Научная статья на тему 'Мировой треугольник и американская гегемония в современной международной политике'

Мировой треугольник и американская гегемония в современной международной политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ГЕГЕМОНИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА / AMERICAN HEGEMONY / WORLD POLITICS / WORLD TRIANGLE / POLITICAL CONFLICT OF INTERESTS / ECONOMIC MODEL / POLITICAL POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захидов Очил Ходжибаевич

В современной мировой политике сложился треугольник отношений между США, Китаем и Россией. Гегемония США осталась позади, но у них еще существует возможность сохранить свое господство. Региональные игроки начинают распределяться согласно собственным интересам, связанным с этими странами. США всеми средствами стремятся ослабить возрастающуюся военно-экономическую мощь Китая и России. Однако в ближайшие двадцать лет, при условии сохранения нынешних темпов экономического развития, Россия и Китай могут ослабить позицию США в мире. Сформировавшаяся мировая политика бросает вызов теориям международной политики, особенно реализму, либерализму и неомарксизму. Мировая политика это отношения между экономически развитыми государствами и, по сути, они и определяют основные тенденции мировой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A triangle of relationships between USA, China and Russia in international politics has been formed. The hegemony of the USA is left behind, but there is still a possibility to preserve its dominance. Regional players start to divide themselves according to their own interests connected with these countries. The USA try to use all devices to weaken the ascendance of military-economic power of China and Russia. But in the nearest twenty years provided the tempos of economy development of China and Russia are preserved these two countries may be able to slacken the USA position in the world. The formed world politics casts a challenge to the theories of international politics, especially to realism, liberalism, and neomarxism. World politics is a relationship between economically developed states and actually they define major tendencies of world politics.

Текст научной работы на тему «Мировой треугольник и американская гегемония в современной международной политике»

23.00.04 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

23 00 04 POLITICAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL

AND REGIONAL DEVELOPMENT

УДК 327

ББК 66.4,01+66.01

МИРОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК И АМЕРИКАНСКАЯ ГЕГЕМОНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

СЕКУНЦАИ ЧАХ,ОНЙ ВА ГЕГЕМОНИЯИ АМРИКОЙ ДАР СИЁСАТИ БАЙНАЛХАЛК,ИИ ИМРУЗА

WORLD TRIANGLE AND AMERICAN HEGEMONY IN CONTEMPORARY INTERNATIONAL POLITICS

Захидов Очил Ходжибаевич,

д.филос.н., профессор кафедры общественных наук ТГУПБП (Таджикистан, г. Худжанд)

Зо^идов Очил Х^оцибоевич,

д. и. фал., профессори кафедраи фащои ицтимоии ДДХ^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Zohidov Ochil Hodjibaevich,

Dr. of Philosophy, Professor of social sciences chair under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: otchil_zakhidov@rambler. ru

Ключевые слова: американская гегемония, мировая политика, мировой треугольник, политический конфликт интересов, экономическая модель, политическая сила.

В современной мировой политике сложился треугольник отношений между США, Китаем и Россией. Гегемония США осталась позади, но у них еще существует возможность сохранить свое господство. Региональные игроки начинают распределяться согласно собственным интересам, связанным с этими странами. США всеми средствами стремятся ослабить возрастающуюся военно-экономическую мощь Китая и России. Однако в ближайшие двадцать лет, при условии сохранения нынешних темпов экономического развития, Россия и Китай могут ослабить позицию США в мире. Сформировавшаяся мировая политика бросает вызов теориям международной политики, особенно реализму, либерализму и неомарксизму. Мировая политика - это отношения между экономически развитыми государствами и, по сути, они и определяют основные тенденции мировой политики.

