Научная статья на тему 'Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества'

Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гагарин А. В.

В статье в психолого-педагогическом и акмеологическом планах определен результат реализации концепции устойчивого развития на современном этапе, рассмотрена необходимость изучения в данном контексте особенностей важнейших личностных образований (эколоогоориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гагарин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW, CULTURE, COMPETENT INDIVIDUALS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT NATURE AND SOCIETY

In the article the result of realization of the concept of a sustainable development at the present stage is defined, necessity of studying for the given context of features of the major personal formations (environment oriented outlook, ecological culture, ecological competence) is considered.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества»

7. Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006 - С. 811, 62-67.

8. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. Монография. М.: Советский спорт, 2007 - С. 6-12.

А.В. Гагарин

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КУЛЬТУРА, КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Процессы универсализации, становления единых для всей планеты структур, связей и отношений в различных сферах жизни людей (универсальный эволюционизм) привели мировое сообщество к необходимости разработки и реализации концепции устойчивого развития природы и общества, предусматривающей координацию действий в социально- экономической, научно-технологической, природоресурсной, природоохранной, гуманитарной областях на основе модернизации и экологизации системы образования. Как известно, необходимость перехода мирового сообщества на путь развития, обеспечивающего устойчивость системы «социально-экономические проблемы - сохранение окружающей среды», удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений была провозглашена в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств в рамках конференции ООН по окружающей среде и развитию. В качестве альтернативы устойчивому развитию рассматривалась планетарная катастрофа, а в качестве основных условий обеспечения устойчивого развития - достижение стабильного социально-экономического развития, не разрушающего собственной природной основы; улучшение качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы, не приводящей к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и к ее глобальным изменениям. Чуть позже озабоченность ученых вопросом о необратимых последствиях нарушения экологического равновесия на Земле выразилась в различных подходах к научному осмыслению идеи устойчивого развития, что в России способствовало формированию в известной мере стройной концепции, особое внимание в которой обращалось на то, что залогом будущей экологической стабильности, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, коэволюционного развития человека и природы, является организация квалифицированного экологического образования каждого человека и общества в целом, направленного на формирование непрагматического отношения человека к природе, поскольку именно прагматическим взглядам человека можно объяснить истощительное природопользование, чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, к росту числа зон экологического бедствия.

В выполнении этих условий, по мнению участников саммита, есть гарантия сохранения нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей. При этом переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, чего можно достичь усилиями всего человечества.

Начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, осуществляя переход к устойчивому развитию посредством:

- принятия связанных с природопользованием, экологическими вопросами соглашений, законов, нормативных актов и др.;

- изменения нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

Перечисленные позиции, несомненно, заслуживают поддержки, поскольку направлены прежде всего на сохранение (спасение) и развитие природы и человечества.

Но, с другой стороны, что имеем мы сегодня, через 18 лет после «Рио»? Улучшается ли экологическая обстановка? Практически ни одна из масштабных экологических проблем современности на сегодня не решена, а количество природных и техногенных катаклизмов принимает угрожающий для человека характер. О недостатке экологизации мирового

образовательного пространства в целом позволяет судить и тот факт, что за последние два-три десятилетия не произошло существенных улучшений в сфере реальных взаимоотношений человека и природы.

Пример. Уже сейчас примерно 60% населения России проживает на экологически неблагоприятных территориях (Сараева Н.М. «Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории». Дисс.... д-ра психол.н М., 2010). Попытки решить данную проблему ограничиваются принятием экологически правильных постановлений и актов.

Работают ли эти постановления и акты, которых только в России около 200? Если нет, то почему и что необходимо для того, чтобы они работали.

Понятно, что одними соглашениями и законопроектами не решишь проблем региональных и глобальных экологических, хотя и это сторона необходимая и важная.

Как было отмечено выше, экологическая проблематика на современном этапе заключается в том, что человеку:

- необходимо знать допустимый предел антропогенного влияния на биосферу;

- необходимо выработать нравственные нормы и ценности, которые не позволят этот предел нарушить.

Сегодня следует констатировать, что данный предел в полной мере не осмыслен, а уровень освоения экологоориентированных ценностей низок. В чем причина?

