Научная статья на тему 'Мировой рынок СПГ: значение сахалинских проектов'

Мировой рынок СПГ: значение сахалинских проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумарова И. С.

В статье рассматриваются основные тенденции развития мирового рынка сжиженного природного газа, а также роль Сахалинских проектов для обеспечения энергетической безопасности России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония). Рассматриваются факторы многократного роста объемов торговли СПГ в мире. Обозначается роль российских инициатив на рынке СПГ для сохранения лидирующих позиций в мировой газовой индустрии. Автором дана оценка действий ОАО «Газпром» по вхождению в проект Сахалин-II в разрезе внешнеполитических интересов государства. Масштабная реализация энергетических проектов на Сахалине продиктована необходимостью развития российского Дальнего Востока. Варианты экспорта сахалинского газа призваны усилить восточный вектор во внешней политике России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD LIQUEFIED NATURAL GAS MARKET. SAKHALIN ENERGY: A NEW GLOBAL ROLE

The main issue of the article is the tendencies of the growing world LNG market. It is also issued the Sakhalin project's efforts to ensure energy security of Asia-Pacific region, especially for China and Japan. The factors driving the world LNG market are summed up. The article contains studying the importance to Russia LNG expansion for guaranteeing its unique position in the world gas industry. The author gives the evaluation of Gazprom's entry into the Sakhalin II project as new shareholder. A gas giant position is considering in the context of Russia's foreign policy. Realization of Russia's first offshore oil and gas project causes the development of the Far East. Export directions for the Sakhalin hydrocarbons have to intensify the eastern vector in Russia's foreign policy

Текст научной работы на тему «Мировой рынок СПГ: значение сахалинских проектов»

принципов народовластия, которые обеспечивают включенность граждан в процесс осуществления публичной власти. Если же эти условия не соблюдаются, то в таких случаях привлекательность для населения не только муниципальной демократии, но и участие в управлении государством в целом существенно снижается. Конструирование законодателем в силу различных причин невостребованных практикой механизмов участия граждан в осуществлении власти приводит к отторжению соответствующих механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: при-

нята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 64 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : фед. закон [от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3] //Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. О местном референдуме в Читинской области: Закон Читинской области [от 29 февраля 1996 г. № 32-ЗЧО].

4. Устав городского округа «Город Чита» [от 30 сентября 2004 г.].

5. Сергеев, А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 432 с.

УДК 327.82

И.С. Гумарова, аспирантка, СПбГУ

МИРОВОЙ РЫНОК СПГ: ЗНАЧЕНИЕ САХАЛИНСКИХ ПРОЕКТОВ

Научные интересы: мировая энергетическая политика, внешняя энергетическая политика России, роль «Газпрома» как инструмента внешней политики России, энергетический фактор в отношениях государств на постсоветском пространстве

В статье рассматриваются основные тенденции развития мирового рынка сжиженного природного газа, а также роль Сахалинских проектов для обеспечения энергетической безопасности России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония). Рассматриваются факторы многократного роста объемов торговли СПГ в мире. Обозначается роль российских инициатив на рынке СПГ для сохранения лидирующих позиций в мировой газовой индустрии. Автором дана оценка действий ОАО «Газпром» по вхождению в проект Сахалин-II в разрезе внешнеполитических интересов государства. Масштабная реализация энергетических проектов на Сахалине продиктована необходимостью развития российского Дальнего Востока. Варианты экспорта сахалинского газа призваны усилить восточный вектор во внешней политике России ■

I.S. Gumarova, St Petersburg state university THE WORLD LIQUEFIED NATURAL GAS MARKET. SAKHALIN ENERGY: A NEW GLOBAL ROLE

