Скляр М.А., Кудрявцева К.В. МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. Прогнозирование изменений, происходящих в рамках мировой экономики, невозможно без анализа количественных и качественных сдвигов, имеющих место под влиянием цифровизации на мировом рынке труда. В статье рассматриваются основные тенденции таких изменений.
Ключевые слова. Цифровизация, рынок труда, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-платформы, цифровая экономика.
Sklyar M.A., Kudryavtseva K.V. THE GLOBAL LABOR MARKET UNDER THE INFLUENCE OF DIGITALIZATION
Abstract. It is impossible to predict the changes taking place in the global economy without analyzing the quantitative and qualitative changes taking place under the influence of digitalization in the world labor market. The article deals with the main trends of such changes.
Keywords. Digitalization, labor market, information and communication technologies, online platforms, digital economy.
Использование цифровых технологий двояким образом оказывает влияние на увеличение общего числа рабочих мест в экономике.
Во-первых, создаются рабочие места в самой сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). К настоящему времени долю занятых в этой сфере сложно оценить. Не вызывает сомнения, что она крайне невелика (3-5% в странах ОЭСР и не более 1% работающих в развивающихся странах) [4]. Но растущие темпы роста в отраслях ИКТ дают основания полагать, что занятость в них будет расти. В странах, входящих в Европейский Союз, в 2016 году в сфере ИКТ было занято 8,2 миллиона человек, что составляет 3,7% от общего числа занятых. В последние годы в условиях цифрови-зации, как абсолютное число, так и доля специалистов в области ИКТ в общей численности занятых постоянно росли.
Наибольшую долю занятых в области ИКТ в странах ЕС составляют высокообразованные специалисты, на которых в 2016 году приходилось 61,8% сотрудников. При этом в 2016 году 20% компаний, расположенных в странах ЕС, имели в своем штате специалистов по ИКТ и 9% нанимали или пытались их нанять. В 2016 году на три государства (Великобритания, Германия и Франция) приходилась половина всех специалистов в области ИКТ, работающих в странах ЕС (соответственно, 5,1%, 3,7% и 3,8%). В относительном выражении наибольшая доля специалистов в области ИКТ в общей занятости была отмечена в Финляндии (6,6%), Швеции (6,3%) и Эстонии (5,3%). Самая низкая доля наблюдалась в Кипре и Латвии (по 2,2%), Румынии (2,0%), Греции (1,4%). За период с 2011 по 2016 гг. почти во всех странах-членах ЕС возросло как абсолютное число (на 1,8 миллиона человек), так и доля спе-
ГРНТИ 06.77.61
© Скляр М.А., Кудрявцева К.В., 2018
Моисей Абрамович Скляр - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Камила Владимировна Кудрявцева - аспирант кафедры экономической теории и экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Кудрявцева К.В): 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48 (Russia, St. Petersburg, Moika river emb., 48). Тел.: 8 (812) 315-53-21. E-mail: kamila.kudryavtseva@mail.ru. Статья поступила в редакцию 22.11.2018.
циалистов в области ИКТ (с 3,0% до 3,7%). Персонал в области ИКТ становится все более востребованным на рынке труда. Согласно опросу Manpower Group, проведенному в 2016 году в более чем сорока странах мира, ИКТ-специалисты в настоящее время занимают второе место среди вакансий, с заполнением которых работодатели испытывают трудности, уступая лишь квалифицированным торговым работникам [5].
Во-вторых, под влиянием цифровых технологий создаются новые рабочие места в целом ряде отраслей экономики, прежде всего, в сфере услуг. По данным Бюро трудовой статистики США, количество работников, занятых в сфере услуг, с 2006 по 2016 годы выросло на 10 569,9 тыс. мест и составило 125 294,1 тыс. (80,3% от общего числа рабочих мест). Количество рабочих мест в производстве материальных благ, напротив, сократилось на 2 781,5 тыс., или с 15,1% до 12,6%. К 2026 году Бюро прогнозирует сохранение наметившейся динамики. Предполагается дальнейшее увеличение количества занятых в сфере услуг (до 81% от общего числа рабочих мест) и сокращение количества занятых в производстве (до 11,9% от общего числа рабочих мест) [3].
