Научная статья на тему 'Мировой рынок образовательных услуг. Состояние и структура'

Мировой рынок образовательных услуг. Состояние и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATION FINANCE / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Софья Леонидовна, Яловега Ирина Евгеньевна

Мировой рынок образования – объект, структурированный по различным критериям, поэтому необходимо его изучение, анализ и оценка. Получение качественного высшего образования имеет большое значение не только для повышения уровня занятости, но и для получения более интересной и высокооплачиваемой работы, увеличения заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world educational market is the object arranged by different criteria, therefore it should be studied, analyzed and evaluated. The higher education quality is of great importance not only for increasing the employment level but also for obtaining more interesting and well-paid job.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок образовательных услуг. Состояние и структура»

УДК 338.46:37.011

МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА

С.Л. Еремина, И.Е. Яловега

Томский политехнический университет E-mail: esofia@tpu.ru, yalovegairina@mail.ru

Мировой рынок образования - объект, структурированный по различным критериям, поэтому необходимо его изучение, анализ и оценка. Получение качественного высшего образования имеет большое значение не только для повышения уровня занятости, но и для получения более интересной и высокооплачиваемой работы, увеличения заработной платы.

Ключевые слова:

Мировой рынок образовательных услуг, финансирование образования, занятость.

Key words:

The world market of educational services, education finance, employment.

Мировой рынок образовательных услуг (МРОУ) можно классифицировать по разным основаниям. Например:

1. Предмет продажи, где предполагается [1] выделение трех предметов:

• высшее образование иностранных студентов

- львиная доля рынка;

• услуги, в том числе: обучение в школах, курсы по изучению иностранных языков, дистанционное образование, повышение квалификации, программы дополнительного образования;

• продукты, программы, методики, курсы на электронных носителях, книги, статусы, имена.

2. Участники рынка, где можно выделить предложение, спрос и регулирующие рынок организации:

• предложение - это: вузы, образовательные ТНК, неправительственные организации с государственной поддержкой (DAAD, Германия; Britich Council, Великобритания; CI-MO, Финляндия; IDPE, Австралия; Edu-France, Франция; NAFSA, США) и другие;

• спрос - это студенты (табл. 1), домохозяйства, работодатели;

• регулирующие организации - национальные: министерства образования; международные: Всемирная торговая организация (ВТО), Мировой банк (МБ), Европейский Союз (ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. Направления (специализация) обучения:

• бизнес - образование (экономика, менеджмент и т. п.). Лидером на этом рынке с долей 25 % являются США;

• технические и инженерные науки (IT), где лидер - Германия с долей 20 %;

• естестенные науки (в т. ч. половина - математика). Доля Германии на этом рынке также составляет 20 %;

• социальные науки, где доля Франции составляет 7...8 %;

• искусство, где также лидирует Франция (5.6 % рынка);

• медицинское образование предпочитают получать в Италии (4.5 % рынка).

4. Численность студентов (табл. 1) составляла 153 млн чел. (2009 г.), в т. ч. более 3 млн чел. (2 %) получали образование за пределами своей страны, в т. ч. в:

• США и Канаде - 30 % всех студентов;

• европейских странах - 600 тыс. студентов (20 %);

• Австралии - 200 тыс. студентов (около 7 %);

• Японии - 80 тыс. студентов (около 3 %);

• Китае - почти 50 тыс. студентов (около 2 %);

• Новой Зеландии и Швеции - по 30 тыс. студентов (1 %).

Таблица 1. Численность иностранных студентов, 2000,2008 [2]

Регион Всего из стран ОЭСР Всего из стран (не членов ОЭСР) Российская Федерация Всего иностранных студентов

Всего из стран ОЭСР 848 417 45 282 2 178 893 699

Всего из стран Африки 275 598 121 086 6 102 396 684

Всего из стран Азии 1 279 038 374 700 87 859 1 653 738

Всего из стран европы 697 493 120 216 41 549 817 709

Всего из стран Северной Америки 93 470 5 653 114 99 123

Всего из стран Океании 21 247 13 306 14 34 553

Всего из стран Южной Америки 166750 62 085 1 148 228 835

Доля рынка, 2000 80,5 19,5 2,1 100

Всего из всех стран, 2000 1 587 221 383 297 41 210 1 970 518

Доля рынка, 2008 79,1 20,9 4,3 100

Всего из всех стран, 2008 2 646 046 697046 143 303 3 343 092

Одной из целей получения образования является востребованность на рынке труда, а именно:

1. Повышение уровня занятости/сокращение уровня безработицы.