The main issue of the article is the tendencies of the growing world LNG market. It is also issued the Sakhalin project's efforts to ensure energy security of Asia-Pacific region, especially for China and Japan. The factors

driving the world LNG market are summed up. The article contains studying the importance to Russia LNG expansion for guaranteeing its unique position in the world gas industry. The author gives the evaluation of Gazprom's entry into the Sakhalin II project as new shareholder. A gas giant position is considering in the context of Russia's foreign policy. Realization of Russia's first offshore oil and gas project causes the development of the Far East. Export directions for the Sakhalin hydrocarbons have to intensify the eastern vector in Russia's foreign policy ■

* * *

В последние десятилетия газовый рынок характеризуется разнона-правленностью освоения углеводородов и многовариантностью их транспортировки. Россия традиционно занимает ведущие позиции в мире в сфере добычи и транспорти -ровки природного газа по трубопроводным магистралям, но современный газовый рынок неразрывно связан с развитием и распространением технологий и производств по сжижению «голубого топлива» [1]. Мы не можем говорить о полноправном лидерстве России на мировом газовом рынке, пока российская модель развития газовой промышленности остается привязанной к исто -рически сложившимся рынкам сбыта сетью газопроводов. Обладая несоизмеримо меньшими запасами газа в недрах, Алжир, Катар, Индонезия и Малайзия контролируют внушительную долю рынка сжиженного природного газа и тем самым составляют серьезную конкуренцию России, экспортируя его на энергоемкие рынки США, стран ЕС, Японии, Южной Кореи и Индии. Россия сегодня делает попытки интеграции в мировую систему производства и торговли СПГ.

Рынок СПГ характеризуется благопри -ятными внешними факторами и постоянно растущим показателем прибыльности секто -ра. Сжиженный газ становится неотъемлемой частью мировой торговли газом, перейдя в разряд одного из ключевых факторов формирования мирового рынка.

О.Б. Брагинский выделяет четыре этапа развития рынка СПГ. Начав бурно развиваться в 1960-е гг., с каждым десяти -летием торговля этим видом топлива приоб-

ретала все более совершенное технологическое наполнение, максимально расширяя географию своего присутствия. К началу 1980-х гг., за двадцать лет, количество поставщиков сжиженного газа увеличилось на треть, а количество СПГ-проектов сегодня достигает нескольких десятков. Точной цифры нет, подвижность списка проектов - это еще одна характерная особенность торговли этим видом топлива. Это обусловлено динамикой спроса и предложением сырья. Проекты могут замораживаться, сдвигаться сроки ввода, вообще аннулироваться ввиду появления новых, отвечающих более высоким требованиям рынка [2].

Производство и потребление СПГ но -сит ярко выраженный анклавный характер. Существуют два рынка сжиженного газа: Атлантический (США, Европа) и Азиатский (Япония, Южная Корея и Тайвань). Исторически торговля газом в сжиженном виде концентрировалась в основном на Азиатском рынке, где основными поставщиками являются Индонезия, Австралия, Малайзия, Бруней, Абу-Даби, США, позже к лидерам присоединились Катар и Оман. В последние годы акцент смещается на Атлантический рынок, катализатором расширения которого служат Соединенные Штаты и Великобритания.

США - главный драйвер расширения мировой индустрии СПГ. Именно Америка была родоначальником перевозок сжиженного газа через океан. У истоков развития отрасли СПГ стояла компания Shell, которая в 1959 г. доставила первую партию сжиженного метана из Луизианы в Великобританию. Отметим, что и в настоящее время Shell

имеет наибольший успех в продвижении проектов по сравнению с другими нефтегазовыми грандами.

В 2007 г. в мире насчитывается 57 терминалов по приему сжиженного природного газа, в разной стадии реализации находятся еще более полусотни проектов. Многие специалисты сходятся во мнении, что прогнозные оценки мирового производства СПГ меньше вероятного спроса на этот вид топлива [3], что свидетельствует о тяготении мирового рынка к дефициту предложения сжиженного газа и недостатка новых СПГ-проектов. В связи с этим своевременными приходятся инициативы России по вхождению в мировой рынок СПГ.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, СПГ является единственно возможным средством общения России на складывающемся мировом рынке газа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и США. Сетевые поставки в обоих случаях невозможны, поэтому на первом плане - острая необходимость поиска и внедрения новых для России, но уже опробованных другими мировыми экспортерами газа способов транспортировки топлива.

