Научная статья на тему 'МИРОВОЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ'

МИРОВОЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НОВАТОРЫ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорычева Е.А., Сабольш Н.

Статья посвящена исследованию современных форм взаимодействия между фармацевтическими компаниями и университетами в различных странах мира. Предполагается авторский взгляд на факторы, стимулирующие это сотрудничество. На протяжении долгого периода времени крупные фармацевтические компании самостоятельно разрабатывали новые медицинские препараты, расширяя свой штат учеными-медиками и тратя огромные финансовые ресурсы на эти разработки. Однако сейчас при необходимости рационально использовать свои ресурсы и развивать новые идеи становится эффективнее использовать знания молодых специалистов-медиков из академической среды. Медицинские университеты как раз и дают компаниям возможность получить доступ к новым идеям для более быстрой разработки лекарств, при этом получая возможность расширять свои доходы и получая доступ к инфраструктурным возможностям бизнеса. Число высших учебных заведений, сотрудничающих с крупными фармацевтическими компаниями, с каждым годом растет, приводя к расширению и углублению их сотрудничества. Авторы анализируют формы современного сотрудничества между академической и бизнес средой, а также факторы, влияющие на него. В статье приводится опыт разных стран в развитии данного сотрудничества. В заключении авторы рассматривают проблемы и перспективы развития этого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN PHARMACEUTICAL COMPANIES AND UNIVERSITIES

The article studies modern forms of interaction between pharmaceutical companies and universities in various countries of the world. The author's view of the factors stimulating this cooperation is assumed. For a long period of time, large pharmaceutical companies have independently developed new medicines, expanding their staff with medical scientists and spending huge financial resources on these developments. However, now, if necessary, in order to use their resources rationally and develop new ideas, it becomes more effective to use the knowledge of young medical professionals from the academic environment. Medical universities give companies the opportunity to gain access to new ideas for faster drug development, while being able to expand their revenues and gain access to business infrastructure opportunities. The number of higher educational institutions cooperating with large pharmaceutical companies is growing every year, leading to the expansion and deepening of their cooperation. The authors analyze the forms of modern cooperation between the academic and business environment, as well as the factors influencing it. The article presents the experience of different countries in the development of this cooperation. In conclusion, the authors consider the problems and prospects for the development of this cooperation.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ»

Мировой опыт взаимодействия фармацевтических компаний и университетов

сч сч о сч

о ш m

X

3

<

m О X X

Егорычева Елена Александровна

к.э.н., старший преподаватель кафедры национальной экономики, Российский университет дружбы народов, egorycheva-ea@rudn.ru

Cабольш Наги

PhD маркетинг, экономический факультет, Университет Миш-кольца, nagy.szabolcs@uni-miskolc.hu

Статья посвящена исследованию современных форм взаимодействия между фармацевтическими компаниями и университетами в различных странах мира. Предполагается авторский взгляд на факторы, стимулирующие это сотрудничество. На протяжении долгого периода времени крупные фармацевтические компании самостоятельно разрабатывали новые медицинские препараты, расширяя свой штат учеными-медиками и тратя огромные финансовые ресурсы на эти разработки. Однако сейчас при необходимости рационально использовать свои ресурсы и развивать новые идеи становится эффективнее использовать знания молодых специалистов-медиков из академической среды. Медицинские университеты как раз и дают компаниям возможность получить доступ к новым идеям для более быстрой разработки лекарств, при этом получая возможность расширять свои доходы и получая доступ к инфраструктурным возможностям бизнеса. Число высших учебных заведений, сотрудничающих с крупными фармацевтическими компаниями, с каждым годом растет, приводя к расширению и углублению их сотрудничества.

Авторы анализируют формы современного сотрудничества между академической и бизнес средой, а также факторы, влияющие на него. В статье приводится опыт разных стран в развитии данного сотрудничества. В заключении авторы рассматривают проблемы и перспективы развития этого сотрудничества.

