Научная статья на тему 'Мировой рынок многоцелевых истребителей: состояние и особенности развития'

Мировой рынок многоцелевых истребителей: состояние и особенности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многоцелевой истребитель / легкий истребитель / тяжелый истребитель / новейшие технологии / ЭКСПОРТ / экспортные заказы / портфель заказов / МИРОВОЙ РЫНОК / сегмент рынка вооружений / рейтинг поставщиков / авиационная техника военного назначения / multirole fighter / light fighter / heavy fighter / the latest technology / export / export orders / stock of orders / world market / segent of arms market / supplier rating / military air craft

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цаликов Даниэл Русланович

В настоящей статье прослеживается состояние и развитие мирового рынка многоцелевых истребителей на примере минувшего десятилетия, а также его перспективы на десятилетие текущее. Определены основные тенденции конкурентных особенностей тех или иных машин, даны прогнозы на будущее, соотнесены позиций стран - постоянных участников данного рынка и намечены новые предполагаемые игроки. Отмечены устойчивые конкурентные преимущества России на текущем и будущем мировых рынках данной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the status and development of the world market of multirole fighters in the past decade, as well as its prospects for the current decade. It also defines the main trends in the competitive features of different machines are defined, provides forecasts for the future, compares positions of countries that are traditional players on the market and names new prospective players. Russia's stable competitiveness on the current and future world markets of these products is noted.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок многоцелевых истребителей: состояние и особенности развития»

УДК 614.8

Мировой рынок многоцелевых истребителей: состояние и особенности развития

Д.Р. Цаликов

Аннотация

В настоящей статье прослеживается состояние и развитие мирового рынка многоцелевых истребителей на примере минувшего десятилетия, а также его перспективы на десятилетие текущее. Определены основные тенденции конкурентных особенностей тех или иных машин, даны прогнозы на будущее, соотнесены позиций стран — постоянных участников данного рынка и намечены новые предполагаемые игроки. Отмечены устойчивые конкурентные преимущества России на текущем и будущем мировых рынках данной продукции.

Ключевые слова: многоцелевой истребитель, легкий истребитель, тяжелый истребитель, новейшие технологии, экспорт, экспортные заказы, портфель заказов, мировой рынок, сегмент рынка вооружений, рейтинг поставщиков, авиационная техника военного назначения.

World Market of Multirole Fighters: State of the Art and Development Specifics

D. Tsalikov

Abstract

This article discusses the status and development of the world market of multirole fighters in the past decade, as well as its prospects for the current decade. It also defines the main trends in the competitive features of different machines are defined, provides forecasts for the future, compares positions of countries that are traditional players on the market and names new prospective players. Russia's stable competitiveness on the current and future world markets of these products is noted.

Key words: multirole fighter, light fighter, heavy fighter, the latest technology, export, export orders, stock of orders, world market, segent of arms market, supplier rating, military air craft.

Рынок авиационной техники военного назначения является важной частью рынка вооружений. Спрос на такую технику стабилен и имеет тенденцию к росту в виду растущей потребности развивающихся стран в современной авиации, а также необходимости развитых стран перевооружать свои парки авиатехники более совершенными машинами, соответствующими требованиям времени. Так, в предстоящие 20 лет около 40 стран примут программы обновления парка имеющихся боевых самолетов.1 Рынок многоцелевых истребителей, в свою очередь,

является важнейшим элементом рынка авиатехники военного назначения, т. к. это крупнейший, как в количественном, так и в стоимостном выражении, его сегмент. Кроме того, это еще и один из наиболее динамично развивающихся (наряду с рынком беспилотных летательных аппаратов) сегмент рынка, традиционно находящийся на пике технологического развития и являющийся местом применения новейших технологий.

Для России этот рынок является важным, и в каком-то смысле даже принципиальным, потому что

1 «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС. 2009, том 9, № 4.

это один из немногих сегментов рынка вооружении, где Россия сохраняет лидирующие позиции и крупную долю мирового рынка.

