Научная статья на тему 'Мировой опыт развития курортных зон'

Мировой опыт развития курортных зон Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2063
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК РЕКРЕАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Самойлов Константин Иванович, Омаров Кореген Расилханулы

В данной статье проведены исследования развития рекреационных комплексов, формировавшихся с давних времен и до сегодняшних дней. Составлен сравнительный анализ курортных территорий на мировом рынке. Описаны современные методы проектирования зон отдыха. Авторами изложен ряд предложений по формированию рекреационных зон, опираясь на передовой опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт развития курортных зон»

АРХИТЕКТУРА

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КУРОРТНЫХ ЗОН Самойлов К.И.1, Омаров К.Р.2

'Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, ассоциированный профессор;

2Омаров Кореген Расилханулы — магистрант, факультет архитектуры, Казахская головная архитектурно—строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье проведены исследования развития рекреационных комплексов, формировавшихся с давних времен и до сегодняшних дней. Составлен сравнительный анализ курортных территорий на мировом рынке. Описаны современные методы проектирования зон отдыха. Авторами изложен ряд предложений по формированию рекреационных зон, опираясь на передовой опыт.

Ключевые слова: архитектурный облик рекреационных сооружений, планировочная структура курортных комплексов, современные тенденции развития рекреации.

УДК 712.23: 626.814(574)

Нарастающая значимость социальной интеграции и коммуникации в модернизации и быстродействии различных сфер деятельности современного населения способствует усилению актуальности исследования развития курортной зоны. Мировой уровень качества предоставляемых услуг по рекреационному отдыху стремительно возрастает. Такие привычные курорты международного класса, как в Турции, Тайланде и Египте, теряют своих посетителей, акцентируя свою деятельность только на высокой степени обслуживания и огромной площади гостиничных комплексов. Новые тенденции рекреационного отдыха обуславливают интерес туристического населения в поиске уединения и экзотики. Развитие рекреационных территорий происходит с давнего времени. Курорты пользовались популярностью не только у больных людей, но и у здоровых, которые приезжали за отдыхом, располагая достаточными для этого средствами. Одними из примеров древних курортных зон могут являться греческие Кос и Эпидавр или светская прибрежная зона отдыха Байи, располагавшаяся в Риме.

Курортом считается особо охраняемая территория, используемая и освоенная с целью оздоровления, лечения, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации, которые активно функционирует с природными лечебными ресурсами и располагают необходимыми для работы строительными объектами [1]. Расположения курортных зон предусматриваются как отдельно запроектированная обособленная территория, функциональная зона рекреационных городов и сел, за границами городских и сельских населенных пунктов, а также составная часть других поселений, обладающих курортно-рекреационными зданиями и сооружениями. Курортно-рекреационные объекты, располагающиеся в границах курортных зон, могут сливаться в курортные комплексы с объемно-планировочным решением [2].

Архитектурное определение курортных объектов обладает особыми требованиями. Основная цель архитектурного решения состоит в том, чтобы благоприятно влиять на психофизические характеристики здоровья человека, обеспечивая достаточно комфортные условия для пребывания на курорте. В начале 1920-х годов данную задачу поставили архитекторы советского периода, реконструируя особняки буржуазии и дворянства, бывшие усадьбы, украшенные колоннадами, портиками и широкими террасами, и запроектировав для них новое функциональное значение санаторных учреждений. В это же время их главными требованиями стали максимальная эксплуатация рельефа местности и выявление природного ландшафта в направлении речных, морских территорий или наиболее благоприятного и красочного ландшафта. В послевоенное время, в 1960 -70-х гг., архитектура курортной зоны характеризуется экранным строительством значительной протяженности, доминированием прямоугольных объектов из железобетона и стекла с ритмом из геометрических членений фасадных плоскостей. Также намечается популярность противопоставления объемно-планировочного решения рекреационных сооружений: пансионатов, домов отдыха, зданий санаториев, общекурортных зданий с постоянным проживанием людей. Особое внимание уделяют питьевым галереям, ванным зданиям, концертным залам, бассейнам, театрам, циркам и другим объектам общекурортного назначения, дополняющим архитектуру курортных зон. В 1970 - 80-х гг. часто встречающимся принципом застройки курортных южных прибрежных территорий, обладающие крутым рельефом, стала террасированная архитектура, включающая в себя обустройство

