Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ: ПУТЬ К ПАТОЛОГИИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОРЫВА К ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. ЯСПЕРСА)'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ: ПУТЬ К ПАТОЛОГИИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОРЫВА К ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. ЯСПЕРСА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / КАРЛ ЯСПЕРС / ПАТОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ / МЕТАФОРА РАКОВИНЫ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / УРОВНИ СОЗНАНИЯ / ТИПЫ ПСИХОДИНАМИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА / НЕОБЪЕКТИВИРУЕМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голиков Кирилл

В данной статье обсуждается идея немецкого философа и психиатра К. Ясперса о тесной связи психологической болезни и нераскрытой потенциальности человека. Сама психопатология современного человека трактуется как запрос на реализацию свободы, который принял уродливые формы. Предлагается авторский взгляд на решение проблемы мировоззренческой ригидности. Вводится представление об уровнях развития сознания в качестве возможной системы ориентаций, о психологической триаде и её разнообразных обнаружениях в составе мировоззренческой «раковины», в том числе о положительных и отрицательных типах психодинамики. Описываемый подход может служить методом анализа индивидуальной обусловленности, а также самого широкого ряда явлений современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL RIGIDITY: A PSYCHOPATHOLOGY OR A CHANCE FOR ATTAINING TRANSCENDENCE (DRAWING ON K. JASPERS’S EXISTENTIAL ANTHROPOLOGY)

This article discusses the idea of the German philosopher and psychiatrist Karl Jaspers about a close connection between a psychological disease and unleashing of a human potential. The very psychopathology of a modern man is interpreted as an urge for freedom, that has acquired ugly forms. The author suggests a solution to the problem of mental rigidity. Levels of consciousness development, a psychological triad and its possible manifestations within one’s worldview, as well as positive and negative types of psychodynamic are presented as a plausible paradigm for orientation in the world. The discussed approach can serve as a method of analyzing individual conditioning and a broad range of phenomena of the modern culture.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ: ПУТЬ К ПАТОЛОГИИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОРЫВА К ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. ЯСПЕРСА)»

Философская антропология 2021. Т. 7. № 2. С. 150-158 УДК 141.32

DOI: 10.21146/2414-3715-2021-7-2-150-158

ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ

Кирилл ГОЛИКОВ

Преподаватель-исследователь. Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники». 124498, Россия, Москва, Зеленоград, ул. Шокина, д. 1; е-таП: golikovk@gmail.com

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ: ПУТЬ К ПАТОЛОГИИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОРЫВА К ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. ЯСПЕРСА)

В данной статье обсуждается идея немецкого философа и психиатра К. Ясперса о тесной связи психологической болезни и нераскрытой потенциальности человека. Сама психопатология современного человека трактуется как запрос на реализацию свободы, который принял уродливые формы. Предлагается авторский взгляд на решение проблемы мировоззренческой ригидности. Вводится представление об уровнях развития сознания в качестве возможной системы ориентаций, о психологической триаде и её разнообразных обнаружениях в составе мировоззренческой «раковины», в том числе о положительных и отрицательных типах психодинамики. Описываемый подход может служить методом анализа индивидуальной обусловленности, а также самого широкого ряда явлений современной культуры. Ключевые слова: экзистенциализм, Карл Ясперс, патология, мировоззренческая ригидность, метафора раковины, трансценденция, уровни сознания, типы психодинамики, психологическая триада, необъективируемость человеческой природы

© Кирилл Голиков

В 1919 г. выходит работа Карла Ясперса «Психология мировоззрений», в которой немецкий психиатр пытается психологически обосновать механизм формирования различных типов мировоззрения человека и одновременно осуществить в своём творчестве переход от психологии к философии. В этой работе впервые обозначаются концепции мыслителя, которые в дальнейшие периоды его творчества получат основательную проработку. Например, пограничные ситуации и метафора раковины.

Философ использует метафору раковины и показывает амбивалентную природу этого феномена: жёстко закреплённые мировоззренческие установки обеспечивают внутренний комфорт и стабильность, но также делают «обитателя раковины» ригидным, менее открытым к жизни. Она, с одной стороны, предлагает опору в известном, но укрывает от неопределённости, только в прохождении через которую и возможно испытать полноту бытия. Она дарует стабильность, но закрывает от уязвимой открытости, через которую возможно обрести интегрированность. Так, по словам Ясперса, «раковины, основанные на жёстких учениях, опускают завесу и на нашу душу». Немецкий мыслитель описывает этот вид существования как «ползание внутри крепости, ограниченной стенами», так как за такое существование человек расплачивается ограничениями в своём развитии. Термин «раковина» носит оттенок презрения, поскольку Ясперс считает, что нужно отвечать на вызов, который порождает трудная жизненная ситуация [9].