Предполагалось, что в период с 2001 по 2010 гг. в мире будет продано не менее 1989 многоцелевых истребителей на сумму, превышающую 76,4 млрд долл. Из этого количества объем рынка новых самолетов составит не менее 1430 машин при стоимости 68,1 млрд долл., что составляет 71,9 % от общего количества или 89,1 % от стоимости общемировых поставок. В течение первого пятилетнего периода минувшего десятилетия (2001-2005 гг.) объем продаж новых истребителей составил 704 машины стоимостью 26,7 млрд долл. Во втором пятилетнем периоде предполагался небольшой рост поставок — 726 самолетов на сумму 41,4 млрд долл. или 103 % в количественном выражении и 155 % в стоимостном, при условии, что кризис не помешает исполнению контрактов. В первый пятилетний период средняя годовая потребность в современных истребителях составила около 140 машин. В минувшей пятилетке ежегодная потребность составляла 145 самолетов, что говорит о стабильности рынка, несмотря на мировой финансовый кризис.2

Рынок новых многоцелевых истребителей в 20012010 гг. распределился между странами следующим образом3:

Россия — 41,1 %;

США — 38,1 %;

Китай — 8,9 %;

Франция — 4,1 %;

Великобритания — 4,0 %;

Швеция — 3,8 %.

Таким образом, основными производителями истребителей на мировом рынке являются Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Швеция. В будущем, к списку может добавиться Индия.

Первое место в рейтинге поставщиков новых истребителей занимает Россия (589 машин на сумму 21 млрд долл.) с достаточно стабильным пакетом заказов: в первый пятилетний период на экспорт было поставлено 299 самолетов стоимостью 9,5 млрд долл., во второй пятилетке поставки практически не должны были снизиться, составив около 290 новых машин на сумму более 11,5 млрд долл. в случае, если заказчики смогут расплатиться, учитывая, опять же, мировой финансовый кризис.

Второе место с небольшим отрывом от России занимают США (546 истребителей на сумму 32,5 млрд долл.). В 2001-2005 гг. на экспорт было поставлено 284 самолета стоимостью 13 млрд долл.4, во второй пятилетке продажи должны были чуть снизиться и составить по уже заключенным контрактам

около 262 новых машин на сумму более 19,5 млрд долл.. В дальнейшем доля США будет зависеть, главным образом, от успеха программы (серийное название самолета — Б-35 «Лайтнинг-2») — основного экспортного истребителя США, разрабатываемого совместно с Великобританией, Австралией, Канадой, Италией, Данией, Нидерландами, Норвегией и Турцией и имеющего на данный момент колоссальный экспортный потен-

циал.5

Третье место с контрактом на поставку Пакистану 150 истребителей 1Б-17 и единичными контрактами на продажу устаревших 1-7 занимает Китай (69 машин на сумму около 1,6 млрд долл.). В первый пятилетний период на экспорт было поставлено 55 самолетов стоимостью около 0,5 млрд долл., во второй пятилетке поставки должны были вырасти и составить 69 новых машин на сумму более 1 млрд долл. Портфель заказов Китая после 2010 г. составляют 80 истребителей ДБ-17, часть из которых Пакистан планирует произвести самостоятельно. Однако реализация этой программы зависит от урегулирования ситуации с разрешением России на реэкспорт двигателей РД-93 из Китая в Пакистан. Наряду с этой программой, Китай, скорее всего, представит на международном рынке свою копию Су-27СК — 111, что, в перспективе, может позволить ему захватить определенную долю рынка российского истребителя.

Четвертое место занимает Великобритания (57 истребителей на сумму 5,9 млрд долл.). В 2001-2005 гг. Лондон обеспечил портфель заказов лицензионным производством в Индии самолетов «Ягуар» (12 самолетов стоимостью 282 млн долл.). Во второй пятилетке основные поставки были обеспечены производством истребителей ББ-2000 «Тайфун» для Австрии и Саудовской Аравии. Всего в этот период на экспорт планировалось поставить 57 машин на сумму более 5,9 млрд долл. На период после 2010 г. Великобритания имеет портфель заказов от Саудовской Аравии на 50 истребителей ББ-2000 «Тайфун» (22 истребителя из 72 заказанных предполагалось поставить до 2010 г. включительно). Несмотря на заключение контракта в сентябре 2007 г., у «Бритиш Аэроспейс» остались проблемы в связи с коррупционным скандалом, связанным с подозрением в подкупе членов королевской семьи Саудовской Аравии, отвечавших за закупку вооружений. Причем на нынешнем этапе расследование ведут американские следователи. В самой Великобритании расследование было прекращено в декабре 2006 г. в соответствии с решением генерального прокурора страны под предлогом того, что оно затрагивает национальные интересы государства. Ранее, пытаясь прекра-

3

«Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС. 2009, том 9, № 4. «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС. 2007, том 7, № 7.

«Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС. 2007, том 7, № 7. 5 Здесь и далее — «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС. 2009, том 9, № 4.

тить расследование, Саудовская Аравия прибегла к «дипломатическому шантажу», угрожая Великобритании разрывом дипломатических отношений, выходом из антитеррористической коалиции, а также разрывом контракта на поставку истребителей EF-2000 «Тайфун».

Пятое место с истребителем JAS-39 «Грипен» занимает Швеция (56 машин на сумму 3,5 млрд долл.). В первый пятилетний период на экспорт было поставлено 15 самолетов стоимостью 839 млн долл. Во второй пятилетке поставки должны были вырасти и составить 41 машину на сумму более 2,6 млрд долл. Швеция не имеет портфеля заказов на поставку своих машин после 2010 г., однако, благодаря высокому уровню показателя «стоимость-качество», разрабатываемые сейчас самолеты новой версии JAS-39E/F «Грипен» могут пользоваться некоторым спросом на мировом рынке. При этом надо учесть, что Швеция сделала ставку на глубокую кооперацию в разработке истребителя «Грипен» следующего поколения. В частности, предложение стать участником это программы, направлено Индии. Однако на данный момент Индия в большей степени заинтересована в участии в проекте российского истребителя 5-го поколения.

Шестое место с истребителем «Мираж-2000», который уже снят с производства, занимает Франция (58 истребителей на сумму 3,5 млрд долл.). В первый пятилетний период компания «Дассо» поставила на экспорт 39 самолетов стоимостью 2,5 млрд долл., во второй пятилетке поставки должны были составить 19 машин на сумму 1 млрд долл. Франция не имеет портфеля заказов на поставку боевых самолетов после 2010 г. Основные надежды фирма «Дассо» связывает с дебютным экспортом нового истребителя «Рафаль» в Марокко, Ливию и Швейцарию. Кроме того, данный самолет участвует в индийском тендере на поставку 126 многоцелевых истребителей. Однако у «Дассо» есть проблемы, связанные, в первую очередь, с высокой стоимостью самолетов. В Марокко прямым конкурентом «Дассо» стала компания «Локхид Мартин», предложившая марокканскому правительству приобрести 36 бывших в эксплуатации истребителей F-16 на сумму менее 2 млрд долл. (около 1,4 млрд евро). Стоимость первоначально предложенных Францией 18 самолетов «Рафаль» составляла 2,3 млрд евро. В Швейцарии наряду с «Рафалем» реальными претендентами на победу в тендере на закупку 33 самолетов являются JAS-39 «Грипен», EF-2000 «Тайфун» и F/A-18. В Ливии основным конкурентом Франции является Россия.

Мировой финансовый кризис явился дополнительным испытанием для производителей истребителей. Были фактически заморожены некоторые крупнейшие тендеры, сдвинулись сроки исполнения ак-

тивных контрактов, а многие контракты оказались под угрозой срыва.

Тем не менее, спрос на истребители остается стабильным, и успех или неудача того или иного производителя каждой конкретной программы будет зависеть, в первую очередь, от того, как этому производителю удастся решить текущие проблемы.

На конфигурацию мирового рынка истребительной авиации, помимо преодоления последствий кризиса, начнет оказывать влияние, правда, пока в небольшой степени, дебютный выход на рынок легкого многофункционального истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг-2». На данный момент только два государства в мире разрабатывают самолеты 5-го поколения — США и Россия.

США уже имеют на вооружении тяжелый истребитель данного класса ^-22А «Рэптор»). Легкий американский F-35 «Лайтнинг-2» 5-го поколения на первом этапе полномасштабного серийного производства планируют закупить 8 стран, которые стали международными участниками программы JSF (Р-35) еще на стадии разработки, — это Великобритания, Австралия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. В дальнейшем «Локхид Мартин» рассчитывает существенно расширить количество зарубежных заказчиков на F-35. В России истребитель 5-го поколения (ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации6) находится в стадии разработки, и уже совершил несколько испытательных полетов. О намерении разрабатывать истребитель 5-го поколения совместно с Россией пока заявила только Индия7.