пространства эскалаторами, лестницами, фуникулерами, подвесными канатными дорогами и пандусами. На сегодняшний же день новым архитектурным решением становятся формирование курортных учреждений и благоустройства прилегающей территории, отвечающая современным требованиям, на местах старинных поселений в горной местности, не утратившие свой внешний облик. Социалистические страны применяют приемы объединения максимальной экономичности, современного класса комфортности и художественно-выразительной идее при интенсивном строительстве курортных ансамблей. В застройке курортных зон применяются принципы традиционной архитектуры и правила сочетания природного пейзажа и архитектуры [3].

С недавних времен лечебно-оздоровительный рекреационный отдых поддается значительным изменениям. Традиционные санаторно-курортные учреждения теряют особенность в концентрации лиц преклонного возраста и переходят на новый уровень многофункционального назначения рекреационных территорий для отдыха широкого круга посетителей. Схожими приемами передовой практики в формировании объемно-планировочного решения курортных объектов являются увеличение масштабов курортных комплексов, сохранение и рациональное использование окружающей среды. Достаточной уникальностью архитектурной составляющей прибрежных территорий Черного моря отличаются курорты Румынии - Эфория, Мамая и Мангалия. Они включают в себя домики деревенского типа, малоэтажные виллы и связанные друг с другом озелененными двориками и открытыми галереями высотные гостиницы. Курорты Болгарии отличаются тем, что кафе и рестораны проектируются при группах гостиничных комплексов, а кинотеатры, варьете и другие объекты строятся в общественных центрах и обслуживают весь курортный комплекс. Курорт Албена знаменит своей живописностью и пластической выразительностью, которые достигаются благодаря контрастному сочетанию различных по высоте рекреационных зданий и сооружений. Использующие элементы региональной и традиционной архитектуры, пригородные зоны отдыха Восточной Германии и Венгрии широко развивают сезонные виды отдыха, обеспечивая соответствующей планировочной застройкой. Также национальная архитектура просматривается в удачном примере ее реализации в туристической зоне отдыха Черногории Свети-Стефан. В рамках данного проекта был сохранен и использован внешний лик рыбацкого поселка XVIII в., который находится на скалистом островке и обстроен крепостной стеной, а интерьеры всех зданий и сооружений были отреконструированны и оснащены современной значительной степенью комфорта. В капиталистических странах на сегодняшний день архитектура курортных комплексов отличается направленностью к экзотической и экстраординарной планировочной структурой. В США, во Флориде, один из таких курортных комплексов был запроектирован на базе индейского поселения, где в региональный лик старой деревни гармонично внедряется огромный по масштабам отель-полис, оснащенный ультрасовременной системой зрелищных аттракционов и станцией монорельсовой дорожной инфраструктуры внутри здания. В Калифорнии в курортных районах предлагается обустройство прибрежных территорий зонами «аттракционной» туристической деятельностью, застраивая зоны отдыха подводными музеями с целью наблюдать за флорой и фауной морской среды. В будущем планируется активное использование водного пространства при проектировании курортных зон, например, строительство жилых зданий под водой. В Австралии, США, Японии и некоторых участках Южной Америки уже занимаются застройкой подводных парков, служащих базой для формирования прибрежных зон отдыха. В Марокко, на территориях пустыни, наблюдается строительство гостиничных комплексов в подземных пространствах [3].

При сравнительном анализе западной и восточной культур выявляется яркий контраст в целях и задачах, поставленных при формировании рекреационных зон. На западе целью развития рекреации является выявление художественно-выразительных принципов среды, а на востоке внимание акцентируется на психофизиологическом комфорте. Следствием этого появляется различие в планировочной структуре курортных территорий: в западной культуре распространена симметрично осевая планировка в смешанных или регулярных парках, а в Китае и Японии встречается пейзажная, ассиметричная структура, моделирующая естественный природный рельеф. Относительно экологического фактора на западе складывается система внедрения искусственных элементов в природный ландшафт и в последствие полностью заменяет окружающую среду на искусственную. На востоке же значительного успеха добилось органическое влияние новых элементов на окружающий пейзаж, исключая нанесения антропогенного ущерба на естественную среду.

