Научная статья на тему 'МИРОВОЙ РЫНОК РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МИРОВОЙ РЫНОК РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / РОЗНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ / БЕСКОНТАКТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТЕЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антропов Владислав Владимирович

Предмет исследования - тенденции мирового рынка розничных платежей в формирующейся цифровой экономике. Цели работы - выявление особенностей современной системы розничных платежей и определение динамики и направлений развития в России и зарубежных странах. Рассматриваются такие механизмы осуществления платежей, как наличные деньги, а также инструменты на основе электронного перевода денежных средств, чеков, прямого дебетования, платежных карт. В результате анализа мирового рынка розничных платежей установлено, что его динамика будет находиться под воздействием таких тенденций развития мировой экономики, как снижение доли наличных платежей и увеличение безналичного оборота, рост использования электронной коммерции и розничной покупательской активности в интернете, цифровизация банковских операций, ускорение экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала посредством слияний и поглощений компаний. Анализируются тренды рынка розничных платежей в России, среди которых выделяются активное развитие бесконтактных электронных технологий, увеличение видов расчетов, осуществляемых с помощью платежных карт. Делаются выводы о том, что развитие мирового рынка розничных платежей в ближайшие годы и формирование мировой платежной индустрии будут обуславливать возникновение в экономике тенденций к снижению доли наличных платежей, увеличению электронной коммерции и усилению розничной покупательской активности в интернете, а также к цифровизации банковских операций. Развитие российского рынка будет определяться общими для мирового рынка розничных платежей трендами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL RETAIL PAYMENTS MARKET IN THE EMERGING DIGITAL ECONOMY: CURRENT TRENDS AND PROSPECTS

The subject of the research is the trends of the global retail payments market in the emerging digital economy. The purpose of the work is to identify the features of the modern retail payment system and determine the dynamics and trends of their development in Russia and foreign countries. Such payment mechanisms as cash, instruments based on electronic money transfers, checks, direct debit, payment cards are considered. As a result of the analysis of the global retail payments market, it was found that its dynamics will be influenced by such trends in the development of the world economy as a decrease in the share of cash payments and an increase in non-cash turnover, an increase in the use of e-commerce and retail consumer activity on the Internet, digitalization of banking operations, acceleration of economic processes of consolidation of business and capital through mergers and acquisitions of organizations. The trends of the retail payments market in Russia are considered, among which the active development of contactless electronic technologies, the rapid pace of development of the payment infrastructure and the increase in the types of payments made using payment cards are highlighted. It is concluded that the development of the global retail payments market in the coming years and the formation of the global payment industry will cause the emergence of trends towards a decrease in the share of cash payments, an increase in e-commerce and an increase in retail consumer activity on the Internet, as well as the digitalization of banking operations. The development of the Russian market will be determined by the trends common to the global retail payments market.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ РЫНОК РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-81-93 УДК 336.747.5(045) JEL G21, G23

(CC) (

Мировой рынок розничных платежей в формирующейся цифровой экономике: современные тенденции и перспективы

В. В. Антропов

Финансовый университет, Москва, Россия;

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2991-2877

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - тенденции мирового рынка розничных платежей в формирующейся цифровой экономике. Цели работы - выявление особенностей современной системы розничных платежей и определение динамики и направлений развития в России и зарубежных странах. Рассматриваются такие механизмы осуществления платежей, как наличные деньги, а также инструменты на основе электронного перевода денежных средств, чеков, прямого дебетования, платежных карт. В результате анализа мирового рынка розничных платежей установлено, что его динамика будет находиться под воздействием таких тенденций развития мировой экономики, как снижение доли наличных платежей и увеличение безналичного оборота, рост использования электронной коммерции и розничной покупательской активности в интернете, цифровизация банковских операций, ускорение экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала посредством слияний и поглощений компаний. Анализируются тренды рынка розничных платежей в России, среди которых выделяются активное развитие бесконтактных электронных технологий, увеличение видов расчетов, осуществляемых с помощью платежных карт. Делаются выводы о том, что развитие мирового рынка розничных платежей в ближайшие годы и формирование мировой платежной индустрии будут обуславливать возникновение в экономике тенденций к снижению доли наличных платежей, увеличению электронной коммерции и усилению розничной покупательской активности в интернете, а также к цифровизации банковских операций. Развитие российского рынка будет определяться общими для мирового рынка розничных платежей трендами.

Ключевые слова: мировой рынок; розничные платежи; цифровая экономика; платежные карты; бесконтактные электронные технологии; платежная инфраструктура

BY 4.0

Для цитирования: Антропов В. В. Мировой рынок розничных платежей в формирующейся цифровой экономике: современные тенденции и перспективы. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(1):81-93. Doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-1-81-93

original paper

The Global Retail Payments Market in the Emerging Digital Economy: current trends and Prospects

V. V. Antropov

Financial University, Moscow, Russia; Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2991-2877

abstract

The subject of the research is the trends of the global retail payments market in the emerging digital economy. The purpose of the work is to identify the features of the modern retail payment system and determine the dynamics and trends of their development in Russia and foreign countries. Such payment mechanisms as cash, instruments based on electronic money transfers, checks, direct debit, payment cards are considered. As a result of the analysis of the global retail payments market, it was found that its dynamics will be influenced by such trends in the development of the world economy as a decrease in the share of cash payments and an increase in non-cash turnover, an increase in the use of e-commerce and retail consumer activity on the Internet, digitalization of banking operations, acceleration of economic processes of consolidation of business and capital through mergers and acquisitions of organizations. The trends of

© Антропов В. В., 2022

www.etl.fa.ru

the retail payments market in Russia are considered, among which the active development of contactless electronic technologies, the rapid pace of development of the payment infrastructure and the increase in the types of payments made using payment cards are highlighted. It is concluded that the development of the global retail payments market in the coming years and the formation of the global payment industry will cause the emergence of trends towards a decrease in the share of cash payments, an increase in e-commerce and an increase in retail consumer activity on the Internet, as well as the digitalization of banking operations. The development of the Russian market will be determined by the trends common to the global retail payments market.

