7. Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006 - С. 811, 62-67.
8. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. Монография. М.: Советский спорт, 2007 - С. 6-12.
А.В. Гагарин
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КУЛЬТУРА, КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Процессы универсализации, становления единых для всей планеты структур, связей и отношений в различных сферах жизни людей (универсальный эволюционизм) привели мировое сообщество к необходимости разработки и реализации концепции устойчивого развития природы и общества, предусматривающей координацию действий в социально- экономической, научно-технологической, природоресурсной, природоохранной, гуманитарной областях на основе модернизации и экологизации системы образования. Как известно, необходимость перехода мирового сообщества на путь развития, обеспечивающего устойчивость системы «социально-экономические проблемы - сохранение окружающей среды», удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений была провозглашена в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств в рамках конференции ООН по окружающей среде и развитию. В качестве альтернативы устойчивому развитию рассматривалась планетарная катастрофа, а в качестве основных условий обеспечения устойчивого развития - достижение стабильного социально-экономического развития, не разрушающего собственной природной основы; улучшение качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы, не приводящей к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и к ее глобальным изменениям. Чуть позже озабоченность ученых вопросом о необратимых последствиях нарушения экологического равновесия на Земле выразилась в различных подходах к научному осмыслению идеи устойчивого развития, что в России способствовало формированию в известной мере стройной концепции, особое внимание в которой обращалось на то, что залогом будущей экологической стабильности, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, коэволюционного развития человека и природы, является организация квалифицированного экологического образования каждого человека и общества в целом, направленного на формирование непрагматического отношения человека к природе, поскольку именно прагматическим взглядам человека можно объяснить истощительное природопользование, чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, к росту числа зон экологического бедствия.
В выполнении этих условий, по мнению участников саммита, есть гарантия сохранения нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей. При этом переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, чего можно достичь усилиями всего человечества.
Начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, осуществляя переход к устойчивому развитию посредством:
- принятия связанных с природопользованием, экологическими вопросами соглашений, законов, нормативных актов и др.;
- изменения нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Перечисленные позиции, несомненно, заслуживают поддержки, поскольку направлены прежде всего на сохранение (спасение) и развитие природы и человечества.
Но, с другой стороны, что имеем мы сегодня, через 18 лет после «Рио»? Улучшается ли экологическая обстановка? Практически ни одна из масштабных экологических проблем современности на сегодня не решена, а количество природных и техногенных катаклизмов принимает угрожающий для человека характер. О недостатке экологизации мирового
образовательного пространства в целом позволяет судить и тот факт, что за последние два-три десятилетия не произошло существенных улучшений в сфере реальных взаимоотношений человека и природы.
Пример. Уже сейчас примерно 60% населения России проживает на экологически неблагоприятных территориях (Сараева Н.М. «Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории». Дисс.... д-ра психол.н М., 2010). Попытки решить данную проблему ограничиваются принятием экологически правильных постановлений и актов.
Работают ли эти постановления и акты, которых только в России около 200? Если нет, то почему и что необходимо для того, чтобы они работали.
Понятно, что одними соглашениями и законопроектами не решишь проблем региональных и глобальных экологических, хотя и это сторона необходимая и важная.
Как было отмечено выше, экологическая проблематика на современном этапе заключается в том, что человеку:
- необходимо знать допустимый предел антропогенного влияния на биосферу;
- необходимо выработать нравственные нормы и ценности, которые не позволят этот предел нарушить.
Сегодня следует констатировать, что данный предел в полной мере не осмыслен, а уровень освоения экологоориентированных ценностей низок. В чем причина?
Можно быть уверенным в том, что законы и акты «не работают» прежде всего потому, что они не соответствуют потребностям каждой личности, а экологические знания и сложившееся в результате у человека отношение к природе не способствуют экологизации его хозяйственной деятельности.
А поэтому важнейший результат реализации концепции устойчивого развития на сегодняшний день должен заключаться и заключается, на наш взгляд, прежде всего в осмыслении роли мировоззрения, культуры, профессиональной компетентности людей в решении и предотвращении локальных и глобальных экологических проблем.
