Научная статья на тему 'Мировой опыт страхования предпринимательской деятельностиироссия: проблемы, противоречия, перспективы'

Мировой опыт страхования предпринимательской деятельностиироссия: проблемы, противоречия, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2447
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / МИРОВОЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / КОРПОРАТИВНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ПРОДУКТ / INSURANCE PRODUC.T / INSURANCE / BUSINESS ACTIVITIES / BUSINESS RISKS / THE INTERNATIONAL INSURANCE MARKET / INSURANCE CASE / INSURANCE PREMIUMS / CORPORATE INSURANCE / PERSONAL INSURANCE / PROPERTY INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Натальин Алексей Александрович, Юленкова Иринаборисовна

Процессы концентрации, интеграции и глобализации, активизирующиеся на мировом страховом рынке, оказывают значительное влияние на качественные и количественные параметры развития страхования предпринимательской деятельности. В статье анализируется динамика и структура мирового страхового рынка, затронуты проблемы и перспективы развития рынка страхования предпринимательских структур в России и зарубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт страхования предпринимательской деятельностиироссия: проблемы, противоречия, перспективы»

Натальин А.А., Юленкова И.Б.

МИРОВОЙ ОПЫТ СТРАХОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИРОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ,

ПЕРСПЕКТИВЫ

Natal'inA.A., YulenkovaI.B.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INSURANCE OF BUSINESS ACTIVITIES AND RUSSIA: PROBLEMS, CONTRADICTONS AND PROSPECTS

Ключевые слова: страхование, предпринимательская деятельность, предпринимательские риски, мировой страховой рынок, страховой случай, страховые премии, корпоративное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страховой продукт.

Keywords:insurance, business activities, business risks, the international insurance market, insurance case, insurance premiums, corporate insurance, personal insurance, property insurance, insurance produc.t

Аннотация: процессы концентрации, интеграции и глобализации, активизирующиеся на мировом страховом рынке, оказывают значительное влияние на качественные и количественные параметры развития страхования предпринимательской деятельности. В статье анализируется динамика и структура мирового страхового рынка, затронуты проблемы и перспективы развития рынка страхования предпринимательских структур в России и зарубежом.

Abstract:the processes of concentration, of integration and globalization, which are activated on the international insurancemarket, influencesignificantly the quality and quantity of development of insurance business. The article analyzes the dynamics and structure of the international insurance market, alsoproblems and prospects of development of the insurance market, business organizations in Russia and abroad are discussed.

Мировой опыт свидетельствует, что во всех странах с развитой рыночной экономикой страхование играет важную роль в регулировании воспроизводственных процессов для всех групп

предпринимателей. Страхование

обеспечивает непрерывность развития экономики и концентрацию

инвестиционных ресурсов.

Страхование является

интегрированной формой финансовой деятельности, которая затрагивает разнообразные экономические отношения, возникающие на международном рынке. Развитие страхования предпринимательской деятельности в системе международных экономических отношений осуществляется под влиянием многих факторов и объективных обстоятельств: стихийные природные катастрофы; техногенные аварии; распространение терроризма; усиление взаимозависимости между экономическими субъектами рыночной

экономики, обусловленные

глобализационными процессами,

увеличивающими уровень риска; реализация чрезвычайно дорогих, технологически сложных и экологически опасных объектов, когда даже незначительная ошибка проектировщиков и эксплуатационников может привести к таким катастрофическим убыткам, которые ни при каких обстоятельствах не смогут возместить те, по чьей вине они произошли; транснационализация банковских потоков, порождающие весьма значительные потери, как для экономики отдельных стран, так и частных субъектов-нерезидентов в связи с объективными или субъективными причинами, возникшими в различных регионах мира; развитие рынка интеллектуальной собственности,

требующее учреждения новых форм, видов и методов ее (интеллектуальной собственности) защиты; возрастание роли человеческого капитала и, соответственно,

осознания значимости жизни и здоровья каждого человека, что обуславливает развитие личного страхования; рост благосостояния населения и осознание ценности безопасности жизни, покоя, уверенности в завтрашнем дне как высших благ и т.п.1

Глобальный финансовый кризис сильно повлиял на развитие страхового рынка многих стран. Продажи продуктов «unit-linked» и продуктов, связанных с накоплением, финансовыми и

предпринимательскими рисками, имели наибольшее влияние от падения фондовых рынков. Выручка от таких продуктов традиционного страхования жизни и накоплений, как фиксированная рента, продолжала расти во многих странах, но не компенсировала снижение премий в отдельных случаях, связанных с бизнесом.