Keywords: global market; retail payments; digital economy; payment cards; contactless electronic technologies; payment infrastructure

For citation: Antropov V. V. The global retail payments market in the emerging digital economy: Current trends and prospects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(l):81-93. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-81-93

введение

В мировой экономике ежегодно совершаются около 500 трлн платежных операций, четыре пятых из которых осуществляются в рамках коммерческой деятельности бизнес-структур для покупки и продажи товаров и услуг между нефинансовыми организациями, не являющимися домашними хозяйствами [1, с. 3]. Это примерно в пять раз больше мирового ВВП и значительно превышает стоимость операций по розничным продажам и платежам по счетам, которые составляют 100 трлн долл. США [2]. Около 2,8% трансакций осуществляются посредством наличных платежных средств, т. е. денежными знаками. Оставшиеся 15% трансакций, которые составляют более 90% стоимости платежей, в основном выполняются посредством мелких или розничных платежей.

Платежная система представляет собой сеть взаимосвязанных организаций, обеспечивающая обмен данными, необходимыми для выполнения денежных или кредитных требований плательщиков или получателей денежных средств. Эффективная платежная система решает данную задачу при относительно низких затратах участвующих сторон. Платежная система состоит из инструментов, банковских процедур и систем межбанковских переводов средств, которые обеспечивают денежное обращение. Поэтому ключевым требованием к обеспечению поддержания и укреплению финансовой стабильности является организация надежной платежной системы. На настоящий момент сложился широкий международный консенсус в отношении необходимости укрепления платежных систем путем поощрения международно признанных стандартов их разработки и функционирования.

понятие и особенности современной системы розничных платежей

В настоящее время в большинстве стран действуют два крупных сегмента платежных операций — сектор оптовых платежей (wholesale payments) для проведения расчетов между банками и осуществления операций на финансовых рынках и сектор розничных платежей (retail payments), предназначенный для реализации небольших по размеру платежей в потребительском и деловом оборотах. Доля оптовых платежей в общем количестве денежных операций относительно невелика, но в силу высокой стоимости их упорядоченное урегулирование имеет важное значение для правильного и стабильного функционирования финансовых рынков. Розничные платежи представляют собой платежи, осуществляемые преимущественно между нефинансовыми учреждениями и физическими лицами. К субъектам отношений на рынке розничных платежей относятся домашние хозяйства, нефинансовые организации и государственные учреждения [3]. Розничные платежи отличаются от оптовых финансовых операций следующими основными особенностями. Во-первых, розничные платежи используются преимущественно в потребительском обороте и поэтому связаны с покупкой товаров и услуг потребителями и предприятиями. По сравнению с межбанковскими трансакциями они применяются в более разнообразных ситуациях в виде личных платежей в пунктах продажи (далее — point of sale, POS) и удаленных платежей через интернет. Во-вторых, в системах розничных платежей находят широкое применение такие частные сети, как автоматизированные расчетные центры или компании, выпускающие кредитные карты, в отличие

от многих форм оптовых платежных систем, обычно управляемых центральным банком страны. В-третьих, система розничных платежей включает большее количество платежных инструментов по сравнению с системой оптовых платежей. Причем в некоторых странах расчеты посредством розничных платежей осуществляются в системах, предназначенных как для розничных, так и для оптовых платежей. Хотя розничные платежные системы не носят системно важного характера, их возможные недостатки в части обеспечения безопасности и надежности могут негативно влиять на обеспечение стабильности национальной экономики.

Cложность классификации видов розничных платежей обуславливает необходимость выяснения специфики инструментов, используемых для осуществления платежей. В системе розничных платежей применяются разные формы взаимодействия участников розничного платежного оборота. Так, в переводах сумм платежей «один к одному» (one-to-one) один плательщик переводит денежные средства одному получателю. Большинство платежей «клиент-клиент» (person-to-person, P2P,), «клиент-бизнес» (person-to-business, P2B) и «бизнес-бизнес» (business-to-business, B2B) являются трансакциями этого типа. Еще одним распространенным форматом взаимодействий плательщиков является перевод денежных средств «один ко многим» (one-to-many), когда один плательщик переводит денежные средства нескольким получателям. К таким переводам относятся платежи предприятий или правительств частным домохозяйствам, например выплаты заработной платы и социальных пособий. Возможны виды взаимодействия плательщиков по принципу «многие к одному» (many-to-one). В таких операциях несколько плательщиков переводят денежные средства одному получателю по инициативе последнего. Это, как правило, переводы от частных домохозяйств предприятиям или правительству, например коммунальные или налоговые платежи.

В индустрии розничных платежей используется большое разнообразие платежных инструментов, представляющих собой средства или совокупность операций, которые обеспечивают перевод денежных средств от плательщика к получателю платежа. Каждый инструмент имеет свои особенности, зависимые от формы отношений и характера сделки между плательщиком денежных средств и их получателем. Традиционным инструментом розничных

платежей является расчет наличными деньгами. Как правило, он применяется для проведения небольших по размеру платежей между физическими лицами. Однако в последние десятилетия начинает проявляться тенденция к уменьшению доли сделок, осуществляемых посредством наличных денег, и росту количества безналичных расчетов, производимых с помощью перевода денежных сумм по банковским счетам.