В контексте сказанного феномен «устойчивое развитие» на данном этапе следует рассматривать прежде всего как новое качество общечеловеческой культуры, которое на личностном уровне должно воплощаться в реализации важнейших компонентов (мотивационного, когнитивного, отношенческого, деятельностного) и личностных функций (экологоориентирующей, познавательной, смыслообразующей, системообразующей, регулирующей, и следовательно, должно проявляться в соответствующих личностных образованиях и экологически целесообразном поведении личности, профессионала, в том числе в экологически проблемных ситуациях.
В этой связи один пример [2]: недостаточно установить на том или ином предприятии «экологичное» оборудование, но необходимо, чтобы менеджерские и рабочие кадры обладали соответствующей («экологической») мотивацией и своего рода экологическим мышлением, необходимыми для эффективного выполнения экологических требований работы на таком оборудовании.
Тем самым на первый план выходит проблема экологоориентированной личности человека, проявления которой (мировоззренческие, культурные, компетентностные) в деятельности и детерминируют это соответствующее (экологически целесообразное) поведение профессионала в экологически проблемных ситуациях; условий и методов развития такого рода личности [1]. Указанная проблематика обсуждается философами, психологами, педагогами, социологами на протяжении уже более чем 30 лет, однако сегодня в условиях активного формирования «пространства» устойчивого развития в России в нее неизбежно привносится многое принципиально новое.
В связи со сказанным возникают как минимум четыре вопроса, и необходимость их осмысления и решения в контексте концепции устойчивого развития.
1. Какими особенностями мировоззрения должна обладать личность, способная и готовая решать проблемы устойчивого развития на местном и глобальном уровне? Несомненно, это личность, в основе становления которой лежит экологоориентированное мировоззрение, которое важно рассматривать как акмеологический феномен:
- как идеальное («вершинное») качество личности, которое определяет ее место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности;
- как центральный мировоззренческий компонент экологического сознания и поведения личности, как устойчивой системы взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества;
- как многомерную систему и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, включающую важнейшие экологоориентированные достижения личности на пути ее совершенствования, которые определяют в свою очередь личностные функции экологоориентированного мировоззрения.
2. Какое личностное свойство должно отражать психологическую, теоретическую и практическую готовность человека ответственно относится к окружающей среде, его способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в практической деятельности, и которое характеризует особенности экологоориентированного мировоззрения, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой? В этой связи на первый план выходит экологическая культура личности, а также лежащие в ее основе противоположные типы экологического сознания (антропоцентрический и экоцентрический). Главной особенностью антропоцентрического сознания является приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над собственными закономерностями ее развития; экоцентрического -приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов. Актуальное экологическое сознание включает в себя оба случая, причем «акцент на том или другом часто зависит от конкретной ситуации экологического риска, требующей принятия того или иного решения» [2]. В этой связи следует отдельно сказать о культуре принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне управления; когда в свою очередь возникают еще два вопроса:
- каким должно быть сознание и поведение управленца, чтобы они были адекватны с одной стороны, стратегическим и тактическим целям, поставленным в концепции устойчивого развития, с другой - приводящим к эффективной реализации принятых решений;
- каковы психологические и акмеологические технологии принятия такого рода решений, а также соответствующей психолого-акмеологической подготовки к этому кадров управления.
3. Какими компетенциями, и соответственно каким мышлением должен обладать специалист (от рабочего до политического деятеля), чтобы его действия и решения в ситуациях экологического риска работали бы в контексте концепции устойчивого развития и способствовали эффективному выполнению экологических требований к выполнению той или иной профессиональной деятельности? В данном случае на первый план выходит проблема проявления экологической компетентности специалиста как важнейшего (системообразующего) образования его личности и важнейшего критериального показателя сформированное™ экологоориентированного мировоззрения и экологической культуры личности. В содержательном плане экологическая компетентность личности представляет собой конкретно-индивидуальное проявление экологической компетенции, которая в свою очередь являет собой совокупность содержания профессиональной деятельности и требований к ее реализации в рамках экологического императива; имманентный компонент высокого уровня профессионализма личности, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности.