Землетрясения на Гаити, аномальная летняя жара на территории европейской части России и наводнение в Пакистане стали трагическими событиями 2010 года, унесшими жизни более 260 тыс. человек и причинившими 222 млрд. долл. экономического ущерба. В 2011 году землетрясения и наводнения в Азиатско-Тихоокеанском регионе принесли ущерб на 126 млрд. долларов. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы в 2012 году причинили экономический ущерб на 186 млрд. долл. В результате возникновения крупномасштабных погодных явлений в США страховщикам выставлено претензий на 77 млрд. долл.

В 2012 году около 5000 человек стали жертвами техногенных катастроф, в 2011 году данный показатель составил 5643 человек. В результате техногенной катастрофы в Гондурасе погиб 361 человек. Взрыв на оружейном складе в Республике Конго и пожар на швейной фабрике в Пекине унесли 526 человеческих жизней. На морские и авиационные катастрофы в 2012 году выпало 1700 и 400 жертв, соответственно. Террористические акты в 2011 и 2012 гг. по всему миру привели к потере 1300 человеческих жизней.

1 Новейшие тенденции развития мирового страхового рынка / В.Д. Базилевич // Страховое дело. -№ 1. - 2008. - С. 26-37

Одними из самых разрушительных и дорогостоящих техногенных катастроф в 2012 году стали происшествие на буровых платформах в Италии и крушение Круизного лайнера CostaConcordiaу побережья Тосканы.

Цепочка чрезвычайных событий и мировой финансовый кризис негативно повлияли на динамику развития международного страхового рынка (таблица 1).

Согласно опубликованным данным всемирно известной страховой компании Swiss Resigma, в 2012 году объем страховых премий в мировом масштабе вырос всего на 1%, с 4566163 до 4612514 млн. долл. США. При этом наибольший темп роста страховых платежей наблюдается в странах Африки и Азии. Страховой рынок Америки с учетом инфляции увеличился в 2012 г., на 2,8%. Рынок Океании (Новой Зеландии и Австралии) в абсолютном выражении увеличился на 2113 млн. долл. Инфляционный рост, произошедший в этих странах в 2012 г., показал уменьшение анализируемого показателя на 0,1%.

Европейский страховой рынок в 2012 г. показал отрицательную динамику роста. Его снижение составило с учетом инфляции 1,7%, в абсолютном выражении объем собранных страховых платежей на рынках Европы уменьшился на 90266 млн. долл. США.

Доля страховых премий в ВВП (показатель уровня проникновения) всего мира равен 6,5%, а показатель плотности страхования (собранной премии на душу населения) установился на уровне 655,7 долл.

Лидирующие позиции по объему собранной премии занимают два региона: Америка и Европа, их доля от мирового объема собранных страховых платежей составляет 33,87 и 33,28% % соответственно, удельный вес страховых премий в структуре ВВП - 6,8 и 6,73%%, объем страховых премий на одного человека - 1649,2 и 1724,4 долл.

Третье место занимает Азия, ее доля на мировом рынке составляет 29,19% по объему страховых премий, 5,73% по удельному весу страховых премий в ВВП.

На 1 человека приходится 321,7 долл. страховых премий.

Океания и страны Африки занимают последние места по объему собранных страховых платежей. Однако необходимо отметить, что молодой рынок страхования африканских стран с учетом инфляции имеет самый высокий процент роста (10,5%), а Австралия и Новая Зеландия занимают первое место по размеру премии, приходящейся на одного человека (2660,2

долл.).