2. Получение более интересной и высокооплачиваемой работы.

1. О прямой связи уровня образования и уровня занятости свидетельствует тот факт, что наличие верхнего среднего образования снижает уровень безработицы, в т. ч. на 8,3 % среди 20-24-летних и на 5,3 % среди 25-29-летних (табл. 2).

Таблица 2. Уровень безработицы в зависимости от возраста и образования [2]

Регион Возраст- ные группы Безработные Учащиеся/неимеющие образования, %

Учащиеся Неимеющие образования

1 2 3 4 5=3/4

ОЭСР, в среднем 15-19 2,6 2,4 108

20-24 1,5 6,0 25

25-29 0,6 5,3 11

ЕС (19 стран), в среднем 15-19 2,1 2,3 91

20-24 1,5 6,8 22

25-29 0,7 5,9 11,8

Существенное влияние на дополнительный спрос на образовательные услуги в странах ОЭСР оказывает кризис, причем можно констатировать прямую корреляцию уровня образования и уровня занятости, правда, с учетом возрастных особенностей (2008 г.):

• Безработица была самой низкой (исключением были Чили, Япония, Корея, Мексика и Соединенные Штаты) среди людей с высоким уровнем образования: только 1,7 % среди тех, кто имел третичное образование, и целых 4,8 % среди тех, у кого не было верхнего среднего образования. Более всего безработица коснулась рабочих с самым низким уровнем образования (строительство и автомобильная промышленность).

• Во многих странах увеличилась численность учащихся, получающих образование более высокого уровня. На 0,5 % выросло число студентов, в т. ч. 15-19-летних - на 0,7 %; 20-24-летних - на 0,9 %; и 25-29-летних - на 0,3 %.

• Более 40 % взрослого населения, от 25 до 64 лет, получили формальное (образование, обеспеченное в системе школ, колледжей, университетов и других формальных образовательных учреждений, как правило, непрерывное) или неформальное (организованная образовательная деятельность вне формальных образовательных учреждений для людей разного возраста) образование, в т. ч. в Новой Зеландии и Швеции - более 60 %, в Финляндии, Норвегии и Швейцарии - 50 %; в Италии и Польше - менее 25 %; в Венгрии и Греции - менее 15 %.

• С возрастом все меньшее число граждан повышают квалификацию: их 50 % в возрасте от 25 до 34 лет, и только 27 % в возрасте от 55 до 64, что может быть результатом двух факторов:

- значимость приобретения новых навыков людьми старшего возраста оценивается ниже, и работодатели предоставляют им меньше возможностей пройти обучение или переобучение;

- среди людей в возрасте от 55 до 64 лет больше людей с высоким уровнем образования: с третичным образованием на 20 % больше тех, у кого верхнее вторичное или поствторичное, нетретичное образование. В свою очередь, число по-

следних на 18 % выше числа тех, кто не имеет верхнего среднего образования.

2. Влияние уровня образования на уровень зарплаты. На величину дохода влияет множество факторов:

• спрос на квалифицированную рабочую силу;

• законодательство о минимальной заработной плате;

• уровень развитости профсоюзов;

• наличие соглашений об условиях труда между работодателями и профсоюзами;

• число работников с разным уровнем образования;

• уровень частичной и сезонной занятости;

• соответствие уровня образования требованиям рынка труда - наиболее существенный фактор.

Влияние данных факторов приводит к тому, что доход специалиста с третичным образованием в полтора раза выше (153 %) дохода людей с верхним вторичным и поствторичным нетретичным образованием. А доход последних в 1,28 раза выше дохода людей без верхнего среднего образования. Можно констатировать и серьезные гендерные отличия. Так, доход женщин с верхним вторичным и поствторичным нетретичным образованием составляет всего 76 % дохода мужчин по сравнению с 72 % - с третичным образованием. Хотя есть страны (Австралия, Ирландия, Япония, Корея, Нидерланды, Испания, Швейцария, Великобритания, Турция, Бразилия и Эстония), где доход женщин выше дохода мужчин. В Австрии, Канаде и Норвегии мужчины и женцины зарабатывают одинаково.

Эффект для бизнеса (работодателей), лежащий на поверхности, состоит в том, что чем выше уровень образования работников, тем выше затраты предпринимателя (табл. 3). Затраты на наем третичных дипломированных специалистов изменяется от страны к стране. Причиной таких различий являются: различия в уровне производительности труда и сложившийся уровень ставок заработной платы.

