13/844). В денежном выражении больше всего НДС недополучили Италия (36,1 млрд евро), Франция (32 млрд евро) и Германия (27 млрд евро). Британский бюджет недобрал 19 млрд евро НДС, а испанский — 15 млрд.

Чаще всего больших сумм НДС недополучают периферийные страны ЕС, например Латвия. В 2011 г. Румыния недобрала в качестве НДС 8% ВВП, Греция — 4,5%. В Германии, например, это составляет только 1% ВВП. Румыния потеряла 10 млрд евро, Греция — 9,7 млрд, Литва — 4,4 млрд, а Латвия — 0,9 млрд евро, оказавшись среди аутсайдеров рейтинга. Исследователи также проследили динамику недополученного НДС с 2008 г. — особенно сильно потери выросли в Испании, Латвии, Ирландии, Португалии и Словакии [2].

«Объемы средств, просачивающихся сквозь налоговые сети, являются абсолютно неприемлемыми, поскольку эти деньги могли быть использованы для укрепления национальных бюджетов», — заявил еврокомиссар по налогообложению и таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством Альгирдас Шемета. По его мнению, мошенничество и уклонение от уплаты налогов являются не главными причинами таких огромных бюджетных потерь. Речь идет еще о применении легальных схем снижения налогообложения или о потерях НДС в связи с банкротствами европейских компаний, а также задержками платежей и ошибками финансовой отчетности.

Шемета отметил, что особенно благоприятные условия для легальных схем вывода средств из-под НДС складываются в государствах с чрезмерно сложными системами, включающими сильно дифференцированные ставки налога. В этой связи Еврокомиссия настаивает на упрощении налоговых систем и финансовой отчетности, что сделает их «более прозрачными и понятными». А к 1 января 2015 г. планируется создать единую систему сбора НДС для всех игроков в европейском секторе телекоммуникаций [9].

Действительно некоторые страны ЕС имеют довольно сложные налоговые системы и характе-

ризуются более трудоемким процессом заполнения и подачи финансовой отчетности. Это подтверждается данными ежегодно составляемого Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и международной компанией PricewaterhouseCoopers международного рейтинга налоговых систем «Уплата налогов. Международный обзор». В исследовании принимают участие порядка 180 стран. Оценка производится по трем следующим показателям: общее число налогов, подлежащих уплате в бюджет; количество времени, которое налогоплательщик затрачивает на уплату налогов (в часах); совокупная налоговая ставка.

Первое место в рейтинге 2013 г. занимают ОАЭ. Налоговое бремя налогоплательщиков в этой стране составляет всего четыре налога с совокупной ставкой 14,9%, на уплату которых потребуется около 12 ч.

Катар незначительно уступает ОАЭ по уровню благоприятности ведения бизнеса с точки зрения налогообложения — то же количество налоговых платежей в совокупности уменьшает доходы компаний на 11,3%.

Третье место занимает Саудовская Аравия, в которой организации платят всего три налога с общей налоговой ставкой 14,5%. Однако для их исчисления и уплаты потребуется целых 72 ч. На четвертом месте в рейтинге находится Гонконг, а на пятом — Сингапур. В десятку также входят Ирландия, Бахрейн, Канада, Оман и Кирибати [5].

В отношении некоторых стран ЕС укажем, что Италия оказалась на 138-м месте с налоговой нагрузкой 65,8%. Чехия занимает 122-е место в легкости уплаты налогов (48,1%), Венгрия — на 124-м (49,7%) [14].

Проблема уклонения от уплаты НДС, занижение налоговой базы, необоснованное возмещение ранее уплаченных сумм налога остается одной из самых актуальных для зарубежной практики взимания данного налога. По данным Еврокомиссии, лишь убытки в рамках злоупотребления косвенным налогом составили 600 млн евро. Например, в Болгарии почти 740 млн евро в год составляют убытки от отклонения от уплаты НДС и средств на социальные пособия [7].

На уровне ЕС дискуссия об уклонении от уплаты налогов была начата еще в мае 2006 г. в рамках европейской стратегии борьбы с налоговым мошенничеством. Европейский совет призвал особое внимание уделить схемам мошенничества с уплатой

НДС и сосредоточить все усилия для решения данной проблемы.

