Научная статья на тему 'Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании'

Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Психология»

254
48
Поделиться
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.

Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.We have studied the situation of drug habit among teenage and surveyed the existing programs of anti-drug upbringing. We have disclosed the structure and contents of value consciousness, teenagers' attitude and behavior as a complex of world outlook determinants when forming the healthy way of life. We have also described a genuine program for students' anti-drug upbringing in initial vocational training.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании»

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №3

191

УДК 371.71

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ИХ РОЛЬ В АНТИНАРКОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

© Р. Г. Гареева , З. А. Хуснутдинова, Э. Ш. Хамитов

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 235 72 33.

E-mail: muzikavetra@bk.ru

Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.

Ключевые слова: мировоззренческие детерминанты, здоровый образ жизни,

антинаркотическое воспитание, начальное профессиональное образование.

Распространение наркотизма в нашей стране приобретает угрожающий характер. Наиболее подвержены воздействию многочисленных факторов риска первой пробы и регулярного потребления психоактивных веществ подростки и учащаяся молодежь. Так, анкетирование более 1500 учащихся старшего подросткового возраста, проведенное нами в учреждениях профессионального образования г. Уфы, свидетельствует о выраженной толерантности значительного числа респондентов к табакокурению, потреблению спиртных напитков, наркотиков и других веществ психотропного действия. Оказалось, что практически каждый второй юноша и каждая четвертая девушка курят. Прием спиртных напитков (преимущественно пива) - норма поведения соответственно для 23.6% и 12.3% учащихся, и только 20.1% подростков категорически отвергают наркотизацию как компонент своего образа жизни. Полученные данные свидетельствуют о выраженном симптоме культа чрезмерного гедонизма и потребительства в подростковой среде, что актуализирует поиск причин духовного нигилизма молодежи и действенных мер профилактики различных форм патологического пристрастия.

Психологическая уязвимость подростков - одна из них. Неустойчивость психики служит показателем некоторых индивидуально-личностных дефицитов развития ребенка, нарушения системы саморегуляции и проявления чувств, самооценки. Взаимоотношения с окружающими людьми, неумение проявлять заботу о себе самом. [1, С. 29-31]. В научных публикациях подчеркивается роль социальной ситуации развития подростка, значение типов детско-родительских отношений, характера свободного времени, нравственно-эстетической социализации, в совокупности несущих риски отклоняющегося поведения.

Ведущей проблемой в становлении аддикций, по мнению Б. И. Хасана, служит стремление молодого человека, с одной стороны, быть как все, а с другой -сохранить и выразить свою индивидуальность и неповторимость [1, С. 47]. Осмысление и понимание данной особенности в становлении детей старшего подросткового возраста преломляется в различных проектах и программах антинаркотического воспитания:

- предоставление информации о негативном влиянии наркотических веществ на организм и продолжительность жизни (стратегия запугивания и страха);

- эмоциональное "обучение" подростков, имеющих трудности в понимании и проявлении собственных эмоций и чувств;

- воспитание противодействия наркотикам как умение противостоять агрессивному давлению наркоген-ной среды;

- предоставление альтернативы с возможностью реализовать стремление подростка к риску в социально признаваемых ситуациях повышенной поведенческой активности;

- укрепление здоровья посредством свободного и ответственного выбора практики здорового образа жизни;

- социальная компетентность с ведущей идеей о том, что подростки приобщаются к веществам психотропного действия в результате серьезного дефицита навыков психосоциальной саморегуляции и др.

Многовариантность профилактических мер в отношении исследуемой области воспитания отражает ее чрезвычайно сложный характер, в то же время наводит на мысль, что из поля зрения педагогов ускользает, возможно, универсальный механизм (механизмы) эффективности данного процесса.

Размытость границ между Добром и Злом в современном мире существенно обостряет потребность активного поиска глубинных смыслов, значений и основополагающих ценностей здорового образа жизни. Остановимся в этой связи на характеристике основных мировоззренческих детерминант, которые в совокупности способствуют активному противостоянию подростков давлению наркогенной среды.

В современной философской литературе ценность выражает человеческое измерение культуры; взаимосвязь природных и социальных явлений с потребностями субъекта; жизненные ориентиры; механизм нравственной регуляции; основания целепола-гания. С позиции психолого-педагогического подхода ценность являет собой установку глубокого принятия обьекта оценивания, " не только " осознанное", но и жизненно, экзистенциально прочувственное бытие" [2, С. 131].

Ценностная сфера сознания сопричастна с обнаружением смысла жизни (В. Дильтей, М. Р. Гинзбург), личностными смыслами (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.), ценностными ориентациями (Н. А. Непомнящая и др.).

С расширением кругозора и ростом технических возможностей современного человека смысл жизни представляется все более масштабным духовным фе-

192

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

номеном, а его поиск "...не просто "вторичная рационализация" инстинктивных влечений", а главная мотивационная сила в человеке [3, С. 29], ведущая его к желаемому образу-идеалу.