К инструментам безналичных розничных расчетов относятся:

1) инструменты на основе электронных денежных переводов (electronic funds transfer, EFT), включающие средства прямого кредитового и прямого дебетового перевода. Прямой кредитовый перевод представляет собой платежное поручение, на основании которого плательщик перечисляет необходимую сумму в банк получателя. К наиболее распространенным операциям на основе прямого кредитового перевода относятся выплаты заработной платы, пенсий и дивидендов. В некоторых странах континентальной Западной Европы прямые кредитовые переводы пользуются особой популярностью. Так, в Германии эти переводы применяются в системах жирорасчетов (giro system) и принимают форму постоянного поручения (standing order), предусматривающего периодические платежи клиента в пользу лиц или организаций, которые он поручает производить банку со своего счета. Форма кредитовых расчетов часто используется компаниями для безналичных переводов заработной платы на счета своих сотрудников, а также государственными организациями для выплат пенсий, пособий гражданам (government-to-person — G2P), и переводов бизнесу (government-to-business, G2B). Практика организации использования электронных платежей государством для социальных трансфертов и перевода заработной платы получила широкое распространение во многих странах. Так, по данным Всемирного банка эти инструменты широко применяются в 85% стран мира для перевода заработной платы и 79% — для осуществления переводов денежных средств по социальным обязательствам1. Форма кредитовых переводов государства бизнесу чаще всего находит приме-

1 Payment System Worldwide. A Snapshot. June 2020. The International Bank for Reconstruction and Development. 2020. P. 51.

нение в случае закупки товаров и услуг, возврата налогов и субсидирования. Электронные платежные инструменты на сегодняшний день являются наиболее широко используемыми формами расчетов преимущественно в странах с высокими доходами, тогда как в государствах с низким уровнем доходов этот инструмент используется реже (табл. 1).

Прямой дебетовый перевод можно рассматривать как обратный кредитовому перевод, поскольку получатель платежа создает платежное поручение с целью получения денежных средств от плательщика. Дебетовые переводы обычно используются для перевода средств от плательщика к бизнесу или государству, например для оплаты коммунальных платежей. Развитие современных информационных технологий способствовало тому, что во многих странах кредитные операции могут теперь осуществляться по целому ряду каналов — интернету, телефону, интерактивному голосовому реагированию (interactive voice response, IVR), автоматическим банкоматам (automated teller machine, ATM), а также по мобильным телефонам. Обработка продуктов на основе электронных денежных переводов, как правило, осуществляется с использованием межбанковской сети в соответствии с хорошо кодифицированными правилами и процедурами. К инструментам дебетовых переводов относятся банковские чеки, платежные карты и инструменты прямого дебетования;

2) платежные инструменты на основе чеков. Как известно, чек является письменным распоряжением клиента банку уплатить определенную сумму указанному в чеке лицу. Чеки были созданы для целей использования в крупных торговых операциях, часто на больших расстояниях, чтобы избежать необходимости перевозить наличные деньги наземным или воздушным транспортом. Инфраструктура для использования чеков имеется практически в каждой стране мира независимо от уровня ее дохода [4]. Использование чеков значительно варьируется в зависимости от страны, но общий уровень применения чеков снижается во всем мире. Как платежный инструмент чеки очень популярны в ряде государств, например в Канаде, Франции Великобритании и США, поскольку они могут применяться для оплаты в различных житейских обстоятельствах. Во многих европейских государствах, особенно в скандинавских странах, вместо чеков, которые практически исчезли из

оборота, применяются прямые банковские переводы и электронные платежные карты. Несмотря на постепенное снижение доли чеков в розничных платежах, США остаются страной с наибольшим объемом чекового оборота в мире. Причиной значительной роли, которую играют чеки в платежной индустрии США, является отсутствие финансовых стимулов для ухода от чековой системы. Это касается как финансовых учреждений, получающих значительные доходы от использования чеков, так и потребителей, поскольку продавцы редко взимают дополнительные сборы за оплату чеков, а дополнительная экономия, получаемая от применения электронных систем, может быть недостаточно велика, чтобы оправдать отказ от чековой системы [1, с. 9]. Как бумажный инструмент чеки являются самым дорогостоящим безналичным платежным инструментом для обработки и расчетов. В последние годы в странах с развитым чековым оборотом неоднократно предпринимались меры для «электронизации» чеков в целях ускорения их оборота. Перевод чеков из бумажной в электронную форму и передача их данных по каналам компьютерной связи получили название транкации (truncation), Сегодня 97% чеков, поступающих в межбанковский оборот, подвергается процессу транкации и электронному процессингу. Однако, несмотря на эти меры, применение чеков в традиционно их использующих странах «постепенно сокращается из-за роста популярности более экономичных и удобных для потребителей инструментов безналичных розничных расчетов, таких как платежные карты и инструменты прямого дебетования» [5, с. 12];

3) инструменты на основе прямого дебетования (direct debit transfer) представляющие собой операции по списанию средств с банковского счета плательщика. В отличие от прямого кредитования, они инициируются получателем платежа на основании разрешения, данного плательщиком. Получатель платежа или банк плательщика обязаны уведомлять плательщика до списания средств со счета. Представление и обработка прямых дебетов происходят, как правило, в электронной форме. Сегодня платежи с использованием прямого дебетования являются одной из самых популярных форм розничных платежей в сфере потребительского оборота. Они применяются населением при оплате коммунальных услуг, погашении задолженностей по банковским кредитам, для уплаты страховых премий;

Таблица 1 / Table 1

Использование платежных инструментов на основе электронных денежных переводов / Using tools based on electronic money transfers

Форма платежа / Payment form Пример использования / usage example Доля инструмента в платежном обороте / The share of the instrument in the payment turnover Регионы с наибольшей долей использования / Regions with the highest share of usage Регионы с наименьшей долей использования/ Regions with the lowest share of usage

G2P Выплата заработной платы 85% стран из 55 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (50%), Южная Африка (67%)

Пенсионные выплаты 84% из 50 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (33%), Южная Африка (67%)

Денежные и социальные выплаты 79% стран из 48 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (33%), Южная Африка (50%)

G2B Закупки товаров и услуг 76% стран из 41 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (33%), Южная Африка (50%)

Возврат налогов 79% стран из 48 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (33%), Южная Африка (50%)

Субсидии 79% стран из 38 государств-респондентов Страны с высоким уровнем доходов Средний Восток и Северная Африка (33%), Южная Африка (50%)

Источник/Source: Payment System Worldwide. A Snapshot. June 2020. The International Bank for Reconstruction and Development. 2020. P. 52.