Можно быть уверенным в том, что законы и акты «не работают» прежде всего потому, что они не соответствуют потребностям каждой личности, а экологические знания и сложившееся в результате у человека отношение к природе не способствуют экологизации его хозяйственной деятельности.

А поэтому важнейший результат реализации концепции устойчивого развития на сегодняшний день должен заключаться и заключается, на наш взгляд, прежде всего в осмыслении роли мировоззрения, культуры, профессиональной компетентности людей в решении и предотвращении локальных и глобальных экологических проблем.

В контексте сказанного феномен «устойчивое развитие» на данном этапе следует рассматривать прежде всего как новое качество общечеловеческой культуры, которое на личностном уровне должно воплощаться в реализации важнейших компонентов (мотивационного, когнитивного, отношенческого, деятельностного) и личностных функций (экологоориентирующей, познавательной, смыслообразующей, системообразующей, регулирующей, и следовательно, должно проявляться в соответствующих личностных образованиях и экологически целесообразном поведении личности, профессионала, в том числе в экологически проблемных ситуациях.

В этой связи один пример [2]: недостаточно установить на том или ином предприятии «экологичное» оборудование, но необходимо, чтобы менеджерские и рабочие кадры обладали соответствующей («экологической») мотивацией и своего рода экологическим мышлением, необходимыми для эффективного выполнения экологических требований работы на таком оборудовании.

Тем самым на первый план выходит проблема экологоориентированной личности человека, проявления которой (мировоззренческие, культурные, компетентностные) в деятельности и детерминируют это соответствующее (экологически целесообразное) поведение профессионала в экологически проблемных ситуациях; условий и методов развития такого рода личности [1]. Указанная проблематика обсуждается философами, психологами, педагогами, социологами на протяжении уже более чем 30 лет, однако сегодня в условиях активного формирования «пространства» устойчивого развития в России в нее неизбежно привносится многое принципиально новое.

В связи со сказанным возникают как минимум четыре вопроса, и необходимость их осмысления и решения в контексте концепции устойчивого развития.

1. Какими особенностями мировоззрения должна обладать личность, способная и готовая решать проблемы устойчивого развития на местном и глобальном уровне? Несомненно, это личность, в основе становления которой лежит экологоориентированное мировоззрение, которое важно рассматривать как акмеологический феномен:

- как идеальное («вершинное») качество личности, которое определяет ее место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности;

- как центральный мировоззренческий компонент экологического сознания и поведения личности, как устойчивой системы взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества;

- как многомерную систему и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, включающую важнейшие экологоориентированные достижения личности на пути ее совершенствования, которые определяют в свою очередь личностные функции экологоориентированного мировоззрения.

2. Какое личностное свойство должно отражать психологическую, теоретическую и практическую готовность человека ответственно относится к окружающей среде, его способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в практической деятельности, и которое характеризует особенности экологоориентированного мировоззрения, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой? В этой связи на первый план выходит экологическая культура личности, а также лежащие в ее основе противоположные типы экологического сознания (антропоцентрический и экоцентрический). Главной особенностью антропоцентрического сознания является приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над собственными закономерностями ее развития; экоцентрического -приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов. Актуальное экологическое сознание включает в себя оба случая, причем «акцент на том или другом часто зависит от конкретной ситуации экологического риска, требующей принятия того или иного решения» [2]. В этой связи следует отдельно сказать о культуре принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне управления; когда в свою очередь возникают еще два вопроса:

- каким должно быть сознание и поведение управленца, чтобы они были адекватны с одной стороны, стратегическим и тактическим целям, поставленным в концепции устойчивого развития, с другой - приводящим к эффективной реализации принятых решений;

- каковы психологические и акмеологические технологии принятия такого рода решений, а также соответствующей психолого-акмеологической подготовки к этому кадров управления.