Интеграционные процессы на страховом рынке, безусловно, имеют национальные особенности. Размер сделок и их количество напрямую зависят от потенциала и финансовой мощи каждого рынка. Как видно из таблицы 2, США является крупнейшим национальным страховым рынком.

Таблица 1 - Динамика собранных страховых платежей на мировом страховом рынке в 2011-2012 гг.2

Регион Размер премии, в млн.долл. США Изменение в% с поправкой на инфляцию Доля в общем объеме премии, % Премии рынка в% от ВВП Размер премии на душу населения (в долл. США)

2012 г. 2011г. 2012 г. 2011г. 2012 г. 2012г. 2012г.

Америка 1562153 1497703 2,8 2,3 33,87 6,80 1649,2

Европа 1535176 1625442 -1,7 -5,6 33,28 6,73 1724,4

Азия 1346223 1278786 6,9 0,6 29,19 5,73 321,7

Африка 71891 69274 10,5 2,6 1,56 3,65 67,3

Океания 97071 94958 -0,1 0,5 2,10 5,60 2660,2

Итого 4612514 4566163 2,4 -1,1 100,00 6,50 655,7

Таблица 2 - Объем страховых платежей стран Северной и Южной Америки в 2011- 2012 гг.

Страна Размер премии, млн. долл. США Изменение (в%) номинальное Изменение (в%) с поправкой на инфляцию

2012 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г.

1 2 3 4 5

США 1270884 1221471 4.0 1.9

Канада 122532 121031 1.2 0.7

Бразилия 82267 78656 4.6 15.8

Мексика 23982 22863 4.9 6.8

Аргентина 15458 12759 21.2 6.6

Венесуэла 14163 10807 31.0 8.2

Чили 10491 9671 8.5 5.9

Колумбия 8879 7620 16.5 9.9

2Мир страхования в 2012 году [Электрон.ресурс]. http://media.swissre.com/documents/sigma3 2013 en.pdf - Загл. с экрана.

Режим доступа:

Перу 2997 2619 14.5 5.7

Эквадор 1485 1337 11.1 5.7

Продолжение таблицы 2

Панама 1139 1053 8.2 2.2

Уругвай 973 913 6.6 -

Тринидад и Тобаго 952 936 1.7 -

Коста-Рика 896 822 9.0 -

Доминиканская Республика 746 702 6.3 5.0

Ямайка 701 680 3.1 -

Гватемала 613 600 2.3 -1.2

Инвестиционный потенциал

страхового рынка США действительно высок. Объем собранных премий значительно превышает аналогичные показатели других стран Америки.

Наибольшее развитие в США получило страхование жизни: страхование на случай смерти; страхование-вклад; страхование ренты или пенсии. Доля

страхования жизни в объеме поступлений страховых платежей в США составляет от 43,6 до 44,7%. Однако необходимо отметить, что реальный темп роста страховых платежей (с учетом инфляции) в 2012 году снизился на 1,7 процентных пункта по отношению к 2011 году (таблица

3).

Таблица 3 - Динамика поступлений страховых платежей в США, млн. долл.

Показатель Страхование жизни Иные виды страхования кроме жизни Размер премиивсего

2010 г. 506709 655450 1162159

2011 г. 543704 677767 1221471

2012 г. 567756 703128 1270884

Изменение номинальное в 2011г.,% 7.3 3.4 5.1

Изменение в 2011 г. с поправкой на инфляцию, % 4.0 0.3 1.9

Изменениеноминальное в 2012 г., % 4.4 3.7 4.0

Изменение в 2012 г. с поправкой на инфляцию, % 2.3 1.6 1.9

В США осуществляются два типа страхования жизни. Самым популярным является «ограниченное» страхование. В этом случае компания-страховщик фиксирует годовую плату, которую клиент может вносить каждый месяц или поквартально. Общая сумма взносов

определяется возрастом, состоянием здоровья, областью страхового покрытия и другими факторами. В случае смерти клиента компания-страховщик выплачивает страховку в действующий период договора. Он обычно колеблется от 20 до 30 лет. Те, кто указан в договоре как бенефициар,

получает сумму, прописанную в договоре.