Раковина - это нереализованное желание человека жить, непрожитые аспекты жизни, консолидированные во времени и пространстве. Это представленные в свёрнутой форме усилия человека по рационализации тех или иных возможностей осуществления собственного потенциала, инкапсулированная энергия желания и сдержанный волевой импульс.

Человек поражён внутренними конфликтами. Важным представляется дать характеристику болезни субъекта, в которой проявляются две крайности: падение в патологию, крайнюю несвободу, и в то же время стремление к обновлению, большему чувствованию жизни, гениальность. Человек болеет по причине своей свободы. По словам К. Ясперса, патология - это болезнь свободы. В том смысле, что человек располагает столь бескрайней свободой, что боится распорядиться ею в полной мере и выбирает успокоенность в ограниченности, которая предполагает лишь стагнацию и деградацию и ввергает субъекта в патологию. Также уместно сослаться на труды Ясперса, в которых он показывает, как гениальность граничит с патологией [4].

Отечественный исследователь О.А. Митрошенков выделяет следующие болезни современного субъекта (см.: [1]):

- анонимная власть «здравого смысла» и общественного мнения -уничтожены все святыни без открытой борьбы и принуждения, конформность, конъюнктурность, стремление казаться вместо быть,

нейтралитет как потакание злу. Если человек взаимодействует с людьми и окружающим его миром открыто, не преследует корыстных интересов, то считается простофилей, неудачником, а сопротивление директивам анонимной власти трактуется как ненормальность, такой человек воспринимается психически нездоровым;

- низменные импульсы подсознания и страсти - широко известно, что Зигмунд Фрейд показал существование в человеке помимо сознательной части психики ещё и глубинного бессознательного, в котором как магма бурлят необузданные желания и импульсы человека. И как считает Фрейд, именно эти неосознаваемые импульсы и страсти руководят так называемой сознательной деятельностью человека. На самом деле человеком движут тщеславие, вожделение, гордыня, властолюбие, которые подчиняют высшее Я человека под благими рационализированными предлогами;

- потребительская психология, о которой написано и сказано за последние десятилетия предельно много;

- потребность в признании и внимании как изнанка комплекса неполноценности, экспертную аналитику которого в своё время дал Альфред Адлер;

- перемены любого рода как способ забыться и уйти от реальности. Человек массы не хочет быть собой и нести груз ответственности за свою индивидуальную и историческую ситуацию, но хочет жить по другим лекалам, следовать идолам, образцам успеха. Обещания перемен по-прежнему позволяют политикам привлекать на свою сторону определённое количество голосов избирателей. Перемены по существу необходимы миру и России, но когда перемены становятся культом и самоцелью - это вызывает изумление и вопросы о здравомыслии идеологов перемен;

- на тренингах личностного роста публику убеждают в том, что возможно всё, нужно лишь наметить цель. Но при этом не учитывается реальная социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Всё ради человека. Всё на благо человека. И порой, действительно, даже удаётся назвать имя конкретного человека, организатора «пирамиды», или идеолога магии возможностей, ради чьего блага всё и происходит. Одна из установок современности: «Не я, так мои дети будут жить богато и обеспеченно». Всё это примеры распространённого культа возможностей как выражения человеческой жадности;

- кроме того, бьют тревогу психологи, общество захлестнула волна прогрессирующего, поощряемого анонимной властью инфантилизма. Детьми проще управлять. Даже возникают в профессиональном сообществе новые ниши. Оказывается, у семей со взрослыми, старше 30+ лет, «детьми» имеется запрос на получение сторонней помощи в сепарации («отделении от») совершеннолетнего детины,

который не хочет строить свою собственную жизнь. Конечно, у данного феномена есть и общеэкономические причины;

- свобода без ответственности - ещё один ярко выраженный бич современности. Когда в солипсически замкнутом мировоззрении движущей является установка на то, что возможно всё, а из бессознательного подгоняет стремление к насыщению алчности, ведущим средством достижения целей неизбежно оказывается вседозволенность, которая не имеет ничего общего со свободой, идущей, как известно, рука об руку с ответственностью.