3. Какими компетенциями, и соответственно каким мышлением должен обладать специалист (от рабочего до политического деятеля), чтобы его действия и решения в ситуациях экологического риска работали бы в контексте концепции устойчивого развития и способствовали эффективному выполнению экологических требований к выполнению той или иной профессиональной деятельности? В данном случае на первый план выходит проблема проявления экологической компетентности специалиста как важнейшего (системообразующего) образования его личности и важнейшего критериального показателя сформированное™ экологоориентированного мировоззрения и экологической культуры личности. В содержательном плане экологическая компетентность личности представляет собой конкретно-индивидуальное проявление экологической компетенции, которая в свою очередь являет собой совокупность содержания профессиональной деятельности и требований к ее реализации в рамках экологического императива; имманентный компонент высокого уровня профессионализма личности, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности.

4. Какими должны быть технологии формирования перечисленных личностных образований, чтобы создать у человека (специалиста, управленца) мировоззренческую, культурологическую и компетентностью готовность для успешной реализации концепции устойчивого развития? Одним из традиционных, и в то же время мощнейших средств формирования экологоориентированной личности было и остается экологическое образование во всех его видах и на всех уровнях. Поэтому естественно, что вслед за принятием концепции устойчивого развития мировым сообществом была принята концепция образования для устойчивого развития как общая и необходимая концепция в развитии образования в развитых странах мирового сообщества. Педагогический смысл данной концепции заключается в экологизации процесса образования на всех уровнях, которая способствовала бы формированию экологоориентированной личности на всех этапах его личностного и профессионального развития. Но в тоже время экология и

работающие сегодня с ней на стыке гуманитарные отрасли (психология, акмеология, педагогика, социология) - это научные дисциплины, а концепция устойчивого развития есть социально-экономическая установка развития мирового сообщества как одно из проявлений общего процесса глобализации.

В этой связи необходимо определить, какое место в этом процессе занимают рассмотренные личностные феномены - экологоориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность.

Осмысление роли концепции устойчивого развития в модернизации экологического образования в данном случае может быть представлено в попытке ответа на вопрос: «Не содержит ли в себе само понятие «экологическое образование для устойчивого развития» некоторую формализацию сути содержащегося в нем процесса формирования личности, соответствующей природе (экологоориентированной личности), и даже явное противопоставление человека природе?» Говоря об «экологическом образовании для устойчивого развития» в большинстве случаев мы, по сути, снова отрываем себя от природы: «экологическое образование для сохранения природы для потомков», «сохранение природы для того, чтобы было, где жить и чем питаться» ... Но ведь еще в начале 90-х гг. прошлого века, почти сразу после «Рио», психологи и педагоги стали говорить о необходимости сохранения природы ради нее самой, ее самоценности, в чем есть «психологическое решение» проблемы выхода из экологического тупика.

Возможно, что сегодня «выпало» своего рода связующее, переходное звено в стратегически важной для будущего человеческой цивилизации системе: «экологическое образование (человека, общества) => ??? => устойчивое развитие (сообщества людей, природы)».

Такого рода звеном может (и должен) стать сам человек, а точнее его устойчивое развитие как существа природного (причем не как «части целого», а как «части в целом»), как существа эко-социального и акмеологического (развивающегося).

И в данном случае необходимо говорить скорее не об экологическом образовании, нацеленном на обеспечение устойчивого развития сообщества людей и природы, а прежде всего нацеленном на формирование экологоориентированного мировоззрения как центрального, мотивационно-смыслового компонента экологического сознания и поведения личности. И как следствие - на формирование экологической культуры отдельной личности и человеческого сообщества в целом, экологической культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека в эко-социальном бытии, а в рамках профессиональной деятельности - на реальное воплощение указанных свойств в форме проявления экологической компетентности специалиста. Тогда «устойчивость» развития, видимо, необходимо связывать с осознанием человеком самого себя в качестве субъекта устойчивого развития планеты, причем наряду с другими - способы познания окружающего природного мира, экологически целесообразные (экологоориентированные) нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к нему, мотивационно- потребностная сфера, в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения), - ведущей особенностью экологоориентированной личности должны являться такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение и устойчивое развитие.

В этом случае мы можем говорить о личности, на высшем (идеальном, акме) уровне развития которой его субъект становится «экологическим субъектом развития природного мира», совместного, гармоничного, устойчивого развития системы «человек (личность, деятельность) -природа (окружающий мир, среда жизни)».