В среднем в странах ОЭСР затраты на оплату труда людей:

1) с образованием ниже верхнего среднего составляют $ 40000 для мужчин и $ 29000 - для женщин;

2) верхним средним образованием - $ 48000 для мужчин и $ 36000 - для женщин;

3) третичным образованием - $ 74000 для мужчин и $ 53000 - для женщин.

Факторы, влияющие на уровень затрат:

• возраст: 25-34 или 35-64 года;

• наличие/отсутствие опыта. Оплата неопытного дипломированного специалиста в 25-34 лет в Польше может составлять $ 20000, а опытного дипломированного специалиста 45-54 лет в Италии $ 140000. В среднем доплата за опыт может достигать $ 27000 в год.

Расходы на одного студента находятся в прямой зависимости от уровня образования (они составля-

Таблица 3. Затраты на оплату труда 25-64-летних [3]

ОЭСР, в среднем по уровню образования Ежегодные затраты на рабочую силу Годовая прибыль

Год Пол 0/1/2 3/4 5В/5А/6 Итого 0/1/2 3/4 5В/5А/6 Итого

2009 муж. 41 309 50 521 77 330 56 387 22 842 26 152 33 934 27 643

2009 жен. 31 241 38 470 55 475 41 729 18 765 21 309 27 814 22 629

0 - допервичное (дошкольное) образование; 1 - первичное (начальное) образование; 2 - нижний уровень вторичного (среднего) образования; 3 - верхний уровень вторичного (среднего) образования; 4 - поствторичное (послесреднее) нетретичное образование; 5(А, В) - первый уровень третичного образования; 6 - второй уровень третичного образования

ют в среднем $ 7719 на первичное, $ 9312 - на вторичное и $ 13728 - на третичное [3]) и многих других факторов:

1. Уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников. Самые высокие расходы образовательных учреждений на одного студента в Швейцарии из-за самого высокого уровня зарплаты преподавателей.

2. Соотношения числа студентов и преподавателей: меньше всего в Австрии, Дании, Норвегии и Швеции.

3. Затрат на проведение научных исследований ^&С) (в третичном образовании). Если исключить затраты на R&D, то в среднем они со-кратяться до $ 8587. Такие расходы превышают 10 % только в Финляндии, Франции, Венгрии, Корее, Словацкой Республике, Швеции и Великобритании.

С 2005 по 2009 гг. в среднем расходы на первичное и вторичное образование на одного учащегося в странах ОЭСР увеличились на 15 %. Аналогичная картина наблюдается и с высшим образованием, где увеличение составило за 2000-2005 гг. 5 % и за 2005-2009 гг. 9 %.

Страны ОЭСР в целом расходуют на образование 6,2 % ВНП, в т. ч. Дания, Исландия, Соединенные Штаты и Израиль - по 7 %; Италия и Словакия - 4,5 % и ниже. Если же учитывать большее число стран, то средний уровень расходов на образование в валовом национальном продукте (ВНП) станет ниже (табл. 4).

Таблица 4. Доля расходов на образование в ВНП [4] (°%)

Место в мире Регион Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В среднем 4,58 4,81 4,84 4,66 4,88 4,97 4,86 4,58

3 Куба (максимальный уровень) 13,3 9,12 9,77 9,55 9,24 8,91 7,83 7,21

91 Российская Федерация 4,1 3,87 3,77 3,54 3,67 3,84 3,11 2,94

145 Доминиканская республика (минимальный уровень) 2,45 - - - 2,3 2,27 2,3 2,29

Что касается затрат в зависимости от уровня образования, то в ОЭСР на первичное, вторичное и поствторичное нетретичное федеральными органа-

ми власти финансируется около 50 %, а на третичное образование аналогичный показатель превышает 84 % (табл. 5).

Таблица 5. Доля расходов на образование, 2000, 2009 [3]

Регион Доля государственных расходов на образование в общем объеме государственных расходов Доля государственных расходов на образование в ВВП

2009 | 2000 | 1995 2009|2000| 1995

Все уровни

ОЭСР в среднем 13,0 12,6 11,7 5,8 5,2 5,3

ЕС 19, в среднем 11,5 11,4 10,4 5,8 5,1 5,3

Российская Федерация Нет данных 10,6 Нет данных 4,7 2,9 Нет данных

В среднем 70 % всех расходов, выделяемых на образование, составляют бюджетные расходы (табл. 6). Бюджетные расходы на одного учащегося в государственных учреждениях вдвое больше, чем в частных - $ 7466 против $ 3675, хотя для третичного образования она сократилась с 78 % в 1995 г. до 70 % в 2007 г.

