Научная статья на тему 'МИРОВОЙ РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ В 2003-2006 гг.: АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ'

МИРОВОЙ РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ В 2003-2006 гг.: АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
125
34
Поделиться
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ / ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ченцова Мария

Мировой рынок дженериковых препаратов в период 2003-2006 гг. отличался активным развитием, постепенно опережающим фармрынок по темпу прироста на 4-5%. При этом доля от мирового фармрынка, приходящаяся на рынок дженериков, составляет 7-7,37%.The analysis of generics sales volume in the world from 2003 to 2006; the research of the regional markets of generics; the analysis of the particular features of European markets of generics in 2003-2006. The key tendencies of development of the world market of generics up to 2008. Maria CHENTSOVA, «Remedium». The world market of generics from 2003 to 2006: analysis and development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ В 2003-2006 гг.: АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ»

ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС

Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум»

Мировой рынок дженериков

1 і 2003- 2006 r Г.: АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ

Мировой рынок дженериковых препаратов в период 2003—2006 гг. отличался активным развитием, постепенно опережающим фармрынок по темпу прироста на 4—5%. При этом доля от мирового фармрынка, приходящаяся на рынок дженериков, составляет 7—7,37%.

Сравнительно небольшая доля мирового фармрынка, которую занимают дженериковые препараты, объясняется невысокими ценами на них. Иногда разница в цене между оригинальным и дженерико-вым препаратом достигает 60—80%. Именно невысокий уровень цен на дженериковые препараты делает их доступными для населения. Особенно дженериковые препараты пользуются повышенным спросом в странах, где уровень заработной платы населения не позволяет потреблять оригинальные ЛС.

ОБЪЕМ ПРОДАЖ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ДЖЕНЕРИКОВ

Анализ объема мировых продаж рынка дженериковых препаратов за период 2003—2006 гг. показывает успешные результаты роста с 34,8 до 50,2 млрд. долл., или на 44,2%. Хотелось бы отметить, что за последние 4 года наблюдается тенденция увеличения темпов прироста рынка дженериков с 10 до 13%, что свидетельствует о перспективе развития этого рынка и дальнейшем его оживлении (рис. 1).

Основные факторы, влияющие на рост рынка дженериков, — увеличение средней продолжительности жизни, снижение затрат на здравоохранение, завершение патентов на ряд оригинальных лекарственных

ІІІІЯ

The analysis of generics sales volume in the world from 2003 to 2006; the research of the regional markets of generics; the analysis of the particular features of European markets of generics in 2003-2006. The key tendencies of development of the world market of generics up to 2008.

Maria CHENTSOVA, «Remedium». The world market of generics from 2003 to 2006: analysis and development.

препаратов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ МИРОВОГО РЫНКА ДЖЕНЕРИКОВ

США, Япония и Германия — наиболее крупные и зрелые рынки дженериков в мировом масштабе. Несомненным лидером мирового рынка дженерико-вых препаратов являются США, увеличившие объем продаж на рынке дженериков в 2003—2006 гг. с 16,5 до 21 млрд. долл., или на 27,2%. Успех США на мировом рынке дженериков обусловлен высоким уровнем развития фармпромышленности в целом. Темп прироста на американском рынке дженериков сохранится на уровне 12,7—8,2% (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германия, занимающая 2 место после США на мировом рынке дженериков, также постоянно увеличивает объем продаж дженериковых препаратов. За анализируемый период продажи выросли с 4,8 до 9,2 млрд. долл. и темп прироста составил 91,6%, что превышает аналогичный показатель в США.

Япония занимает 3 место на мировом рынке дженериков, увеличив за анализируемый период объем продаж с 3,5 до 5,2 млрд. долл., или на 48,5%. Однако в период 2005—2006 гг. данный показатель снизился с 5,5 до 5,2 млрд. долл., или на 5,4% за счет снижения затрат на здравоохранение.

Достаточно близко друг к другу по показателям объема продаж на рынке дженериков находятся Великобритания с диапазоном в 2,7—3,7 млрд. долл. и Франция — в 1,1—3,1 млрд. долл. Хотелось бы отметить, что за 2003—2006 гг. темп прироста данного показателя в Великобритании составил 37%, а во Франции — 280%, что свидетельствует о различных сценариях развития рынка дженериков в этих странах.

Бурное развитие рынка дженериков во Франции началось в 2003 г., в 2003— 2004 гг. объем продаж увеличился с 1,1 до 1,6 млрд. долл. (45,4%), и за следующие 3 года на 1,5 млрд. долл. (93,7%). Активный рост обусловлен более поздним, чем в других странах, освоением рынка дженериков. На современном этапе развития мирового рынка дженериков Франция практически догнала наиболее развитые рынки и занимает 5 место. Италия и Испания находятся на одном уровне по развитию рынка дженери-

ков, с объемом продаж за анализируемый период 0,3—0,6 млрд. долл. В дальнейшем в этих странах ожидается сохранение темпов развития рынков, что позволит приблизиться к показателям Франции и Великобритании (рис. 2). Анализ структуры мирового рынка дженериков за период 2003—2006 гг. показывает, что кардинальных изменений не произошло — и в течение всех 4 лет лидером были США с долей рынка в 47,4—41,8%. Однако следует отметить постепенно снижающуюся долю рынка США за счет растущих рынков Германии, Франции, Испании и Италии (рис. 3).

