DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.80.4.021
О. А. Миронова
МИРОВОИ РЫНОК ЗЕРНА И РОССИИСКИИ ЭКСПОРТ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, СЦЕНАРИИ
Аннотация
В статье рассматриваются состояние мирового рынка зерна и тенденции его развития в сезоне 2021/2022 г., а также его перспективы в сезоне 2022/2023 г. На основе анализа совокупности факторов влияния определяются перспективы России как ведущего поставщика зерна на мировой рынок в условиях продолжения специальной военной операции и возможного увеличения экономических санкций Запада.
Ключевые слова
Мировой рынок зерна, мировой рынок пшеницы, российский экспорт зерна, экономические санкции.
O. A. Mironova
WORLD GRAIN MARKET AND RUSSIAN EXPORTS: STATE, TRENDS, SCENARIOS
Annotation
Article examines the state of world grain market and its development trends in 2021/2022 season, as well as its prospects in 2022/2023 season. Based on analysis of set of factors of influence, prospects of Russia as leading supplier of grain to world market are determined in context of continuation of special military operation and possible increase in economic sanctions of West.
Keywords
World grain market, world wheat market, Russian grain exports, economic sanctions.
Введение
Серьезные потрясения, обусловленные пандемией COVID 19 и трансформационными изменениями существующего миропорядка в процессе достижения глобальной мир-системы точки бифуркации, с которыми столкнулась мировая экономика в последние годы, существенно усугубляют накопившиеся в мире проблемы, обостряют противоречия, усиливают нестабильность рынков товаров, услуг, капиталов. В этой связи значительный интерес представляет анализ современного состояния мирового рынка зерна как важнейшего товара, имеющего стратегическое значение с точки зрения не только продовольственной, но и в целом национальной безопасности любой страны мира.
Представленный в июле текущего года прогноз FАО по пшенице на 2022-
2023 г. констатирует недостаточность объемов ее производства и торговли для обеспечения нормального уровня потребления. Ранее, весной 2022 г. негативный прогноз был сделан представителями Совета безопасности ООН, утверждавшими, что дефицит зерна и муки способен вызвать голод в ряде бедных и беднейших стран Африки, Азии и Латинской Америки. Ряд российских и зарубежных экспертов отмечает, что имеющиеся на текущий момент мировые запасы зерна достаточны для того, чтобы минимизировать риск глобального продовольственного кризиса, однако международная торговля зерном будет затруднена вследствие усиления санкций и международных торговых ограничений, которым подверглась Россия из-за специальной военной операции на Украине, поскольку сложившиеся логистические це-
почки поставок, а установление новых сопряжено со значительными транспортно-логистическими расходами.
В 2018 г. Россия заняла верхнюю строчку в мировом экспорте зерновых, сместив с лидирующих позиций США, и захватила первенство среди мировых поставщиков, поставляющих зерно большей части планеты. Однако пролонгация военного конфликта, возможное увеличение числа санкций и иные вызовы глобальной трансформации выводят в число приоритетных для России задач обеспечение собственной продовольственной безопасности. Для того чтобы обозначить перспективы России как ведущего мирового экспортера зерновых культур при условии обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности, необходимо проанализировать текущее состояние мирового рынка зерна, а также тенденции, складывающиеся в зерновом секторе российского АПК.
Материалы и методы
На момент начала пандемии весной 2020 г. объем мирового экспорта зерна превышал 180 млн т. При этом на пшеницу, которая считается незаменимым товаром как для производства муки и иных продуктов питания, так и животных кормов, в общей массе проданных иностранным контрагентам зерновых культур приходилось около 35 %. На кукурузу, рожь, ячмень, рис и иные злаковые приходятся меньшие объемы поставок.
Россия производит ежегодно 9 % пшеницы, занимая третью строчку среди ее мировых производителей, уступая по этому показателю лишь Китаю и Индии. При этом, в отличие от названных стран, которые ориентируют производство пшеницы в первую очередь на внутреннее потребление, Россия большую часть своего урожая пшеницы направляет на мировой рынок, обеспечивая тем самым 15 % мирового спроса. С 2018 г. Россия является ведущим поставщиком пшеницы на мировой рынок, перехватив в этом статусе пальму первенства у США, которые после начала торговой войны с Китаем, потеряли лидирующие позиции.
Значительную важность с точки зрения национальной продовольственной безопасности имеют также кукуруза и ячмень, используемый для производства круп и в пивоварении. В середине 2010-х гг. объемы их мирового экспорта составляли около 100 млн т и более 35 млн т соответственно. По экспорту ячменя в 2020-2021 гг. Россия занимала второе место в мире, по кукурузе — пятое. В то же время широко востребованная на российском рынке рожь, используемая для производства черного хлеба, не столь значима на мировом рынке, и объемы ее ежегодного экспорта не превышают 7-8 млн т.
