Научная статья на тему 'Мировой опыт создания безопасной образовательной среды (на примере США)'

Мировой опыт создания безопасной образовательной среды (на примере США) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / DIRECTIONS TO ENSURE SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.Ф.

В статье рассматриваются основные подходы обеспечения безопасности образовательной среды в школах США. Как показал анализ, в США законодательные акты в области безопасности образовательной среды направлены, прежде всего, на реализацию двух основных процессов: повышение финансирования превентивных программ и ужесточение наказаний для детей и подростков, нарушающих закон и совершающих противоправные действия в образовательных учреждениях США. С учётом нарастающих тенденций нарушения безопасности образовательной среды в российских школах, опыт зарубежных стран в этом направлении полезен для России, так как реалии последних лет выявили неблагополучие ряда школ в этом направлении, что привело к случаям психологического и физического насилия над школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF CREATING A SAFE LEARNING ENVIRONMENT (WITH REGARDS TO THE USA)

The article discusses the main approaches to ensure the safety of the educational environment in US schools. According to the analysis, in the United States, legislative acts in the field of safety of the educational environment are aimed primarily at the implementation of two main processes: increasing the financing of preventive programs and toughening penalties for children and adolescents who violate the law and commit illegal actions in educational institutions of the United States. Taking into account the growing trends of violation of the safety of the educational environment in Russian schools, the experience of foreign countries in this direction is useful for Russia, since the realities of recent years have revealed the problem of a number of schools in this direction, which led to cases of psychological and physical violence against schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт создания безопасной образовательной среды (на примере США)»

УДК 37.013

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klinpsych@mail.ru

WORLD EXPERIENCE OF CREATING A SAFE LEARNING ENVIRONMENT (WITH REGARDS TO THE USA). The

article discusses the main approaches to ensure the safety of the educational environment in US schools. According to the analysis, in the United States, legislative acts in the field of safety of the educational environment are aimed primarily at the implementation of two main processes: increasing the financing of preventive programs and toughening penalties for children and adolescents who violate the law and commit illegal actions in educational institutions of the United States. Taking into account the growing trends of violation of the safety of the educational environment in Russian schools, the experience of foreign countries in this direction is useful for Russia, since the realities of recent years have revealed the problem of a number of schools in this direction, which led to cases of psychological and physical violence against schoolchildren.

Key word: safe educational environment, educational institutions, directions to ensure safety of educational environment, students.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

E-mail: klinpsych@mail.ru

МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ США)

В статье рассматриваются основные подходы обеспечения безопасности образовательной среды в школах США. Как показал анализ, в США законодательные акты в области безопасности образовательной среды направлены, прежде всего, на реализацию двух основных процессов: повышение финансирования превентивных программ и ужесточение наказаний для детей и подростков, нарушающих закон и совершающих противоправные действия в образовательных учреждениях США. С учётом нарастающих тенденций нарушения безопасности образовательной среды в российских школах, опыт зарубежных стран в этом направлении полезен для России, так как реалии последних лет выявили неблагополучие ряда школ в этом направлении, что привело к случаям психологического и физического насилия над школьниками.

Ключевые слова: Безопасная образовательная среда, образовательные учреждения, направления обеспечения безопасности образовательной среды, школьники.

В настоящий момент во всём мире актуальной является проблема создания безопасной образовательной среды в современных школах. С каждым годом эта проблема становится всё актуальнее, так как ухудшение ситуации в плане безопасности, которое затронуло практически все страны мира, коснулось и образовательных учреждений, в которых так же произошло увеличение случаев насилия, нетерпимости, жестокости.

Под образовательной средой учёные понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для её развития. содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Безопасная образовательная среда - это среда взаимодействия, свободная от проявления различных форм насилия, имеющая референтную значимость для включённых в неё субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов [1].

Безопасность образовательной среды можно определить:

- Как особое состояние образовательной среды, свободной от проявления психологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению основных потребностей в лич-ностно-доверительном общении; создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех ее субъектов.

- Как определённый характер межличностных отношений, которые вызывают у участников образовательного процесса чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают учащихся, что они пребывают вне опасности; способствуют укреплению психического здоровья.

- Как систему мероприятий, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности [2].

