Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ЭКОФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ЭКОФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
46
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / CONTENT-TECHNOLOGIES / HUMANITY TECHNOLOGIES / WORLDVIEW / ECOPHILOSOPHY / PERSON / CULTURE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузская Ольга Маратовна

В условиях стремительного роста информационных технологий необходимо развитие гуманитарных технологий, которые направлены на формирование общей гуманитарной культуры личности. Но если гуманитарные технологии в целом носят институциональный характер, то контент-технологии, как один из главных их видов, применимы к отдельным сегментам социальной сферы. Цель данной статьи - показать гуманитарный потенциал контент-технологий как проводников ценностей, смыслов и категорий экофилософской картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLDVIEW POTENTIAL OF CONTENT-TECHNOLOGIES IN THE PROMOTION OF ECOPHILOSOPHICAL PICTURE OF THE WORLD

In the conditions of the rapid growth of information technologies, it is necessary to develop humanity technologies, which are aimed at the formation of a common humanitarian culture of the individual. But while humanity technologies in general have institutional character, then content-technologies as one of its main types are applicable to certain segments of the social sphere. The purpose of this article is to show the humanitarian potential of content-technologies as conductors of values, meanings and categories of the ecophilosophical picture of the world.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ЭКОФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА»

18.08.2019).

4. Bulgakova N. Obraz ugrozy. ZHdat' li sekvestra? // Poisk. 2016. № 32-33.

5. V Velikobritanii pereshli na sistemu obrazovaniya SSSR [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/v-velikobritanii-pereshli-na-sistemu-obrazovaniya-sssr/ (data obrashcheniya: 15.07.2019).

6. Balahovskij A.A., Timoshev R.M. Metodologicheskaya kul'tura sub"ekta nauchnoj deyatel'nosti: teoriya i praktika formirovaniya. Vestnik voennogo universiteta. 2012. № 1 (29). S. 23-31.

7. D'yui D. Demokratiya i obrazovanie. M., 2000. 384 s.

8. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass // Izbrannye trudy. M., 2000. 704 s.

9. YAspers K. Duhovnaya situaciya vremeni // Smysl i naznachenie istorii. M., 1991. 527 s.

10. Il'in I.A. Sobranie sochinenij: v 10 t. T. 2. Kn. 2 M.: Russkaya kniga, 1993. 480 s.

11. Rozanov V.V. Sumerki prosveshcheniya. M.: Pedagogika, 1990. 624 s.

КЛИМОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), (klisn@mail.ru).

KLIMOV, SERGEY N. - Doctor of Philosophy, Professor, Russian University of Transport (MIIT), (klisn@mail.ru).

УДК 009

БУЗСКАЯ О.М.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНТЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ

ЭКОФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Ключевые слова: контент-технологии, гуманитарные технологии, мировоззрение, экофилософия, человек, культура, общество.

В условиях стремительного роста информационных технологий необходимо развитие гуманитарных технологий, которые направлены на формирование общей гуманитарной культуры личности. Но если гуманитарные технологии в целом носят институциональный характер, то контент-технологии, как один из главных их видов, применимы к отдельным сегментам социальной сферы. Цель данной статьи - показать гуманитарный потенциал контент-технологий как проводников ценностей, смыслов и категорий экофилософской картины мира.

BUZSKAYA, O.M.

THE WORLDVIEW POTENTIAL OF CONTENT-TECHNOLOGIES IN THE PROMOTION OF ECOPHILOSOPHICAL PICTURE OF THE WORLD.

Keywords: content-technologies, humanity technologies, worldview, ecophilosophy, person, culture, society.

In the conditions of the rapid growth of information technologies, it is necessary to develop humanity technologies, which are aimed at the formation of a common humanitarian culture of the individual. But while humanity technologies in general have institutional character, then content-technologies as one of its main types are applicable to certain segments of the social sphere. The purpose of this article is to show the humanitarian potential of content-technologies as conductors of values, meanings and categories of the ecophilosophical picture of the world.

Современное информационное пространство, продолжая развиваться и распространяться благодаря стремительному росту технологических возможностей, наполняется все большим количеством смыслов и ценностей. Но рост количества информации в социально-коммуникативной системе - это далеко не только спонтанный и хаотичный процесс. В маркетинге, особенно связанном с Интернетом, это целая область знаний, практик и технологий, называемая контент-технологиями - технологиями создания контента.

