Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХО ШИ МИНА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ'

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХО ШИ МИНА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХО ШИ МИНА / США / КОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА / VII СЪЕЗД КПВ / "ИДЕОЛОГИЯ ХО ШИ МИНА"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нгуен Тхи Бик Нгок, Шпаковская Марина Анатольевна

В статье рассматривается процесс становления и формирования мировоззрения Хо Ши Мина, вождя освободительного движения вьетнамского народа, первого президента Демократической Республики Вьетнам. Авторы обращают внимание, что основные положения мировоззрения Хо Ши Мина формировалось в течение более чем полувека его деятельности, в условиях сложной и продолжительной борьбы за независимость Вьетнама. Живя и работая в течении тридцати лет в различных европейских странах, а также в Советской России, Хо Ши Мин, знакомился с различными учениями современных ему международных отношений и мировой политики. В статье подчеркивается, что определяющее значение на формирование его идеологии повлияло знакомство с марксистско-ленинской теорией, прежде всего, с идеями доклада В.И. Ленина по национальному и колониальному вопросам на втором конгрессе Коминтерна 1920 г., которые заложили теоретическую основу для выработки концепции освободительного движения Вьетнама. Мировоззрение Хо Ши Мина получило свое воплощение во внешней политике Вьетнама не только в эпоху борьбы за независимость и воссоединение страны, но и в современной вьетнамской дипломатии и вошли в историю как «идеология Хо Ши Мина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HO CHI MINH'S WORLDVIEW AND VIETNAM'S FOREIGN POLICY DURING THE RENEWAL PERIOD

The article discusses the process of formation of the worldview of Ho Chi Minh, the leader of the liberation movement of the Vietnamese people, the first president of the Democratic Republic of Vietnam. The authors draw attention to the fact that the main provisions of Ho Chi Minh's worldview were formed during more than half a century of his activity, in the conditions of a complex and lengthy struggle for the independence of Vietnam. Living and working for thirty years in various European countries, as well as in Soviet Russia, Ho Chi Minh got acquainted with various teachings of contemporary international relations and world politics. The article emphasizes that the formation of his ideology was determined by his acquaintance with the Marxist-Leninist theory, first of all, with the ideas of V.I. Lenin on national and colonial issues at the second congress of the Comintern in 1920, which laid the theoretical foundation for the development of the concept of the liberation movement in Vietnam. The worldview of Ho Chi Minh was embodied in the foreign policy of Vietnam not only in the era of the struggle for independence and reunification of the country, but also in modern Vietnamese diplomacy and went down in history as the "ideology of Ho Chi Minh."

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХО ШИ МИНА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 4, № 4 (57). С. 281-300.

Научная статья. Исторические науки

УДК 94(597)

йО!: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-281-300

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХО ШИ МИНА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В ПЕРИОД ОБНОВЛЕНИЯ

Нгуен Тхи Бик Нгок \ Марина Анатольевна ШПАКОВСКАЯ 2

1 Дипломатическая академия Вьетнама, https://orcid.org/0000-0003-2247-0735

2 РУДН, Москва, Россия, m.shpakovskaya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4463-880X

Аннотация: В статье рассматривается процесс становления и формирования мировоззрения Хо Ши Мина, вождя освободительного движения вьетнамского народа, первого президента Демократической Республики Вьетнам. Авторы обращают внимание, что основные положения мировоззрения Хо Ши Мина формировалось в течение более чем полувека его деятельности, в условиях сложной и продолжительной борьбы за независимость Вьетнама. Живя и работая в течении тридцати лет в различных европейских странах, а также в Советской России, Хо Ши Мин, знакомился с различными учениями современных ему международных отношений и мировой политики. В статье подчеркивается, что определяющее значение на формирование его идеологии повлияло знакомство с марксистско-ленинской теорией, прежде всего, с идеями доклада В.И. Ленина по национальному и колониальному вопросам на втором конгрессе Коминтерна 1920 г., которые заложили теоретическую основу для выработки концепции освободительного движения Вьетнама. Мировоззрение Хо Ши Мина получило свое воплощение во внешней политике Вьетнама не только в эпоху борьбы за независимость и воссоединение страны, но и в современной вьетнамской дипломатии и вошли в историю как «идеология Хо Ши Мина».

Ключевые слова: мировоззрение Хо Ши Мина, США, колониальный вопрос, внешняя политика Вьетнама, VII съезд КПВ, «Идеология Хо Ши Мина»

Для цитирования: Нгуен Тхи Бик Нгок, Шпаковская М.А. Мировоззрение Хо Ши Мина и внешняя политика Вьетнама в период обновления // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 4, № 4 (57). С. 281-300. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-281-300

© Нгуен Тхи Бик Нгок, Шпаковская М.А., 2022

Original article. Historical science

HO CHI MINH'S WORLDVIEW AND VIETNAM'S FOREIGN POLICY DURING THE RENEWAL PERIOD

Nguyen Thi Bich Ngoc 1, Marina A. SHPAKOVSKAYA 2

1 Diplomatic Academy of Vietnam, https://orcid.org/0000-0003-2247-0735

2 RUDN University, Moscow, Russia, m.shpakovskaya@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4463-880X

Abstract: The article discusses the process of formation of the worldview of Ho Chi Minh, the leader of the liberation movement of the Vietnamese people, the first president of the Democratic Republic of Vietnam. The authors draw attention to the fact that the main provisions of Ho Chi Minh's worldview were formed during more than half a century of his activity, in the conditions of a complex and lengthy struggle for the independence of Vietnam. Living and working for thirty years in various European countries, as well as in Soviet Russia, Ho Chi Minh got acquainted with various teachings of contemporary international relations and world politics. The article emphasizes that the formation of his ideology was determined by his acquaintance with the Marxist-Leninist theory, first of all, with the ideas of V.I. Lenin on national and colonial issues at the second congress of the Comintern in 1920, which laid the theoretical foundation for the development of the concept of the liberation movement in Vietnam. The worldview of Ho Chi Minh was embodied in the foreign policy of Vietnam not only in the era of the struggle for independence and reunification of the country, but also in modern Vietnamese diplomacy and went down in history as the "ideology of Ho Chi Minh."