Проведенный анализ показывает, что основополагающей задачей при застройке современных рекреационных объектов является концептуальное соподчинение их легендарному сценарию. Таким образом, существенным становится вопрос крупномасштабных рекреационных объектов периода СССР, заполняемость которых на данный момент составляет 15-20%. Появляется необходимость в перепланировке и модернизации архитектурной структуры. Пример благоприятного решения данных

97

проблем может стать реконструкция Пятигорского санаторного комплекса «Родник», заполняемость которого увеличилась до 120% [4].

Исследования современных тенденций развития курортных зон позволяют выделить следующие основные аспекты анализа:

- значительное формирование и развитие курортных комплексов оказали существенное влияние на социально-экономический уровень различных стран;

- значимое несоответствие формирования курортных ресурсов, которые отражаются в философских принципах проектирования ландшафтной среды и модернизации естественно-ландшафтных комплексов;

- развитие рекреационных ресурсов и технологий рекреации, рассматриваемые в качестве основного составляющего формирования экономического туристического сектора страны;

- уникальный облик рекреационных территорий формируют памятники истории и культуры, ландшафтные памятники и другие существенные курортологические ресурсы;

- требуется проведение необходимого анализа рекреационного потенциала, проектирование моделей совершенствования рекреационных ресурсов страны на основании исследования современных тенденций развития курортных комплексов с целью эффективного формирования туристического сектора.

В последнее время одним из современных методов проектирования курортных городов стало необходимое формирование единой планировочной градостроительной организации на базе слияния разобщенных жилых единиц с выделением естественных природных аспектов, обустройством комфортных условий при значительном сохранении и совершенствовании существующей городской инфраструктуры. Рекреационная территория, которая обладает структурированным терренкуром, должна улучшаться в контексте с существующим историческим сценарием. В условиях свободной локальной планировки архитектурных объектов необходимо соблюдение стандартов транспортно-пешеходной инфраструктуры, например, доступность зон отдыха и благоустройство пешеходными дорожками, ведущими к природному окружающему ландшафту.

Художественно-выразительная идея архитектурного облика курортного комплекса считается составным элементом ландшафтотерапии. Следовательно, предложениями, которые смогут благоприятно воздействовать на психофизиологические характеристики отдыхающих, смогут стать такие принципы проектирования, как: симметрия, уменьшения объектов в масштабе, выразительность архитектурных элементов, декора, фактурности и орнамента. В рекреационной среде не предполагается строительство крупномасштабных комплексов, которые не обладают соответствующей архитектурной отделкой [5]. Предлагается реконструкция объектов, обладающих вышеперечисленными факторами.

Проведенные исследования выявили проблему формирования и развития рекреационных объектов в контексте с окружающей средой на мировом уровне. Данный вопрос является многогранным, влекущим междисциплинарную задачу. Решение выявленной проблемы может основываться на внедрении современных тенденций развития не только рекреационной среды, но и смежных научных сферах деятельности. Анализ мировой практики в развитии курортных комплексов определил следующие основные принципы формирования рекреационной среды в РК: проектирование рекреаций с преимущественно многофункциональным значением, направленность на круглогодичное функционирование, поиск рациональных методов объемно-пространственных и планировочных решений с исключением негативного экологического влияния на окружающую среду, формирование индивидуальной художественно-пространственной идеи курортного облика страны. Появляется актуальность в преемственности сложившейся рекреационной планировочной структуры и ее модернизации с учетом национальных особенностей, вследствие которой возникает необходимость анализа и интеграции существенного исходного практического и теоретического материала.

Список литературы

1. Курорты. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.И. Чазов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 592 с.

2. Фоминых И.Л. Основы проектирования туристских, гостиничных и ресторанных комплексов // Учебное пособие - ВГУЭС: Владивосток, 2007. 104 с.

