Научная статья на тему 'МИРОВОЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА И РИСКИ'

МИРОВОЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Преснякова Елена

Проведен анализ рынка электротранспорта, показаны прогнозные сценарии его роста. Представлен научно-технический потенциал Беларуси в сфере разработок и производства электромобилей. Отражены меры по стимулированию их использования и созданию зарядной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL ELECTRIC TRANSPORT MARKET: GROWTH POTENTIAL AND RISKS

The article considers the world electric transport market. The forecast scenarios of its growth are shown as well as the risks preventing their implementation, such as raw materials, financial and economic, environmental ones. The author shows the scientific and technical potential of the Belarusian electric vehicles development and production, along with the measures aimed at stimulating their use and creating a charging infrastructure.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА: ПОТЕНЦИАЛ РОСТА И РИСКИ»



ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

ПОТЕНЦИАЛ РОСТА

УДК [338.45+339.13.0171:629.33

Елена Преснякова,

завсектором промышленной политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

Производство и эксплуатация электротранспорта - один из современных трендов, способствующих рациональному использованию ресурсов, широкому внедрению чистых и экологически безопасных технологий. К его преимуществам относятся энергоэффективность, сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды и повышение безопасности на дорогах.

В развитых странах электротранспорт - основной перевозчик пассажиров внутри города, на его долю

приходится более 50% транзита. Основными средствами пассажирского электротранспорта являются электромобили, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда и пр. Грузовой электротранспорт задействован в перевозках, требующих большого КПД: например, грузовые троллейбусы используются на открытых карьерах, а электропоезда и электровозы постоянного и переменного тока - на железных дорогах. Также к этому виду относятся электрокары, электротележки, электротягачи, электропогрузчики и др.

Электромобиль приводится в движение электродвигателем с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т.п.). Существует два основных типа электромобилей (Electric Vehicles - EVs):

■ аккумуляторные, которые используют только аккумуляторы для хранения энергии и должны быть подключены для подзарядки;

■ подключаемые гибридные, имеющие как аккумуляторы, так и системы хранения/дозаправки жидкого топлива.

Вторые, как правило, имеют намного меньший батарейный блок, нежели первые, так как у них также

12 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №1 (215) / Январь 2021/ http://innOSfera.by

есть двигатель внутреннего сгорания. Диапазон расстояния движения без подзарядки достигает 750 км. У современных аккумуляторных электромобилей, как правило, полностью электрифицированный диапазон составляет менее 250 км [1].

В последние годы мировой рынок электротранспорта испытывает бурный рост. В 2019 г. количество легковых электромобилей достигло 7,2 млн ед., увеличившись на 41% по сравнению с предыдущим годом. С учетом того, что в 2005 г. их было всего несколько сотен, прогресс в развитии данного вида технологий очевиден. Аккумуляторные легковые электромобили составляют 4,8 млн ед. или 66% мирового парка легковых электромобилей (рис. 1).

В 2019 г. в мире было продано 2,1 млн легковых электромобилей (в 2018 г. - 2 млн). На долю крупнейшего (3,3 млн ед.) рынка - Китайской Народной Республики - приходилась почти половина всего торгового оборота - 1 млн ед. (47,6%). На втором месте -Европа (1,4 млн ед. и годовой объем продаж - 0,5 млн, где лидирует Германия (0,1 млн ед.). Далее следуют Норвегия, Великобритания, Франция, Нидерланды. В США, находящихся на третьей позиции, в 2019 г. использовалось 1,5 млн электромобилей, реализовано 0,3 млн ед. (рис. 1, 2).

http://innosfera.by

Топ-10 автомобильных групп по продажам легковых электрических автомобилей в 2018-2019 гг. выглядит следующим образом (табл. 1).

За 2018-2019 гг. порядок расположения пяти ведущих производителей не изменился. Tesla Motors остался номером один, фактически укрепив свои позиции по сравнению с 2018 г. BYD, Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, BMW Group и Toyota Group допустили небольшое снижение занимаемой доли рынка. У Volkswagen Group доля рынка осталась на прежнем уровне.

