ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
ПОТЕНЦИАЛ РОСТА
УДК [338.45+339.13.0171:629.33
Елена Преснякова,
завсектором промышленной политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент
Производство и эксплуатация электротранспорта - один из современных трендов, способствующих рациональному использованию ресурсов, широкому внедрению чистых и экологически безопасных технологий. К его преимуществам относятся энергоэффективность, сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды и повышение безопасности на дорогах.
В развитых странах электротранспорт - основной перевозчик пассажиров внутри города, на его долю
приходится более 50% транзита. Основными средствами пассажирского электротранспорта являются электромобили, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда и пр. Грузовой электротранспорт задействован в перевозках, требующих большого КПД: например, грузовые троллейбусы используются на открытых карьерах, а электропоезда и электровозы постоянного и переменного тока - на железных дорогах. Также к этому виду относятся электрокары, электротележки, электротягачи, электропогрузчики и др.
Электромобиль приводится в движение электродвигателем с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т.п.). Существует два основных типа электромобилей (Electric Vehicles - EVs):
■ аккумуляторные, которые используют только аккумуляторы для хранения энергии и должны быть подключены для подзарядки;
■ подключаемые гибридные, имеющие как аккумуляторы, так и системы хранения/дозаправки жидкого топлива.
Вторые, как правило, имеют намного меньший батарейный блок, нежели первые, так как у них также
12 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №1 (215) / Январь 2021/ http://innOSfera.by
есть двигатель внутреннего сгорания. Диапазон расстояния движения без подзарядки достигает 750 км. У современных аккумуляторных электромобилей, как правило, полностью электрифицированный диапазон составляет менее 250 км [1].
В последние годы мировой рынок электротранспорта испытывает бурный рост. В 2019 г. количество легковых электромобилей достигло 7,2 млн ед., увеличившись на 41% по сравнению с предыдущим годом. С учетом того, что в 2005 г. их было всего несколько сотен, прогресс в развитии данного вида технологий очевиден. Аккумуляторные легковые электромобили составляют 4,8 млн ед. или 66% мирового парка легковых электромобилей (рис. 1).
В 2019 г. в мире было продано 2,1 млн легковых электромобилей (в 2018 г. - 2 млн). На долю крупнейшего (3,3 млн ед.) рынка - Китайской Народной Республики - приходилась почти половина всего торгового оборота - 1 млн ед. (47,6%). На втором месте -Европа (1,4 млн ед. и годовой объем продаж - 0,5 млн, где лидирует Германия (0,1 млн ед.). Далее следуют Норвегия, Великобритания, Франция, Нидерланды. В США, находящихся на третьей позиции, в 2019 г. использовалось 1,5 млн электромобилей, реализовано 0,3 млн ед. (рис. 1, 2).
http://innosfera.by
Топ-10 автомобильных групп по продажам легковых электрических автомобилей в 2018-2019 гг. выглядит следующим образом (табл. 1).
За 2018-2019 гг. порядок расположения пяти ведущих производителей не изменился. Tesla Motors остался номером один, фактически укрепив свои позиции по сравнению с 2018 г. BYD, Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, BMW Group и Toyota Group допустили небольшое снижение занимаемой доли рынка. У Volkswagen Group доля рынка осталась на прежнем уровне.
В дополнение к 7,2 млн пассажирских электромобилей в 2019 г. на дорогах находилось почти 380 тыс. легковых коммерческих. Самый большой их рынок расположен в Китае (138 тыс. ед., или 65% мирового количества). Второй по величине - европейский (98 тыс. ед., или 26%).
По электрическим двухколесным автомобилям также лидирует КНР. В 2019 г. их производство достигло 26 млн ед., общее наличие -около 250 млн ед., что составляет более четверти от мирового количества таких электрокаров (800 млн ед., в основном находящихся в обращении в Китае, Индии и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Трехколесные
/ № 1 (215) / Январь 2021 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 13
электромобили наиболее популярны в Китае - 50 млн ед. и в Индии - 2,4 млн ед.