4) инструменты на основе платежных карт. Роль платежных карт как инструмента безналичных платежей, которую они играют при осуществлении платежей в потребительском секторе экономики, постоянно растет. Наиболее распространенными платежными картами являются дебетовые и кредитные карты. В настоящее время существуют несколько разновидностей этих платежных карт. Например, в последние годы широкое распространение получили карты с функцией отложенного дебета (delayed debit cards), позволяющие пользователю откладывать дебетование своего счета на более поздний срок, беря на себя обязательство уплаты всей суммы долга в конце расчетного периода. Одним из новых направлений развития

платежных карт является формирование рынка предоплаченных карт (prepaid cards), который стал одним из быстрорастущих сегментов в индустрии розничных платежей. Предоплаченные карты являются своего рода «электронными кошельками» (e-purse), предназначенными для замены наличных денег в розничных платежах повседневного характера. В 1990-е гг., когда предоплаченные карты были выпущены впервые, они в основном использовались на отдельных рынках, например в системе общественного транспорта. В последние годы объем рынка предоплаченных карт существенно вырос, поскольку финансовые учреждения и небанковские организации стали больше ориентироваться на сегменты небанковских и денежных переводов

мигрантов. Согласно исследованию Всемирного банка почти во всех развитых странах в среднем на душу населения приходится более одной карты.

Платежи по картам обычно осуществляются через частную сеть, которая может быть «закрытой» или «открытой». В закрытых системах, таких как Discover и American Express, эмитент карты напрямую выдает карты потребителям. В открытых системах, таких как MasterCard и Visa для кредитных карт и NYCE (New York Stock Exchange) и Pulse для дебетовых карт, карты выпускаются финансовыми учреждениями — участниками системы, а не самой системой платежной системой. Большая часть платежных карт в мире выпускается двумя крупнейшими платежными системами — VISA International и Master Card. Согласно данным Всемирного банка международные бренды платежных карт доминируют в странах с доходами выше среднего (около 84%), тогда как в государствах с доходами ниже среднего они распространены в меньшей степени (в среднем около 65%)2. В странах Западной Европы используются преимущественно дебетовые карты. Так, в Германии дебетовые карты популярны потому, что по операциям с кредитными картами, в отличие от дебетовых карт, с продавцов удерживается более высокая комиссия. Несмотря на сложившееся мнение о широком распространении кредитных карт, в США используются как кредитные, так и дебетовые карты Visa International, Master Card и других систем. Наибольшая доля трансакций в США и Канаде осуществляется с помощью дебетовых карт (44%), а меньшая — посредством кредитных карт (28%)3. В отличие от Европы и США, в Японии применение дебетовых карт весьма ограничено: общее число платежей, совершаемых с ними, не превышает 2% от операций с кредитными картами [5, с. 13]. Развитие рынка платежных карт в мире способствует сокращению сферы применения традиционных платежных средств, а именно наличных денег и чеков;

5) инновационные платежные инструменты. За последнее десятилетие в секторе розничных платежей появился ряд инновационных платежных инструментов на основе применения компьютерных технологий. Классификация этих инновационных

2 Payment System Worldwide. A Snapshot. June 2020. The International Bank for Reconstruction and Development. 2020. P. 42.

3 Boston Consulting Group. Global Payments 2020. October

2020. P. 8.

платежных инструментов сопряжена с определенными трудностями. Инновационные платежные инструменты предполагают, что плательщик открывает предварительно профинансированный счет в финансовом или нефинансовом учреждении и использует его для осуществления платежей, личных переводов денежных средств с использованием имеющейся платежной инфраструктуры, в том числе через банкоматы или POS-терминалы. В исследовании рабочей группы Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов предлагается следующая классификация инноваций в индустрии розничных платежей4:

1. Бесконтактные платежи на основе платежных карт на базе технологии NFC (Near Field Communication, что в переводе с английского означает «коммуникация ближнего поля»), а также иных устройств, подключенных к мобильному оборудованию, способному принимать платежные карты.

2. Интернет-платежи. Эта группа платежей включает три основных типа инструментов:

а) платежи по онлайновым банковским счетам. Такие услуги во многих случаях связаны с выставлением счетов в электронной коммерции;

б) платежи электронными денежными средствами через интернет.

3. Мобильные платежи, включающие следующие виды операций:

а) мобильные платежи с использованием традиционных банковских счетов;

б) платежи через мобильного оператора с включением суммы в плату за мобильную связь;

в) платежи с использованием предоплаченных счетов.

4. Электронное предъявление и оплата счетов. Этот инструмент включает выполнение двух процессов:

а) предъявление счета к оплате получателем плательщику в электронном виде;

б) инициирование плательщиком платежа с использованием электронного счета.

За последние два десятилетия важнейшей тенденцией мирового рынка розничных платежей в использовании платежных инструментов стал сдвиг от наличных денег в пользу безналичных способов оплаты, особенно платежных карт для потребительских платежей. Возросло также приме-

4 Innovations in retail payments. CPSS. BIS. Basel. 2012. P.12-14.

2,5 2 1,5 1

0,5 0

В Латинская Америка / Latin America

ПЕвропа, Средний Восток и Африка / Europe, Middle East and Africa

И Северная Америка / North America

ИАзиатско-Тихоокенаский регион / Asia-Pasific region

□Прогноз роста до COVID-19 / Growth forecast befor COVID-19

■ Текущий прогноз / Current forecast

2010

2014

2018

2019

2020

Рис. 1 / Fig. 1. Доходы от глобальных платежей, трлн долл. США / Revenues from global payments, trillion US dollars

Источник / Source: The 2020 McKinsey Global Payments Report. P. 5.