В дополнение к 7,2 млн пассажирских электромобилей в 2019 г. на дорогах находилось почти 380 тыс. легковых коммерческих. Самый большой их рынок расположен в Китае (138 тыс. ед., или 65% мирового количества). Второй по величине - европейский (98 тыс. ед., или 26%).

По электрическим двухколесным автомобилям также лидирует КНР. В 2019 г. их производство достигло 26 млн ед., общее наличие -около 250 млн ед., что составляет более четверти от мирового количества таких электрокаров (800 млн ед., в основном находящихся в обращении в Китае, Индии и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Трехколесные

/ № 1 (215) / Январь 2021 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 13

электромобили наиболее популярны в Китае - 50 млн ед. и в Индии - 2,4 млн ед.

В 2019 г. насчитывалось 513 тыс. электрических автобусов, что на 12% больше по сравнению с 2018 г. (460 тыс.). На долю Китая приходится 99% мирового рынка. Китайская компания BYD начала выпуск на своем втором европейском заводе аккумуляторных батарей во Франции и поставляет автобусы в Великобританию [5]. Китайский Alfabus продает свою продукцию в Италию [6]. Европейские производители, включая Daimler, Scania, Solaris, MAN, VDL, Volvo и Iveco, продолжают наращивать поставки электробусов [7]. В Индии проводится политика содействия электрификации общественного транспорта, налажено сотрудничество с китайскими партнерами. Например, Olectra Greentech Limited и BYD производят электрические автобусы для Индии и планируют довести объемы выпуска до 5 тыс. ед. ежегодно [6]. В Соединенных Штатах насчитывается более 300 электрических автобусов от BYD (Китай), New Flyer (Канада) и Proterra (США).

4,8

Китай (EV) | Европа (EV)

США (EV) | Прочие (EV) I Мир (BEV)

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Рис. 1. Количество легковых электромобилей на основных рынках (млн ед.), 2013-2019 гг.

Примечание: EV (Electric vehicle) - электромобиль, включает разновидности: BEV (Battery electric vehicle) - электромобиль с аккумулятором (батареей) и PHEV (Plug-in hybrid electric vehicle) - подключаемый (заряжаемый) гибридный электромобиль с аккумулятором и двигателем внутреннего сгорания. Прочие страны включают Австралию, Бразилию, Чили, Индию, Японию, Корею, Малайзию, Новую Зеландию, Южную Африку и Таиланд [2,3].

1,2

0,8

0,6

* 0,4

0,2

6

Продажи (РЫБУ), тыс. ед. Продажи (ВБУ), тыс. ед.

Доля продаж новых электромобилей в общем количестве новых автомобилей, % (вспомогательная ось)

шттшт

I -^П

■ ПРОЧИЕ I

Рис.2. Мировые объемы продаж и доля рынка новых легковых электромобилей в разрезе стран и регионов, 2013-2019 гг. [2, 3].

5

4

3

2

0

0

Рынок грузовых электромобилей средней и большой грузоподъемности является небольшим. В 2019 г. в Китае продано чуть более 6 тыс. В Европе группа автопроизводителей (MAN, DAF, Mercedes and Volvo) поставляет электрические грузовые автомобили среднего класса представителям автопарков для коммерческих целей на тестирование в различные секторы, включая розничную торговлю продуктами питания, логистические компании и коммунальные службы. Применение такого рода транспорта в городских условиях облегчает оптимизацию зарядных остановок вдоль маршрутов и предъявляет более низкие требования к емкости аккумуляторных батарей. Крупные логистические компании проявляют растущий интерес к средне- и большегрузам с низким или нулевым уровнем выбросов.

В отчете Международного энергетического агентства «Мировой обзор электромобилей 2019. Обеспечение перехода на электрическую мобильность» представлен сценарий новой политики прогнозирования роста количества электромобилей на перспективу (New Policies Scenario). Согласно ему количество электромобилей в мире превысит 55 млн в 2025 г. и достигнет примерно 135 млн в 2030 г. Среднегодо-

№ п/п Автопроизводитель 2018 г. 2019 г.