Вытекающий из предыдущих описаний бегло намеченный образ современного человека обнаруживается уязвлённым внутренней пустотой, которую пытается всячески заполнить. Ведь если проанализировать каждую из описанных болезней, становится очевидной глубинная неудовлетворённость и психическое нездоровье описываемого субъекта.

К. Ясперс в своё время обозначил три внутренних фактора, препятствующих реализации человека: «Во-первых, материал его внутренней жизни: его чувства, психические состояния, страсти, инстинкты, все данности его психической жизни, которые стремятся овладеть им и подавить его. Во-вторых, непрерывный процесс сокрытия и искажения реалий психической жизни: всего, что человек чувствует, о чём мыслит, к чему стремится. В-третьих, пустота, источником которой служит нереализован-ность человека» [3, с. 915].

Но немецкий мыслитель также наметил и возможности выхода из этой ситуации. Во-первых, человек за счёт дисциплины развивается и создаёт себя, использует все данности своей психической жизни как материал для собственной алхимической трансформации. Во-вторых, внутренняя темнота подталкивает человека к развитию ясного взора и способности к различению, чтобы можно было отчётливо видеть свои внутренние процессы и противопоставить ясность видения механизму искажения реальности внутренней жизни. И наконец, в-третьих, человек стремится пробудить в себе внутренний источник, который бы восполнил пустоту через творческую внутреннюю активность [3, с. 915].

Мы видим два совершенно разных и ни в чём не совпадающих стиля жизнедеятельности. В связи со сказанным представляется важным немного задержаться на понятии индивидуального экзистенциального проекта, суть которого вкратце сводится к тому, что человек свободно и ответственно формирует свою жизнь и ценности и выстраивает жизнь, исходя из подвижного, открытого мировоззрения, которое способно меняться и слышать дух уникального личного и исторического времени. Что можно противопоставить укоренённости в некоторой одной догме, традиции, идеологии или опоре на обусловленность, социальное программирование.

Опираясь на общедоступную информацию и собственные наблюдения в ходе психотерапевтической и жизненной практики, выделяю следующие пять стадий развития сознания человека как ориентиры для реализации

индивидуального жизненного проекта по линии восхождения от эгоизма к духовности:

1. Эгоцентричный. Существует только моё «я», его потребности, желания и нужды.

2. Родовой. Потребности, желания и интересы близких мне по роду людей (родственники, муж-жена, дети) также представляют для меня ценность. Границы «блага» расширяются до границ семьи или рода.

3. Социальный. Дела, задачи, интересы, умонастроения коллектива (общества, в котором человек живёт) становятся неотъемлемой частью его жизни и души.

4. Экзистенциальный (Мировой). Человек устремлён к универсальным ценностям, смыслам и идеалам. Общее благо, которым человек живёт, понимается как благо всего человечества, а в пределе всего Космоса.

5. Трансцендентный. Исчезает дихотомия «Я-Бог», недвойственное сознание, при котором «я» человека и источник света, к которому он ранее стремился, становятся нераздельны.

Уровни не являются непроницаемыми друг для друга, но потенциально все пять присутствуют в каждом человеке в каждое мгновение его жизни.

Мы сказали про особенности «раковины», как она представлена у К. Ясперса. Обозначили наиболее существенные, на наш взгляд, болезни современного субъекта. Остаётся вопрос о зыбкости грани между нормой и патологией. Кто оценивает, где норма и где болезнь? А есть ли тогда вообще здравие? Здесь хотелось бы свой взор снова обратить к работам К. Ясперса, в которых он называет, по его формулировке, «задающих меру людей», к которым относит Сократа, Будду, Лао-цзы, Иисуса, и говорит о том, что эти люди сталкивались с перечисленными выше болезнями общества и человеческого сознания, но пытались своим светлым примером указать на назревшие проблемы, обличить их [2]. Т.е. осуществить трансформацию сознания человека на уровне индивидуального или коллективного бессознательного, за что данные индивидуальности были гонимы и в части случаев убиты. Мне представляется, что примеры этих личностей могут как раз стать примерами искомого здоровья и ориентирами в поисках здоровой модели жизни.