Keywords: worldview of Ho Chi Minh, USA, colonial issue, foreign policy of Vietnam, VII Congress of the Communist Party of Vietnam, "Ideology of Ho Chi Minh"

For citation: Nguyen Thi Bich Ngoc, Shpakovskaya M.A. Ho Chi Minh's Worldview and Vietnam's Foreign Policy during the Renewal Period. Yu-go-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 4, № 4 (57). Pp. 281-300. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-281-300

Президент Хо Ши Мин был не только идеологом и вождем освободительного движения вьетнамского народа, но и первым президентом Демократической Республики Вьетнам, первым министром иностранных дел независимого Вьетнама. Благодаря его деятельности Вьетнам превратился из французской колонии в полноправного

участника международного сообщества. Мировоззрение Хо Ши Мина формировалось в ходе борьбы за независимость и заложило основу современной вьетнамской дипломатии. Ключевые взгляды и аспекты, выработанные в тот период, вошли в историю как идеология Хо Ши Мина. Именно тогда закладываются основы новой идеологии, которая сложилась на базе восточных и западных концепций и практик противостояния западному колониализму. Его концепция и взгляды были и остаются краеугольным камнем внешнеполитической концепции Вьетнама периода обновления (с 1986 года).

Библиографический обзор

Во вьетнамской научной литературе тема идеологии Хо Ши Мина было уделено достаточное внимание - его взгляды были изучены в работах многих вьетнамских ученых. Среди них необходимо выделить книгу «Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии», опубликованную в 1990 г. по случаю столетнего дня рождения Хо Ши Мина. В этой работе, вышедший под редакцией бывшего вице-премьера Вьетнама Ву Хоана, были подробно проанализированы взгляды Хо Ши Мина по вопросам внешней политики, начиная с 20-х годов ХХ в. по 1969 г. включительно. В заключении авторы данной работы отмечают, что идеология Хо Ши Мина явились основой формирования современной дипломатии Вьетнама. Идеологии Хо Ши Мина в сфере международных отношений также были посвящены различные монографии и статьи вьетнамских дипломатов. К ним относятся работы бывшего министра иностранных дел Нгуен Зи Ниена «Дипломатическая концепция Хо Ши Мина» (2002 г.), монография профессора, Генерального консула Вьетнама во Владивостоке Ву Зыонг Хуана «Мысли Хо Ши Мина о дипломатии» (2005 г.), а также работе Во Ван Шунга «Размышление о дипломатической школе Хо Ши Мина» (2010 г.). Можно отметить схожесть позиций вьетнамских авторов, в работах которых отмечается, что подходы Хо Ши Мин в вопросах дипломатии явились продолжением традиционной дипломатии Вьетнама в сочетании с марксизмом и ленинизмом. Творческое применение его принципов в дипломатической практике явились решающим фактором успехов вьетнамской дипломатии. В других работах авторы анализировали аспекты идеологии Хо Ши Мина в сфере международных отношений. Легендарный Генерал Во Нгуен Жап -выдающий ученик Хо Ши Мина, рассмотрел его дипломатическую концепцию с точки зрения военной стратегии, тогда как в работе исследователя Ле Ван Иена большое внимание было уделено стратегии

Хо Ши Мина по поддержке международной солидарности в освободительном движении1.

Наряду с вьетнамскими авторами, специалисты разных стран также изучали концептуальный подход Хо Ши Мина к внешней политике Вьетнама. Были опубликованы биографические работы о жизненном пути и творческой деятельности Хо Ши Мина на английском, французском и русском языках. К их числу можно отнести книги «Хо Ши Мин: Политическая биография» (Жан Лакутур в 1968 г.), «Хо Ши Мин» (Е. Кобелев в 1983 г.), «Хо Ши Мин: Биография» (Пьер Брошер в 2000 г.) и «Хо Ши Мин: Жизнь» (Вилльям Дуикер в 2000 г.)2. В своей книге, Жан Лакутур отмечает, что Хо Ши Мин был «прагматичным националистом» и «проницательным лидером», который стремился к мирному разрешению конфликтов в Индокитае, пытаясь наладить диалог со всеми державами. Российский исследователь Е.В. Кобелев в качестве ключевых элементов концепции Хо Ши Мина выделил патриотизм и международную солидарность3.

Среди российских исследователей необходимо отметить статью В.Н. Колотова, по мнению которого духовное наследие Хо Ши Мина является основой формирования современной идеологической системы Вьетнама, ключевым ингредиентом, вместив «в себя в адаптированном виде наиболее эффективные восточные и западные концепции и политические технологии борьбы против западного колониализма». Идеология Хо Ши Мина «включает в себя в переработанном виде идеалы французской и американской революций, элементы марксизма-ленинизма, а также традиционных для стран Дальнего Востока философских школ, которые были систематизированы на основе национальной культуры Вьетнама»4.

По мнению французского исследователя Пьера Брошера, Хо Ши Мину удалось объединить вьетнамские народы во многом основываясь на мировоззрении, основой которого явилось сочетание конфуцианского учения и коммунизма. Американские авторы, в свою очередь, отмечали важность дипломатических усилий Хо Ши Мина, направленных на разрешение конфликтов мирным путем. Они подчеркивают, что со стороны американской администрации было большой ошибкой не принимать во внимание мирные предложения Хо Ши Мина. Этого мнения придерживается и уже упомянутый нами Вилль-ям Дуикер. Схожие положения можно встретить в книге «Вьетнам и Америка: Документальная история», авторы которой видели главную ошибку правительств США в игнорировании писем Хо Ши Мина и непризнании права вьетнамских народов на свою независимость5.