Проблема безопасности образовательной среды (school safety) и насилия в школе (school violence) начала активно разрабатываться зарубежом в 90-е годы XX в. В обозначенные годы, в Европе и Америке начали активно разрабатываться

Таблица 1

Основные направления обеспечения безопасности образовательной среды

1 направление safety 2 направление security

связано с построением безопасного учебного процесса; в данную группу задач попадает комплекс мероприятий: по сертификации учебных заведений, преподавателей и процедур построения учебного процесса связано с обеспечением безопасности самих учебных заведений; к этой группе задач относятся меры по обеспечению безопасности учебного заведения, осуществляемые совместно с полицией, муниципальными учреждениями, общественными организациями и т.п.

Таблица 2

Потенциальные угрозы безопасности образовательным учреждениям

№ Угрозы Их содержание

1 угрозы местоположения: соседство с промышленными районами, зонами высокого техногенного риска, высокой сейсмической опасности, зонами с повышенным уровнем преступности. В этот раздел включены соответствующие рекомендации по обследованию инфраструктуры учебных заведений и прилегающих территорий на предмет опасных строений, сооружений и т.п.

2 культурные и социальные угрозы: социально психологическая среда в учебном заведении, риски по национальным и религиозным факторам, случаи запугивания, хулиганства и напряжённых взаимоотношений. Описаны меры по улучшению социально-психологического климата;

3 внешние угрозы: частично пересекаются с угрозами местоположения. Рекомендованы такие меры, как анализ мест проживания учащихся, маршрута их перемещений от дома к учебному заведению, установление контактов с правоохранительными органами, регулярное ведение досье на трудных детей и сотрудников;

4 резервы: в этом разделе содержатся практические рекомендации по наличию технических средств обеспечения безопасности, оказания первой помощи, квалифицированного персонала (включая привлекаемый на договорной основе), персонала с опытом работы в условиях чрезвычайной ситуации, опытом военной службы и т.п. Рассмотрены вопросы составления планов эвакуации и специальные мероприятия по эвакуации инвалидов [4].

стратегии исследований происходящих процессов, которые вызывали серьёзную обеспокоенность общественности. Это, прежде всего, касалось различных форм поведения детей и подростков, в том числе отклоняющихся, в условиях образовательных учреждений.

В 1994 г. в США был принят так называемый «Акт Цели 2000»: Образование в Америке (Goals 2000: Educate America Act (PL 103-227)). Он был разработан и подписан президентом США того периода Биллом Клинтоном. Данный документ включал в себя:

- законодательный акт о безопасной школе Title VII (Safe Schools Act);

- законодательный акт о свободной от оружия школе Title VIII (Gun-Free Schools Act).

Эти два Акта представляют две стороны федерального ответа на насилие в школе и были направлены на ужесточение наказаний для малолетних нарушителей закона [3].

В настоящий момент в США накоплен большой опыт по обеспечению безопасности образовательной среды. При этом в США разделяют следующие направления (табл. 1):

В 2013 году в США был разработан самый актуальный документ по безопасности образовательной среды - это «Руководство по разработке высококачественных планов поведения в экстренных ситуациях», которое носит исключительно рекомендательный характер. Потенциальные угрозы безопасности образовательным учреждениям разделены в этом документе на 4 категории (табл. 2):

Библиографический список

В крупных городах США школьные советы особое внимание уделяют соблюдению таких правил безопасности, как:

- ограничение доступа на территорию и организация пропускного режима с использованием личных карточек;

- установка детекторов металла;

- регламентация работы горячих линий с полицией и другими службами;

- запрет на использование непрозрачных сумок и рюкзаков для обеспечения возможности визуального досмотра при посещении территории;

- регламентация досмотра личных шкафчиков учащихся

[5].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в настоящий момент, обеспечение безопасности образовательной среды в США является неотъемлемой частью реализации права жителей страны на образование. Законодательные акты, связанные с насилием/безопасностью в школе, ориентированы как на индивидуальный уровень безопасности, так и на системный уровень безопасности образовательного учреждения в целом. Примерами актов первого из них являются законы против ношения оружия, употребления наркотиков, против буллинга (травли отдельных учащихся со стороны сверстников). Второй уровень касается актов, затрагивающих соответствия образовательного учреждения требованиям безопасности. Разработка нормативной базы безопасности образовательной среды в США происходит при тесном переплетении этих двух уровней при активном участии населения.

1. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школьника. Available at: https://studwood.ru/1242316/ psihologiya/zaklyuchenie#275

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. Санкт-Петербург, 2002.

3. Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России. Вестник МГИМО Университета. 2015; № 4 (43): 119 - 129.