Тогда на первый план выходят акмеологические технологии развития такого рода личности по новоообразованиям: изменение отношения к себе; изменение отношения к другим людям и к природе; овладение средствами саморазвития и саморегуляции; а подбор содержания, методов и средств должны предопределить соответствующие принципы осуществления данного процесса -экологичности, деятельности, гуманистичности, акмеологичности, проживания, осознанности, рефлексии. Литература

1. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности. Монография. М: Изд-во РУДН, 2008.

2. Панов В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование // Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы У8 решения». Москва. 26-27 октября 2010 г. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 62-65.

В.Г. Зазыкин

АКМЕОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ

В условиях рыночной экономики главной движущей силой развития является конкуренция. В честной конкурентной борьбе побеждают за счет «деятельности с опережением», об этом свидетельствует мировая практика. Это опережение достигается за счет нововведений, а главное -роста профессионализма кадров. В условиях постоянных изменений приспосабливаются лучше -те, кто сильнее, кто более умелый, кто квалифицированнее и масштабнее как субъект профессиональной деятельности, а это тот, кто повышает уровень своего профессионализма, осуществляет свой личностно- профессиональный рост, связанный с расширением профессионального и субъектного пространства своей деятельности с выходом на ее новые уровни. Все это в свою очередь тесно связано с профессиональной карьерой. Вследствие этого карьерное движение не должно быть только «личным делом каждого», иначе оно может принять нежелательные (конфронтационные) формы. Поэтому надо не только помогать перспективным работникам в осуществлении их карьерных устремлений, но и управлять этими процессами, контролировать и корректировать их.

Проблема карьеры и карьерных устремлений чрезвычайно сложная, она аккумулировала в себе многие проблемы, имеющие прежде всего психологический и морально-этический характер, потому что при их разработке надо обязательно отвечать на следующие вопросы - кто может сделать карьеру и какую? Какие необходимы для этого условия? Как изменится человек, сделавший карьеру? Какова психологическая и моральная цена карьеры?

Немало трудностей связано и с изучением карьеры. В «реальном масштабе времени» это может растянуться на долгие годы, к тому же в судьбе людей могут произойти неожиданные изменения, радикально влияющие на карьеру. Исследования постфактум также сопряжены с немалыми сложностями: люди, сделавшие карьеру, не склонны говорить всю правду о своем карьерном движении, они часто транслируют правдоподобные мифы, нередко весьма далекие от реальности, к тому же их может связывать и круговая порука.

Однако в акмеологии разработаны надежные и информативные методы изучения карьеры и субъектов карьерного движения. В первую очередь это методы неинструментальной психологической и акмеологической диагностики, ведущим из которых является психобиографический метод. Человек на самом деле всегда транслирует о себе большое количество разнообразной информации, даже если играет отработанные социальные или имиджевые роли; главное - эту информацию суметь правильно проанализировать. Проведенные на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ исследования карьеры на большой выборке государственных служащих дали немало интересных научно- практических результатов. Оказалось, что госслужащих, стремящихся сделать карьеру за счет роста своего профессионализма, менее 20%. Примерно в три раза больше тех, кто нацелен на карьеру за счет «эффективных межличностных взаимодействий»: «принадлежности к команде, партии, землячеству» или родственным связям. По их мнению, главное - это попасть «в струю» или «обойму», причем таких госслужащих отличает высокая гибкость, пластичность, изворотливость и склонность к интригам. Они консолидированы, поддерживают друг друга. В экстремальных или сложных ситуациях они быстро уходят в «тень», передавая инициативу профессионалам, когда же обстановка нормализуется, умело возвращают потерянную инициативу. Это очень тревожный факт. Причина его кроется в недостатках кадровой политики на государственной службе. Сейчас, к сожалению, критерий профессионализма не часто используется при кадровых назначениях на ответственные должности.

Разработка проблемы карьеры позволила составить обобщенный психологический портрет успешного в карьерном отношении госслужащего, ориентирующегося на развитие своего профессионализма. Акмеологический подход вообще констатирует ведущую роль профессионализма в карьере. Настоящую карьеру делают именно настоящие профессионалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.