Ключевые слова: фармацевтические компании, университеты, сотрудничество, новаторы, лекарственные препараты

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Возможности и перспективы развития стратегических альянсов инновационных организаций Венгрии и России в сфере биотехнологий и фармацевтики», проект № 21-510-23004

Введение

За последние десятилетия сотрудничество между фармацевтическими компаниями и университетами было достаточно односторонним. В университетах проводились лишь теоретические и доклинические исследования, когда как фармацевтические компании осуществляли уже клинические испытания, с последующей коммерциализацией новых препаратов и лекарств, что позволило им получать огромную сверхприбыль. Из-за усложнения механизмов управления компаниями и возрастания затрат на разработку лекарственных препаратов ситуация постепенно меняется, способствуя углублению сотрудничества между ними и делая его более динамичным и разносторонним. Университеты начинают играть все более заметную роль, поскольку в университетах исторически была создана сильная научная школа и здесь на протяжении долгого периода времени ведутся клинические разработки. Поэтому компании заинтересованы в их научных ресурсах. Университеты же, в свою очередь, испытывая нехватку государственного финансирования, ищут альтернативные источники привлечения финансовых ресурсов и получения доходов [3].

Современное сотрудничество между академической и бизнес средой уже больше не сводится к отдельным проектам. Они имеют более широкий охват и направлены на преобразование фундаментальной науки в потенциальные продукты [5]. Партнерские отношения с университетами становятся важной частью стратегии развития компаний и повышениях их конкурентоспособности. В университетах создаются идеи, а бизнес среда создает эффективную инфраструктуру для этой идеи, позволяя ее успешно коммерциализировать.

Анализ

Не все фармацевтические компании имеют равное желание сотрудничать с университетами. То в какой степени развито сотрудничество, зависит от того, насколько они открыты этому сотрудничеству. Существуют 4 основных вида фармацевтических компаний, сотрудничающих с академической средой:

1. Открытые новаторы. Они открыты для сотрудничества и обмена большим объемом своих знаний с различными организациями. Фармацевтические компании, которые являются открытыми новаторами, обычно имеют большое количество совместных публикаций с преподавателями и научными сотрудниками из университетов в научных журналах, стремятся создавать сайты с открытой информацией для взаимодействия с внешним миром.

2. Закрытые новаторы. Они не открыты для сотрудничества с различными организациями вне компании. Все необходимые им знания и ресурсы сосредоточены

внутри компании, что, как правило, приводит к увеличению собственных инвестиций в НИОКр в отличие от открытых новаторов. У них нет большой сети партнеров по сотрудничеству, знания в открытом доступе невелики (например, в научных журналах, которые находятся в свободном доступе).

3. Интегрированные коллаборационисты. Они занимают серединное положение между открытыми и закрытыми новаторами. Они сотрудничают лишь с избранной группой партнеров и используют полученные знания лишь для небольшого числа проектов.

4. Специализированные коллаборационисты. Они являются противоположностью интегрированных новаторов. Это компании, которые имеют большое количество различных партнеров, но не используют свои знания для всех проектов.

В настоящее время наблюдается тенденция к тому, что фармацевтические компании отходят от закрытого новатора и адаптируют свою стратегию к более открытому сотрудничеству.

Ниже рассмотрим примеры сотрудничества между университетами и фармацевтическими компаниями в разных странах.

Европейский союз признает важность динамично развивающегося сотрудничества между компаниями и университетами, разрабатывает различные инструменты стимулирования его. Существует множество различных программ, направленных на достижение этой цели, таких как программы Инновационного развития в области фармацевтики программа Марии Склодовской-Кюри. Они направлены на предоставления более быстрого доступа к новым технологиям и инновациям в фармацевтической промышленности и стимулируют сотрудничество между академическими институтами и промышленными компаниями. Кроме того, в современной программе Horizon Europe акцент делается на расширении государственно-частного партнерства в рамках "Европейской инициативы партнерства", путем предоставления партнерам, не входящим в ЕС, возможности участвовать в консорциумах. С другой стороны, не только объединенная Европа видит ценность ГЧП, но и в национальных исследовательских институтах эта тема является актуальной. Например, программа Голландского исследовательского совета (NWO) направлена на укрепление голландской системы знаний и инноваций с помощью передовых научных исследований.

Ярким примером сотрудничества академической и бизнес среды является сотрудничество Оксфордского университета и компании AstraZeneca по разработки вакцины против коронавируса (COVID-19). У Оксфордского университета были технологии, а у компании - обширные финансовые ресурсы, опыт, бизнес контакты, что позволило превратить эту вакцину из академического проекта в жизнеспособную глобальную программу вакцинации, причем с большой скоростью. Это сверхсотрудничество в сочетании с регуляторной поддержкой и государственным финансированием привело к тому, что фармацевтическая программа, которая обычно занимала более 10 лет, чтобы принести жизнеспособные плоды, произвела разрешенную вакцину менее чем за 12 месяцев. Замечательное достижение, которое установило планку для будущих исследовательских проектов.