Калидвожа^о: гегемонияи амрикой, сиёсати цауонй, секунцаи цауонй, бархурди манфиатуои сиёсй, намунаи ицтисодй, неруи сиёсй

Дар сиёсати цахони имруза секунцаи муносибатхо байни ИМА, Чин ва Русия ташаккул ёфтааст. Гегемонияи ИМА паси сар шуд, вале он то хол имкони нигоудории уукмфармоиро дорад. Бозигарони минтацави тибци манфиатхои худ, ки ба мамла-катхои мазкур марбутанд, ба тацсимшави шуруъ карданд. ИМА кушиш ба харц меди-хад бо хар рох ицтидори рузазруз афзуншавандаи щтисодию уарбии Чин ва Русияро заиф намояд. Аммо дар бист соли наздик, агар суръати рушди щтисодй тагйир наёбад, Чин ва Русия мавцеи ИМА-ро дар цауон суст карда метавонанд. Сиёсати ташак-кулёфтаи цауони ба назарияуои сиёсати байналхалци, ба вижа ба реализм, либерализм ва неомарксизмро тахти суол царор медщад. Сиёсати цауони ин муносибати байни давлатуои аз цщати ицтисоди мутаращй аст ва, мохиятан ощо тамоюлхои асосии сиёсати цауониро муайян мекунанд.

Key words: American hegemony, world politics, world triangle, political conflict of interests,

economic model, political power

A triangle of relationships between USA, China and Russia in international politics has been formed. The hegemony of the USA is left behind, but there is still a possibility to preserve its dominance. Regional players start to divide themselves according to their own interests connected with these countries. The USA try to use all devices to weaken the ascendance of military-economic power of China and Russia. But in the nearest twenty years provided the tempos of economy development of China and Russia are preserved these two countries may be able to slacken the USA position in the world. The formed world politics casts a challenge to the theories of international politics, especially to realism, liberalism, and neomarxism. World politics is a relationship between economically developed states and actually they define major tendencies of world politics.

Сегодня на международной арене сложилась картина, напоминающая не черный квадрат, а черный треугольник, когда миром стали править такие страны, как США, Россия и Китай, и основные тенденции мировой политики вытекают из деятельности этих трех сверхдержав. Как считает Ю. Швыткин, зампред Комитета Госдумы по обороне: «Я думаю, что США осознают и понимают, что сегодня нет той гегемонии и выстроенного однополярного мира, который бы играл на пользу Соединенным Штатам Америки» [8]. В такой оценке он не одинок. Достаточно компетентные специалисты и высшие государственные руководители США осознают это и понимают, что сегодня две страны бросают вызов политике США в мире. Такой вывод делает, например, директор Разведывательного управления Министерства обороны США, генерал-лейтенант корпуса морской пехоты США Винсент Р. Стюарт, сделавший доклад для Комиссии Сената по делам Вооруженных сил США 23 мая 2017 года. Согласно его мнению, две страны, способные бросить вызов США, - это Китай и Россия. «Так, Москва, как ожидается, в 2017 году продолжит модернизацию своих Вооруженных сил. Однако на пути повышения боеспособности России стоят «умирающая экономика и вопиющая коррупция, а также западные санкции и неэффективность промышленности» [11]. Однако не будем спешить с оценкой настоящего состояния международной политики, так как всегда возможны некоторые процессы, не предсказуемые наперед. Ведь никто не предполагал, что такое сильное государство, каким был СССР, прекратит свое существование после 74 лет

«победоносного движения к коммунизму». После развала СССР многие осознали, что обладание ядерным оружием не является гарантией от угрозы разрушения государственности. Хотя многие советологи предполагали, что можно найти уязвимое место в таких факторах, как национальные и религиозные проблемы, не они оказались решающими в ослаблении государства. Главным оказался экономический фактор, который в последние годы существования СССР стал решающим. Именно экономическая модель СССР стала причиной развала страны, так как модель основывалась на твердом курсе рубля, сырьевой экономике, ограничении рыночных отношений, государственной монополии, эксплуатирующей собственный народ и безвозмездно помогающей сомнительным международным организациям и движениям. Неэффективная сырьевая экономика не позволила создать мощную промышленно-техническую базу и попросту проедала получаемые за счет продажи сырья прибыли. Экономический кризис 1987 года нанес сильнейший удар по СССР, который в то время вел войну в Афганистане и несколько сомнительных войн в Африке и Латинской Америке.