Германия и Япония занимают 2 и 3 места с диапазоном долей в размере 13,7—18,3% и 10,0—10,3%

соответственно. Хотелось бы отметить, что за анализируемый период Германия в большей степени упрочила свое присутствие на мировом рынке дженериков за счет темпа прироста доли рынка на 33,5%. В отличие от Германии, темп прироста доли рынка Японии составил всего лишь 3%.

Наиболее активно растущим рынком является Франция, сегмент которой на мировом рынке дженериков за период 2003—2006 гг. увеличился с 3,1 до 6,1%, практически в 2 раза. Испания и Италия имеют долю рынка в размере 0,8—1,1%, сильно отставая от ведущих стран. Одна-

РИСУНОК 2

Объем мировых продаж на ключевых рынках дженериков за 2003—2006 гг., млрд. долл.

16,5

18,6 -| 19,4

21

1 — США

2 — Германия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 — Япония

4 — Великобритания

5 — Франция

6 — Испания

7 — Италия

8 — Остальные страны

■ — 2003 г.

□ — 2004 г.

□ — 2005 г.

□ — 2006 г.

Источник: IMS Health

ко рынки дженериков Италии и Испании имеют хорошие перспективы для расширения, что и будет продемонстрировано в ближайшие несколько лет.

ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ РЫНКОВ ДЖЕНЕРИКОВ I

При исследовании уровня развития рынка дженериковых препаратов в странах Европы, наблюдается взаимосвязь разницы средних цен оригинальных и дженериковых препаратов и долей на рынке. Чем выше разница в ценах, тем больше доля дженериков на фармрынке.

В связи с этим наиболее объемный рынок дженериков наблюдается в Великобритании, где разница в ценах между брэндами и дженериками составляет порядка 80%, что привело к доле дженериков на рынке в 20,6%; в Голландии доля дженериков составляет 19,8%, чуть ниже, чем в Великобритании, и, соответственно, с ценовой разницей в 50%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исключение составляет Франция и Германия, где ценовая разница невысокая и составляет 30%, а доли дженериков на фармрынке — 6,35 и 22,7% соответственно.

В Италии и Испании наблюдается наименьшая ценовая разница между брэндами и дженериковыми препаратами в 25%, но и наименьшая доля дженериков на фармрынке — 2,05 и 5,16% соответственно (рис. 4).

Кроме того, хотелось бы отметить влияние на темпы роста рынка дженериков уровня цен на оригинальные препараты: при высоких ценах на оригинальные препараты в Германии наблюдается темп прироста 14%, в Великобритании, где также отмечены высокие цены на оригинальные препараты, темп роста рынка дженериков выше, чем в США и Германии, и составляет 22%. При средних ценах на оригинальные ЛС во Франции темп роста рынка дженериков составляет в среднем 45%, в Италии 44%, а в Испании — 25%. Подобные различия в развитии дженериковых рынков объясняются не столько уровнем цен на оригинальные ЛС, сколько разной законодательной политикой в облас-

1

2

3

4

5

6

7

В

18

МИРОВОЙ РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ В 2003-2006 гг.: АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ

Структура мирового рынка дженериков за 2003—2006 гг., %

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3

4

5

6

7

8

Источник: IMS Health

1 — США

2 — Германия

3 — Япония

4 — Великобритания

5 — Франция

6 — Испания

7 — Италия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 — Остальные страны

■ — 2GG3 г.

□ — 2GG4 г.

□ — 2GG5 г.

□ — 2GG6 г.

100

РИСУНОК 3

ОЧЕРЕДНОЙ ПРОЕКТ «36,6»

Вслед за франчайзинговой сетью магазинов товаров для детей Early Learning Center компания запускает региональную сеть «магазинов у дома» «Мила» в формате drogerie, в которой ассортимент аптеки будет сочетаться с хозяйственным магазином. Участники рынка полагают, что такой проект может быть перспективным, и прогнозируют появление похожих проектов и у других аптечных сетей. Первые три магазина уже работают в Нижнем Новгороде и двух городах Нижегородской области. Площадь магазинов будет составлять 150 кв. м, из которых 35 кв. м отдадут под аптеку с открытой формой торговли, а остальную площадь — под хозяйственные товары: бытовую химию, широко рекламирующуюся косметическую продукцию и товары для животных. Аптечный ассортимент будет составлять около 3 500 единиц, хозяйственный — 5000 единиц. Магазины будут позиционироваться как дискаунтеры. «Мила» в регионах не будет конкурировать с «36,6»: у новой сети другой ассортимент и другое ценовое позиционирование», — поясняет директор по стратегическому развитию «36,6» Олег Аникин. По его словам, в Москве «Мила» открываться не будет: «Московский потребитель уже не нуждается в новых сетях дискаунтеров». В «36,6» утверждают, что сетей в формате drogerie в России пока нет, а конкурентами новой сети будут «магазины у дома» с хозяйственным ассортиментом. «У «Милы» будет два основных преимущества: аптека, которая будет генерировать покупательский поток, и более широкий, чем у конкурентов, ассортимент бытовой химии и косметики», — говорит Олег Аникин. Он добавляет, что работа трех первых магазинов «Мила» будет оцениваться в течение 6—9 месяцев, после чего «36,6» будет принимать решение о дальнейшем развитии сети. Участники рынка считают, что проект «36,6» может быть перспективным, если «Мила» предложит региональному рынку оптимальные цены. «Покупательная способность населения в регионах растет, средний чек на косметику в регионах иногда оказывается выше, чем в столице», — полагает вице-президент ЭМГ «Старая крепость» Анна Дычева-Смирнова. По словам эксперта, в магазинах «Мила» будет продаваться более доступная парфюмернокосметическая продукция, чем в тех же «Л'Этуаль» и «Иль де Боте», к тому же сеть может снизить цены на полках за счет централизованных закупок и сотрудничества с отечественными производителями, которые не могут попасть в федеральные сети.