3. Морозова Н.В. Принципы и приемы архитектурного формирования прибрежных рекреационных комплексов в горных ландшафтах (на примере горного Алтая). Барнаул, 2012. 228 с.

4. Джум Т.А., Василенко Е.В. Проблемы развития наиболее перспективных курортно-туристских зон края// Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 2013. С. 31-35.

5. Терехова Г.Л. Философия архитектуры. ТГТУ: Тамбов, 2007. 55 с.

6. Омаров К.Р. Особенности освоения рекреационного потенциала Бухтарминского водохранилища. Издательство «Проблемы науки», 2017. 6 с.

К ИННОВАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

Г. АЛМАТЫ Исабаев Г.А.1, Тазетдинов З.Ф.2

'Исабаев Галым Абдыкаимович - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор; 2Тазетдинов Зинур Фуатович — магистрант, факультет архитектуры, Казахская головная архитектурно—строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена анализу существующих инновационных методов по модернизации транспортной инфраструктуры г. Алматы. Освещены основные вопросы в рамках развития устойчивого городского транспорта. Автором предложены меры по решению выявленных проблем. Ключевые слова: устойчивый транспорт, пешеходно-транспортная сеть улиц.

УДК 711.553 (574)

В связи с переходом Республики Казахстан на новую национальную концепцию «зеленой» экономики, прогнозам в значительном расширении границ города Алматы, выходом мегаполиса на международный уровень в организации крупных спортивных, культурных и мероприятий возникает вопрос о внедрении современных методов развития транспортной сети [1]. Актуальность модернизации существующей транспортной инфраструктуры определяет также нарастающий темп автомобилизации, высокий уровень загрязненности воздуха, рост экономических потерь вследствие неэффективного использования транспортной сети, значительное количество ДТП, длительные заторы, экологический урон и многие другие факторы.

Город Алматы, как и многие мегаполисы мира, страдает от негативных последствий субурбанизации и увеличения площади города. А именно, низкие показатели мобильности населения, ограниченная доступность общественного транспорта, проблемы с популяризацией пеших прогулок и велосипедного движения, рост количества расходуемого времени в пути, повышение стоимости на поездку и многое другое. До сегодняшнего дня были использованы такие экстенсивные методы борьбы с вышеизложенными проблемами, как обустройство города новыми парковочными участками, расширение размеров дорожного полотна и проектирование многоуровневых транспортных развязок. Указанным способам устранения транспортных проблем необходимы огромные экономические вложения, однако полного решения проблемы они не обеспечивают. Появляется необходимость в инновационных интенсивных методах в борьбе с транспортной ситуацией мегаполиса.

Также одной из главных проблем существующей транспортной инфраструктуры на сегодняшний день является ориентированность сложившейся транспортной политики на обеспечение благоприятных условий частному автомобильному транспорту. Данной тенденции свидетельствуют широкие полосы автомобильного движения, низкая стоимость топлива, нерегулируемая и зачастую бесплатная парковка в центре города и на ее периферии. Размеры и количество полос движения были рассчитаны с учетом автомобильного движения в часы пик, следовательно, при обычном повседневном темпе движения размер и их количество избыточны, что провоцирует высокую интенсивность движения. В то же время широкие размеры улиц позволяют вместить несколько видов транспорта одновременно. Интенсивная скорость движения, низкое качество пешеходной сети, сложные перекрестки в оживленных участках города, низкий приоритет подземных переходов обуславливают труднодоступность пешеходных зон. С целью реорганизации существующей транспортной сети необходимо перераспределить соотношение элементов городского пространства, отдавая предпочтение пешеходам, велосипедистам, маломобильному населению и общественному транспорту [2].

Несмотря на сложившийся ряд проблем транспортной сети, на сегодняшний день наблюдается значительные благоприятные изменения по улучшению существующей ситуации в городе. Одним из масштабных городских событий стал запуск первой линии метрополитена, функционирующий с 2011 года. На этот же период приходится разработка стратегии устойчивого развития городского транспорта для города Алматы, которая была создана при финансовой поддержке Глобального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.