Научная статья на тему 'Мировой опыт профилактики конфликтов в системе образования'

Мировой опыт профилактики конфликтов в системе образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION METHODS / SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

В статье анализируется мировой опыт профилактики конфликтов в мировой системе образования. Рассматривая профилактику как социально-педагогическое явление, автор определяет ее как комплекс методов, ориентированных на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков и молодежи. В статье раскрываются цель, задачи, методы и субъекты профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт профилактики конфликтов в системе образования»

(НСПК), то она рассчитана только на внутреннее потребление и, естественно, за границей, использовать ее не представляется возможным.

Существуют и проблемы следующего характера. Попавшие под введенные США и Евросоюзом санкции российские банки не могут заказать у изготовителей пластиковые карты международных систем Visa и MasterCard для использования во внутрироссийских расчетах через Национальную систему платежных карт (НСПК).

Трудности с заказом пластиковых карт реально существуют, так как некоторые банки не могут получить разрешение Visa и MasterCard на выпуск новых карт и перевыпуск старых, срок действия которых заканчивается. Из-за этого невозможно обратиться за пластиком на заводы, работающие в России и сертифицированные международными платежными системами.

У банков должна быть лицензия международной платежной системы на выпуск и эквайринг карт, пояснил член совета директоров ООО «ВЛМ-Инвест» Дмитрий Вишняков. На каждую эмиссию банк получает разрешение в платежной системе, которая регистрирует новые бины, дизайн карты и только потом заказывает пластик. В этой истории пластик — второстепенное дело, главное — получить разрешение от платежной системы. Понятно, что санкционные банки его получить не могут, так как Visa и MasterCard запрещено взаимодействие с банками, находящимися под санкциями».

Весной 2014 года Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, эмитированных рядом российских банков, подпавших под санкции США и ЕС. В марте 2014 года международные платежные системы VISA и MasterCard заблокировали проведение платежных операций по картам Собинбанка (100 % его акций принадлежит также подпавшему под действие санкций банку «Россия», крупнейшим акционером которого является Юрий Ковальчук). Позднее работоспособность карт удалось частично восстановить — расчеты по ним стали возможны благодаря межхостовым соединениям, созданным Собинбанком с не подпавшими под санкции банками: в этом случае информация о транзакциях не передается в международные платежные системы, а циркулирует между банками.

Литература

1. Стратегия развития национальной платежной системы, одобрена Советом директоров Банка России (Протокол № 4 от 15 марта 2013 года) // Вестник Банка России, 2013. № 19 (1415). С. 31-34.

2. Чижикова Э. С. Формирование национальной платежной системы РФ. [Электронный ресурс]: Бизнес в законе, 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-natsionalnoy-platezhnoy-sistemy-rf/ (дата обращения: 16.06.2016).

World experience of prophylaxis of conflicts is in the system of education Gordeeva D. (Russian Federation) Мировой опыт профилактики конфликтов в системе образования Гордеева Д. С. (Российская Федерация)

Гордеева Дарья Сергеевна / Gordeeva Darya — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики, управления и права, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье анализируется мировой опыт профилактики конфликтов в мировой системе образования. Рассматривая профилактику как социально-педагогическое явление, автор определяет ее как комплекс методов, ориентированных на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков и молодежи. В статье раскрываются цель, задачи, методы и субъекты профилактики. Abstract: in article the modern system of preventive maintenance of conflicts in an education system. Considering preventive maintenance as the socially-pedagogical phenomenon, the author defines it as a complex of the methods focused on the prevention of deviating behaviour of an individual. The article reveals problems, methods and subjects of preventive maintenance.

Ключевые слова: конфликт, профилактика, социально-педагогическая профилактика, методы профилактики.

Keywords: the conflict, prevention, social-pedagogical prevention, prevention methods.

В современных условиях возрастают роль и значение эффективного социального управления в различных сферах человеческой деятельности. Своего изучения требуют условия возникновения и регулирования социальных конфликтов.

К сожалению, работники системы образования часто сами занимают пассивную позицию в конфликте, предпочитая их не замечать или уклоняться, полагаясь на случай или действия третьей стороны, что снижает эффективность регулирования социальных конфликтов. Возникновение наряду с легитимными формами (митинг, забастовка и др.) акций протеста и деструктивных форм (голодовка, бойкотирование, суицид и др.) связано с тем, что существующие методы, механизмы регулирования социальных конфликтов в системе образования не позволяют позитивно разрешать проблемы работников правовыми способами. Исследованию этих механизмов уделяют внимание как зарубежные, так и российские учёные. Однако управление конфликтами в системе образования изучено недостаточно. Социально-психологический и управленческий анализ социальных конфликтов на уровне профессионального образования необходим в силу его чрезвычайного многообразия и существенного влияния на общественные процессы.