Получилась революционная ситуация, как по Ленину, когда верхи уже не могли управлять по-старому, а низы больше не хотели жить по-старому. Коммунистические руководители страны, погрязшие в коррупции и непотизме, интригах и казнокрадстве, воюющие против собственного народа посредством репрессивного органа, сформированного ещё при Сталине, уже просто не могли управлять страной. Объективные процессы и проблемы, исходившие из мировых экономических отношений, оказались настоящими угрозами, против которых не было иных средств, как укротить их и использовать в своих интересах. Только сильная экономика может обеспечить мировое господство - этот вывод стал «альфой и омегой» мировой политики. В этом смысле классические реалисты выглядят идеалистами, так как делают ставку на военную силу государства, не понимая, что военная сила невозможна без экономической мощи. Следует оговорить, что экономическая мощь предполагает промышленно развитую, а не сырьезависимую базу. Отсюда следует вывод, что сырьевая экономика СССР противостояла промышленно развитой экономике США. В борьбе между сырьевой и промышленной экономикой победу одержала последняя, и, по логике, международная политика является продолжением мирового экономического порядка. Никакого хаоса в мировой политике не существует, как могут думать доморощенные реалисты.

В последние тридцать лет в мировой экономике сложилась ситуация, когда, в противовес доминирующей позиции США, на передний план стремится выйти Китай с высокими достижениями в области экономики. Доля китайской экономики в мировом ВВП в 2015 году составляла почти 12%, что бросает вызов гегемонии США. США вынуждены пересмотреть свою экономическую политику, так как Китай с 1979 года, т.е. с начала реформ, начатых по инициативе Ден Сяо Пина, использует такую же экономическую модель. Поэтому с приходом Трампа США начали полностью переориентировать свою экономическую модель. Некоторые эксперты считают, что «Трамп доказал свою политическую независимость, начав полномасштабное трехстороннее наступление на Китай: налоговая реформа, которая ударит по китайскому экспорту (где американская доля составляет 40%), давление на Иран, и, наконец, корейский "гамбит", где жертвой выступают всего лишь несколько процентных пунктов президентского рейтинга, который не так уж и важен за три с половиной года до выборов» [6].

Администрация Обамы после экономического кризиса 2008 года фактически применила политику атаки на позиции тех стран, которые бросили вызов гегемонии США. Именно после 2011 года политика США была направлена на ослабление роли Китая и России в мировой политике, и для нанесения удара были выбраны такие страны, как Сирия, Иран, Ливия. Эти три страны могли сыграть ключевую роли в сохранении гегемонии США. Во-первых, с ростом цен на нефть и газ Сирия могла стать страной-транзитером ближневосточных углеводородов в Европу и тем самым уменьшить статьи доходов Ирана и России. Но Россия и Иран могли встать на её пути, что и произошло, несмотря на личную дружбу Асада и Эрдогана. Ливия была быстро раздавлена, и дешевая нефть понеслась в Европу, однако Россия и Иран начали создавать проблемы, и возникла необходимость применить против этих стран известные экономические и политические меры воздействия. Против Ирана были применены экономические санкции, а против России использовалась Украина, чтобы ослабить ее влияние на европейский рынок и политику и, в итоге, - ослабить экономически. Но главным фактором экономического ослабления России были страны Ближнего Востока, экспортирующие нефть и газ в Европу, и наиболее выгодный путь пролегал через Сирию. Именно в Сирии столкнулись интересы Ирана и России, с одной стороны, и США и их сателлитов - с другой. Главной задачей данного столкновения интересов было стремление уменьшить монополию России на европейском рынке и снизить цены на нефть и газ, чтобы Россия и Иран не смогли стать крепкими в политическом и военном отношении странами. Экономический кризис 2014-2015 годов все расставил на свои места, когда цены на нефть и газ стремительно пошли вниз, а интересы государств, связанные с Сирией, остались теми же. Теперь перед США встала задача - препятствовать экономическому и военному укреплению России на международном уровне, и для этого США применяют экономические санкции, ограничивая её доступ к финансам и новым технологиям.