В настоящее время мировой портфель заказов новых истребителей в период с 2011 по 2015 гг. составляет 232 единицы и пока окончательно не сформирован даже наполовину. Так, в частности, на Россию приходится 34 единицы, на США — 59, на Китай — 80, и на Великобританию — 59. Согласно предварительной оценке, лидерство с большим отрывом от остальных претендентов по-прежнему будут разделять США и Россия. При этом Вашингтон имеет большие шансы на успех, так как с 2012 г. планируется начать первые экспортные поставки истребителей F-35 «Лайтнинг-2» в ограниченных объемах. Потенциальными покупателями тяжелого истребителя 5-го поколения F-22A — после завершения его производственной программы в интересах ВВС США и выдачи разрешения на экспорт — вполне могут стать Япония и Республика Корея. Япония планирует закупить около 100 самолетов. Общая стоимость программы приобретения истребителя следующего поколения оценивается в 1 трлн иен (8,4 млрд долл.). По мнению японских военных, F-22A «Рэптор» является наилучшим вариантом для вооружения ВВС страны. Однако американское законода-

6 «Сухой» рассекретил внешний вид ПАК ФА. Lenta.ru, 29.01.2010. http://lenta.ru/news/2010/01/29/pakfa/

7 ПАК ФА для ВВС Индии создадут через десять лет. Lenta.ru, 24.02.2010. http://lenta.ru/news/2010/02/24/pakfa/

тельство пока запрещает его продажу на экспорт. Кроме того, США не исчерпали экспортный потенциал по поставкам самолетов 4-го поколения. Наиболее крупным заказчиком здесь может стать Тайвань, который ведет переговоры с руководством МО США по вопросу закупки 66 истребителей Б-16С/0 «Файтинг Фалкон».

В целом, портфель экспортных заказов США, как основного конкурента России, на 2011-2015 гг. с учетом начала поставок Б-35 «Лайтнинг-2» (если его разработка к этому времени будет завершена), а также в случае победы в действующих тендерах, может составить более 300 единиц.

Пока сложно дать исчерпывающий ответ относительно российского портфеля заказов на период в 2011-2015 гг. Однако, учитывая наметившиеся тенденции, можно утверждать, что спрос на российские истребители будет устойчивым. В случае победы в тендере на поставку Индии 126 новых истребителей, Россия сможет уверенно занять первое место на рынке. Если в этом конкурсе победит «Локхид Мартин» или «Боинг», лидерство США станет недосягаемым для конкурентов.

Китай, по всей видимости, сохранит третье место, продолжая увеличивать свою долю рынка за счет копирования российской техники.

Оставшиеся места разделят Великобритания, Швеция и Франция с истребителями ББ-2000 «Тайфун», 1Л8-39 «Грипен» и «Рафаль», соответственно.

Успешное продвижение продукции российского самолетостроения на мировые рынки в ближайшем будущем связано с самолетами семейства «Су» различных модификаций, в том числе Су-30, Су-34, Су-35, семейства «МиГ» (прежде всего МиГ-35), а также самолетами 5-го поколения. Касательно истребителей 5-го поколения, Россия ориентируется на тяжелый истребитель разработки ОКБ «Сухого».

В подходе к развитию авиации в долгосрочной перспективе Россия диаметрально разошлась с США. Американцы сделали ставку на массовое производство легкого истребителя 5-го поколения Б-35 — как для внутреннего, так и для внешнего рынков. В частности, программой оснащения ВС США истребителями 5-го поколения предусмотрено принятие на вооружение всего 183 самолетов Б-22, тогда как в части, касающейся Б-35, речь идет о 2,5 тыс. самолетов. Экспортное соотношение истребителей пятого поколения тяжелого и легкого класса еще более разительно. Если экспортные перспективы Б-22Л на текущий момент можно считать иллюзорными из-за запрета на их экспорт, то в будущем при получении такого разрешения их покупателями смогут стать не более трех-четырех стран (в основном в регионе Восточной Азии) из-за крайне высокой стоимости машины.