4. Какими должны быть технологии формирования перечисленных личностных образований, чтобы создать у человека (специалиста, управленца) мировоззренческую, культурологическую и компетентностью готовность для успешной реализации концепции устойчивого развития? Одним из традиционных, и в то же время мощнейших средств формирования экологоориентированной личности было и остается экологическое образование во всех его видах и на всех уровнях. Поэтому естественно, что вслед за принятием концепции устойчивого развития мировым сообществом была принята концепция образования для устойчивого развития как общая и необходимая концепция в развитии образования в развитых странах мирового сообщества. Педагогический смысл данной концепции заключается в экологизации процесса образования на всех уровнях, которая способствовала бы формированию экологоориентированной личности на всех этапах его личностного и профессионального развития. Но в тоже время экология и
работающие сегодня с ней на стыке гуманитарные отрасли (психология, акмеология, педагогика, социология) - это научные дисциплины, а концепция устойчивого развития есть социально-экономическая установка развития мирового сообщества как одно из проявлений общего процесса глобализации.
В этой связи необходимо определить, какое место в этом процессе занимают рассмотренные личностные феномены - экологоориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность.
Осмысление роли концепции устойчивого развития в модернизации экологического образования в данном случае может быть представлено в попытке ответа на вопрос: «Не содержит ли в себе само понятие «экологическое образование для устойчивого развития» некоторую формализацию сути содержащегося в нем процесса формирования личности, соответствующей природе (экологоориентированной личности), и даже явное противопоставление человека природе?» Говоря об «экологическом образовании для устойчивого развития» в большинстве случаев мы, по сути, снова отрываем себя от природы: «экологическое образование для сохранения природы для потомков», «сохранение природы для того, чтобы было, где жить и чем питаться» ... Но ведь еще в начале 90-х гг. прошлого века, почти сразу после «Рио», психологи и педагоги стали говорить о необходимости сохранения природы ради нее самой, ее самоценности, в чем есть «психологическое решение» проблемы выхода из экологического тупика.
Возможно, что сегодня «выпало» своего рода связующее, переходное звено в стратегически важной для будущего человеческой цивилизации системе: «экологическое образование (человека, общества) => ??? => устойчивое развитие (сообщества людей, природы)».
Такого рода звеном может (и должен) стать сам человек, а точнее его устойчивое развитие как существа природного (причем не как «части целого», а как «части в целом»), как существа эко-социального и акмеологического (развивающегося).
И в данном случае необходимо говорить скорее не об экологическом образовании, нацеленном на обеспечение устойчивого развития сообщества людей и природы, а прежде всего нацеленном на формирование экологоориентированного мировоззрения как центрального, мотивационно-смыслового компонента экологического сознания и поведения личности. И как следствие - на формирование экологической культуры отдельной личности и человеческого сообщества в целом, экологической культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека в эко-социальном бытии, а в рамках профессиональной деятельности - на реальное воплощение указанных свойств в форме проявления экологической компетентности специалиста. Тогда «устойчивость» развития, видимо, необходимо связывать с осознанием человеком самого себя в качестве субъекта устойчивого развития планеты, причем наряду с другими - способы познания окружающего природного мира, экологически целесообразные (экологоориентированные) нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к нему, мотивационно- потребностная сфера, в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения), - ведущей особенностью экологоориентированной личности должны являться такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение и устойчивое развитие.
В этом случае мы можем говорить о личности, на высшем (идеальном, акме) уровне развития которой его субъект становится «экологическим субъектом развития природного мира», совместного, гармоничного, устойчивого развития системы «человек (личность, деятельность) -природа (окружающий мир, среда жизни)».