Несмотря на существующие опасения, что текущие разработки в области искусственного интеллекта и больших данных позволят в ближайшем будущем значительную долю работ, выполняемых в настоящее время людьми, заменить машинами, в недавнем докладе ОЭСР указывается на ограниченное влияние автоматизации на рабочие места [6]. Степень влияния технологических возможностей на структуру рабочих мест, отмечается в докладе, зависит не только от технологии, но и от предпочтений потребителей. Например, сегодня большинство функций банковских служащих уже может выполняться при помощи ИКТ, но многие люди по-прежнему предпочитают вести переговоры о банковских операциях с человеком, а не с алгоритмом.
В большинстве стран увеличение спроса на рабочую силу наблюдается в сфере культуры, отдыха и других услуг, строительстве и в меньшей степени в государственном секторе, а также в сфере здравоохранения, энергетики и сельского хозяйства. Сокращение спроса на рабочую силу произошло в обрабатывающей промышленности, деловых услугах, торговле и транспорте. В то же время, растет число лиц, работающих в сфере размещения, транспорта или других услуг через онлайн-платформы, при этом наблюдается тенденция к выполнению гибкой, временной и неполной занятости на этих работах.
Такие свойства компаний, как стирание границ, гибкость, глобальность и прозрачность будут усиливаться в будущем. Сотрудники всегда будут иметь важное значение для организаций, но сами организации будут выходить за рамки традиционного полного рабочего дня. Процесс цифровизации влияет на изменение структуры рынка труда по следующим направлениям:
1. Социальная и организационная перестройка бизнеса.
Организации будут становиться все более прозрачными для заинтересованных сторон и гибкими, переходя на онлайн-платформы и на основанные на проектах формы деятельности. Цифровой экономике присуще сетевое, социальное и внешнее сотрудничество. Самый быстрый рост онлайн-платформ за последние годы происходит на рынках услуг по размещению и перевозкам. Одним из объяснений такого роста является наличие частных активов, которые люди могут монетизировать при поддержке цифровых технологий. Рост онлайн-платформ дал развитие шеринг-экономике (экономика совместного потребления, «экономика взаимопомощи»), в которой вместо приобретения жизненно необходимых благ люди предпочитают «делиться» ими друг с другом.
Например, укажем на площадь, которую можно использовать для предоставления жилья. В странах ОЭСР на одного человека приходится в среднем 1,75 комнат, пригодных для проживания, в Канаде на одного человека приходится 2,5 комнаты. За последние несколько лет число хостов на Airbnb и число ночей, на которое останавливаются путешественники, выросли экспоненциально (с 30,4 ночей в 2010 г. до 1700 в 2016 г.) [1]. Другой аналогичный пример - вторая по величине статья расходов немецких домохозяйств после жилья и продуктов питания - транспорт, включая автомобили. В то время, как автомобили простаивают обычно 23 часа в день, перевозчики point-to-point (из пункта А в пункт B), такие как Uber и платформы для совместного использования транспортных средств (например, BlaBlaCar), значительно расширили свои рынки в последние годы. Предложение подобных услуг физическими лицами происходит обычно по более низким ценам, чем традиционными поставщиками услуг, такими как гостиницы или такси.
2. Формирование мирового рынка интеллекта.
Талантливым людям, обладающим выдающимися способностями, мировой рынок труда расширяет возможности их применения в новейших отраслях экономики. Это становится возможным благодаря онлайн-платформам, которые стирают территориальные границы, позволяют выполнять несколько проектов одновременно.
3. Расширение границ занятости (отказ от традиционной занятости на полную ставку, отсутствие привязанности работника к постоянному рабочему месту и др.).
Цифровые технологии порождают новые возможности для увеличения самостоятельной занятости. Онлайн-площадки (платформы) позволяют работать по гибкому графику без постоянного закрепления за работником рабочего места, из дома, кафе, расширяются границы вовлечения в производство людей с ограниченными возможностями, женщин, а также жителей отдаленных районов. Онлайн-площадки выросли на тех сегментах рынков, где услуги могут быть предоставлены в цифровом виде. К таким крупнейшим платформам относятся Upwork и Freelancer. В 2016 году обе платформы имели 49 миллионов зарегистрированных пользователей [6]. К концу 2016 года с момента своего создания в 2000 году Freelancer зарегистрировал в общей сложности 10,2 миллиона проектов на сумму 3 миллиарда долларов.