Столкновение интересов этих стран в Сирии вынудило США более активно действовать на стороне оппозиции, и поэтому ракетные удары по территории Сирии 7 апреля и обстрел колонны сирийской армии 18 мая 2017 года были не только напоминанием о доминировании США в этом регионе, но и «первым боестолкновением американцев с проиранскими формированиями в Сирии» [3]. Поэтому Трамп резко выступил против интересов России, Ирана и Турции в Сирии, поддерживая курдов и вооруженную оппозицию режиму Асада. Этот шаг выразился в поддержке вооруженной курдской организации с помощью поставки 22 фур, гружённых оружием различного назначения, и в отказе от поддержки Астанинских соглашений о создании четырех безопасных зон. Доминирование США в Сирии и поддержка сирийских курдов являются следствием реализации интересов США в этом регионе, когда осенью 2015 года «в курдском кантоне Роджава (северо-восток Сирии) был открыт аэропорт Румейлан, который используют американцы. В планах США - открытие еще четырех военных баз в Сирийском Курдистане, включая крупную базу ВВС, которая заменит базу Инджирлик в Турции» [7]. Такая же логика прослеживается в действиях США в Афганистане, когда они отказались от поддержки Пакистана и сами включились в создание военных баз в тех районах, где пересекаются интересы ключевых игроков на Евразийском континенте. Таким же образом США действуют в Сирии, сводя на нет инициативы России, Ирана и Турции. Как заметил А. Дубнов, США «нужно собственное господство в мире и в

регионах, а как только какое-то национальное государство обретает силу, вопрос о его подчинении диктату США актуализируется» [13]. Как следствие, создание военной базы на территории Сирийского Курдистана и политика США в Сирии будут последовательно направлены на отстранение Асада от власти и выдавливание России из Сирии. Кроме поддержки сирийских курдов, США также активно действуют на юге Сирии в поддержку оппозиции режиму Асада и вооружает её, подготавливая наземные операции, обучая вооруженные группы на территории Иордании, поддерживая их наступление с воздуха таким же образом, как поступала Россия, когда Асаду грозила окончательная потеря власти.

Политика США на Ближнем Востоке направлена на сохранение их доминирования, и в этом регионе им бросили вызов Иран и Россия, поэтому США не только строят военную базу в Сирийском Курдистане и отмежевываются от Турции, но и усиливают позиции Саудовский Аравии и Израиля против неё и Ирана. Поэтому во время визита Трампа в СА был заключен договор по большому экономическому пакету на сумму, приблизительно равную 350 млрд долларов, а Израилю предложены новейшие военные самолеты F-35. Эти договоры фактически направлены на укрепление позиции стран - традиционных партнеров США и обеспечение работой ВПК США [10]. Таким образом, США через своих партнеров на региональном уровне стремятся сохранить и укрепить свое превосходство, подвергая нажиму страны, бросившие ей вызов на Ближнем Востоке, т.е. Иран и Россию. Поэтому агрессивная риторика Трампа об Иране касательно его места в борьбе против терроризма и экстремизма явно показывает, что США в Сирии становятся на сторону противников Асада и Ирана.

Экономические санкции, принятые под нажимом США, были направлены на ослабление экономической позиции России на рынке углеводородов и ограничение её монополии в газовом секторе Европы. Как следствие укрепления экономической позиции России были восприняты ее действия в Крыму, и поэтому США, согласно рекомендациям З.Бзежинского, было необходимо вывести Украину из-под влияния России и тем самым ослабить позиции России в Европе. Однако экономический кризис 2014 года многое изменил, а также сменил формат действий России в Сирии и Украине. После президентских выборов в США новая администрация пошла на конфронтацию с Россией не только в Сирии, но и в Украине. В Сирии позиция России оказалась такой же, какой она была в Афганистане, когда за моджахедами стояли США и активно поддерживали их финансами и оружием. Тогда США действовали согласно проекту «холодной войны» -победить и разрушить СССР, но сейчас перед ними стоит задача - найти способы разрушения России как крупного игрока в международной политике. Поэтому США поддерживают оппозиционные режиму Асада силы на Ближнем Востоке и «пудрят мозги Кремлю». «На мой взгляд, сейчас Путин стоит перед дилеммой: либо нам надо убираться из Сирии, признав свое поражение и отдав все США, либо надо вступать в конфронтацию с Вашингтоном», - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, д.п.н. М. Александров [15]. Конфронтация с Россией идет не только на военно-политическом, но и на финансово-экономическом уровне, который является наиболее решающим фактором обеспечения доминирования США и ослабления позиции России. Поэтому экономические санкции в единстве с экономическим кризисом оказали серьезное воздействие на политику России на международном уровне. Когда ситуация в России

оценивалась как «умирающая экономика и вопиющая коррупция, неэффективность промышленности», то такая оценка экономической модели, действующей в России, является импортозамещающей - самой неэффективной с экономической точки зрения. Эта экономическая модель предполагает жесткую финансовую политику, высокий курс местной валюты и, вдобавок, неэффективную промышленность, задавленную высокими налоговыми ставками.