Следует отметить, что вьетнамские исследователи, а также зарубежные авторы, рассматривали идеологию Хо Ши Мина в основном с позиций реализации внешней политики Вьетнама. Тем не менее, мировоззрение Хо Ши Мина, а именно его подходы к международным отношениям остается еще малоизученным. При этом, последнее является важным фактором в контексте формировании внешней политики Вьетнама как в освободительной войне, так и в период политики обновления.

Формирование мировоззрения Хо Ши Мина

Мировоззрение Хо Ши Мина формировалось и развивалось в течение более чем полувека под воздействием различных факторов. Среди них главными являлись сложная и продолжительная борьба за независимость с пережитками феодализма и колониализма.

Исторический контекст Вьетнама на рубеже XIX - XX вв. С 1858 г. после нападения французских военных кораблей на полуостров Шонча (Дананг) феодальный Вьетнам превратился во французскую колонию. Постепенно Франция распространила свой контроль на весь Индокитай, включая Лаос и Камбоджу. Под французской «опекой» государства Индокитая не только потеряли суверенитет, но и затормозилось их экономическое развитие, началось разграбление природных ресурсов этих стран. Хо Ши Мин, будучи очевидцем проводимой политики Франции, понимал безнравственность и несправедливость империализма, а также унизительное положение народов колониальных стран. Все эти обстоятельства, подтолкнули Нгуен Ай Куок1 - Хо Ши Мина к поиску осмысления истоков и сути империализма, а также к пониманию процессов, происходивших в колониальных странах. Именно в ходе развития национально-освободительного движения, поиска Хо Ши Мином путей и способов борьбы за независимость своей родины была сформирована его идеология.

Традиционные философские и внешнеполитические концепции Вьетнама. Геополитическое положение Вьетнама на Индокитайском полуострове, на перекрестке путей, соединяющих Восточную Азию с Ближним Востоком, неоднократно привлекало внимание многих завоевателей. В этой связи можно привести пример тысячелетнего ига

' Настоящее имя Хо Ши Мина было Нгуен Шинь Кунг. Нгуен Ай Куок означает «патриот» и явилось одним из его многочисленных псевдонимов.

китайской династии Хань, которое Вьетнаму удалось сбросить только в 938 г.

Китайская философия конфуцианства оказала значительное влияние на формирование вьетнамских традиционных воззрений, «иначе говоря, можно говорить о переносе, «трансплантации» ее (китайских) главных элементов на вьетнамскую почву»6. В первую очередь, следует отметить восприятие мирового порядка по теории «Тянь - Ся», согласно которой Китай является поднебесной империей и центром мира, а соседние страны считаются его вассалами. Китая. Постоянная борьба против внешней экспансии, необходимость отстаивания государственного суверенитета и территориальной целостности и независимость всегда были важнейшими задачами Вьетнама.

По словам вьетнамского императора Куанг Чунга (17531792 гг.), призывавшего вьетнамские народы к борьбе против завоевателей периода китайской династии Цин в 1789 г. «мы боремся, чтобы история знала, что героическая южная страна принадлежит своему хозяину»7.

Как верный сын своего народа, понимающий необходимость борьбы за независимость своей страны, Хо Ши Мин особое внимание уделял изучению взаимоотношений между малыми странами и колониальными державами с целью поиска методов, средств и форм этой борьбы.

В XIX в. с наступлением эпохи империализма, уже сама поднебесная империя подверглась колониальным завоеваниям, что привело впоследствии к кардинальным изменениям мирового порядка. Для ответов на вопросы о положении колониальных народов и их взаимоотношений с другими странами, Хо Ши Мин в 1911 г. отправляется в зарубежные поездки, пытаясь найти для себя ответы о средствах и методах освобождения своей родины.

Изучение концептуальных подходов к международным отношениям. В течение 30 лет (1911-1941 гг.), живя и работая в разных странах и налаживая контакты со многими политическими деятелями, Хо Ши Мин получил возможность ознакомиться с различными учениями современных ему международных отношений и мировой политики, пытаясь найти оптимальный поиск путей освобождения вьетнамского народа. С 1917 г. по 1923 г. он работал во Франции, возглавляя Ассоциацию колоний и основал газету «Le Paria». Однако, наиболее длительный и значимый период своей заграничной жизни Хо Ши Мин провел в Советском Союзе (19231938 гг.), где он ознакомился с марксистско-ленинской теорией. На

формирование его взглядов значительное влияние произвел Доклад В.И. Ленина по национальному и колониальному вопросам на втором конгрессе Коминтерна 1920 г. В идеях этого доклада Хо Ши Мин нашел теоретическую основу для будущего освободительного движения Вьетнама. Активно участвуя в деятельности Коминтерна и внимательно наблюдая за развитием международных событий, он начинает видеть тесные взаимосвязи между мировой политикой и судьбой своей страны.

Накануне Второй мировой войны Хо Ши Мин предвидел «крупный шторм, способный изменить судьбы сотен миллионов людей»8. В эти годы, (с 1938 г. по 1941 г.) находясь в Китае он устанавливает контакты с вьетнамскими патриотами - революционерами. Он также возглавляет Компартию Индокитая, а затем и Лигу независимости Вьетнама (Вьетминь). Знания и опыт, накопленные за 30 лет работы за границей, помогли ему не только понять и освоить основы и сущность марксизма-ленинизма, он сумел разобраться в социально-экономических и политических причинах колониальной политики Франция, Великобритания, США, проанализировать международную обстановку того времени в целом. Это помогло Хо Ши Мину выстроить собственную систему взглядов.

Основное содержание мировоззрения Хо Ши Мина

Хо Ши Мин изучал не только природу и сущность международных отношений, особенности мирового порядка первой половины ХХ века, но и природу западного колониализма. Его главной задачей было определить пути и способы освобождения вьетнамского народа от колониальной зависимости. Хот он не оставил обобщающего труда, но в его статьях, выступлениях, в многочисленных интервью, а также в документах, принятых Компартией Вьетнама были изложены его основные внешнеполитические взгляды и позиции.