Контент, то есть смыслы, выраженные в текстовой, аудио- и визуальной формах, сегодня играет ключевую роль в органическом продвижении идей, людей, брендов, компаний и корпораций. Поэтому происходит резкое увеличение количества контента как в реальном пространстве, так и в Интернете. Успех маркетинговой кампании и продвижения организации во многом определяется не только количеством производимой информации, но именно ее качеством: качеством текстов, статей и постов в соцсетях, качеством фото- и видеоматериалов. Сегодня существуют определенные стандарты качества контента, принятые в конкурентной рыночной среде, и оцениваются они на основе аналитики пользовательского поведения и реакций по отношению к тому или иному виду контента. Но это маркетинговые технологии, которые делают акцент на привлечении внимания пользователя, читателя, подписчика и донесения до него определенного смысла, связанного с целевой установкой и задачей компании. Маркетинговые контент-технологии отвечают на вопрос - как сделать качественный контент по форме. Нас же в рамках данной статьи интересует вопрос экологичности в контексте экологии человека и ценностных ориентиров транслируемых смыслов. Говоря о содержательной стороне контент-технологий, интересно выяснить, могут ли они служить не только коммерческим, маркетинговым

242

и политическим целям и интересам, но также являться источником распространения экофилософских ориентиров и ценностей на системном, а не спонтанном уровне.

Дело в том, что контент в сущности - есть гуманитарное содержание. Благодаря определенной форме, он может донести эмоцию, содержательный смысл, ценность, мировоззренческие аспекты, целое видение. Если информационные технологии - это именно технические приспособление - гаджеты, схемы, то контент - это их содержательное наполнение. Поэтому контент-технологии являются одним из важнейших видов гуманитарных технологий. Они разрабатываются в образовательных, научных институтах, некоммерческих организациях и так называемых "фабриках мысли".

С прошлого столетия в США получили развитие thing tanks - "фабрики мысли". Это "организации, качественно использующие достижения междисциплинарной научной мысли для выработки экспертизы и глубокого улучшения процесса конкретных политических практик, технологий решения общественных проблем". [1] Первой и одной из самых масштабных в мире «фабрикой мысли» считается Корпорация RAND, которая занимается междисциплинарными исследованиями и, в том числе разработкой гуманитарных технологий. "Сегодня RAND публикует отчеты по самой широкой тематике — от проблем здравоохранения и борьбы с наркотиками до исследований рынка труда, региональной интеграции, экологии, международных отношений и вопросов безопасности как США, так и других стран" [1].

Но если гуманитарные технологии, как правило, рассматриваются институционально - в образовании, управлении, политике, то контент-технологии, традиционно, имеют организационный прикладной характер. Но по сути служат они одной и той же цели - донести содержательный аспект, определенную ценность [2].

Безусловно, контент по характеру является далеко не только коммерческим или развлекательным, информативным или, напротив, бессмысленным. Он во многом является транслятором мировоззрения. За каждым текстом, картинкой, фотографией, видео кроется определенное мировидение и ценности их создателей. И это может служить прекрасным ресурсом для того, чтобы транслировать такие ценности, смыслы, эмоции, которые будут возвышать человека в культуре, повышать его уровень - профессиональный и личностный, формировать здоровое и эстетическое мироотношение. Иначе говоря, контент-технологии могут быть использованы для формирования и распространения целостной экофилософской мировоззренческой системы в социокультурном пространстве.

В мире и в России уже есть немало проектов, учреждение культуры и конкретных людей, кто использует контент именно в этом качестве. Так, например, Николай Максимович Цискаридзе, ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в своих интервью говорит о важности гуманитарного образования и общей культуры, необходимой артисту балета. В статье издания Tatler Russia Егор Геращенко - один из учеников Цискаридзе и ныне артист балета Большого театра, рассказывает: «Николай Максимович облагораживал наш внутренний мир, заставлял много читать, показывал, что на балете мир не заканчивается. Эта широта восприятия отражается на том, что мы делаем на сцене» [3]. И это, конечно, не только часть контент-стратегии для продвижения и повышения имиджа конкретного человека. Классическая высокая культура русского балета - это профессиональный образ жизни, философия и стиль мышления, которые возвышают любого человека, и особенно деятеля искусства.

Одним из ведущих трансляторов ценностей классической культуры является Государственный академический Малый театр. Малый театр остается одним из немногих театров России и Европы, кто следует лучшим традициям академической школы, не только сохраняя художественное наследие психологического реализма, но и продолжая его содержательное развитие, как никогда актуальное сегодня. Юрий Мефодьевич Соломин, художественный руководитель Малого театра в одном из интервью «Российской газете» подчеркнул: «В условиях тотальной безнравственности, которая царит в обществе, театр призван сыграть роль нравственного катализатора» [4]. И Малый театр вопреки всем тенденциям дегуманизации и технизации в действительности выполняет эту роль высокого просветителя.