В 2019 г. насчитывалось 513 тыс. электрических автобусов, что на 12% больше по сравнению с 2018 г. (460 тыс.). На долю Китая приходится 99% мирового рынка. Китайская компания BYD начала выпуск на своем втором европейском заводе аккумуляторных батарей во Франции и поставляет автобусы в Великобританию [5]. Китайский Alfabus продает свою продукцию в Италию [6]. Европейские производители, включая Daimler, Scania, Solaris, MAN, VDL, Volvo и Iveco, продолжают наращивать поставки электробусов [7]. В Индии проводится политика содействия электрификации общественного транспорта, налажено сотрудничество с китайскими партнерами. Например, Olectra Greentech Limited и BYD производят электрические автобусы для Индии и планируют довести объемы выпуска до 5 тыс. ед. ежегодно [6]. В Соединенных Штатах насчитывается более 300 электрических автобусов от BYD (Китай), New Flyer (Канада) и Proterra (США).
4,8
Китай (EV) | Европа (EV)
США (EV) | Прочие (EV) I Мир (BEV)
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Рис. 1. Количество легковых электромобилей на основных рынках (млн ед.), 2013-2019 гг.
Примечание: EV (Electric vehicle) - электромобиль, включает разновидности: BEV (Battery electric vehicle) - электромобиль с аккумулятором (батареей) и PHEV (Plug-in hybrid electric vehicle) - подключаемый (заряжаемый) гибридный электромобиль с аккумулятором и двигателем внутреннего сгорания. Прочие страны включают Австралию, Бразилию, Чили, Индию, Японию, Корею, Малайзию, Новую Зеландию, Южную Африку и Таиланд [2,3].
1,2
0,8
0,6
* 0,4
0,2
6
Продажи (РЫБУ), тыс. ед. Продажи (ВБУ), тыс. ед.
Доля продаж новых электромобилей в общем количестве новых автомобилей, % (вспомогательная ось)
шттшт
I -^П
■ ПРОЧИЕ I
Рис.2. Мировые объемы продаж и доля рынка новых легковых электромобилей в разрезе стран и регионов, 2013-2019 гг. [2, 3].
5
4
3
2
0
0
Рынок грузовых электромобилей средней и большой грузоподъемности является небольшим. В 2019 г. в Китае продано чуть более 6 тыс. В Европе группа автопроизводителей (MAN, DAF, Mercedes and Volvo) поставляет электрические грузовые автомобили среднего класса представителям автопарков для коммерческих целей на тестирование в различные секторы, включая розничную торговлю продуктами питания, логистические компании и коммунальные службы. Применение такого рода транспорта в городских условиях облегчает оптимизацию зарядных остановок вдоль маршрутов и предъявляет более низкие требования к емкости аккумуляторных батарей. Крупные логистические компании проявляют растущий интерес к средне- и большегрузам с низким или нулевым уровнем выбросов.
В отчете Международного энергетического агентства «Мировой обзор электромобилей 2019. Обеспечение перехода на электрическую мобильность» представлен сценарий новой политики прогнозирования роста количества электромобилей на перспективу (New Policies Scenario). Согласно ему количество электромобилей в мире превысит 55 млн в 2025 г. и достигнет примерно 135 млн в 2030 г. Среднегодо-
№ п/п Автопроизводитель 2018 г. 2019 г.