К основным идеологическим позициям Хо Ши Мина можно отнести следующие: Колониальные народы выступают как акторы международных отношений. Поскольку Хо Ши Мин был прежде всего активным политическим деятелем, борцом за независимость, его привлекали вопросы, связанные с положением колониальных народов. В 1919 г. на Версальской конференции им были поданы Требования вьетнамских народов ко французскому колониальному режиму. В этом документе изложены восемь требований, а именно: 1. Помилование всех политических активистов Вьетнама; 2. Проведение юридических реформ в Индокитае, направленных на признание вьетнамцев

равноправными наравне с европейцами; 3. свобода слова и мысли; 4. свобода организаций; 5. свободное передвижение и переезд за границу; 6 свобода обучения; 7. замещение декретной системы законами; 8. избрание представителей вьетнамских народов в парламент Франции9.

Тем самым Хо Ши Мин впервые, от имени колониальных стран, поставил вопрос о признании прав колониальных народов как полноправных акторов мировой политики. Требование уважения прав колониальных народов было озвучено еще в Резолюции восьмого Конгресса Центрального комитета Компартии Индокитая, разработанной под руководством Хо Ши Мина в мае 1941 г.: «Что касается национальных вопросов, то это свобода и независимость каждого народа. Это значит, что после изгнания французского и японского агрессоров, мы должны соблюдать права на самоопределение индокитайских народов. Народы Индокитая вправе создать свою демократическую республиканскую федерацию или отдельные государства»10. По его мнению, колониальные народы, после восстановления своей независимости, вполне могут стать полноправным участниками международных отношений. В этих положениях можно проследить влияние воззрений марксизма-ленинизма на понимание Нгуен Ай Куок о роли и места колониальных народов в мире. Кроме того, по мнению Нгуен Ай Куо-ка, взаимоотношения между империалистическими державами и колониями являлись наиболее острыми вопросами международных отношений того периода. При этом необходимым условием дальнейшего развития общества он считал устранение противоречий между странами. В этом контексте освободительные движения, целью которых являлись решения вопросов обретения независимости, представляют собой движущую силу международных отношений.

Тем не менее, в отличие от К. Маркса и В.И. Ленина, Нгуен Ай Куок не рассматривал классовую борьбу как основную движущую силу истории или обязательный компонент во внутренней политике страны. Учение марксизма-ленинизма Хо Ши Мин по-своему адаптировал к обстановке, сложившейся во Вьетнаме. Он применил учение марксизм-ленинизм как идеологическое оружие в целях освобождения своего народа от империализма, отказавшись от тезиса о классовой борьбе, как неактуального по отношению к вьетнамскому обществу того времени. Так, например, в интервью 16 июля 1947 г., отвечая на вопросы иностранных журналистов, Хо Ши Мин подчеркнул: «Мы не интересуемся классовой борьбой - вьетнамская буржуазия уже подавлена колонизаторами, деятельность которых уже привела к разрушению вьетнамской экономики, к бедности народов и истощению ресур-

сов. Мы, наоборот, намерены развивать экономический потенциал Вьетнама. И это возможно только при наличие независимости и объединения Вьетнама»11. Мировоззрение Хо Ши Мина основывалось не только на политических учениях, но и на объективной реальности политической и экономической жизни Вьетнама. Данная позиция Хо Ши Мина была высказана в преддверии переговоров с французским правительством. Кроме того, надо учитывать, что во второй половине 1940-х гг. Советский Союз еще не признал независимость Вьетнама, поддерживая коалиционные отношения с Францией11. И несмотря на приверженность марксизму, Хо Ши Мин не хотел привязаться к одному единственному учению и односторонней политической направленности - «Дядя» Хо111 неоднократно проявлял готовность работать с капиталистическими странами, что было им высказано в одном из интервью: «Мы призываем французский капитал, и капитал других стран сотрудничать с нами. Во-первых, это будет восстановление Вьетнама после войны. Во-вторых, это вклад в мировую экономику и безопасность»12. В другом интервью журналу «Немецкая неделя» 1 августа 1956 г. он также подтверди свой тезис: «Мы настроены устанавливать нормальные отношения со всеми капиталистическими странами на основе политического равноправия»13. Когда американский журналист Валтер Бриггс спросил его в письме 23 марта 1949 г., является ли он коммунистом, Хо Ши Мин ответил: «Я - патриот, борющийся за независимость и объединение своей родины»14.

Отношения между державами и малыми странами. Наряду с вопросом о правах колониальных народов, Хо Ши Мин рассматривал международные отношения через призму отношений между державами и малыми странами. Он признавал, что державы играют важную роль в мировой политике и между ними постоянно идет борьба за лидерство. Отношения между державами, в этой связи, являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития международных отношений. Кроме того, соперничая между собой, державы, как правило, оказывает негативное влияние на малые страны. Имея явное ресурсное преимущество, державы часто втягивают малые страны в орбиту своего влияния. В то же время, с другой стороны, конфронтация крупных держав открывает возможность лавирования для решения своих национальных интересов. Можно сказать, что по-

" Советский Союз признал независимость Вьетнама в 1950 г. и дипломатические отношения между двумя сторонами были установлены в том же году.

Вьетнамские народы обращаются к Хо Ши Мину как «Дядя Хо», чтобы проявлять свое уважение к нему.

литика Хо Ши Мин во многом соответствовала политике политического реализма, рассматривающих баланс сил между державами как основное средство поддержания стабильности международных отношений.