Такая импортозамещающая модель стимулирует только экспорт сырья и формирует промышленность, направленную на стимулирование экспорта сырья. Однако кризис 2014 года оказал отрезвляющий эффект на правительство России, которое не стало тратить валютные резервы и отпустило курс рубля. Эти действия стали стимулом для развития экспорта сельхозтоваров за рубеж и роста инвестиций в аграрный сектор. Если бы правительство имело четкий проект по переориентации экономики, то использовало бы девальвацию рубля не только применительно к аграрному сектору, но и во всех секторах экономики, восстанавливая легкую и тяжелую промышленность и развивая сектор инновационных технологий. Именно девальвация рубля была следствием падения цены на нефть, которая позволяла получать дополнительную волюту, повышать курс рубля и тем самым подавлять другие секторы экономики. Поэтому другие секторы экономики оказываются неэффективными и финансирование этих секторов не принесет прибыли, что логически приведет к вложению полученной валюты обратно в американские ценные бумаги. Так, Министерство финансов США сообщает, что за март 2017 года Россия увеличила инвестиции в американские гособлигации на 13,5 млрд долл. - до 99,8 млрд долл. [4]. Такая логика правительства России продиктована экономической политикой и принятой экономической моделью. Поэтому финансирование в экономику страны не может принести прибыли и остается выгодным финансировать американскую экономику. Ослабление курса рубля фактически не использовалось в полной мере, и поэтому оно не могло стать фактором переформатирования экономической модели с сырьевой на промышленную. Экономика России продолжает оставаться сырьевой, и страна искусственно поддерживает свою валюту на высоком уровне и стимулирует экспорт сырья, создавая ограничения для развития других секторов экономики, особенно промышленного и инновационного направления. Слабая экономика делает государство слабым, и поэтому США последовательно применяют экономические санкции, чтобы ослабить Россию и тем самым обеспечить себе гегемонию в мировой политике.

В отношении Китая администрация Трампа применяет экономическую реформу, занижая курс доллара по отношению к другим валютам и снижая процент рефинансирования, фактически без остановки печатая ничем не обеспеченные доллары. Такая мера способствует экспорту товаров американского производства и стимулирует возвращение американских производителей обратно в Америку. Но наиболее ощутимой стороной реформы, предложенной Трампом, являются налоговые снижения для американских корпораций, которые смогут свернуть производство за рубежом и вернуть его в США. Такая экономическая политика будет играть роль локомотива в промышленном развитии США и ограничит промышленное развитие Китая, завоевавшего огромный сегмент американского рынка и создавшего угрозу американской гегемонии. «Реформа призвана переориентировать бизнес на перевод производства в США, стимулировать экспорт и резко нарастить государственные пошлины на импорт, защитив

американского рабочего от безработицы (и предоставив эту участь рабочему из Китая). Такой курс - если он будет поддержан Конгрессом - станет разворотом на 180 градусов относительно экономической политики США последних десятилетий» [6]. Китай, который за последние тридцать лет вышел на переднюю линию развития и на самом деле стал одной из сверхдержав, бросившей вызов гегемонии США, в международной политике действует в направлении укрепления своей экономики.