Были предложены два основных направления работы: принятие обычных мер, направленных на укрепление существующей системы взимания НДС; внесение дополнительных мер, связанных с изменением системы взимания данного косвенного налога. Кроме того, европейским компаниям была предоставлена возможность выразить свою точку зрения по поводу существующей системы взимания

НДС и проблеме злоупотреблений при его уплате в рамках проведенных двух конференций 29 марта и 23 января 2007 г. [12]. Законодательные предложения по противодействию уклонению от уплаты НДС и схемам мошенничества на уровне ЕС в 2008-2009 гг. представлены в табл. 1.

6 декабря 2012 г. Европейская комиссия опубликовала коммюнике по вопросу о будущем НДС, подготовленное с учетом общественных консультаций, в которых приняла участие Европейская кон-

Таблица 1

Законодательные предложения по противодействию уклонению от уплаты НДС и схемам мошенничества на уровне ЕС в 2008-2009 гг.

Дата Название документа Содержание. Направления работы

Февраль 2008 г Сообщение Европейской комиссии (С0М/2008/109) Предусматривает дополнительные меры, направленные на изменение системы НДС, в целях борьбы с мошенничеством

23 ноября 2007 г Сообщение Европейской комиссии (С0М/2007/758) и рабочий документ (8ЕС/2007/1584) В сообщении комиссия просит Совет ориентироваться в своей политике на некоторые ключевые элементы стратегии борьбы с мошенничеством в области НДС в странах ЕС: налоговые органы должны располагать достоверной информацией; интеграция европейского подхода в системе управления НДС; формирование положительного мнения по поводу природы взимания НДС. 4 декабря 2007 г. Совет «Экофин» предложил некоторые меры, направленные на улучшение эффективности борьбы с уклонением от уплаты НДС

17 марта 2008 г Предложения Европейской комиссии в рамках проделанной работы группы МТБ1 (Пресс-релиз 1Р/08/454 и Предложения С0М/2008/147) Предложения направлены на изменение директивы об НДС и правил административного сотрудничества в области НДС для ускорения сбора и обмена информацией о сделках внутри сообщества начиная с 2010 г Целью документа является обеспечение налоговых органов стран большей информацией о закупках внутри общества. Следовательно, у них появится больше возможностей для действий на ранней стадии применения незаконных схем. С этого первоначального предложения комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Европейским экономическим и социальным комитетом совет принял 16 декабря 2008 г директиву об НДС

1 декабря 2008 г Сообщение Европейской комиссии (С0М/2008/807) Изложен план действий на краткосрочную перспективу со списком будущих законодательных мер для увеличения пропускной способности налоговых администраций в предупреждении и выявлении мошенничества в сфере НДС и восстановлении суммы неуплаченного налога. Большинство этих мер являются прямым результатом дискуссий в рамках работы группы против финансового мошенничества (А№Б)

1декабря 2008 г Предложение Европейской комиссии о внесении поправок в директиву об НДС в двух конкретных областях (пресс-релиз 1Р/08/1846 и Предложение С0М/2008/805) Предложения направлены, во-первых, на согласование условий, при которых импортер обладает преимуществом освобождения от НДС на импорт при поставке или передаче товара другого государства — члена ЕС, что должно сократить количество злоупотреблений в данной отрасли. Эта часть предложения была принята Советом ЕС в июне 2009 г., а новая директива применяется с 1 января 2011 г. В соответствии с ней освобождение будет применяться только тогда, когда импортер предоставил идентификационный номер НДС импортера государства — члена ЕС, идентификационный номер НДС клиента и доказательства, подтверждающие, что товар будет перевозиться в другом государстве — члене ЕС. Во-вторых, предусматривается установление ответственности компании за неуплату НДС пропавшим его контрагентом в другом государстве — члене ЕС, в случае если он способствовал его пропаже или представлял ложную информацию (также неполно или поздно)

1 ATFS — стратегическая группа борьбы с уклонением от уплаты налогов.

* Система VIES — это электронное средство передачи информации о регистрации НДС и его действительности для компаний, зарегистрированных на территории Европейского союза, с целью обеспечения механизма для предотвращения неправильного использования условий нулевого расчета НДС. Источник: составлено автором по материалам [12].