Таблица 6. Соотношение государственных и частных расходов на третичное образование, % [3]

Регион 2009 2000 Изменения расходов на образовательные учреждения

Бюджет Частные источники Частные субсидии Бюджет Частные Бюджет Частные

Затраты домохозяйств Затраты из других частных источников Итого

ОЭСР в среднем 70,0 ~ ~ 30,0 3,2 77,1 22,9 138 216

ЕС 19, в среднем 78,6 ~ ~ 21,4 2,5 85,2 14,8 138 255

Российская Федерация 64,6 27,4 8,0 35,4 Нет данных Нет данных Нет данных 379 Нет данных

Доля частного финансирования в образование (в зависимости от уровня образования) изменяется и составляет в:

• Начальном (первичном) - 20 % общего уровня затрат, изменяясь от 5 % в Бельгии, Нидерлан-

дах, Швеции и Эстонии до 50 % в Австралии, Японии и Корее.

• третичном - 31 %, изменяясь от 5 % в Дании, Финляндии и Норвегии до 40 % в Австралии, Канаде, Японии, Великобритании, Соединенных Штатах, Израиле и Российской Федерации и 75 % в Чили и Корее.

Бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений заметно превышает уровень бюджетного финансирования частных образовательных учреждений и зависит от уровня образования. Чем выше уровень образования, тем выше различия:

• в два раза - $ 5562 и $ 2566 - в начальном образовании;

• почти в два раза - $ 7262 и $ 4045 - в первичном, вторичном и поствторичном образовании;

• более чем в три раза - $ 10424 и $ 3417 - в третичном образовании.

Интенсивно развивается система государственной поддержки студентов, особенно в Австралии, Чили, Дании, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии и Великобритании, где бюджетные субсидии составляют более 25 % бюджетных расходов на третичное образование. Можно выделить 4 варианта поддержки:

1. Отсутствие оплаты или низкая плата за обучение и существенная система поддержки студентов в Скандинавских странах.

2. Высокая плата за обучение (на 69 % выше средней по ОЭСР) и хорошо развитая система поддержки студентов в Австралии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Великобритании и Соединенных Штатах.

3. Высокая плата за обучение и неразвитая система поддержки студентов в Японии и Корее.

4. Низкая плата за обучение (48 % от средней по ОЭСР) и неразвитая система поддержки студентов в Австрии, Бельгии, Чешской Республи-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекетов Н.В. О развитии экспорта образовательных услуг в России // Информационные ресурсы России. - 2007. - № 6. -С. 37-40.

2. Education in Glance 2010. OECD indicators // The DOI System. 2012. URL: http://dx.doi.org/10.1787 (дата обращения:

01.02.2013).

3. Education in Glance 2012 // Organisation for Economic Co-operation and Development. 2013. URL: http://www.oecd.org/edu/

ке, Франции, Ирландии, Италии, Польше и Испании.

Подводя итог, нужно отметить, что международный рынок образования развивается динамично и по состоянию на 2011 г. оценивался в 100 млрд долларов. Его можно структурировать по различным основаниям, что позволяет определить место страны в международном разделении рынка образовательных услуг. Он включает обучение иностранных студентов, учреждения кампусов и филиалов за границей, а также дистационное обучение. Одним из наиболее важных аспектов на мировом рынке образования является обучение иностранных студентов, что активно стимулируется системой государственной поддержки. Во многих странах, в том числе в России, иностранным студентам предоставляется разного рода субсидии и гранты.

Динамичное развитие рынка возможно при условии взаимодействия государства, вузов и бизнеса. Многие вузы становятся на инновационный путь развития; постоянно совершенствуют методики преподавания, развивают НИОКР, другие структурные подразделения для повышения их конкурентоспособности в глобальной экономике.

Выгоды от образования достаются всем участникам процесса: как самим студентам, бизнесу, так и стране. Инвестиции в образование обеспечивают достижение конкурентоспособности страны и повышение уровня занятости граждан. Они снижают затраты на поддержание незанятого в производстве населения и социальную напряженность в обществе.

Кризис по-разному повлиял на инвестиции в образование, имея в виду его уровень. Чем выше уровень образования, тем выше объемы финансирования и различия частного и бюджетного источников. Достижение конкурентоспособности требует не только повышения доли расходов на образование в ВВП, но и их общей величины.

EAG%202012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения:

10.02.2013).

4. Данные международной статистики // Международная экономическая статистика. 2011. URL: http://statinfo.Biz/da-ta.ASPX?ACT=6492&land=1 (дата обращения: 01.09.2012).

Поступила 27.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.