Потенциальными странами-потребите -лями приветствуются попытки РФ по завоеванию доли рынка в любом направлении СПГ-экспорта. Это необходимость продикто-вана прогнозным двукратным увеличением рынка сжиженного газа к 2015 г. за счет роста потребности в импорте газа в США, Великобритании , Китае, Японии и Индии.

Осенью 2005 г. «Газпром» начал танкерные поставки на американский рынок купленного у British Gas СПГ. Принимая во внимание нерентабельность данной схемы, России в лице «Газпрома» необходимо обозначить свое присутствие на рынке США, поэтому такие поставки будут регулярными вплоть до 2009 г. «Виртуальное» производство СПГ из российского трубопроводного газа, как называют эту модель обменных операций, является уникальной ролью Рос-

сии в межконтинентальной торговле газом. Торговля сжиженным газом нероссийского происхождения ведется также в европейском и азиатском направлениях, основой для этого служат соглашения российской газовой компании с Shell, Gaz de France, MED LNG & GAS, BP и Kogas. Такая солидная контрактная база позволяет осваивать рынки южной Европы, например, Испании, куда не дотягиваются трубопроводы с российским природным газом.

Россия приходит на рынок СПГ в период его интенсивного развития. Международные поставки природного газа в сжиженном виде, которые осуществляются уже около сорока лет, в силу капиталоемкости проектов носили локальный характер. По мере развития технологий сжижения, увеличения размера производственных линий и снижения затрат на перевозки стоимость единицы мощностей СПГ уменьшилась вдвое. Эти факторы повлекли за собой увеличение в последнее десятилетие объема торговли сжиженным газом в два раза. Поэтому вполне очевидно желание России закрепить свое присутствие на формирующемся рынке, дабы сохранить лидирующие позиции - в этом первопричина появления следующей инициативы.

Российской инициативой по закрепле -нию на мировом рынке СПГ явился весьма продуманный как с экономической, так и с политической точек зрения шаг по вхождению ОАО « Газпром» в СПГ-проект «Сахалин-II».

История возникновения сахалинских проектов берет начало с 90-х гг. прошлого столетия, когда в первые годы после распада СССР политическая и экономическая обстановка страны находилась в крайне болезненном состоянии. Правовая база молодого государства оказалась настолько слаба, что навязанные иностранными компаниями условия Соглашений о разделе продукции (СРП) для разработки сахалинских недр были поощрены недобросовестным российским руководством. Необходимо об-

ратить внимание на то, что перспективы нефтегазовых залежей Дальнего Востока страны были оценены еще в советское время: добыча месторождений на суше острова началась в 1928 г. [4]. Добыча на суше имеет тенденцию к постоянному сокращению, к началу нового столетия энергоресурсы суши были освоены уже на две трети, что и предопределило масштабное развитие место -рождений на сахалинском шельфе. Тем более, что преимущества сахалинского газа на рынке АТР очевидны.

Во-первых, страны, на которые ориен -тированы сахалинские проекты, импортируют газ из Австралии, стран Ближнего Восто -ка, азиатских стран (Малайзии, Индонезии). Сахалин расположен в три раза ближе к Японии и Корее, чем далекая Австралия, и в пять раз ближе, чем Ближний Восток. Во-вторых, потребители получают диверсификацию источников своего энергоснабжения и, в-третьих, присутствие в проекте родоначальника мировой индустрии СПГ-проектов Shell является неоспоримым преимуществом в качестве гарантии своевременного ввода в эксплуатацию проекта и высокотехнологического его исполнения.