количество, ед. структура,% количество, ед. структура,%
1 Tesla Motors 245240 16,9 367849 22,1
2 BYD 229338 15,8 225757 13,5
3 Renault-NissanMitsubishi Alliance 192711 13,3 183299 11,0
4 BAIC 165711 11,4 163838 9,8
5 BMW Group 142317 9,8 145818 8,7
6 Volkswagen Group 123451 8,5 140604 8,4
7 SAIC 113516 7,8 137666 8,3
8 Hyundai Motor Group 90860 6,3 126436 7,6
9 Geely Group 82685 5,7 121802 7,3
10 Toyota Group 65798 4,5 55155 3,3
Итого: 1451627 100 1668224 100
Таблица 1. Объемы продаж легковых электромобилей в 2018-2019 гг. по топ-10 мировых производителей [4]
вой совокупный годовой темп роста составит 30%. Мировые продажи электромобилей достигнут 12 млн ед. в 2025 г. и почти 23 млн ед. в 2030 г., увеличиваясь в среднем на 21% в год (рис. 3).
В региональном разрезе в сценарии новой политики лидирует Китай: доля электромобилей в продажах новых транспортных средств достигнет 57% по всем видам автомобильного транспорта (включая двух/трехколесные автомобили, легковые автомобили, автобусы и грузовики), или 28% без учета двух/трехколесных автомобилей. За ним следует Европа, где
100
80
60
40
20
0
20
15
Объем продаж электромобилей, млн ед.
BEV PHEV
10
0
■ I
2018 2020 2025 2030 2018 2020 2025 2030
Рис.3. Количество и объемы продаж электромобилей в мире согласно сценарию новой политики (New Policies Scenario), млн ед. [2].
доля продаж электромобилей достигнет 26% в 2030 г. В Северной Америке будет наблюдаться сильный рост в Калифорнии и иных штатах США (рис. 4).
Достижению запланированных объемов продаж может помешать реализация рисков макроэкономического, геополитического, финансового, правового, технологического и экологического характера. Среди наиболее существенных следует выделить следующие:
1 Отсутствие достаточного сырья для производства. Ключевой элемент электромобилей - аккумулятор, емкость и работоспособность которого зависит от количества циклов зарядки/разрядки, определяемых химической реакцией взаимодействия определенных элементов. Среди самых распространенных - литий, кобальт,
100 90 80
с
1 70
2
0
| 60
ф
1 50
° 40
I 30
§ 20 ч
10
марганец и неодим. При этом 95% мировых запасов редкоземельных металлов, которые необходимы для выпуска и эксплуатации электромобилей, сосредоточены в КНР, торговую войну с которой ведет США. Это, в сочетании с растущим противодействием континентальному Китаю со стороны стран Юго-Восточной Азии и отдельных государств Европы, привносит геополитический риск возможности прекращения китайцами экспорта редкоземельных металлов в другие страны.
П Финансово-экономические риски. Согласно исследованию международной компании ЭеЫие, которая занимается консультированием крупного бизнеса, многие стар-тапы по выпуску электромобилей и комплектующих к ним убыточны из-за крайне высокой стоимо-
И и И_
2/3 Ws LDVs Buses Truks
2/3 Ws LDVs Buses Truks
2/3 Ws LDVs Buses Truks
2/3 Ws LDVs Buses Truks
Рис. 4. Доля продаж новых электромобилей в общем объеме продаж автомобилей по видам согласно сценарию новой политики (New Policies Scenario) (%), 2030 г. [2].
Примечание: 2/3 Ws (2/3 vehicles) - двух/трехколесные транспортные средства, LD Vs (Light-duty vehicles) - легковые автомобили; Buses - автобусы; Trucks - грузовики.
5
0
16 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №1 (215) / Январь 2021 /
http://innosfera.by
сти оборудования и производства. Крупные предприятия типа GM, Mercedes-Benz или Fiat Chrysler и др. компенсируют убыточность своих электропроектов доходами от продаж обычных машин с ДВС. Но в случае полного перехода автомобилестроения на электротягу и отказа от бензина и дизеля прибыль от автомобилей с ДВС тоже исчезнет. Поэтому развитие сектора электротранспорта невозможно без системы государственной преференциальной поддержки и разработки дополнительных инструментов экономического стимулирования.
