Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая подготовка / собственная методика / мировоззренческий аспект / методическая дисциплина / подготовка учителя / methodological training / own methodology / ideological aspect / methodological discipline / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

На основе анализа исследований в области методического обучения будущих учителей можно сделать вывод, что будущий учитель получает общекультурное и профессиональное образование. Методическая подготовка является неотъемлемой частью этого процесса, отвечая за освоение обучающимися методических дисциплин, овладение методами, формами и технологиями преподавательской и воспитательной деятельности. Эта подготовка включает в себя проведение научных исследований с последующей реализацией разработанных проектов в процессе педагогической практики. Она проводится совместно с другими направлениями, включая предметную подготовку, общественную деятельность (например, участие в профессиональных конкурсах) и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the analysis of research in the field of methodological training of future teachers, it can be concluded that the future teacher receives a general cultural and professional education. Methodological training is an integral part of this process, responsible for the development of methodological disciplines by students, mastering methods, forms and technologies of teaching and educational activities. This training includes conducting scientific research with the subsequent implementation of the developed projects in the process of pedagogical practice. It is conducted in conjunction with other areas, including subject training, social activities (for example, participation in professional competitions), etc.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ»

агрессивности и снижения престижа службы в армии появляется комплекс неполноценности всей нации. Патриотизм представляет собой нравственный принцип, а также общественное чувство, основой которого считается любовь к своей Отчизне и готовность жертвовать личными интересами ради страны. Патриотизм является фундамент социального здания, надежной опорой его устойчивости к сложным обстоятельствам, а также первостепенных факторов эффективности работы, как государственных, так и социальных институтов в стране. Этот момент имеет важное значение, если подробно рассматривать вопросы, которые касаются значимости патриотического воспитания граждан. Усвоение норм и ценностей, которые укоренились в обществе - этот процесс можно с уверенностью назвать реальным, а не стихийным. Стоит отметить такой важный момент, что патриотизм граждан не заложен в генах, потому как считается социальным, общественным качеством, поэтому унаследовать его нельзя. Он является основным этапом, позволяющим эффективно объединить характер многочисленных народов, которые проживают на территории России. Это доказано во время войн, основной задачей которых являлась защита населения и родной земли. Патриотизм - это базовый менталитет гражданина России. К главным проблемам и сложностям, которые возникают в вопросах патриотического воспитания, можно отнести следующие:

• изменение ценностных ориентиров молодого поколения;

• уменьшающийся уровень образованности молодежи в стране.

Многие ценности, которые раньше были актуальными для молодежи, сегодня значительно изменились. Общий успех, считающийся основным раньше, сейчас заметно уступает личному и многие представители молодежи в основном ориентированы на то, чтобы удовлетворить свои потребности.

Выводы. В России серьезные изменения сопровождаются преобразованиями как в общественной духовной сфере, так и в сознании ее граждан. Мы наблюдаем снижение воспитательного потенциала российской системы образования, искусства и культуры, которые являются важнейшими факторами формирования гражданина-патриота. В настоящее время проблема воспитания гражданина-патриота России стала приоритетной. В образовательных учреждениях закладываются основные качества и формируется модель гражданина. От того, насколько грамотно и эффективно построена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем. В ходе проведенного исследования был изучен процесс организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме подтвердил актуальность изучаемого вопроса, касающегося сущности этого процесса через вовлечение обучающихся в различные социально-значимые виды деятельности и основания содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания с учетом региональных условий.

Аннотация. В современном российском обществе произошли значительные социально-экономические трансформации, превратив Россию в современную демократическую страну с рыночной экономикой. Однако сопутствующим этим изменениям является снижение нравственных и национальных ценностей, а также способностей к их сохранению. Поэтому важными стали проблемы нравственно-патриотического воспитания граждан в нашей стране. В России всегда уделялось большое внимание патриотическому воспитанию населения, поскольку это является неотъемлемым условием для решения задач защиты и процветания нашей Родины. Решение этих вопросов имеет важнейшее значение, поскольку оно напрямую связано с будущим нашей страны.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь, общественная организация, социальный вопрос.