количество, ед. структура,% количество, ед. структура,%

1 Tesla Motors 245240 16,9 367849 22,1

2 BYD 229338 15,8 225757 13,5

3 Renault-NissanMitsubishi Alliance 192711 13,3 183299 11,0

4 BAIC 165711 11,4 163838 9,8

5 BMW Group 142317 9,8 145818 8,7

6 Volkswagen Group 123451 8,5 140604 8,4

7 SAIC 113516 7,8 137666 8,3

8 Hyundai Motor Group 90860 6,3 126436 7,6

9 Geely Group 82685 5,7 121802 7,3

10 Toyota Group 65798 4,5 55155 3,3

Итого: 1451627 100 1668224 100

Таблица 1. Объемы продаж легковых электромобилей в 2018-2019 гг. по топ-10 мировых производителей [4]

вой совокупный годовой темп роста составит 30%. Мировые продажи электромобилей достигнут 12 млн ед. в 2025 г. и почти 23 млн ед. в 2030 г., увеличиваясь в среднем на 21% в год (рис. 3).

В региональном разрезе в сценарии новой политики лидирует Китай: доля электромобилей в продажах новых транспортных средств достигнет 57% по всем видам автомобильного транспорта (включая двух/трехколесные автомобили, легковые автомобили, автобусы и грузовики), или 28% без учета двух/трехколесных автомобилей. За ним следует Европа, где

100

80

60

40

20

0

20

15

Объем продаж электромобилей, млн ед.

BEV PHEV

10

0

■ I

2018 2020 2025 2030 2018 2020 2025 2030

Рис.3. Количество и объемы продаж электромобилей в мире согласно сценарию новой политики (New Policies Scenario), млн ед. [2].

доля продаж электромобилей достигнет 26% в 2030 г. В Северной Америке будет наблюдаться сильный рост в Калифорнии и иных штатах США (рис. 4).

Достижению запланированных объемов продаж может помешать реализация рисков макроэкономического, геополитического, финансового, правового, технологического и экологического характера. Среди наиболее существенных следует выделить следующие:

1 Отсутствие достаточного сырья для производства. Ключевой элемент электромобилей - аккумулятор, емкость и работоспособность которого зависит от количества циклов зарядки/разрядки, определяемых химической реакцией взаимодействия определенных элементов. Среди самых распространенных - литий, кобальт,

100 90 80

с

1 70

2

0

| 60

ф

1 50

° 40

I 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ 20 ч

10

марганец и неодим. При этом 95% мировых запасов редкоземельных металлов, которые необходимы для выпуска и эксплуатации электромобилей, сосредоточены в КНР, торговую войну с которой ведет США. Это, в сочетании с растущим противодействием континентальному Китаю со стороны стран Юго-Восточной Азии и отдельных государств Европы, привносит геополитический риск возможности прекращения китайцами экспорта редкоземельных металлов в другие страны.

П Финансово-экономические риски. Согласно исследованию международной компании ЭеЫие, которая занимается консультированием крупного бизнеса, многие стар-тапы по выпуску электромобилей и комплектующих к ним убыточны из-за крайне высокой стоимо-

И и И_

2/3 Ws LDVs Buses Truks

2/3 Ws LDVs Buses Truks

2/3 Ws LDVs Buses Truks

2/3 Ws LDVs Buses Truks

Рис. 4. Доля продаж новых электромобилей в общем объеме продаж автомобилей по видам согласно сценарию новой политики (New Policies Scenario) (%), 2030 г. [2].

Примечание: 2/3 Ws (2/3 vehicles) - двух/трехколесные транспортные средства, LD Vs (Light-duty vehicles) - легковые автомобили; Buses - автобусы; Trucks - грузовики.

5

0

16 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №1 (215) / Январь 2021 /

http://innosfera.by

сти оборудования и производства. Крупные предприятия типа GM, Mercedes-Benz или Fiat Chrysler и др. компенсируют убыточность своих электропроектов доходами от продаж обычных машин с ДВС. Но в случае полного перехода автомобилестроения на электротягу и отказа от бензина и дизеля прибыль от автомобилей с ДВС тоже исчезнет. Поэтому развитие сектора электротранспорта невозможно без системы государственной преференциальной поддержки и разработки дополнительных инструментов экономического стимулирования.