Конфликты являются объектом изучения политологии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии, философии, математики и являются непосредственным и основным предметом изучения особой социологической дисциплины - конфликтологии.

Будучи одной из фундаментальных социальных теорий XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть, воспринята и использована современной теории образования; ибо конкуренция и, как следствие, конфликт лежат в основе всех видов и форм социальных взаимодействий.

По мнению Л. Т. Кожамкуловой, в рамках профессионального образования конфликт можно рассматривать на нескольких уровнях:

1) Конфликт как фундаментальный социологический;

2) Конфликт как теория среднего уровня - позволит работнику образовательной сферы использовать те или иные теории конфликта как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий;

3) Конфликт как сумма технологий профилактики, диагностики, разрешения и управления конфликтом [3, 233 с.]. Эффективность урегулирования конфликтов в профессиональной деятельности работника образования во многом зависит от его личностно-компетентных качеств, и в этой связи, мы считаем необходимым выделить конфликтологическую компетентность работника образовательной сферы как составляющую профессиональной деятельности и обосновать ее с точки зрения компетентностного подхода, проблемами которого занимались многие исследователи, как зарубежные (О. Л. Жук, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, А. В.Хуторской и др.), так и отечественные (Б. Т. Кенжебеков, Н. Э. Пфейфер, М. В. Семенова, Ш. Т. Таубаева, Н. Д. Хмель и др.). Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики, являются: предохранение, предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль.

Рассматривая профилактику как социально-педагогическое явление, определим ее как комплекс методов, ориентированных на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков и молодежи. Социально-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психологопедагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности [1, с. 17].

Существуют различные определения термина «конфликт», но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей [2, 19].

Конфликт (лат. сопШс1и - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [4, с. 64].

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - ведущие к конфликту непосредственно.

Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» — их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных [4, с. 267].

Все выделенные функции сформированности конфликтологической компетентности в профессиональной деятельности взаимосвязаны, однако степень их воздействия на развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы динамична, она изменяется в зависимости от этапа становления у работника образовательной сферы конфликтологической компетентности и от уровня ее сформированности.

Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение, достичь конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Эффективность медиаторства определяется особенностями и характером деятельности третьей стороны. Среди них выделяют:

• заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;

• наличие знаний и профессиональных качеств, обеспечивающих успешное проведение процесса урегулирования конфликта, а также способности убеждать;

• наличие достаточного опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом;

• знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Ее цель - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Литература

1. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Г. С. Бережная; Рос. гос. универ. Калининград, 2009. 43 с.

2. Захорчук Л. А. Управление конфликтами в системе образования: автореф. дис. ... канд. соц.наук: 10.00.05 / Л. А. Захорчук; Московский гос.универ. М.: МГУ, 2006. 27 с.

3. Привалихина Т. И. Уровень и содержание конфликтологической компетентности как образовательный эффект начальной школы: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Т. И. Привалихина; Красноярский гос.универ. Красноярск, 2014. 28 с.

4. Георгян А. Р. Психолого-педагогические условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе отношений «учитель-ученик»: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / А. Р. Георгян; Северо-Осетин. гос. универ. Владикавказ, 2012. 23 с.

5. Рыданова И. И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И. И. Рыданова. Мн.: Дизайн ПРО, 1998. 80 с.

6. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер Принт, 2004. 221 с.

7. Самсонова Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Н. В. Самсонова; Рос. гос .универ. Калининград, 2003. 38 с.

Problems of functioning of leasing companies in Russia Bisultanovа A.1, Magomadovа M.2 (Russian Federation) Проблемы функционирования лизинговых компаний в России Бисултанова А. А.1, Магомадова М. М.2 (Российская Федерация)

'Бисултанова Аза Айндиевна /Bisultanova Aza — кандидат экономических наук, доцент; Магомадова Мадина Мовсаровна /Magomadova Madina - старший преподаватель, кафедра банковского дела, Институт экономики и финансов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье авторы приводят анализ функционирования лизинговых компаний в России. Делают акцент на основных факторах, мешающих полноценному функционированию лизинговых компаний в России.

Abstract: in this article the author gives the analysis of the functioning of the leasing companies in Russia. It focuses on the major factors that hinder the full functioning of the leasing companies in Russia.

Ключевые слова: лизинг, лизинговая компания, финансовая аренда. Keywords: leasing, leasing company, financial lease.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.