Наиболее значимые мировые экспортеры пшеницы на мировом рынке представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Крупнейшие мировые экспортеры пшеницы в 2020 г. (пшеница и меслин, общий экспорт в млн т)
Как показано на рисунке 1 , в числе стран — ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок наряду с Россией и
США важную роль играют Канада, Франция, Украина, Австралия, Аргентина и Германия. При этом Россия и Ук-
раина обеспечивают более половины совокупного мирового экспорта семян подсолнечника и подсолнечного, а также рапсового масла.
В 2021 г. в условиях сокращения совокупного мирового спроса в условиях пандемии коронавируса поставки российского зерна на мировой рынок снизились почти на 15 %, однако Россия сохранила лидирующую позицию среди его экспортеров. Топ-5 крупнейших покупателей российского зерна в завершившемся сезоне 2020/2021 представляли Турция, закупившая более 1 млн т зерновой продукции России, Иран, Египет, Саудовская Аравия и Китай. Всего импортерами российского зерна, более дешевого, чем американского и канадского, стали более 130 стран мира. При этом еще в 2020 г. правительство РФ ввело экспортную квоту на пшеницу, ячмень и кукурузу с целью защиты внутреннего рынка от ценовых колебаний, а в конце 2021 г. эта мера внешнеторгового регулирования в России получила законодательное закрепление. Исключение было сделано лишь для четырех стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Армении, экспорт российского зерна в которые не ограничен квотой [1].
млн тонн
ЗООО
В 2022 г. экспортная квота России по зерну снизилась на 37 % и суммарно составила 11 млн т, в том числе на пшеницу — 8 млн т. После начала специальной военной операции РФ ввела в качестве ответа на ужесточение санкционных мер стран Запада ряд дополнительных ограничений, вызванных также необходимостью повышения уровня продовольственной безопасности страны. Так, Постановлением Правительства № 362 от 14.03.2022 был введен запрет на экспорт во все страны ближнего и дальнего зарубежья за исключением Белоруссии главных культур: пшеницы, меслина, ячменя, ржи и кукурузы до 30.06.2022. В дальнейшем Приказом Минсельхоза РФ № 2595 российским экспортерам была разрешена поставка зерна строго в пределах установленных квот. В результате экспорт зерна за сезон 2021/2022 г. снизился на 32 % по сравнению с уровнем предшествующего сельскохозяйственного года и составил 33,5 млн т зерна против 49 млн т в сезоне 2020/2021 г.
Результаты
Анализируя перспективы мирового рынка зерна в сезоне 2022/2023, следует обратиться к прогнозам ФАО, сделанным на момент начала этого сезона (рис. 2).
млн тонн 900
липп
— Готовая продукция — Потребление Ш Запасы зерна
Рисунок 2 — Производство, потребление и запасы мирового рынка зерновых: динамика и прогноз на сезон 2022/2023 г.
Согласно оценке экспертов организации, уже к концу 2022 г. объемы производства зерна в мире снизятся на 16 млн т по сравнению с декабрем 2021 г., когда они составляли рекордную величину, и достигнут суммарно по всем товарным
позициям 2784 млн т. Это станет первым снижением данного показателя с 2018 г. На фоне снижения объемов производства кукурузы, пшеницы и риса положительную динамику будет демонстрировать производство ячменя и сорго.
Падение объемов мирового производства зерна приведет к снижению его потребления в глобальных масштабах до 2788 млн т, т. е. на 0,1 % по сравнению с предыдущим сезоном, что в целом является величиной незначительной.
Наибольшее сокращение прогнозируется по пшенице, используемой в целях производства кормов, в то время как потребности в зерновых, употребляемых в пищу, будут расти по мере дальнейшего увеличения населения земного шара. На фоне снижения объемов мирового производства зерновых в
2022/23 г. сократятся также мировые запасы зерна. Соответственно их соотношение к потреблению снизится с 30,5 % в 2021/22 г. до 29,6 % в 2022/23 г., что является самым низким уровнем с 2013/14 г. В структуре мировых запасов наибольшее сокращение ожидается по кукурузе и рису, а также ячменю, по запасам пшеницы и сорго прогнозируется увеличение. Прогнозы по пшенице основываются на показателях ее производства у мировых производителей в сезоне 2021/2022 г., представленных на рисунке 3 [2].