Напротив, экспортный потенциал Б-35, несмотря

на все проблемы с реализацией программы, оценивается в 2-3 тыс. единиц, хотя, уже почти наверняка, портфель заказов будет снижаться в виду сложившейся экономической ситуации.

Рассматривая российские предложения на рынок, стоит отдельно отметить новейшую разработку компании «Сухой», которая будет одним из двух (вторым будет МиГ-35) основных предложений российской стороны на рынке многоцелевых истребителей в текущем десятилетии — одноместный многоцелевой всепогодный истребитель-бомбардировщик Су-35. Эта машина, во-первых, имеет огромный экспортный потенциал и, во-вторых, является последней ступенью и переходным звеном от истребителя 4-го поколения к многофункциональному авиационному комплексу 5-го поколения. В машине использованы все существующие на данный момент наработки ОКБ Сухого и десятков предприятий-субподрядчиков. В машине использованы элементы системы искусственного интеллекта, позволяющие автоматизировать любой из режимов полета, многократно упрощающие управление машиной и обеспечивающие пилота актуальной и полной информацией о статусе полета, окружающей обстановке и состоянии всех узлов машины в реальном времени.

Машина построена на базе Су-27, основного истребителя-перехватчика ВВС РФ на данный момент. Однако все технологии и оборудование, установленные на Су-35, — это технологии завтрашнего дня, предназначенные для установки на находящемся в разработке истребителе 5-го поколения. Степень унификации узлов и агрегатов крайне велика, огромное внимание уделено максимальному удешевлению всех узлов самолета без ущерба для характеристик. В итоге, удалось добиться того, что стоимость самолета осталась на прежнем уровне, в то время как практически все характеристики машины возросли в среднем на 25 %, а некоторые — в несколько раз. Ресурс машины возрос втрое, а стоимость эксплуатации сократилась на четверть.8

Все это при стоимости одной машины в 45 млн долл. делает Су-35 самым привлекательным в мире истребителем по соотношению цены и качества. Фактически, ни одна страна-поставщик современных истребителей не может предложить на рынок машину с такой высокой боевой эффективностью по такой же цене — все предложения конкурентов начинаются от 60 млн долл., а предложения, сравнимые по характеристикам, — от 70 млн долл. и более.

Также важно отметить, что, Су-35 относится к классу тяжелых истребителей, значительно превосходящих легкие — по грузоподъемности и количеству переносимых единиц оружия, и, следовательно — непосредственно по боевой эффективности. Единственным тяжелым истребителем, характеристики которого сопоставимы с характеристиками Су-

8 Здесь и далее — материалы ОАО «Компания «Сухой» и ОКБ им. П.О. Сухого, http://www.sukhoi.org

35, а порой и превосходят их, является американский истребитель 5-го поколения F-22A. Однако он не поставляется на экспорт. Кроме России и США тяжелые истребители производит Китай, но они сильно уступают машинам из России и США по основным характеристикам, ресурсу и надежности. Все это делает Су-35 практически единственным привлекательным предложением на рынке тяжелых многоцелевых истребителей.

Что же касается, сегмента легких истребителей, то у новейшего российского МиГ-35 очень много конкурентов — все рассмотренные выше машины конкурентов являются легкими истребителями со сравнимыми характеристиками и сравнимой ценой. Поэтому в данном сегменте рынка конкуренция значительно жестче.

Таким образом, в то время как экспортное будущее нового МиГ-35 находится под вопросом, Су-35 (наряду с двухместными машинами класса Су-30МК2) можно считать основным самолетом, представляющим Россию на рынке многоцелевых истребителей в средне- и долгосрочной перспективе.

Ну и, конечно, не стоит забывать про крайнюю политизированность, характерную как для рынка вооружений в целом, так и для рынка истребителей, в частности. Изменение политических предпочтений как покупателей, так и продавцов будет, безусловно, влиять на конфигурацию рынка в будущем.

Следует отметить, что параллельно с созданием новых машин в мире будет проводиться модернизация уже имеющегося парка истребителей, как более

доступная альтернатива замене авиапарка новыми машинами, что также будет усиливать конкуренцию на рынке.

Литература

1. Рейтинг крупнейших мировых поставщиков вооружения в 20032007 гг. ИТАР-ТАСС — Аэронавтика и Космос, 17.08.2007.