нение интернет-банкинга и интернет-шопинга, что позволяет плательщикам совершать платежи независимо от места нахождения и времени. Инновации в розничных платежных продуктах в целом нельзя рассматривать как революционные изменения, поскольку они представляют собой новые формы инициирования и подтверждения существующих платежных инструментов [6]. Например, кредитные и дебетовые карты первоначально были предназначены для личного использования в торговых точках, но сегодня они все чаще применяются для совершения удаленных трансакций с помощью интернета. Благодаря технологическим достижениям появился ряд новых методов инициирования платежей с использованием интернета, мобильных сетей и других информационно-коммуникационных технологий. Они предлагают эффективные средства электронного инициирования и подтверждения платежей, отвечающие потребностям покупателей. Примерами таких инициирующих услуг являются электронное выставление счетов (e-invoicing) и платежи, инициируемые и проверяемые с помощью мобильных телефонов (m-payments).

динамика и тенденции мирового рынка розничных

платежей

Кризис в области здравоохранения, вызванный COVID-19, оказал большое влияние на динамику рынка розничных платежей и характер совершаемых на нем операций. Доля платежей, осуществ-

ляемых с помощью интернета, резко возросла, в то время как карточные платежи, реализуемые посредством Р05-терминалов, сместились в сторону бесконтактных платежей. В странах Западной Европы общие расходы по платежам сократились до 50% в годовом исчислении, при этом количество карточных платежей в торговых точках уменьшилось на 60%, а платежей, совершаемых с помощью интернета, — на 20% [7]. За последние несколько лет доходы от платежей в мире увеличивались примерно на 7% в год, однако в результате пандемии коронавируса глобальные платежи сократились в первые шесть месяцев 2020 г. примерно на 22%, или на 220 млрд долл. США. Согласно расчетам экспертов компании McKinsey ожидалось, что глобальные платежные доходы в 2020 г. должны были быть примерно на уровне 140 млрд долл. США или 7% ниже, чем в 2019 г., что равнялось по размеру годовому приросту предыдущих лет5 (рис. 1).

Результатом пандемии коронавируса и введения ограничительных мер правительствами национальных государств стало также, наряду с существенным сокращением использования наличных денег, резкое уменьшение совокупного спроса в ряде отраслей. Особенно пострадала сфера туризма и развлечений, в которой доходы уменьшились на 80-90%.

В результате изменился покупательский спрос. Так, за первые шесть месяцев 2020 г. потребители

5 The 2020 McKinsey Global Payments Report. P. 5.

США потратили 347 млрд долл. США на приобретение товаров посредством интернета, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2019 г. В европейских странах изменения были также связаны с ростом доли интернет-платежей и обращением покупателей к услугам интернет-магазинов. Необходимо также отметить, что увеличение популярности покупок, совершаемых с помощью платежных карт, происходило преимущественно на рынке дебетовых карт по операциям, имеющим более низкую стоимость и выступающим заменой наличных денег для потребителей, не склонных к контактам.

Согласно оценкам экспертов пятилетний прогноз для большинства регионов не вызывает опасений, хотя темпы восстановления мировой индустрии розничных платежей будут отличаться в зависимости от региона. Так, темпы роста доходов в системе розничных платежей будут более низкими в европейских странах. По мнению специалистов консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), с 2019 по 2024 г. их рост может варьировать от 2,3% до -0,9%. Ожидается, что доходы от розничных платежей в Европе вырастут в среднем на 5,3% с 2020 по 2025 г., что будет обусловлено более широким внедрением безналичных трансакций и онлайн-покупок6. Восточная Европа, на долю которой приходится 30% доходов региона, продолжит демонстрировать самые высокие темпы роста. В период 2014-2020 гг. Россия была мировым лидером по темпам роста безналичных платежей со среднегодовыми совокупными темпами роста выручки, равными 15.6%. Однако, так же как и во всем мире, в России среднегодовые темпы роста выручки в дальнейшем заметно понизятся и составят по оценкам в 2020-2024 гг. от 2,8 до 7,8% в зависимости от сценария восстановления экономики. В целом в европейском регионе доходы от розничных платежей до 2024 г. могут увеличиться на 4,7%, а в Западной Европе, на долю которой приходится 64% доходов от региональных платежей, совокупные среднегодовые темпы роста выручки в индустрии розничных платежей составят около 1,1%7.

Крупнейшим рынком розничных платежей в мире с доходом в более чем 605 млрд долл. США