Второй тип страхования жизни -«полное» страхование. Клиент в этом случае осуществляет взносы ежемесячно или раз в год без фиксированных сумм, проценты начисляются в зависимости от взносов. С каждым взносом повышается сумма возможных страховых выплат. Однако полное страхование может стоить гораздо дороже «ограниченного».

Страхование в США достаточно широко используется как финансовый инструмент для поддержания текущей ликвидности корпоративными

образованиями. Мировой финансовый кризис значительно повлиял на развитие страхования предпринимательской и кредитно-финансовой сферы. Однако

Экономическое развитие в Европе в настоящее время порождает значительные риски ведения страховой деятельности, что отрицательным образом повлияло на финансовые показатели ряда европейских компаний на рынке страхования. Доказательством сказанному

свидетельствуют показатели таблицы 4, из которых видно, что ни одна страна из пятерки лидеров европейского страхового рынка не имеет положительную динамику роста в 2012 году.

Существенные изменения, влияющие на будущую экономическую ситуацию в Европе, а также прогнозы относительно замедленного роста и ужесточения требований регулирующих органов, заставляют ведущие страховые компании пересмотреть свои организационные структуры, ассортимент услуг и программы

восстановление экономики, повышение предпринимательской активности и умеренный рост страховых тарифов повлияли на увеличение объема платежей по классическим видам страхования, иным,чем страхование жизни. В 2011 году анализируемый показатель, с учетом инфляции, составилвсего 0,3%. Снижение уровня инфляции позволило увеличить темп роста страховых платежей в 2012 году до 1,6%.

Как уже отмечалось выше, страховой рынок Европы является крупнейшим в мире. В совокупности пять стран европейского страхового рынка занимают 22,4% от общего мирового объема страховых платежей (таблица 4).

развития.

Учитывая сложившуюся ситуацию на европейском рынке, многие страховые компании стали рассматривать возможность трансформации своих внутренних процессов для достижения стратегических целей и решения операционных задач. К тому же постоянно меняющиеся нормативные акты и системы бухгалтерского учета потребовали от них более подробного раскрытия информации в максимально сжатые сроки.

Европейские компании по общему страхованию и перестрахованию в 2011 и2012 гг. столкнулись с проблемой роста страховых выплат, а также возникновения рисков страховых портфелей. В результате для решения этих вопросов страховщикам потребовалось провести более тщательный анализ существующего портфеля и

Таблица 4 - Топ 5 стран Европы по объему страховых платежей в 2011 - 2012 гг.

Страна Размер премии, млн. долл. Изменение (в %) номинальное Изменение(в %) с поправкой на инфляцию

2012 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г.

Великобритания 311418 312843 -0.5 -2.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 242459 272651 -11.1 -0.3

Германия 231908 245572 -5.6 0.3

Италия 144218 160787 -10,3 -5.7

Нидерланды 100342 108813 -7.8 -2.5

Всего в Европе 1535176 1625442 -5.6 -1.7

пересмотреть технологию управления рисками на более высоком уровне для определения и управления потенциальными рисками страховых портфелей.

В последние годы многие страховщики ощутили проблему

сохранения равновесия между

необходимостью повышения стоимости услуг в связи с более высокой степенью риска и желанием клиента получить более прозрачный и понятный продукт за меньшие деньги. Таким образом, страховщики вынуждены были более активно использовать прямые продажи и модель «low-cost». Данная модель продаж сфокусирована на недорогой стоимости бренда и, в основном, сосредоточена на низкой цене страховой услуги и справедливой стоимости с учетом особенностей клиентов, для которых решающим фактором является цена продукта. Модель «low-cost» включает предложение стандартизированных

продуктов, а также легкий, быстрый и удобный способ получения услуги (зачастую самостоятельно), которая предоставляется через интернет или телефон.