Также хотелось бы добавить, что помимо разума и чисто интеллектуальной ригидности, о которой в основном говорит Ясперс, стоило бы всё-таки расширить представление о «раковине» до уровня чувств и воли. Таким образом получается, что раковина как психическая структура покрывает собой триаду психической жизни человека (разум, чувства, воля), которой соответствуют три общечеловеческие ценности (истина, красота, добро). Интересным, на наш взгляд, также представляется то, что в случае патологии можно наблюдать внутреннюю рассогласованность работы одного из этих уровней во внутреннем мире человека, тогда как при относительной среднестатистической норме взаимодействие указанных в таблице 1 структур осуществляется вполне связанно и согласованно.

Таблица 1.

Разум Понять Идея Истина

Чувства Прочувствовать Материя Красота

Воля Сделать Энергия Добро

Существует три отрицательных уровня психодинамики, которые условно можно обозначить как стагнация, деградация, смерть. А при выходе в норму можно говорить о противоположных типах положительной психодинамики, таких как революция, эволюция, возрождение.

Между данными типами можно выявить принцип положительного перехода, который заключается в следующем:

1. «Смерть» (крушение прежней системы ценностей, образа жизни, идентичности), также встречается под термином «мортификация», может быть преодолена через внутреннее возрождение.

2. Возрождение (рождение новой системы ценностей, образа жизни, идентичности).

3. Деградация (система приходит в упадок, переживает кризис) требует поворота динамики на курс развития через эволюцию.

4. Эволюция (система планомерно развивается), обычная, нормальная, поступательная жизнь человека, когда он шаг за шагом реализует себя.

5. Стагнация (система находится в состоянии застоя) переходит в иное качество через коренное преобразование, внутреннюю революцию.

6. Революция (система в процессе кардинального преобразования).

По мнению автора, данная схематически изложенная парадигма подходит для анализа и разрешения как индивидуальных проблем человека, так и культурных явлений современности.

При этом продвижение от патологии к трансценденции происходит посредством некоторых ключевых для его творчества экзистенциальных механизмов:

- экзистенциальная коммуникация - этап обнаружения самости в патологии и мировоззрении;

- историчность - самость как существование в мире и роль человека в нём;

- пограничные ситуации - открытие самости как трансценденции [8].

Начав с обсуждения предельной ограниченности и зажатости человека

в том, что немецкий мыслитель назвал «раковиной» или «убежищем», нам хотелось бы обратить внимание на то, что К. Ясперс совершенно ясно отдавал себе отчёт в том, что мир принципиально не завершён, в нём всегда есть нечто, не поддающееся объективации. И в человеке то же самое. Философия признаёт скачок между миром объектов, изучаемых наукой, и экзистенциальным просветлением. А незавершённость человека и его фрагментарность говорят о его открытости. Человек может развить себя, сделать

из себя того, кем хочет стать и быть, обладает пластичностью. Мы не можем сказать окончательное слово о природе человека, потому что он может выйти за рамки ограничений, наложенных на него им самим и окружающей средой. Человек не принадлежит к какой-то одной категории и может специализироваться и переопределяться в ходе своей жизни. А значит, раковина - это не диагноз, не помеха, а возможность для восхождения к трансценденции в своём осознании и проживании полноты бытия.

Наличие множества проблем в мире, утрата человеческого - серьёзная опасность, которую экзистенциализм выразил почти 100 лет назад. И эта опасность до сих пор не снята с повестки дня и заслуживает всестороннего обсуждения.

Список литературы

1. Митрошенков О.А. Пространство и феноменология духовной ситуации человека в современном мире // Вопросы социальной теории. 2012. Т. 6. С. 174-194.

2. Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна / Пер. Г.Б. Шаймухамбетовой. М.: ИФ РАН, 2007. 236 с.

3. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: КоЛибри, Азбу-ка-Аттикус, 2020. 1056 с.

4. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Свёденборга и Гёльдерлина / Пер. с нем. Г.Б. Ноткина. М.: Академический проект, 1999. 240 с.

5. Ясперс К. Философия: в 3 кн. Кн. 1: Философское ориентирование в мире / Пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 384 с.

6. Ясперс К. Философия: в 3 кн. Кн. 2: Просветление экзистенции / Пер. с нем. А.К Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 448 с.

7. Ясперс К. Философия: в 3 кн. Кн. 3: Метафизика / Пер. с нем. А.К. Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.