6 Boston Consulting Group. Global Payments 2021. October 2021. P. 5.

7 Boston Consulting Group. Global Payments 2020. October 2020. P. 6.

является Китай. Доходы китайского рынка розничных платежей более чем на 100 млрд долл. США больше доходов североамериканского рынка. За последние шесть лет использование как дебетовых, так и кредитных карт в Китае увеличилось более чем на 35%. Сегодня почти половина всех глобальных расходов по дебетовым картам приходится только на Китай. Росту объема рынка розничных платежей также способствовало появление на рынке таких крупнейших игроков, как Alipay и WeChat Pay. С 2013 по 2018 г. объем операций по мобильным платежам в Китае увеличился на 123% и согласно данным Народного банка Китая превысил 300 млрд долл. США8. С 2015 по 2019 г. доходы от платежей в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличивались в среднем на 11,6% в год, что намного выше, чем в среднем по миру. С 2020 по 2025 г. Азиатско-Тихоокеанский регион, вероятно, продолжит опережать другие регионы по росту доходов со средним показателем в 8,8%9. Как и во всем мире, пандемия коронавируса оказала воздействие на рынок розничных платежей региона, побудив большое количество людей перейти на бесконтактные платежи за последний год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторым по значимости в мире является рынок розничных платежей в Северной Америке, где ожидаются умеренные темпы его роста. Доходы от розничных платежей могут увеличиваться в среднем на 2% до 2024 г. в случае быстрого восстановления экономики, но они могут оказаться отрицательными, если регион столкнется с затяжным восстановлением экономики. Дебетовые карты по-прежнему составляют наибольшую долю трансакций, совершаемых в США и Канаде (44%), за ними следуют кредитные карты (28%) и чеки (8%). Как ожидается, доля использования дебетовых карт в розничных платежах населения в ближайшие годы должна вырасти в связи с возникновением необходимости держать под контролем долги домашних хозяйств10. Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на рынок розничных платежей в Северной Америке, ускорив переход от платежей наличными деньгами к безналичным расчетам. Если в 2019 г. в США

8 McKinsey. Global Payments Report 2019: Amid sustained growth, accelerating challenges demand bold actions. P. 5.

9 Boston Consulting Group. Global Payments 2021. October 2021. P. 7.

10 Boston Consulting Group. Global Payments 2020. October 2020. P. 8.

на безналичные способы оплаты приходилось примерно 70% трансакций, то в 2021 г.— 80%п.

Что же касается других регионов, то их доля на мировом рынке розничных платежей останется менее значимой. Однако это не означает, что региональные рынки розничных платежей развиваются менее динамично, чем в других регионах мира. Ожидается, что в период 2019-2024 гг. ежегодный рост доходов от платежей в Латинской Америке может составить 4,9%, что уступает только Азиатско-Тихоокеанскому региону. Драйверами роста в регионе выступают инновации в области электронной торговли, а также упрощение доступа к финансовым услугам. В то же время в Латинской Америке значительная часть населения не пользуется банковскими услугами. Поэтому использование наличных денег в розничных платежах в этом регионе останется устойчивым в ближайшие годы.

Достаточно быстрыми темпами развиваются рынки розничных платежей на Ближнем Востоке и в Африке, где по оценкам экспертов рост доходов на рынке розничных платежей может составить в среднем 6,9% в период 2020-2025 гг. Однако развитие рынков розничных платежей в этих регионах весьма неоднородно и во многом определяется развитостью банковской инфраструктуры и поддержкой центральных банков. Так, если в Северной Африке активный рост безналичных платежей во многом обусловлен развитой банковской инфраструктурой и поддержкой центральных банков, то менее развитая банковская инфраструктура в странах Африки к югу от Сахары является причиной замедления темпов роста рынка. Динамичному развитию рынка розничных безналичных платежей также способствует позиция местных органов власти и центральных банков. Многие правительства региона выступают решительными сторонниками цифровых платежей, которые, по их мнению, способствуют цифровизации и экономическому развитию экономик их стран. Например, Саудовская Аравия поставила цель перевести 70% всех трансакций на безналичные платежи к 2030 г. В совокупности эти усилия, вероятно, ускорят переход населения от использования наличных денег к их цифровым альтернативам. Очевидно, что в будущем рынок розничных безналичных платежей этого региона ждет значительный рост. На других

11 Boston Consulting Group. Global Payments 2021. October

2021. P. 7.

растущих рынках, таких как Индия и Китай, эволюция безналичных платежей будет определяться местной динамикой, которая характеризуется большим интересом потребителей к использованию мобильных денег и низким уровнем проникновения платежных карт и банковских услуг в систему расчетов.

С учетом динамики рынка розничных платежей в ближайшем будущем формированию мировой платежной индустрии будут свойственны несколько тенденций:

1) снижение доли наличных платежей и рост безналичного оборота. Пандемия коронавируса и кризис общественного здравоохранения во многих странах, очевидно, усилят эту тенденцию. Особенно это касается стран, традиционно лояльных к использованию наличных денег, таких как Германия, Япония и Италия. По данным консалтинговой компании BCG с мая по июнь 2020 г. в этих странах использование бумажных денег сократилось на 30%. Данная тенденция характерна и для других государств. Помимо фактора пандемии коронавируса, этому способствовала также большая доступность и более высокие лимиты бесконтактных трансакций;

2) рост электронной коммерции и розничной покупательской активности в интернете вследствие введения ограничений из-за пандемии коронавируса. Это касается как потребителей, применяющих электронные платформы для совершения покупок, так и предприятий малого и среднего бизнеса, использующих возможности онлайн-продаж для удовлетворения растущего потребительского спроса;

3) ускорение цифровизации банковских операций как услуг, включающих внутренние и трансграничные платежи, управление денежными средствами и торговое финансирование, вызванное пандемией коронавируса, что будет стимулировать рост доходов на большинстве крупных рынков;

4) консолидация отрасли и усиление тенденции к слияниям и поглощениям в связи с необходимостью обслуживания большего числа точек в цепочках создания стоимости.

рынок розничных платежей

в россии:основные особенности и тенденции

В последние годы развитие российского рынка розничных платежей определялось общими для боль-

60 50 40 30 20 10 0

54,8

45,2

34,3

18,7

13,8

3,9

-5т1-

10

21,1

I

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ Всего операций / Total operarions ИЧерез сеть "Интернет" / Via the Internet

Рис. 2 / Fig. 2. Операции, проведенные клиентами кредитных организаций с использованием электронных технологий (млрд ед.) / Transactions carried out by customers of credit institutions using electronic technologies (billion units)

Источник/Source: Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020;2293(53):8 / Bulletin of the Bank of Russia. Regulations and operational information. 2020;2293(53):8.