Более крупную долю сделок через Интернет, а тем более по системе on-line, пока составляет страхование физических лиц: здоровья, автотранспорта, гражданской ответственности, квартир, дач, медицинских расходов во время путешествий и т. д. Тем не менее, как показывает зарубежная практика, интернет-страхование начинает активно внедряться на рынок корпоративного страхования.

Корпоративное страхование -продукт, как правило, нестандартный. Удовлетворение страховых интересов юридических лиц требует создания индивидуальных программ страхования, проявления индивидуальных подходов.

Для корпоративных клиентов Интернет обычно используется для котировок, когда предлагаются стандартные страховые продукты. То есть, к примеру, по страхованию грузов можно заранее определить стоимость полиса в зависимости от пункта назначения, типа груза и некоторых других параметров. После того,

как потенциальный клиент узнал, сколько это будет стоить, он заполняет запрос и отсылает на сайт страховой выбранной компании. При страховании имущества юридических лиц действует практически такая же схема. Данные, необходимые для индивидуальной котировки, представлены в форме запроса на расчет условий.

Одиним из самых востребованных корпоративными клиентами продуктов, который можно приобрести по интернету, является добровольное медицинское страхование сотрудников (ДМС). Клиент может выбрать сетевую программу, включающую несколько вариантов страхования. Данный вид страхования пользуется большим спросом, т.к. он удобен и необходим для сотрудников, является дополнительной формой социального пакета предприятия.

Электронная площадка insa.ru проводит страхование грузов,

нефтегазового комплекса, запусков космических спутников, строительно-монтажных рисков, судов, самолетов, зданий, сооружений, торговых и складских помещений, машин и оборудования, различных товаров.

В США на сайте электронной коммерции

www.theinsuranceXchange.com, компании могут покупать бизнес-страхование по схеме обратного аукциона. Это помогает значительно упростить процесс приобретения страховки для организации. После того, как риск-менеджеры компании получат информацию о предлагаемых страховых продуктах, определят нужные им виды страхования и подсчитают примерную сумму премий, проводится обратный аукцион, в котором принимают участие ведущие национальные страховщики с рейтингом не ниже «А», желающие получить право страховать данную компанию.

В России, по сравнению с банкингом и трейдингом, интернет-страхование

развивается менее динамично, однако сейчас не осталось ни одной серьезной страховой компании, которая не предлагала бы своим корпоративным клиентам услуги по страхованию через Интернет. К примеру,

корпоративные клиенты страховой компании «Ренессанс Страхование» по системе оп-Нпе могут купить бизнес-карту -годовой полис страхования выезжающих за рубеж, что очень удобно для руководителей и для тех, чья работа связана с частыми поездками, в том числе и за границу. Компания «Стандарт Резерв» через Интернет предлагает свои услуги по страхованию грузов и гражданской ответственности организаций, имеющих опасные производства.

Управление по работе с корпоративными клиентами компании «Центр Брокер» разрабатывает для предприятий и организаций специальные страховые программы, в том числе по добровольному медицинскому страхованию сотрудников, страхованию имущества, грузоперевозок и отдельно для автодилеров

- по их комплексному страхованию.

Согласно данным Всероссийского союза страховщиков, сектор

корпоративного страхования в России составляет примерно половину (52%) от объема премий на рынке, он создает львиную долю прибыли рынка (по оценкам, около 90% прибыли на рынке приходится на сегмент корпоративного страхования).3

Глубина проникновения

корпоративного страхования в РФ невелика

- в 2012 году она составила всего 0,65% ВВП, что в разы меньше, чем на Западе.

Данный сегмент страхового рынка можно разделить на две части: закрытую -доступную только привилегированным страховщикам, и открытую - собственно рыночную. По некоторым оценкам, закрытый рынок может составлять около 70% общего объема корпоративного сегмента и дает большую долю прибыли в корпоративном страховании.