4. Guide for Developing High-quality School Emergency Operations Plans. U.S. Department of Education. Available at: http://rems.ed.gov/docs/ rems_k-12_guide_508.pdf (accessed: 10.04.2017).

5. Perkins B.K. Where We Teach: The CUBE Survey of urban school climate. National School Boards Association. Available at: https://www. nsba.org/sites/default/files/reports/Where- we-teach.pdf (accessed: 10.04.2017).

References

1. Tehnologiisozdaniya psihologicheskojbezopasnosti obrazovatel'nojsredy shkol'nika. Available at: https://studwood.ru/1242316/psihologiya/ zaklyuchenie#275

2. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii: monografiya. Sankt-Peterburg, 2002.

3. Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO Universiteta. 2015; № 4 (43): 119 - 129.

4. Guide for Developing High-quality School Emergency Operations Plans. U.S. Department of Education. Available at: http://rems.ed.gov/docs/ rems_k-12_guide_508.pdf (accessed: 10.04.2017).

5. Perkins B.K. Where We Teach: The CUBE Survey of urban school climate. National School Boards Association. Available at: https://www. nsba.org/sites/default/files/reports/Where- we-teach.pdf (accessed: 10.04.2017).

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 37.013.32

Pryakhina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: e.n.pryakhina@utmn.ru

Gavrilova N.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: n.m.gavrilova@utmn.ru

Stupnikov A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Software Department, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: a.a.stupnikov@utmn.ru

SPECIFIC CHARACTERISTICS OF BACHELORS' INTERNSHIP MANAGEMENT IN THE AREA OF SOFTWARE. The article reviews different types of internship management: requirements to the formed competences, options of statements and results of their performance are given. The analysis of students' employability rate with an allowance for place of doing internship is given. Curricular Practical Training represents a type of learning classes and provides consolidation of knowledge and skills acquired by students as a result of mastering of theoretical courses develops practical skills and promotes all-round training of general cultural, general professional and professional competences of students. The result of the research is formation of the unified register of requirements to all types of the internships, recorded in the approved methodical documents on internship.

Key words: bachelors training, Curricular Practical Training, work experience internship, pregraduation internship, competence approaches, developing of bachelor competences.

Е.Н. Пряхина, канд. пед. наук., доц., доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: e.n.pryakhina@utmn.ru

Н.М. Гаврилова, канд. ф-м. наук, доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: n.m.gavrilova@utmn.ru

А.А. Ступников, канд. ф-м. наук., доц. каф. программного обеспечения, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: a.a.stupnikov@utmn.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации всех видов практик с учетом требований к формируемым компетенциям. Даётся анализ распределения студентов после выпуска с учётом места практики. Учебная практика представляет собой вид учебных занятий и предусматривает закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. Результатом исследования является формирование единого реестра требований ко всем видам практик, зафиксированном в утверждённых методических документах по практике.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, учебная практика, производственная практика, компетентностный подход, формирование компетенций бакалавра.

В настоящее время в стремительно развивающемся технологическом обществе возрастает потребность в профессионально компетентных и высококвалифицированных специалистах. Работодатели заинтересованы в уровне подготовленности будущих разработчиков программного обеспечения к реальной работе. Современный специалист может быть профессионально успешным только при наличии сформированных ключевых и базовых профессиональных компетенций, самоорганизованности, профессиональной мобильности, способности мыслить творчески, уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Важное значение любого типа практики состоит в том, что она не только предоставляет студентам возможность получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности, но и формирует привязку учебного материала к особенностям реального производства.

Бакалавры, обучающиеся по направлению 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», проходят три вида практик: учебную, производственную и преддипломную. Каждый из этих видов практик призван расширить специфические для него элементы базовых компетенций и добавить уникальные компетенции, соответствующие форме, месту и насыщению практики.

Важное значение практики в том, что она предоставляет студентам возможность получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности [1]. Учебный план подготовки бакалавров по направлению 02.03.03 предусматривает проведение нескольких видов практики, каждая из которых имеет свои цели и задачи, и формирует определенный набор компетенций. Все виды практик преследуют одну общую цель - формирование профессиональных компетенций, и, как следствие, профессиональную компетентность выпускника. Содержание программы практик должны рассматриваться как непрерывный процесс, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций [2]. Организационная составляющая должна обеспечивать соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью на протяжении всего обучения. Это позволит студенту овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы на основе полученных знаний.

Фактически, учебная практика представляет собой вид учебных занятий и предусматривает закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.