До декабря 2006 г. проект «Сахалин II» являлся единственным создаваемым с нуля крупным иностранным проектом, кото -рый достиг эксплуатационной стадии и экономической жизнестойкости. К внешнеэкономическим победам Sakhalin Energy - компании-оператора проекта - следует отнести выход на североамериканский рынок с законтрактованным на 20 лет сжиженным российским газом (на побережье Калифорнийского залива в Мексике строится терминал по приему сахалинского газа), а также долгосрочные заказы от ряда японских компаний. Благодаря удобному географическому положению острова данный проект за доминанту своего развития принял поставки СПГ на рынки Японии, Кореи, Китая и тихоокеанского побережья Северной Америки - Мексики и США.

Необходимо упомянуть, что ни одна из названных азиатских стран не добывает значительные количества газа: традиционно основные энергетические потребности Китая и в меньшей степени Южной Кореи удовлетворялись путем использования дешевого местного угля. Япония, которая фактически не располагает собственными природными энергетическими ресурсами, инвестировала значительные средства в развитие ядерной энергетики. Но в последнее десятилетие Китай вынужден сокращать потребление угля из-за значительных затрат на борьбу с загрязнением окружающей среды, Япония склоняется к свертыванию своей ядерной программы по причине дороговизны захоронений ядерных отходов. Помимо того, что газ обладает прекрасными экологическими характеристиками, он, с вводом сахалинских проектов, становится все более доступным видом энергосырья во всем регионе СевероВосточной Азии, куда он поступает в виде СПГ преимущественно из Индонезии и стран Океании.

Кроме поставок газа в сжиженном виде, в проектах «Сахалин I» и «Сахалин II» планируется экспорт и по трубопроводам, которые имеют исключительно важное значение как для стратегических задач внешней политики России, так и для развития дальневосточных территорий страны. В рамках первого сахалинского проекта сооружение трубопровода в Японию начинает приобретать реальные очертания. Владелец и оператор проекта «Сахалин I» компания Еххоп ЫеИедаБ сформировали компанию, на кото -рую будет возложено финансирование, строительство и эксплуатация 900- километрового российского участка трубопровода. Обязательства по 1400-километровому отрезку японского участка трубопровода легли на консорциум японских компаний.

Таким образом, планируемое компанией Еххоп строительство трубопровода позволит укрепить позиции российского газа на японском рынке и создает тем самым

своеобразный плацдарм для поставок газа в Южную Корею и северные районы1 Китая.

Став обладателем доли более чем 50 % в готовом реализующемся проекте «Сахалин II», «Газпром» добился заполнения пустующей ниши в своем диверсифицированном портфеле. Вхождение в новый для российского монополиста сегмент газовой индустрии соответствует рангу компании и подтверждает место главного игрока на мировом рынке газа. Российская доля на мировом рынке СПГ с нулевым показателем никак не подтверждает претензии страны на мировое энергетическое лидерство.

Поводом к распределению активов сахалинского оператора в пользу российской газовой компании послужили действия самих участников проекта: Shell объявила об увеличении стоимости проекта на $8 млрд. Бесспорно, это свидетельствовало о том, что рост инвестиционных затрат по проекту снижает коммерческую выгоду России и отодвигает дату получения прибыли согласно условиям СРП. Для получения контроля над проектом российское правительство избрало путь массированной атаки посредством выявления грубых экологических нарушений . Рупором восстановления справедливости стала Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. По словам заместителя руководителя обозначенного органа О. Митволя, оператор осознавал сложную геологическую обстановку в районе проводимых работ еще на этапе становления ТЭО, но скрыл эти сведения [5]. Надуманность претензий российской стороны! была явной, так как определенные экологические нарушения сопровождают любые крупные проекты, связанные с сооружениями в море, прокладкой трубопроводов и строительством завода. Следует отметить, что за полгода до событий Россия, можно сказать, обезопасила свои действия. Наша страна выступила инициатором того, чтобы проблема экологической безопасности энергетических проектов была зафиксирована в

Декларации по глобальной энергетической безопасности, принятой на саммите в8 в Санкт-Петербурге [6].