На внешнем рынке Китай заинтересован не только во вложении капитала и получении прибыли, как он делает это на Африканском континенте, но и стремится получать сырье для развития промышленности внутри страны. Поэтому главным для него является укрепление собственного экономического влияния в мире. Так, например, «по данным агентства IRNA, за годы президентства Рухани (с 2013 года) импорт китайских товаров Ираном вырос до $43,7 млрд. Для сравнения: с 2009 по 2013 гг., когда кабинет министров возглавлял Махмуд Ахмадинежад, китайский импорт оценивался в $26,2 млрд. Что касается не нефтяного экспорта Ирана в Китай, то при Рухани данный показатель составил $32,4 млрд, а в годы правления Ахмадинежада - $18,7 млрд. Интересно, не так ли?» [17]. Действительно, после снятия санкций Китай развивает экономические отношения с Ираном. Поэтому пока Китай не будет идти на конфронтацию с США на мировом уровне, пойдёт на уступки в отношении Северной Кореи и не подставит свои интересы в угоду режиму Ким Чен Ына. Но экономический рост Китая позволил ему построить первый авианосец в Южно-Китайском море, и в дальнейшем он может увеличить количество авианесущих кораблей. По мнению эксперта, «имеющиеся тенденции демонстрируют, что Китай нацелен на военное доминирование как минимум в Южно-Китайском море, а возможно, и в части Тихого океана. И к тому же Пекин желает обладать возможностью вмешиваться в конфликты в любой точке планеты Земля» [12]. Пока Китай набирает военную мощь и для развития военного потенциала постоянно продвигает экономическую реформу, стремясь стать одной из ведущих экономических держав мира. За последние пять лет Китай вышел на первое место в мире по экспорту и для развития экономики применяет экономическую модель, которая требует девальвации своей валюты, стимулируя экспорт товаров. Поэтому в Китае постоянно существуют финансовые «пузыри», которые позволяют промышленному сектору иметь доступ к дешевым кредитам. ЦБ Китая активно кредитует экономику. Так, «с начала 2016-го по март 2017 г. увеличен объем выданных займов более чем втрое - с 2,8 до 9,2 трлн юаней. Для их финансирования понадобилась рекордная в истории КНР эмиссия - 6,4 трлн юаней (примерно $944 миллиарда)» [16]. Финансирование экономики на один трлн долларов только за последний год позволит Китаю сделать еще один шаг вперед в сторону промышленно развитой экономики и достижения экономического превосходства на Евразийском континенте. Для реализации своего доминирования Китай в 2013 году запустил проект «Один пояс - один путь», который угрожает доминированию России в Центральной Азии. Но данный проект также является угрозой интересам США на Евразийском континенте. Эксперты из этих стран выражают тревогу относительно данного проекта. Так, российский эксперт А.Собянин считает, что строительство китайской железной дороги через Кыргызстан и Узбекистан грозит интересам России не только в ЦА, но и внутри страны [9]. Американские авторы придерживаются мнения, что окончательная цель китайского проекта - «сделать из Евразии (в которой доминирует

Китай) экономическую и торговую зону, способную быть конкурентом трансатлантической (в которой доминируют США)» [2]. В настоящее время экономическая экспансия Китая угрожает интересам России и США, так как каждая из этих стран пытается сохранить свои позиции в тех регионах, где они доминируют. Так, Россия строит экономический барьер продвижению Китая на Евразийский континент, создавая Таможенный союз, но это оказывается малоэффективным, потому что китайские финансовые ресурсы привлекательнее, чем условия, предложенные Таможенным союзом.

США действуют более решительно, запуская экономическую реформу и стимулируя американских производителей перенести производство из Китая и других стран обратно в свою страну. Однако такая экономическая политика может идти вразрез с интересами финансовой олигархии США и военных корпораций. Поэтому, с одной стороны, Трамп заключает военные контракты и делает своим сторонником ВПК и, с другой стороны, запускает экономическую реформу, создающую рабочие места для американцев, стремясь тем самым ослабить экономическую позицию Китая. Если новая экономическая политика Трампа останется на словах, то через некоторое время США попадут в полную зависимость от китайской экономики и товаров, что будет угрозой их гегемонии. Поэтому пока Трамп сохраняет умеренную политику в отношении Китая, но эта политика часто обвинялась в манипулировании курсом валюты. В связи с этим Китай для сохранения нынешней экономической позиции использует в отношениях с США Северную Корею. Так, Трамп пишет в Twitter: «Зачем мне называть Китай валютным манипулятором, когда он работает с нами по проблеме Северной Кореи? Посмотрим, что произойдет!» [14]. Если так пойдет и дальше, то Китаю реально будет угрожать опасность экономического кризиса, которую создают для него США. Тогда участь КНДР будет печальной и эта страна будет последним «социалистическим островком свободы».