шинства стран тенденциями, основной из которых является рост безналичных платежей. Особенно большое влияние на этот процесс оказал кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией СОУЮ-19. В условиях пандемии коронавируса банки расширили предоставление платежных услуг домашним хозяйствам и хозяйствующим субъектам, уделяя особое внимание развитию цифровых технологий. В 2020 г. было осуществлено безналичных трансакций на сумму 914,2 трлн руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 20% по количеству и на 9,2% по объему. Еще более значительно увеличились трансакции физических лиц (их количество и объем выросли на 21,1 и 20,1% соответственно), что свидетельствует о том, что домохозяйства активно использовали инструменты и услуги безналичной оплаты. Пандемия корона-вируса еще больше ускорила развитие удаленных каналов и бесконтактных платежей. В связи с самоизоляцией и ограничениями, связанными с карантином, среди клиентов кредитных организаций более популярными стали счета с удаленным доступом. Темпы их прироста (11,0%) почти удвоились по сравнению с предыдущим годом, а их доля среди активных счетов клиентов кредитных организаций составила почти 90%12.

12 Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020;2293(53):7.

Важной тенденцией, проявившейся в период пандемии коронавируса, стал рост количества операций, совершаемых физическими лицами с использованием электронных технологий и сети интернет. Так, в 2020 г. их количество увеличилось на 21,1%, а объем — на 9,1%. Согласно статистике ЦБ РФ 99 из 100 трансакций были проведены с использованием электронных технологий, что составило 93% от общей стоимости таких трансакций. Более того, почти 40% электронных розничных платежей проводились через интернет или смартфоны (рис. 2).

Большую роль в осуществлении безналичных платежей в последние годы в России играют платежные карты. Для большинства российских граждан платежные карты стали обычным платежным инструментом, используемым в повседневных расчетах за товары и услуги, а также при осуществлении переводов денежных средств. Их выпуск в 2020 г. увеличился на 6,9%, а количество достигло 305,6 млн или 2,1 карты на одного человека. В 2020 г. посредством использования платежных карт на территории страны и за рубежом было совершено 50,6 млрд операций на сумму 106,7 трлн руб.13 На российском рынке платежных услуг платежная система «Мир» набирает все большую популярность. В 2020 г. кредитные организации выпустили около

13 Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020; 2293(53); 7.

95 млн платежных карт «Мир», что составило 30,6% от общероссийской эмиссии выпуска платежных карт. Платежи за товары и услуги преобладали в операциях по платежным картам «Мир», составив в 2020 г. 75,1% от их общего числа и 28,4% — от их общего объема. По сравнению с 2019 г. количество и объем этих сделок увеличились в полтора раза. Расчеты с использованием платежных карт стали основными среди всех видов услуг. Согласно данным опроса, проведенного ЦБ РФ, в 2020 г. российские граждане оплачивали картами 82% услуг мобильной связи, 72% гостиничных счетов, 70% счетов в кафе, барах и ресторанах, 68% услуг ЖКХ, 67% услуг автосервисов и заправок. Наличные деньги чаще использовались при оплате проезда в общественном транспорте — здесь их доля составляет 59%14.

Важным фактором роста рынка безналичных розничных платежей в России являются быстрые темпы развития платежной инфраструктуры, прежде всего платежных терминалов, количество которых с 2012 г. удваивается каждые два года. В 2021 г. в торгово-сервисных компаниях было установлено 3,6 млн Р05-терминалов), 194 000 банкоматов и 121 200 терминалов безналичной оплаты. В период 2019-2020 гг. количество Р05-терминалов увеличилось на 23,5%, а число терминалов безналичных платежей — на 30,8%. (1,3 банкомата и 25 Р05-тер-миналов на 1000 жителей)15. По этому показателю Россия обогнала Германию (около 13 тыс. терминалов на 1 млн населения). В 2020 г. во всех регионах России сохранялась тенденция к увеличению числа Р05-терминалов, причем две трети из них демонстрировали темпы роста 25% и выше. В 2020 г. количество и объем трансакций, осуществляемых через Р05-терминалы, увеличились на 20,8 и 14,3% соответственно и достигли 30,5 млрд операций на сумму 20,5 трлн руб. Тем не менее обеспеченность платежными терминалами в России значительно уступает многим странам [8, с. 58].

Негативной особенностью процесса роста безналичных розничных платежей является увеличение розничных цен на товары и услуги. Это происходит потому, что предприятия розничной торговли

14 Отношение населения Российской Федерации к различным средствам платежа. Результаты социологического исследования за 2020 год Банк России. URL: www.cbr.ru/ collection/collection/file/35422/results_2020.pdf.

15 Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная

информация. 2020;2293(53):10.

включают размер комиссии по операциям с платежными картами, которую они выплачивают бан-кам-эквайерам, в стоимость реализуемых товаров и услуг. Тарифы на эквайринг, устанавливаемые банками в России, составляют 2-3% от суммы трансакций. По мнению некоторых экспертов, «создание в России национальной системы платежных карт не привело к формированию конкурентной среды и, как следствие, экономической мотивации предприятий торговли использовать безналичные формы платежей как альтернативу наличным деньгам» [8, с. 59].

Одним из проявлений цифровизации рынка розничных платежей стало активное развитие бесконтактных электронных технологий. В 2020 г. почти 70% платежных карт, выпущенных кредитными организациями, поддерживали бесконтактные платежи. Их число увеличилось за год на 21% и достигло 204,8 млн в 2021 г. В среднем на одного человека приходилось 1,4 бесконтактных карты (против 1,2 в начале 2020 г.). В 2020 г. количество операций с использованием бесконтактных технологий выросло в 1,5 раза, а объем трансакций с использованием бесконтактных технологий — в 1,5 раза (до 27,2 млрд трансакций), или в 1,7 раза (до 22,7 трлн руб.)16. Преимущественно платежи осуществлялись с помощью платежных карт, поддерживающих бесконтактные технологии (20,5 млрд операций), а 6,7 млрд операций было совершено с использованием платежных приложений на мобильных устройствах. Таким образом, более двух третей платежей за товары и услуги было произведено с использованием бесконтактных технологий (рис. 3).