8. Miron R. Transcendence and Dissatisfaction in Jaspers' Idea of the Self // Phänomenologische Forschungen / Hg. K.-H. Lembeck, K. Mertens, E.W. Orth. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2005. P. 221-241.

9. Mundt C. Jaspers Concept of "Limit Situation": Extensions and Therapeutic Applications // Karl Jaspers' Philosophy and Psychopathology / Eds. T. Fuchs, T. Breyer, C. Mundt. New York, NY: Springer, 2014. P. 169-178.

ECHOES OF THE EVENTS

Kirill Golikov

Research teaching fellow.

National Research University of Electronic Technologies (MIET). 1 Schokin Sq., Zelenograd, Moscow, 124498, Russian Federation; e-mail: golikovk@gmail.com

MENTAL RIGIDITY: A PSYCHOPATHOLOGY OR A CHANCE FOR ATTAINING TRANSCENDENCE (DRAWING ON K. JASPERS'S EXISTENTIAL ANTHROPOLOGY)

This article discusses the idea of the German philosopher and psychiatrist Karl Jaspers about a close connection between a psychological disease and unleashing of a human potential. The very psychopathology of a modern man is interpreted as an urge for freedom, that has acquired ugly forms. The author suggests a solution to the problem of mental rigidity. Levels of consciousness development, a psychological triad and its possible manifestations within one's worldview, as well as positive and negative types of psychodynamic are presented as a plausible paradigm for orientation in the world. The discussed approach can serve as a method of analyzing individual conditioning and a broad range of phenomena of the modern culture. Keywords: existentialism, Karl Jaspers, pathology, mental rigidity, metaphor of the shell, transcendence, levels of consciousness, types of psychodynamics, psychological triad, unobjectified human nature

References

1. Jaspers, K. Filosofiya [Philosophy], Vol. 1, Filosofskoe orientirovanie v mire [Philosophical orientation in the world], trans. A.K. Sudakov. Moscow: Kanon+ Publ., 2012. 384 pp. (In Russian)

2. Jaspers, K. Filosofiya [Philosophy], Vol. 2, Prosvetlenie ekzistentsii [Enlightenment of existence], trans. A.K. Sudakov. Moscow: Kanon+ Publ., 2012. 448 pp. (In Russian)

3. Jaspers, K. Filosofiya [Philosophy], Vol. 3, Metafizika [Metaphysics], trans. A.K. Sudakov. Moscow: Kanon+ Publ., 2012. 296 pp. (In Russian)

4. Jaspers, K. Obshchaya psikhopatologiya [General psychopathology], trans. L.O. Hako-byan. Moscow: KoLibri Publ., Azbuka-Attikus Publ., 2020. 1056 pp. (In Russian)

5. Jaspers, K. Strindberg i Van Gog. Opyt sravnitel'nogo patograficheskogo analiza s privlecheniem sluchaev Svedenborga i Gel'derlina [Strinberg and Van Gogh. The Experience of Comparative Pathographic Analysis involving the Cases of Swedenborg and Gelderlin], trans. G.B. Notkin. Moscow: Akademicheskii proekt Publ., 1999. 240 pp. (In Russian)

6. Jaspers, K. Velikie filosofy. Budda, Konfutsii, Lao-tszy, Nagardzhuna [The Great Philosophers. Buddha, Confucius, Lao Tzu, Nagarjuna], trans. G.B. Shaimukhambetova. Moscow: IF RAN, 2007. 236 pp. (In Russian)

7. Miron, R. "Transcendence and Dissatisfaction in Jaspers' Idea of the Self", Phänomenologische Forschungen, Hg. K.-H. Lembeck, K. Mertens, E.W. Orth. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2005, pp. 221-241.

8. Mitroshenkov, O.A. "Prostranstvo i fenomenologiya dukhovnoi situatsii cheloveka vsovremennom mire" [The space and phenomenology of the man's spiritual situation in the modern world], Voprosy sotsial'noi teorii, 2012, Vol. 6, pp. 174-194. (In Russian)

9. Mundt, C. "Jaspers' Concept of "Limit Situation" Extensions and Therapeutic Applications", Karl Jaspers'Philosophy and Psychopathology, eds. T. Fuchs, T. Breyer, C. Mundt. New York, NY.: Springer, 2014, pp. 169-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.