По его мнению, противоречиями между соперничающими державами должны воспользоваться колониальные народы для восстановления своей независимости. Здесь можно привести удачный пример борьбы Вьетнама за свою а независимость - когда страна, воспользовалась конфронтацией между французским и японским агрессорами в 1945 г. После того как японские милитаристы 9 марта 1945 г. свергли французское правительство во Вьетнаме, Лига независимости Вьетнама (Вьетминь) во главе с Хо приступила к освобождению своей страны. В условиях обострившейся конфронтации между Японией и Францией в конце второй мировой войны, Вьетминь сыграл на возникших противоречиях между западными державами по колониальным вопросам. Принимая во внимание стремление США переделить колонии со «старыми» державами, такими как Великобритания и Франция, Хо Ши Мин начал налаживать контакты с французами используя американцев. 25 июля 1945 г., во время Потсдамской конференции, Хо Ши Мин обратился к американскому офицеру Томасу с просьбой передать французскому правительству письмо, в котором были изложены позиции и требования вьетнамской стороны. Основное требование Вьетминя заключалось в предоставлении индокитайским народам всех свобод и прав, признанных Организацией Объединенных Наций15. Не получив ответа от французской стороны, после поражения Японии в середине августа 1945 г., руководство Компартии Индокитая на своей конференции в Танчао (на севере Вьетнама) приняло резолюцию, в которой была подчеркнута необходимость использования возникшие противоречия по вопросам Индокитая между Великобританией и Францией, с одной стороны, и США и Китаем - с другой16.

Особое внимание Хо Ши Мина к вопросу отношений между державами и малыми государствами было предопределено историческими факторами. В течение своей более чем двух тысячелетней истории, вьетнамское государство неоднократно сталкивалось с попытками китайских династий захватить территорию Вьетнама. Вопросы урегулирования отношений с такими державами как Китай - гигантским соседом - всегда были и остаются одной из важнейших задач вьетнамской дипломатии. Данная задача значительно усложнилась во второй половине XIX в. - первой половине XX в. с приходом фран-

цузских колонизаторов и японских оккупантов, а затем американских войск. Вьетнам оставался объектом столкновения интересов великих держав вплоть до середины 1970-х г.

Понимая роль и влияние крупных государств на геополитической карте мира, вьетнамское руководство во главе с Президентом Хо Ши Мина осуществляло политику выстраивания партнёрских взаимоотношений и равноправного сотрудничества с ними. По его мнению, только в случае агрессии той или иной державы, малым государствам следует прибегать к военной силе. При этом, если державы проводят политику на ущемление суверенитета и территориальной целостности, либо вмешиваются во внутренние дела, вьетнамские народы должны решительно защищать свои права и отстаивать национальные интересы. Вьетнам, стремясь политически лавировать, пошел на мирные переговоры с Францией. После августовской революции 1945 г., Хо Ши Мин многократно переписывался с французским правительством, убеждая его сесть за стол переговоров. Так, 22 июля 1946 г. в письме министру Франции по заморским территориям, он писал: «Если Франция не признает независимость Вьетнама, это будет потеря как для Франции, так и для Вьетнама. При этом, потеря Франции будет вечной, тогда как Вьетнаму придется действовать в соответствии с желанием своих народов»17. 10 января 1947 г. в своем обращении «Призыв к правительству и народам Франции» Хо Ши Мин писал: «Мы желаем восстановить мир, чтобы больше не проливалась кровь французов и вьетнамцев. Мы одинаково дорожим обоими»18. К сожалению, столкнувшись с нежеланием французской стороны идти на переговоры, а также с возросшим соперничеством держав, Вьетнаму пришлось вступить в войну.

Хо Ши Мин неоднократно подчеркивал важность независимости и самостоятельности малых стран во внешнеполитическом диалоге с державами. Например, во время интервью с журналистами США в июле 1949 г., на вопрос «Вы про-американский или антиамериканский?», Хо Ши Мин ответил: «Я только про-вьетнамский»19. Во время той же беседы, отвечая на вопрос, действует ли Вьетнам по указкам Кремля и Коминтерна, Хо Ши Мин спросил журналистам: «Разве американцы под руководством Вашингтона в период борьбы за независимость от Великобритании тоже действовали по указам Кремля и Коминтерна?»20. Независимость и самостоятельность крайне необходимы малым странам в принятии политических решений и для защиты собственного суверенитета. Он твердо придерживался позиции, что при выстраивании отношений с державами, такие малые гос-

ударства как Вьетнам должны твердо отстаивать свои национальные интересы, и их внешняя политика не должна быть продиктована интересами той или иной страны. В период войны за воссоединение Вьетнама Хо Ши Мин четко придерживался этих позиций.

Обострение противоречий между Советским Союзом и Китаем в конце 50-х - 60-х гг. ХХ в. дало возможность США усилить свои международные позиции. В этой ситуации, 12-ое собрание Центрального Комитета Компартии Вьетнама под председательством Хо Ши Мин приняло и одобрило в декабре 1965 г. Резолюцию, в которой четко был прописан принцип «независимости, самостоятельности и международной солидарности» как главные принципы внешней политики Вьетнама. В Резолюции также было отмечено: «Независимость и самостоятельность означают что, нельзя автоматически копировать деятельность Компартий других стран»21. В это же время, в ответ на вопросы журналиста газеты «Новой Германии» в сентябре 1965 г., Хо Ши Мин сказал: «Вьетнамские народы желают мира, но мир не может быть без независимости. Вьетнамские народы знают, что необходима настоящая независимость, чтобы иметь настоящий мир»22.

Защита национальных интересов как главная цель международных отношений и внешней политики. При выработке внешнеполитической стратегии Хо Ши Мин ориентировался на национальные интересы, считая последние движущей силой и главной целью внешней политики любой страны. Понимание национальных интересов государства является ключевым для ориентиров и выработки его внешней политики. Он был убежден, что государствам необходимо найти общие точки соприкосновения и преодолеть расхождения по различным позициям для достижения взаимопонимания и сотрудничества. Концепция Хо Ши Мина о решающей роли национальных интересов при определении и выработки внешнеполитических решений тесно связана с вопросом отношений между державами и малыми странами. В свою очередь, сохранение баланса сил между державами способствует предотвращению эскалации напряженности между ними.