Действия России еще раз явились подтверждением усиливающейся в последнее время тенденции. В условиях истощения мировых запасов энергоресурсов международные компании вынуждены играть по правилам принимающей стороны, коей в данном случае оказалась Россия. Правительства ресурсных государств стремятся в новых условиях миропорядка получить максимальную выгоду от высоких цен на энергоносите -ли и повысить свой политический авторитет. Снижение шансов открытия новых богатых месторождений на давно эксплуатируемых территориях, необходимость пополнения собственных активов все больше сдвигают интересы нефтегазовых корпораций в районы с нестабильными политическими режимами. Примеров уязвимому положению компаний немало. Правительства Алжира, Ливии и Египта пользуются острой конкурентной борьбой за доступ к разработке своих ресурсов и навязывают контракты с более жесткими условиями, чем прежде. В Нигерии иностранные компании уже много лет несут убытки от регулярных разрушительных нападений племен аборигенов, отстаивающих свои права на землю. Новая плеяда латиноамериканских лидеров - Президент Венесуэлы У. Чавес и Президент Боливии Э. Моралес - «душат» инвесторов непомерно высокими ставками роялти. К числу государств, проводящих национализацию своего нефте -газового сектора, инвесторы относят и Россию, руководство которой использует любые методы отстаивания политических интересов и полностью игнорирует законы рыночных отношений.

Сделаем акцент на том, что «Сахалин II» не последний проект, в котором Россия намерена участвовать. Упрочить позиции России как мировой газовой державы призваны планы по вхождению «Газпрома» в «Сахалин III» и покупка всего законтракто-

ванного газа проекта «Сахалин I». Контроль разработки нефти и газа на Дальнем Восто -ке страны позволит России не только закрепить за собой статус привилегированного поставщика энергоресурсов для азиатских государств, в силу неоспоримых преимуществ - географической близости и сооружения взаимозависимой инфраструктуры, но и направить усилие на развитие своих восточных территорий. Такая масштабная на сегодняшний день проблема государства, как отток населения страны с востока на запад, наносит прямую угрозу безопасности государства, в первую очередь, исходящую от полуторамиллиардного соседа. Комплексное развитие транспортной составляющей энергетических проектов даст новый импульс к качественному и быстрому развитию российского Дальнего Востока. Несколько проектов находятся в стадии об суждения, проектирования либо начала реализации. Жестокие правила глобализации в

современном мире заставляют Россию искать нетерпящие промедления пути инте-грации в мировую энергетическую структуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. СПГ - обычный природный газ, который для облегчения его транспортировки и хранения путем охлаждения до - 161,5 градусов по Цельсию (при данной температуре он трансформируется в жидкое состояние). 1 литр СПГ по объему соответствует 0,67 литра бензина, по теплотворным показателям - 1,13 литра дизельного топлива.

2. Брагинский О.Б. Мировой нефтегазовый комплекс . - М.: Наука, 2004. - С. 210-262.

3. Славинская Л. Россия в мировом газовом уравнении // Нефтегазовая вертикаль. - № 14. -2005. - С. 33.

4. Бирюков С.В. Геополитический потенциал развития энергетики России. - М.: Спутник+, 2002.- С. 266

5. Нефть и Капитал. - № 12. - 2006. - С. 38.

6. www.q8russia.ru/docs/html

УДК 323.174 Е.Ю. Логинова, аспирантка, КемГУ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КУЗБАССА: ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Научные интересы: вопросы формирования и функционирования современной российской бизнес-элиты, в том числе на уровне субъектов Федерации (в частности, на примере Кемеровской области); проблемы взаимодействия федеральной и региональной субгрупп отечественной правящей политической элиты; место и роль средств массовой коммуникации в политическом процессе

Исследованы особенности и специфика функционирования региональной правящей политической элиты Кемеровской области (Кузбасса) [1]. Показано, что политико-экономическая ситуация в регионе развивается под влиянием двух определяющих внутренних факторов-доминант: фактора главы админи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.