Окончание табл. 1

Дата название документа содержание. направления работы

28 января 2009 г. Предложение Европейской комиссии о внесении поправок в Директиву 2006/112/ЕС в отношении правил на выставление электронных счетов Целью предложения является увеличение использования электронных счетов, снижение нагрузки на бизнес, поддержка малого и среднего предпринимательства и оказание помощи государствам — членам ЕС в борьбе с мошенничеством

2 февраля 2009 г. Предложение Европейской комиссии по новой директиве о взаимной помощи для взыскания налогов (пресс-релиз 1Р/09/201 и Предложение С0М/2009/28) Создание европейского инструмента, позволяющего применить правовые акты и укрепляющего способности принимать меры предосторожности в другом государстве — члене ЕС

18 августа 2009 г. Предложение о переделке Положения об административном сотрудничестве (распоряжение № 1798/2003 (пресс-релиз 1Р/09/1239 и Предложение С0М/2009/427) Предложение направлено на улучшение административного сотрудничества и усиление борьбы с мошенничеством. Во-первых, оно предполагает автоматизированный пропуск получения конкретных данных, т.е. предоставление возможности государствам — членам ЕС иметь автоматизированный доступ к определенным объективным данным, касающимся идентификации субъекта и мероприятий, содержащихся в базах данных других государств — членов ЕС. Во-вторых, общие минимальные стандарты для регистрации и снятия с учета облагаемых лиц в VIES-систему*. В-третьих, создание учреждения ЕигоЙ8с («Экофин»). В рамках встречи Совета от 7 октября 2008 г. были приняты общие принципы, регулирующие систему ЕигоЙ8с, включены положения, предполагающие создание организации в ближайшем будущем. Кроме того, комиссия выразила готовность рассмотреть возможность выделения дополнительных задач ЕигоЙ8с

18 августа 2009 г. Доклад об административном сотрудничестве (пресс-релиз 1Р/09/1239 и доклад С0М/2009/428)

федерация налоговых консультантов. В документе изложены фундаментальные особенности, которые должны лежать в основе нового режима НДС; отражены приоритетные действия при создании более простой и эффективной системы НДС в ЕС.

В соответствии с коммюнике НДС должен быть:

• во-первых, приемлемым (в рабочем отношении) для бизнеса (более простая и прозрачная система взимания, стандартизация деклараций, обеспечение ясного и свободного доступа к деталям национальных режимов посредством центрального веб-портала (EU VAT portal));

• во-вторых, эффективным в поддержке совместных финансовых усилий государств — членов ЕС и обеспечении экономического роста

(расширение налоговой базы и ограничения в использовании льгот);

• в-третьих, уплачиваемым в полной мере (необходимо остановить потери от недополученного НДС и налогового мошенничества. Потери составляют приблизительно 12% от НДС, который должен быть получен (так называемый VAT Gap).

Для реализации в предстоящий период в документе были указаны:

• стандартизация налоговых деклараций, сопровождаемая стандартизацией НДС — регистрации и инвойсов;

• открытие НДС-портала, где будет размещена актуальная информация о правилах по НДС в государствах — членах ЕС;

• постепенное сокращение льгот, создающих искажения конкурентной среды в сферах, в которые вовлечены частный и государственный секторы;

• меры поощрения налоговых органов по развитию их отношений с бизнесом;

• сокращение перечня возможностей для уменьшения налоговых ставок [10]. Европейская комиссия 27.06.2012 опубликовала

коммюнике, адресованное европейским совету и парламенту. В этом документе приводятся данные о негативном влиянии мошеннических действий в налоговой сфере и уклонения от уплаты налогов на экономику стран — членов ЕС. Комиссией были предложены следующие меры, направленные на противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций.

Во-первых, страны — участники ЕС должны более эффективно использовать существующие меры в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями. В коммюнике подчеркивается, что члены союза обладают неограниченным суверенитетом в части взимания налогов, контроля за соблюдением национальных налоговых законов, налогового администрирования, взыскания налоговой задолженности и борьбой с уклонением от уплаты налогов.

Во-вторых, страны — участники ЕС должны более эффективно сотрудничать в сфере налогового контроля. Действующие в настоящее время правила, установленные в директивах союза, позволяют противодействовать явлениям, в результате которых объекты налогообложения уводятся из-под национальных юрисдикций.

В-третьих, необходима согласованная политика в отношении стран, не входящих в ЕС. Евроко-миссия указала на необходимость проведения переговоров с Швейцарией, Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино для согласования изменений к существующим соглашениям о налогообложении процентных доходов. Согласованное взаимодействие необходимо также по отношению к странам, которые считаются офшорными юрисдикциями и наиболее часто используются для уклонения от уплаты налогов.