Согласно приведенным фактам, в международной политике вырисовывается картина, когда мировой порядок становится ареной политической и экономической конкуренции трех стран - США, Китая и России и реально формируется политический треугольник, где США и Россия являются относительно равными в военном отношении, а в экономическом отношении Китай приближается к США. Слабым звеном этого треугольника окажется только Россия, если она не сможет перейти от сырьевой к постиндустриальной экономике. Поэтому основные политические отношения на мировом уровне будут вращаться вокруг интересов США, Китая и России. Согласно этим прогнозам, мировая политика не будет многополярным миром [5], выстроенным с севера на юг и предлагающим странам направление, в котором следует развиваться. Такая искусственная картина международной политики, выстроенная А. Дугиным, на самом деле является ошибочной, так как далека от реальных фактов. Так, например, анализируя место Китая в концепции многополярного мира, А. Дугин приходит к выводу, что движение Китая в Сибирь и Центральную Азию нарушает «важный принцип многополярности: организацию пространства по оси «Север -Юг», и никак не наоборот» [5, с. 305]. А. Дугин желает подогнать факты под любимую идею, только вот «проклятые» факты упрямятся. А. Дугину следовало бы создавать теорию согласно фактам, а не вопреки им. Так, если Китай стремится в Сибирь и ЦА, то такая тенденция вытекает из экономической политики, сформированной в проекте «Один пояс - один путь». России, в противовес китайской экономической экспансии, следует

развивать экономическую мощь не путем продажи сырья, а создавая развитую промышленность и формируя постиндустриальное общество.

На самом деле в мире формируется трехполюсный мир, где гегемонии США приходит реальный конец, если они не будут стремиться развивать собственный экономический базис. Но также мировая политика не движется в направлении «богатый Север» и «бедный Юг», как предполагает И. Валлерстайн [18].

Предложенное Валлерстайном объяснение международной политики географическим положением стран является явно идеалистическим. Используя марксистскую риторику, этот автор становится проповедником американской гегемонии в международной политике, между тем Валлерстайн не понял способа применения метода марксизма при анализе фактов. Противоречие между «богатым Севером» и «бедным Югом», которое применял в экономике еще А.Смит, является надуманным. Марксизм прежде всего -научный метод анализа фактов, а не метод создания идеальных конструкций. Неомарксизм в лице Валлерстайна не принимает во внимание, что на Юге находятся такие страны, как Китай и Япония, и модель «богатый Север» - «бедный Юг» не отражает реальной картины международных отношений. Международные отношения формируются экономически сильными странами, которые и определяют закономерности мировой политики. Вот и получается, что в мировой политике столкновение интересов прежде всего следует объяснять экономическими факторами. Именно экономический базис государства является главным фактором формирования международной политики, и наличие ядерного оружия не является гарантией безопасности страны, что доказал развал СССР.

Но также можно не согласиться со З. Бжезинским, когда он утверждает, что «изменение в соотношении сил на Евразийском континенте будет иметь решающее значение для мирового главенства Америки, а также для ее исторического наследия» [1, с. 230]. Для мирового господства США угрозой является не регион, а экономическая модель государства, и поэтому Китай, используя новую модель экономики, стал высокоразвитым государством, и в ближайшие двадцать лет он реально бросит вызов военной гегемонии США. Поэтому перед американским истеблишментом стоит альтернатива: «Либо США во главе с новым президентом найдут средства не допустить Китай на мировой пьедестал и обеспечат себе лидерство, либо им придется вновь учиться по-настоящему считаться с интересами равного по силе партнера» [6].

Список использованной литературы:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2005.- С.230.

2. Белов А. National Interest:«Один пояс - один путь» Китая ведет в никуда.// http://www.centrasia.ru /newsA.php?st=1495489500 (дата обращения 22.05.2017)

3. Бовт Г. Антииранское турне Трампа/http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495525380. (дата обращения 23.05.2017)

4. Делягин М. «Денег нет, но... Зачем рос-правительство Медведева "инвестирует" в бумаги США 100 млрд?» / http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495709400 (дата обращения 25.05.2017)

5. Дугин А.Г. Теория многополярного мира. - М. : Евразийское движение, 2013. - 532 с.