Но если с качеством и профессионализмом спектаклей во всех отношениях - от постановки, актерского мастерства до великолепных красочных декораций и новейших технологий в Малом театре все превосходно, то существует другая проблема: привлечение более молодой аудитории в

качестве зрителя. Несмотря на высочайший профессиональный уровень и высокие традиции Малого театра, средний возраст аудитории превышает 45 лет. А в пространстве, связанном с массовым досугом и развлечениями, сейчас исключительно жесткая конкуренция на единицу внимания молодого зрителя 18-35 лет. Формируются условия выбора практически без выбора. Куда предпочтет инвестировать свое время молодой неискушенный человек: в мероприятие, которое будет легким, ненавязчивым, невысокого или же откровенно низкого уровня, зато "раскрученного" в медиа, отсюда искусственно популярного, или же в поход на классическую постановку Островского? Или то же время будет потрачено на популярный сериал, скачанный из Интернета? Можно было бы поспорить, что тот же Островский, Чехов, Достоевский - это давно минувшее, несовременное, ныне неактуальное или требующее новых условий, но Малый театр с его постановками зримо доказывает: классика, передаваемая устами автора, а не его вольной интерпретацией - это о сегодняшнем дне.

С другой стороны, восстановить статус академического театра, классического искусства и привлечь внимание молодежи сегодня не так сложно именно благодаря маркетинговым технологиям, включая, конечно, контент-технологии. Контент не только развлекает и продает, но и обучает, вовлекает и доносит ключевые смыслы. Если контент-технологии и органическое продвижение работает в коммерческих проектах, почему же их не использовать в мировоззренчески важных институтах? И практика показывает, что это работает. В одной из соцсетей Малого театра, когда ей стало уделяться профессиональное внимание по отношение к контенту, количество подписчиков выросло с 3 тысяч до 9,5 тысяч за 2 месяца. И люди отзывались, что они были счастливы познакомиться с таким культурным институтом.

Контент-технологии как часть гуманитарных технологий работают на нескольких уровнях: ценностном, смысловом, эмоциональном, текстовом и аудио-визуальном.

Ценностный уровень содержит ключевые ценности, мировоззренческие ориентиры, мировидение, позиции, связанные с мироотношением. На этом уровне присутствуют основные философско-мировоззренческие категории. Для продвижения экофилософской картины мира такими категориями будут являться категории "бытие", "гармония", "открытая саморазвивающаяся целостность", "человек", "природа", "культура", "надежда", "счастье", "мечта", "совершенство", "красота", "добро", "истина", "технологии" [5].

Смысловой уровень подразумевает оформление категорий в транслируемые смыслы. К примеру: "гуманитарные технологии в развитии экологического сознания", "открытая целостность как объективная категория современной культуры" или "красота, добро, совершенство - ключевые смысложизненные ориентиры человека". Однако, те же категории могут передавать и другие смыслы: "множественность истин в техногенной цивилизации", "техногенное бытие человека как перспективный футурологический проект", "мечты о конвергенции человека и технологий", "устаревающий характер категории "красота" в сетевом глобальном обществе" [6]. Безусловно, ценностный и смысловой уровни неразрывно связаны, в противном случае возникает противоречие между ценностями и мировоззренческим смыслом. Но именно эти первые два главных уровня закладывают ядро содержания контента, продукта, бренда, организации в целом, и именно они определяют принадлежность к определенным мировоззренческим ориентирам, позволяя формировать единомышленников в пространстве философии и культуры.

Эмоциональный уровень также является весьма существенным при формировании контента и передачи определенных смысложизненных ценностей. Он формируется перед оформлением смыслов в текстовую или аудио-визуальную форму. Эмоциональный уровень составляют эмоции и ощущения, которые требуется передать через контент, и создает определенное настроение читателя или контент пользователя. Эмоциональный уровень будет различаться по доминирующему эмоциональному фону (радость, юмор, умиротворение, счастье / грусть, печаль, тревога, страх), его интенсивности (степень воздействия эмоции - от легкого предчувствия до яркого переживания), статичности или динамичности (единое настроение всего контента или его изменение в процессе прочтение, просмотра, потребления).

Текстовый уровень непосредственно переводит предыдущие три уровня в текстовую форму. В зависимости от целевой установки это будет текст развлекательного характера, образовательный, мотивирующий, философский, вдохновляющий или продающий. Последний не всегда означает продажу как денежный обмен. Это может быть текст, побуждающий выполнить