2. «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС, 2007. Т. 7. №7.

3. «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС, 2007. Т. 7. №12.

4. «Рынки вооружений», ежемесячный информационно-аналитический журнал. АРМС-ТАСС, 2009. Т. 9. № 4.

5. Экспорт пятого поколения // Российская газета, 28.02.2000.

6. Анализ Мирового Рынка Вооружений в 2003-2007 гг. АРМС-ТАСС.

7. «Сухой» завершил испытания двигателя для самолета 5-го поколения. Lenta.ru, 20.12.2006.

8. Завершены испытания двигателя для Су-35. CNews, 12.02.2008.

9. Начались испытания российского истребителя 5-го поколения. Lenta.ru, 24.12.2009.

10. Индия разработает четверть истребителя 5-го поколения. Lenta. ru, 08.01.2010.

11. ПАК ФА совершил первый полет с новыми двигателями. Lenta. ru, 29.01.2010

12. «Сухой» рассекретил внешний вид ПАК ФА. Lenta.ru, 29.01.2010.

13. ПАК ФА получит «человеческий интеллект». Lenta.ru, 11.02.2010.

14. ПАК ФА успешно выполнил второй полет. Lenta.ru, 12.02.2010.

15. АРМС-ТАСС. http://www.arms-tass.su

16. ОАО «Компания «Сухой». http://www.sukhoi.org

17. Издание о высоких технологиях CNews. http://www.cnews.ru

Сведения об авторе

Цаликов Даниэл Русланович: аспирант, Всероссийская ордена Дружбы народов академия внешней торговли Министерства экономического развития России, факультет экономистов-международников. E-mail: td050686@mail.ru

Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/35

УДК 355.58:654.1

ББК 68.903+ 68.45

И 74

Рецензенты: Ю.Д. Макиев, доктор технических наук, профессор, главный специалист ЦСИ ГЗ МЧС России; А.В. Шевченко, доктор технических наук, профессор, начальник научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П.А. Попова, МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 272 с.

ISBN 978-5-93970-035-7

Книга подготовлена в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития человеческой цивилизации, теоретических основ информационно-коммуникационных технологий, закономерностям влияния информационно-коммуникационных технологий на население, характеристике информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности, характеристике информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности, технологий и технических средств информирования и оповещения населения. В ней дана оценка социально-экономической эффективности информационно-коммуникационных технологий управления риском чрезвычайных ситуаций.

Книга рассчитана на широкий круг читателей — как профессионально занимающихся вопросами управления риском

чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами. Она также может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и подготовке специалистов по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

© МЧС России, 2009

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009

© Оформление ООО «ИПП «Куна»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗДЕЛ 1. Характеристика современного этапа развития человеческой цивилизации

РАЗДЕЛ 2. Теоретические основы информационно-коммуникационных технологий

РАЗДЕЛ 3. Закономерности влияния информационно-коммуникационных технологий на население

РАЗДЕЛ 4. Характеристика информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности

РАЗДЕЛ 5. Характеристика информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности

РАЗДЕЛ 6. Технологии и технические средства информирования и оповещения

РАЗДЕЛ 7. Социально-экономическая эффективность информационно-коммуникационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ

Изложению основных идей по использованию современных ИКТ, их программно-аппаратной реализации в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС), Национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и посвящена настоящая книга.

В подготовке монографии принимали участие Акимов В.А., Афлятунов ТИ., Аюбов Э.Н., Вавило А.В., Верескун А.В., Гаврилова А.А., Дурнев Р.А., Коровин А.И., Лукьянович А.В., Мирочицкий В.В., Муркова М.В., Омельченко М.В., Пономарев А.И., Попов П.А., Сангаджиева Н.А., Силкин А.В., Скубак Н.Ю., Хоруженко А.Ф.

Авторский коллектив выражает уверенность, что изложенные в книге материалы будут полезны для широкого круга читателей — как профессионально занимающихся вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности и управления риском чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами.

Авторы будут признательны лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по изложенному в данной книге кругу вопросов по адресу:

121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

htpp://www.vniigochs.ru

e-mail: durnev@vniigochs.ru

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15017754

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.