Для Хо Ши Мина было также важно выстраивание отношений с правящими кругами и народами в рамках одного государства. Он прекрасно понимал, что интересы правящих кругов, как правило, не только разняться, но и входят в противоречие с общественным мнением. Хо Ши Мин воспользовался разногласиями, возникшими в правительствах Франции и США и поддерживал миролюбивую общественность в этих странах. В августе 1963 г. во время войны за воссоединение Вьетнама, отвечая на вопрос американского журналиста Вильфред

Бурчетт1У, Хо Ши Мин сказал: «Раньше мы (вьетнамцы) обращали внимание на разницу во взглядах по вопросам внешней политики между французскими колонизаторами и миролюбивыми французами. Сегодня мы тоже делаем различия между американскими народами и правительством США»23. В другом интервью журналу Minority of One в мае 1964 г. Хо Ши Мин подчеркнул: «Вьетнамцы никогда не путают миролюбивых американцев с администрацией США, которая уже десять лет попирает независимость и свободу наших народов, и тем самым предает те идеалы права человека, провозглашенные в Декларации Независимости США»24.

Он не рассматривал силу в качестве основного средства достижения целей о внешней политике. Его взгляды отличаются от взглядов Томаса Гоббса, который считал войну естественным состоянием человеческих взаимоотношений, а силу единственным «регулятором» международных отношений25. Хо Ши Мин, наоборот, всегда старался избегать войн и дорожил миром. Его взгляды основывались на традициях вьетнамской дипломатии, согласно которой Вьетнам всегда шел на восстановление отношений с китайскими династиями после военных конфликтов. Как было отмечено Нгуен Чаем - одним из выдающихся государственном и военном деятеле Вьетнама начала XV в., «побеждаем насилие своей правдивостью, отвечаем на жестокость своей гуманностью»у. Эти слова лежат в основе внешнеполитической концепции Вьетнама и были отражены в мировоззрении Хо Ши Мина: защита национальных интересов должна проявляться в сочетании с патриотизмом и поддержкой мира, а не являться поводом для развязывания войн и конфликтов.

Еще накануне войны с французскими агрессорами, 25 ноября 1945 г. Компартия Вьетнама приняла декрет, в котором было подчеркнуто, что «Вьетнам должен стремиться к тому, чтобы у страны было как можно меньше врагов и как можно больше друзей»26, что явилось целью вьетнамской дипломатии. Хо Ши Мин рассматривал общие интересы стран как факторы, объединяющие народы, а не разделяющие их. Вьетнаму удалось убедить американский народ и народы других стран в необходимости восстановления мира в Индокитае. В письме к американскому народу 23 декабря 1966 г., Хо Ши Мин пи-

IV Уильфред Бурчетт (Wilfred Burchett) был известным журналистом газеты The National Guardian. Он много раз бывал во Вьетнаме и написал книгу «К северу 17-ой параллели».

V Нгуен Чай был выдающимся стратегом Вьетнама, сумевшим одержать победу над китайскими войсками в пятнадцатом веке. Эти слова были написаны после победы в его работе «Большой отчет о победе над Китаем».

сал: «Вьетнамцы и американцы могли бы жить вместе мирно и дружно. (...) Американский народ требует от правительства США соблюдения конституции, прекращения войны и вывода американских войск из Вьетнама»27. Политика администрации США не соответствовала интересам своего народа: такой известный внутриполитический феномен, как «вьетнамский синдром», был важным фактором поражения США в войне. Во время войны за воссоединение Вьетнама, как только вьетнамские войска одержали победу над американскими интервентами и сайгонским режимом, Компартия Вьетнама взяла курс на переговоры с США. В январе 1967 г. на 13-ом Собрании Центрального комитета Компартии Вьетнама был одобрен курс на сочетание военной и дипломатической борьбы. В Резолюции этого собрания было постановлено: «За переговорным столом мы можем получить только то, чего добьемся на фронте. Однако дипломатическая борьба не просто отражает ситуацию на фронте. В текущей мировой обстановке, с учетом условий нашей войны, дипломатическая борьба играет важную,

28

позитивную и активную роль» .

Отражение мировоззрения Хо Ши Мина в современной внешней политике Вьетнама

С начала 90-х гг. ХХ в. во Вьетнаме вошел в употребление термин «идеология Хо Ши Мина». Этот термин «точно определил уже сложившуюся систему взглядов национального лидера на политику по защите национальных интересов и развитию Вьетнама. Хотя этот термин появился во Вьетнаме с начала 1990-х гг., однако сама идеология появилась раньше и явилась результатом политической деятельности Хо Ши Мина, его учеников и соратников»29.

Мировоззрение Хо Ши Мина получило свое воплощение во внешней политике Вьетнама не только в эпоху борьбы за независимость и воссоединение страны, но и в период проведения политики обновления. Первое десятилетие после войны (1975-1985 гг.) было сложным для Вьетнама. Нерешенная камбоджийская проблема служила поводом для политики изоляции со стороны западных держав и их союзников. Враждебная атмосфера вокруг страны еще более обострилась после нападения китайских войск на северной границе Вьетнама в 1979 г. Хотя Вьетнам и одержал победу, но в условиях экономической стагнации, напряженности и изоляции, Вьетнаму требовалось выработать новый внешнеполитический курс. С учетом радикальных изменений в мировой обстановке после распада СССР, и трудностей, с которыми столкнулся Вьетнам, на шестом Съезде Ком-

партии Вьетнама в декабре 1986 г. была провозглашена политика обновления, известная как политика «открытых дверей». По своей сути внешняя политика периода обновления была нацелена на выведение страны из изоляции, установление отношений с новыми партнерами и привлечение внешних ресурсов для развития страны. По мере того, как национальная экономика трансформировалась от централизованно-плановой к рыночной модели развития, внешняя политика периода обновления была направлена на диверсификацию внешних связей и развитие многосторонней дипломатии. Под лозунгом «Вьетнам хочет быть другом всех стран» внешняя политика была направлена на развитие отношений с различными зарубежными партнерами и активное участие Вьетнама в интеграционных процессах на региональном и мировом уровнях.

Важной вехой по реализации политики обновления явился VII партийный съезд (июнь 1991 г.). Этот съезд в действительности стал определенной вехой на пути реализации политики обновления, что также нашло отражение в Конституции 1992 г., признавшей мно-гоукладность экономики и право на частную собственность. Вьетнамское государство определялось как «государство народа» и «для народа» (ст. 2).