Однако ключевой задачей здесь является не создание самой вакцины, а важность проведения фундамен-

тальных исследований в университете для этой программы вакцинации и то, каким образом, промышленность активизировала поддержку этой программы - сотрудничество, которое потенциально может спасти миллионы жизней в глобальном масштабе [6].

Недавно AstraZeneca объявила о совместном исследовательском сотрудничестве с Лабораторией молекулярной биологии Совета медицинских исследований (MRC LMB) для финансирования ряда доклинических исследовательских проектов, направленных на лучшее понимание биологии заболеваний. В проектах участвуют ученые из двух организаций, работающие бок о бок либо в рамках MRC LMB, либо в Кембриджском биомедицинском кампусе. AstraZeneca внесет около 6 миллионов фунтов стерлингов (10 миллионов долларов), а MRC LMB - около 3 миллионов фунтов стерлингов (5 миллионов долларов) в течение пяти лет.

Другим успешным сотрудничеством можно считать сотрудничество Швейцарской транснациональной фармацевтической компания Novartis и Гарвардского университета, которые заключили ряд соглашений о сотрудничестве для продвижения исследований в области биомедицины. Novartis объединилась с Институтом биологической инженерии Висса при Гарвардском университете и Институтом рака Даны-Фарбер (основным учебным филиалом Гарвардской медицинской школы) для разработки имплантируемых и инъекционных систем, которые могут усилить иммунные реакции пациента на различные виды рака.

Американский биотехнологический гигант Amgen успешно работает с Университетом Исландии над исследованиями общегеномных ассоциаций, чтобы найти небольшие генетические вариации в геноме человека, которые могут указывать на более высокий риск определенных заболеваний.

Китайская компания BGI China является одним из крупнейших коммерческих поставщиков услуг по секве-нированию и анализу генома в Китае. Согласно анализу Nature Index, его наиболее частым академическим партнером является Копенгагенский университет (UCPH) в Дании, при этом Копенгагенский университет предоставляющих образцы и вырабатывает идеи, в то время как компания BGI China выполняет геномное секвенирова-ние и анализ.

Компания F. Hoffmann-La Roche AG, мировой лидер в области фармацевтики и диагностики, является одной из крупнейших в мире биотехнологических компаний, которая тоже уже несколько лет сотрудничает с Гарвардским университетом. Данная швейцарская транснациональная корпорация установила успешные партнерские отношения с Гарвардским институтом стволовых клеток, Гарвардской медицинской школой, Детской больницей Бостона и Массачусетской больницей общего профиля для создания более эффективных методов скрининга расстройств аутистического спектра, а также с Институтом Брода для перепрофилирования или поиска новых терапевтических применений существующих соединений Roche.

Совсем недавно Roche и американская биотехнологическая компания lonis Pharmaceuticals работали с исследователями Гарварда над разработкой препарата, замедляющего прогрессирование болезни Хантингтона [4].

Венгерский университет Земмельвайса и компания ЭГИС также представляют собой образец партнёрских отношений в сфере фармацевтики. Их целью является

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

повышение стандартов в области фармацевтических исследований и разработок, а также подготовка квалифицированных врачей и специалистов индустрии. Они планируют начать совместную разработку активных фармацевтических ингредиентов, получаемых безопасным для окружающей среды способом. В качестве одного из наиболее перспективных направлений (причем как с экологической, так и с экономической точки зрения) рассматриваются исследования в области применения зеленой химии. Кадры выступают необходимым условием для развития фармацевтической отрасли. Именно они способствуют созданию инновационных идей и развитию талантов. Частью новейшей инфраструктуры для подготовки дипломированных специалистов должен стать фармацевтический исследовательский центр Hбgyes-Schбpf-Merei, строительство которого запланировано в рамках научно-технического проекта «XXI». Сотрудничество между венгерским вузом и ЭГИС имеет не только интеллектуальную направленность, но и затрагивает материально-техническую сферу. В частности, применяемое компанией лабораторное оборудование, которое все еще находится в исправном состоянии, но подлежит замене, регулярно передается в Университет Земмельвайса для дальнейшего использования в учебных лабораториях [2].