Многие люди, работающие с использованием платформ, заняты неполный рабочий день или по совместительству. Например, в США независимые подрядчики пользуются платформами с целью пополнить доходы от постоянной работы (25%), создать собственный бизнес (25%), обеспечить сезонную занятость (например, в строительстве) (20%) и т.д. Установлено также, что примерно 80% работ совершается по требованию (форма работы, при которой заказчики связываются с клиентами для выполнения определенных задач по мере необходимости). Работа становится все более виртуальной и выполняется в любом месте и в любое время, при помощи мобильных устройств в реальном времени, благодаря глобальной связи. Появление такого гибкого глобального предприятия требует от компаний управления динамичной экосистемой талантов и поддержания цифровых бизнес-процессов, которые окажутся эффективными даже при распределении по различным местам и часовым поясам.
4. Применение новых технологий.
Использование роботов, автономных транспортных средств, товарных датчиков, искусственного интеллекта, Интернета вещей меняют рабочий ландшафт в сторону большей гибкости с преобладающим использованием временной рабочей силы в целях быстрой адаптации к изменяющимся бизнес-процессам. Автоматизация производственных процессов позволяет компаниям преодолеть устаревание действующих технологий. Джон Будро (John Boudreau) в своей статье «Work in the Future Will Fall into These 4 Categories», опубликованной в журнале Гарвардской школы бизнеса, делает предположение, что в будущем под влиянием цифровых технологий рабочий процесс изменится, и все виды организации работ в цифровой экономике будут относиться к одной из четырех групп (см. рис.) [2].
Каждый из четырех квадрантов на рисунке описывает виды организации работ с различными подходами к способностям людей и характеру их работы: по горизонтали - технологические возможности (от низких к высоким), по вертикали - степени демократизации (стабильности и длительности трудовых отношений):
• традиционная (Current state). Работа, подобная сегодняшней, с аналогичными технологическими связями и трудовыми отношениями, где в значительной степени используется постоянная полная занятость. К этому квадранту относятся такие типы работ, в которых сотрудники трудятся в одном помещении и физически доступны для руководителей. К ним относятся работы, которые протекают в определенных времени и месте (например, уход за больными в хосписе) или работа, которая происходит там, где она является слишком дорогой или к ней невозможно подключить работников через «облако», например, технические работы на охраняемых объектах, уборка номеров в отелях, нефтяные вышки, торговые точки и т.д. Этот квадрант оптимален там, где работа стабильна и оплачивается традиционно;
• быстро развивающаяся (Today, turbo-charged). Технологии развиваются быстрыми темпами, но механизмы управления и «работы на местах» отстают от них. Традиционные рабочие отношения поддерживаются более быстрыми и дешевыми технологиями и системами, такими как персональные устройства и облачные информационные ресурсы. Этот квадрант может включать центры об-
работки вызовов, работающие с традиционными сотрудниками, но в отдаленных местах или из дома, например, JetBlue. IBM «Watson» AI сотрудничает с врачами-онкологами для оказания помощи в исследованиях. Многие из продуктов HR-технологий сосредоточены в этом квадранте, поскольку автоматизируют традиционные системы занятости и рабочие отношения с помощью устройств, облачного обучения, приложений для смартфонов, удаленного наблюдения за производительностью и т.д.;
s s
£
со
5
6
о S <u ч л Я
<D
а
<D H
U
ПЕРЕОСМЫСЛЕННАЯ РАБОТА ТИП РАБОТЫ Работа через платформы, по проектам, в форме выступлений, фриланса, на конкурентной и контрактной основах, стажировки ТЕХНОЛОГИИ Традиционные УБЕРИЗИРОВАННАЯ ТИП РАБОТЫ Работа через платформы, по проектам, в форме выступлений, фриланса, на конкурентной и контрактной основах, стажировки ТЕХНОЛОГИИ Облачные технологии, искусственный интеллект, персонализация и личные устройства
НЕИЗМЕННАЯ РАБОТА ТИП РАБОТЫ Полная занятость, на основе контракта, частичная занятость, гибкий график ТЕХНОЛОГИИ Традиционные БЫСТРО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ТИП РАБОТЫ Полная занятость, на основе контракта, частичная занятость, гибкий график ТЕХНОЛОГИИ Облачные технологии, искусственный интеллект, персонализация и личные устройства