ЕС ■ Китай Индия
Рисунок 3 — Динамика и прогнозные значения производства пшеницы ведущими мировыми экспортерами
Диаграмма рисунка 3 показывает, что в сравнении с предшествующим сельскохозяйственным годом, в сезоне 2022/2023 г. Россия увеличила объемы производства пшеницы примерно на 10 %, в то время как в странах европейского Союза они остались на прежнем уровне, а в Китае и Индии снизились соответственно на 0,1 и 4,1 %. Однако в связи с благоприятными погодными условиями урожай пшеницы в России фактически превзошел прогнозные значения и составил около 100 млн т, что может позволить России существенно увеличить объемы поставок при благоприятном для нашей страны раскладе. Что же касается Украины, не представленной на данной диаграмме, то производство пшеницы в этой стране ожидаемо снизилось, падение составило 38 % по сравнению с величиной данного показателя в 2021/2022 г.
Обсуждение
Тенденции к снижению мирового производства и объемов запасов зерновых ожидаемо приведет к сокращению мировой торговли зерном впервые за три последних года — до 463 млн т, что на 2,6 % ниже уровня 2021/22 г. В последние годы Россия и Украина играли ведущие роли в мировой торговле зерном. На протяжении последних четырех сельскохозяйственных сезонов суммарная доля обеих стран в мировом экспорте пшеницы и ячменя составляла 47 %, доля Украины в мировом экспорте кукурузы за тот же период составляла 15 %, Россия лидировала по объемам экспорта пшеницы с долей 16 %. В сезоне 2022/2023, согласно прогнозам, этот показатель возрастет для нашей страны до 19 %.
Военный конфликт между Россией и Украиной оказал непосредственное влияние на динамику мировых цен на зерно-
вую продукцию, которые достигли максимальных значений после закрытия украинских черноморских портов. Также на динамику цен оказали влияние изменение логистических цепочек, рост совокупных рисков, в том числе связанных с опасностью судоходства в зоне конфликта, санк-ционным давлением, динамикой валютных курсов, стоимостью страховки при
перевозке товаров. Снижение цен до февральского уровня произошло только в июле 2022 после достижения договоренности о вывозе зерна из Украины по «зерновому коридору» (снижение цен достигнуто по пшенице и кукурузе, по ячменю данных за июль нет). Однако цены на зерно на мировом рынке по-прежнему остаются высокими (рис. 4) [2].
Рисунок 4 — Динамика мировых цен на важнейшие зерновые культуры в 2021/2023 сельскохозяйственном году
Как было отмечено выше, при достигнутом в 2021/2022 г. рекордном объеме производства зерновых и при прогнозируемом в новом сельскохозяйственном сезоне уровне их потребления в мире Россия, экспортный потенциал которой на текущий момент оценивается в 58,1 млн т и существенно превосходит уровень предыдущих сезонов: +15,5 % к 2020/21 и +38,6 % к 2021/22, имеет все шансы сохранить лидирующее положение в мировом экспорте. Данный прогноз также расценивается ИКАР как базовый для нового сезона.
Тем не менее существует ряд различных прогнозов аналитиков и государственных структур по экспорту зерна и пшеницы, которые расходятся в оценках. Так, ИКАР, наряду с базовым прогнозом, публикует и альтернативный сценарий, менее благоприятный для России, при котором ее экспортный потенциал по зерну составит 45 млн т (в т. ч. 36 млн т
по пшенице, 3,5 млн т по кукурузе и 4,2 млн т по ячменю). Такое снижение экспортного потенциала может быть вызвано усилением санкционного давления на нашу страну со стороны западных государств и настороженным отношением покупателей к российскому зерну в условиях продолжения боевых действий.
С данным прогнозом не согласны эксперты Открытие Research, считающие, что дальнейшее усиление санкций, направленное на ограничение экспорта зерновых Россией как ведущим мировым поставщиком, приведет к резкому росту мировых цен на зерно, что обострит глобальную продовольственную проблему и приведет к дальнейшей эскалации напряженности в мире. Эта точка зрения подтверждается прогнозом по российскому экспорту пшеницы МСХ США, улучшившей его для России с 32 млн т в апреле до 42 млн т в августе 2022 г. [3] Консенсус-прогноз экспертных агентств и
ведомств от июля — начала августа 2022 г. (среднее значение) по экспорту российского зерна на сезон 2022/23 составляет
52 млн т, по экспорту пшеницы — 41,1 млн т. Для России это лучшие показатели за последние 5 лет [4] (рис. 5).