В России также активно развивается сотрудничество между университетами и фармацевтическими компаниями. В 2022 году крупнейшие вузы Москвы, Саранска и Санкт-Петербурга приняли решение о начале подготовки современных кадров для российской фармацевтической отрасли. Соответствующие соглашения были подписаны на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) между одной из ведущих отечественных фармкомпаний - ГК "Промомед" - и Российским химико-технологическим университетом им. Менделеева, Московским государственным медико-стоматологическим университетом им. Евдокимова, Мордовским государственным университетом им. Огарева, а также Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом. По мнению ведущих экспертов фарминдустрии, для обеспечения лекарственной безопасности страны сегодня необходимо восстанавливать не только производство, но и кадровый потенциал, собственную научную базу. Эти проблемы фарм-производители и вузы должны решать совместно. [1].

Существует ещё много других примеров подобных сотрудничеств. Они показывают, что чаще это интеграция крупных фармаТНК с крупными государственными высшими учебными заведениями, то есть получающие госфинансирование. Но в последние годы часто при университетах стали образовываться бизнес-инкубаторы, основная цель которых оказание поддержки начинающим предпринимателям в реализации их стартапов и бизнес-проектов., и это тоже важно для сотрудничества. Не мало важен тот факт, что эти бизнес-инкубаторы, акселераторы также могут финансироваться государством. На ровне с государством бизнес-инкубаторы могут создаваться и самими фармацевтическими предприятиями. Но при этом они являются структурным подразделением университета.

Результаты

Основываясь на материалах российских и зарубежных специалистов, можно выявить следующие группы факторов, влияющие на сотрудничество между фармацевтическими компаниями и университетами (Табл.1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на сотрудничество между фармацев-

Внешние факторы Государственные программы, государственные гранты и субсидии, государственные заказы, макроэкономические факторы (инфляция, процентная ставка), политические факторы

Внутренние факторы Размер компании, возраст компании, материально-технические факторы, технологические факторы, качество трудовых ресурсов, деловые отношения

Инфраструктурные (кластерные) факторы Развитие кластеров, географическое положение

Источник: составлено автором

К группе внешних факторов относятся факторы, которые контролируются внешней средой. Положительным внешним фактором, влияющим на сотрудничество, является государственное финансирование. Государства стремятся укрепить национальный инновационный потенциал и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими государствами путем финансового стимулирования сотрудничества.

Внутренние факторы зависят от особенностей и степени развития самих участников сотрудничества (университетов и компаний). К ним относятся: размер, возраст, деловая репутация и т.п. Более крупные и хорошо зарекомендовавшие себя компании имеют больше ресурсов для сотрудничества и более заметны. Это оказывает положительное влияние на сотрудничество между фармацевтическими компаниями и университетами. Однако доступ к их ресурсам имеет свою цену, они менее прозрачны, чем небольшие компании, и сложность бюрократических процедур влияют на скорость заключения соглашений о сотрудничестве, права интеллектуальной собственности и лицензирования (патентирова-ния).

Инфраструктурные факторы влияют на сотрудничество через взаимодействие между сторонами, одним из которых является географическая близость. Для университетов обмен идеями с внешним миром (распространение знаний) более локализован, чем распространение знаний в фармацевтической промышленности. Компании, находящиеся в одном фармацевтическом кластере или находящиеся географически близко друг, имеют более тесную внутреннюю коммуникацию между собой, чем с третьими/другими компаниями. Однако, безусловно, их инновационный результат будет зависеть от состава участников. При чем роль государственного участия, как партнёра, не всегда однозначна.

Заключение

Мировой опыт выстраивания сотрудничества между университетами и фармацевтическими компаниями показал, что сотрудничество важно обеим сторонам. Фармацевтические компании и университеты всегда работали вместе, однако в настоящее время наблюдается усиление позиций университетов, диверсифицируется их деятельность. Появление бизнес-инкубаторов, акселераторов при вузах способствует усилению их взаимодействия. Правительства также понимают важность этой интеграции как для науки, так и для экономического развитии страны в целом. Они пытаются его усилить, создавая при этом эффективную бизнес среду, развивая инфраструктуру для этого сотрудничества, оказывая финансовую поддержку этим проектам.

Но тем не менее высшие учебные заведения не должны превращаться в бизнес единицы, в производственные малые предприятия. За университетами должна остаться их образовательная направленность, а также научная, где наука создаётся, а не коммерциализируется. Однако вузу должна быть обеспечена достойная инфраструктура: площадки пользования научной информацией, доступ к передовым технологиям, наличие научно-исследовательских лабораторий, патентных центров, возможность развивать научные коллективы высококвалифицированных специалистов с привлечением работников из реального сектора экономики.