Ведомости

ти здравоохранения в этих странах. На изменение законодательной политики в области здравоохранения в первую очередь влияет постоянное увеличение пожилого населения, в связи с чем возникает необходимость в снижении государственных затрат на здравоохранение. Аналитики EGA отмечают, что к 2050 г. на каждого пожилого человека будет приходиться 2 человека в трудоспособном возрасте, а не 4, как на сегодняшний день.

С целью оптимизации затрат на здравоохранение в странах ЕС разрабатываются системы и меры по ценовому регулированию ЛС. Снижение затрат на здравоохранение в большинстве стран ЕС достигается с помощью назначения цен на ЛС ниже производителя — в 40% странах, системы средних цен — 22% стран ЕС, система договорных цен действует в 19% странах ЕС, установление максимальных цен на ЛС действует в 8% странах ЕС (рис. 5).

Развитие мирового рынка дженериков в некоторой степени опережает развитие рынка оригинальных ЛС в связи с тем, что правительства развитых европейских стран сознательно поощряют

использование дженериковых препаратов с целью снижения затрат на здравоохранение.

К 2008 г. объем мировых продаж рынка дженериков достигнет примерно 80 млрд. долл., увеличившись на 29,8 млрд. долл., или на 59,3%. Учитывая тот факт, что в течение нескольких последующих лет истекает срок патентной защиты примерно у 39 оригинальных препаратов, то можно прогнозировать сохранение активности развития мирового рынка дженериков на уровне 20—30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными движущими силами развития мирового рынка дженериков будет грамотная разработка стратегии, использование эффективных мер по географическому расширению рынков. При этом будет наблюдаться увеличение темпов прироста мирового рынка дженериков, опережающих рынок оригинальных ЛС. Но, несмотря на это, на рынке дженериков ужесточится конкуренция за счет разного потенциала у региональных рынков. Успех на мировом рынке дженериков будет гарантирован тем фармкомпаниям, которые будут поддерживать оптимальное соотношение между доступностью и эффективностью дженериковых препаратов.

Одной из основных тенденций мирового рынка дженериков является разви-

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ДЖЕНЕРИКОВ

РИСУНОК 4

Взаимосвязь средних разниц цен между брэндами и дженериками и доли рынка дженериков в Европе

8G

5G

I 3G 3G

I 19,8 щ 22,7 щ

ІП. ІП. Г.

ІГ. !□"

Велико-

■ — Средняя разница в ценах между брэндами и дженериками, %

□ — Доля дженериков на фармрынке,%

британия Голландия Германия Франция Италия Испани

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: IMS Health

РИСУНОК 5

Структура систем ценового регулирования на европейском рынке дженериков

5

1 — Ниже цен производителя ЛС, 40%

2 — Максимальная цена, 8%

3 — Договорная цена (соотношение

цена/эффективность ЛС), 19%

4 — Средняя цена по странам ЕС, 22%

5 — Другие меры, 11%

Источник: EGA internal survey

25

1

4

тие биодженериковых препаратов, что позволило бы не только значительно расширить рынок, но и повысить эф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фективность действия препаратов. Однако многие специалисты с большим сомнением относятся к этой идее, т.к. в

своей основе биотехнологии и дженерики имеют принципиально разные способы производства, что делает затруднительным достижение для дже-нериковых препаратов необходимого уровня биоэквивалентности.

В дальнейшем наиболее перспективными рынками для продвижения дженериковых препаратов будет Франция, Испания, Италия, а также страны азиатского региона. Это связано в большей степени с тем, что у рынков дженериков в этих странах существует потенциал для роста, обусловленный более поздним началом развития.

Кроме того, одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на мировой рынок дженериков, является активное вмешательство государственного регулирования, в частности с помощью различных методов ценообразования на дженериковые препараты с целью снижения затрат на здравоохранение. Подобные меры приведут к дальнейшему изменению структуры фармрын-ка в пользу сектора дженериков.

Ф