Европейская комиссия 29 августа 2012 г. приняла предложения в рамках программы Fiscalis 2020. Она предусматривает бюджет в 234,3 млн евро и рассчитана на срок от семи лет начиная с 1 января 2014 г. Fiscalis 2020 будет поддерживать сотрудничество между налоговыми органами ЕС, чтобы

помочь им повысить эффективность своей работы, избежать несовместимости в их работе, что могло бы препятствовать функционированию внутреннего рынка. Кроме того, программой предусматривается финансирование вычислительных систем для поддержки обмена информацией между налоговыми управлениями стран ЕС [13].

В Брюсселе 29 января 2013 г. состоялось очередное заседание фискального комитета CFE, основной темой которого было обсуждение актуальных предложений Европейской комиссии касательно мер, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и мошенничеству в налоговой сфере.

22 мая 2013 г. состоялось заседание Европейского совета, на котором было объявлено о намерении Евросоюза усилить борьбу с налоговыми махинациями и выведением капитала в офшоры, в том числе и внутренние. В итоговой декларации Европейского совета (ЕиС0 75/1/13 ЯЕУ1) указывается, что главы государств и правительств стран — членов ЕС «договорились ускорить работу в сфере борьбы с налоговым мошенничеством, уклонением от уплаты налогов и растущим налоговым планированием», так как это «приобретает крайне важное значение для политической и социальной поддержки бюджетной консолидации» [6]. Кроме того, отмечается, что первоочередные шаги должны быть сделаны в направлении расширения практики автоматического обмена информацией как на уровне ЕС, так и на глобальном уровне.

На международном уровне предполагается наладить автоматический обмен информацией в качестве нового международного стандарта (разработка глобальных стандартов уже ведется в рамках «Большой восьмерки», «Большой двадцатки» и ОЭСР). Также согласно тексту коммюнике, в максимально сжатые сроки будут начаты переговоры по доработке двусторонних соглашений ЕС со Швейцарией, Лихтенштейном, Монако, Андоррой и Сан-Марино с целью «удостовериться в том, что перечисленные страны продолжают придерживаться практики, существующей в ЕС».

Для противодействия махинациям в сфере уплаты НДС Европейский совет выступал за утверждение не позже конца июня 2013 г. директив по быстрому реагированию и возмещению НДС. В сфере борьбы с финансовыми злоупотреблениями Еврокомиссия осуществляет пересмотр положений соответствующего законодательства Евросоюза.

Помимо прочего ЕС намерен добиваться, чтобы «третьи и развивающиеся страны придерживались соответствующих стандартов в сфере администрирования налогов». В документе указывается, что «необходимо продолжать борьбу с налоговым мошенничеством всеохватывающим образом как на внутреннем рынке, так и во взаимоотношениях со странами и юрисдикциями, уклоняющимися от сотрудничества. В обоих случаях определяющей является идентификация конечного бенефициария» [6].

Европейская комиссия 8 октября 2013 г. представила ежегодный доклад «Налоговые реформы в странах — членах ЕС», в котором приведен глубокий анализ последних преобразований в странах — членах ЕС и определены проблемы их налоговой политики. Отчет содержит обширный раздел о политике в сфере начисления налога на добавленную стоимость. Подчеркивается, что доходы от НДС, полученные государствами, являются часто гораздо ниже тех, которые теоретически могли бы быть собраны, если отменить все льготные ставки НДС.

В отчете указаны достижения в данном вопросе некоторых государств (Бельгия, Эстония, Латвия, Люксембург, Португалия и Польша) в расширении налоговой базы НДС посредством увеличения частоты применения стандартной ставки налога на добавленную стоимость. В Испании, например, в настоящее время применяется стандартная ставка 21% для отраслей или видов услуг, которые ранее облагались налогом по льготной ставке (например, концертные залы, кинотеатры и театры). В исследовании отмечается, что другие государства, напротив, расширили применение пониженных ставок. Например, в Швеции с ее льготной ставкой для ресторанов и кейтеринговых услуг, введенной с 2012 г.