Литература

1. Валентина Зотикова. Российские вузы и фарм-бизнес будут вместе готовить современные кадры для отрасли [Электронный ресурс] URLhttps://rg.ru/2022/06/20/rossijskie-vuzy-i-farmbiznes-budut-vmeste-gotovit-sovremennye-kadry-dlia-otrasli.html (дата обращения 30.10.2022)

2. Елена Бершадская. Старейший медицинский университет Венгрии и фармацевтическая компания ЭГИС подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс] URL:https://kz.egis.health/a/the--year-old-semmelweis-university-and-egis-pharmaceuticals-two-signed-agreement-ru (дата обращения 27.10.2022)

3. Abi Millar. Academic-industry collaboration: how can licensing and partnerships be made smoother? [Электронный ресурс] URL :https://pharma.nridigital.com/pharma_jun21/academic_ind ustry_collaboration_licensing_partnerships (дата обращения 28.10.2022)

4. Bec Crew Top 5 corporate-academic collaborations in biomedical sciences [Электронный ресурс] URL: https://www.nature.com/nature-index/news-blog/top-corporate-academic-collaborations-biomedical-sciences (дата обращения 27.10.2022)

5. Denise Myshko. New Models for Academic Partnerships [Электронный ресурс] URL: https://www.pharmavoice.com/news/academic-partnerships/613305/ (дата обращения 27.10.2022)

6. Why Are University Collaborations with Pharma So Important? [Электронный ресурс]

uRL:https://www.vwv.co.uk/news-and-events/blog/higher-education-law/university-collaborations-with-pharma (дата обращения 27.10.2022)

World experience of cooperation between pharmaceutical companies

and universities Egorycheva E.A., Szabolcs N.

Peoples' Friendship University of Russia, Miskolc University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article studies modern forms of interaction between pharmaceutical companies and universities in various countries of the world. The author's view of the factors stimulating this cooperation is assumed. For a long period of time, large pharmaceutical companies have independently developed new medicines, expanding their staff with medical scientists and spending huge financial resources on these developments. However, now, if necessary, in order to use their resources rationally and develop new ideas, it becomes more effective to use the knowledge of young medical professionals from the academic environment. Medical universities give companies the opportunity to gain access to new ideas for faster drug development, while being able to expand their revenues and gain access to business infrastructure opportunities. The number of higher educational institutions cooperating with large pharmaceutical companies is growing every year, leading to the expansion and deepening of their cooperation. The authors analyze the forms of modern cooperation between the academic and business environment, as well as the factors influencing it. The article presents the experience of different countries in the development of this cooperation. I n conclusion, the authors consider the problems and prospects for the development of this cooperation. Keywords: pharmaceutical companies, universities, cooperation, innovators,

medicines References

1. Valentina Zotikova. Russian Universities and Pharmaceutical Business Will

Together Train Modern Personnel for the Industry -otrasli.html (accessed 30.10.2022)

2. Elena Bershadskaya. The oldest medical university in Hungary and the

pharmaceutical company EGIS signed a cooperation agreement [Electronic resource] URL: https://kz.egis.health/a/the--year-old-semmelweis-university-and-egis-pharmaceuticals-two-signed -

agreement-ru (accessed 27.10.2022)

3. Abi Millar. Academic-industry collaboration: how can licensing and

partnerships be made smoother? [Electronic resource] URL: https://pharma.nridigital.com/pharma_jun21/academic_industry_collabo ration_licensing_partnerships (accessed 10/28/2022)

4. Bec Crew Top 5 corporate-academic collaborations in biomedical sciences

[Electronic resource] URL: https://www.nature.com/nature-index/news-blog/top-corporate-academic-collaborations-biomedical-sciences (date appeals 27.10.2022) 5 Denise Myshko New Models for Academic Partnerships [Electronic resource] URL: https://www.pharmavoice.com/news/academic-partnerships/613305/ (Accessed 10/27/2022) 6. Why Are University Collaborations with Pharma So Important? [Electronic resource] URL: https://www.vwv.co.uk/news-and-events/blog/higher-education-law/university-collaborations-with-pharma (Accessed

10/27/2022)

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.