В результате более трех десятилетий проведения политики обновления, отношения Вьетнама с соседними странами качественно выровнялись. Дипломатическая изоляция провалилась, Вьетнам имеет дипломатические отношения с 180 государствами, активно участвует в деятельности многих международных организаций. Более того, Вьетнаму удалось развить взаимоотношения с ключевыми партнерами, повысив их уровень до статуса стратегического партнерства с 16 государствами^. Вьетнам все больше играет роль «ответственного участника международного сообщества»30, принимая участие в решении международных вопросов в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН (в 2008-2009 гг. ), члена Комиссии по правам человека ООН, председателя АСЕАН, хозяина АТЭС и др.

На последующих съездах и пленумах КП Вьетнама проводила политику по дальнейшему закреплению фундаментальных основ и совершенствованию политики обновления. Так, на IX съезд КПВ в апреле 2001 г. касаясь вопросов внешней политики были подтвержде-

^ До середины 2018 г. Вьетнам установил всестороннее стратегическое партнерство с Китаем, Россией и Индией. Стратегическое партнерство было установлено с Японией, Республикой Кореей, Малайзией, Индонезией, Таиландом, Сингапуром, Филиппинами, Австралией, Испанией, Францией, Германией, Великобританией и Италией.

ны приверженность основополагающим линиям политики обновления: самостоятельности, независимости многовекторности внешнеполитический курса, ориентированного на расширение и диверсификацию международных отношений на основе лозунга: «Вьетнам готов быть надежным партнером стран международного сообщества, борющихся за мир, независимость и развитие». На Х съезде КПВ (апрель 2006 г.) в рамках обсуждения дальнейшего развития политики Обновления, генеральный секретарь КПВ Нонг Дык Мань в Отчетном докладе отметил, «необходимо твердо следовать цели национальной независимости и социализма на основе марксизма-ленинизма и идей Хо Ши Мина». Особо было подчеркнуто, что проведение политики национальной независимости не означает отказа от цели социализма. Обновление не означает отхода от марксизма-ленинизма и идей Хо Ши Мина, напротив, оно означает правильное их понимание и творческое применение, означает опору на них как на идейный фундамент Партии и компас для революционных действий»31.

Политика обновления, будучи поворотным моментом во внешней политике Вьетнама, также базировалась на принципах идеологии Хо Ши Мина. Во-первых, национальные интересы стали определяющим фактором внешней политики страны, что было зафиксировано в Постановлении XI-ого Съезда Компартии Вьетнама: «Национальные интересы являются целями и принципами внешней политики»32. Бывший вице премьер-министр Вьетнама Ву Хоан, который много сделал для вьетнамской дипломатии периода обновления, определил национальные интересы как: интересы в сфере безопасности, интересы в области развития, и интересы по улучшению престижа государства. В условиях дальнейшего развития глобализации, вьетнамская дипломатия была направлена не только на отстаивание национальных интересов, но и на «переплетение национальных интересов» Вьетнама с партнёрами, что повышало уровень эффективного и взаимовыгодного сотрудничества. По мнению вьетнамского руководства, чем больше пересекаются интересы, чем больше взаимозависимость между государствами, тем глубже отношения и меньше угрозы возникновения конфликтов между ними.

Учитывая взаимность интересов, Вьетнам начал активно применять гибкий подход к таким понятиям как «сотрудничество» и «борьба». Если в предыдущем периоде сотрудничество распространялось только на социалистические страны, а борьба за независимость подразумевала противостояние с капиталистическими государствами, то в период обновления Вьетнам начал сотрудничать со всеми партнерами

вне зависимости от их идеологии, на основе равноправия, взаимовыгодности и уважения суверенитета. При этом Вьетнам также готов бороться со всеми попытками вмешательства в свои внутренние дела. Проводя политику, направленную на интеграционные процессы и многостороннюю дипломатию, национальные интересы Вьетнама рассматриваются с учетом общих интересов региона. Например, будучи участником АСЕАН, в которую Вьетнам вступил в июле 1995 г., страна получила возможность подключиться «к новым возможностям международного и регионального сотрудничества. Стоит отметить, что вступление Вьетнама в АСЕАН надо рассматривать и как возможность определения идентичности страны как части региона ЮВА»33. Вьетнам заинтересован в укреплении солидарности и центральной роли Ассоциации в региональной архитектуреуп, а также эффективной реализации Сообщества АСЕАНУШ. Несомненно, вступление Вьетнама в АСЕАН явилось важным событием для страны.

Отношения с великими державами продолжают занимать приоритетное место во внешней политике Вьетнама. Как и Хо Ши Мин, современное вьетнамское руководство осознает важную роль держав в формировании мирового и регионального порядка, что непосредственно влияет на безопасность и интересы малых стран. Кроме того, с начала XXI в. наблюдается смещение центра мировой политики и экономики с Запада на Восток. На основании успехов четырех десятилетий экономических реформ, китайское руководство сосредоточивается на консолидации власти и общества во внутренней политике, вместе с расширением влияния на глобальном уровне. Китай активно продвигает ряд инициатив в мировом масштабе, прежде всего проект «Один пояс - один путь» и «Мировое сообщество с единой судьбой». По своей сути, эти инициативы открывают Китаю путь к установлению статуса мировой сверхдержавы. Эти факторы оказывают огромные влияния на безопасность и интересы Вьетнама, учитывая нерешенность территориального конфликта между Вьетнамом, Китаем и другими странами в Южно-китайском море.

На сегодняшний день Вьетнам имеет всестороннее стратегическое партнерство с такими странами, как Россия, Китай и Индия. Стратегическое партнерство было установлено также с Японией,

™ Понятие «региональной архитектуры» вводилось и обсуждалось государствами АСЕАН и партнерами в связи с отсутствием какого-либо механизма, обеспечивающего региональную безопасность.

™ Сообщество АСЕАН было создано в декабре 2015 г. В настоящее время государства -участники АСЕАН осуществляют Видение Сообщества АСЕАН на период до 2025 г.