Обзор изменений в политике начисления НДС, охвативший последние двенадцать месяцев с момента опубликования предыдущего аналогичного документа, также содержит ряд рекомендаций для семи государств по увеличению базы налога и обеспечению эффективности его сбора (Германия, Эстония, Франция, Италия, Венгрия, Словакия и Швеция).

Для Бельгии, Великобритании и Люксембурга рекомендации провести реформу НДС стали повторными. Также указывается на то, что Греция, Испания, Италия, Латвия, Португалия и Великобритания используют ставки НДС значительно меньшие, чем

средний показатель в ЕС, составляющий 28%. «Это указывает на то, что эти страны имеют потенциал для увеличения ставки или могут улучшить порядок соблюдения налогового законодательства в целях повышения его эффективности», — говорится в докладе. Возможность повышения НДС также была отмечена в Словакии, Франции, Бельгии, Ирландии, Польше и Литве [4].

В заключении доклада подчеркивается значение, которое НДС может играть в достижении ЕС экологических целей по сдерживанию загрязняющих видов деятельности и стимулированию инновационной деятельности. Еврокомиссия призывает государства отменить систему льгот по НДС для ископаемого топлива и обсудить аналогичные меры для автомобильной промышленности и сектора проката машин. Меры, проводимые странами — членами ЕС по предотвращению несоблюдения законодательства в сфере НДС, представлены в табл. 2.

Подводя итог, согласимся с И. Соловьевым в том, что «на первый план противодействия уклонению от уплаты налогов выходят правовая и информационная составляющие, а борьба с налоговыми неплательщиками постепенно становится объединительной политико-экономической идеей развитых стран» [8]. Изучение вопроса об экономико-правовых тенденциях противодействия мошенничеству и злоупотреблению в уплате НДС в зарубежных странах позволяет сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, основные европейские тенденции в рамках противодействия мошенничеству и злоупотреблениям в уплате НДС характеризуются следующим: постепенно отменяются льготы, создающие искажения конкурентной среды в сферах, в которые вовлечены частный и государственный секторы; сокращается перечень возможностей для уменьшения налоговых ставок; усиливается налоговый контроль. Однако причиной огромных бюджетных потерь государств является не только мошенничество и уклонение от уплаты налогов, но и применение легальных схем снижения налогообложения, недополучение НДС в связи с банкротствами европейских компаний, а также задержками платежей и ошибками в финансовой отчетности.

Во-вторых, как представляется, одной из причин уклонения от уплаты НДС является устойчивая позитивная динамика роста ставки данного налога. Это одна из основных глобальных тенденций последних лет. В Испании ставка НДС увеличена

Таблица 2

Меры стран — членов ЕС по борьбе с нарушением налоговой дисциплины в сфере налогообложения добавленной стоимости в 2013 г.

Страна Мероприятия

Австрия Предприняты меры по повышению уровня соблюдения налоговой дисциплины в отношении НДС и группы налоговых режимов

Чешская Республика Продолжена работа по пересмотру организации налоговых органов в сторону единого управления. Улучшена способность управления рисками за счет введения концепта «не заслуживающего доверия НДС налогоплательщика»

Хорватия Введены фискальные регистры наличных средств с января 2013 г.

Эстония Приняты меры по улучшению контроля за областями с низким уровнем соблюдения нормативно-правовой базы за счет внесения поправок в национальное законодательство по НДС

Финляндия Продолжение реализации многолетнего плана действий, направленного против теневой экономики

Венгрия Улучшение контроля за использованием денежных средств, ужесточение мер наказания и контроля, особенно в сфере мошенничества НДС (увеличены штрафы)

Италия Усиление возможности контроля за операциями и расширение использования информации третьего лица и отчетности

Португалия Проведена реформа системы выставления НДС-инвойсов за счет приведения в исполнение обязательного инвойсирования и электронных переводов. Эта реформа была дополнена налоговым стимулом для конечных потребителей, чтобы они могли запрашивать инвойсы на обслуживание, полученное в ресторанах, салонах красоты и на станциях техобслуживания

Словакия Особое внимание уделено контролю за рисками в отношении НДС мошенничества и приняты меры по борьбе с уклонением от уплаты за счет запроса по электронным платежам свыше определенного порога

Испания Создано Управление международного налогообложения для борьбы с международным налоговым мошенничеством

Великобритания Реализуются направления по борьбе с офшорным уклонением от налогов, агрессивным налоговым планированием, включая уклонение от НДС

Источник: составлено автором по материалам [1].