Переход домохозяйств на использование удаленных каналов при осуществлении переводов, а также рекомендации по минимизации использования наличных денег в условиях распространения COVID-19 привели к дальнейшему сокращению наличных расчетов между физическими лицами, которые все чаще заменяются безналичными переводами с использованием платежных карт: в 2020 г. было совершено 8,6 млрд таких переводов на сумму 44,9 трлн руб. (против 6,4 млрд на сумму 35,6 трлн руб. в 2019 г.), что составило соответственно 17,9 и 57,4% от общего количества и общего объема безналичных операций с платежными картами. Увеличение числа

16 Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020;2293(53):9.

З0000 25000 20000 15000 10000 5000 0

9791 7

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ Количество операций, млн. ед. / Number of operations, milion units ■ Объем операций, млрд. руб. / Volume of operations, billion rubles

Рис. 3 / Fig. 3. Развитие бесконтактных электронных технологий / Development of contactless electronic technologies

Источник/Source: Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020;2293(53):8. / VestnikBanka Rossii. Normativnye akty i operativnaya informatsiya = Bulletin of the Bank of Russia. Regulations and operational information. 2020;2293(53):8.

80 -, 70 60 50 40 30 20 10 0

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

■ Наличные платежи / Cash payments

■ Безналичные платежи / Non-cash-payments

Рис. 4 / Fig. 4. Доля наличных и безналичных платежей в общем обороте розничной торговли, общественного питания и объеме платных услуг, % / The share of cash and noncash payments in the total turnover of retail trade, catering and the volume of paid services, %

Источник/Source: Вестник Банка России. Нормативные акты и оперативная информация. 2020;2293(53):10 / Vestnik Banka Rossii. Normativnye akty i operativnaya informatsiya = Bulletin of the Bank of Russia. Regulations and operational information. 2020;2293(53):10.

россииских граждан, использующих инструменты безналичных платежей, привело к дальнейшему росту доли безналичных платежей в розничном обороте, которая достигла 70,3% против 64,7% в 2019 г. (рис. 4).

выводы

В индустрии розничных платежей насчитывается большое количество платежных инструментов, которые обеспечивают перевод денежных средств от плательщика к их получателю. Тенденциями последних десятилетий являются постепенное уменьшение доли сделок, осуществляемых посредством наличных денег, и увеличение популярности безналичных расчетов, производимых с помощью перевода денежных сумм по банковским счетам.

Кризис в области здравоохранения, вызванный СОУЮ-19, оказал большое влияние на динамику рынка розничных платежей и характер совершаемых на нем операций. Доля платежей, совершаемых с помощью интернета, резко возросла, в то время как карточные платежи, осуществляемые через Р05-терминалы, сместились в сторону бесконтактных платежей. Несмотря на негативные последствия пандемии коронавируса, эксперты сходятся во мнении, что пятилетний прогноз для большинства регионов будет позитивным, хотя темпы восстановления мировой индустрии розничных платежей будут отличаться в зависимости от регионов.

С учетом динамики рынка розничных платежей в ближайшие годы мировая платежная индустрия будет характеризоваться снижением доли наличных

платежей и ростом безналичного оборота, в том числе из-за пандемии коронавируса и кризиса общественного здравоохранения во многих странах; ростом электронной коммерции и розничной покупательской активности в интернете, вызванным

введенными из-за пандемии ограничениями; циф-ровизацией банковских операций как услуг, включающих внутренние и трансграничные платежи; консолидацией отрасли и усилением тенденции к слияниям и поглощениям.

благодарность

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

acknowledgement

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

список источников / references

1. Mellyn K. Broken markets: a user's guide to the post-finance economy. New York, 2012. P. 58.

2. Scott H. The importance of the retail payments system. Harvard Law School Program on International Financial Systems. 2015. P. 3. URL: htttps://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/16883011/hal-scott— mastercard-retail-payment-systems.pdf; sequence=1.

3. Tom Kokkola Payment system. European central bank. Frankfurt am Main, 2010. P. 27.

4. Cirasino M., Garcia J. A. Measuring payment system development. The World bank, 2008. P. 37.

5. Усоскин В. М. Розничные платежи в современной экономике. Деньги и кредит. 2013;(7):10-18. Usoskin V. M. Retail payments in the modern economy. Den'gi i Kredit = Money and credit. 2013;(7):10-18.

6. Bech M., Hancock J. Innovations in payments. BIS Quarterly Review. 2020;(3):21-36.

7. Weimert M., Saiag A. COVID-19 and European retail payments. Oliver Wyman: A Marsh & McLennan Company, 2021.

8. Трофимов Д. В. Финансовые технологии в сфере розничных платежей: тенденции развития и перспективы в ЕС и России. Вопросы экономики. 2018;(3):48-63.

Trofimov D. V. Financial technologies in the field of retail payments: development trends and prospects in the EU and Russia. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2018;(3): 48-63.

информация об авторе

Владислав Владимирович Антропов — доктор экономических наук, профессор департамента мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры экономической теории, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Москва, Россия antropovvl@yandex.ru

about the author

Vladislav V. Antropov — Dr. Sci. (Econ.), Prof. of Department of World Finance, Financial University, Moscow, Russia; Prof. of Department of Economic Theory, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NRU), Moscow, Russia antropovvl@yandex.ru

Статья поступила 16.10.2021; принята к публикации 10.01.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 16.10.2021; accepted for publication 10.01.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.