Оценка экспорта из РФ в сезоне 2022/23, млн т
Организация/ведомство Зерно Пшеница Дата прогноза
Уинсельхоэ США 52,0 42,0 12.08.2022
^гаседе бгат! 52,4 41,5 11.08.2022
Уинсельхоз РФ 50,0 39,5 22.07.2022
«1КАР базовый 58,1 45.5 16.08.2022
ИКАР альтернативный 45,0 36.0 16.08.2022
:оюз экспортёр» зерна 50,0 40,3 06.07.2022
[иэкм 55,4 42,9 27.07.2022
Про зерно 52.2 42.5 lf.07.2022
Консенсус-прогноз 52,0 41Д
Рисунок 5 — Различные прогнозы по объемам экспорта зерна из Российской Федерации в сезоне 2022/2023
Как видно из рисунка 5, прогнозы демонстрируют достаточно большой разброс показателей как по пшенице (от 36 до 45,5 млн т), так и по зерну в целом (от 45 до 58,1 млн т соответственно). Такое расхождение в оценках связано, в первую очередь, с высоким уровнем неопределенности, обусловленным отсутствием у экспертов четких представлений о возможных сроках окончания специальной военной операции, что позволяет предположить расширение числа внешних ограничений для экспорта России. К числу рисков, которые могут вызвать снижение экспортных возможностей России в сезоне 2022/2023, могут быть отнесены:
- сложности с экспортом рекордного количества собранного зерна в условиях логистических сложностей, связанных с санкционными ограничениями и закрытием части аэропортов на юге России;
- холодная весна и иные неблагоприятные погодные условия, в частности, связанные с сезоном штормов;
- снижение количества стран, желающих приобретать российское зерно, а также фрахтователей судов в акватории Черного моря в условиях продолжения ведения боевых действий (так, по этой причине в июле 2022 г. число импортеров российской пшеницы сократилось с 43 в июле 2021 г. до 17);
- прогнозируемое ИКАР характерное для урожайных лет снижение качества пшеницы;
- дальнейшее наращивание объемов экспорта конкурентов из ЕС и Австралии.
Кроме того, определенный риск связан с сохранением права выхода России из зерновой сделки в случае новой атаки Украины на российские военные корабли. Несмотря на то, что 17 ноября 2022 г. зерновая сделка была продлена на 120 дней, часть соглашения, касающаяся экспорта российского продовольствия и удобрений, не работает, что ставит под сомнение возможности дальнейшей ее автоматической пролонгации.
Выводы
Даже в условиях общего сокращения мировой торговли зерновыми в предстоящем сезоне 2022/2023 г., Россия наряду с Китаем и Индией, если там будет снято ограничение на экспорт зерна, имеет все шансы сохранить положение ведущего поставщика зерна на мировой рынок. Это означает, что несмотря на продолжение военных действий, в 2023 г. Россия обеспечит экспортные поступления от торговли зерном при выполнении задач обеспечения собственной продовольственной безопасности страны.
Библиографический список
1. Казанцев, Д. Отделяем зерна от плевел. Доля России на мировом рынке зерна и квоты на вывоз в 2022 г. [Электронный ресурс]. — URL: https:// sovcombank.ru.
2. Food and agriculture organization of United Nations [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fao.org.
З.Зерновой экспорт РФ в сезоне 2022/23 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.agropraktika.com.
4. Анализ мирового рынка зерна: что будет с экспортом зерновых [Электронный ресурс]. — URL: https://delprof.ru.
Bibliographic list
1. Kazantsev, D. We separate grains from chaff. Russia's share in global grain market and export quotas in 2022. [Electronic resource]. — URL: https://sovcombank.ru.
2. Food and agriculture organization of United Nations [Electronic resource]. — URL: https://www.fao.org.
3. Grain exports of Russian Federation in 2022/23 season [Electronic resource]. — URL: https://www.agropraktika.com.
4. Analysis of world grain market: what will happen to grain exports [Electronic resource]. — URL: https://delprof.ru.
DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.80.4.022
Н. В. Пржедецкая, Т. И. Разинкова
МАРКЕТИНГ УСТОЙЧИВОСТИ В РАЗВИТИИ СФЕРЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
В статье исследуется вопрос применения маркетинга устойчивости в развитии сферы АПК в регионе. Актуализируется данная проблематика необходимостью достижения продовольственной безопасности и технологического суверенитета. В основе реализации маркетинга устойчивости целесообразно использовать 3P: People, Profit, Planet, с одновременной нацеленностью на решение кадровых проблем в АПК, привлечения инвестиций и вовлечения населения и бизнеса в решение экологических проблем.
Ключевые слова
Маркетинг устойчивости, агропромышленный комплекс, регион.
N. V. Przhedetskaya, T. I. Razinkova SUSTAINABILITY MARKETING IN AGRIBUSINESS DEVELOPMENT
Annotation
Article examines the issue of using sustainability marketing in the development of the agro-industrial complex in the region. This issue is being updated by the need to achieve food security and technological sovereignty. It is advisable to use «3Ps» as the basis for the implementation of sustainability marketing: People, Profit, Planet, while simultaneously focusing on solving personnel problems in the agro-industrial complex, attracting investments and involving the population and business in solving environmental problems.
Keywords
Sustainability marketing, agro-industrial complex, region.