Степень развития технологий
Рис. Виды организации работ в цифровой экономике
• переосмысленная работа (Work reimagined). К этой категории относятся компании с развивающимися модели занятости, в значительной степени поддерживаемыми медленно развивающимися моделями, или реализующие инновации в системах занятости, такие как включение фрилансеров, и сотрудников, нанятых на неполный рабочий день в отделах планирования занятости организаций. В таких компаниях традиционные системы найма дополняются существующими социальными инструментами или организацией конкурсов с использованием современных социальных медиа-платформ, позволяющих постоянно отслеживать и пассивных соискателей. В качестве примера можно привести фриланс-платформы, такие как UpWork, Tongal и Gigwalk;
• уберизированная (Uber empowered). Ускорение технического прогресса и более демократичные рабочие механизмы дополняют друг друга. Новые рабочие и технологические модели включают в себя искусственный интеллект, персонализацию, безопасные и доступные облачные рабочие хранилища, которые независимы от работодателей и обеспечивают поиск работы. Сама работа и работники идентифицируются и сопоставляются с использованием определенной информации о возможностях и квалификации работников, требованиях к их работе в данных проектах, уровню образования, необходимости в дополнительном обучении, а также системах оплаты. IBM Open Talent Marketplace позволяет менеджерам выполнять работу в форме краткосрочных проектов, публиковать эти проекты для внутренних и внешних сотрудников, использующих платформу для участия в торгах, и со-
здания сообществ для выполнения заявленной работы. Платформа постоянно развивается благодаря партнерству между искусственным интеллектом и человеческим суждением.
По мнению Джона Будро, все четыре квадранта будут частью рабочей экосистемы по крайней мере в течение следующих 10 лет [2]. Несомненно, что при интенсивном использовании ИКТ на рабочем месте от сотрудников потребуется использование новых цифровых навыков. Такие навыки могут быть разделены на три направления. Во-первых, производство ИКТ-товаров и услуг (программного обеспечения, веб-страниц, электронной коммерции, облачных технологий, больших данных и т.д.), что потребует навыков, принадлежащих специалистам по ИКТ для программирования и разработки приложений и управления сетями. Во-вторых, работники все более широкого круга профессий должны приобретать общие навыки в области ИКТ, с тем, чтобы иметь возможность использовать такие технологии в своей повседневной работе (для доступа к информации в режиме онлайн, использования программного обеспечения и т.д.). И, наконец, использование ИКТ меняет методы работы и повышает спрос на обладание дополнительными навыками в области ИКТ, например, на способность общаться в социальных сетях, брендировать продукты на платформах электронной торговли и т.д.
Страны должны быть готовы к решению проблем, присущих цифровой экономике и растущему общественному беспокойству, которое их сопровождает. Стимулирование инвестиций в ИКТ и дополнительные инновации будут способствовать росту производительности труда и занятости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Airbnb data for OECD Б^ую [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/officialdocuments/ publicdisplaydocumentpdf/?cote=STD/CSSP/WPNA(2017)9&docLanguage=En (дата обращения 17.11.2018).
2. Boudreau J. Work in the Future Will Fall into These 4 Categories. Harvard Business Review, 2016.
3. Employment Projections program, U.S. Bureau of Labor Statistics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bls.gov/emp/tables/employment-by-major-industry-sector.htm (дата обращения 17.11.2018).
4. Eurostatistics 114/2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/ 2995521/8115840/9-18072017-AP-EN.pdf/b775e424-a14c-4037-9b33-5cc97164bc11 (дата обращения 17.11.2018).
5. Talent Shortage Survey. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://manpowergroup.com/talent-shortage-2016 (дата обращения 17.11.2018).
6. OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris, 2017.