Тогда на первый план выходят акмеологические технологии развития такого рода личности по новоообразованиям: изменение отношения к себе; изменение отношения к другим людям и к природе; овладение средствами саморазвития и саморегуляции; а подбор содержания, методов и средств должны предопределить соответствующие принципы осуществления данного процесса -экологичности, деятельности, гуманистичности, акмеологичности, проживания, осознанности, рефлексии. Литература
1. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности. Монография. М: Изд-во РУДН, 2008.
2. Панов В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование // Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы У8 решения». Москва. 26-27 октября 2010 г. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 62-65.
В.Г. Зазыкин
АКМЕОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ
В условиях рыночной экономики главной движущей силой развития является конкуренция. В честной конкурентной борьбе побеждают за счет «деятельности с опережением», об этом свидетельствует мировая практика. Это опережение достигается за счет нововведений, а главное -роста профессионализма кадров. В условиях постоянных изменений приспосабливаются лучше -те, кто сильнее, кто более умелый, кто квалифицированнее и масштабнее как субъект профессиональной деятельности, а это тот, кто повышает уровень своего профессионализма, осуществляет свой личностно- профессиональный рост, связанный с расширением профессионального и субъектного пространства своей деятельности с выходом на ее новые уровни. Все это в свою очередь тесно связано с профессиональной карьерой. Вследствие этого карьерное движение не должно быть только «личным делом каждого», иначе оно может принять нежелательные (конфронтационные) формы. Поэтому надо не только помогать перспективным работникам в осуществлении их карьерных устремлений, но и управлять этими процессами, контролировать и корректировать их.
Проблема карьеры и карьерных устремлений чрезвычайно сложная, она аккумулировала в себе многие проблемы, имеющие прежде всего психологический и морально-этический характер, потому что при их разработке надо обязательно отвечать на следующие вопросы - кто может сделать карьеру и какую? Какие необходимы для этого условия? Как изменится человек, сделавший карьеру? Какова психологическая и моральная цена карьеры?
Немало трудностей связано и с изучением карьеры. В «реальном масштабе времени» это может растянуться на долгие годы, к тому же в судьбе людей могут произойти неожиданные изменения, радикально влияющие на карьеру. Исследования постфактум также сопряжены с немалыми сложностями: люди, сделавшие карьеру, не склонны говорить всю правду о своем карьерном движении, они часто транслируют правдоподобные мифы, нередко весьма далекие от реальности, к тому же их может связывать и круговая порука.
Однако в акмеологии разработаны надежные и информативные методы изучения карьеры и субъектов карьерного движения. В первую очередь это методы неинструментальной психологической и акмеологической диагностики, ведущим из которых является психобиографический метод. Человек на самом деле всегда транслирует о себе большое количество разнообразной информации, даже если играет отработанные социальные или имиджевые роли; главное - эту информацию суметь правильно проанализировать. Проведенные на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ исследования карьеры на большой выборке государственных служащих дали немало интересных научно- практических результатов. Оказалось, что госслужащих, стремящихся сделать карьеру за счет роста своего профессионализма, менее 20%. Примерно в три раза больше тех, кто нацелен на карьеру за счет «эффективных межличностных взаимодействий»: «принадлежности к команде, партии, землячеству» или родственным связям. По их мнению, главное - это попасть «в струю» или «обойму», причем таких госслужащих отличает высокая гибкость, пластичность, изворотливость и склонность к интригам. Они консолидированы, поддерживают друг друга. В экстремальных или сложных ситуациях они быстро уходят в «тень», передавая инициативу профессионалам, когда же обстановка нормализуется, умело возвращают потерянную инициативу. Это очень тревожный факт. Причина его кроется в недостатках кадровой политики на государственной службе. Сейчас, к сожалению, критерий профессионализма не часто используется при кадровых назначениях на ответственные должности.
Разработка проблемы карьеры позволила составить обобщенный психологический портрет успешного в карьерном отношении госслужащего, ориентирующегося на развитие своего профессионализма. Акмеологический подход вообще констатирует ведущую роль профессионализма в карьере. Настоящую карьеру делают именно настоящие профессионалы.