Annotation. Significant socio-economic transformations have taken place in modern Russian society, turning Russia into a modern democratic country with a market economy. However, accompanying these changes is a decrease in moral and national values, as well as the ability to preserve them. Therefore, the problems of moral and patriotic education of citizens in our country have become important. In Russia, great attention has always been paid to the patriotic education of the population, since this is an essential condition for solving the tasks of protecting and prosperity of our Motherland. The solution of these issues is of the utmost importance, since it is directly related to the future of our country.

Keywords: patriot, patriotic education, youth, public organization, social issue.

Литература:

1. Алиев, A.K. Патриотизм: истоки и современные проблемы / А.К. Алиев. - Махачкала: ДНЦРАН, 1995.

2. Агаев, А.Г. Патриотизм: содержание и объем развивающего понятия / А.Г. Агаев // Патриотизм: истоки и современные проблемы. - Махачкала, 1995.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.

4. Агапова, Г.В. Концептуальная модель патриотического воспитания как основы формирования гражданина-защитника отечества: Дис. .канд. пед. наук / Г.В. Агапова. - Воронеж, 2002.

5. Алиев, М.Г. Согласие: Социально-философский анализ / М.Г. Алиев. - М.: Республика, 2001.

6. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.

7. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К.Бабанский. - М.: Владос, 2009.

УДК 371

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

Бекирова Эльмира Шевкетовна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Процесс достижения профессионализма в работе учителя истории представляет собой длительный и требующий систематического подхода процесс развития дидактической компетенции. В ходе своей профессиональной деятельности учитель должен постоянно учиться, улучшать свои методы преподавания и решать педагогические задачи, направленные на развитие личностных качеств обучающихся через изучение предмета «история». В контексте современных преобразований системы общего и специализированного образования, педагогическая общественность Российской Федерации видит решение ряда вопросов, касающихся развития личности и профессиональных качеств учителя, в улучшении его методической квалификации в процессе получения высшего педагогического образования. Основным направлением этого образования стала ориентация высших учебных заведений на подготовку учителя-специалиста, владеющего «собственными оригинальными методиками» [3]. Методическая квалификация, как предмет научного изучения в контексте педагогического образования, стала актуальной в XX веке в связи с

необходимостью формирования учителя, способного не только знать свой предмет и разбираться в научных данных, но и владеть разнообразными методами взаимодействия с учениками, приемами формирования у них достаточной совокупности знаний, навыков и умений с учетом особенностей предмета и индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся.

Изложение основного материала исследования. Гуманистическая педагогическая позиция, психологическая и педагогическая компетентность, обоснование педагогического опыта и уровень педагогической культуры формируют профессиональное поведение учителя и придают ему индивидуальность и собственный педагогический почерк. Поэтому профессиональное поведение можно оценивать не только с точки зрения профессиональной этики, но также по таким параметрам, как концептуальность, индивидуальность, креативность и культурность. Профессиональное развитие учителя -это длительный процесс, который проходит через несколько стадий. Основы этого развития закладываются еще на этапе выбора профессии, в рамках школьного обучения. Этот начальный уровень профессионального развития можно назвать «наивно-профессиональным». В процессе обучения в педагогической среде или под влиянием уважаемого учителя и школы формируется образ будущего профессионала, известный как «педагогический идеал». Итогом этого этапа становится выбор педагогической профессии. На стадии вузовского обучения формируются основы профессиональной готовности, на основе которых создается репродуктивное профессиональное поведение, и осознается личный стиль педагогической работы. Это также обеспечивает профессиональную адаптацию учителя. Профессионализм учителя истории складывается из двух составляющих: объективной и субъективной. Объективный компонент включает знание истории, психологии, педагогики и дидактики, которые определяют ориентиры для профессиональной деятельности. Также сюда входит владение ключевыми педагогическими подходами, включая педагогические способности, как формы педагогической активности. Субъективный компонент подразумевает основные виды педагогической деятельности, которые помогают эффективно управлять образовательным процессом на предметном уровне. Это гносеологический, планировочный, конструкторский, контрольно-оценочный, коммуникативный, ценностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Следующим шагом в развитии профессионального поведения становится профессиональное становление и формирование индивидуального стиля в контексте самостоятельной педагогической работы. Этот этап профессионального развития может быть назван «индивидуально-педагогическим». И заключительной стадией в формировании профессионального поведения выступает личностно-психологический уровень, отражающий общую способность учителя выполнять все функции максимально эффективно, успешно и обеспечивать потребность в личном развитии [3]. Анализ исследовательских работ по проблемам методической подготовки показал, что данный аспект подготовки учителя вызывает интерес в основном у специалистов в области высшего педагогического образования и рассматривается как процесс обучения, так и его результат (методическая система педагога). Процесс методической подготовки студентов педагогических вузов исследуется в контексте:

- подготовки к выполнению разных видов педагогической работы;

- системы преподавания при изучении различных курсов или по разным направлениям и специальностям.

В общем понимании, методическая система обучения студентов педагогических направлений представляет собой комплекс, состоящий из целей (задач), содержания, подходов, форм, средств и технологий обучения, а также предполагаемых результатов. Этот комплекс элементов функционирует как дидактическая система в рамках педагогического вуза и профессиональной подготовки педагога. Методическая подготовка студентов, как отмечает С.М. Тимофеева, включает в себя усвоение методологии предметного обучения, умение применять ее на практике, понимание принципов работы методической системы, способность использовать ее компоненты в разных ситуациях, а также овладение методиками формирования понятий и умений [5]. Методическая подготовка учителей истории, обществознания и права рассматривается как комплексная система обучения в педагогическом университете. Современная образовательная ситуация требует объединения этих областей знаний, что способствует формированию личности учителя как компетентного специалиста в области социальных наук (истории, обществознания, права), а также исторического, обществоведческого и правового обучения.

Однако некоторые изменения все же произошли:

- было обновлено содержание основных методических курсов, в них были добавлены разделы, посвященные технологиям обучения, средствам контроля и оценивания;

- была модифицирована методика преподавания методических дисциплин, увеличился объем активных и интерактивных методов, форм и средств обучения;

- были изменены формы занятий, в частности, появилась практика проведения занятий на базе средних общеобразовательных учебных заведений.

На сегодняшний день происходят изменения в системе методической подготовки будущих учителей, которые приводят к значительной трансформации ее структуры и содержания. Это связано в первую очередь с отсутствием в педагогических вузах единой системы профессионально-методической подготовки педагогов. Также проблема заключается в разноплановости профессиональной подготовки учителей в рамках обучения по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры, где не полностью предусмотрена взаимосвязь и взаимообусловленность формируемых компетенций [1].

Новая образовательная ситуация сегодня требует изменения акцентов в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе, которые будут востребованы в средней школе. Анализ результатов опросов учителей средних общеобразовательных школ (лицеи, гимназии, кадетские школы и т.д.) и наблюдение за их работой выявили проблему повышения эффективности методической подготовки учителя истории, обществознания и права для современной школы [2].

Научно-исследовательская работа - проведение исследований по определённому научному направлению с представлением их результатов в форме курсового проекта теоретико-прикладной направленности по методике обучения истории (общественным наукам, праву), дипломной квалификационной работы (части этой работы) по методике преподавания этих дисциплин, научных статей, докладов для научных конференций, а также в результате другой деятельности, например участия в работе над грантами. Практическая деятельность - прохождение педагогической практики в учебных заведениях в качестве учителя истории (обществоведения, права). Рассматривая теоретическую подготовку будущих учителей истории, обществоведения и права, следует отметить, что ее реализация предполагает освоение обучающимися содержания двух модулей: базового (инвариантного) модуля, включающего изучение предмета «Теория и методика обучения история, обществознание и право» (или методических дисциплин, образующих этот модуль), и вариативный модуль «Особенности преподавания исторических (социально-научных и правовых) дисциплин и реализация воспитательных программ» [4]. Преподавание истории - это трудоемкий и разнообразный процесс. Уроки истории имеют огромный воспитательный потенциал. Однако в России развитие исторического образования требует улучшений, поскольку не существует четко определенного подхода к обучению истории в школах и вузах.