6. Кузнецов И. Историческая битва - США и Китая - началась /http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1493013600 (дата обращения 24.04.2017)

7. Кузнецов А.О неудачном визите Эрдогана в США и о турецком евразийстве // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495440900 (дата обращения 22.05.2017)

8. Конфликт между Россией и США - конец цивилизации". Возможна ли на самом деле война двух ядерных держав/ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1492504200 (дата обращения 18.04.2017)

9. Китайская финансовая петля затягивается на Бишкеке // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495526100 (дата обращения 15.05.2017)

10.Литовкин В. "Арабского НАТО" у Трампа не получилось - о ближневосточном турне президента США / http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495709520 (дата обращения 25.05.2017)

11.Исаев М. National Interest: Теснимые Россией и Китаем США больше не "сверхдержава"// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495701300 (дата обращения 24.05.2017)

12.Нерсисян Л. Новый авианосец Китая ослабит позиции США в Южно-Китайском море. http:/www.centrasia.ru/newsA.php?st=1493415360 (дата обращения 28.04.2017)

13.Палкин А. Турция разводится с США по Сирии. Америка не поддастся на ультиматумы Эрдогана.// http:/www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495316520 (дата обращения 19.05.2017)

14.Пироженко В. Спланированная непредсказуемость. О новой тактике в американской внешней политике./ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1493345700 (дата обращения 26.04.2017)

15.Трамп послал Кремлю второе предупреждение. В Сирии американская авиация разбомбила проправительственные отряды. - "СП"/ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1495404960 (дата обращения 19.05.2017)

16.Трифонова М. Новый глобальный кризис придет из Китая. Экономика Поднебесной снова бьет рекорды/ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1492612200 (дата обращения 19.05.2017)

17.Цатурян С. США вытесняют Россию из Сирии, а Китай ставит на Израиль. Что дальше?/ http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1494055920 (дата обращения 06.05.2017)

18. Wallerstein I. Geopolitics and geoculture: essays on the changing world-system. Cambridge: Press Syndicate, 1991.

Reference Literature:

1. Bzhezinsky Z. Great Chess Board. Dominance of America and its Geostragic Imperatives. -M.: International Relations, 2005. - p. 230

2. Belov A. National Interest: "One Belt - one Way" of China Leads to Nowhere htpp:/www. centrasia. ru/newsA.php?st=1495489500

3. Bovt G. Trump's anti-Iranian Tour htpp://www.centrasia.ru/newsAphp?st=1495525380

4. Delyaghin M. "There is no Money, but... What for Does Medvedev's Russian Government Invest 100 billion into USA Papers //htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495709400

(date of addressing: 23.05.2017).

5. Dughin A.G. Multipolar World Theory. - M.: Eurasian Movement, 2013. -532 pp.

6. Kuznetsov I. The Historic Battle - of the USA and China - Has Started / htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1493013600 (date of addressing: 24.04.2017).

7. Kuznetsov A. O. About Erdogan's Unlucky Visit to the USA and Turkic Eurasianship //htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495709400 (date of addressing: 22.05.2017).

8. "The Conflict between Russia and USA Promises an End of Civilization " Is a War between two Nuclear Powers Possible? htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1492504200 (date of addressing: 18.05.2017).

9. Chinese Financial Loop is Frightened on Bishkek // htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495526100 (date of addressing: 15.05.2017).

10. Litovkin V. Trump has Been Unfortunate with "Arabian NATO" - on Near East Tour of US President htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495709520 (date of addressing: 25.05.2017).

11.Isayev Maxim. National Interest: Constricted by Russia and China theUSA are no "Superpower" any more htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495701300 (date of addressing: 24.05.2017).

12.Nersisyan L. New Aircraft Carrier of China Will Slacken USA Position in the South-Chinese Sea. htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1493415360 (date of addressing: 28.05.2017).

13. Palkin A. Turkey Divorces with USA on the Issue Concerning Syria. America Won't Yield to Erdogan's Ultimatum / htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495316520 (date of addressing: 19.05.2017).

14. Pizozhenko V. Planned Unpredictability. About New Tactics in American Foreign Policy. // htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1493345700 (date of addressing: 26.05.2017).

15. Trump Sent the Second Warning to Kremlin. In Syria American Aviation has bombed pro-Governmental Detachments htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1495404960 (date of addressing: 19.05.2017).

16. Trifonova M. New Global Crisis Will Come from China. The Economy of "Under the Heaven" Country Beats Records again htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1492612200 (date of addressing: 19.05.2017).

17. Tsaturyan S. USA supersede Russia from Syria and China Stakes on Israel. What Comes next?/htpp://www.centasia.ru/newsAphp?st=1494055920 (date of addressing: 06.05.2017).

18. Wallerstein I. Geopolitical and Geoculture: Essays on the Changing World-System. Cambridge: Press Syndicate, 1991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.