Основными видами страхования на рынке корпоративного страхования России являются имущественное страхование и личное страхование кроме жизни: добровольное медицинское страхование; коллективное страхование от несчастных

3 Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года [Электрон. ресурс]. - Саранск, 2013. - Режим доступа: http://www.ins-union.ru/rus/news/bcc/2020 - Загл. с экрана.

случаев и болезней (рисунок 1).

Введение обязательного страхования ответственности опасных

производственных объектов увеличило объем премий по страхованию ответственности, но фундаментально ситуацию не изменило.

Российские страховщики разработали множество продуктов по добровольному страхованию ответственности

предпринимателей, тем не менее, основная доля страховых платежей по страхованию ответственности предприятий и

организаций собирается по договорам, заключенным в силу закона.

В настоящее время у российских предпринимателей существует достаточно большая потребность в страховании финансовых (предпринимательских)

рисков, т.е. рисков, связанных с процессом получения дохода или прибыли. Однако существует мнение, что насколько страхованием финансовых рисков на фоне мирового финансового кризиса начинают интересоваться потенциальные

страхователи, настолько же неинтересным оно делается для страховщиков, так как в данных условиях финансовые риски становятся практически неуправляемыми и могут принести страховым компаниям большие убытки.

В настоящее время на российском рынке корпоративного страхования мало страхуется долгосрочных рисков. Групповые договоры страхования жизни представляют собой сравнительно неразвитый сегмент страхового рынка. Другие же экономически развитые страны Европы практикуют корпоративное страхование жизни как эффективный инструмент удерживания персонала, который является обязательным пунктом предлагаемого сотрудникам социального пакета.

В целях активизации деятельности российских страховщиков корпоративного сектора на рынке страхования жизни необходимо, прежде всего, внести изменения в страховое законодательство и предпринять ряд мер, направленных на повышение доверия к страховщикам и увеличение ценности страхования жизни

среди руководителей российских предприятий. Требуется внедрение новых и расширение существующих налоговых льгот и субсидий, создание гарантийного фонда, обязательное использование специализированного депозитария для повышения контроля над активами страхователей.

Помимо вышеуказанных мер, для развития рынка корпоративного

страхования в целом необходимым является повышение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, создание новых страховых продуктов и услуг, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка.

Таким образом, реализация предложенных рекомендаций поможет российской отрасли страхования принимать более широкое участие в страховании рисков предпринимательской деятельности и освободить государство от необходимости откладывать бюджетные средства на покрытие крупных обязательств, связанных с рисками организаций с государственным участием и их деятельности.

Мир становится все более рискованным. Поэтому очевидно, что рациональный подход к цивилизованному ведению бизнеса заключается не в том, чтобы экономить на страховой премии, а в том, чтобы минимизировать риски (компенсировать убытки), которые могут оказать значительно большее влияние на экономику предприятия, чем затраты по уплате страховых взносов.

194240482

200000000 180000000 160000000 140000000 120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0

2012 г.

.о'

/ / / * * У / У . / / / / / ✓ .

£ / / / / /

/ / /

Ж

г

2011 г.

Рисунок 1 - Структура собранных платежей в 2011 - 2012 гг. на рынке корпоративного страхования в России, тыс. руб. 4

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мир страхования в 2012 году [Электрон. ресурс]. - Саранск, 2013. - Режим доступа: http://media.swissre.com/documents/sigma3 2013 en.pdf-Загл. с экрана.

2. Новейшие тенденции развития мирового страхового рынка / В.Д. Базилевич // Страховое дело. - №1. - 2008. - С. 26-37

3. Федеральная служба по финансовым рынкам [Электрон. ресурс]. - Саранск, 2013.-Официальный сайт- Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ - Загл. с экрана.

4. Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года [Электрон. ресурс]. - Саранск, 2013. - Режим доступа: http://www.ins-union.ru/rus/news/bcc/2020 - Загл. с экрана.

4 Федеральная служба по финансовым рынкам [Электрон.ресурс]. - Саранск, 2013.0фициальный сайт. -Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.