Францией и Великобританией. Отношения с США были доведены до уровня всестороннего партнерства в 2013 г. Можно сказать, что Вьетнаму удалось создать условия для эффективного сотрудничества со всеми державами, включая пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и со всеми региональными державами. Тем самым, были созданы благоприятные условия для продвижения национальных интересов Вьетнама как на двусторонних, так и на многосторонних уровнях. Поиск компромисса помогает Вьетнаму поддерживать баланс сил между странами и способствовать сохранению региональной безопасности. Усилия вьетнамской дипломатии направлены также на снижение уровня конфликтности со стороны Китая по вопросам территориальных конфликтов в Южно-китайском море. При таком сложном и противоречивом переплетении интересов, Вьетнам продолжает подчеркивать независимость и самостоятельность как главные принципы своей внешней политики.

Современный Вьетнам уверенно и стабильно развивается во многом благодаря надёжному идеологическому фундаменту. Идеология Хо Ши Мина является ключевым ингредиентом вьетнамской победы в Индокитайских войнах, а также в проведении успешных экономических реформ в конце ХХ - начале XXI вв., которые позволяют уверенно отстаивать национальные интересы. В этом смысле современный Вьетнам успешно демонстрирует реализацию духовного наследия и идеологии Хо Ши Мина.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Нгуен Тхи Бик Нгок, кандидат исторических наук, директор Центра внешней политики и региональных исследований Дипломатической академии Вьетнама, Ханой, Вьетнам

ШПАКОВСКАЯ Марина Анатольевна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН, Москва, Россия

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 16.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Nguyen Thi Bich Ngoc, PhD (History), Director of the Center for Foreign Policy and Regional Research, Diplomatic Academy of Vietnam, Hanoi, Vietnam

Marina A. SHPAKOVSKAYA, DSc (History), Professor, Department of Theory and History of International Relations, RUDN University, Moscow, Russia

Contributions of the authors: the authors contributed equality to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 07.11.2022;

approved 16.11.2022;

accepted to publication 30.11.2022.

1 Статья генерала Во Нгуен Жап «Идеология Хо Ши Мина по дипломатии» в сборнике «Вьетнамская дипломатия в эпохе Хо Ши Мина» (2000 г.) и монография Ле Ван Иена «Стратегия Хо Ши Мина по поддержке международной солидарности в освободительном движении» (2008 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Jean Lacouture. Ho Chi Minh: A political biography (Translator: Jane Clark Seitz, Peter Wills, 196S); Кобелев. Хо Ши Мин. М: Издательство Молодая Гвардия, 19S3; Pierre Brocheux. Ho Chi Minh: A biography. Paris: Presse de Sciences Po, 2000; William J. Duiker. Ho Chi Minh: A life. Hachette Books, 2000.

3 Кобелев Е.В. Хо Ши Мин. М., 1983.

4 Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина - духовный фундамент современной системы политической власти Вьетнама// Вьетнамские исследования. Выпуск 7. Опыт обновления во Вьетнаме: современность и история. М.: ИД Форум, 2017. С. 57-6S.

5 Vietnam and America: A documented history. Edited by: Marvin E. Gettleman, Jane Franklin, Marilyn B. Young, H. Bruce Franklin. New York: Grove Press, 1995.

6 Новакова О.В. Возрождение национальных традиций Вьетнама в период обновления // Сборник: Вьетнамские исследования. Выпуск 7.М.:ИДВ РАН,2017 - С. 279.

7 Речь императора Куанг Чунга «Призыв к вьетнамским войскам», выступление перед нашествие китайской династии Цин в 1789 году.

S Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений. Ханой: Государственное Политическое издательство «Правда», 1983. Том 3. С. 117.

9 Центральная комиссия по изучению истории Компартии Вьетнама. Президент Хо Ши Мин. Биография и жизнь. Ханой: Издательство «Правда», 1986 г. С. 16.

10 Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии. Ханой: Издательство «Правда», 1990 г. С. 20.

11 Хо Ши Мин отвечает журналистам. Ханой: Государственное политическое издательство «Правда», 2015. С. 105.

12 Хо Ши Мин отвечает журналистам... С. 105.

13 Хо Ши Мин отвечает журналистам. С. 222.

14 Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений. Ханой: Государственное политическое издательство «Правда», 2011. Том 6. С. 43.

15 Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии. С. 52.

16 Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии. С. 57.

17 Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии. С. 108. 1S Президент Хо Ши Мин о вьетнамской дипломатии. С. 124.

19 Хо Ши Мин отвечает журналистам. С. 156.

20 Хо Ши Мин отвечает журналистам. С. 157.

21 Коммунистическая партия Вьетнама. Полное собрание постановлений Коммунистической партии Вьетнама. Ханой: Государственное политическое издательство, 2003. Том 26. С. 611.

22 Газета «Нян Зан», № 4169, 2 сентября 1965 г.

23 Хо Ши Мин отвечает журналистам... С. 315.

24 Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений. 2011. Том 14. С. 327 - 332.

25 Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 99, 100.

26 Коммунистическая партия Вьетнама. Полное собрание постановлений. 2003. Том 26.

27 Президент Хо Ши Мин с вьетнамской дипломатией. С. 216. 2S Президент Хо Ши Мин с вьетнамской дипломатией. С. 218.

29 Колотов В. Идеология Хо Ши Мина - духовный фундамент. С. 237.

30 Постановление одиннадцатого Съезда Коммунистической партии Вьетнама. Ханой: Администрация Центрального Комитета, 2011.

31 Кобелев Е.В., Локшин Г.М. КПВ в политической системе современного общества // Современный Вьетнам.- Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Центр изучения Вьетнама и АСЕАН. Москва, 2015. С. 95.

32 Там же.

33 Новакова О.В. Возрождение национальных традиций Вьетнама в период обновления // Вьетнамские исследования. Выпуск 7. — Т. 7 из Вьетнамские исследования. — ИДВ РАН Москва, 2017.- С. 27S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.