с 18 до 21%, в Ирландии — с 21 до 23%, в Финляндии — до 24% (рост на 1%). Польша планирует поднимать ставку НДС на 1% ежегодно до достижения максимально разрешенного Европейским союзом уровня — 25% [3]. Правительство Японии с 1 апреля 2014 г. повысило налоговую ставку по НДС с 5 до 8% в рамках программы сокращения огромного госдолга, превышающего 200% ВВП. Власти не предпринимали таких мер в отношении НДС последние 15 лет, так как страна переживала дефляцию и экономическую стагнацию. Но с начала года правительство Синдзо Абэ проводит активную политику стимулирования роста, и некоторые успехи уже есть. При этом аналитики считают, что если экономика выдержит это повышение, то правительство предпримет и дальнейшее повышение налоговой ставки, поскольку НДС в Японии сейчас минимум вчетверо ниже, чем в европейских странах [11].

В-третьих, указанные в исследовании документы являются в целом скоординированной стратегией Европейской комиссии по борьбе с налоговым мошенничеством в сфере налогообложения, в том числе косвенного. Проводимая Программа

по борьбе с мошенничеством при уплате НДС в странах ЕС предполагает предупреждение мошенничества, обнаружение его признаков, взимание и возмещение налогов.

В-четвертых, как на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных стран — участников Евросоюза особое внимание уделяется проблеме борьбы с уклонением от уплаты налогов, в частности НДС. Так, в октябре 2010 г. была создана общеевропейская система по борьбе с уклонением от уплаты налогов Eurofisk, основной задачей которой является отслеживание мошенничества с уклонением от уплаты НДС.

Список литературы

1. Европейская комиссия внимательно рассмотрела решения стран ЕС по НДС. URL: http://offshore. su/blog/offshore_news/evropejskaya-komissiya-vni-matelno-rassmotrela-resheniya-stran-es-po-nds.html.

2. Латвия теряет огромные суммы на НДС. URL: http: //rus.db. lv/nachalo/nalogi/latvij a-terj aet-ogromnye-summy-na-nds-55093.

3. Маленкин А.В., Нестеренко А.А. Мировые тенденции в борьбе с уклонением от уплаты нало-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гов // Налоговая политика и практика. 2013. № 6. С. 78.

4. Налоговые реформы в странах — членах ЕС. Изменения подходов к начислению VAT. URL: http://prooffshores.ru/content/nalogovye-reformy-v-stranakh-chlenakh-es-izmeneniya-podkhodov-k-nachisleniyu-vat.

5. Россия занимает 56-е место в рейтинге налоговых систем мира // Российский налоговый курьер. 2014. № 6. С. 96.

6. Сколотяный Ю. ЕС объявил новый раунд борьбы с налоговой минимизацией. URL: http:// gazeta.zn.ua/internal/es-obyavil-novyy-raund-borby-s-nalogovoy-minimizaciey-_.html.

7. Скрытая экономика Болгарии в 2013 году. URL: http://bnr.bg/ru/post/100222402/skrtaya-konomika-bolgarii-v-2013-g.

8. Соловьев И. Борьба с уклонением от уплаты налогов как глобальная объединительная идея // Налоговый вестник. 2013. № 11. С. 10.

9. Страны ЕС недосчитались 193 млрд евро доходов из-за неуплаты НДС. URL: http://newsland. com/news/detail/id/1250392.

10. Хаванова И. Будущее НДС в Европе — обсуждение продолжается. URL: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=2861 (дата обращения 12.03.2014).

11. Япония впервые за 15 лет повысит НДС. URL: http://ru.euronews.com/2013/10/01/japan-hikes-tax-to-tackle-debt.

12. La lutte contre la fraude fiscale. URL: http:// ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/vat/control_ anti-fraud/reports/index_fr.htm.

13. La proposition de programme Fiscalis 2020 pour 2014-2020. URL: http://ec.europa.eu/taxation_ customs/taxation/tax_cooperation/fiscalis_programme/ fiscus/index_fr.htm.