Ш Экологические проблемы. Несмотря на кажущуюся экологичность, использование электротранспорта не устраняет существующих проблем, связанных с выработкой электроэнергии. Так, около 38% от мирового объема электричества получают на электростанциях, сжигающих уголь, считающихся одними из самых грязных производств. Даже если не учитывать способ получения электроэнергии, важной и пока еще нерешенной является проблема утилизации аккумуляторных батарей [8].
В целях развития и распространения электромобилей функционирует стратегический форум «Инициатива по электрическим транспортным средствам», организованный в 2009 г. под эгидой Министерства экологически чистой энергии. В него входят представители правительств Канады, Китая, Финляндии, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Соединенного Королевства и США. Данная группа охватывает наиболее быстро растущие рынки электромобилей во всем мире.
Интерес к ним не ограничивается конкретными регионами или отдельными странами. В декабре 2019 г. на XXV климатическом саммите в Мадриде начата новая глобальная программа электрической мобильности Глобального экологического форума, которая будет осуществляться совместно с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в партнерстве с Международным энергетическим агентством (МЭА). Программа поможет 17 развивающимся странам развернуть электронную мобильность в масштабе, поддерживающем улучшение качества воздуха и снижение зависимости от ископаемого топлива.
Республика Беларусь имеет значительный научно-технический и промышленный потенциал в сфере разработок и производства электротранспорта. Осуществляется тесное взаимодействие между академическими и промышленными организациями.
Центром научного сопровождения выступает Национальная академия наук, выпуск осваивают предприятия Министерства промышленности. Национальное законодательство направлено на стимулирование производства и использования электромобилей, в том числе путем предоставления права изготовителям электромобилей и электрозарядных станций применять повышенный инвестиционный вычет; установления налоговых преференций при ввозе на территорию республики физическими лицами электромобилей для личного пользования; освобождения их владельцев от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, от оплаты за стоянку на коммунальных парковках и установления на них зарядной инфраструктуры и др. Утверждена Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей, согласно которой к 2030 г. появятся 1304 электрозаправочные станции, отвечающие современным мировым стандартам.
Все перечисленное свидетельствует о перспективности развития электротранспорта в мире, необходимости привлечения международных организаций к осуществлению глобальных и региональных программ по производству электромобилей и обустройству зарядной инфраструктуры, высокой значимости данных шагов в контексте обеспечения перехода страны к устойчивому развитию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мировой рынок электротранспорта и перспективы его развития / Е.В. Преснякова, В.Л. Гурский, Д.В. Муха. - Минск. 2020.
2. Global EV Outlook 2019. Scaling-up the transition to electric mobility // The International Energy Agency // https://webstore.iea.org/download/ direct/2807?fileName=Global_EV_Outlook_2019.pdf.
3. Global EV Outlook 2020. Entering the decade of electric drive? // The International Energy Agency // https://webstore.iea.org/download/direct/3007?fileName=Global_ EV_Outlook_2020.pdf
4. World's Top 10 Plug-in EV Automotive Groups Ranked by Sales in 2019 // InsideEvs // https://insideevs.com/news/396714/world-top-10-plugin-automotive-groups-2019/.
5. First buses built by BYD France: Delivery of two pure electric buses to Beauvais // www.byd.com/en/news/2018-12-05/First-buses-built-by-BYD-France:-Delivery-of-two-pure-electric-buses-to-Beauvais.
6. BYD and Goldstone, 5,000 ebus per year in India by 2021 // Sustainable Bus. www. sustainable-bus.com/news/byd-goldstone-electric-buses-increase-manufacturing-capacity.
7. Electric buses arrive on time // Transport & Environment // www.transportenvironment. org/sites/te/files/Electric buses arrive on time.pdf.
8. Погорельский А. Нет, мир не перейдет на электромобили: 5 главных препятствий // https://mag.auto.ru/article/whynotonlyelectro.
http://innosfera.by/2021/01/electric_transport
http://innosfera.by
/ №1 (215) / Январь 2021 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 17