определенное действие (посетить культурное мероприятие, посадить дерево, прочитать книгу). В этом случае он будет по характеру отличаться от мотивирующего текста, который, скорее, создает настрой на совершение действия, но еще не ведет к его выполнению. Но какой бы ни был выбранный формат, в любом случае он будет передавать заложенный гуманитарный и ценностный смысл. Аудиовизуальный уровень может быть представлен как в аудиоформе, если, к примеру, это формат подкаста или музыки с озвученным текстом, так и в отдельном видео без звука (динамичная картинка формата gif) или же, что чаще всего, в сочетании видео и звукового форматов. В последнем случае это будет видеоролик со звуком. Именно этот уровень видит конечный пользователь контента, именно его воспринимает и оценивает через транслируемые образы, звуки и музыку. Они должны максимально точно передавать закладываемые ценности, смыслы и эмоции. Иначе возникает разрыв между смыслом, переданном в ролике и изначальной идеей. Чтобы качественно создать такой контент, требуется профессиональное мастерство сценаристов, режиссеров-постановщиков, актеров, звукорежиссеров, музыкантов, операторов и всей команде, включенной в создании аудиовизуального контента. Конечным продуктом его будут подкасты, видеоролики, фильмы, трейлеры. Это самый сложный уровень передачи смыслов, так как создается многогранная художественная форма, но зато и самый эффективный с точки зрения восприятия, ведь образы и звуки непосредственно влияет на психику человека.

Все перечисленные уровни составляют единую систему и работают в тесной взаимосвязи. Понятно, что последний уровень не всегда будет присутствовать, но он значительно дополняет и расширяет эту контентную систему.

Таким образом, экофилософские категории, гуманистические ориентиры могут быть выражены через контент-технологии, являющиеся важной частью гуманитарных технологий в целом. Они напрямую могут воздействовать на мировоззренческую систему отдельного человека и на мировосприятие больших социальных групп. Если уже хорошо известны тенденции дегуманизации, связанные со стремительным ростом информационных технологий, снижением уровня образования и общей культуры, то контент-технологии, направленные на культурно-нравственное возвышение и образование человека могут стать инструментом разрешения этих проблем. В мире, как и в России уже существует немало проектов и институтов, которые практически действуют в этом направлении. И сегодня для обеспечения устойчивого коэволюционного развития все в большей степени будут востребованы новые проекты и организации, продвигающие ценности экофилософской картины мира.

Литература и источники

1. Узлов Н.Д. Настоящее и будущее гуманитарных технологий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №4.

2. Бузская О.М. Гуманитарные технологии и их потенциал в развитии информационного общества // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 4 (8). С. 94-102.

3. Соловьева К. Николай Цискаридзе: большое интервью // Tatler Russia. 2019. 6 февраля. // URL: https://zen.yandex.ru/media/tatler/nikolai-ciskaridze-bolshoe-interviu-5c599448e2b03fD0ad965bfb (дата обращения: 27.06.2019).

4. Интервью с Ю.М. Соломиным // Российская газета. Союз. Беларусь-Россия. 2016. № 19(743). // URL: https://rg.ru/2016/06/01/akter-iurij-solomin-rasskazal-kogo-schitat-geroem-nashego-vremeni.html (дата обращения: 27.06.2019).

5. Баркова Э.В. Гуманитарное мышление в экофилософских ориентирах самоидентификации субъекта современного мира // Право и практика. 2018. №1. С.248-255.

6. Баркова Э.В. Стратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву // Право и практика. 2017. №4. С.188-197.

References and Sources

1. Uzlov N.D. Nastoyashchee i budushchee gumanitarnyh tekhnologij // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2011. №4.

2. Buzskaya O.M. Gumanitarnye tekhnologii i ih potencial v razvitii informacionnogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. 2013. № 4 (8). S. 94-102.

3. Solov'eva K. Nikolaj Ciskaridze: bol'shoe interv'yu // Tatler Russia. 2019. 6 fevralya. // URL: https://zen.yandex.ru/media/tatler/nikolai-ciskaridze-bolshoe-interviu-5c599448e2b03f00ad965bfb (data obrashcheniya: 27.06.2019).

4. Interv'yu s YU.M. Solominym // Rossijskaya gazeta. Soyuz. Belarus'-Rossiya. 2016. № 19(743). // URL: https://rg.ru/2016/06/01/akter-iurij-solomin-rasskazal-kogo-schitat-geroem-nashego-vremeni.html (data obrashcheniya: 27.06.2019).

5. Barkova E.V. Gumanitarnoe myshlenie v ekofilosofskih orientirah samoidentifikacii sub"ekta sovremennogo mira // Pravo i praktika. 2018. №1. S.248-255.

6. Barkova E.V. Strategii razvitiya ekofilosofii: k novomu gumanitarnomu proryvu // Pravo i praktika. 2017. №4. S.188-197.

БУЗСКАЯ ОЛЬГА МАРАТОВНА - научный сотрудник Научно-исследовательского центра экофилософии Возрождение» НИИ истории, экономики и права (info@helri.com).

BUZSKAYA, OLGA M. - Researcher at the Research Center for Eco-philosophy «Renaissance-XXI», of History, Economics and Law Research Institute (info@helri.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.