В школах, где история изучается на углубленном и профильном уровне, наряду с общими задачами, достигаются и определенные цели. Старшеклассники изучают курсы истории основного уровня (для обычных общеобразовательных школ и классов), и продвинутого уровня (для образовательных учреждений и классов с гуманитарным и социально-экономическим профилем, где история углубленно изучается). Они различаются по задачам, объему учебного времени и отбору исторического материала.

Лекции базовой (инвариантной) части как теоретической составляющей данной дисциплины включают темы, связанные с нормативно-правовыми, программно-методическими и организационными, психолого-педагогическими и другими аспектами деятельности учителя истории, обществознания и права. Вариативный модуль рассматривает особенности реализации исторического, обществоведческого и правового образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. На семинарских занятиях обучающиеся занимаются методическим моделированием методов, форм и средств обучения, а в ходе деловых игр они апробируют свои собственные разработки. На практикумах предполагается наблюдение и обсуждение видов деятельности учителей истории, обществознания и права на базе учебного заведения. В рамках вариативного компонента в реальных условиях образовательного процесса студенты осуществляют разработанные ими (или модифицированные) модели, проекты, технологии и средства обучения. Важным организационным условием является организация процесса изучения модулей таким образом, чтобы обучающиеся, разделенные на подгруппы, могли постепенно в течение семестра изучить все части модуля. При этом каждая методическая дисциплина может быть разделена на отдельные модули (по разделам, темам, частям курса).

Следует отметить, что с увеличением внимания государства и общества к внеурочной работе учителей в рамках школьной воспитательной деятельности, профессионально-педагогическое обучение переходит от «знаниевой» образовательной платформы к деятельностной в плане реализации учебных и воспитательных программ (например, по патриотическому воспитанию). Мы считаем, что воспитательная работа должна стать отдельным направлением методической подготовки будущего учителя истории, обществоведения и права [6]. Кроме того, за последнее время возросла потребность в специализированной методической подготовке учителей для работы в системе инклюзивного образования. Создание совершенно новой системы обучения в средней школе предполагает внесение изменений и в методическое обучение учителей, формирование у них не только толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, но и способностей (готовности) осуществлять учебно-воспитательный процесс, взаимодействовать с такими обучающимися.

В результате у будущего учителя формируется собственная методика преподавания социальных дисциплин в условиях инновационной образовательной среды среднего образовательного учреждения. В связи с этим включение в курс методики обучения предметам самостоятельного модуля, посвященного особенностям методической работы учителя в данной сфере, представляется целесообразным. В контексте обсуждения новых форм методического обучения учителей для работы в школе стоит упомянуть мнение Е.Л. Низиенко, директора департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. В своем докладе на форуме педагогических вузов России 2011 года она отметила, что принятие нового стандарта, базирующегося на деятельностном подходе, требует наличие учителей, способных его реализовать [7]. Данная рекомендация на сегодняшний день уже реализована на практике, так как интенсификация обучения методическим дисциплинам в педагогическом университете способствовала организации квазипрофессиональной деятельности студентов через контекстный, интеграционный, системно-деятельный и компетентностный подходы, а также посредством методов, приёмов и средств проектирования и моделирования.