14. Paying taxes 2014. URL: http://www.pwc.com/ gx/en/paying-taxes/assets/pwc-paying-taxes-2014.pdf.

Financial analytics: science and experience Global economy

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

WORLD ECONOMIC AND LEGAL TRENDS OF ANTI-FRAUD AND ABUSE MANAGEMENT WHEN PAYING VALUE ADDED TAX

Irina S. ZEMLYANSKAYA

Abstract

The article is devoted to the study of world's economic and legal trends of anti-fraud and abuse management upon the payment of the value added tax (VAT) in the fight against tax evasion in foreign countries. The author has systematized legislative proposals to combat value added taxation avoidance and tax fraud schemes at the level of the European Union (EU) starting from 2008. The author has gives the special priority to the activities of the EU member states to address violations of fiscal discipline in the field of value added tax, as well as to the issue of an increase in the VAT rate.

Keywords: fraud, abuse, VAT payment, evasion, payment, tax, tax discipline, value added taxation

References

1. Evropeiskaya komissiya vnimatel 'no rassmo-trela resheniya stran ESpo NDS [The European commission has carefully considered the decisions of EU countries regarding VAT]. Available at: http://offshore. su/blog/offshore_news/evropejskaya-komissiya-vni-matelno-rassmotrela-resheniya-stran-es-po-nds.html. (In Russ.)

2. Latviya teryaet ogromnye summy na NDS [Latvia is losing huge amounts of money on VAT]. Available at: http://rus.db.lv/nachalo/nalogi/latvij a-terj aet-ogrom-nye-summy-na-nds-55093.

3. Malenkin A.V., Nesterenko A.A. Mirovye ten-dentsii v bor'be s ukloneniem ot uplaty nalogov [Global trends in the fight against tax evasion]. Nalogovaya

politika i praktika — Tax policies and practice, 2013, no. 6, p. 78.

4. Nalogovye reformy v stranakh — chlenakh ES. Izmeneniyapodkhodov k nachisleniyu VAT [Tax reforms in the EU member states. Changing approaches to calculating VAT]. Available at: http://prooffshores.ru/content/ nalogovye-reformy-v-stranakh-chlenakh-es-izmeneniya-podkhodov-k-nachisleniyu-vat. (In Russ.)

5. Rossiya zanimaet 56-e mesto v reitinge nalogov-ykh sistem mira [Russia ranked 56 in the world ranking of tax systems]. Rossiiskii nalogovyi kur 'er — Russian tax courier, 2014, no. 6, p. 96.

6. Skolotyanyi Yu. ES ob "yavil novyi raund bor 'by s nalogovoi minimizatsiei [The EU announced a new round of fight against tax minimization]. Available at: http://gazeta.zn.ua/internal/es-obyavil-novyy-raund-borby-s-nalogovoy-minimizaciey-_.html. (In Russ.)

7. Skrytaya ekonomika Bolgarii v 2013 godu [The hidden economy of Bulgaria in 2013]. Available at: http://bnr.bg/ru/post/100222402/skrtaya-konomika-bolgarii-v-2013-g. (In Russ.)

8. Solov'ev I. Bor'ba s ukloneniem ot uplaty nalogov kak global'naya ob"edinitel'naya ideya [Combatting against tax evasion as a global unifying idea]. Nalogovyi vestnik — Tax bulletin, 2013, no. 11, p. 10.

9. EU country-members haven't found 193 billion of euros because of the VAT default of payment. Avail-

able at: http://newsland.com/news/detail/id/1250392.

10. Khavanova I. Budushchee NDS v Evrope — ob-suzhdenie prodolzhaetsya [The future of VAT in Europe: the debate continues]. Available at: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=2861 (accessed 12.03.2014). (In Russ.)

11. Yaponiya vpervye za 15 letpovysit NDS [Japan for the first time in 15 years will increase the VAT]. Available at: http://ru.euronews.com/2013/10/01/japan-hikes-tax-to-tackle-debt. (In Russ.)

12. La lutte contre la fraude fiscale. Available at: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/vat/con-trol_anti-fraud/reports/index_fr.htm.

13. La proposition de programme Fiscalis 2020 pour 2014-2020. Available at: http://ec.europa.eu/taxa-tion_customs/taxation/tax_cooperation/fiscalis_pro-gramme/fiscus/index_fr.htm.

14. Paying taxes 2014. Available at: http://www. pwc.com/gx/en/paying-taxes/assets/pwc-paying-taxes-2014.pdf.

Irina S. ZEMLYANSKAYA

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd Branch, Volgograd, Russian Federation zemlyanskaya-irina@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.