Ш Экологические проблемы. Несмотря на кажущуюся экологичность, использование электротранспорта не устраняет существующих проблем, связанных с выработкой электроэнергии. Так, около 38% от мирового объема электричества получают на электростанциях, сжигающих уголь, считающихся одними из самых грязных производств. Даже если не учитывать способ получения электроэнергии, важной и пока еще нерешенной является проблема утилизации аккумуляторных батарей [8].

В целях развития и распространения электромобилей функционирует стратегический форум «Инициатива по электрическим транспортным средствам», организованный в 2009 г. под эгидой Министерства экологически чистой энергии. В него входят представители правительств Канады, Китая, Финляндии, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Соединенного Королевства и США. Данная группа охватывает наиболее быстро растущие рынки электромобилей во всем мире.

Интерес к ним не ограничивается конкретными регионами или отдельными странами. В декабре 2019 г. на XXV климатическом саммите в Мадриде начата новая глобальная программа электрической мобильности Глобального экологического форума, которая будет осуществляться совместно с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в партнерстве с Международным энергетическим агентством (МЭА). Программа поможет 17 развивающимся странам развернуть электронную мобильность в масштабе, поддерживающем улучшение качества воздуха и снижение зависимости от ископаемого топлива.

Республика Беларусь имеет значительный научно-технический и промышленный потенциал в сфере разработок и производства электротранспорта. Осуществляется тесное взаимодействие между академическими и промышленными организациями.

Центром научного сопровождения выступает Национальная академия наук, выпуск осваивают предприятия Министерства промышленности. Национальное законодательство направлено на стимулирование производства и использования электромобилей, в том числе путем предоставления права изготовителям электромобилей и электрозарядных станций применять повышенный инвестиционный вычет; установления налоговых преференций при ввозе на территорию республики физическими лицами электромобилей для личного пользования; освобождения их владельцев от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, от оплаты за стоянку на коммунальных парковках и установления на них зарядной инфраструктуры и др. Утверждена Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей, согласно которой к 2030 г. появятся 1304 электрозаправочные станции, отвечающие современным мировым стандартам.

Все перечисленное свидетельствует о перспективности развития электротранспорта в мире, необходимости привлечения международных организаций к осуществлению глобальных и региональных программ по производству электромобилей и обустройству зарядной инфраструктуры, высокой значимости данных шагов в контексте обеспечения перехода страны к устойчивому развитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Мировой рынок электротранспорта и перспективы его развития / Е.В. Преснякова, В.Л. Гурский, Д.В. Муха. - Минск. 2020.

2. Global EV Outlook 2019. Scaling-up the transition to electric mobility // The International Energy Agency // https://webstore.iea.org/download/ direct/2807?fileName=Global_EV_Outlook_2019.pdf.

3. Global EV Outlook 2020. Entering the decade of electric drive? // The International Energy Agency // https://webstore.iea.org/download/direct/3007?fileName=Global_ EV_Outlook_2020.pdf

4. World's Top 10 Plug-in EV Automotive Groups Ranked by Sales in 2019 // InsideEvs // https://insideevs.com/news/396714/world-top-10-plugin-automotive-groups-2019/.

5. First buses built by BYD France: Delivery of two pure electric buses to Beauvais // www.byd.com/en/news/2018-12-05/First-buses-built-by-BYD-France:-Delivery-of-two-pure-electric-buses-to-Beauvais.

6. BYD and Goldstone, 5,000 ebus per year in India by 2021 // Sustainable Bus. www. sustainable-bus.com/news/byd-goldstone-electric-buses-increase-manufacturing-capacity.

7. Electric buses arrive on time // Transport & Environment // www.transportenvironment. org/sites/te/files/Electric buses arrive on time.pdf.

8. Погорельский А. Нет, мир не перейдет на электромобили: 5 главных препятствий // https://mag.auto.ru/article/whynotonlyelectro.

http://innosfera.by/2021/01/electric_transport

http://innosfera.by

/ №1 (215) / Январь 2021 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.