Занятия проводятся в активных и интерактивных форматах (деловые и ролевые игры, групповые обсуждения, анализ практических ситуаций с использованием кейс-метода, презентация проектов, тренинги). Уровень усвоения материала модулей оценивается с использованием рейтинговой и балльно-рейтинговой системы, которые в настоящее время активно внедряются в вузовское обучение. Современная система профессионального образования будущих педагогов требует увеличения объёма самостоятельной работы обучающихся, их саморазвития в рамках изучения дисциплин (курсов). Это является одной из тенденций в развитии системы методической подготовки будущих учителей истории, обществознания и права и позволяет перевести теоретические занятия и научную исследовательскую деятельность в формат дистанционного обучения [3, 5]. Практическая деятельность будущего учителя истории, обществознания и права осуществляется в ходе производственной педагогической практики, которая ориентирована на его профессионально-методическую подготовку, производится в различных типах образовательных учреждений и включает выполнение специальных заданий. Студенты-практиканты проводят уроки и организуют мероприятия по учебно-воспитательной работе с обучающимися, взаимодействуют с их родителями и коллегами в рамках отдельных модулей. В последние годы наблюдается увеличение числа обучающихся педагогического вуза, трудоустрающихся в школах на постоянную работу или на период практик, что обеспечивает послевузовое распределение выпускников (согласно программе и профилям их обучения).

Выводы. Одной из главных проблем является противоречие между необходимостью подготовки современного специалиста-учителя истории, обществознания и права и тем фактом, что в настоящее время ФГОС ВПО не поддерживает трехпрофильное образование, ориентируя педагогические университеты на выбор двух специальностей, среди которых предпочтение отдается «Экономике и праву», «Истории и обществознанию», «Истории и праву», «Обществознанию и праву» и другим. На сегодняшний день одним из возможных решений данной проблемы могут стать курсы по выбору, включенные в альтернативную часть профессионального цикла учебных дисциплин, содержание которых может восполнить подготовку по «отсутствующему» профилю (история, обществоведение, право). Таким образом, сложности и противоречия в процессе методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права связаны в основном с потребностью расширения и углубления её содержания, которое изменяется в соответствии с требованиями современной школы. Тенденции же касаются процесса реализации этой подготовки, преобразований в связи с необходимостью активизации обучающихся и повышения уровня их самостоятельной деятельности в рамках профессионального обучения.

Аннотация. На основе анализа исследований в области методического обучения будущих учителей можно сделать вывод, что будущий учитель получает общекультурное и профессиональное образование. Методическая подготовка является неотъемлемой частью этого процесса, отвечая за освоение обучающимися методических дисциплин, овладение методами, формами и технологиями преподавательской и воспитательной деятельности. Эта подготовка включает в себя проведение научных исследований с последующей реализацией разработанных проектов в процессе педагогической практики. Она проводится совместно с другими направлениями, включая предметную подготовку, общественную деятельность (например, участие в профессиональных конкурсах) и т.д.

Ключевые слова: методическая подготовка, собственная методика, мировоззренческий аспект, методическая дисциплина, подготовка учителя.

Annotation. Based on the analysis of research in the field of methodological training of future teachers, it can be concluded that the future teacher receives a general cultural and professional education. Methodological training is an integral part of this process, responsible for the development of methodological disciplines by students, mastering methods, forms and technologies of teaching

and educational activities. This training includes conducting scientific research with the subsequent implementation of the developed projects in the process of pedagogical practice. It is conducted in conjunction with other areas, including subject training, social activities (for example, participation in professional competitions), etc.

Keywords: methodological training, own methodology, ideological aspect, methodological discipline, teacher training.

Литература:

1. Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов. - URL: http://www. edu.ru/db / portal/ spe / archiv_new.htm

2. Ефремичева, H.B. История и методология компетентностного подхода в условиях многоуровневого профессионального образования: моногр. / Н.В. Ефремичева. - Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011.

3. Кропочева, Т.Е. Методика преподавания естествознания в педагогическом вузе / Т.Е. Кропочева // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 2.