Деформированное сознание наркомана продуцирует идеалы сомнительного содержания, разрывается невидимая нить духовного родства с окружающим миром, теряется высокий смысл собственного земного предназначения, рушатся мировоззренческие опоры для творческой самореализации и самой возможности физического существования. Взаимоотношение в схеме " цель - здоровье" приобретает искаженные черты, а несовпадение задуманного с результатом деятельности сопровождается патологическим " возмущением равновесия" в структурах головного мозга [4, С. 56].

По мере перехода к более высоким мотивам внутренней регуляции поведения возрастает, как известно, роль когнитивного компонента сознания. Будучи образом исследуемой реальности, знание представляет собой результат отражения субъектом окружающего мира при усилении таких средств когнитивной активности, как репрезентация, конвенция, интерпретация [5, С. 20]. Знание при этом "возвращается" к своей смысловой сущности - выразить " жизненный мир" миром " субъективно-соотносительного" (Э. Гуссерль). Имеется в виду определенный тип знания, которое М. Шелер называет образовательным. Данное знание предполагает не " применение" понятий, правил, законов, а обладание вещами и непосредственное видение их в смысловом контексте. Оно приобретается на одном или нескольких " хороших, точных образцах" и выражает собой сущностное знание [6, С. 31-32].

Известно, что усвоенные знания лежат в основе формирования убеждений. Последние отражают уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов и предопределяют его целенаправленную активность. Под убеждением в педагогике принято понимать единство знания и личного к нему отношения на уровне интеллектуального, эмоционального и этнического осмысления проблемной реальности. В психологии этот феномен связывают с мотивационной сферой личности, развитием волевых процессов, социальной установкой.

Примечательна позиция Г. Е. Залесского: ученый характеризует " убеждение" особым " сплавом" трех компонентов психики: знание как основа для принятия решений, позитивное, личное к нему отношение субъекта познания, потребность поступать в соответствии с этим знанием [7, С. 25]. Г. Е. Залесский подчеркивает значение феномена в приемах нравственного оценивания, целеполагания и избирательности мотивов, что обеспечивает ребенку нормальное развитие и защищает от факторов риска аутоагрессивного поведения.

Определив в общих чертах структуру и содержание основных мировоззренческих детерминант эффективности образа жизни, мы разработали программу антинаркотического воспитания на основе актуализации потенциала духовного развития подростка в реальном процессе профессионального образования. Была выбрана модульная схема построения программы. Под модулем мы понимаем пакет вариа-

тивных учебно-методических материалов, содержащих теоретическое положение и практические задания определенного тематического плана антинарко-тического воспитания. Подобное устройство придает программе открытость, обеспечивает возможность адресного применения модулей, а также позволяет комбинировать их в связи с конкретными проблемами наркотизации молодежи.

Предложенная нами программа включает комплекс модулей: мировоззренческие основы формирования здорового образа жизни, психолого-педагоги-ческий подход к профилактике аддиктивного поведения, семья-школа-здоровый ребенок, организация досуга подростков, медицинские основы оздоровления образовательной среды, правовые аспекты профилактики профессиональной социализации учащихся. Модуль " Мировоззренческие основы формирования здорового образа жизни" выполняет функции системообразующего компонента программы, так как его содержание позволяет понять глубинные причины кризиса экзистенциальных потребностей подростков, обнаружить перспективные направления и технологии их личностной и профессиональной социализации, что преломляется в содержании и других учебнометодических материалах.

Программа апробирована в различных образовательных учреждениях г. Уфы с положительным результатом, что нашло отражение в наших ранних публикациях [8, С. 334-336].

В заключение отметим, что многоаспектность и неоднозначность решения проблемы эффективной защиты (самозащиты) подрастающего поколения от различных форм аддиктивного поведения свидетельствует об очевидной ограниченности подхода к профилактике со стороны какой-либо одной закономерной связи. Как правило, в воспитательной работе имеет место комплекс различных способов деятельности предупредительного характера. Системный взгляд на проблему позволяет с разных позиций оценить природу исследуемого процесса с учетом ведущих потребностей ребенка, обнаружить и исключить дефицит его ресурсного жизнеобеспечения, предложить комплекс педагогических условий для формирования мировоззренческой парадигмы здорового образа жизни как значимого фактора антинаркотического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хасан Б. И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-методическое пособие. Красноярск, 2005. - 335 с.

2. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: АО Аспект Прогресс, 1994.- 315 с.

3. Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с нем. М.: Апрель-Прогресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.

4. Анохин П. К. Идея и факты в разработке теории функциональных систем // Психол. журнал. 1984. Т. 5, № 2. С. 107-118.

5. Микешина Л. А. Философия познания. М.: Прогресс-традиция, 2002. - 624 с.

6. Шелер М. Формы знания и образования / Избр. произв. М., 1994. С. 31-32.

7. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 117 с.

8. Гареева Р. Г. Элементы народной педагогики в профилактике девиантного поведения подростков // Соврем. образовательный процесс: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: БИРО, 2006. С. 334-336.

Поступила в редакцию 11.04.2007 г.