4. Кузнецова, Л.М. Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям / Л.М. Кузнецова // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. A.M. Еерцена.-2008. - Вып. 51. - С. 234-240

5. Лозинская, A.M. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии / A.M. Лозинская // Педагогическое образование в России. - 2010. - С. 45-52

6. Низиенко, Е.Л. Состояние и перспективы педагогического образования: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: (Москва, 2011 г.) / Е.Л. Низиенко. - М.: МЕПУ, 2012. - С. 22-23

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Везетиу Екатерина Викторовна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Педагогическая практика в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФЕОС ВПО) считается неотъемлемой составляющей базовой профессиональной образовательной программы. Она опирается как на знания, полученные студентами в ходе теоретического обучения, так и на навыки, приобретенные в процессе обучения. Основная цель данной практики состоит в установлении связи между теоретическими знаниями, приобретенными студентами в процессе обучения, и их практической реализацией в реальной образовательной среде. В рамках данной практики студенты также знакомятся со структурой и содержанием образовательного процесса в высших учебных заведениях, государственным образовательным стандартом и рабочими учебными планами по выбранным образовательным программам [3, 5]. Они также изучают принципы и методы разработки учебных программ, знакомятся с учебной программой и методическим обеспечением выбранного курса. Также в рамках практики они знакомятся с организацией и проведением различных форм учебных занятий, подбором и анализом соответствующей литературы, разработкой учебного материала и проведением занятий на современном научном и методическом уровне, а также приобретением практических навыков подготовки отдельных занятий в рамках учебных программ. Данные методические указания предназначены для планирования, организации и поддержки педагогической практики в системе высшего профессионального педагогического образования.

Изложение основного материала исследования. Организация и проведение педагогической практики для студентов регулируются рабочей программой практики. Индивидуальные задания представлены в виде индивидуального плана педагогической практики. На протяжении всех этапов практики происходит последовательное формирование и эффективное развитие умений и практических навыков студентов. Основная задача педагогической практики заключается в подготовке выпускников к научно-преподавательской деятельности в области профессионального образования. Более конкретные цели и задачи устанавливаются в соответствии с указаниями ФЕОС высшего образования и документами образовательных программ по этому направлению подготовки с использованием компетентностного подхода [1, 3]. В ходе педагогической практики студенты имеют возможность освоить опыт педагогической деятельности, что представляет собой выполнение следующих задач:

• овладение необходимыми современными методическими навыками работы педагога. Это подразумевает разработку содержания и формы учебного процесса;

• выбор и использование современных интерактивных методик обучения, а также организацию исследовательской работы обучающихся;

• анализ нормативно-правовой документации, определяющей организацию учебного процесса в вузе [2, 4];

• подготовка и проведение учебных мероприятий с использованием современных методов и средств, включая электронные образовательные материалы и технологии. Разработка учебно-методической документации, такой как учебники, практикумы, методики, с использованием современных информационных технологий и ресурсов.

Овладение методиками контроля и оценивания профессиональных навыков обучающихся, включая применение тестовых методик, оценку проектной деятельности и другие подходы. Педагогическая практика предоставляет студентам возможность развить и улучшить свои навыки в области педагогики и подготовиться к научно-педагогической деятельности в образовательной сфере.

Организацию практики обеспечивает Институт, назначая руководителя практики. Руководитель осуществляет управление и контроль над работой студентов в рамках практики. Он может быть представителем руководства студенческих программ или научным руководителем, а также другим сотрудником университета с опытом научно-педагогической работы, например, профессором или доцентом. Студенты имеют возможность получать консультации у квалифицированных научно-педагогических сотрудников по различным вопросам учебного процесса. Многие из этих специалистов имеют опыт в научно-методической и учебной работе. Кафедры университета, которые принимают участие в реализации образования, служат базами для практики [3]. Выбор базы практики учитывает научные интересы каждого студента, а также тему его работы. Обязанности руководителя практики включают подготовку, а также организацию и оценку полученных результатов образовательного процесса практики. Руководитель выполняет разнообразные задачи, включающие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.